Контрольный тест в формате ЕГЭ по русскому языку Лексические нормы.
Материал для проведения контрольной работы по русскому языку в формате ЕГЭ для 10-111 классов. Лексические нормы.
2 варианта заданий с ответами
1.Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры — очертания?
а) Омонимы в) Паронимы
б) Синонимы г) Антонимы
2. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
а) Шёлковая рубашка в) Шёлковые волосы
б) Горячий кофе г) Золотые часы
3. В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?
а) Часы идут в) Человек прошёл
б) Дождь прошёл г) Век прошёл
4. В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении?
а) Глухое недовольство в) Глухой согласный
б) Глухой к просьбам г) Глухой старик
5. В каком примере слово ЯЗЫК употреблено в прямом значении?
а) Язык распустить в) Злые языки
б) Языки пламени г) Вкусный заливной язык
6. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
а) Мы знакомы домами. в) Родина – наш общий дом.
б) В одном переулке стояли дома. г) Летом мы были в доме отдыха.
7. В каком предложении слово ГОЛОВА употреблено в прямом значении?
а) Он у нас всему делу голова. в) Он человек с головой.
б) Голова пехотной колонны. г) Надел шляпу на голову.
8. В каком ряду все слова являются разговорными?
а) Кассирша, раззява, картофель в) Жадина, картошка, притон
б) Дикторша, охламон, весельчак г) Электричка, старьёвщик, неразбериха
9. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?
а) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.
б) За китайским кварталом следует новая жилищная часть европейского города.
в) Сэру пришлось заняться жилищными проблемами.
г) Наше жилищное законодательство требует внесения поправок.
10. В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово ледяной?
а) Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.
б) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.
в) Он произнёс эти слова ледовым голосом.
г) Изменение ледовых условий в арктических морях представляет большой научный интерес
ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(в формате ЕГЭ)
Учени_____ 10 ____ класса
Тест для подготовки к сдаче к ЕГЭ направлен на повторение информации, необходимой для сдачи экзамена, и отработку навыка работы с тестовым материалом.
Внимательно читайте задание и указывайте ответ (слова, сочетания слов или цифры) без запятых на специально оставленной для этой цели строчке. Задания можно выполнять в любой последовательности, исправления допускаются.
Задания с 25 по 28 отличаются по формулировке от предложенных в бланках ЕГЭ и носят подготовительный характер.
Работа рассчитана на 3 часа (180 минут). Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
тест PDF / 929.73 Кб
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(5) Монах Илья Муромец причислен к лику святых.
(6) Настоящий Илья тоже был знаменит своей огромной физической силой, богатырским сложением и воинскими победами. (7) Но князю Владимиру он не мог служить, потому что жил на 200 лет позже.
Укажите два предложения, в которых верно передана информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Прототип былинного героя преподобный Илия жил на два века позже князя Владимира; он и в самом деле долго не мог ходить.
Человек, которого иногда называют прототипом Ильи Муромца, не мог им быть, так как жил на два века позже, чем была сложена былина.
Реальный Илья Муромец страдал болезнью позвоночника, а поэтому не мог пойти на службу к князю Владимиру.
Прототип Ильи Муромца на самом деле был по происхождению киевлянином, поэтому он и ушел в Киево-Печерскую Лавру.
Былина перенесла жившего на 200 лет позже реального Илью Муромца, который долго не мог ходить из-за болезни, затем стал богатырем, а позже – монахом, в излюбленное время сказителей – правление князя Владимира Красное Солнышко.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание
В то же время,
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения
слова СИЛА. Определите значение, в котором это
слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной
СИЛА, -ы; ж. 1. обычно ед. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Мышечная с. С. рук, ног. Недюжинной силы кто-л. С. борца, атлета, кузнеца. Медвежья, геркулесова, богатырская с. 2. (обычно с опр.). Способность человека выдерживать большие психологические нагрузки или проявлять в полной (высшей) степени свои умственные наклонности и душевные состояния, свойства. Духовная с. личности. Нравственные, душевные силы народа. Пробудить в ком-л. творческие силы. Почувствовать всю силу чьей-л. тоски. 3. только ед. Способность производить какую-л. работу; энергия, мощность. Подъёмная с. машины. С. падающей воды. Центробежная, центростремительная с. С. тяжести. 4. только ед. Правовая или финансовая действенность чего-л.; правомочность. Покупательная с. рубля. Утратить платёжную силу (о денежных знаках, ценных бумагах и т.п.). Документ не имеет юридической силы. (люди). Уничтожить живую силу противника 5. Спец. Величина механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию. Единица силы. Магнитная, электрическая с. С. упругости.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Обладая несомненным АРТИСТИЧЕСКИМ даром, Маяковский с успехом снимался в кино.
Ученым известны даже ЕДИНИЧНЫЕ случаи нападения крокодилов на местных жителей, но чаще всего они бывают спровоцированы именно людьми.
В такую погоду разумнее ОДЕТЬ не пальто, а шерстяной свитер с ветровкой: если станет слишком жарко, лишнее можно снять.
Вокруг проплывали нарядные ЛЕСИСТЫЕ берега.
КОНСКИЙ волос идет также на изготовление смычков для игры на струнных инструментах.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
не более ТРОИХ девушек
с ПЯТЬЮСТАМИ партами
с ИХ собакой
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Это было что-то никогда (НЕ)ПОНИМАЕМОЕ им прежде.
Чашка, к счастью, оказалась (НЕ) СТЕКЛЯННАЯ.
Он, однако (НЕ)ОЧЕНЬ расстроился из-за проигрыша.
Старуха была просто (НЕ)СЛЫХАННО глупа!
Я давно (НЕ)БЫЛ в этих краях.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Можно сказать, что (В)ТЕЧЕНИЕ какого-то времени Обломов (ВСЁ)ЖЕ начал проявлять активность.
(ЧТО)БЫ он ни говорил, я (ПО)ПРЕЖНЕМУ был уверен в своей правоте.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ я (НЕ)РАЗ убеждался в его правоте.
И всё-таки (С)НАЧАЛА мы решили подняться (НА)ВЕРХ горы.
В конце концов он (ТО)ЖЕ начал (ПО)НЕМНОГУ понимать своего учителя.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Занесе(1)ый снегом двор, увиде(2)ый Петром ра(3)им утром сквозь неплотно занавеше(4)ое окно, так обрадовал боль(5)ого, что он радостно рассмеялся.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Уже с начала сентября сыпал мелкий снег и на лужах по ночам появлялась корочка льда.
2)Пёс заметил Ольгу и Артёма и направился прямо к ним.
3)Но лес и луг дома и дорожки уже искрились мелкими блестками инея.
4)Темнота быстро накрыла город и далекие звезды высыпали светящейся пылью.
5)Утро наступало холодное и росистое.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мальчик (1) сидевший на пирсе (2) болтая ногами (3) и что-то напевая себе под нос (4) внезапно вскочил и куда-то помчался.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на
месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наедине с тобою(1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят (4)
Мне остается жить!
В 1824 году (1) А.С. Грибоедов заканчивает окончательный вариант своей (2) прославленной комедии (3) «Горе от ума» (4) полный текст (5) которой (6) был опубликован лишь в 1861 году.
Мы лишний раз убеждаемся (1) что (2) если стихотворение посвящено назначению поэта (3) то все авторы пишут о силе слова (4) и его способности влиять на нравственность людей.
Причитайте текст и выполните по нему задания 20 — 28
(1) Эмиль Гилельс был на гастролях в Вологде и, знакомясь с достопримечательностями города, осматривал Софийский собор, что стоит на Соборной горке, красуется по-над Вологдой-рекой и в ясную погоду куполами отражается в ней.
(2) Строили собор во времена Ивана Грозного, и вышел с ним будто бы казус совершенно неожиданный и негаданный. (3) Во время осмотра и перед освящением его на Ивана Грозного, царя суеверного и подозрительного, обрушился сверху изрядный пласт штукатурки.
(4) Царь сразу же из Вологды уехал и по этой или по какой другой причине дивной красоты и благолепия собор Святой Софии остался холодным.
(5) Даже в середине лета в огромном соборе студено и гулко. (6) И вот ходит знаменитый маэстро по храму, дивуется на фрески, писанные будто бы учениками самого Дионисия или даже под его руководством, и все потирает да прячет руки, отыскивая им теплое место. (7) Забудется, засмотрится, затаив дыхание, на творения дивных мастеров и опять начинает руками суетиться — то под мышками их зажмет, то в карманы спрячет, а все нет грева. (8) Сопутники его из музыкантов, из местных интеллектуалов не обращают внимания на неладность, происходящую с гостем, а вот старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма, заметила.
— (9) Поце, милый, рукам место ищошь? (10) Мерьзнут?
— (11) Мерзнут, бабушка, мерзнут. (12) А мне вечером играть. (13) Нельзя руки остужать.
— (14) Дак вот возьми мои рукавички. (15) Возьми, возьми, болезнай. (16) Оне хоть и в латках, но чистые — я их кажну неделю мою.
(17) Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, согретые своими руками, на бесценные руки пианиста, и маэстро ожил, повеселел, долго еще оставался в Софийском соборе — там есть чего смотреть, говорят, одних фресок около пяти тысяч метров.
(18) Уходя из собора, Гилельс вернул бабушке рукавички и, приложив ладонь к левой части груди, поклонился ей легко и элегантно, как это умел делать только он, без заискивания и ужимок:
— (19) Благодарю вас, родимая! (20) Вы очень, очень мне помогли.
(21) Этот случай мне рассказала работница и заботница вологодского музея Ирина Александровна Пятницкая. (22) Недавно ее не стало, и Эмиля Гилельса уже нет, давно уж нет на свете и бабушки-привратницы — помянем же их добрым словом и пожелаем всем Царствия Небесного — каждый из них умел делать добро на своем месте и служил ему в меру своих сил.
Виктор Астафьев – выдающийся русский писатель, автор романов «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Пастух и пастушка» и других.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Эмиль Гилельс – известнейший советский пианист – приехал в Вологду специально, чтобы осмотреть фрески Софийского собора.
Софийский собор в Вологде был построен во времена Ивана Грозного, а расписывали его ученики великого Дионисия.
Эмиль Гилельс хотел осмотреть собор, но у него сильно мерзли руки, а выдающийся пианист не мог этого допустить, ведь вечером у него был назначен концерт.
Сотрудники музея заметили, что у музыканта мерзнут руки, и заведующая подарила ему свои перчатки.
Роспись Софийского собора не сохранилась до наших дней, так что смотреть в нем фактически нечего.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 представлено повествование с элементами описания.
2) В предложениях 4 — 7 представлено рассуждение.
3) Предложение 18 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 17.
4) Предложение 20 противоположно по смыслу предложению 19.
5) Предложение 21 содержит общее пояснение ко всему тексту.
Из предложений 2 — 7 выпишите слово со значением: «Почетное название крупных деятелей в различных областях искусства (композиторов, дирижеров, живописцев и др.).».
Среди предложений 1 — 6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Автор рассказывает историю, приключившуюся в Вологде с прославленным пианистом Эмилем Гилельсом, как притчу. Эпический, притчевый тон он создает с помощью таких синтаксических средств выразительности, как А ________(предложения 15, 20) и Б_____________ (например, в предложениях 2: «казус совершенно неожиданный и негаданный», 8: «старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма» и многие другие). Особый колорит придают повествованию и лексические средства: В______________ («благолепие», «творения» и др.) и Г__________(«поце», «болезнай», «в латках» и др.)
7) диалектные слова
8) возвышенная лексика
Сформулируйте проблему текста (на какой важный для него жизненный вопрос отвечает автор своим текстом)
Прокомментируйте эту проблему (как, с использованием каких примеров, рассуждений и проч. ставит автор данную проблему)
Какова позиция автора по данной проблеме?
Согласны ли Вы с автором? Приведите два аргумента в подтверждение своего мнения.
к заданиям 1-24
Задания с 25 по 28 являются подготовительными для обучения созданию эссе в формате ЕГЭ, поэтому ответы на эти вопросы могут быть разные.
Варианты ответа на вопрос 25: проблема внимания к человеку, любви к красоте, родства душ и т.д.
Спецификация и кодификатор
к промежуточной аттестации по русскому языку
за курс 10 класса
Данная тестовая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня
подготовки обучающихся 10 класса к ЕГЭ и в целях их перевода в 11 класс
2. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы.
Содержание материалов промежуточной аттестации по элективному предмету
определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного
стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования от 05.03.2004 № 1089
3. Подходы к отбору содержания и структуры.
Промежуточная аттестация охватывает содержание Программы по русскому языку к
учебнику «Русский язык 1011 классы» (Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин,
М.А.Мищерина), М.: «Русское слово», 2012Данный тест составлен в форме заданий ЕГЭ
и проверяет знания учащихся в объёме изученного материала.
4. Характеристика структуры и содержания итогового теста
Тест состоит из 19 заданий с кратким ответом. Ответ на задания даётся соответствующей
записью в виде слова, словосочетания, цифры или последовательности слов, цифр
Задания относятся к базовому уровню сложности. Задания 1819 относятся к
повышенному уровню сложности.
Варианты 1 и 2 итоговой работы равноценны по трудности, параллельны по
Распределение заданий по основным содержательным разделам курса
Морфемика и словообразование
Распределение заданий по проверяемым элементам содержания
Проверяемые элементы содержания
Синтаксические нормы (грамматические нормы)
Определение главной информации текста
Средства связи предложений в тексте
Определение лексического значения слова
Лексические нормы (употребление паронимов)
Правописание суффиксов (кроме Н
Правописание личных окончаний глаголов и
Правописание НЕ с разными частями речи
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Устойчивые сочетания слов
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого задания базового уровня учащийся получает 1 балл. За
неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение заданий
повышенной трудности учащийся получает от 0 до 3 баллов (задание 18), от 0 до 4 баллов
(задание 19) – по 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов,
которое может набрать учащийся, правильно выполнивший все задания,
6. Время выполнения работы.
На выполнение экзаменационной работы отводится 40
7. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
градация, антитеза, оксюморон
оксюморон, антитеза, градация
Играть первую скрипку
Голову даю на отсечение
Где собака зарыта
Под счастливой звездой
Итоговый тест по русскому языку. 10 класс.
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Находясь на эскалаторе,
1) запрещается садиться на ступени;
2) держитесь за поручни;
3) есть простые правила, которые нужно соблюдать;
4) левый ряд должен быть свободен.
Прочитайте текст и выполните задания 3
(1)Водоросли – главные производители органических веществ в водной среде, однако если в воде
их слишком много, то имеющийся в ней кислород потребляется ими полностью и не достаётся
рыбам и животным. (2)Многие обитатели подобных водоёмов погибают изза нехватки
3. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в
1) Основной источник пищи всех водных животных – водоросли.
2) Причиной гибели подводной фауны может стать переизбыток водорослей, которые поглощают
весь кислород в воде.
3) Большое количество водорослей – основного источника пищи для подводных обитателей –
может стать причиной их гибели животных и рыб, вызвав нехватку кислорода в водоёме.
4) основной источник пищи подводных животных и главный производител
органических веществ в водной среде.
5) Водоросли могут погибнуть, если имеющийся в воде кислород будет полностью потреблён
живущими в водоёме рыбами и животными.
4. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем
(3) предложении текста? Выпишите это слово.
Например, Кроме того, Однако, Хотя, Таким образом,
5. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК.
Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)предложении текста.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Родник, ключ. Горячий И. Минеральный И.
2) То, из чего берётся, черпается что-л. И. повышения доходов. И. просвещения и свободомыслия.
3) Тот, кто даёт, сообщает какиелибо сведения. Сведения из верного И.
4) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование (спец.).
Древнейший письменный И.
6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Запишите это слово и
1. Хороший стратег умеет спокойно ВЫЖИДАТЬ удобного момента, обладает замечательной
ситуационной интуиции и всегда действует с учётом изменившихся условий
2. Чтобы ВОСПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в
3.Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя
4.Незадачливый путешественник, бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на быстро темнеющее небо,
направлялся к своей хижине.
7. В одном из приведенных ниже форм допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ЛЯГТЕ на пол ИХ работа горячие СУПЫ
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите
заж..гает заг..реться аккл..матизация
9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите
10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти
с..трудничать, з..черкнуть без..ядерный, зав..южило ра..хожий, в..плыть
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
изюм..нка заворач..вать
12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
(НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.
Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с
ними может стать началом долгой дружбы.
В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать подружески.
Застройка СанктПетербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то,
чтобы её рассматривали сверху.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для
него в жизни главным.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому
(ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и
(ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно
оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ)
флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием
фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях
писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
16. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над
1) надпись, надуманный, надоедать
2) надрез, надомница, надувной
3) надломленный, надкусить, надсечка
4) надрубка, надрываться, надежность
17. Выпишите слово, образованное приставочно
Если бы они знали, что у меня внутри делается! Пусть никто не знает, что мне страшно. Но
себето самому я могу сказать правду?
18. Определите средства художественной выразительности в примерах:
1) И скучно, и грустно, и некому руку подать.
2) Где стол был яств, там гроб стоит.
3) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
19. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. Запишите фразеологизмы в исправленном
1. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку.
2. Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов.
3. Я вам зуб даю на отсечение, зачёт вы не сдадите.
4. Русские войска совершили победу.
1. В каком ряду верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Обладая чудесным пламенем,
1) об античном мифе известно всем и сегодня;
2) у титана Прометея возникла мысль помочь людям;
3) в мифах Древней Греции упоминается много имен реальных исторических деятелей;
4) люди перестали подчиняться небожителям.
(1)Не всегда Русь была единым государством. (2)Долгое время она состояла из отдельных
княжеств, управляемых князьями, которые враждовали между собой, воевали, отнимая друг у
в одно могучее государство.
1Русское государство возникло в результате длительных войн князей, каждый из которых
защищал свои земли.
2Долгое время отдельные русские княжества враждовали между собой.
3) После объединения отдельных княжеств, раньше враждовавших между собой, Русь стала
4) Объединение русских земель произошло быстро.
5) Русь как государство возникла в результате объединения разрозненных княжеств, долго
враждовавших между собой.
4. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем
(3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
при этом но хотя несмотря на это кроме того
5. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ.
Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста
1) Третья от Солнца, обитаемая нами планета.
2) Территория с угодьями, находящаяся в чьёмто владении. Аренда З. Собственность на З.
3) Суша, земная твердь. Земли с корабля не было видно.
4) Почва, грунт, поверхность. Пахать З. Сесть на З.
5) -бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Песок с землёй. Комок
6) Страна, государство, вообще какаял. большая территория. Родная З. Русская З. Чужие земли.
7) Устарелое название буквы «З».
1) К новогоднему празднику младшие школьники изготовили замечательные ПОДДЕЛКИ.
2) Удивительные по красоте названия селений этого края соответствуют живописной местности с
НЕОГЛЯДНЫМИ просторами полей и огромными голубыми озёрами.
3) Наездник достиг песчаной полосы и, прежде чем спрыгнуть с коня, осторожно ВЫСВОБОДИЛ
перевязанную ногу из стремени.
4) Мальчик ОБХВАТИЛ дерево руками и сначала повис на могучем стволе, а затем, отталкиваясь
от него ногами, стал ловко карабкаться вверх.
КОЛЫШЕТ квалифицированные ЛЕКТОРЫ ИХ мнение
в ДВУХ ТЫСЯЧИ ЧЕТВЁРТОМ году ПЯТИСТАМ ученикам
накл..ниться м..ханизм др..знящий вн..мание нар..совать
покр..снение т..оретически попл..вок удл..нённый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?
застенч..вый присва..вать над..вать обнюх..вать плать..це
12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
обид..шь движ..мый изменя..мый ненавид..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
Сидите смирно, а (не)то позову директора.
(Не)взирая на привычку пренебрегать игрой на народных музыкальных инструментах, фрейлины
с удивлением и интересом прислушались к звукам.
Отнюдь (не)приятно было вспоминать всё, что Григорий пережил в последние месяцы.
Валентин шёл, (не)смотря себе под ноги.
В лёгкой сиве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, роли обка.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного
Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ
(С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она (ТОТ)ЧАС же
(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них
мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
Дли(1)ый ряд неда(2)ых картин в стари(3)ых рамах, разша(4)ых по некраше(5)ым стенам, ра
довал глаз буйством красок.
1) огрубелый, оглядеться, оглобля
2) огарок, огнедышащий, огорчительный
4) оглашать, ограничительный, огуречный
17. Выпишите слово, образованное приставочным способом.
Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не
существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом.
2) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
3) Мы вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.
1. Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодёжи имеет наша литература.
2. Так вот где собака порылась!
3. Нашему герою всё удаётся, должно быть, он родился под счастливой луной.
4. Я поднял тост за моих далёких друзей.
Спецификация заданий контрольной работы по русскому языку в 10 классе
Пояснительная записка 10 класс
Контрольная работа предназначена для обучающихся 10 класса как базового, так и профильного уровня в форме тестовой работы.
Тест составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней. Данный тест построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала по русскому языку.
Контрольные измерительные материалы позволяют оценить качество подготовки по русскому языку обучающихся 10 класса с целью установления уровня освоения учащимися учебного материала за 5-9 классы. Тексты заданий предлагаемой модели контрольной работы в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным в Федеральный перечень. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных мероприятий по предмету.
2. Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов
Содержание и основные характеристики диагностических материалов определяются на основе следующих документов: – Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089). – О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования и науки РФ от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Структура КИМ ЕГЭ
КИМ содержит 18 заданий с кратким ответом. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание -26 баллов.
4.Перечень элементов содержания, проверяемых на административной контрольной работе (тест) по русскому языку в формате ЕГЭ
В КИМ предложены разновидности заданий с кратким ответом:
– задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов
из предложенного перечня ответов.
5. Время выполнения диагностической работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
6. Содержание и структура административной работы .Комплект содержит 2 варианта, разработанных по единому плану. Каждый вариант состоит из 18 заданий. С выбором верного ответа или с кратким ответом. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности. Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице:
7.План административной контрольной (диагностической) работы по русскому языку в 10 классах Используются следующие условные обозначения: Б – задание базового уровня сложности, П –задание повышенного уровня сложности. Коды КТ приведены в соответствии с кодификатором ФИПИ
Для оценивания результатов выполнения работ учащимися наряду с традиционной отметкой «2», «3», «4» и «5» применяется и ещё один количественный показатель – общий балл, который формируется путём подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение работы. Каждое задание оценивается в 1 балл, за 5 задание – 5 баллов , за 13 задание 2 балла, за 18 задание 4 балла ,таким образом, за работу обучающийся может набрать максимальное количество баллов – 26 баллов . За выполнение административной работы учащиеся получают школьные отметки по пятибалльной шкале.Оценивание работ может дифференцироваться в зависимости от уровня учебных возможностей класса.
Шкала перевода набранных баллов в отметку:
«5» -26-24 балла;
«4» — 23-20 баллов;
«3» — 19-16 баллов;
«2» — 15- 0 балла.
Контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ 10 класс.
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. слИвовый включИшь ерЕтик отдалА завИдно
2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Бабушка с ИГРИВОЙ ворчливостью пеняла внуку.
По итогам года лучшие показатели у ПРОИЗВОДСТВЕННОГО коллектива химического завода.
Сестра вбежала в палату, и ВЗДОХ облегчения вырвался из её груди.
ИСКУСНЫЕ руки переплётчика одели книгу в нарядную одежду.
Яркое лето быстро пролетело, оставив несгладимые впечатления о БЫВШИХ радостных моментах.
3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
«Поделись праздником со всеми!» — таков ведущий лейтмотив фотовыставки «Россия – Родина моя».
4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ факт пара КРОССОВОК квалифицированные РЕДАКТОРЫ
свыше ПЯТИДЕСЯТИ тысяч погода без ЗАМОРОЗОК
5.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры под буквами: АБВГД
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) в..трина, д..ректор, г..ниальный; 2) в..кцина, ор..шение (болот), разб..рать;
3) проч..тать, воспом..нание, изб..рательный (участок);
4) приг..рающий, бл..стящий, соч..тание; 5) ск..чок, пл..вец, р..стение
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сош..ют, пас..янс, сверх..естественный
2) пр..чудливый, пр..беречь, пр..волжский
3) поз..прошлый, н..сыпать, пр..образ
4) ра..жимать, и..рисованный, пере..данный (экзамен)
5) в..скликнул,не..бнесённый, пр..вожать
8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разборч..вый, успока..вать 2) замш..вый, эмал..вый
3) устойч..вый, отходч..вый 4) запот..вать, увид..л
5) работн..ца, обид..л
9. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) паш..щий, кудахч..щий 2) размолот..шь, распева..шь 3) преобража..мый, очаровыва..шь 4) обеспоко..нный, почист..вший 5) слыш..шь, запомн..вший
10. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Страховка на этом аттракционе показалась нам вовсе (НЕ)НАДЁЖНОЙ.
Мы гуляли, (НЕ)ОБРАЩАЯ никакого внимания на моросящий дождь.
Памятник показался нам высоким, хотя высотой был (НЕ)БОЛЕЕ полутора метров.
Пакет был (НЕ)ТЯЖЁЛЫМ, однако к концу пути Андрей сильно утомился.
(НЕ)ПЧЕЛА ли тебя укусила?
11. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Через минуту выяснилось, что Николай Васильевич является доктором исторических наук, (ТО)ЕСТЬ человеком интеллигентным, и следовательно, Елена Наумовна не ошиблась, решив иметь с ним дело (НА)ПРЯМУЮ. В ТО(ЖЕ) время явственно почувствовал, что всё это очень не (ВО)ВРЕМЯ. В таком случае я должен заявить, что я снимаю с себя всякую ответственность, если (В)СЛЕДСТВИЕ незнакомства с предшествующей перепиской, а ТАК(ЖЕ) неудачного подбора личного состава произойдет катастрофа. Алёша ДА(ЖЕ) не всерьёз, а с трепетом человека, причастного к таинству, считал себя везучим и волновался, что везение может уйти ТАК(ЖЕ) беспричинно, как и было дадено. Наверно, там можно было бы укрыться, ТАК(КАК) стрелы и ядра с башни туда ВРЯД(ЛИ) залетали.
12. Укажите все цифры, на месте которых пишутся НН.
Все были чрезвычайно взволнова(1)ы происходящими таинстве(2)ыми и даже потусторо(3)ими событиями, в ту ночь вновь никто не сомкнул глаз, путешестве(4)ики прислушивались к стра(5)ым стукам из гости(6)ой, ударам стари(7)ых часов, стоявших на ками(8)ой полке.
13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В тёмной воде озера плавали маленькие рыбки и по мшистым камням ползали маленькие улитки.
2) Его молодая и подвижная жена весь день суетилась по хозяйству беспрестанно ахала и тихонько пела.
3) В ночи раздавались непонятные стуки и утром мы увидели на железной крыше ворон.
4) Пёс то бегал за голубями то гонялся за уносимым ветром бумажным пакетом то нюхал что-то в жёлтой пожухлой траве.
5) Он вошел и повесил свои пальто и шарф на гвоздь у двери.
14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внезапно вспышка (1) ослепившей нас (2) молнии распорола тучи, и (3) осветившись ею (4) небо словно раскололось. Удар грома (5) достигший лесной опушки (6) потряс землю.
15. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Должен тебе признаться (1) мой друг (2) я (3) всегда был (4) кажется (5) завистлив или (6) скорее всего (7) самолюбив.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Кеша рассказал (1) своим друзьям во дворе про планету (2) о существовании (3) которой (4) они раньше и не подозревали.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Иногда приходится слышать мнение (1) что (2) прежде чем созреть (3) любовь должна долго вынашиваться (4) в сердцах людей.
18. Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
А.В крови горит огонь желаний. Б. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
1.Эпитет 2.Градация . 3.Метафора 4.Антитеза 5.Эпифора 6.Анафора
1.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
созЫв кУхонный чЕрпать прирУченный добелА
Электричку Герману пришлось ОЖИДАТЬ несколько часов.
Не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, Игорь поспешно встал и первым протянул незнакомцу руку.
Маша выиграла АБОНЕМЕНТв бассейн.
Моряки достали со дна океана ГЛИНИСТЫЙкувшин.
Орошение почв происходит с помощью ИСКУССТВЕННОГОканала.
3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.Запишите подобранное слово.
Ребята так ждали выхода фильма со своим любимым актёром в главной роли, что посетили первую премьеру и заняли лучшие места в зале.
у СЕМИДЕСЯТИ зрителей пять КИЛОГРАММОВ нет БРЕЛОКОВ
с ВОСЬМИСТАМИ картинками без ПОМИДОРОВ
5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.Запишите выбранные цифры под буквами: АБВГД
содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) выбирающий, зарница, костёр 2) донимать, отжиматься, (масло) горчит
3) проблеск, местоположение, ровесник 4) благополучный, поджигатель, росинка
5) рассчитать, запирать, промокающий
1) и..сушить, не..жатая (полоса), бе.принципный
2) вз..скательный, сверх..зобретательный, до..сторический
3) р..зливной, распр..дать, под..греватель
4) интерв..юировать, лад..еобразный, д..якон
5) благопр..стойный, непр..ложный (закон), пр..вередливый
1) юрод..вый, расчётл..вый 2) ножн..чки, скваж..нка
3) затм..вать, застра..вать 4) потреб..вать, исслед..вать
5) перебеж..ик, притвор..ик
1) приемл..мый, движ..мый 2) потер..нный, раска..вшийся
3) пил..щий, пастухи гон..т стадо 4) (они) зижд..тся, бурлаки тащ..т
5) колёса верт..тся, щи выкип..т
В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении,
произведённом на него сонатой, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.
Я жил в чужом доме, ничуть (НЕ)ПОХОЖЕМ на мой, запечатлевая его в
Я давно предупреждала о том, что мы (НЕ)ВПРАВЕ вмешиваться и идти
Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она
ничего не узнала о судьбе Андрея.
Наступила осень с (НЕ)СКОНЧАЕМЫМИ дождями, мокрыми дорогами, с
тоской по вечерам.
Шли солдаты (ПО)ДВОЕ, ЧТО(БЫ) крепче держаться на ногах после трёх
бессонных ночей на передовой.
(НА)КОНЕЦ дело было передано в районный суд, после чего наши
оппоненты пошли (НА)ПОПЯТНУЮ.
(В)ТЕЧЕНИЕ года выпуск продукции на предприятии увеличился (В)ДВОЕ.
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем себе, (НА)СКОЛЬКО человеку
важно понять, что является для него в жизни главным.
Если ты и (В)ПРАВДУ живёшь мечтой, важно продолжать верить в неё,
ЧТО(БЫ) ни говорили тебе окружающие.
12. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
К одному из храмов вела дли(1)ая змееобразная тропа, вымоще(2)ая
белыми плитами, к другому — каме(3)ая дорога, по которой в этот час
утомлё(4)ые жарой волы тащили повозку, гружё(5)уюглиня(6)ыми
1) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём
не бывало она пляшет без устали.
2) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
3) В синтаксическом строе двух поэтических текстов можно найти как
сходства так и различия.
4) Многие полотна Айвазовского воспринимаются как музыкальные или
5) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий
детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождя качелей.
Облака ползли медленно (1) сливаясь и обгоняя друг друга (2) мешали
свои цвета и формы (3) поглощая сами себя (4) и вновь возникая в
новых очертаниях (5) величественные и угрюмые.
15. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня
лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4)
бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
Звёзды засияли в небе (1) чёрную (2) и загадочную бездну (3) которого
(4) так никогда и не удастся постичь человеку.
17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова
её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце
(4) словно всё услышанное происходило с ним.
18.Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
А. Вся в пыли торчит щетинаПридорожного хвоща.
Б. Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: онторопится поставить точку, закончить вещи, расписаться.
В. Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая,отдыхающая земля?
Г. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своимиверхушками или ждет чего-то.
1. Градация . 2.Эпитет 3. Олицетворение 4.Антитеза 5.Метафора 6.Гипербола
Ответы 2 вариант
1- метафора,2 – градация,3- эпитет 4- олицетворение