Психолого педагогическая адаптация младших школьников курсовая

2 Психолого-физиологические особенности младших школьников

Н.Н. Савина выделяет три основных этапа адаптации.

Первый этап — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения бурно реагируют все системы организма. Эта «физиологическая буря» продолжается две-три недели. На этом этапе организм ребенка тратит все, что у него есть, и иногда и «берет в долг», что свидетельствует о чрезвычайно высокой цене платы за этот период. Поэтому учителю важно помнить о данной особенности.

Второй этап — заметное неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит определенные полученные (или близкие к полученным) вариант реакций на эти воздействия.

Рассмотрение физиологических аспектов адаптации позволяет осуществлять управление процессом обучения, способствует пониманию учителем возможности избежания чрезмерной интенсификации учебного труда. Согласно этого необходимо строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерб здоровью каждого ребенка. Не следует также забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, следовательно, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет разным.

Продолжительность всех трех фаз адаптации 5-6 недель, причем наиболее сложным является период между первой и четвертой неделей.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями.

Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни.

Изменяется содержание внутренней позиции детей. Она в переходный период в большей степени определяется взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.

При правильном развитии школьников две системы требований — к позиции ученика и позиции субъекта общения, т.е. товарища, — не должны противопоставляться. Они должны выступать в единстве, в противном случае вероятность появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками достаточно велика.

Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развиваются способность к волевой регуляции своего поведения, умение сдерживаться и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость. Ученики 3-4-х классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования.

Психолого-педагогические особенности первоклассников

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится более самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию, благодаря чему усиленно впитывает в себя знания, как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель. Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие нравственных чувств младшего школьника, ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, выражающаяся в социальном поведении.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Другой особенностью интересов в этом возрасте оказывается их неустойчивость, «недолговечность» (С.Л. Рубинштейн), «непостоянство» (А.А. Люблинская), способность легко переключаться с одного вида деятельности на другую. Такой вид интереса известный советский психолог Н.Г. Морозова называет эпизодическим, ситуативным, реактивным.

Наблюдая за поведением детей, за тем как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на воздействие, как переживают радости и горести, обращаем внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, эмоциональности, развитии познавательных интересов, т.е. различие их темпераментов.

Учащиеся, имеющие сангвинический темперамент, живые, любознательные, подвижные, охотно включаются в интересные виды деятельности, любят быть в центре внимания, общительные, оптимистичны.

Дети с флегматическим темпераментом не суетливы, неповторимы, уравновешенны, сдержаны, в деятельности они активны, но быстро теряют интерес к одному делу, стойко переносят стрессовые ситуации.

Ребенок с меланхолическим темпераментом молчалив, пессимистичен, обидчив и раним, быстро утомляется. Его трудно заинтересовать.

Учащиеся холерического темперамента отличаются активностью, эмоциональностью, быстротой, открытостью, и не усидчивостью. У таких детей наиболее высоко формируется интерес, их легко включить в деятельность.

Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе. Приобретая новые качества и навыки, школьник учится действовать в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно, благодаря чему на его плечи ложится личная ответственность за свои действия и поступки.

Все это приводит к тому, что у ребенка меняется мировосприятие и повышается уровень интеллектуального развития. Как и в любом жизненном периоде, здесь есть свои психологические особенности, зная которые, младший школьный возраст можно использовать в качестве закладки основных жизненных ценностей ребенка, а также приобретения положительных качеств.

Возникающая в это время утомляемость может быть связана с интенсивным физическим ростом ребенка, который опережает его психо­эмоциональное развитие.

Главной задачей детей в этот период становится учебная деятельность, направленная на освоение новых знаний и умение воспринимать новую информацию.

Младший школьный возраст характеризуется самоутверждением ребенка, которое может проявляться по-разному. Если у одних детей становление происходит вместе с хорошей учебой и поведением, то у других это может происходить абсолютно наоборот.

Поэтому важно учитывать психологические особенности младших школьников, которые заключаются в стремлении к постоянной активности, необходимости делиться со взрослыми своими успехами и результатами, а также в потребности похвалы. Последнее, между прочим, является чрезвычайно важным моментом в жизни ребенка, поскольку похвала придает ему уверенность в правильно выбранной позиции по тому или иному вопросу.

В этом возрасте все школьники стараются копировать друг друга, и психологи отмечают так называемое коллективное поведение. В этом ничего плохого нет, поскольку это очень важный период в жизни каждого человека, при котором ребенок начинает чувствовать ответственность не только за себя самого, но и за своих товарищей. У него появляется чувство сопереживания за своих друзей, а также понимание долга, преданности и дружбы.

Все вышеизложенное доказывает необходимость участия социального педагога в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения. Именно социальный педагог призван помочь ребенку в процессе адаптации к школьной жизни: принять на себя новую социальную роль, усвоить правила и нормы обучения в школе, наладить отношения с одноклассниками и классным руководителем.

2 Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни

Процесс адаптации первоклассника к школьной жизни затрагивает несколько сфер его жизнедеятельности. Это и сфера межличностных отношений с классным руководителем и со сверстниками; сфера учебной деятельности, в которую входят усвоение учебной программы и правил школьной жизни.

Для того чтобы продиагностировать социальный статус каждого ребенка в классе, а также выявить отношение учеников к школе, был подобран ряд диагностических методик.

Социометрия. Методика «Два дома» (Приложение 1).

Исходя из полученных данных, были составлены три группы учеников: предпочитаемые, принимаемые и отвергаемые. Критерием отнесения к первой группе был перевес положительных выборов над минимальным отрицательных или же при полном отсутствии таковых. Во вторую группу относились ребята, в отношении которых был сделаны равные выборы или же с незначительным перевесом в одну из сторон. В третью группу относились ребята, число отрицательных выборов которых преобладало над положительными или при полном отсутствии таковых.

Показатели социального статуса первоклассников по методике

Для того чтобы проверить результаты данной методики, была проведена другая социометрическая методика, с помощью которой выяснялось не только отношение к сверстникам, но и к самому себе.

Методика «Лесенка» (Приложение 2).

Полученные данные позволили так же разделить учеников на три вышеназванные группы. Критериями отнесения к той или иной позиции были примерно такими же.

Отличительной особенностью данной методики было, что ученикам нужно было отнести не к одной из двух групп, а к одной из трех. Результаты интерпретировались следующим образом. К списку предпочитаемых относились те ученики, у которых преобладало число положительных выборов (размещение на самой высокой и средней «ступенях». В группе принимаемых вписывались те ученики, у которых количество положительных выборов и отрицательных выборов было на одном уровне или с незначительным преобладанием положительных или негативных оценок. К последней группе, отвергаемых, были отнесены те, число негативных выборов которых преобладало.

Читайте также:  Гаврилова поурочные разработки по геометрии 8 класс

Примечание: большинство учеников поставило себя на средние позиции.

По результатам двух проведенных методик можно сделать следующие выводы:

1. Основная масса учеников довольно успешно взаимодействует с одноклассниками;

2. В отношении некоторых ребят не все ученики окончательно определились со своим отношением к ним;

3. Ряд учеников (3 человека) прочно закрепили свои позиции в списке отвергаемых. Двое из них – из группы проблемных учеников класса.

4. Группа учеников сохранили позиции в списках предпочитаемых.

Обстановка в классном коллективе, в целом, не плохая, но ее все же нельзя назвать стабильной. Социальный статус четырех учеников очень низок, но сами они оценивают себя крайне позитивно.

Выявление отношения ребенка к школе.

Чтобы продиагностировать отношение ребенка к школе, выявить, сформировалась ли внутренняя позиция школьников и какой мотив в деятельности преобладает, был проведен ряд методик. Работа проводилась со всем классом, так как проблемы могут быть у всех, не смотря на внешне благополучную ситуацию. Проблемы могут быть скрытыми.

Метод неоконченных предложений (Приложение 3).

В процессе выполнения задания ученики не испытывали затруднений. Общий эмоциональный фон был положительным.

Чтобы интерпретация была более полной и качественной, было подсчитано количество положительных, нейтральных и отрицательных ответов по каждому предложению. В целом, общая динамика ответов положительная, что говорит о позитивном отношении к школе, учителю и занятиям.

По некоторым параметрам, в некоторых предложениях негативная оценка возникала у тех детей, которые, как правило, не вызывают практически никаких нареканий со стороны усвоения материала и поведения на уроках.

Ответы положительной окраски так же давали те дети, у которых имеются некоторые затруднения в области самоконтроля и усвоения учебной программы.

Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка (Приложение 5).

В процессе чтения сказки были сделаны две паузы в наиболее интересных моментах. Оба раза практически все дети (за исключением двух человек) выбирали игру. Это говорит о доминировании игрового мотива над познавательным.

Подводя итог проведенному исследованию всех проведенных на данном этапе диагностик можно сделать следующие выводы:

1. В целом, у учеников преобладает положительное отношение к школе, учителю, обучению;

2. Позиция школьника у большинства учеников сформирована, что так же говорит о положительной динамике в процессе адаптации;

3. Так как учебная деятельность является совсем новой для первоклассников им, естественно, хочется больше играть, нежели усердно заниматься на уроках;

4. Главными затруднениями в процессе адаптации к школьной жизни у первоклассников вызывало взаимоотношение со сверстниками;

5. Из-за высокой двигательной активности и физической утомляемости существуют некоторые проблемы в усвоении учебной программы, а именно из-за недостаточной концентрированности внимания.

Полученные выводы говорят о необходимости разработки программы по нормализации межличностного взаимодействия первоклассников, а так же стабилизации двигательных проявлений, с целью повышения концентрации

внимания в процессе познавательной активности.

2.3 Социально-педагогические мероприятия по повышению общего уровня адаптации первоклассников к школьной жизни

В процессе диагностики адаптации первоклассников к школьной жизни серьезных проблем в сфере учебной деятельности выявлено не было. Внутренняя позиция школьника у учеников сформирована, социальная роль ученика усвоена, страхов перед школой у детей не наблюдается.

Но проведенное наблюдение показало, что имеющиеся небольшие затруднения в процессе усвоения учебного материала имели место быть. И это было вызвано не низкой познавательной активностью, а повышенной двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью.

Трудности в установлении взаимоотношений между первоклассниками так же негативно сказывались на учебе. Некоторое число конфликтов возникало непосредственно в процессе уроков, из-за чего концентрация внимания учеников на познавательной деятельности снижалась.

Систематизируя все полученные данные, был разработан ряд социально-педагогических мероприятий, целью которых было создание благоприятной обстановки в классном коллективе для нормализации межличностного взаимодействия между учениками, и снижения двигательной активности во время занятий, а так же фиксации внимания первоклассников на заданиях учителя.

Программа мероприятий включала в себя 11 занятий и была разделена на несколько направлений:

1. Проведение упражнений и игр с целью снижения двигательной активности и усталости ребенка (Приложение 7, 8):

— Игра «Маленький пушистый зверек», целью которой была нормализация обстановки в классе, установление тишины и рабочей атмосферы;

— Глазная гимнастика на уроках чтения, пальчиковая на уроках письма, дыхательная после перемены и уроков физкультуры;

— Физические минутки и расслабляющие упражнения, целью которых было восстановление рабочего настроения у учеников, снижение мышечных зажимов и двигательной расторможенности, а так же для концентрации внимания на заданиях учителя.

Стоит заметить, что такие формы работы были наиболее предпочтительными для первоклассников. Особенно полюбились физические минутки («Капуста», «Замок» — они были выучены наизусть) и игра («Запрещенное движение»).

2. Проведение игр на тренировку внимания, в связи с имеющимися затруднениями. Работа по данному направлению была определена не только результатами наблюдения, но также велась по просьбе классного руководителя.

По данному направлению работы проводились следующие игровые мероприятия (Приложение 8):

— «Хлопни столько раз, сколько букв в слове» (Модификация игры «Пиши кружочками». Такие изменения в структуре игры так же были продиктованы результатами наблюдения. Ученики плохо воспринимали задания на слух и двигательные формы работы им нравились больше);

— «Замри по хлопку».

3. Проведение игр с целью установления контакта и укрепления межличностного взаимодействия между первоклассниками.

Так как общение является одним из главных компонентов адаптации учеников к школьной жизни и в связи с выявленными затруднениями в данной сфере жизнедеятельности учеников был подобран ряд игр, способствующих сплочению детского коллектива, предполагающих тесное взаимодействие друг с другом. А так же в процессе игр происходило преодоление таких проблем, как заниженная или завышенная самооценка, зажатость и стеснительность (Приложение 8,9):

— «Волшебные очки»;

По итогам реализации программы социально-педагогических мероприятий с первоклассниками были сделаны следующие выводы:

— Стабилизировалась обстановка в классном коллективе. Физические минутки помогали держать под контролем двигательные проявления учеников, различные виды гимнастик способствовали снятию усталости после чтения или письма.

— Игры, проводимые с целью тренировки внимания так же принесли свои положительные результаты. С каждым проводимым занятием количество ошибок у первоклассников снижалось.

— Тренировка внимания с помощью игр, практически никак не отразилась на учебной деятельности. Положительная динамика наблюдалась только в процессе самого игрового взаимодействия.

— Игры, проводимые с целью стабилизации взаимоотношений в коллективе, и нормализации самооценки было успешным. В процессе игры первоклассники старательно выполняли задания, прислушивались друг к другу.

Очень показательными были результаты игры «Волшебные очки». В ходе нее ученикам нужно было сказать по одному хорошему качеству об одноклассниках. Смысл этой игры был в том, чтобы показать детям, что у каждого человека есть хорошие качества. Нет плохих людей, каждый хорош по-своему. И комплимент, полученный от одноклассника, с которым были проблемы в общении, воспринимался на порядок выше и эмоциональнее (положительная окраска), чем комплименты друзей.

Подобранные социально-педагогические мероприятия по работе с первоклассниками могут быть использованы в дальнейшей деятельности классного руководителя.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

С целью подготовки ребенка к благополучному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностирование школьной готовности и подготовка до школы.

Проделанная диагностическая деятельность с первоклассниками показала, что, в целом, подход учащихся к школе положительный, никаких страхов они не испытывают, овладение новой социальной роли «ученика» прошло успешно. И все без исключения проблемы обусловлены ничем иным, как осложнениями в концепции коммуникативной деятельности с ровесниками.

В виду того, что обучение вступило в жизнь первоклассников сравнительно недавно, игра занимает наиболее существенную роль в сознании учеников, нежели учебная деятельность. Данное заключение во многом обусловило подбор методов работы с первоклассниками согласно стабилизации межличностного взаимодействия в группе сверстников, а кроме того с целью сосредоточения внимания в процессе познавательной деятельности.

Метод игры оказался наиболее предпочтительным в процессе работы с первоклассниками. Она позволяла им выйти за рамки тех правил, которые необходимо было соблюдать на уроках, не было никакой необходимости в строгой регламентации действий учеников, а так же им предоставлялась свобода творчества, можно было подключить к работе воображение. Игра помогла первоклассникам преодолеть те трудности в коммуникации, которые были прежде. Здесь каждый мог ошибиться, посмеяться над этим и не бояться получить замечание. В процессе игрового взаимодействия все были равны друг перед другом, полностью отсутствовал соревновательный момент.

Необходимо отметить, что все проводимые мероприятия приносили положительные результаты, так как они носили постоянный, систематический характер. А так же учет особенностей развития первоклассников, преобладание игрового мотива над учебным позволил подобрать наиболее действенные формы работы по преодолению всех имеющихся затруднений.

Читайте также:  Курсовая развитие связной монологической речи

3 Особенности адаптации ребенка в первом классе

Как известно, дети, пришедшие в первый класс в возрасте 6,5-7,5 лет, находятся в возрастном кризисе. В это время ребенок переживает состояние повышенного психического напряжения, так как новая социальная ситуация развития предъявляет новые требования к уровню его психической зрелости. Подобное напряжение еще не означает дезадаптацию, оно лишь ускоряет становление новообразований, выражающихся в освоении произвольных психических функций, новых операций мышления, в освоении новых механизмов регуляции, в построении более развитой и многоуровневой иерархии мотивов, в смене ведущей деятельности — с игровой на учебную.

Однако если требования завышены или возникают в резкой и неожиданной форме, ребенок оказывается в состоянии эмоционального стресса, что приводит к эмоциональной дезадаптации. У младших школьников при этом наблюдается срыв тормозных механизмов регуляции поведения: в глаза бросается повышенная двигательная активность, явно не имеющая никакой осмысленной цели и направленности. Иногда у того же самого ребенка, испытывающего двигательное перевозбуждение в одних ситуациях, наблюдается плаксивая вялость и апатия, нерешительность и заторможенность — в других.

Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой — спецификой учебного материала. В основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежит осознание учебной задачи, и учителю необходимо в кратчайшие сроки научить ребенка реагировать не только на занимательные формы подачи материала и заниматься не только привычными видами деятельности.

Физиологическая адаптация представляет собой приспособление организма ребенка к новым видам деятельности, и особенно к статической нагрузке и новому режиму дня и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Следует отметить, что на длительность адаптации влияет и возраст первоклассника: шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетки, так как у шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль — школьника, и достигается целым рядом условий.

1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат — то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих — то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также чревата негативными последствиями, ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми. Факторами, не благоприятно сказывающими на адаптацию ребенка к школе, являются такие интегративные личностные образования, как самооценка и уровень притязаний.

Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.

Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позиции школьника.

Подгруппа I — «Норма». На основании психологической диагностики наблюдений, характеристик, в нее можно включить детей, которые:

— хорошо справляются с учебной нагрузкой и не испытывают значительных сложностей в обучении;

— успешно взаимодействуют как с преподавателями, так и со сверстниками, то есть не имеют проблем в сфере межличностных отношений;

— не жалуются на ухудшение состояния здоровья — психического и соматического;

— не проявляют асоциальных форм поведения.

Процесс школьной адаптации у детей этой подгруппы в целом происходит достаточно успешно. У них высокая мотивация обучения и высокая познавательная активность.

Подгруппа II — «Группа риска» (возможно возникновение школьной дезадаптации), требующая психологической поддержки. Дети обычно плохо справляются с учебной нагрузкой, не проявляют видимых признаков нарушений социального поведения. Часто сфера неблагополучия у таких детей достаточно скрытого личностного плана, у учащегося возрастает уровень тревожности и напряженности как показатель неблагополучия развития. Важным сигналом о начинающемся неблагополучии может служить неадекватный показатель самооценки ребенка при высоком уровне школьной мотивации, возможны нарушения в сфере межличностных отношений. Если при этом увеличивается число заболеваний, это свидетельствует о том, что организм начинает реагировать на возникновение сложностей в школьной жизни из-за снижения защитных реакций.

Подгруппа Ш — «Неустойчивая школьная дезадаптация». Дети этой подгруппы отличаются тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой, нарушен процесс социализации, наблюдаются существенные изменения психосоматического здоровья.

Подгруппа IV — «Устойчивая школьная дезадаптация». Помимо признаков школьной неуспешности эти дети имеют еще один важный и характерный признак — асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия и т.д. В самой общей форме, отклоняющееся поведение школьника — всегда результат нарушения усвоения социального опыта ребенка, искажение мотивационных факторов, расстройство адаптированного поведения.

Подгруппа V — «Патологические нарушения». Дети имеют явное или неявное патологическое отклонение в развитии, незамеченное, проявившееся в результате обучения или умышленно скрываемое родителями ребенка при поступлении его в школу, а также приобретенное в результате тяжелого, осложненного заболевания. К таким проявлениям патологических состояний можно отнести: психические (задержки психического развития различной степени эмоционально-волевой сферы, неврозоподобные и психопатические расстройства) или соматические (наличие стойких физических недугов: нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной систем, зрения и т.д.)

Процесс школьной адаптации протекает у всех детей неодинаково и включает в себя несколько составляющих и охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Большую роль в успешности адаптации играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Наличие отрицательных личностных качеств и переживание психологического дискомфорта провоцируют развитие дезадаптации. Так как понятие адаптации является комплексным, и к условиям школьного обучения приспосабливаются все системы организма ребенка, то и исследовать, насколько ребенок адаптирован к школе, необходимо комплексно, учитывать психоэмоциональное состояние, мотивационную сферу и уровень интеллектуального развития.

Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий.

Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка, меняющий в целом иерархию его притязаний на признание. Поступление в школу — это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми. Меняется фактор места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от существования свободного от постоянных обязанностей, к обязательной общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех школьных и связанных со школой общих социальных правил. Смена места в системе общественных отношений — переход в позицию ученика, школьника, создает ситуацию психологической открытости ребенка.

Именно поэтому понятие «готовность ребенка к школе» — комплексное, многогранное и охватывающее все сферы жизни ребенка, в зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению, выявляются ее основные критерии и параметры.

Высокая учебная мотивация и высокая работоспособность обуславливает успешность овладения учебной деятельностью, а значит, удовлетворенность результатами приложенных усилий. Это обеспечивает психологическое благополучие ребенка, следовательно, успешную адаптацию его к школе. И напротив, низкий уровень мотивации, низкая работоспособность ведут к неудачам в учебной деятельности, неудовлетворенности ее результатами. Значит, неблагополучие психофизического статуса организма ребенка приводит в итоге к школьной дезадаптации и возникновению трудностей обучения.

Чуткое и доброжелательное педагогическое отношение помогает детям преодолеть возникающие трудности в период адаптации, повышая свой уровень развития. Педагоги должны поощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими детьми эти их положительные качества. Как правило, такие школьники являются хорошими помощниками педагогов в коллективных и практических видах деятельности.

Читайте также:  Научная диссертация – что это за фрукт и с чем его едят?

1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации.

«Адаптация» в переводе с лат. «adaption» означает (приспособление), первоначально применялось в биологических науках с целью отображения парадокса и элементов приспособительного действия индивидов в зоологическом обществе, развития разных конфигураций существования. Представление приспособления — один из ключевых в академическом изыскании организма, так как непосредственно аппаратура приспособления, произведенная в ходе развития, гарантирует вероятность жизни организмов регулярно модифицировающихся обстоятельствах наружной сферы. Таким образом, появляется адаптирование.

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для человека социальной среды.

Адаптация может протекать в различных формах:

Активная: взаимодействие индивида со средой характеризуется стремлением его изменить эту среду, подогнать ее под собственные правила и представления о нормах и ценностях.

Пассивная: индивид просто воспринимает нормы и правила поведения новой для него социальной группы, пытаясь пересмотреть свои взгляды и убеждения, уже сложившиеся формы социального поведения.

Социальная адаптация содержит в себе разные сферы жизнедеятельности (социально – бытовая, трудовая и т.д.). Одной из таких сфер социальной адаптации первоклассника является его адаптирование к школьной жизни.

Это процесс и результат изучения ребенком новых для него общественных ролей и позиций, важных для самого ребенка и его социального общества – родителей, преподавателей, ровесников, и других людей всего социума.

Школа с первых дней устанавливает перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его умственных и физических сил. Для детей представляют трудности весьма многочисленные стороны учебного процесса. Им трудно сидеть на занятии в одной и той же позе, трудно не отвлекаться и следить за мыслью педагога, трудно выполнять то, что не хочется, а то, что от них требуют, трудно ограничивать и не высказывать вслух свои собственные идеи и чувства, которые возникают в изобилии. Помимо этого, не сразу усваиваются новые принципы поведения с взрослыми, не сразу признается точка зрения педагога и устанавливается дистанция во взаимоотношениях с ним и другими взрослыми в школе.

При легкой адаптации ребята в течение двух месяцев включаются в коллектив, осваиваются в школе, обретают новых приятелей. У них почти всегда хорошее настроение, они размеренны, добросовестны и без напряжения выполняют требования педагога. В некоторых случаях у них все же отмечаются трудности или в контакте с детьми, либо во взаимоотношениях с учителем, т.к. им еще сложно выполнять требования правил поведения. К окончанию октября трудности, как правило, преодолеваются.

При более продолжительном периоде адаптации дети не могут принять новую обстановку обучения, общения с учителем, ребятами. Они могут играть на уроках, выяснять отношения друг с другом, они не обращают внимания на замечания педагога, либо реагируют слезами и обидами. Как правило, такие дети испытывают недостатки в усвоении учебной программы. У них адаптирование завершается к окончанию первого полугодия.

У единичных детей адаптация связана с внушительными проблемами. У них отмечаются отрицательные формы действия, внезапное выражение негативных чувств, они с огромной работой усваивают учебные программы. На таких детей больше жалуются педагоги, что они препятствуют работе в классе.

Наравне с «адаптированием» обширно применяется термин «дезадаптация», применительно к детям, переживающим проблемы адаптации к школе. «Дезадаптация» означает несоблюдение действий взаимодействия человека с окружающей сферой.

Школьная дезадаптация – неосуществимость школьного обучения и соответственного взаимодействия детей с обществом в условиях предъявляемых определенному ребенку той индивидуальной макросоциальной сферой, в которой он существует.

Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. В некоторых случаях, школьная дезадаптация остается тайной, как для педагогов, так и для семьи, ее признаки имеют все шансы не влиять негативно в успеваемости и дисциплине учащегося, проявляясь или в индивидуальных переживаниях ученика, или в форме общественных проявлений.

Акцентируют последующие признаки дезадаптации. Это может быть агрессия согласно взаимоотношению к находящимся вокруг, излишняя подвижность, упрямство, чувствительность, Не способность сконцентрироваться в работе, нерешительность, лицемерие, повышенная самооценка и многое другое.

Уровни адаптации к школе.

Высокий уровень адаптации (легкий – 2 месяца). Ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации (средний – 3-6 месяцев). Ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации (тяжелый – 6 месяцев – 1 год). Ученик отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; пассивен; близких друзей не имеет.

Внутренняя позиция представляет собой мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика».

В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Таким образом, школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, пониженного уровня адаптации, искажений в личностном развитии.

— Удовлетворенность ребенка процессом обучения.

— Насколько легко ребенок справляется с программой.

— Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Но самым важным, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Таким образом, можно отметить, что главным признаком благоприятной адаптации детей считаются: развитие соответственного действия, формирование контактов с обучающимися, педагогом, освоение навыков учебной работы. Общие старания преподавателей, родителей, специалистов по психологии готовы уменьшить риск появления у детей школьной дезадаптации и проблем обучения.

1 Программа исследования

Исследование выполнено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Буюклы Смирныховского района.

Исследование проводилось в группе первоклассников, общей численностью 22 человека (8 девочек и 14 мальчиков). Так как в виду возникновения различного рода объективных обстоятельств (например, болезнь ученика или уход ребенка после окончания основных занятий), выборка детей менялась.

1 этап: Подбор методического инструментария для изучения общего уровня адаптации учащихся первого класса к условиям школьной жизни;

2 этап: Проведение диагностики уровня адаптации первоклассников к школьной жизни;

3 этап: Включал в себя:

1)Составление программы социально-педагогических мероприятий по адаптации первоклассников к школьной жизни;

2) Реализация данных мероприятий на практике.

Краткое описание диагностических методик.

Социометрия – диагностика социального статуса детей в классном коллективе; диагностика самоотношения.

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

Друзья заносятся в первый домик; те, с кем не дружат – во второй.

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как он оценивает окружающих.

Ученикам предлагается лесенка с 5-ю позициями. На самой верхней ступени должны быть размещены лучшие друзья, на средней (третей) – просто товарищи, на нижней – те, с кем не дружат.

Отношение первоклассников к школе.

Методика предназначена для выявления страхов младших школьников в разных сферах общения и деятельности. В данном случае – диагностика страха школы.

В методике даются 7 предложений, которые необходимо продолжить.

Оценка результатов: в окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания детей.

Цель: определение психологической готовности к школе.

Интерпретация: выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива.

Детей приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают им в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор приглашает детей сесть и послушать сказку. Детям читают интересную сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает детей, что им в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными игрушками или дослушать сказку до конца.

Оцените статью
VIPdisser.ru