Готовое практическое занятие по дисциплине "русский язык" для пгк )
Задачи практического занятия № 4
- Повторить теоретический материал по теме практического занятия.
- Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
- Использовать в своей речи ключевые понятия и термины.
- Выполнить упражнения по выявлению и исправлению синтаксических ошибок в тексте.
- Повторить правила расстановки знаков препинания.
- Придумать текст официально-делового и учебно-научного стилей.
Краткие теоретические и/или учебно-методические материалы
по теме практического занятия
- Синтаксические нормы – это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций, предусмотренных системой языка.
Простое предложение – в разговорной речи обратный порядок слов является отступлением от общепринятой нормы.
Пример: Уж и отвела же она тогда свою душеньку. Хотела по морде его лупцевать, да сдержалась. Дворник Иван сдержал. Покричала она еще на дворника Ивана немножко и ушла. (М. Зощенко)
Нормой является прямой порядок слов в предложении.
Пример:Я знаю: наш дар – неравен. Мой голос впервые – тих. (М. Цветаева)
Обратный порядок слов должен характеризоваться функциональной значимостью, например, использоваться как художественное средство.
Пример:Навстречу Печорину вышел его лакей и доложил, что сейчас станут закладывать, подал ему ящик с сигаретами и, получив несколько приказаний, отправился хлопотать.(М. Лермонтов)
- Отсутствие согласования между сказуемыми и подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное или количественное слово:
Все дворянство возненавидело меня… и суют мне палки в колеса со всех сторон. (Л. Толстой)
А ведь, если рассмотреть, какое множество людей находиться в такой слепоте.(Н. В. Гоголь)
Числительные тысяча, миллион, миллиард тяготеют к существительным, поэтому при них сказуемое стоит в единственном числе: тысяча солдат бросилась в атаку, миллион рублей лежит в банке.
- Отсутствие согласования между сказуемыми и подлежащим, имеющим при себе приложение: новое кресло-кровать стояла у стены, кафе-закусочная открыто.
- Нарушения в согласовании между сказуемыми и подлежащими, выраженными несклоняемым существительным, сложносокращенным словом: фламинго стояло на одной ноге, ООН санкционировал войну.
- Нарушение синтаксической связи при оборотах с предлогами помимо, наряду с, вместо:
- кроме интересных книг, его интересует кинематограф;
- вместо просмотра фильма участники экскурсии заинтересовались книгами.
Как правило, обороты с этими предлогами управляются сказуемыми:
- помимо книг взял тетради,
- кроме тебя пригласил сестру,
- вместо дома построил сарай.
- Ошибки в синтаксических конструкциях «глагол существительное с предлогом».
- Ошибочным является использование сказуемого и зависимого от него обособленного деепричастия для обозначения действий разных предметов: высунувшись в окно, проехала машина. Здесь сказуемое проехала и деепричастие высунувшись обозначают действия разных лиц и предметов: машина проехала, а кто-то высунулся из окна.
- Определение, выраженное причастным оборотом, может находиться или перед определяемым словом, или после него: задание, выполненное учеником; выполненное учеником задание; но не должно включать в себя определяемое слово: выполненное задание учеником.
Сложное предложение
Оформление сложных предложений подчиняется следующим правилам.
- Необходимо учитывать стилистическую окраску союзов и союзных слов. В книжной речи используются союзы благодаря тому что,по мере того как,вследствие того что,ввиду того что,с тем чтобы,ибо,в связи с тем что,с тех пор как и др. В разговорной речи – да, да и, а то, раз и др. Некоторые союзы и союзные слова сохранили в русском языке устарелый или просторечный характер: ежели, кабы, коли скоро, доколе, покамест, дабы, поелику и др. Так, в предложении разговорного стиля:
По мере того как бричка двигалась к крыльцу, глаза его делались веселее…(Н. Гоголь) использован союз книжный, что, несомненно, является стилистической ошибкой.
- 2. Союзы и союзные слова следует использовать в соответствии с семантикой того или иного контекста. Будь, говорит, на глазах. А на каких я глазах буду, когда (вместо, если) никого никогда дома нет. (Н. Тэффи) Не употреблять ряды союзов. Я, говорит, такой аппарат поставлю, что, как, значит, кто в конюшню влезет, так звон-трезвон по всему дому пойдет. (Н. Тэффи) Не употреблять союзы или союзное слово после вводного слова; не повторять частицы бы в предложениях с условно-сослагательными конструкциями. …Да кабы мне эдакую-то бабенку, да я бы каждый день нашла бы с чем поздравить. (Н. Тэффи) Не загромождать конструкцию повторяющимися союзами и омонимичными им словами. Уважаемая публика! Позволю предпослать вам предисловием. То, что вы увидите здесь, не есть что-либо чудесное или колдовство, что противно нашей православной религии…. То, что вы увидите здесь, есть не что иное, как ловкость и проворство рук. (Н. Тэффи)
Части сложного предложения должны быть однотипными в структурном отношении.
А. Нельзя употреблять в качестве однородных членов придаточное предложение и член простого предложения. Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы мы разлюбили друг друга. (А. П. Чехов)
Б. При общей подчиняющей части не могут быть однородными односоставное и двусоставное предложения. Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне нет казенных денег, а если бы они и были, то я не отдал бы, и лучше смерть. ( М. Зощенко)
В. Не следует смешивать прямую и косвенную речь. Ошибочным является то, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи. Вот трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за старое. (Н. В. Гоголь)
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию
- Что такое синтаксическая норма?
- Какие трудности возникают при согласовании слов в предложении?
- Чем вызваны ошибки в управлении? Приведите примеры.
- Что такое порядок слов? Каковы особенности порядка слов в русском языке?
- В чем особенности употребления причастных и деепричастных оборотов в речи?
- Что является причиной ошибок в управлении сложных предложений?
Задания для практического занятия № 4
Задание № 1: Исправьте предложения. Ошибки в них связаны с порядком слов.
- Предложено закрепить за как можно большим числом студентов двоечников.
- Завершается сейчас работа по комплексной механизации откормочного цеха.
- Студент он хороший. А декан факультета даже нам сказал: «Если бы все были такие, многих проблем бы уже у нас не было».
- Ректор принимает в своём кабинете людей с их проблемами.
- Открытый и глубокий ум Базарова ставит значительно выше его либералов Кирсановых.
- Нужно уметь делать этот анализ, но и смотреть дальше.
Задание № 2: Допишите недостающие буквы в окончаниях.
- Несколько домохозяек, вышедших за хлебом или за молоком, также теснил…сь в толпе. 2. В июле незаметно прошл… еще несколько дней. 3. Было даже как-то неловко, что столько людей пришл… встречать нас. 4. Несколько выпускников нашего училища работа…т на часовом заводе.
Задание № 3: Исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения.
- Максим Максимович весел, добр, хорошо относится и разбирается в людях, умеет приласкать. 2. Кабаниха невежественна, что проявляется в разговоре её с Феклушей, странницей. Здесь же чувствуется и ее сожаление, и прощание со стариной.
Задание № 4: Составьте словосочетания, соединяя данные слова со словами, помещенными в скобках.
- Оплатить, уплатить (проезд). 2. Отзыв, рецензия (книга). 3. Отличать, различать (звуки). 4. Отметить, остановиться (достижения). 5. Предупреждать, предостерегать кого-либо (опасность). 6. Презирать, презрение (трусость). 7. Преимущество, превосходство кого — , чего — либо (оппонент). 8. Уверенность, вера (победа).
- Свойственный, характерный, присущий (молодежь).
Задание № 5: Внесите исправления в текст.
- Когда приезжаешь в этот город, бросается в глаза порядок и чистота на улицах, скверах, площадях, даже переулках.
- Проводятся регулярно соревнования в университете, факультете, даже студенческих группах.
- Учитель получил у завхоза не только карандаши, ручки, тетради, а также книги, краски.
Задание № 6: Исправьте предложения с деепричастными оборотами, где это необходимо.
- Учтя замечания, сократив объём, сделав таблицы, статью можно рекомендовать к печати.
- Крайне недисциплинированный, он был отчислен, едва приступив к работе.
- Читая Л. Толстого, перед нами встают живые люди.
- Приходя домой, у Петра слипались глаза от усталости, и он чувствовал страшную ломоту в теле.
- Познакомившись с этой книгой, передо мной открывается новый, до сих пор неизвестный мир.
Задание № 7: Найдите ошибки в образовании форм причастий, в выборе формы причастия, исправьте предложения.
- Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
- Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
- Найдется немало людей, пожелавших бы воспользоваться услугами «поездов здоровья» в воскресные дни.
- В письмах, получающих редакцией газеты, есть много дельных предложений.
- Обещание того, что затребуемый вами материал будет предоставлен, было подтверждено и старшим специалистом лаборатории.
Задание № 8: Придумайте самостоятельно два текста – официально-делового и учебно-научного стилей (жанры по выбору).
Задание № 9: Обменяйтесь с товарищем придуманными текстами, проведите их анализ и редактирование.
Тестовые задания
Вариант 1
- Определите предложения, в которых глагол-связка являться использован правильно:
- Центробанк является головным банком России.
- Государственной Думой является выборный орган.
- Промысловой рыбой окунь не является.
- Многие депутаты являются богаче Чубайса.
- Авторами сборника являются известные ученые.
- Определите предложения, в которых причастные обороты использованы правильно:
- Заданный вопрос экзаменационной комиссией улучшил ситуацию.
- Смущенный криками людей, он начал петь.
- Очередная книга уже переведена на русский, написанная Коэльо.
- Эту книгу я прочитал еще зимой, посвященную войне.
- Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.
- Найдите предложение, в котором деепричастный оборот использован правильно:
- Собираясь в дорогу, день тогда выдался солнечным.
- Соединяя разные части страны, дорога обрывается у моря.
- Возвратившись в родное село, начало светать.
- Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.
- Найдите предложения, в которых подлежащее и сказуемое согласованы правильно:
- Небольшая часть студентов, аспирантов и докторантов участвовали в забастовке.
- Небольшая часть отдыхающих разъехалась.
- Небольшая часть абитуриентов были приезжие.
- Небольшая часть учеников справилась с заданием.
- Небольшая часть ежей выжили в тяжелых условиях.
- Найдите предложение, в котором однородные члены использованы правильно:
- Печорин — офицер, ведущий свободный образ жизни и который ищет приключений.
- Созданы хорошие условия не только для публикации, но и внедрения научных работ.
- Сможете идти медленно, не бежать?
- Справочник запрашивали из Казахстана, Кавказа, Туркмении.
Вариант 2
- Установите соответствие между типами синтаксических связей и примерами:
1) управление; A) красивая жизнь;
2) примыкание; В) жить красиво;
3) согласование. С) жизнь красива;
- D) жить с красавицей.
- Найдите предложение, в котором причастный оборот использован правильно:
- Титов, рискуя жизнью, спасший шахту от взрыва, тоже писатель.
- Хозяин заметил мальчишек в своем саду, кравших яблоки.
- Приехавший Онегин в деревню, вначале ни с кем не знакомился.
- В магазин, расположенный неподалеку, привезли новое оборудование.
- Найдите предложения, в которых деепричастные обороты использованы правильно:
- Ничуть не смутившись, она быстро прошла мимо.
- Глядя на нее, он хотел плакать от счастья.
- Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
- Подъезжая к реке, начался дождь.
- Выйдя на улицу ранним утром, тебя кружит водоворот запахов.
- Найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое согласованы правильно:
- Полгорода осталось без отопления.
- На выставке представлены 30 моделей самолетов.
- Студент или студентка должна прийти за справкой.
- Несколько часов прошли незаметно.
- Найдите неправильно построенное предложение:
- Половина жильцов старого дома не получила новые квартиры.
- Несколько человек было убито.
- Половина собравшихся являются студентами.
- Несколько человек осталось на второй год.
- Половина избирателей голосовали против.
Вариант 3
- Найдите предложение, в котором деепричастный оборот использован правильно:
- Собираясь в дорогу, день тогда выдался солнечным.
- Соединяя разные части страны, дорога обрывается у моря.
- Возвратившись в родное село, начало светать.
- Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.
- Весело напевая себе под нос, Петр вошел в подъезд.
- Найдите предложение, которое построено правильно:
- Большинство команд были не согласны с решением судий.
- Большинство решили не ходить на концерт.
- Большинство было настроено решительно.
- Большинство школьников, студентов и учителей рассмеялись.
- Найдите предложения, в которых правильно оформлена косвенная речь:
- Брат предложил поехать в выходные на озеро.
- Меня спросили, не знаю ли я, где Алексей.
- На вопрос о любимой книге она сказала, что затрудняюсь ответить.
- Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».
- Определите словосочетание, которое построено правильно:
- превосходство кого-то;
- уделить внимание к кому-либо;
- оплатить за проезд;
- заплатить за проезд.
- Найдите словосочетания, являющиеся свободными:
- Падать в обморок.
- Сбивать с дерева.
- Сбивать с толку.
- Установить рекорд.
- Установить антенну.
Написание
Оптимальным будет следующий пошаговый алгоритм действий:
- Подготовка плана работы. В нем должны быть определены задачи исследования, обоснованы выбранные методики и показана практическая польза от проделанного исследования. Примеры такого плана можно найти на официальном сайте ВАК. Параллельно, для повышения эффективности работы, можно подготовить график работы. В нем исследователь намечает базовые этапы с указанием хронологических периодов, например, «Составление обзора литературы — до 1 июня 2020 года». Необходимо понимать, что подготовка диссертации — это длительный процесс, занимающий в среднем 2-3 года. По этой причине для продуктивной работы необходимо постоянно корректировать текущий график. Помимо подготовки текста, соискатель учитывает в нем и проведение практических экспериментов, участие в конференциях и другие мероприятия, которые необходимы для написания диссертации.
- Поиск источников. Изучив литературу по предмету, научный работник должен определиться с собственной точкой зрения на исследуемый вопрос. Если она отличается от общепринятой, необходимо позаботиться об аргументации в виде практических или теоретических разработок. Считается, что для написания докторской диссертации необходимо изучить не менее 250 источников. Работая с ними, соискатель должен понять, насколько они перекликаются с выбранной им темой.
- Разработка структуры. Базой для ее подготовки выступает план работы. Структура диссертации не должна отклоняться от требований ГОСТ, но должна учитывать особенности конкретного исследования. Например, это может быть необходимость создать приложения с диаграммами и схемами или раздела с расшифровкой аббревиатур.
- Постепенное написание диссертации в соответствии с намеченным планом и графиком. В большинстве случаев, этапы работы не являются взаимозаменяемыми (например, нельзя сначала сделать заключение с выводами, а потом — основной текст).
- Подготовка и публикация статей по теме исследования. Это направление проходит параллельно написанием текста докторской диссертации. Например, отдельные статьи требуются по задачам и методикам исследования — их можно подготовить в начале работы.
- Оформление в соответствии с принятыми требованиями. Этот и следующий пункты подробно рассмотрены ниже.
- Подготовка и защита диссертации.
Образование деепричастных оборотов и их обособление
Деепричастные обороты (деепричастия с зависимыми словами) и одиночные деепричастия обособляются всегда, независимо от местоположения главного слова-глагола:
Ознакомившись с предъявленным документом,он был вынужден дать правдивые показания.
На автовокзале они сели в автобус № 5 и, выйдя на остановке «Институт», пошли по улице Курортной к пляжу.
Волнуясь, он начал свой рассказ.
ЗАПОМНИТЕ:если деепричастный оборот относится к одному из однородных сказуемых, связанных союзом И, запятая перед союзом
Он остановился и, посмотрев по сторонам, вспомнил.
Не обособляются:
* Одиночные слова молча, сидя, лежа, стоя, шутя, не глядя, т.к. они по значению сближены с наречиями:
Он слушал молча.
* Деепричастные обороты, представленные фразеологизмами:
Он бежал через дорогу сломя голову.
Задания
Задание 1.В предложениях, взятых из произведения А.Ф.Кони «Нравственные начала в уголовном процессе», расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите деепричастные обороты, прокомментируйте правила их обособления на примере данных предложений.
1. Судебные уставы создавая прокурора-обвинителя и указав ему его задачу начертали и нравственные требования, которые облегчают и возвышают его задачу отнимая у исполнения ее формальную черствость и бездушную исполнительность.
2. Хотя при господстве розыскного, следственного процесса судебная власть сама собирает доказательства, но собрав их она не дает судье права свободно сопоставлять и сравнивать их руководясь внутренним убеждением, а указывает ему для этого готовое непреложное мерило.
3. Иногда не вдумавшись глубоко в смысл судебной деятельности присяжных заседателей в них хотят видеть представителей общественного мнения по данному делу.
4. Вот почему закон ограждая свободу убеждения присяжных установляет строгие правила о тайне их совещания.
5. Законодатель руководствуясь нравственными и общественными идеалами, потребностями государства и целями общежития из ряда сходных житейских явлений выводит одно типическое понятие, которое и называет преступлением облагая определенным в своих крайних границах наказанием.
Задание 2.
Расставьте знаки препинания. Прокомментируйте их постановку.
Пилоты ТУ 134 сообщили «ансамблю», что до Лондона горючего не хватит. Затеяв короткую истерику семья все же согласилась на дозаправку в Финляндии. Убедившись в тщетности многократных попыток прорваться в кабину пилотов Овечкины продемонстрировали серьезность своих намерений.
Желая психологически воздействовать на членов экипажа они застрелили из обреза одну из стюардесс. Идя по такому курсу, что не только непосвященные, но даже опытный пилот без штурмана не сразу понял, где он находится (в СССР или же уже в стране Суоми) самолет стал снижаться над Финским заливом. Посадка ТУ 154 на узкую, не приспособленную для самолетов такого класса истребительную полосу, прошла успешно.
Задание 3.
Ответьте на вопрос, правильно ли построены предложения с деепричастными оборотами. Сделайте необходимые исправления.
1. Прибыв на место преступления, было очень темно, только по прошествию трех часов стало светать. 2. Получив новое задание, перед сотрудниками отдела встали новые трудности. 3. Учтя замечания, сократив объем, сделав таблицы, статья была рекомендована к печати. 4.
Находясь в местах лишения свободы, его мать его часто посещала. 5. Познакомившись с этим делом, передо мной открываются новые, до сих пор неизвестные факты. 5. Придя домой, сознание оставило его. 6. Приехав в Париж, его пригласили в посольство. 7. Врачи сказали ему: «Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьезно заниматься спортом».
Общие требования вак к процедуре защиты докторской диссертации
Чтобы правильно подготовиться к процедуре защиты докторской диссертации, нужно учесть следующие требования Высшей Аттестационной Комиссии:
- Если автор докторской диссертации не обучается в докторантуре и выполняет работу в режиме соискательства, он имеет право представить научную работу к защите в любой диссертационный совет. Обязательное условие – соответствие темы диссертации направлению диссертационного совета по условиям п.16 «Положения о присуждении ученых степеней».
- Диссертационные советы с ограниченной или приостановленной деятельностью, не имеют права принимать диссертации к защите.
- Высшая Аттестационная комиссия выдвигает строгие требования к соблюдению сроков публикации объявления о дате предстоящей защиты. Объявление размещается на двух интернет-ресурсах: сайт ВАК и образовательной организации, на базе которой размещен диссертационный совет. В документе указываются все сведения о предстоящем событии: данные об авторе диссертации, названии научной работы, информация об официальных оппонентах и т.д. Рекомендуемые сроки публикации объявления – не позднее, чем за 3 месяца до официальной даты защиты докторской диссертации.
- Автореферат на тему докторской диссертации представляется участникам диссертационного совета за месяц до официальной даты защиты. Качество написания и оформления, содержательность этого документа являются основополагающими факторами принятия решения о выдаче допуска соискателю ученой степени «доктор наук».
- Защита диссертации проходит в формате научной дискуссии. Результаты тайного голосования фиксируются в соответствующем протоколе заседания.
Узнать подробности процедуры защиты докторской диссертации можно в этом материале.
Особенности написания автореферата
Автореферат – это документ, который отображает краткое содержание докторской диссертации, демонстрирует личных вклад автора в развитие науки, новизну его идей. Его объем составляет в среднем два печатных листа, и выпускается он тиражом около 100 экземпляров (точное количество устанавливает диссертационный совет высшего учебного заведения). При написании автореферата автор опирается на требования ГОСТа Р 7.0.11-2022 и рекомендации ВАК.
Состоит документ из нескольких обязательных элементов:
- обложки (титульного листа и его обратной стороны);
- основной части;
- выводов;
- библиографии.
В каждой части содержится определенная информация. Для титульного листа это:
- надпись «на правах рукописи»;
- личные данные соискателя ученой степени;
- тема работы;
- специальность, по которой выполнялся научно-исследовательский труд (обязательно указывается шифр по номенклатуре специальностей научных сотрудников);
- ученая степень, на которую претендует соискатель;
- год выполнения автореферата;
- название населенного пункта.
Есть требования к данным, которые должны быть прописаны на оборотной стороне обложки. Там указывают:
- наименование ВУЗа, где выполнялась работа;
- личные данные научного руководителя (ФИО, ученая степень и звание);
- фамилии, имена, отчества, информацию об ученой степени и званиях, месте работы и должностях оппонентов;
- дату и время защиты;
- подпись секретаря диссертационного совета и его ФИО, шифр органа;
- дату отправки докторской диссертации в ВАК и рассылки автореферата;
- название ВУЗа (организации) при котором создан диссертационный совет.
Вступительная часть напоминает введение самой диссертации. В ней автор описывает поставленные цели и задачи, рассказывает об объекте исследования и обосновывает актуальности выбранной темы.
Основная часть автореферата состоит из нескольких подразделов. В них автор описывает ключевые моменты научно-исследовательского труда. Прочитав эти главы, члены комиссии должны понять, насколько была проработана тема. Для этого нужно подтвердить фактами новизну полученных результатов, рассказать о теоретической и практической ценности проведенных изысканий. В основном разделе автор также коротко описывает, какие методики и техники он использовал при подготовке диссертации.
Заключение – элемент, который напрямую связан с вступлением. В нем делаются выводы, даются рекомендации о применении результатов изысканий на практике.
В тексте автореферата, как и в самой диссертации, можно использовать сокращения (аббревиатуры). В этом случае их нужно будет обязательно расшифровать.
Рекомендуемый объем диссертации | phd в россии
Многие аспиранты задают следующий вопрос: «какой объем текста должен быть в диссертационном исследовании?» Ответить однозначно весьма сложно, поскольку нормативов на это счет нет. Тем не менее, есть устоявшиеся нормы.
Итак, еще в советские времена выпускная квалификационная работа специалиста, как правило, составляла 70-80 страниц машинописного текста, 14 кеглем, полуторным интервалом. Поэтому считалось вполне допустимым, что объем кандидатского «кирпича» может быть от 110 до 160 листов.
С конца 1900-х гг. в этой стране появились магистерские диссертации с примерно 100 листами печатного текста. Поэтому требования к кандидатской рукописи увеличились и нижней планкой считается 150 стр. Такие дела обстоят в гуманитарных и социальных научных специальностях.
При этом хорошим тоном считается написать диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата наук с общим числом страниц, включая список литературы и приложения, в 180 стр. Некоторые увеличивают число страниц до 200 и даже 220. Но это уже верхний предел.
Некоторые вузы в этой стране присуждают ученую степень доктора философии (PhD). Для этого нужно представить диссертацию объемом в 250-300 страниц. А вот на соискание ученой степени доктора наук нужно подготовить «кирпич» из 350-400 стр.
И как Вам уже наверное доходчиво объяснили, «слишком много текста» не свидетельствует о качестве «диссера»!
©
Вместе с этим читают:
• Требования к диссертации
• Пишем текст диссера
• Ни дня без строчки