РОЛЬ СЕМЬИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ
студентка 3 курса БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»
Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых.
Актуальность данного вопроса заключается в важности трудового воспитания детей в семье. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках,пословицах; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники.
Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.
Во-первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.
Во-вторых, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.
Большое внимание трудовому обучению детей уделял и В.А. Сухомлинский. «Трудовое воспитание, — отмечал он, — это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно, прекрасно».
Выдающийся педагог рассматривал трудовое воспитание в неразрывном единстве с воспитанием высоких нравственных чувств к родителям и другим взрослым людям. Жизнь детей немыслима без труда, без физического и духовного напряжения.
Приучать ребенка к труду надо начинать уже с двухлетнего возраста. Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится более самостоятельным, усваивает полезные практические навыки в самообслуживании, включается в труд взрослых.
Важно приучать детей выполнять нужные, не менее интересные для них трудовые обязанности, но не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду. Главное говорить ребенку слова «вместе» и «помогу» и это доставит ему большую радость.
Именно в семье ребенок получает навыки относящиеся к ручному труду. Например, девочка уже к 6 годам может держать иголку,пришивать пуговицы, делать стежки, шить для куклы простую одежду, стирать кукольное белье . А мальчики под пристальным вниманием папы учатся вбивать гвоздь,сбивать скамейку для куклы,скворечник для птиц, разные конструкции самолетов.
Важное место в семье родители уделяют вопросам формирования навыков по уходу за собой:снимать, надевать одежду и вешать ее на место, завязывать шнурки, чистить зубы, умываться, причесываться,вытирать нос, пользоваться туалетом, а так же организовать питание.
Родители приучают ребенка: накрыть стол, убрать со стола, подать пищу для своих близких, изучают правила элементарного этикета, поведения за столом.
В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Для каждого члена семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, как проводят вечера, выходные, праздники. Поэтому каждая мама приучает ребенка создать в доме уют не для глаз, а для души всех обитателей.
Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам». Поэтому необходимо вовлекать малыша в общие семейные дела: вместе накрыть на стол, испечь печенье, полить грядки и т. д. важно чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослым.
Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом можно убедиться наблюдая за подготовкой к семейным праздникам.
Более старшим детям доверяют более сложные дела: навести порядок в шкафу для посуды, аккуратно разложить белье на полках, помыть игрушечную посуду. При выполнении всех этих дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью. Большое влияние на ребенка будет оказывать его посильное участие в подготовке различных семейных праздников, таких как: «День рождения», «День семьи», «День матери», «Новоселье», «Новый год», «Рождество», « Международный день семьи» и др.
В исследовании Д. О. Дзинтере выявлено, что формированию трудовой деятельности дошкольника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у ребенка эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, обязанностей поддержать его усилия, вовремя проконтролировать и помочь, подчеркнуть полезность осуществленной работы. Отрицательно влияют нетерпение, раздражительность родителей по поводу нерасторопности или неумелости. Негативно сказываются на развитии ребенка переоценка его возможностей, передозировка трудовых обязанностей. Наконец, родители часто прибегают отрицательным отзывам о своей работе: «Завтра понедельник так не хочется идти на работу!»; «Только пообедали, а уже об ужине надо думать. Как надоела бесконечная готовка!» такие высказывания могут быть сделаны под влиянием сиюминутного настроения, а маленький ребенок принимает их всерьез и делает свои выводы о тяготах труда, о нежелании близких и любимых людей трудиться.
Нами было проведено исследование отношения родителей к проблеме трудового воспитания. С этой целью нами разработана анкета, содержащая в себе вопросы, направленные на выявление их мнения по поводу обучения трудовым умениям в семье. В исследование приняли участие 18 родителей. Отношение родителей к труду детей в семье оценивалось на основании результатов анкетирования, которое проводилось нами в МБДОУ «Детский сад № 14». По характеру ответов респондентов на вопросы анкеты: «Нужно ли обучать ребенка труду в семье?»; «Почему?»; «Чему и как вы учите сынадочь трудиться дома?» можно было судить о глубоком понимании родителями необходимость приучать ребенка к труду в семье.Анализируя ответы родителей, нами был сделан вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – хозяйственно-бытовой труд, остальные виды труда занимают незначительное место.
Для осуществления трудового воспитания в семье, важно добиться, чтобы родители понимали необходимость совместной работы с детским садом по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома, а так же должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. С этой целью необходимо знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста в дошкольном учреждении.
Таким образом, проведенная работа показала значимую роль семьи в трудовом во Мы убедились в том ,что именно семья способствует подготовке ребенка к жизни, созданию положительного отношения к своему труду. Формирует готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения и проявлять ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — Москва: «Академия», 2002.
Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. Москва: Просвещение, 1987.- 98с.
Родительское собрание «Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье». Возрастная группа: старшая Форма проведения: круглый столУчастники: воспитатель, родителиЦель: познакомить родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей трудолюбияЗадачи:• познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье • расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам ознакомления дошкольников с трудом взрослых; вовлечь родителей в обсуждения педагогических ситуацийПлан проведения:1. Сообщение воспитателя старшей группы Макаровой О.К. на тему: «Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье» 2. Игровая пауза « Вопрос- ответ» 3.Обмен родительским опытом по привитию положительного отношения к труду в семье. 4. Подведение итогов собрания. Принятие решения. Ход собрания:1. Вступительное слово воспитателя. Добрый день уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание. Тема собрания очень актуальна: «Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье. »«Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным» (Гельвеций)Очень важно воспитывать у ребёнка трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. И чем раньше этим начали заниматься родители, тем лучше. Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием. Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают лениться. Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей. В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм и лень. Основная задача семьи в трудовом воспитании ребёнка — так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Но как, же претворить в жизни эту нелегкую задачу? Как вы думаете, что же могут делать наши дети дома, какие трудовые поручения выполнять? Послушайте и осмыслите этот перечень поручений.Перечень поручений:• Оказывать помощь родителям в уборке квартиры. • Наводить порядок на своем столе и в своей комнате. • Заботиться о младшем брате или сестре. • Стирать свои мелкие вещи. • Мыть чайную посуду.• Следить за чистотой обуви. • Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок. • Гулять с собакой, кошкой. • Ухаживать за растениями.• Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто) • Накрывать на стол и убирать со стола.• Подклеивать книги, коробки для настольных игр.• Убирать свою постель.2.Для дальнейшей работы нам понадобится разделиться на команды. Я предлагаю вам сделать игровую паузу. Игра «Блиц-вопрос»: на подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо взять карточку и каждому члену команды высказать своё мнение.• Помогает ли вам ребёнок по дому? Если да, то как? (какие поручения выполняет)• Охотно ли ваш сын или ваша дочь выполняет трудовые поручения? Что вы делаете, когда ребёнок отказывается выполнить ваше поручение (например, убрать за собой игрушки?)• Поощряете ли вы ребёнка за выполнение трудовых поручений? Как? • Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение трудовых поручений? Если да, то, каким образом?Следующее задание: Разбор ситуаций.У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Вам нужно их обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка. а) Мама поручила своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружила, что зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, она решила уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами. Правильно ли поступила мама?Ответ: одним этим своим действием был нарушен целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия. Главное же — правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно — постоянного контроля за выполнением ими порученного дела. б) Вы восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры — подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких же несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении «не покладая рук». Почему это произошло? Ответ: Вынарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами. в) Папа поручил сыну помыть свои ботинки от грязи. Но сын никогда раньше этого не делал, об этом заботилась всегда мама. Ребёнок подумал, зачем мыть ботинки, если они завтра снова испачкаются. Мальчик не стал мыть ботинки (тем более что папа не поинтересовался, выполнил сын поручение или нет, и побежал играть с новой машинкой) Вопрос: Как вы думаете, кто в данной ситуации не прав? г) Мама опаздывает на работу, а её дочь(5 лет) всё утро как- будто нарочно тянет время, не хочет собирать игрушки, долго одевается в садик. Мама ужасно нервничает. Вопрос: Что делать в данной ситуации? Во-первых, нужно успокоиться. Накричать, обругать, будет конечно куда легче. Но в данной или похожей ситуации вашими помощниками будут не окрик или угроза, а игра и чувство юмора. д) Шестилетняя Маша бежит к маме и с радостью ей сообщает: «А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! » – девочка явно гордиться своим поступком. А мама в это время разговаривала с подругой по телефону и не обратила на девочку внимания. «Одевайся скорей, видишь, я разговариваю»- ответила мама раздраженно.Вопрос: Как бы вы поступили в данной ситуации?Ребёнок выполнил поручение, явно постарался. Доброе слово родителей — важная награда. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Но, если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность. 3. Обмен родительским опытом. Представление презентаций и видеофильмов семьи Власовых, Карасовых, Шитиковых. 4.Итог собрания, решение. Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость. Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке. Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем «взорваться» куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины. Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате». Причем родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» — значить приучать его сдерживать свои желания, т. е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности. Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:- приобщение к труду через самообслуживание;- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;- организация обучения выполнению трудовых операций;- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня дошкольника. Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим. Мы, взрослые, должны прививать детям уважительное отношение к любому виду деятельности. Общие ошибки. Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений (не справится, рано еще и т. п.) поручаете вашему ребёнку не то, что он просил, а то, что кажется разумным. Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип — обязательного учета склонностей и интересов ребенка.Домашнее заданиеЧасто ответ на вопрос «Кем работают твои родители? » вызывает у ребят затруднения. Не все дети знают, чем заняты их родители на работе и кем они работают. Необходимо дома поговорить со своими детьми. Чтобы каждый из вас рассказал о своей профессии, показал часть своего труда и объяснил детям пользу его для людей. Подготовить своих детей к беседе в детском саду на тему: «Кем работают мои родители». Решение собрания 1.Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам. Не прибегать к наказанию трудом. Приучать детей к бережливости, учить оценивать и свой, и чужой труд. 2. Принять к сведению опыт по приобщению детей к труду в семьях Карасовых, Власовых, Шитиковых. 3. Провести совместно с детьми трудовой десант по благоустройству прогулочного участка.
Именно в семье ребенок получает навыки относящиеся к ручному труду. Например, девочка уже к 6 годам может держать иголку,пришивать пуговицы, делать стежки, шить для куклы простую одежду, стирать кукольное белье . А мальчики под пристальным вниманием папы учатся вбивать гвоздь,сбивать скамейку для куклы,скворечник для птиц, разные конструкции самолетов.
В современном обществе воспитанию придаётся большое значение в процессе формирования личности. Воспитание в совокупности с правильной работой педагога и родителей даёт возможность развить в ребенке гармонично развитую личность.В различные исторические эпохи и при разном социальном и экономическом укладе у разных народов этой проблеме уделялось или особое внимание или она практически не интересовала педагогов.
Содержимое работы — 1 файл
В отечественной педагогической науке последнего десятилетия наблюдается резкое уменьшение числа исследований по трудовому воспитанию. В последнем издании Российской педагогической энциклопедии (1999 г.), в отличие от педагогических энциклопедий и словарей предыдущих изданий, статья «Трудовое воспитание» отсутствует, имеется лишь статья «Трудовое и профессиональное обучение».
Подобное положение дел вызвано, по нашему мнению, теми процессами, которые происходили в российской педагогике с начала 90-х гг. XX века. Во многом они были связаны с заимствованиями из современной западной педагогической науки, которые сохраняются до сих пор.
В современных условиях научно-технического прогресса и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения выбор сферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. В этой ситуации очень важной на сегодняшний день задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, желания работать, особенно в городских семьях, где в силу сложившихся обстоятельств, дети, не приучаясь к работе с самого раннего возраста, не обладают трудолюбием.
Формирование у учащихся готовности к труду – одна из частей целостного педагогического процесса.
В нашей стране имеется богатый исторический опыт воспитания трудовых качеств подрастающего поколения. Он принадлежит народной педагогике, содержится в работах выдающихся педагогов нашей страны — от К.Д. Ушинского до А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Изучение подобного опыта и использование некоторых его элементов применительно к современным социальным и экономическим условиям может быть весьма полезным.
Цель исследования — раскрыть теоретические основы трудового воспитания, пути и формы его осуществления в семье.
Объектом исследования является процесс трудового воспитания.
Предметом исследования является трудовое воспитание.
Сформулированные выше проблема, цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы трудового воспитания детей как социально-педагогического явления.
2. Определить трудности воспитания в семье и пути их преодоления.
3. Описать формы и методы трудового воспитания ребенка в семье.
4. Сформулировать способы социально-педагогической помощи семье в трудовом воспитании ребенка.
Методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области воспитания, в частности в области трудового воспитания как социально педагогического явления.
В качестве методов исследования были выбраны анализ литературы, описание, обобщение педагогического опыта.
Информационной базой исследования послужили:
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.
1.1 Трудовое воспитание детей как социально-педагогическое явление.
Воспитание представляет собой создание у детей определенного жизненного опыта, в процессе которого формируются те или иные качества. Трудовые действия формируются в тех аспектах воспитательного процесса, которые затрагивает трудовое воспитание. Важнейшим фактором развития личности в процессе воспитания является труд, так же это один из способов творческого освоения мира.
Трудовое воспитание является неотъемлемым компонентом общего образования, физического и эстетического воспитания.
Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни».
Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание. Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей жизни.
Задачей трудовой деятельности ребенка в семье является приобщение к труду, развитие его личности, развитие в нем нравственных, физических и умственных качеств.
Значение труда в нравственном воспитании личности имеет огромное значение. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием патриотических чувств, гражданского сознания и понимания своего общественного долга.
Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие.
Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.
Практическая производственная деятельность, труд оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что труд, связанный с пребыванием на свежем воздухе, с движениями и мускульными упражнениями, повышает его жизненную энергию, укрепляет силы человека и его здоровье.
Труд так же развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческий потенциал.
А.С. Макаренко на опыте работы в колонии имени М. Горького глубоко осознал вред отдельных попыток подменить трудом все многообразное содержание педагогического процесса. А.С.Макаренко стремился к научной организации труда.
А.С.Макаренко в своем опыте пришел к включению самообслуживания в систему трудового воспитания. В опыте колонии имени М. Горького получили развитие такие важные компоненты системы трудового воспитания, как участие воспитанников в производительном труде, организация коллективного самообслуживания, направленного на удовлетворение многообразных нужд всего коллектива.
А.С. Макаренко в трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.
То есть труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества.
Содержанием трудового сознания является производственный опыт: умения и навыки, профессиональные знания. Так же в него входят понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, активное и творческое отношение к нему; личная заинтересованность и предприимчивость; стремление труженика к утверждению принципа социальной справедливости; нравственное, эмоциональное и эстетическое отношение к труду.
Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, его нравственных черт, умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.
Педагогическим условием совершенствующим трудовое воспитание в современной семье является систематическая трудовая деятельность ребенка дома, которая будет способствовать развитию в самом ребенке, таких личностных качеств, как аккуратность, ответственность, уважение к чужому труду, которые разовьют в нем трудовое сознание, будут способствовать появлению трудолюбия, а как следствие умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.
Перед ребенком всегда должна стоять некоторая трудовая задача, которую он в силах разрешить. Эта задача может иметь как краткосрочный, так и длительный характер. Например: можно на долгое время поручить ребенку соблюдать чистоту в определенной комнате, а как он это будет делать – предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. Этим вы поставите перед ним задачу организационную. Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении.
Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно — мотивационной сферой, глубоким пониманием большой воспитательной силы труда знания и убеждения, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
По Харламову И.Ф. трудолюбие включает в себя следующие структурные нравственные компоненты:
а) потребность в созидательно- трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
б) понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;
в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
г) достаточно сильную волю личности.
Общественно полезный труд формирует нравственные черты. Трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. А.С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме:
«Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Основные условия трудового воспитания — включать детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте.
Мы не должны понимать трудовое воспитание в семье, лишь как физическое воспитание. Трудовое воспитание в семье сочетает в себе как физический труд, так и умственный. В том и другом важной стороной является прежде всего организация трудового усилия, его настоящая человеческая сторона.
1.2 Трудовое воспитание в семье, трудности и пути их преодоления.
Велика роль семьи в трудовом воспитании детей. В семье у детей закладываются основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки. Но родители так же допускают ряд ошибок, из-за которых возникают трудности в воспитании трудолюбия.
Самая главная ошибка – оберегание детей от труда и выполнение за них бытового и учебного труда. Когда ребенок просит помочь родителям, ему ни в коем случае нельзя отказывать, это пагубно влияет на формирование трудолюбия. Если не разрешать ребенку помогать, то после нескольких отказов у него сформируется представление, что в его помощи не нуждаются, в последующем у него выработается антипатия к труду.
Следующая трудность – требование от ребенка того, что родители сами не соблюдают.
Неоценимое значение в трудовом воспитании детей имеет пример взрослых, достойный подражания. Пример действует гораздо сильнее внушения, нотации, убеждения. Но, к сожалению, не всегда взрослые подают достойный пример. В семьях можно нередко наблюдать такую картину, когда папа сидит в кресле перед телевизором или с газетой, а мама, придя с работы, готовит на кухне ужин. Да есть еще и другие домашние дела, но ей никто не помогает. Любая ее просьба к мужу воспринимается как посягательство на мужское достоинство. Дети также не приучены помогать взрослым. А нужен совместный труд. В воспитании трудолюбия немаловажное значение имеет и тон, которым предъявляются требования по выполнению детьми трудовых поручений. Наиболее эффективной манерой обращений следует считать просьбу, обращение к детям в виде совета, рекомендации.