Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Работа с текстом в 4 классе
учитель начальных классов
Таранина Жанна Николаевна
Земля долго ждала дождя. Дождь начался на рассвете.
Ветер волной пробежал по ниве, пригнул одинокую берёзку у оврага и вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли колосья ржи. Упали первые крупные, тяжёлые капли. Они падали всё чаще и чаще, пошли мелкой дробью, потом разом хлынул неукротимый ливень.
Ливень шумел по косогорам, земля набухла и почернела. После долгих засушливых дней она задышала и ожила. Живительная влага напоила поле.
Дождь кончился внезапно. С неба брызнули солнечные лучи. Солнце и тёплый ветер подсушили колосья, рожь поднялась. В небо глянули синие глаза васильков.
2.Озаглавь части текста.
3. Определи главную мысль текста.
4.Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.
5.Что сделал ветер? Выпиши глаголы из текста.
______________________ столбы пыли
ВЕТЕР ______________________ берёзку
_______________________ колосья ржи
6. Выпиши из последнего абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.
7. Выпиши из второго абзаца предложение, которое соответствует схеме.
~~~~~~~~~~ __________ ___________ _ _ _ _ _ _ _ .
Какая? Что? Что сделала? Что?
8. Выдели корни в однокоренных словах. Подчеркни лишнее слово.
9. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
Что это? (А.Масленников)
10. Вставь пропущенные буквы. Спиши предложения, дополняя каждое именем прилагательным.
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами на траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.
Вся природа______________________ в золотых волнах тепла и света.
Стволы молодых берёз сверкают____________________ .
( в ) перелеске послышался
( под ) берёзами брожу
( по ) дорожке убегает
10.Спиши, раскрывая скобки.
Дорога (с) вернула (в) берёзовый (пере) лесок. Мы (с) товарищами зашли (в) густую чащу. Вдруг (по) слышался голос кукушки. Совсем рядом (за)стрекотал кузнечик. Как здесь хорошо!
Под крышей было гнездо ласточки. Хозяев в нём не было. Почуяв приближение холодов, они улетели. Прошла зима. А в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела. Ласточки носили в носиках глину и ил из ближнего ручья. Скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышки, то стебельки моха. Прошло ещё несколько дней, и уже только одна ласточка стала вылетать из гнезда, а другая оставаться в нём постоянно. Недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Целыми днями заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!
2. Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.
3.Определи главную тему текста.
4.Раздели текст на четыре части. Допиши недостающие пункты плана.
1. Гнездо пустует
5. Как строили ласточки своё гнездо?
Подчеркни ответ в тексте.
6. Выпиши из предложения слова с безударной проверяемой гласной в корне. Запиши с каждым словом проверочное.
Почуяв приближение холодов, ласточки улетели в тёплые края.
7. Заполни таблицу.
8. Определи последовательность событий.
9. Выпиши из текста по два слова, соответствующих данным схемам.
___________________ , ____________________
10. Найди и зачеркни названия птиц. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. (В квадрате «спряталась» ласточка.)
(Ответы: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.)
Сахар — это сладкий на вкус пищевой продукт. Он входит с состав мороженого, конфет и фруктовых вод. Кристаллы сахара мы добавляем в кашу, кофе или чай. Сахар снабжает наш организм энергией, причём быстрее, чем любая другая пища. Но надо помнить, что неумеренное употребление сахара может привести к разрушению зубов.
Сахар содержит углерод, водород и кислород. Различное сочетание групп атомов образуют различные виды сахара. Сахар, который мы употребляем в пищу, называют сахарозой.
Любое зелёное растение производит сахар. Тот сахар, который мы используем в пищу, получают из двух растений: сахарного тростника и сахарной свёклы. Сахарный тростник – это разновидность гигантской травы. Сахарная свёкла – это овощ, толстый корень которого богат сахаром.
( По материалам энциклопедии «Хочу всё знать» )
2.Определи стиль текста: научный, художественный, публицистический.
Какой продукт, содержащий углерод, водород и кислород, имеет сладкий вкус?
Что образует сочетание групп атомов?
Чем сахар «снабжает» наш организм?
5.Вставь слова из текста так, чтобы предложения имели смысл.
Любое ___________________ растение производит____________ .
Сахар, употребляемый нами в пищу, называется_______________ .
6. Подбери и запиши к словам антонимы.
7.Вставь пропущенные буквы. Выпиши второе и пятое предложения. Подчеркни в них грамматические основы.
8. Отметь рисунки с изображением растений, из которых получают сахар.
9.Образуй и запиши из данных слов словосочетания
прилагательное + существительное.
Фрукт, мороженое___________________________________ .
10. Найди и выдели в таблице слова.
Кристалл, сахар, сахароза, тростник, атом.
КОШКА И ЁЖ
Наша кошка увидела ежа. Насторожилась она. Прилегла на пол и смотрит. Ёж тоже на неё смотрит. Прыгнула кошка, тронула лапкой ежа. Ёж спрятал голову и подставил свои иглы. Наколола кошка лапу, отошла, села и начала лизать лапку. А на ежа и не смотрит.
Вот вечером начал ёж свою беготню. Смотрит на него кошка, хочется ей с ежом поиграть. Долго смотрела. Ёж пробежал возле неё, она как прыгнет. Перескочила через ежа и лапки не уколола.
Понравилось кошке эта игра. И стала она с ежом играть. Приляжет кошка и ждёт, смотрит. Ёж подбежит к неё, а она прыгнет через него. Да скоро забыла кошка, какие у ежа колючие иглы. Захотелось её ежа схватить. Прыгнула она, да лапками на иглы и упала. Ушла кошка в сторону и стала лапки лизать.
С тех пор уж она на ежа не прыгала.
4.Озаглавь части текста.
6.Выпиши из текста по два слова, соответствующих данным схемам.
7. Почему кошка перестала играть с ежом?
8. Из первого абзаца выпиши предложение соответствующее схеме.
_________ _ _ _ _ _ И _________
___________ _________ _________
9.Вставь пропущенные буквы. Запиши текст от имени ежика.
10.Соотнаси действия с предметами. Поставь стрелки от названия животного к действиям, которое оно производит.
понравилась КОШКА подставил
прыгнула ЁЖИК перескочила
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядающие желтоватые листья, блистающие золотом.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей как будто помолодевшие ели и сосны. Они освежены холодными воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Устлана земля сухими разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пушистыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. Но листья эти жёсткие и хрупкие в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.
( 115 слов)
4.Используя текст, допиши недостающие в схеме слова.
берёзы_________________ и __________________ .
ЛИСТЬЯ в сырую погоду ____________ и ________________ .
в морозы_________________ и _________________ .
5.Из первого абзаца выпиши предложение, содержание которого соответствует рисунку.
6.Запиши, с чем сравнивает автор мелкие осенние дожди.
7. Используя текст, составь словосочетания.
Ели (КАКИЕ?) — __________________________________________
Туманами (КАКИМИ?) -___________________________________
Вскакивают (ОТ ЧЕГО?) -__________________________________
8. Из двух слов образуй одно. Во вновь образованных словах выдели корень.
ЛИСТ, ПАДАТЬ -_______________________________________
ВОДА, ВОРОТИТЬ -____________________________________
ЗМЕЯ, ЛОВИТЬ -_______________________________________
РАЗНЫЙ, ЦВЕТ -_______________________________________
9.Спиши предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Разбери предложение по членам предложения и частям речи.
(По) синему небу (про) плывают ни..кие т..жёлые ..блака.
10.Впиши в клеточки имена прилагательные, используемые автором в тексте.
Листья разных цветов.
Листья, имеющие цвет золота.
Листья светло-жёлтого цвета.
Список использованной литературы
10.Тростник : outdoors.ru
11. Рогоз: blogs.privet.ru
12. Кошка и ёж (фото): fotoparus.com
13. Дерево (раскраска):
14. Осенний рисунок:
Презентация по русскому языку «Работа с текстом» 4 класс предназначена для обучающего урока по работе с деформированным текстом, так называемым «текстом с окошками». Задание: «Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Озаглавь текст» позволяет за небольшой период времени освоить несколько приёмов работы с текстом.
Текст с окошками 4 класс.pptx
- Презентация по русскому языку «Работа с текстом» 4 класс
- Вариант 1 Ответы к стр. 7 – 10
- Вариант 2 Ответы к стр. 11 – 14
- Вариант 3 Ответы к стр. 15 – 18
- Вариант 4 Ответы к стр. 19 – 23
- Вариант 5 Ответы к стр. 24 – 27
- Вариант 6 Ответы к стр. 28 – 31
- Вариант 7 Ответы к стр. 32 – 35
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10 (стр. 44)
- Вариант 11
- Вариант 12
- Вариант 13
- Вариант 14
- Вариант 15
- Вариант 16
- Вариант 17
- Вариант 18
- Вариант 19
- Вариант 20
- Вариант 21
- Вариант 22
- Вариант 23
- Вариант 24
- Вариант 25
Презентация по русскому языку «Работа с текстом» 4 класс
Работа с
текстом
Русский язык
4 класс
Спиши. Вставь пропущенные буквы и знаки
препинания. Озаглавь текст
ст..кали
свинцовые
Кр..сиво было (в)лесу (в)этот ранний
ч..с(.!?) Тихо шумели к..чались б..рё..ки(.!?)
(С)лист..ев
капли
р..сы(.!?) (На)д..рев..ях (в)тр..ве уже л..жали
сл..ды ос..ни(.!?) Остро пахло сырой з..млёй
прелыми лист..ями(.!?) (Из)вороха опавших
лист..ев тр..вы валежника
(вы)глядывают
гр..бы(.!?)
Р..бята (по)шли (в)редкий березняк (.!?) А
вот и л..сной царь- белый гр..б(.!?) Он ст..ял
(на)кре..кой но..ке(.!?) Как х..ро.. этот гри..
(.!?)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш email
Работа с деформированным текстом.
1.Из слов каждой строчки
составь предложение. Запиши их. Озаглавь рассказ.
Земля, голая, промёрзла.
Вечеру, потеплело, к.
Закружились, крупные,
воздухе, снежинки, в .
Больше, их, становилось, всё.
Хлопьями, снег, повалил.
2.Определи, сколько
предложений в тексте. Спиши правильно обозначая начало и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу
стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом
журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.
3. Восстанови порядок
предложений. Запиши получившийся текст.
Вдруг пролетела
муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!
4. Составь предложения из
слов, озаглавь текст и запиши текст.
Осторожный,
и, лиса, зверь, хитрый
На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней
Красивая, у, мордочка, лисы
Хорош, хвост, особенно
Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.
Восстанови деформированный текст. Запиши текст.
Отец похвалил его за правду.
Он решил узнать, кто разбил
чашку.
Мальчик сказал правду.
Мальчик разбил дорогую чашку.
Прочитай.
Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст.
Запиши текст.
Варя просила его петь.
Там он будет весь день петь.
Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
У Вари был чиж.
Но чиж хотел на волю.
Составь
предложения из слов каждой строки,
озаглавь текст. Запиши получившийся текст.
По, заяц, болоту, скакал
Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в,
да
Косой, под, что, чувствует,
ногами, что-то, шевелится
Громким, из-под, хлопаньем, стали,
снега, с, крыльев, куропатки, вырываться
Заяц, лес, до, перепуганный,
смерти, кинулся
В, стая, снегу, в живёт, куропаток
Вылетают, болоту, они, клюкву, по
днём, ходят, выкапывают
Опять, в, поклюют, снег, и
Заметит, снегом, кто, под, их
8.Из слов каждой строчки
составь предложения. Озаглавь полученный текст и спиши.
не
совсем, ещё, роса, сошла
как
в серебре, листья, сверкают
ветер,
морю, к, синему, прилетел
парусный,
качался, волнах, кораблик, на
решил,
его, ветер, потопить
а,
по, только, быстрей, морю, кораблик, помчался
10.Составь предложения из
слов каждой строки и запиши текст.
щенка,
на, подарили, день, Петьке, рождения
подарок,
это, дорогой, был, самый
о,
мечтает, ведь, собаке, каждый
говорил,
в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком
Торопыгой,
назвал, его, он
стал,
откликаться, имя, на, щенок, сразу, это
голос,
и, он, к, спешил, хозяину, подавал
в,
пришлось, гости, напроситься
пакет,
колбасы, кошку, я, в, и, положил, кусок, плюшевую
погоняется,
ней, Торопыга, за, пусть
11.Составь предложения из
слов каждой строчки. Поставь в конце предложений знаки. Придумай заголовок.
Запиши текст.
в, извилистая, уводит, тропинка,
лес
на, лучи, полянах, играют, солнца,
изумрудных
сверкает, это, что
дрожат, под, солнечные, деревьями,
зайчики
пестрит, в, от, глазах, цветов
в, как, лесу, летом, красиво
12.Прочитай. Пронумеруй
предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.
__На
ней растут цветы. __Большие цветы золотыми головками качают. __Есть у нас во
дворе клумба. __Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. __А маленькие
цветы лепестками машут. __Это так красиво!
13.Прочитай. Пронумеруй
предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.
__У
него голубая крыша и длинная ножка. __А живёт в домике весёлая птица скворец.
__Стоит у нас в саду домик. __Скворец всё лето поёт, а осенью улетает. __Кто же
там живёт?
Прочитай. Из слов каждой строчки составь
предложения. Дать название рассказу. Спиши текст.
1) пушистый,
накрыл, деревья, снег
2) снегу,
много, следов, видно, на
3) ночью,
вот, проскакал, хорёк
4) следы,
медвежьи, к, берлоге, ведут
5) полянке,
оставлены, на, следы, заячьи
Еще одно учебное пособие за 4 класс. еще вернее учебно-методический комплект от автора Крыловой Ольги Николаевны по чтению: работа с текстом, четвертый класс. При этом изучив издания этого автора, мы право «прибываем в легком шоке» от учебных материалов, поскольку возникают сомнения в квалификации Крыловой как филолога и даже как самого просто учителя начальных классов. Все эти сомнения возникают после прочтения ее пособий для подготовки к ВПР. В УМК чтение, благо, задания более безобидные. Если учитель обязал вас работать по этим тетрадям на печатной основе, что же, придется это делать. Здесь вы как раз и сможете найти ответы к тетради «Чтение. Работа с текстом» 4 класс.
Давайте буквально пару слов о том, как же пользоваться нашими подсказками, ответами, ГДЗ. Здесь все лаконично просто и понятно. Вы просто выбираете нужную вам страницу в форме и все, перед вами откроются ответы. Все просто! Итак, для вас ГДЗ с ответами к тетради «Чтение. Работа с текстом» 4 класс.
Вариант 1 Ответы к стр. 7 – 10
Задание — прочитать текст и ответить на вопросы. Ливень (По Г. Николаевой)
2. Части текста:
1. Долгожданный дождь.2. Земля ожила.3. Дождь кончился.
4. Тип текста:
5. Глаголы из текста, отвечающие на вопрос что сделал ветер?
6. Предложение по рисунку:
7. Предложение, которое соответствует схеме, из 3-го абзаца:~~~~ _____ ======= — — — -какая? что? что сделала? что?
8. Корни в однокоренных словах и “лишнее” слово:
е, евой, , юшко.инка, няк, , наил.
9. Пропущенные буквы и проверочные слова:
Повилась в небе клякса — (я́вка)Удвительная плакса! (ди́во)Если клякса зарвёт — (рёва)Разбжится весь народ! (бег)Только ветер был хтёр: (хи́трый)Налтел и кляксу стёр! (полёт)Что это? (ТУЧА)
10. Вставляем пропущенные буквы, списывая, дополняя именами прилагательными.
Свркнула яркая молния. Проктился оглушительный удар грома. Приблжалась нешуточная гроза. Полил благодатный дождь. Крупные капли стучали по стеклу.
Вариант 2 Ответы к стр. 11 – 14
Задание — прочитать текст и ответить на вопросы. Солнечный день в самом начале лета (По Г. Скребицкому).
2. Стиль текста:
3. Тема текста:
4. Объясняем выражение «струятся ветви берёз».
Ветки берёзы ниспадают словно волны.
6. Вставляем слова:
Вся природа купается в золотых волнах тепла и света. Стволы молодых берёз сверкают ослепительной белизной.
7. Главное слово в словосочетании:
х Светлые зайчики х сверкает белизна хбежать вдаль хотражение солнца хсолнечное отражение хмолодые берёзки.
8. Предложение из второго абзаца по рисунку.
И становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда–то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.
9. Разбор слов по составу.
Дорога свернула в берёзовый перелесок. Мы с товарищами зашли в густую чащу. Вдруг послышался голос кукушки. Совсем рядом застрекотал кузнечик. Как здесь хорошо!
Вариант 3 Ответы к стр. 15 – 18
Задание — прочитать текст и ответить на вопросы. Под крышей было гнездо ласточки (По К. Ушинскому).
2. Тип текста:
Как заботятся ласточки о своих птенчиках.
4. Делим текст на части:
1. Гнездо пустует.2. Хозяева вернулись.3. Обустройство гнезда.4. Забота о птенчиках.
5. Как ласточки строили гнездо?
Ласточки носили в носиках глину и ил из ближнего ручья. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышки, то стебельки моха.
6. Слова и словосочетания с безударной проверяемой гласной в корне
Приблжéние (бли́зко), хлдóв (хóлод, холóдный), ултéли (полёт), кря́ (край).
Слово Антоним Синоним
выглядывать скрываться, высматривать, прятаться высовываться
прилетать отлетать, прибывать, улетать слетаться
8. Последовательность событий.
9. Слова по схемам.
10. Ответы к кроссворду.
1. Глина2. Апрель3. Крыша4. Ручей5. Комар
Вариант 4 Ответы к стр. 19 – 23
Задание — прочитать текст и ответить на вопросы. Сахар — это сладкий на вкус пищевой продукт (По материалам энциклопедии “Хочу всё знать”)
2. Тема текста:
3. Стиль текста:
5. Вставляем слова.
Любое растение производит .Сахар, употребляемый нами в пищу, называют .
быстрее — медленнеебогатый — бедный, нищийразрушить — создатьдобавить — убавить, уменьшитьтолстый — тонкий, худойдать — взять, забрать
7. Вставляем пропущенные буквы, выписываем второе и пятое предложения, подчеркиваем грамматические основы.
Наступила всна. Колхозники засели пля сменами свёклы. Вскоре повились злёные ростки. Всё лето люди ухаживали за растениями. Осенью они собрали богатый уржай свёклы. Много получится сахару!
поля семенами свёклы. Осенью богатый урожай свёклы.
8. Рисунки с изображениями растений, из которых получают сахар:
Это 2 рисунка справа — сахарный тростник, а под ним свёкла.
9. Словосочетания прилагательное + существительное.
гигант, трава — гигантская травасахар, пудра — сахарная пудрасладость, каша — сладкая кашафрукт, мороженое — фруктовое мороженое
10. Находим слова кристалл, сахар, сахароза, тростник, атом.
Кристалл — вторая строка, сахароза — последний столбик, сахар — 4 строка, атом — 8 столбик, тростник — 8 строка.
Вариант 5 Ответы к стр. 24 – 27
Задание — прочитать текст и ответить на вопросы. Кошка и ёж (А. Бостром)
О игре кошки с ежом.
3. Тип текста:
4. Части текста:
1. Ёж подставил свои иглы.2. Игра кошки с ежом.3. Обида кошки.
5. Рисунок не по тексту.
Отмечаем рисунок справа.
6. Слова по схемам:
Кошка перестала играть с ежом, потому что уколола лапки о его иглы.
8. Предложение из 1 абзаца, соответствующее схеме.
======= _____, ======= — — — — — и =======. куда?
Насторожилась она, прилегла на пол и смотрит.
9. Текст от имени ёжика со вставленными буквами:
Мы хдили в лсную чщ за грбами. Неожиданно навстречу выскочил ёжк. Мы аккуратно взяли его в руки и принсли дмой. Мы напили ёжка млком. Вечером отнсли его обратно в лсок и выпустили на волю.
Однажды в лесной чаще я встретил людей, которые пришли за грибами. Они аккуратно взяли меня в руки и принесли домой. Люди напоили меня молоком. Вечером отнесли обратно в лесок и выпустили на волю.
10. Действия и предметы.
Вариант 6 Ответы к стр. 28 – 31
Задание — прочитать текст и ответить на вопросы. Осень, глубокая осень! (С. Аксаков)
4. Недостающие слова:
⇒ берёзы увядшие и желтоватые.листья ⇒ в сырую погоду мягкие и пухлые. ⇒ в морозы жёсткие и хрупкие.
5. Предложение из 1 абзаца по рисунку.
Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Мелкие, как пар, дожди.
ели (какие?) — помолодевшие
туманами (какими?) — влажными (какими?) — ночными
вскакивают (от чего?) от шороха
8. Одно слово из двух с выделенными корнями.
лист, падать — овода, воротить — озмея, ловить — еразный, цвет — оный
9. Списываем, вставляем буквы и разбираем по членам и частям речи.
По синему небу проплывают никие тжёлые блака.
10. Вписываем в клеточки имена прилагательные.
Р А З Н О Ц В Е Т Н Ы Е
Ж Е Л Т О В А Т Ы Е
Ч Е Л О В Е Ч Е С К И Й
Вариант 7 Ответы к стр. 32 – 35
Задание — прочитать текст и ответить на вопросы. В зелёном русском лесу вряд ли есть дерево, живописнее клёна.
Кленовые ветки, точно пружины.
Клён любит солнечный яркий свет.
В лучах солнца блистают пурпурные и золотистые кленовые листочки.
6. Вставляем пропущенные буквы, определяем границы предложений, выписываем четвёртое предложение, подчеркиваем в нём грамматическую основу.
В смешанных лесах растут лиственные и хвойные деревья. Среди лиственных деревьев отличаются берёзы. Они белоствольные. Клёны и дубы отличаются своими резными листьями.
и своими резными листьями.
живописные клёны — красочные, красивыеблистают листочки — сверкают, светятсяудобное место — комфортное, подходящее, приятное
Существительное Прилагательное Глаголзелень зелёный зеленетьполёт летящий разлетаютсяпружина пружинный пружинить
9. Ответы на вопросы
К Р Ы Л А Т Ы Е
Л А П Ч А Т Ы Е
К Л Е Н О К
10. Подписи к рисункам.
1 — Далеко разлетаются крылатые семена клёна. Семена эти разносит по полям и лугам ветер.2 — Клёны сажают в городских парках, украшают ими парковые дорожки, берега прудов.
Вариант 8
2. Какие события описываются в тексте.
4. Что является вымыслом в данном тексте?
Нос становится длиннее.
Со взбитыми сливками.
Его, он, него, её, него, он, его, он, я.
7. Прилагательное плюс существительное.
лон, ноги — слоновьи ногималыш, носик — малышовый носиккрокодил, пасть — крокодилья пастьклык, пасть — клыкастая пасть
8. Вставляем пропущенные буквы и записываем проверочные слова.
Я дома не люблю сидеть, (сидя)Мне нравится ходить. (ходит)Люблю ходить, люблю глядеть, (глядя) Друзей с собой водить. (водит)Люблю глядеть на облака, (взгляд)на Солнечный Восход.На то, как гулкая река (речка)Разламывает лёд. (льдина)
9. Последовательность событий.
Рисунок, где слон стоит рядом с крокодилом — 2 (потому что у него уже длинный нос, как вы заметили)Один слон — 3 (тоже уже с длинным носом)Крокодил тянет слона за нос — 1 (нос пока еще короткий)
10. Разбираем выделенное предложение по членам, пишем части речи.
сущ. гл. напр. задниеприл. ногисущ. и гл. гл..
Вариант 9
4. Находим в тексте, сколько букв в алфавите Древней Греции.
5. Фразеологизмы и их значения.
1. Излишне много разговаривать, говорить чепуху.2. Не может терпеть, чтобы не заговорить.3. Говорить так ясно, что каждому понятно.4. Не умеет свободно, гладко говорить.5. Вынуждать что-либо сказать.
а) Тянуть за язык. 5б) Болтать языком. 1в) Язык плохо подвешен. 4г) Язык чешется. 2д) Русским языком сказано. 3
6. Синонимы к слову позаимствован.
7. Язык — это средство общения.
Отмечаем рисунки, на которых изображены люди. Рисунок с костром не отмечаем.
8. Антонимы к прилагательным. Подчеркнуты слова с непроизносимой согласной.
плохая погода — прекрасная рискованное дело — безопасное маленький водопад — незнакомое слово — печальное событие — туманное утро — ясное
Китайский, английский, хинди, арабский, испанский, французский.
1. Французский.2. Разговорный.3. Письменная.4. Телодвижения.5. Древняя Греция.
Вариант 10 (стр. 44)
1. Тема текста:
5. Это умеют делать только колибри в отличие от других птиц.
Замирать на месте в полёте.
миниатюрные — маленькиеизящные — утонченные, красивыемельчайшие — малюсенькиегигантские — огромные
7. Подпись к рисунку.
Они пьют цветочный нектар.
8. Описание колибри.
9. Выписываем предложения
А можете себе представить, какие они маленькие?
У колибри чрезвычайно развито сердце. Оно занимает половину полости тела. Это связано с большой подвижностью птиц. Частота сокращений сердца очень высокая. У некоторых видов она доходит до тысячи ударов в минуту.
Вариант 11
Что изучает экология.
5. Восстанавливаем предложения.
1) Животные и растения связаны между собой пищевой цепью.2) Деятельность человека может влиять на условия обитания животных и растений.
Экологи изучают влияние людей на окружающую среду.
7. Списываем, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Люди вырубают леса, чтобы расчистить места для полей. Они обрабатывают земельные участки, строят города и дороги.
8. Растения и животные из одного ареала.
Первые два рисунка — олень и дерево в одном ареале (1).Остальные (верблюд, ящерица и кактус) — в другом (2).
9. Что объединяет растения и животных, живущих в одном ареале?
большинство видов растений и животных способны выживать только в определённых условиях — в озёрах, лесах, пустынях или горах.
высохнет — намокнетисчезает — появляется
Вариант 12
4. Недостающие пункты плана.
2. Разнообразие грибов.4. Красота осени.
5. Подпись к рисунку.
6. Восстанавливаем предложение.
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики.
7. Дописываем предложения.
Тонкие опёнки (что делают?) растут.Гроздья рябины (что делают?) краснеют.Золотая осень (что сделала?) наступила.
8. Списываем, вставляя пропущенные буквы и определяя границы предложений.
Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами и спелой земляникой. Громко поют птицы. Под деревьями в лесу рыщут звери.
9. Объяснение выражения.
«Ожерельем рассыпана клюква» — много клюквы.
1. Травинка (какая?) тонкая2. Пни (какие?) большие3. Птицы (какие?) певчие4. Журавли (какие?) длинноногие5. Осень (какая?) золотая6. Ручей (какой?) лесной.
Вариант 13
4. Почему текст так назван.
Мальчику понравилось четыре времени года.
5. Разбор слов по составу и слова, от которых оно образовалось.
☐ — сено, косить
6. Желания Мити.
1) Я бы хотел, чтобы всё зима была!2) Осень лучше всех времён года!3) Я бы желал, чтобы всё весна была!4) Я бы желал, чтобы лету конца не было!
7. Отец просил записывать Митю все его желания в записную книжку, почему?
Чтобы Митя понял, что все времена года прекрасны по-своему.
Сущ. Прил. Глаг.пестрота пёстрый пестритвесельчак весёлый веселилсярыба рыбный рыбачит
9. Составляем из выделенного предложения два простых. Подчеркиваем грамматическую основу.
Опять книжечку. своё желание.
10. Вставляем буквы. Выделяем окончания прилагательных и определяем их падеж.
Вариант 14
Планеты солнечной системы.
4. Планеты — это звёзды.
Земля вращается вокруг звезды, именуемой Солнце.Планеты отражают падающие на них лучи Солнца.
именуемый — называемыйудалённая — далёкаявращается — крутитсяогромная — гигантская
7. Предмет, помогающий астрономам наблюдать за звёздами.
Это рисунок справа — телескоп, отметим его галочкой или крестиком.
8. Разбор слов по составу.
9. Списываем, определяя границы предложений, расставляем ударение в словах из трех слогов.
Ещё в дре́вности люди заглядывались на звёзды. Звёзды быва́ют разных цветов и разме́ров. Среди мно́жества звёзд Солнце можно назвать уникальным.
10. Названия планет.
В С Е А Н Т Е УМ Е Р К У Р И ЙА А Р НР АС Н Е П Т У Н
ЗЮ П И Т Е Р М Л Я
Вариант 15
4. Почему жираф не боится льва?
Напасть на жирафа неожиданно льву не удастся, потому что это высокое животное сохраняет хороший обзор всё время.
5. Почему жирафов издалека трудно рассмотреть?
6. Подписи к рисункам.
Питается жираф молодыми листьями.
7. Вставляем буквы, подчеркиваем подлежащее и сказуемое.
деревьев маскировке жирафов.
тяжёлые (копыта) — лёгкиевысокие (животные) — низкиехороший (обзор) — плохоймолодые (листочки) — старые
9. Выписываем глаголы настоящего времени, образуем от них глаголы прошедшего времени.
стоит (наст.вр.) — стоялпредпочитает (наст.вр.) — предпочитал
10. Списываем, пишем падеж прилагательных.
ВысокоеИ.п. животное пряталось в густыхП.п. зарослях растительности. Это был осторожныйИ.п. жираф. Уверенно срывал он зелёныеВ.п. листья своим длиннымТ.п. языком.
Вариант 16
Жадность к хорошему не приводит.
4. Почему автор так назвал рассказ?
Заяц пожадничал и не захотел взять медведя с собой.
отлетела — прилетелаподошёл — отошёл.
6. Обложка книги.
7. Списываем, раскрыв скобки.
Зайцу досталось от пчёл. Укусили за спину, залезли в ушки. Медведь полез по дереву, пчёлы на него.
8. Дописываем диалог.
— Куда ты, Косой?- За мёдом, Косолапый!- Возьми меня с собой.- Не возьму!- А пчёлкам ничего не оставишь?- А зачем им?
9. Списываем, вставляя имена прилагательные, пишем их падеж.
Заяц во всех сказках Т.п. бывает. А в этой сказке он оказался Т.п.. Не надо было брать В.п. кадушку. А мог бы попросить мёда у Р.п. пчёлки.
10. Ответы на кроссворд.
1. Пчела2. Кружка3. Дупло4. Кадушка5. Ноги
Вариант 17
1. Описание рябины2. Ствол рябины.3. Цветение рябины4. Плоды рябины
5. Вставляем буквы и определяем главное слово.
хна рябине краснеют хсажали под окнами хосенние заморозки хмедленно созревают
6. Проверяемое и проверочное слово.
страны — странаблеск — блестетьрябь — рябойдерево — деревьяплод — плодовойкорки — кора
Понятие Краткое описание ствол рябины гладок и чист листья рябины перистые, зелёные цветы рябины скромные, похожие на большие желтоватыеягоды лесной жестки и невкусны
8. Разбор по составу.
со звонким голосом
9. Рисунок с рябиной..
Это 2 рисунка: слева вверху (куст рябины) и слева внизу (гроздь рябины).
10. Списываем, заменяя имена прилагательные, противоположными.
Вот уже и холодные деньки. После морозов ягоды рябины стали более сладкими, мягкими. Пора собирать урожай. Наберём большую корзину ягод и сварим сладкое варенье.
Вариант 18
Поход на охоту.
5. Подписи к рисунку:
На самой верхушке осины белели два шара. Это полярные совы.
6. Объяснения выражений:
«Сушняк для костра» — дрова»Спланировали на землю» — приземлились
7. Орфограммы в словах второго абзаца:
Толко вот чдеса! На самой врхуке блели два шара. Конео, это был не сне. А что же? Подошл поближе. Так это полярные совы!
8. Полные ответы на вопросы.
Автор оказался на маленькой речушке, когда отправился на охоту.
Совы нашли большое гнездо.
9. Ответы к кроссворду
1. Осина2. Сушняк3. Гнездо4. Снаряжение5. Колья
10. Пропущенные буквы и проверочные слова.
На Севере лето короткое (коротко). Недавно растаял снег (снега). Но скоро опять полетят (полёт) хлопья. Наденет белую шубку (шуба) песец. Куропатка натянет чулки из перьев. Все зверьки (звери) наденут зимние наряды.
Вариант 19
3. Какие события в тексте.
4. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
солнышко, песенку, зайчика, травки, пчёлка, окошечко, медок, постельку, маленькому
5. Дописываем предложения.
Первый луч разбудил жаворонка.Второй луч разбудил зайчика.Третий луч разбудил петуха.Четвёртый луч разбудил пчёл.Пятый луч попал в маленького лентяя.
вышло — зашлозакричал — промолчалповернулся — отвернулсярасправила — собрала
7. Подписи к рисункам.
Первый луч полетел и попал на жаворонка.Третий луч попал в курятник.Пятый луч попал в детскую.
8. Схеме прил. + сущ. соответствуют словосочетания:
красное солнышкожёлтые лучи
Схеме глаг. + сущ. соответствуют словосочетания:
встрепенулся жавороноквыползла пчёлка
9. Ответы к кроссворду.
1. Детской2. Душистых3. Серебряную4. Сочную5. Золотые.
10. Вставляем буквы, подчеркиваем подлежащее и сказуемое.
и песенку . ушами и весело . крыльями, с нашестей. из восковой кельи, на окошечко.Маленький на другой бок и .
Вариант 20
Маша выросла в глазах родителей.
4. Что делала Маша, чтобы стать большой.
Маша одевалась, как взрослые.
5. Какие поступки делают человека большим?
Добрые и полезные поступки делают человека большим.
она, ней, нас, её, она, они.
7. Слова с указанными приставками.
при- — принесла, примеряютвы- — вырасти, вымылапод- — подшучивали, подмела
8. Последовательность событий в тексте.
1 — прическа (Маша у зеркала с расческой)2 — бусы (Маша у зеркала с бусами)3 — часы (Маша примеряет часы)4 — Маша с веником5 — Маша моет посуду6 — Маша вытерает посуду.
9. Глаголы в неопределенной форме с указанием времени.
становишься (наст.вр.) — становитьсяназовут (буд.вр.) — называтьудивлялась (прош.вр.) — удивлятьсячувствует (наст.вр.) — чувствоватьвытерла (прош.вр.) — вытирать
Как снег на голову — это значит внезапно, неожиданно появляться.Каша в голове — это значит — путано мыслить.Вскружить голову — это значит лишить способности здраво рассуждать.Отвечать головой — это значит брать на себя ответственность.
Вариант 21
починил — сломалчистил — пачкалшвырнул — положил
1. Дом Волка2. Слон сломал крышу3. Слон починил крышу4. Волк в яме
7. Обложка книги.
Сказки про животных
8. Чему научил рассказ.
Если быть грубым и невоспитанным, то и окружающие будут к тебе относиться с неприязнью.
9. Слова с безударной проверяемой гласной в корне и проверочные слова.
Сосновом — сосны, жилище — жить, чинил — чинит, проходил — ходит, покосилась — косо.
10. Записываем в 2 столбика.
скоростной повиснутьвластный интересныйчестный чудесницаяростный опасность
Вариант 22
1. Мама Даши2. Тётя Даши3. Даша выросла
5. Пословицы, соответствующие теме текста.
Делай не наспех, а скоро.Не говори, чему учился, а говори, что знал.
Они, она, она, ними, неё, тебя, ей.
Она сама решала за Дашеньку задачки.
Она учила свою дочку шить и вышивать.
8. Подтверждение из текста.
Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы.- Учила меня мама, спасибо ей.
9. Чему учит рассказ.
Нужно учиться труду с детства.
10. Пишем, добавляя окончания и указывая падеж.
Мама учила девочку (В.п.) работать. Тётя с девочкой (Т.п.) только играла. Девочка (И.п.) научилась у мамы трудиться. О руках девочки (П.п.) говорят, что они золотые. Задачки для девочки (Р.п.) решала тётя.
Вариант 23
Поход за земляникой.
3. Главная мысль:
4. Стиль текста:
1. Поход в лес.2. Погода изменилась.3. Короткий дождик.4. Разноцветная радуга в небе.
6. Слово с непроизносимой согласной и проверочное слово.
дождь — дожди
7. Ответы к кроссворду.
1. Капли2. Солнце3. День4. Радуга5. Земляника6. Мама
старая — молодаякончился — началсякрупный — мелкийжаркий — холодный
9. Иллюстрации ко второй и четвертой частям.
1-й рисунок слева — ставим цифру 23-й рисунок — ставим цифру 4.
10. Вставляем буквы, подчеркиваем подлежащее и сказуемое.
Тихо .Тёмный . ,И .
. Вокруг . лишь ,Своим блеском Всё вокруг .
Вариант 24
Как я лягушку кормил.
5. Какие события удивляют?
Лягушка посмотрела с обидой.
ясное (утро) — пасмурноеоткрыла (рот) — закрыласмелая (лягушка) — трусливая
7. Предложение, содержание которого соответствует рисунку.
Я сидел на берегу небольшой речушки с удочкой.
8. Слово с двумя корнями.
Составляем предложение, подчеркиваем подлежащее и сказуемое.
на берегу озера.
9. Расставляем ударение в словах последнего абзаца.
Иногда́ она́ не успева́ла схвати́ть раска́чивающегося на ле́ске червячка́ и пры́гала за ним вдого́нку. Пото́м опя́ть возвраща́лась на ме́сто и смотре́ла, как бы выпра́шивая ещё.
Рыбак сидит на берегу небольшой .Специально на конце лески рыбак сделал .Лягушка открыла рот и .Лягушка прыгнула за червяком .
Вариант 25
В медную кованную броню.
5. Выделяем корни, подчеркиваем лишнее слово.
изна итьок разуилаый подилаеть ки
со спелыми яблоками — листья осины,с башнями — копны сена.
7. Деревья, которые не раскрасила Осень.
8. Вставляем буквы, подчеркиваем подлежащее и сказуемое.
на лесной поляне , густой листвой .
пошла — отправиласьсмотрит — глядитразрисовала — разрумянила
1. Сено2. Сосна3. Хлеба4. Липы5. Осинник
Ну вот и все, отмучились. Конец учебного года! В следующем классе такой белиберды уже не будет!