Умножение десятичных дробей
1. Выполните умножение
1) 0,27*1000 2) 12,9*0,0001
1) 2) 3) от
3. Найдите периметр и площадь прямоугольника, ширина которого равна
дм, а длина в раза больше его ширины.
4Найдите значение выражения:
5. Вычислите:
6. Найдите сумму трех чисел, если известно, что первое слагаемое равно , второе слагаемое в раза больше первого слагаемого,
а третье слагаемое равно сумме первых двух.
7. Собственная скорость катера 25,6 км/ч, а скорость течения реки – 2,8 км/ч. По течению катер шел 10 ч, а против течения –
Сколько километров прошел катер?
8. Решите уравнение:
1) 123,5*0,01 2)128,9*1000
1) 2) от 3)
дм, а длина в раза больше его ширины.
4. Найдите значение выражения:
5. Вычислите:
6 сумму трех чисел, если известно,
что первое слагаемое равно , второе слагаемое в раза больше первого слагаемого, а третье слагаемое равно сумме первых
7Скорость катера по течению реки 23,4 км/ч, а собственная скорость катера 20,8 км/ч. Какой путь проплывет катер, если он будет
плыть 2 ч по течению реки и 3 часа против течения?
4. Найдите значение выражения:
7. Собственная скорость катера 25,6 км/ч, а скорость течения реки – 2,8 км/ч. По течению катер шел 10 ч, а против течения – 0,1 ч.
7. Скорость катера по течению реки 23,4 км/ч, а собственная скорость катера 20,8 км/ч. Какой путь проплывет катер, если он будет
Самостоятельная работа №1 «Обозначение натуральных чисел»
1. Записать цифрами число:
а) двадцать миллиардов двадцать миллионов двадцать тысяч двадцать;
б) 433 млн.
2. Сколько тысяч в миллионе?
3. Сколько различных цифр использовано для записи числа 751057?
4. Три доярки надоили 127886 л молока. Первая надоила 38804 л, вторая – на 2409 л
больше, чем первая. Сколько литров молока надоила третья доярка?
а) четыре миллиарда шестьдесят четыре тысячи;
б) 2341 тыс.
2. Сколько десятков в тысяче?
3. Назовите число, на единицу большее числа 8999.
4. На складе было 6340ц картофеля. Сколько центнеров картофеля осталось на складе
после того, как одному магазину отпустили 2956ц, а другому – на 568ц меньше, чем
Самостоятельная работа №2 «Отрезок. Длина отрезка»
1. Запишите цифрами число:
а) сорок миллиардов сто миллионов пять;
б) 7 миллионов 37 тысяч;
в) 6027 тыс.
2. Начертите отрезки , если = 27 мм, = 4 см 2 мм.
а) 3 км 54 м в метрах;
б) 504 дм в дециметрах и метрах.
4. Сколько всего четырехзначных чисел, оканчивающихся цифрой 3?
1. Запишите цифрами:
а) двести миллиардов семь тысяч три;
б) 20 миллионов 4 тысячи;
в) 3108 тыс.
2. Начертите отрезки , если = 3 см 4 мм, = 52 мм.
а) 4 м 5 см в сантиметрах;
б) 6085 м в километрах и метрах.
4. Сколько всего четырехзначных чисел, оканчивающихся цифрой 7?
Самостоятельная работа №3 «Плоскость. Прямая. Луч»
1. Найдите и запишите два отрезка, две прямые, три луча.
2. Начертите луч . Постройте луч, дополнительный лучу , и обозначьте его.
На каждом луче отложите от его начала отрезок длиной 2 см 7 мм.
3. Начертите прямую , луч и отрезки так, чтобы прямая МК
На каждом луче отложите от его начала отрезок длиной 3 см 4 мм.
3. Начертите прямую , луч и отрезки так, чтобы луч пересекал
отрезок , а прямая пересекала бы отрезок
Самостоятельная работа №4 «Шкалы и координаты»
1. Напишите координаты точек D, , , отмеченных на координатном луче.
2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки АКРМ(9), (6), (3).
3. Выразите в граммах: 5 кг 750 г; 2 кг 60 г
Выразите в килограммах: 3 т 180 кг; 4 ц 3 кг
Выразите в килограммах и граммах: 4370 г; 1030 г
Выразите в тоннах и центнерах: 853 ц; 205 ц
1. Напишите координаты точек МС , отмеченных на координатном луче.
2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки АВСЕ
3. Выразите в граммах: 5 кг 200 г; 1 кг 5 г
Выразите в килограммах: 3 т 60 кг; 8 ц 70 кг
Выразите в килограммах и граммах: 6840 г; 3090 г
Выразите в тоннах и центнерах: 556 кг; 4350 кг.
Самостоятельная работа №5 «Сравнение чисел»
1. Отметьте на координатном луче точки: АВС
а) 204 * 2004;
б) 554 * 1;
в) 0 * 512.
3. Сколько всего четырехзначных чисел, оканчивающихся цифрой 3?
1. Отметьте на координатном луче точки: МР
а) 123 * 1230;
б) 1 * 341;
в) 648 * 0.
3. Сколько всего четырёхзначных чисел, оканчивающихся цифрой 7?
Самостоятельная работа №6 «Обозначение, сравнение натуральных чисел. Шкалы
и координаты. Прямая. Отрезок»
1. Отметить на координатном луче точки, координаты которых 6, 2, 5, 9. Записать каждую
точку и её координату.
а) 307 * 3007; б) 444 * 1; в) 0 * 376.
3. Начертите прямую , луч и отрезок так, чтобы прямая пересекала отрезок
MN и не пересекала луч , а луч пересекал бы отрезок MN
4. В классе учились Вера, Галя, Нина, Марина и Оля. Все эти девочки родились в разны
дни января одного года. Младшая из них родилась 27 января. Известно, что Оля старше Гали,
но моложе Марины, а Вера моложе Нины, но старше Марины. Какого числа родилась каждая из
девочек, если Нина родилась 23 января?
1. Отметить на координатном луче точки, координаты которых 9, 12, 11, 3. Записать
каждую точку и её координату.
а) 70007 * 7007; б) 465 * 1; в) 0 * 124.
3. Начертите прямую , луч и отрезок так, чтобы прямая пересекала луч
отрезок , а луч пересекал бы отрезок
4. Пять подруг Аня, Ира, Таня, Катя и Маша родились в один год в ноябре. Самая старшая
из них родилась 26 числа. Известно, что Таня моложе Иры, но старше Кати, а Аня моложе
Маши, но старше Иры. В какой день ноября родилась каждая из девочек?
Самостоятельная работа №7 «Разложение по разрядам»
1. Разложить по разрядам число:
а) 8 009 002; б) 44444.
2. Найдите число, оканчивающееся цифрой 8, если оно меньше 548 и больше 428.
3. Выполнить действия: 17 (377 + 238).
а) 6 708 301; б) 22222.
2. Найдите число, оканчивающееся цифрой 6, если оно меньше 256 и больше 176.
3. Выполнить действия: 19 (254 + 241).
Самостоятельная работа №8 «Сложение натуральных чисел. Зависимость суммы от
1) Выполнить сложение, выбирая удобный порядок действий:
а) 695 + 2305 + 57908; б) 89716 + 9688 + 312.
2) Точка лежит между точками . Выполните чертеж и вычислите длину отрезка , если
АХ = 39 мм и ХВ = 17 мм.
3) Разложите по разрядам числа:
а) 32507; б) 18703205003.
4) При сложении двух четырёхзначных чисел получилось четырёхзначное число. Известно, что
если сложить первую и последнюю цифры первого слагаемого, то получится 5. Какой цифрой
оканчивается первое слагаемое, если второе слагаемое начинается с цифры 8?
а) 302 + 58758 + 1698; б) 197 + 2414 + 47586.
АY = 43 см и YВ = 38 см.
а) 45308; б)
4) При сложении двух четырёхзначных чисел получилось четырёхзначное число. Первое
слагаемое начинается с цифры 8, а во втором слагаемом сумма первой и последней цифр равна
7. Какова последняя цифра второго слагаемого?
Самостоятельная работа №9 «Сложение и вычитание натуральных чисел»
а) В одном мотке 138 м веревки, это на 29 м больше, чем во втором. Сколько метров веревки в
б) Выполнить действия наиболее простым способом, используя свойства вычитания:
(357 + 289) 157 643 (243 +398)
(863 + 471) 371 876 (398 +476)
в) В каких случаях сумма двух чисел равна одному из них?
Самостоятельная работа №10 «Вычитание натуральных чисел»
1) Выполните действия, используя свойства вычитания:
а) (2593 +1389) –в) 3697 – (2697 + 899);
б) (4597 +3899) –г) 9543 – (3989 + 1543).
2) Модель телебашни состоит из трёх блоков. Высота нижнего блока 1 м 05 см, среднего – на
см короче нижнего. Какова высота верхнего блока, если высота модели 3 м?
3) Выполните вычитание:
а) 7002065440 – 6919278416; б) 9000551000 – 8667395.
4) В каких случаях разность двух чисел равна каждому из них?
1) Выполните действия наиболее простым способом, используя свойства вычитания:
а) (8978 + 2859) –– (2836 + 989);
б) (4937 +3887) –г) 8381 – (1623 + 6381).
2) Доспехи средневекового рыцаря весят 27 кг 500 г, а меч на 18 кг 400 г легче. Сколько весит
щит, если полное вооружение рыцаря весит 50 кг?
а) 8003096320 – 7838107048; б) 3500400300 – 5897564.
4) В каких случаях сумма двух чисел равна каждому из них?
Самостоятельная работа №11 «Числовые и буквенные выражения»
1) Найдите значение выражения а : 27 + 37,
если а = 729; а = 1053.
2) Какой путь прошел поезд за 8 часов, если он шел со скоростью m км/ч?
3) В двух товарных составах р вагонов. В одном из них 116 вагонов. Сколько вагонов в другом
4) Какие трёхзначные числа можно написать, используя только цифры 0 и 2?
1) Найдите значение выражения х : 43 +
если х = 1849; х = 2537.
2) Какой путь прошёл пешеход, если он шёл 7 часов со скоростью u км/ч?
3) В двух железнодорожных цистернах n т нефти. Сколько тонн нефти в первой цистерне, если
во второй цистерне 60 т?
4) Какие трёхзначные числа можно написать, используя только цифры 0 и 3?
Самостоятельная работа №12 «Уравнение. Решение задач с помощью уравнения»
1. Решите с помощью уравнения задачу: «Петя задумал число. Если вычесть его из числа 333,
то получится 195. Какое число задумал Петя?».
2. Решите уравнения:
а) 965 + n = 1505; б) 802 – х = 416.
3. Решите уравнение: 44 + (а – 85) = 105.
4. Угадайте корень уравнения и выполните проверку:
8 у = у + 2.
1. Решите с помощью уравнения задачу: «Если из задуманного числа вычесть 242, то получится
120. Каково задуманное число?».
а) х + 223 = 1308; б) – 127 = 353.
3. Решите уравнение: 69 + (87 – n) = 103.
4. Угадайте корень уравнения х + 7 = 11 – х и сделайте проверку.
Самостоятельная работа №13 «Умножение натуральных чисел и его свойства»
а) 356 68; б) 504 329; в) 503
2) Решите задачу.
Торт в три раза дороже, чем 5 пирожных. Сколько стоит торт, если пирожное стоит 22
3) Найти значение выражения.
n 81, если n = 10, 1000, 10000.
4) Произведение двух чисел оканчивается цифрой 6. Первый множитель оканчивается цифрой
7, а во втором множителе сумма первой и последней цифр равна 12. Какой цифрой
начинается второй множитель?
1) Найдите произведение:
86; б) 405 923; в) 1403 207.
Бочка вмещает в 9 раз больше, чем 4 ведра. Сколько литров воды вмещает бочка, если в
одно ведро входит 8 л воды?
37 m, если m = 10, 1000, 10000.
4) Произведение двух чисел оканчивается цифрой 4. Первый множитель оканчивается цифрой
3, а во втором множителе сумма первой и последней цифр равна 12. Какая цифра стоит в
начале второго множителя?
Самостоятельная работа №14 «Умножение натуральных чисел и его свойства»
1) Найти значение выражения.
а) 11346 – 87 78
В двух комнатах пол был выложен плиткой. В одной комнате плитка была уложена в 43 ряда,
по 34 штуки в каждом ряду, а в другой – в 36 рядов, по 28 штук в каждом ряду. Сколько всего
плиток потребовалось на пол в этих двух комнатах?
3) Может ли при какомнибудь значении быть верным равенство 2 + уу
1) Найдите значение выражения:
а) 12308 – 96 64
б) 68 803 + 567
На первом станке изготовляли в час 28 деталей, а на втором – 35 таких деталей. Сколько
всего деталей будет изготовлено за 17 часов работы первого станка и за 15 часов работы
3) Может ли при каком-нибудь значении быть верным равенство 3 = 3 ?
Самостоятельная работа №15 «Деление»
а) 6237 : 9 б) 61596 : 87 в) 15792 : 329
2) Частное меньше делимого в 12 раз. Можно ли найти делитель?
3) Найти значение выражения:
а) 1326 : t, если t = 1; t = 6; t = 17.
б) : 15, если d = 0; d = 120; d = 210.
1) Найти частное:
а) 3424 : 8 б) 35088 : 86 в)13608 : 243
2) Произведение в 27 раз больше одного из двух множителей. Можно ли найти другой
а) 1672 : р, если р = 1, р = 8, р = 19.
б) k : 12, если k = 0; k = 108; k = 168
Самостоятельная работа №16 «Упрощение выражений»
1) Запишите предложение в виде равенства и выясните, при каких значениях буквы это
равенство верно: 3z z, на 48.
2) Решите уравнение:
3) Решить задачу:
Бронза состоит из 3 частей олова и 17 частей меди. Сколько олова в бронзовой детали, если
масса детали 660 г?
1) Запишите предложение в виде равенства и выясните, при каких значениях буквы это
равенство верно: 27m на 12 меньше, чем 201.
Смесь, состоящая из 3 частей грузинского чая и 4 частей индийского чая, имеет массу 210 г.
Сколько граммов грузинского чая в этой смеси?
Самостоятельная работа №17«Порядок выполнения действий»
1) Выполните вычисления по схеме. Запишите выражение со скобками, соответствующее
2) Составьте программу вычисления выражения:
(75 234 + 27 53) 2
Запишите эту программу в виде схемы. Найдите значение выражения.
1) Выполните вычисления по схеме. Запишите выражение со скобками, соответствующее
(67 42 73 21) : 3
Самостоятельная работа №18 «Формулы»
1) Заполните таблицу, где а и b – стороны прямоугольника.
2) Начертите две неравные фигуры, имеющие одинаковую площадь 3 см
2) Начертите две неравные фигуры, имеющие одинаковую площадь 4 см
Самостоятельная работа №19 «Площади» (1)
1) Одна сторона прямоугольника равна 3 м, а другая на 2 м больше. Найдите площадь.
2) Найдите площадь треугольника , если = 3 см, = 6 см.
1) Одна сторона прямоугольника равна 4 м, а другая на 3м больше. Найдите площадь.
2) Найдите площадь треугольника , если = 4 см.
Самостоятельная работа №20 «Объём»
1)Найти объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны:
24 м, 30 м и 450 дм.
2) Объем физкультурного зала 1800 м
. Его высота 5 м. Какова площадь пола?
3) Чему равен объем куба, ребро которого 11 см?
Ширина прямоугольного параллелепипеда 14 см, она меньше длины в 2 раза, но больше
высоты на 4 см.
Найдите: а) сумму длин всех ребер; б) площадь его поверхности; в) объем.
1) Найти объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны:
26 дм, 25 дм и 4 м.
2) Объем ящика 13600 см
. Найдите площадь дна этого ящика, если его
высота 16 см.
3) Чему равен объем куба, ребро которого 12 см?
Длина прямоугольного параллелепипеда 24 см, и она больше ширины в 3 раза, а ширина на 3 см
Самостоятельная работа №21 «Доли. Обыкновенные дроби» (1)
1) Записать цифрами число:
а) одна девятая;
б) одна тридцатая.
2) В коробке лежит 18 мячей. часть –черные мячи, – желтые, остальные белые. Сколько
белых мячей в коробке?
3) Решить уравнение:
р – 375 = 2341.
а) одна семнадцатая;
б) одна девятая.
2) Туристы проделали путь 36 км. часть пути прошли пешком, часть проплыли на лодке,
остальной путь ехали автобусом. Сколько километров туристы проехали автобусом?
3) Решите уравнение: 85 – z = 36.
Самостоятельная работа №2«Доли. Обыкновенные дроби» (2)
1) Какую часть тонны составляет 1 кг? 1 ц?
Как называется одна сотая доля метра?
2) Единичный отрезок равен 5 клеткам. На координатном луче отметьте точки
А ; В и С
3) Закончить фразу:
Самостоятельная работа №22 «Доли. Обыкновенные дроби» (2)
1) Какую часть часа составляет 1 минута? 30 минут? 20 минут? Как называется
миллионная доля квадратного метра?
2) Единичный отрезок равен 6 клеткам. На координатном луче отметьте
точки М ; Р
Самостоятельная работа №23 «Доли. Обыкновенные дроби» (3)
1) Из каждых 12 швейных машин, выпускаемых заводом, 7 имеют электропривод.
Какая часть швейных машин выпускается с электроприводом?
2) Из нового дома в школу пришли 150 учащихся. Причем этих учащихся
пришли в начальные классы. Сколько новых учащихся пришли в начальные
3) Туристы проехали на автомашине всего намеченного пути. Какой длины
намеченный путь, если на автомашине туристы проехали 200 км?
4) В двух спортивных секциях поровну участников. Если в каждую из них войдут
еще по 2 участника, то всего в них будет 36 человек. Сколько человек занимается
в каждой секции?
1) У Маши было 250 рублей. За мороженое она заплатила 120 рублей. Какую
часть своих денег Маша заплатила за мороженое?
2) В начальных классах учатся 420 человек, этих учащихся посещают
музыкальную школу. Сколько учащихся посещают музыкальную школу?
3) На капитана баскетбольной команды приходится всех полученных очков в
игре. Сколько всего очков получено этой командой за игру, если капитан принес
команде 24 очка?
4) В трех классах поровну учащихся. Если в каждый класс добавить еще по 3
ученика, то всего в них будет 129 учащихся. Сколько человек учится в каждом
Самостоятельная работа №24 «Сравнение дробей».
1) Какое из чисел больше?
а) или ; б) .
2) Какое из чисел меньше?
3) Расставьте числа в порядке убывания.
4) Выполните действия:
195840 : (32 18)
а) или ; б) .
3) Расставьте числа в порядке возрастания.
538 (301608 : 426)
Самостоятельная работа №25 «Сложение и вычитание дробей с
1) Выполните действия:
а) ; б) ; в)
г) ; д) ; е)
2) Сухой компот состоит из яблок, слив и груш. Сколько килограммов груш в 21
кг компота, если яблоки составляют этой массы, а сливы
3) Решите уравнение: а) ; б)
а) ; б) ; в)
г) ; д) ; е)
2) Расстояние от города до села, равное 32 км, велосипедист проехал за 3 часа.
В первый час он проехал этого расстояния, во второй час – . Сколько
километров проехал велосипедист в третий час?
3) Решите уравнение: ; б)
Самостоятельная работа №26 «Деление и дроби».
1) Длина первой веревки 3 м, а второй 5 м. Каждую веревку разделили на 14 равных частей.
На сколько метров каждая часть первой веревки короче каждой части второй веревки?
2) Найдите значение выражения, используя свойства деления.
а) (38 + 95) : 19
б) 296 : 8 + 504 : 8
а) ; б) .
1) Арбуз массой 6 кг и дыню массой 2 кг разделили на 8 равных частей. На сколько
килограммов масса каждой части арбуза больше массы каждой части дыни?
а) (51 + 34) : 17
б) 252 : 7 + 357 : 7
а) ; б)
Самостоятельная работа №27 «Сложение и вычитание смешанных чисел»
1) ; 2) .
2)Решите уравнение: .
3) Решите задачу:
В трех бидонах л молока. В первом и втором бидонах л, а во втором и третьем бидонах
– л. Сколько литров молока в каждом бидоне?
Самостоятельная работа №28 «Десятичная запись дробных чисел»
а) в метрах: 5 м 32 см; 4 м 5 см; 47 см; 5 м 14 см 2 мм; 8 м 7 см 3 мм; 25 мм.
б) в тоннах: 450 кг; 28 ц; 2 ц 35 кг; 12 ц 5 кг; 3 т 4 ц 25 кг.
в) в кубических метрах: 25 дм
; 45 см
2. Запишите в виде десятичной дроби числа:
Самостоятельная работа №29 «Сравнение десятичных дробей»
а) 5,089 и 5,1; б) 0,64 и 6,35.
а) в тоннах: 23 ц, 168 кг, 66 кг, 4 т 570 кг.
б) в квадратных метрах: 137 дм
, 300 см
, 8 дм
3. Запишите в виде десятичной дроби четыре значения , при которых верно неравенство:
0,57 < < 0,6.
4. Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3 м, 1,47 м, 1,5
м, 1,4 м, 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани, Катя выше Наташи, а Ира ниже
Тани. Найдите рост каждой девочки.
Самостоятельная работа №30 «Сложение и вычитание десятичных дробей»
1) Найдите сумму:
а) 5,9 + 1,6 в) 8,9 + 4 д) 5,7 + 3,28 ж) 10,09 + 0,308
б) 8,3 + 0,8 г) 13 + 4,2 е) 1,27 + 24,3 з) 0,596 + 0,83
2) Найдите разность:
а) 4,7 – 2,8 в) 12,1 – 8,7 д) 3 – 2,4 ж) 6,5 –
б) 5,1 – г) 45,6 – 13 е) 17 – 0,87 з) 0,12 –
а) 2,8 + 1,9 в) 8 + 2,6 д) 2,58 + 1,4 ж) 0,906 + 12,8
б) 4,6 + 0,5 г) 4,7 + 16 е) 7,2 + 15,68 з) 0,47 + 0,741
а) 6,5 – 2,7 в) 11,2 – 9,6 д) 21 – 3,59 ж) 7,3 –
б) 4,3 – 3,5 г) 33,7 – 4 е– 0,61 з) 0,16 –
Самостоятельная работа №31 «Сложение и вычитание десятичных дробей» (2)
1. Выполните действия:
а) 0,894 + 89,4 б) 241,608 + 24,7 в) 6,4 – 2,96 г) 50,1 – 9,323
2. В трёх головках сыра 13,7 кг. В первой головке 4,6 кг, а во второй на 0,7 кг меньше, чем в
первой. Сколько килограммов в третьей головке сыра?
3. На координатном луче отмечена точка М(а). Отступив от точки М вправо на 0,7 единичного
отрезка, отметили точку N, а отступив влево от точки N на 0,4 единичного отрезка, отметили
точку К. Найти координаты точек N и К.
а) 63,5 + 0,635 б) 32,5 + 732,804 в) 0,35 – 0,287 г) 64,3 – 8,516
2. Купили 4,1 кг конфет трех видов. Конфет первого вида купили 1,4 кг, а конфет второго вида
купили на 0,5 кг меньше, чем первого вида. Сколько килограммов конфет третьего вида было
3. На координатном луче отмечена точка С(а). Отступив от точки С влево на 0,2 единичного
отрезка, отметили точку D, а отступив вправо от точки D на 0,7 единичного отрезка, отметили
точку Е. Найдите координаты точек D и Е.
Самостоятельная работа №32 «Сложение и вычитание десятичных дробей»
1. Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите
скорость теплохода против течения и по течению.
а) 6,7 – х = 2,8 б) у – 2,7 = 3,4
в) (х + 3,5) – 4,8 = 2,4 г) (7,1 – х) + 3,9 = 4,5.
Самостоятельная работа №33 «Сложение и вычитание десятичных дробей» (4)
1. Выполните действия: (43,4 –– (4,3 + 27,83)
2. В первый день клевер был скошен с площади 18,37 га, что на 5,7 га больше, чем во второй
день, и на 2,21 га больше, чем в третий день. С какой площади был скошен клевер за эти три
3. Решите уравнение: а) х – 2,9 = 3,93 б) (у – 8,48) + 2,16 = 3,9
4. Как изменится разность, если уменьшаемое уменьшить на 3,4, а вычитаемое увеличить на
1. Выполните действия: (26,72 + 4,9) + (35,8 –
2. В первый день было вспахано 14,25 га, что на 3,6 га больше, чем во второй день, и на 4,15 га
меньше, чем в третий день. Сколько гектаров было вспахано за три дня?
3. Решите уравнение: а) у + 3,54 = 8,2 б) (z – 3,48) + 2,15 = 3,9
4. Как изменится разность, если уменьшаемое уменьшить на 0,3, а вычитаемое уменьшить на
Самостоятельная работа №34 «Округление чисел»
1) Округлите числа:
а) 6,713; 2,385; 16,051; 0,849; 49,25 до десятых;
б) 0,526; 3,964; 2,408; 7,663 и 8,555 до сотых;
в) 417, 3; 213,58 и 664,3 до десятков;
г) 801,9, 1267, 1 и 2405 до сотен.
а) 4,822; 5,265; 16,058; 0,847 и 6,35 до десятых;
б) 3,537; 0,973; 11,307; 5,554 и 4,555 до сотых;
в) 836,5; 304,1 и 735,2 до десятков;
г) 749,9; 579,2 и 550,1 до сотен.
Самостоятельная работа №35 «Деление десятичных дробей на натуральное число»
а) 310,4 : 64 г) 2,128 : 38 д) 38,7 : 100
б) 324,1 : 35 в) 45,78 : 84 е) 57,93 : 1000
2) Решите уравнение. а) х : 16 = 16; б) 131,6 : у = 28
числа m составляют числа 4,2. Найдите число m.
Самостоятельная работа №35 «Деление десятичных дробей на натуральное число» (1)
1) Выполните деление.
а) 177,1 : 46 в) 16,44 : 24 д) 39,2 : 100
б) 758,1 : 95 г) 5,964 : 71 е) 3748 : 1000
2) Решите уравнение. а) 134,4 : х = 24; б) z : 19 = 17,4
3) Решите задачу.
числа 14,4 составляют числа х. Найдите число х.
Самостоятельная работа №36 «Деление десятичных дробей на натуральное число» (2)
1) Найдите значение выражения, использовав распределительное свойство умножения:
а) 3,6 23 + 3,6 77; б) 2,04 : 17 + 1,36 : 17.
а) 5х + 3х – 1,3 = 1,1; б) (х + 0,3) : 7 = 0,2.
3) В двух пакетах 3,3 кг муки. Сколько муки было в каждом пакете, если в одном из них было в
2 раза больше муки, чем в другом?
Самостоятельная работа №37 «Умножение десятичных дробей»
1. Выполните умножение.
а) 3,8 * 6,95 б) 0,2 * 0,25 в) 72 * 0,96
2. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ширина 1,4 дм, высота на 0,2 дм
меньше ширины, а длина в 1,5 раза больше ширины. Результат округлите до сотых кубического
3. Какова масса 15,6 л бензина, если масса 1 л бензина 0,75 кг.
а) 2,6 * 3,45 б) 0,18 * 0,25 в) 48 * 1,32
2. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его ширина 1,6 дм, длина в 1,5 раза
больше ширины, а высота на 0,7 дм меньше ширины. Результат округлите до сотых
3. Масса 1 л нефти 0,85 кг. Найдите массу 7,4 л нефти.
Самостоятельная работа №38 «Деление десятичных дробей».
1) Выполнить деление.
а) 25,032 : 0,56 б) 0,0414 : 0,23 в) 13,201 : 4,3
2) Решить задачу.
С площади 53,2 га собрали 670,32 ц ржи. Сколько тонн ржи соберут с площади
1430 га при такой же урожайности?
42,76 : b, если b = 0,1; b = 0,01; b = 0,001.
4) При каких значениях m уравнение х2 – m = 0,79 имеет корень 0,9?
а) 24,704 : 0,64 б) 0,0945 : 0,27 в) 13,056 : 3,2
С площади 89,3 га собрали 1223,41 ц овса. Сколько тонн овса соберут с
площади 240 га при такой же урожайности?
56,08 : с, если с = 0,1; с = 0,01; с = 0,001
4) При каком значении n уравнение n – х2 = 0,51 имеет корень 0,7?
Самостоятельная работа № 39 «Среднее арифметическое»
1. Найти среднее арифметическое чисел: 13,84; 14,23; 12,66 и 15,03.
2. Турист шел 6 ч со скоростью 5 км/ч и 2 ч ехал на автомашине со скоростью 45 км/ч. Найдите
среднюю скорость движения туриста на всем пути.
3. Среднее арифметическое двух чисел равно 1,36. Одно число в 2,4 раза меньше другого.
Найдите эти числа.
4. Среднее арифметическое четырех чисел 1,4, а среднее арифметическое трех других чисел
равно 2,1. Найдите среднее арифметическое этих семи чисел.
23,12; 24,23; 22,11 и 25,06
2. Поезд шел 2 ч со скоростью 80 км/ч и 3 ч со скоростью 90 км/ч. Найдите среднюю скорость
поезда на пройденном за это время пути.
3. Среднее арифметическое двух чисел 1,68. Одно число в 3,2 раза больше другого. Найдите эти
4. Среднее арифметическое пяти чисел равно 2,4, а среднее арифметическое трех других чисел
3,2. Найдите среднее арифметическое этих восьми чисел.
Самостоятельная работа №40 «Микрокалькулятор»
43,5 Ч (387,38 + 392,43) –
94,27 Ч 3,796 : 4,7135 –
(438,25322 : 53,78 + 24,051) Ч 4,2867
3,22226 : 4,39 Ч 0,245 –
а) Вычислите с помощью микрокалькулятора:
(4,3257 + 2,8345) Ч 53,9 – 5,00478
5,843 Ч 74,86 : 2,9215 + 30,28
(377,26366 : 431,8 + 0,7463) Ч 39,831
72,4176 : 85,6 Ч 4,35 –
Самостоятельная работа №41 «Проценты»
а) перевести в проценты:
б) перевести в десятичную дробь: 10%, 1; 0,5; 0,02; 0,05; 0,2.
2. Дан прямоугольник:
Если его площадь принять за 100%, то площади других прямоугольников
а) ________% ________%
Самостоятельная работа №42 «Задачи на проценты»
Задача № 1
Из овса получается 40% муки. Сколько муки получится из 26,5 т овса?
Задача № 2
Засеяли 65% поля, что составляет 325 га. Найдите площадь всего поля.
Задача № 3
В старших классах 120 учащихся. Из них 102 ученика работали летом на ферме.
Сколько процентов учащихся старших классов работали летом на ферме?
Самостоятельная работа №43 «Задачи на проценты» (2).
1. В первый день вспахали 100 га, во второй 150 га. Сколько процентов всей этой площади
вспахали в первый день?
2. Никелевая руда содержит 4% никеля. Сколько никеля содержится в 150 т такой руды?
3. Заасфальтировав 27,5 км дороги, ремонтники тем самым выполнили 25% плана. Сколько
километров дороги надо заасфальтировать по плану?
4. Выполнить действия:
(3,1 Ч 5,3 – 14,39) : 1,7 + 0,8
5. Необязательное задание.
В двух корзинах по 25 кг винограда. Вначале из первой корзины взяли 20% имевшегося там
винограда и положили его во вторую корзину. Потом из второй корзины взяли 20%
оказавшегося там винограда и положили в первую. В какой корзине винограда больше и
1. В первую смену засеяли 270 га, а во вторую – остальные 180 га. Сколько процентов всей
площади засеяли в первую смену?
2. В железной руде содержится 54% железа. Сколько тонн железа содержится в 475 т такой
3. Ученик прочитал 35 страниц. Это составляет 17,5% книги. Сколько страниц в книге?
(21,98 4,2 Ч 4,6) : 1,9 + 0,6.
В двух корзинах по 32 кг яблок. Вначале из первой корзины взяли 25% имевшихся там яблок и
положили их во вторую корзину. Потом из второй корзины взяли 25% оказавшихся там яблок и
положили их в первую. В какой корзине яблок стало больше и насколько?
Самостоятельная работа №44 «Угол. Обозначение и сравнение углов»
1. Начертите угол NOK, отметьте точку А внутри угла, точку В вне угла и точку С на стороне
2. Запишите обозначение углов, изображенных на рисунке.
Для каждого угла назвать стороны и вершину, данные занести в таблицу.
1. Начертите угол PNS, отметьте точку М внутри угла, точку А на стороне угла и точку К вне
Самостоятельная работа №45 «Прямой и развёрнутый угол
а) Проведите луч ОК. Постройте прямой угол, одной из сторон которого является луч ОК.
б) Начертите угол, который образуют стрелки часов, когда часы показывают 4 часа.
1) развернутый угол;
2) прямой угол;
3) не развернутый и не прямой
Самостоятельная работа №46 «Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник» (2)
1. Найдите с помощью чертежного треугольника прямые углы.
2. Начертите четыре луча АВ, АС, AD и АК. Запишите названия шести углов, сторонами
которых являются эти лучи.
2. Начертите четыре луча ВА, ВС, ВМ, BZ. Запишите названия шести углов, сторонами которых
Самостоятельная работа №47 «Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник» (3)
1. По рисунку назвать прямые и развернутые углы.
2. Построить квадрат со стороной 3,6 см.
3. Построить прямоугольник, длина которого 5 см, а ширина 3 см. Вычислить периметр и
площадь этого многоугольника.
2. Построить квадрат со стороной 4,3 см.
3. Построить прямоугольник, длина которого равна 6 см, а ширина 2 см. Вычислить периметр и
Самостоятельная работа №48 «Сравнение величин углов».
1. Начертите какие-нибудь острый и тупой углы и обозначьте их. Измерьте каждый угол и
запишите результаты измерений.
2. Луч разделил развернутый угол на два угла. Один из этих углов 56 . Найдите градусную
меру другого угла.
3. Начертите треугольник CDK, такой, что CKD = 90 . Измерьте два других угла этого
Самостоятельная работа №49 «Сравнение величин углов» (2)
1. Построить углы SDK и AMN, если Р SDK = 90°, а Р AMN = 134°.
2. Начертите луч ОС и постройте с одной стороны этого луча угол АОС, равный 125°, а с
другой стороны угол DOC, равный 80°.
3. Угол CBE разделен лучом ВК на два угла СВК и КВЕ. Угол СВК равен 63° и составляет угла
СВЕ. Найдите градусную меру углов.
4. Из одной точки А проведены лучи AD, АВ и АМ так, что Р DAВ = 130°, Р DAM = 170°.
Какую градусную меру может иметь угол BAM?
1. Построить углы MNE и DBK, если Р MNE = 112°, Р DBK = 90°.
2. Начертите луч РК и постройте с одной стороны этого луча угол DPK, равный 75°, а с другой
стороны угол FPK, равный 140°.
3. Угол CAF разделен лучом АВ на два угла САВ и BAЕ. Угол BAE равен 72° и составляет угла
САЕ. Найдите градусную меру углов САЕ и САВ.
4. Из одной точки К проведены три луча КВ, КА и КС так, что Р АКВ = 120°, Р ВКС = 140°.
Какую градусную меру может иметь угол АКС?
Самостоятельная работа №50 «Круговые диаграммы».
а) Постройте углы РОК и SED, если угол РОК = 27, а угол SED = 127°.
б) Луч CD разделил угол FCK на два угла FCD и DCK. Угол DCK равен 99и составляет
угла FCK. Найдите градусную меру углов FCK и FCD.
в) Из одной точки В проведены лучи ВС, ВА и BD так, что угол АВС = 150угол ABD = 90°.
Самостоятельная работа №51 «Повторение»
Собственная скорость полета голубя 55 км/ч, а скорость ветра 5,5 км/ч. Голубь летит 0,2 ч
против ветра и 0,4 ч по ветру. Какой путь пролетел голубь за все это время?
Из имевшихся 15,4 рублей истратили 35%. Сколько рублей было истрачено?
Турист прошел 12 км, что составило 30% всего намеченного пути. Сколько еще
километров надо пройти туристу?
Задача № 4
Мама испекла 45 пирожных, из них со сладкой начинкой. Сколько пирожных со сладкой
начинкой испекла мама?
Решить уравнение: 13,4х + 2,8 = 10,84.