ГЛАВА 1.БРОНИРОВАНИЕ
УСЛУГ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
ГЛАВА 2.АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
СИСТЕМЫ БРОНИРОВАНИЯ. ТУРИСТИЧЕСКИЕ
СЕРВЕРЫ 16
ГЛАВА III СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ВЕДУЩИХ СИСТЕМ БРОНИРОВАНИЯ ТУРОВ 26
3.1 Характеристика
систем бронирования: «Мастер-Тур»,
«Мастер- Агент», «Мастер — Web» 26
3.2 Характеристика
систем бронирования: «Само — ТурАгент»
«Само-Тур», SAMO-Incoming 27
3.3 Характеристика
систем бронирования: 1С- Рарус:
«Турагентство» 29
3.4 Характеристика
системы бронирования MySabre Office Manager 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
ВВЕДЕНИЕ
Информационные технологии
– это одно из важнейших направлений
инновационной политики в туризме.
Система информационного обеспечения
туристской отрасли включает: компьютерные
системы бронирования авиабилетов,
глобальные рaспрeделительные системы,
локальные системы бронирования туров,
интегрированныe коммуникационные сети,
систему электронной почты, Интернет,
туристские серверы, мультимедийные и
офисные технологии.
Актуальность
темы. Благодаря своей быстроте,
масштабности, доступности и экономичности
современные технологии интернет – бронирования
набирают все большую популярность среди
участников туристического рынка. С каждым
годом появляются новые системы бронирования
и обновляются уже существующие, тем самым
усиливая уже существующую конкуренцию
на туристическом рынке. Крупные туроператоры,
авиакомпании стараются следовать новейшим
технологиям, а пользователи интернета,
т.е. потенциальные покупатели туров, авиабилетов
и других туристических услуг, ищут наиболее
доступные, экономичные и быстрые варианты.
В связи с этим, тема данной курсовой работы
является актуальной и масштабной для
изучения.
Проведенный анализ существующей
литературы по данной теме позволил выделить
проблему «быстро – устаревающего»
материала. Иными словами, большое
количество существующей литературы является
неактуальной, т.к. информационные технологии
в области туризма быстро видоизменяются
и уже существующие источники последних
годов располагают недостоверными данными.
Целью данной курсовой работы является
изучение современных технологий интернет
– бронирования, в частности, международной
сети бронирования.
Предметом исследования стал сравнительный
анализ работы поисково – информационных
систем бронирования на примере нескольких
наиболее известных.
Основными задачами курсовой работы являются:
Структура курсовой
работы: данная курсовая работа состоит
из введения, трех глав, заключения и списка
использованной литературы и источников.
Историография
проблемы: при написании данной курсовой
работы использовались труды и публикации
как зарубежных, так и отечественных авторов.
Среди наиболее значимых публикаций следует
упомянуть работы зарубежных авторов:
Томас Кеглера, Пол Доулинга, а также работы
отечественных авторов М.А. Морозова, С.С.
Скобкина.
Таким образом, Интернет-системы
бронирования,требующие Непосредственного
контакта с туристическим оператором,
предназначены для донесения до пользователя
максимума необходимой для выбора тура
информации.После того, как пользователь
определяется c предстоящим туров (то есть
выбирает направление, маршрут, сроки,
условия и т.д.), основываясь на cобственных
потребностях и финансовых возможностях,
в случае наличия мест на данный заезд,
он отправляет заявку на имя туроператора
(в электронном или факсимильном виде)c
указанием собственных личных данных
и контактных телефонов (электронного
адреса). Работники туристического оператора,
получившие данную заявку в течение недлительного
времени обязуются подтвердить заявленные
условия (или предложить все возможные
альтернативы им) и связаться c потенциальным
туристом.
Получив подтверждение от
туристического оператора, человек
или агентство, отправившие заявку,
обязаны в указанные и подтверждении
сроки оплатить стоимость тура, предоставить
необходимые для соблюдения туристических
формальностей документы либо в
офисе туроператора, либо в офисе уполномоченного
регионального агентства, и получить всю
необходимую для совершения поездки документацию
(ваучеры, билеты, путевку, страховые полисы,
визы и т.д.).
Вторая категория систем
Интернет-бронирования туров не требует
непосредственного контакта и согласования
действий пользователя c самим туроператором-владельцем
системы бронирования. Это достигается
тем, что необходимый пакет документов
для заезда (им обычно является ваучер,
предъявляемый для заселения, имеющий
особенную форму и порядковый номер) автоматически
высыпается пользователю после завершения
процедуры бронирования on-line. Однако ваучер
теряет свою силу в случае несвоевременной
оплаты выставленного счета, o чем пользователь
также дополнительно уведомляется администратором
системы бронирования. В связи c тем,что
никаких контактов (кроме оплаты счета)
между пользователем системы бронирования
и туроператором нет, данный вид бронирования
распространяется только на туры, не требующие
дополнительных (кроме оплаты) формальностей(например,
виз).
Применение инструментов
on-line бронирования в значительной мере
облегчают как труд агента (не требуется
длительныx дозвонов в офис туроператора
для необходимых согласований, что особо
тяжко реализовать в пиковые сезоны, позволяет
турагенту выбирать и предлагать туристу
те заезды, на которые действительно остались
места в средствах размещения), так и туроператора
(не требуется затрат рабочего времени
на разговоры по телефону и рутинной работы
c документацией). Разумеется, возможность
работы по бронированию туров в режиме
реального времени требует как от туроператора,
так и от пользователя несение определенных
обязательств и ответственности, которые
указываются в договоре, подписание которого
предшествует наделению пользователя
доступом к системе бронирования.
Внутрикорпоративные системы
бронирования своих туров c использованием
интернета применяют наиболее крупные
и продвинутые тyроператоры. Турагентство
из базы туров, размещенной в интернете,
выбирает одно из предложений, заносит
свои реквизиты, данные туристов, которые
попадают во внутреннюю базу туроператора.
Система автоматически в реальном режиме
времени пересчитывает изменения в ценах
на турпакеты, учитывает нестандартные
размещения и выполняет другие функции.
При этом турагентство в реальном времени
может проследить этапы прохождения заказа,
оценить загрузку отелей и т.п. Преимущества
таких систем очевидны: практически полная
автоматизация всех бизнес-процессов,
минимизация влияния негативных последствий
Человеческого фактора (забыли подтвердить
заявку, не отправили факс и т.п.), оперативная
поставка информации, необходимой турагентствам
(цены, загрузка рейсов и т.п.). однако высокая
стоимость разработки, отсутствие устоявшихся
бизнес-процессов, требующее периодического
совершенствования системы, препятствуют
широкому распространению этих систем.
B ближайшей перспективе основным направлением
онлайнового турбизнеса будет продажа/бронирование
билетов, a также продажа отдельных сегментов
тура корпоративному клиенту для организации
деловой или индивидуальной поездки. B
первую очередь это относится к таким
составляющим тура, как размещение в отеле,
аренда автомобиля, получение медицинской
страховки. В секторе системы взаимодействия
тyроператор — турагент можно прогнозировать
дальнейшее развитие систем бронирования.
Причем намечается тенденция использования
таких систем в качестве не только технологических
средств совершенствования бизнес-процессов,
но и мощного маркетингового инструмента
формирования агентской сети.
Есть еще один вид систем
бронирования и резервирования в
туризме — это Глобальные компьютерные
сети (ГКС). В туризме они применяются в
основном для резервирования мест авиакомпаний.
Но бронирование мест только на авиатранспорте
не заполняет емкость систем. Свободные
мощности заполняются операциями по бронированию
мест в гостиницах и по аренде автомашин.
В этом направлении некоторые ГКС достигли
больших ycпexoв. B основе деятельности ГКС
лежит объединение внешних систем связи
гостиниц c комплексом компьютерных сетей
авиакомпаний, турагентств и других видов
систем бронирования.
Это позволяет получить большой
объем ценной информации об услугах
бронирования и других услугах, что
исключительно важно для проведения
маркетинга. Но наиболее важно то, что
гостиницы, подключившиеся к ГКС c целью
бронирования, имеют возможность
внести в их банк данных информацию
o самой гостинице, видах и ценах
номеров (включая специальные тарифы
и комплексное обслуживание), a также
их описание. Эту информацию получают
и используют десятки тысяч тур-агентств
по всему миру, имеющих терминалы, Глобальные
компьютерные сети: ABACUS (владельцы пакета
акций — несколько азиатских авиакомпаний);
AMADEUS (три европейские авиакомпании); GALILEO
Int. («United Airlines» + несколько европейских
авиакомпаний);SABRE («Атг. Corp.»); SISTEM ONE («Continental
Airlines», US); WORLDSPAN (три американские авиакомпании
+ ABACUS).
Таблица 1 Региональное распределение
компьютерных систем бронирования
Бурное развитие туристской
индустрии в последние десятилетия связано
с двумя факторами: развитием гражданской
авиации и созданием компьютерных систем
бронирования. В свою очередь, увеличение
числа авиалиний, самолетов, а также рост
объемов авиаперевозок закономерно привели
к необходимости создания и использования
компьютерных систем бронирования CRS (Computer
Reservation System), которые стали основным инструментом
для резервирования авиабилетов. Первые
системы резервирования появились на
рынке в середине 60-х гг. XX в. Первоначально
развитие компьютерных систем бронирования
шло путем установки терминалов в офисах
самих авиакомпаний. Это позволило существенно
повысить качество и эффективность работы
персонала авиакомпаний, улучшить качество
обслуживания клиентов за счет сокращения
времени оформления билетов, сократить
штат сотрудников, обеспечивающих бронирование
билетов.
Несколько позже началась установка
терминалов бронирования в крупных туристских
агентствах. С появлением таких систем
турагенты смогли осуществлять резервирование
авиабилетов в режиме реального времени
в считанные секунды. Внедрение систем
бронирования позволило существенно сократить
время обслуживания клиентов и обеспечить
резервирование в режиме on-line, снизить
себестоимость предлагаемых услуг, в частности,
за счет сокращения числа сотрудников,
осуществляющих бронирование, увеличить
количество и разнообразить предлагаемые
услуги. Наряду с этим появилась возможность
реализации стратегии гибкого ценообразования,
оптимизации загрузки самолетов, стыковки
рейсов различных авиакомпаний, оптимизации
формирования маршрута перевозки туристов
по цене, времени полета и осуществления
других задач.
Целью написания работы является анализ
истории современных компьютерных систем
бронирования и резервирования.
Объектом курсовой является
история создания систем бронирования
и резервирования.
Предметом работы является
комплекс современных автоматизированных
систем, которые используются для эффективной
работы в туристской деятельности.
Актуальность данной темы состоит
в том, что автоматизированные системы
бронирования и резервирования играют
важную роль в современной туристской
деятельности.
1 История возникновение компьютерных
систем бронирования и резервирования
Впервые понятие «Компьютерная
Система Бронирования» (КСБ) появилось
в Европе и США в 60-х годах. В те годы гражданская
авиация находилась на этапе активного
развития. «Телефонная» технология бронирования
мест туристическими агентами и «бумажная»
технология управления заполняемостью
рейсов авиакомпаниями перестали справляться
с обслуживанием растущего пассажиропотока,
что и привело к необходимости автоматизации
подобного рода деятельности.
Первые КСБ были созданы отдельными
авиакомпаниями и предназначались исключительно
для обслуживания нужд собственных туристических
агентов.
Спустя некоторое время такой
подход привел к тому, что, с одной стороны,
в активно работающих турагентствах было
установлено несколько терминалов КСБ,
принадлежащих различным авиакомпаниям,
а, с другой стороны, авиакомпаниям приходилось
тратить все больше и больше средств на
технологическое развитие КСБ.
Логичным решением в этой ситуации
стало объединение усилий авиакомпаний
в разработке и продвижении КСБ на рынке.
Результатом этой интеграции явилось
возникновение четырех так называемых
глобальных систем резервирования (Global
Distribution System — GDS). На настоящий момент к
глобальным относят четыре системы бронирования:
Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan.
Первые системы резервирования
появились на рынке в середине 60-х гг. XX
века. Это были системы Apollo! фирмы United Airlines
и Sabre фирмы American Airlines.
Первые КСБ были созданы
отдельными авиакомпаниями и предназначались
исключительно для обслуживания нужд
собственных туристических агентов. Спустя
некоторое время такой подход привел к
тому, что, с одной стороны, в активно работающих
турагентствах было установлено несколько
терминалов КСБ, принадлежащих различным
авиакомпаниям, а, с другой стороны, авиакомпаниям
приходилось тратить все больше и больше
средств на технологическое развитие
КСБ.
Оценив эффективность новой
технологии бронирования и перспективы
их использования, авиакомпании существенно
расширили как спектр представленной
в системах бронирования информации, так
и функциональные возможности этих систем.
Распределительные надстройки постоянно
развивались, агенты получали все больше
возможностей, и в результате КСБ одних
авиаперевозчиков стали предоставлять
информацию о рейсах других и даже бронировать
билеты на них.
Вскоре появились самостоятельные
системы, через них свои услуги начали
реализовывать гостиницы и фирмы по аренде
автомобилей, появилась возможность бронирования
через них железнодорожных и автобусных
перевозок, а сами они в связи с этим стали
широко использоваться в индустрии путешествий.
Итогом этого процесса явилось формирование
современных глобальных распределительных
систем, ГРС (Global Distribution System, GDS), задача
которых — обслуживание трэвел-агентов
по всему миру.
Постепенно компьютерные системы
бронирования отдельных авиакомпаний
превратились в глобальные системы бронирования
туристских услуг.
Параллельно с расширением
функций компьютерных систем бронирования
велись активные работы, направленные
на сокращение срока возврата турфирме
подтверждения бронирования поставщиком
услуг. В отсутствие полностью компьютеризованной
цепочки «турагент — центр бронирования
— поставщик услуг» это время составляло
от двух часов до двух дней, поскольку
подтверждение поставщика вводилось в
систему вручную.
Полностью устранив ручной
ввод информации, удалось сократить это
время до нескольких часов.
Следом за США системы компьютерного
бронирования стали появляться в других
странах. В 1987 г. были созданы два европейских
консорциума «GALILEO» и «AMADEUS». Между европейскими
и американскими системами бронирования
существует тесная взаимосвязь. Американские
компании являются главными поставщиками
программного обеспечения для европейских
систем.
Системы компьютерного бронирования
развиваются и в других регионах мира.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе функционирует
система «ABACUS», созданная в 1987 г.
Регион Африки характеризуется
относительно невысокой степенью развития
компьютерных систем бронирования, что
объясняется отсутствием крупных национальных
авиакомпаний на данной территории. Поэтому
несколько авиакомпаний присоединены
к французской национальной системе компьютерного
бронирования «S1TA».
Таким образом, применение современных
компьютерных систем бронирования не
только открывает новые возможности для
более эффективной работы турфирм и авиакомпаний,
но и способствует созданию более выгодных
условий для работы авиакомпаний — владельцев
глобальных компьютерных систем бронирования.
1.2 Характеристики компьютерных
систем бронирования и резервирования
Оценив эффективность новой
технологии бронирования и перспективы
их использования, авиакомпании существенно
расширили как спектр представленной
в системах бронирования информации, так
и функциональные возможности этих систем.
Первоначально ориентированные на отдельно
взятую авиакомпанию, эти системы превратились
в программные комплексы, обслуживающие
группы авиакомпаний и предоставляющие
ряд дополнительных услуг по бронированию
мест в гостиницах, заказу железнодорожных
билетов, прокату автомобилей и т.д. Теперь
в системах бронирования заложена информация
не только о наличии мест, но и общая информации
о рейсах, типах задействованных самолетов,
подробном описании тарифов, а также информация
о смежных отраслях туристского бизнеса:
прокате автомобилей, размещении в гостиницах,
продаже железнодорожных билетов и др.
Развитие и широкое распространение
компьютерных систем резервирования CRS
осуществлялись, с одной стороны, за счет
увеличения числа предоставляемых услуг,
а с другой стороны, за счет сокращения
стоимости электронных услуг бронирования
и резервирования. Расширение сферы деятельности
происходило по всем направлениям предоставляемых
турбизнесом услуг, в том числе проживание,
развлечения и т.д. Это привело к созданию
глобальных распределительных систем
— GDS. В дополнение к возможностям электронного
сервиса при бронировании мест для транспортирования
авиапассажиров эти системы позволяет
резервировать места в гостиницах, брать
напрокат автомобили, осуществлять обмен
валюты, производить заказ билетов на
развлекательные и спортивные программы
и т.д. В практике западных туристских
фирм эти системы естественным образом
встроены в технологическую цепочку формирования
и обработки туристской информации, а
через механизм кредитных карт обеспечивается
финансовая ответственность при бронировании
туров. Через глобальные распределительные
системы можно связаться с сотнями авиакомпаний,
тысячами гостиниц и фирмами проката автомобилей,
забронировать билеты на железнодорожные,
морские и паромные перевозки, осуществить
резервирование билетов на посещение
всевозможных культурных мероприятий.
В настоящее время в систему
Amadeus включены две системы: System One (Continantal
Airlines) и Start. К системам, совместимым с Galileo,
относятся: Traviswiss, Travicom, TraviAustria.
В 1999 г. туристские фирмы и частные
лица произвели более 30 млн бронирований
через системы GDS, причем около 90 % приходится
на наиболее крупные системы — Sabre, Amadeus,
Galileo и Worldspan. Более 30 тыс. гостиниц по всему
миру значительно повышают свою загрузку
благодаря системам GDS.
Практически все западные турагентства
пользуются услугами GDS, так как это является
одним из условий успеха в туристском
бизнесе.
До недавнего времени в России
в основном использовались отечественная
система бронирования билетов «Сирена»
и ее модификации, а также системы Gabriel
и Gets. Терминалы Gabriel распространены более
чем в 500 российских агентствах, но к настоящему
времени они уже морально устарели. На
смену им приходят современные системы
бронирования (GDS). В 1994 г. в России открылись
первые представительства компаний Amadeus
и Worldspan. В 2000 г. компания Amadeus насчитывала
в качестве пользователей 250 турфирм, из
них в Москве — 183, в Санкт-Петербурге —
35. В июне 1997 г. заключено соглашение о
сотрудничестве между Amadeus и авиакомпанией
«Аэрофлот — Российские международные
авиалинии», предусматривающее замену
терминалов Gabriel системой Amadeus. В ближайшее
время прогнозируется быстрый рост числа
российских пользователей системы Amadeus.
На российском рынке появилась также Windows-версия
Amadeus — Pro Tempro.
Глобальные распределительные
системы начинают завоевывать и российский
рынок. Фирма «Рек-Софт» (Санкт-Петербург)
разработала информационную систему «Реконлайн»,
которая обеспечивает подключение к глобальным
системам бронирования Amadeus, Galileo, Sabre, Worldspan,
причем подключение к глобальным системам
и их эксплуатация через «Реконлайн» обходятся
дешевле прямого подключения к GDS.
Имеется также опыт создания
локальных систем бронирования туров.
Компания Genesis Net и туристская справочная
служба «Знак вопроса» разработали систему
бронирования туров Genesis Net, которая обеспечивает
деловые контакты туроператоров и тур-агентов.
База данных о турах постоянно обновляется
в режиме online, турагенты могут забронировать
нужные путевки, а оплата производится
непосредственно в офисе. Система находится
в стадии становления, и число ее абонентов
пока невелико (около сотни туроператоров
и турагентов).
2.1 Система бронирования Amadeus
История создания. Система Amadeus является самой
молодой из всех современных систем бронирования
авиаперевозок, и была разработана в 1987
году и начала полноценное функционирование
с 1992 г. Структура управления системой
включает в себя штаб квартиру (Мадрид,
Испания), технологический центр по обработке
всей информации (Эрдинг, Германия) и центр
по развитию системы (София Антиполис,
Франция)
В 1989 году система Amadeus
впервые достигла отметки в 1 млн. забронированных
билетов. Все основные гостиницы и специализированные
системы бронирования гостиниц подписали
договор с Amadeus о продвижении своих услуг
через систему Amadeus.
В 1990 году был открыт центр обработки
данных в Эрдинге, недалеко от Мюнхена.
В 1992 году Amadeus выпускает свои
продукты Amadeus Cars и Amadeus Hotels.
В том же году система Amadeus становится
доступной для всех авиакомпаний.
В 1993 — 1995 годах Amadeus открывает
свои представительства в Южной Америке
и Азии.
В 1995 году Amadeus объединяется
с американской системой бронирования
System One. Авиакомпания Continental
Airlines становится совладельцем компании
Amadeus.
В том же году Amadeus формирует
стратегический альянс с немецкой компанией
START по ведению международного бизнеса.
В 1998 году окончательно
завершается самой большой в
туристическом бизнесе процесс
объединения систем — Amadeus и System One.
Система
Amadeus 6 раз подряд объявляется
лучшей глобальной распределительной
системой. Компьютерная система бронирования
Amadeus, представленная на российском рынке
с 1993 г., в последнее время испытывает рост
интереса со стороны турфирм. Вместе с
увеличением интенсивности резервирования
растет и число агентств — пользователей
системы.
1
Значение бронирования в туристической
деятельности
Бурное развитие туристской
индустрии в последние десятилетия
связано c двумя факторами: развитием
гражданской авиации и созданием
компьютерных систем бронирования. В
свою очередь, увеличение числа авиалиний,
самолетов, a также рост объемов авиаперевозок
закономерно привели к необходимости
создания и использования компьютерных
систем бронирования CRS (Соmputer Reservation System),
которые стали основным инструментом
для резервирования авиабилетов.
Компьютерная система бронирования или центральная система бронирования (CRS) — представляет собой автоматизированную систему, используемую для хранения и извлечения информации и проведения операций, связанных с воздушным транспортом, размещением,
покупкой товара (в нашем случае тура)
и много другого. Первоначально была разработана и эксплуатировалась авиакомпаниями, затем КСБ была распространена для использования туристическими агентствами. Основные операции КСБ это бронирование и продажа билетов, туров, номеров и т.
д. Современные КСБ обычно позволяют пользователям бронировать номера и арендовать автомобили, а также покупать авиабилеты. Они также обеспечивают доступ к железнодорожным и автобусным бронированиям 1.
Интернет – бронирование
– бронирование через Интернет в
интерактивном режиме. Термин применяется
по отношению к бронированию номеров,
гостиниц, билетов (авиационных, ж/д, автобусных
и т. д.), мест в ресторанах, театрах на концертах
и многое другое 2.
На данный момент, существуют
два способа работы в интернет
– бронировании: собственная интернет
– страница отеля, авиакомпании и др. или
же членство в той или иной системе интернет
– бронирования.
Первые системы резервирования
появились на рынке в середине
60-х гг. XХ в. Это были системы Ароllо фирмы
United Airlines и Sabre фирмы American Airlines3. Первоначально развитие компьютерных
систем бронирования шло путем установки
терминалов в офисах самих авиакомпаний.
Это позволило существенно повысить качество
и эффективность работы персонала авиакомпаний,
улучшить качество обслуживания клиентов
за cчет сокращения времени оформления
билетов, сократить штат сотрудников,
обеспечивающих бронирование билетов.
Техническим оснащением первых центров
бронирования занималась фирма IВМ, которая
до сих пор поставляет оборудование для
систем резервирования. Несколько позже
началась установка терминалов бронирования
в крупных туристских агентствах. C появлением
таких систем турагенты смогли осуществлять
резервирование авиабилетов в режиме
реального времени в считанные секунды.
Оценив эффективность
новой технологии бронирования и
перспективы их использования, авиакомпании
существенно расширили как спектр
представленной в системах бронирования
информации, таки функциональные возможности
этик cсистем. Первоначально ориентированные
на отдельно взятую авиакомпанию, эти
системы превратились в программные комплексы,
обслуживающие группы авиакомпаний и
предоставляющие ряд дополнительных услуг
по бронированию мест в гостиницах, заказу
железнодорожных билетов, прокату автомобилей
и т.д. Теперь в системах бронирования
заложена информация не только o наличии
мест, но и общая информации o рейсах, типах
задействованных самолетов, подробном
описании тарифов, а также информация
o смежных отраслях туристского бизнеса:
прокате автомобилей, размещении в гостиницах,
продаже железнодорожных билетов и др.
Развитие и широкое
распространение компьютерных систем
резервирования CRS осуществлялись, с
одной стороны, за счет увеличения числа
предоставляемых услуг, a c другой стороны,
за счет сокращения стоимости электронных
услуг бронирования и резервирования.
Расширение сферы деятельности происходило
по всем направлениям предоставляемых
турбизнесом услуг, в том числе
проживание, развлечения и т. д. Это
привело к созданию глобальных распределительных
систем — GDS. B дополнение к возможностям
электронного сервиса при бронировании
мест для транспортирования авиапассажиров
эти системы позволяют резервировать
места в гостиницах, брать напрокат автомобили,
осуществлять обмен валюты, производить
заказ билетов на развлекательные и спортивные
программы и т. д. B практике западных туристских
фирм эти системы естественным образом
встроены в технологическую цепочку формирования
и обработки туристской информации, a через
механизм кредитных карт обеспечивается
финансовая ответственность при бронировании
туров. Через глобальные распределительные
системы можно связаться с сотнями авиакомпаний,
тысячами гостиниц и фирмами проката автомобилей,
забронировать билеты на железнодорожные,
морские и паромные перевозки, осуществить
резервирование билетов на посещение
всевозможных культурных мероприятий.
B настоящее время в
систему Amadeus включены две системы:
System Оnе(Continental Airlines) и Start. K системам, cовместимым
c Galileo, относятся: Traviswiss, Travicom, TгaviAustria.
B 1999 r. туристские фирмы и частные лица
произвели более 30 млн бронирований через
системы GDS, причем около 90 % приходится
на наиболее крупные системы — Sabre, Amadeus,
Galileo и Worldspan. Более 30 тыс. гостиниц по всему
миру значительно повышают свою загрузку
благодаря системам GDS 4. Практически все западные
турагентства пользуются услугами GDS,
так как это является одним из условий
успеха в туристском бизнесе. B 2002 году
в России впервые заговорили o создании
«глобальной» системы бронирования, то
есть o размещении в единой системе предложения
большинства ведущих туроператоров и
предложения самих объектов размещения.
B 2006 г. в системах Galileo и Worldspan произведено
более 379 млн бронировании в 145 странах
мира, каждую секунду обрабатывалось 15
тыс. трансакций.1
До недавнего времени
в России в основном использовалась
отечественная система бронирования
билетов «Сирена» и ее модификации,
a также системы Gabriel и Gets, но к настоящему
времени они уже морально устарели. Им
на смену приходят современны е системы
бронирования(GDS). B 1994 г. в России открылись
первые представительства компаний Amadeus
и Worldspan, в 1999 г. — Galileo. B настоящее время
пользователями Amadeus является более 800
российских турфирм.2
С марта 2005 г. систему бронирования
Sabre активно использует «Аэрофлот». На
базе Sabre внедрена технология электронного
билета (e-ticket), система WЕВ-бронирования,
интернет-продаж, a также интеграция с
системами участников глобального альянса
Sky Теаm, в который входит компания «Аэрофлот».
За 2007 r. через сайт Аэрофлота приобретено
более 19 тыс.билетов на сумму 8 млн долларов.
Использование Sabre позволило авиакомпании
повысить эффективность работы по управлению
доходами и производительность труда
в офисах продаж более чем на 30 % 5.
Общее количество бронирований
в России через GDSв 2005 г. составило
более 5 млн. Однако в связи c переходом
«Аэрофлота» на систему Sabre произошел
передел рынка бронирований через GDS. Если
в 2004 r. Amadeus осуществил 80 % от общего объема
бронирования авиаперевозок, сделанных
в России через GDS, то в настоящее время
эта доля существенно снизилась. По оценкам
MIDT (Marketing Information Data Transfer) на конец 2005 r. доля
GDS Galileo на российском рынке составила
7 %.
Следовательно, внедрение
в туризм электронных способов бронирования
туров и отдельных туристических
услуг свидетельствует o значительном
разграничении функций и полномочий турагента
и туроператорa. Последний перестает быть
извечным консультантом работников турагентств
(особенно не имеющих большого опыта продажи
того или иного направления), выдавая максимум
необходимой для поездок информации в
электронном виде, концентрируя свои усилия
на продвижении собственных блоков мест
посредством Интернет. Текущие функции
менеджеров туроператора, таким образом,
сводятся только к приему информации o
личностях заезжающих в те или иные средства
размещения, формированию списков заезжающих
и отсылке этих списков работникам отелей
или встречающих сторон. Очевидно, что
функция подтверждения заявленных условий,
ранее занимавшая основную часть рабочего
времени менеджеров туpоператора, целиком
и полностью передается администратору
электронной системы бронирования, следящего
за постоянным обновлением на сaйте наличия
мест во всех предлагаемых средствах размещения
на все имеющиеся заезды.
C другой стороны, типичная
для туристических агентств функция
согласования условий тура, заявленных
туристом, c возможностями туроператора,
после внедрения электронных
систем бронирования трансформируется
в элементарный доступ агента
к этой системе, в которой
представлено реальное состояние
продаж на определенный момент
времени. B принципе, компании, занимающиеся
бронированием посредством глобальной
сети, развиваются по одинаковым направлениям
— и это вполне логично. Во-первых, развитие
идет по линии облегчения доступа, что
на данном этапе происходит в основном
через активное освоение Интернета. Во-вторых,
неустанно совершенствуются сами системы
бронирования, что заключается в упрощении
их использования и во введении новых
функций в интересах клиентов. B последних
разработках много внимания уделяется
тому, чтобы помочь агенту выбрать самый
выгодный для его клиента маршрут.
2 Способы бронирования
Способы бронирования туруслуг
возможны через Интернет, посредством
факсимильной связи, через телепайт (телефон)
и в режиме реального времени On-line. B настоящее
время вопрос o Необходимости подключения
к глобaльным системам бронирования и
резервирования для многих туристских
предприятий остается весьма актуальным.
Принятие решения о подключении должно
приниматься прежде всего на основе анализа
основных функций и задач конкретного
предприятия туризма, a также c учетом общего
объема производимых фирмой бронирований.
Как показывает практика, использование
GDS в российских турфирмах сводится обычно
либо к бронированию и продаже авиабилетов,
либо к бронированию отдeльных туруслуг
в составе Индивидуальных тyров.
Компьютерные системы
бронирования обладают рядом преимуществ
перед другими каналами сбыта
продукции и услуг в сфере
социально-культурного сервиса и
туризма. они предоставляют возможность
производить бронирование в самые короткие
сроки и осуществлять визyaльный просмотр
резервируемых гостиничных мест, a также
схемы расположения мест на транспортных
средствах. Компьютерные системы бронирования
обеспечивают экономию расходов на телефон,
факс, осуществляют строгий финансовый
учет и контроль выполняемых операций,
анализ сбытовой деятельности на основе
статистических данных, предоставляемых
компьютером и т. д.
Чтобы обзавестись собственной
системой бронирования, оператор может
пойти одним из двух путей: либо создать
ее самостоятельно силами штатных программистов,
либо купить (взять в аренду)существующую
и работающую систему бронирования в одной
из фирм, занимающихся разработкой программного
обеспечения. Существующие системы Интернет
— бронирования туров или туристических
услуг можно условно разделить на две
категории: требующие непосредственного
контакта с туроператором, которому данная
система бронирования принадлежит, и не
требующие такового. К первой категории
можно отнести электронные системы бронирования,
предоставляющие своему пользователю
максимум необходимой для выбора поездки
информации. Это могут быть:
2
Российские компьютерные системы бронирования
Системный комплекс «Алеан». Программный
комплекс «Алеан» представляет собой
компьютерную систему бронирования и
продаж туров в режиме реального времени.
Он состоит из информационно-поисковой
системы (ИПС) и системы бронирования и
продаж (СБП) туристских услуг. Комплекс
предлагает долговременную информацию
о наличии реального числа мест на объектах
размещения, об условиях бронирования
и оплаты, позволяет подтвердить заказ
и оформить куплю-продажу различных туристских
услуг.
В системе «Алеан» предоставлена информация
как непосредственно о домах отдыха и
санаториях, так и о крупных туроператорах.
База данных системы содержит описание
и фотографии более 600 объектов, размещенных
в Москве, Подмосковье, Краснодарском
крае, Крыму, Кавказских Минеральных Водах,
Чехии и др. Система позволяет просматривать
цены реализации по объектам размещения
и обеспечивает выход на сервер продающей
услуги компании. Места в системе резервируются
либо с гарантированной квотой, либо по
запросу. Первые можно забронировать без
подтверждения и сразу получить заявку,
счет и ваучер. Вторые требуют подтверждения
и сначала ставятся на лист ожидания, а
после уточнения наличия свободных мест
система подтверждает или аннулирует
бронь, информируя об этом клиента обычно
по электронной почте.
1 Системы поиска и бронирования
туров
Система бронирования Amadeus.
Система бронирования Amadeus создана в 1987
г.крупнейшими европейскими авиакомпаниями
Air France, Iberia, Lufthansa, SAS и является одной из
самых больших и распространенных Систем
резервирования. Центр сети находится
в Германии (около Мюнхена).
B Настоящее время Amadeus
— ведущая компьютерная система бронирования
в Европе. B результате приобретения в
1995 г. системы бронирования System One она активно
продвигается и на американский рынок.
Авиакомпания Continental Airlines стала совладельцем
компании Amadeus. По объему междyнародного
бронирования эта система самая крупная
в мире. Ее услугами пользуются более 70
% турагентств Европы, и 36 млн путешественников
используют Amadeus каждый день. Amadeus предоставляет
самый разнообразный сервис, включающий
взаимодействие c авиакомпаниями, железнодорожными
и паромными перевозками, прокатом автомобилей,
отелями, a также оказывает дополнительные
услуги, например страхование туристов
и пр. Amadeus пользуются более 30 тыс. турбюро(это
свыше 100 тыс. терминалов), более 400 авиакомпаний
(это примерно 60 тыс.терминалов). На российском
рынке в настоящий момент Amadeus является
лидером по объемам продаж: в 2000 г. число
бронирований возросло на 51 % по сравнению
c 1999 г. и достигло 1,1 млн6. Система Amadeus включает ряд
стандартных и несколько дополнительных
модулей:
B дополнение к использованию
непосредственно самой системы
Amadeus пользователям предлагается установка
популярной back-office программы Jack, которая
адаптирована для России. Программа Jack
разработана фирмой Bewotec, имеет интерфейс
c Amadeus и другими системами бронирования,
фактически обеспечивает автоматизацию
работы турагентства,поддерживает около
100 выходных отчетов. Все модули являются
совместимыми и могут функционировать
как изолированно, так и наращиваты я и
обновляться в любое время.
Подключение к системе
Amadeus осуществляется по различным вариантам.
Система Galileo — одна из величайших
CRS в мире,основана в 1987 г. авиакомпаниями
British Airways, Swissar, КLМ и Covia, к которы м несколько
позже присоединились Alitalia и Austrian Airlines.
B настоящее время в компании 3 тыс. служащих,
а ее центр находится в Денвере (штат Колорадо,
США). Компания Covia, имевшая свою собственную
систему Ароllо,переориентировала своих
пользователей на Galileo,и в 1993 г. система
Galileo объединилась c системой Аро11о в одну
и получила название Galileo International. B новой
компании примерно 50 % капитала принадлежит
североамериканским авиакомпаниями 50
% — европейским. Система Ароllо широко используется
в США, Мексике, в меньшей степени в Японии.
Система Galileo распространена в ста странах
мира, в том числе в Европе насчитывается
более 150тыс. терминалов этой системы 7. Сервис Сети позволяет обеспечивать
туриста и турагента информацией o туристских
продуктах и услугах, предусматривает
автоматизацию как самого процесса бронирования
авиабилетов, таки заказ дополнительных
услуг, прямой обмен сообщениями. Более
80 крупнейших гоcтиничных компаний, таких,
как Raddison, Hilton, Holidays, связаны с сетью и позволяют
турагентам бронировать гостиничные места.
В декабре 1999 г. компания Galileo официально
открыла свое представительство в РОССИИ.
Кроме того, c 1997 г. работают две дистрибьюторские
компании East Line и Galileo Rus. B настоящее время
в системе Galileo работают более 100 агентств,
в том числе Компании «Интурист»,«Интураэро»,
«Ланта-Тур», «Интуртранс», «Трансглоб»,
«Олби-Турс»,«Альфа-Омега», «Грифин Трэвел»
и др.
Система Sabre была создана в 1964
г. авиакомпанией American Airlines, а в 1976 г. бьиа
создана подсистема бронирования гостиничных
мест. центр сети находится в Оклахоме
(США). Сеть Sabre включает более 114 тыс. турагентов
в более чем 27 тыс. регионах мира. Она обеспечивает
резервирование авиа- и железнодорожных
билетов, мест в отелях и др.8

