Самостоятельная работа «Сочинительные союзы»
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/502601-samostojatelnaja-rabota-po-sojuzam
23 июня 2021
Тест по теме «Сочинительные и подчинительные союзы»
Тест для 7 класса. 2 варианта по 10 заданий.
1. Укажите сочинительный союз:
1) когда 2) хотя 3) зато 4) так как
2. Укажите сочинительный союз:
1) также 2) так что 3) потому что 4) оттого что
3. Укажите подчинительный союз:
4. Укажите подчинительный союз:
5. Укажите подчинительный союз:
1) будто 2) затем 3) куда 4) поэтому
6. Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения (знаки не расставлены):
1) Мне нужно было пересечь улицу и затем свернуть в переулок налево.(А. Алексин)2) Телюкову отлично был знаком этот приморский городок и он взял на себя роль экскурсовода. (И. Гребенюк)3) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.(М. Пришвин)4) Бойкий ветерок подхватил шляпу и начал ее раскачивать.(В. Шустов)
7. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения:
1) Либо кто-то из летчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И. Гребенюк)2) Ребята поужинали, но все еще сидели у костра. (В. Рыбаков)3) Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. 4) Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В. Беляев)
8. Укажите предложение с сочинительным союзом:
1) У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушит волнение.2) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было. (А. Рыбаков)3) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы. (В. Астафьев)4) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.(И. Гребенюк)
9. Укажите предложение с подчинительным союзом:
1) Большая пустоватая комната показалась неуютной, хотя все стояло на прежних местах. (Д. Гранин)2) Низенькую баню с треском и шипением наполнил горячий пар. (В. Шукшин)3) Ни с тыла, ни с фронта ничто не предвещало атаки. (К. Воробьёв)4) Единственный, кто мог помочь Мише достать у художника лодку, был Жердяй. (А. Рыбаков)
10. В каком предложении есть подчинительный союз?
1) Идти было легко, приятно — под ногами лежала не то пыль, не то труха.(В.Беляев)2) Раздался звонкий всплеск воды, и брызги упали в прибрежную траву. (В.Беляев)3) Отдавшись воспоминаниям, Кирьян не заметил, как ушёл довольно далеко от стоянки. 4) На белой реке далеко, где летом шили пароходы, виднелись чёрные точки. (В. Дудинцев)
Маршрутный лист по теме «Сочинительные союзы»
ученики 7 кл.________________________________________________________________________
1.Запишите, каких 2-х видов бывают союзы:_____________________________________________
Расскажите в паре, как отличить один вид союзов от другого.
2. Прочитайте по очереди союзы и подчеркните ТОЛЬКО сочинительные:
3. Составьте и запишите с 2-мя сочинительными союзами из предыдущего задания по 2 предложения (1 – с однородными членами, соединенными сочинительным союзом; 2 – сложносочиненное предложение, где части предложения соединены сочинительным союзом). Графически обозначьте, что соединяет сочинительный союз. Союз возьмите в букву С. Предложения записывайте по очереди.
4. Прочитайте предложения, найдите в них сочинительные союзы. Заключите их в букву С. Определите, что они соединяют, для этого подчеркните необходимые слова и составьте схемы предложения. Если необходимо расставьте знаки препинания.
Не стало на время ни старших, ни младших, ни мужчин ни женщин. ___________________
Они расплатились вышли и направились в разные стороны._________________ Тихие улицы поднимались в гору а в трещинах плит росла трава. _______________________ Исчез мастер но не исчезло его мастерство._____________________ Это человек умильно смотрит как на своих так и на чужих._________________ Прибежала Ангара к Енисею обняла его и потекли они к студёному морю.___________________ Клубника у нас мелкая да необыкновенно сладкая. ________________
5. Расскажите в паре о том, какие бывают сочинительные союзы по повторяемости и запишите возможные схемы с ними.
6. Спишите предложения из одного столбика, расставляя пропущенные знаки препинания.Если останется время, подчеркните необходимые слова и составьте схемы.
1. Подсел человек и стал со мной разговаривать. 2. Уходите немедленно или я позову на помощь. 3. В саду цвели яблони и груши и вишни и сливы. 4. Красные и жёлтые белые и сиреневые цветы распустились на клумбах. 5. Жеребец в поле кричит отчаянно или в сарае громко визжит поросенок. 6. Наступил холодный ноябрьский день но солнце светило ярко в небе.
1. В бабушкином саду пышно цветут не то вишни не то сливы. 2. Зайдите к директору либо обратитесь в отдел качества. 3. Ночь похолодела и от реки потянуло сыростью. 4. В лесу появляются подснежники а в городе в это время отцветают черемуха и тюльпаны. 5. На витрине лежали ручки и карандаши фломастеры и стёрки. 6. У Ромашова подгибались и дрожали ноги.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/414797-povtorenie-po-teme-sochinitelnye-sojuzy-7-kla
практическая работа 1.pdfконтрольная работа Анализ данных.docЭПП Гусева к теме 14.docxЭПП Гусева к теме 8.docxКурсовая работа.docКонтрольная работа №2.docxДидактические игры по теме Мебель.docxРАХМАН ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docxПисьменная работа.docxк теме 3 Степанова А В. В2.docx
Самостоятельная работа по теме «Союз» в 7 классе
Б) Союзы бывают простые и составные.
В) Союзы служат для связи двух простых предложений в составе сложного предложения.
Г) Союзы служат для выражения утверждения в предложениях.
2. Укажите строку с сочинительными союзами.
А) А, чтобы, если, и, да,
Б) однако, когда, что, иль,
В) то-то, но, зато, или,
Г) как, будто, чтоб, потому что.
3. Укажите строку с подчинительными союзами.
А) как, будто, чтоб, потому что,
Б) ни-ни, но, зато, или,
В) А, чтобы, если, и, да,
Г) однако, когда, что, иль.
4. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения.
А) Нам такое не встречалось и во сне.
Б) Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
В) Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Г) Горят вечерние звезды, и месяц ласково заглядывает в моё окно.
5.Укажите сложноподчиненное предложение.
А) Кружась легко и неумело,
Б) Яблони в саду погибли, потому что мыши объели зимой кору.
В) Прозрачный лес один чернеет,
6. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А) Снежинка кружилась легко и неумело, затем тихонько села на стекло.
Б) Зимний лес погружен в глубокий сон.
В) Загораются вечерние звезды, и деревня готовится к долгой зимней ночи.
Г) Нам такое не встречалось и во сне чтобы лебеди читали сказку мне.
Прочитайте. Спишите, обозначая орфограммы на месте пропусков и скобок. Расставьте пропущенные запятые. Постройте схему подчеркнутого предложения.
1. Найдите неправильное утверждение.
1) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения
2) Союзы не являются членами предложения.
3) Союз — это неизменяемая часть речи.
2. В каком предложении употреблен сочинительный союз?
1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.
2) Я не хочу, чтобы кто-то пострадал по моей неосторожности.
3) Он не смог ответить, потому что не был готов к уроку.
3. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?
1) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.
2) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
3) Солнце заблистало и наступило радостное утро.
4. Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного.
1) Снег падал и засыпал дорожки сада.
2) Снег падал и покрывал снегом деревья.
3) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом.
5. Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложноподчиненное.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
2) Старик следил за тем чтобы, я правильно записывал его слова.
3) Месяц светил так ярко, что была видна каждая травинка.
Прочитайте. Спишите, обозначая орфограммы на месте пропусков и скобок. Расставьте пропущенные запятые. Постройте схему подчеркнутого предложения.Собака верный друг человека. Она п..м..гала нам и на войне. Каждый из нас видел овчарку но кто знает на что сп..собна эта с..бака. А ведь десятки тысяч овчарок п..м..гали своим чутьем своим бесстрашием и злостью уничтожить врага вторгшегося в пределы нашей Родины. Знаете ли вы как овчарка взрывала вражеский танк? Ее держали впроголодь и к..рмили только под танком чтобы бр..саться между гусениц.
Когда пр..в..дник доб..вался от собаки желаемых результатов он выпускал ее против вражеского танка нагрузив динамитом.
1) Союз — это неизменяемая часть речи.
3) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения
1) Он не смог ответить, потому что не был готов к уроку.
3) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.
1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
2) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.
2) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом.
3) Снег падал и покрывал снегом деревья.
1) Старик следил за тем чтобы, я правильно записывал его слова.
2) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Тестовые задания по теме «Союз»
2. Укажи союз:
а) перед б) неужели в) будто г) около
3. В какой строке только сочинительные союзы?
4. Найди соответствия:
2. когда, хотя, пока б) повторяющиеся
3. потому что, как будто в) сочинительные, соединительные
5. В каком предложении употреблён подчинительный союз уступки?
А. Никита не пошёл в театр, потому что был занят.
Б. Когда растает снег, появятся цветы.
В. Растения показались мне свежими, хотя солнце нещадно палило с утра.
Г. Всем стало ясно, что Григорий проиграл.
6. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
А. Слева от дороги то(же) были холмы.
Б. Лес так(же) хорош, как и три года назад.
В. Что(бы) быть здоровым, закаляйся!
Г. Дарья Тихоновна выздоравливала, за(то) захворал дед Василий.
7. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены!).
А. Были открыты все окна с правой стороны и все-таки было душно.
Б. Катенька решила преподнести подруге роскошный подарок и купила подарочное издание «Трех мушкетеров».
В. 31 декабря люди с утра штурмуют магазины и докупают последние новогодние подарки.
Г. Для начинки лучше использовать белые грибы и добавлять заготовленные с лета сушеные подосиновики.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ранним утром пароход внезапно остановился (1) и пассажиры (2) разбуженные этой внезапной остановкой (3) стали вскоре появляться на палубе.
а) 1,3 б) 1,2 в) 1,2,3 г) 2,3
9. Укажите верную характеристику союза из предложения:
Пётр очень хотел, чтобы именно сегодня никто ему не мешал.
а) сочинительный, противительный, связывает однородные сказуемые;
б) подчинительный, целевой;
в) сочинительный, соединительный, связывает предложения в тексте;
г) подчинительный, изъяснительный.
2. Укажите союз:
а) из-под б) чтобы в) мимо г) будет
3. В какой строке только подчинительные союзы?
4. Найдите соответствия:
2. потому что, как будто б) повторяющиеся
3. когда, хотя, пока в) сочинительные, соединительные
5. В каком предложении союз и соединяет части сложного предложения?(знаки препинания не расставлены!)
А. Женя бросил в змею камень и замер.
Б. И стало ясно что никто никуда не поедет.
В. Лодка проплыла мимо и мы бросились догонять её.
Г. И дом и сарай были сожжены дотла..
6. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
В. Что(бы) пожелать вам на дорожку?
Г. За(то) дерево спрятался Ромка.
7. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены предложения (знаки препинания не расставлены!).
А. В зоопарке были тигры и мы хотели их покормить.
Б. С утра шёл дождь и поэтому очень хотелось спать.
В. Прозвенел звонок ребята зашли в класс и урок начался.
Г. Ночью собака прокралась к даче и улеглась под террасой.
Граница вечных снегов (1) спускалась низко (2) и задолго до неё деревья редели (3) потом совсем пропали.
а) 1,2 б) 1,3 в) 2, 3 г) 1,2,3
Он снова нахмурился, потому что осознал свою неправоту.
б) подчинительный, причинный;
а) зато б) вроде в) он г) стан
2. потому что, как будто б) составные, подчинительные
5. В каком предложении употреблён сочинительный разделительный союз?(знаки препинания не расставлены!)
Б. То небо было серым то вдруг становилось нежно-голубым.
В. Эдуард хорошо знал тех кто появился сейчас в холле.
Г. Мягко стелет да жёстко спать.
А. Слева от дороги было всё то(же).
Б. За(то) они всегда веселились и пели.
В. Очень хотелось Егору, что(бы)Никита не уезжал.
Г. Петя отвечал, что он то(же) привык делать всё аккуратно
7. Укажите предложение, в котором союз но соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены!).
А. Играя но не переигрывая лисица устремилась на переговоры с волком.
Б. Было жарко но никто не открывал окна.
В. Белка смелая но хитрая.
Г. Солнце сияет в небе но совсем не греет пока.
В течение почти девяти лет (1) учёный работал над словарём (2) не прекращая работы (3) и в годы войны.
а) 1,3 б) 1,2 в) 2 г) 1,2,3
Отправился-то он быстро, да отца уже дома не оказалось.
г) сочинительный, противительный, соединяет части сложного предложения.
а) долго б) как в) он г) подле
1. когда, хотя, пока а) сочинительные, соединительные
2. потому что, как будто б) составные, подчинительные
5. В каком предложении союз и соединяет однородные подлежащие?(знаки препинания не расставлены!)
Б. И воздух сотрясался от его криков.
А. Раза два на него сердито крикнули за(то), что он был на дороге.
Б. Вы никогда не думали о том, что(бы) женить вашего сына Анатолия?
В. И он не знал, что(бы) могло его убедить сейчас.
Г. И в то(же) мгновение послышался впереди топот.
7. Укажите предложение, в котором части сложного предложения соединяет подчинительный причинный союз.
А. Там, где вчера ещё были бои, нынче покой.
Б. Кто не помнит отца-матери, тот не чтит своего Отечества.
В. Илья не явился на соревнования, потому что был болен.
Г. В краю, где цветут магнолии, я не бывал никогда.
Вскоре с улицы прибежала Наташа (1) встретившая меня так (2) как будто (3) мы с ней были старые знакомые.
а) 1,3 б) 2 в) 1,2 г) 1,2,3
Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну ногу, затем другую и на цыпочках вошла в воду.
а) сочинительный, противительный, соединяет однородные сказуемые;
в) сочинительный, соединительный, связывает однородные сказуемые;
Проверочная работа по теме «Союз».
Предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных школ, может быть использована для повторения орфографии в 9 или 10 классе (для слабых классов). Работа содержит 6 заданий с выбором ответа, 3 задания открытого типа и творческое задание. Творческая работа выполняется на основе отрывка из рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» и включает также лингвистическую задачу. В работе 4 варианта, что обеспечивает более высокую степень самостоятельности выполнения.
1. Укажите номер ответа, в котором все морфологические характеристики союза
1)простой, сочинительный, непроизводный;
2)простой, подчинительный, непроизводный;
3)составной, подчинительный, производный;
4)простой, подчинительный, производный.
2. Укажите номер варианта, в котором все слова являются союзами:
3)в продолжение; также; чтобы; 4) как, так и; из-за; чтобы.
3. Укажите номер варианта, в в предложении является союзом и пишется слитно?
2)Офицер выбранил часовых что они небдительны.
3) Ученик не попал в кино, встретился с друзьями.
4) Он нравился себе , что мог быстро овладеть иностранным языком.
4. В каком предложении написание выделенного слова определяется правилом: «Союзы пишутся слитно, их в предложении можно заменить союзом И»?
грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.
2)Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и – небо, равнину, холмы.
3)Можно было, глядя на небо, думать, что оно
4) Душа моя улыбается ), как освеженная, повеселевшая природа.
5. Укажите номер(а) предложения(ий) , в котором(ых)
Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. (Пословица)
2) Он непременно хотел стать героем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что(бы) ему ни предложили. (К. Симонов)
) Что(бы) ни читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения. (К. Паустовский)
) Уходя, мать наказывала, что(бы) Никита не сбежал со двора, что(бы) он собрал яйца от кур, что(бы) чужой петух не приходил во двор, что(бы) Никита ел в обед молоко с хлебом. (А. Платонов)
6. Укажите номер(а) вариантов, в которых выделенные слова пишутся слитно.
1) Приют наш мал,
вы порекомендовали мне почитать?
3) Павел исчез за дверью внезапно, как и появился.
4) И завтра , что вчера.
Прочитайте отрывок и выполните задания 7-9.
1)Странно: почему мы как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? 2)И не вовсе, что было в школе, — нет, а ), что сталось с нами после.
3)Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. 4)Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. 5)За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. 6)Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.
7)Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. 8)Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде. 9)Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. 10)Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности там делали неверно.
7. Укажите слитно, раздельно или через дефис пишутся выделенные слова в указанных предложениях (напишите: слитно, раздельно, дефис):
8. Выпишите из предложений 6-8 все подчинительные союзы.
9. Сделайте морфологический разбор двух любых союзов из предложения 5.
10.Творческое задание по прочитанному тексту. Дайте развернутый ответ на вопрос: какие качества героя проявляются в этом отрывке. Используйте не менее 2 сочинительных и одного подчинительного союза. В ответе должно быть не менее 50 слов.
1.Укажите номер ответа, в котором все морфологические характеристики союза
1простой, сочинительный, непроизводный;
2)простой, сочинительный, производный;
4)простой, подчинительный, непроизводный.
2.Укажите номер варианта, в котором все слова являются союзами:
3. Укажите номер варианта, в является союзом и пишется слитно?
1) Все сдали работу, я
2) Принесли ему , что и всем.
3) Он пытался сделать
Увидел он то(же) самое, что видел и до полудня.
) ни читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего сердца волнения.
было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой.
3) Нет ничего в мире, могло прикрыть Днепр.
избежать брака, кузнец должен знать температурные условия ковки для каждого металла.
1) Я поблагодарил Дерсу (за) то, что он вовремя стащил меня с плота.
2) Не за (то) волка бьют, что он сер, а за (то), что овцу съел.
3) Приют наш мал, за (то) спокоен.
4) Как ветер песнь его свободна, за(то) , как ветер, и бесплодна.
6. Укажите номер(а) вариантов, в которых выделенные слова пишутся раздельно.
1) Будем жить так, что (бы) все любили нас.
2) Этим он спас мне жизнь, рискуя ею так (же), как и я.
3) На дворе всё так (же) сверкали звезды и сухой снег колол лоб.
4) Я пришёл, (что) бы поговорить с вами о деле.
Прочитайте отрывок , и выполните задания 7-9
1)Но похудел я не только из-за тоски по дому. 2) я постоянно недоедал. 3)Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. 4)Но вся беда в том, что мне ее не хватало. 5)Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под брала, потому что корову она не держала. 6)Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает.7) самое творилось с картошкой. 8) Я заставил себя смириться и с этим. 9)Легче матери не станет, если она услышит правду.
10)Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. 11) Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день, чтобы поймать маленьких пескариков — от такой рыбалки тоже не раздобреешь. 12)На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, я ложился спать.13)Утром опять в школу. 14)Так и дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверь стучал дядя Ваня.15) Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а через день или два, снова подсаживал зубы на полку.
7. Укажите слитно, раздельно или через дефис пишутся выделенные слова в указанных предложениях(напишите: слитно, раздельно, дефис):
8. Выпишите из предложений 7-10 все подчинительные союзы.
9. Сделайте морфологический разбор двух любых союзов из предложения 11.
1простой, сочинительный, производный;
2)простой, сочинительный, непроизводный;
1)но; или; потому что; 2)так как; и; в заключение;
3)ввиду; тоже; зато; 4)как будто; из-под; то есть.
3. Укажите номер варианта, в является союзом и пишется слитно?
я ни делал, ничего не получалось.
я делал без помощи друзей?
3) Он хотел, все подчинялись командам.
И что (бы) мы ни делали, всегда мы заодно.
4. В каком предложении выделенное слово является сочетанием предлога с местоимением и пишется раздельно.
2)Офицер выбранил часовых , что они небдительны.
3) Как ветер песнь его свободна, , как ветер, и бесплодна.
4)Наступает жара, и утренние голоса смолкают; оживает мир насекомых.
1)Секунду он молчал, мать смотрела на него то (же) молча. (М. Г.)
2) Это было очень страшно, но в то (же) время интересно.
Принесли ему (то)же, что и всем.
4) Сестра учится в университете, я (то)же хочу поступить туда.
1) Эта безлунная ночь, казалось, была всё великолепна, как и прежде.
2) Серёжа чувствовал себя виноватым , что не выучил урока. (Л. Т.)
3) Не для того же пахал он и сеял, нас ветер осенний развеял. (Н.)
4) Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую гвардию для того, сражение было выиграно.
, что (бы) из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги. 2)И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше.
3)Осень стояла теплая и сухая. 4)В октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. 5)Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано. 6)Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы. 7)Трава на нашей поляне, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята.
8)Теперь каждый день после школы я прибегал сюда. 9)Ребята менялись, появлялись новички, и только Вадик не пропускал ни одной игры. 10)За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу Птаха. 11)В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс. 12)Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы. 13)Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался. 14)Наверно, не оставался, был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал.
7. Укажите слитно, раздельно ли через дефис пишутся выделенные слова в указанных предложениях(напишите: слитно, раздельно, дефис):
8. Выпишите из предложений 5-7 все сочинительные союзы.
9. Сделайте морфологический разбор двух любых союзов из предложения 13.
1)но; перед; потому что; 2)так как; и; как будто;
3)после; также; если; 4)зато; из-за; или.
3. Укажите предложение, в котором наречие ТАК пишется раздельно с частицей ЖЕ.
1) Мысль свою Беликов старался запрятать в футляр
как и вчера, растекался туман и загорался розовым светом.
не было прохлады.
4) Я ускорил шаг, он
4. В каком предложении выделенное слово является местоимением с частицей и пишется раздельно.
2) Я хотела, мы вместе поехали на экскурсию.
получить хороший урожай, нужно много трудиться.
), казалось, нужна была Плюшкину такая бездна подобных изделий?
1) Я так(же) заметил его.
2) Я подумала так(же), как и многие.
3) Путники устали, а так(же) замерзли.
Истина необходима человеку так(же), как слепому трезвый поводырь. (М. Г.)
1) Девочка прочитала вслух стихотворение наизусть, её брат повторил стихотворение наизусть.
2) Кукушка хвалит петуха что хвалит он кукушку.
3) Я вышел на крыльцо,
4) И вот опять попали мы в глушь и наткнулись на закоулок какая глушь и какой закоулок!
1)Справедливости ради надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо. 2)Мешок картошки, привезенный в последний раз дядей Ваней, испарился так быстро, ею кормили, по крайней мере, скот. 3)Хорошо еще, что, спохватившись, я догадался немножко припрятать в стоящей во дворе заброшенной сараюшке, и вот теперь только этой притайкой и жил. 4)После школы, крадучись, как вор, я шмыгал в сараюшку, совал несколько картофелин в карман и убегал за улицу, в холмы, где-нибудь в удобной и скрытой низинке развести огонь. 5)Мне все время хотелось есть, во сне я тоже чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны.
6)В надежде наткнуться на новую компанию игроков, я стал потихоньку обследовать соседние улицы, бродил по пустырям, следил за ребятами, которых заносило в холмы.7) Все было напрасно, сезон кончился, подули холодные октябрьские ветры. 8)И только по нашей полянке продолжали собираться ребята.
9)В конце концов я не выдержал и спустился к ним. 10)Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. 11)Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я. 12)Но больше всего подгонял голод. 13) Мне нужен был рубль, но уже не на молоко, а на хлеб. 14) Других путей раздобыть его я не знал.
8. Выпишите из предложений 4-5 все сочинительные союзы.
9. Сделайте морфологический разбор двух любых союзов из предложения 4.
Проверочная работа по теме «Союз». Ключи
Пояснения к 10 заданию.
Рано стал самостоятелен. Заботится о сестре. Неопытность. Выдумка, предприимчивость.
Упорство, забота о матери
Упорство, целеустремленность, любовь к природе, наблюдательность
Догадливость, смелость, упорство
За 1-6 задание -1 балл.
7-8задание – 2 балла
9задание – 2 балла
10 задание оценить по существующей пятибалльной шкале, как сочинение: 5 за содержание, 5 за грамотность, 2 балла за использование союзов. – 12 баллов
Итого за работу – максимум 24 балла.
Тренировочные упражнения по теме
Учитель русского языка и литературы
Материал представляет собой упражнения по теме «Союз». Материал составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В состав входит несколько тренировочных заданий, также есть задания на подготовку к ЕГЭ, так как правописание союзов входит в программу.
Тема: Правописание союзов.
Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).
Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др.
Сочинительные союзы делятся на три группы:
Подчинительные союзы делятся на следующие группы:
Упражнение 1. Прочитайте текст. Найдите союзы и назовите их разряды.
Выполни то же самое задание ещё раз. Я не был за границей, зато объездил вдоль и поперёк свою страну. Здесь так же пустынно, как было несколько лет назад. Я тоже жил высоко отчасти потому, что очень любил высокие места. Вдали показался не то куст, не то шалаш. Нам пришлось спрятаться за то дерево. Взору предстала всё та же картина. Наша кошка пропала, зато появился весёлый щенок.
Упражнение 2. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Обозначьте союзы. Укажите разряд союзов по значению.
1.Ш..лестят зелёные с..рёжки и г..рят задумчивые росы. (С. Есенин.) 2. Лист сухой в..лится ночью ветер злит..ся да стучит в окно. (А. Фет.) 3. Прозрачный лес один черне..т и ель сквозь ин..й зелене..т и речка подо льдом бл..стит. (А. Пушкин.) 4. Ни власть ни жизнь меня (не) веселят. (А. Пушкин.) 5. Экзамены проверяют не только знания, но и характер. 6. Как аукнет..ся, так и откликнется. (Пословица.) 7. Крыши домов зам..ло снегом. Крыльцо тоже зам..ло.
• Укажите омонимичную союзу и частицу.
Образец: В подмосковных лесах растут хвойные и лиственные деревья. — В подмосковных лесах растут как хвойные, так и лиственные деревья.
1. Нам нужно сажать леса для восстановления природных сил земли и для развития нашего хозяйства, 2. М. В. Ломоносову принадлежат выдающиеся достижения и в науке и в литературе. 3. Занятия спортом привлекают и молодёжь и людей среднего возраста. 4. Я люблю читать книги и русских и зарубежных классиков.
Упражнение 4. Составьте из простых предложений сложносочинённые, вставляя сочинительные соединительные союзы. Укажите случаи, когда можно употребить несколько сочинительных союзов.
1. Было тихо. Я притворился спящим. Мальчики понемногу разговорились. 2. Море поёт свою вечную песню. Чайки летают над волнами. 3. Постоянно звонил телефон. Кто-то входил в комнату. 4. Солнце закатилось. Из-за каждого дерева выглядывала темнота.
Упражнение 5. Подберите к сложному предложению синонимичное простое, заменив союз предлогом.
Образец: В связи с тем, что наступила зима, геологам пришлось прекратить работу. — Из-за наступления зимы геологам пришлось прекратить работу.
1. В связи с тем что прибыл отряд спасателей, работы ускорились. 2. Река стала полноводной, вследствие того что прошли ливневые дожди. 3. Ввиду того что наступило резкое похолодание, пришлось спасать цветущие сады. 4. Благодаря тому что регулярно шли тёплые дожди, в этом году мы собрали небывалый урожай.
Упражнение 6. Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.
1. Природе надо, что (бы) ее любили. 2. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за) то на земле во многих местах намело большие сугробы. 3. Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то (же). 4. После длительного перехода люди очень устали, лошади так (же) нуждались в отдыхе. 5. И что (бы) и о чем (бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали. 6. За что купил, (за) то и продаю.
Упражнение 7. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания
1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно. 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно. 4.Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь. 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало. 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру. 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда.
Упражнение 8. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания слов
1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел. 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом. 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином. 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс. 5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей. 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом. 7. Вслед за (тем) он встал с постели. 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила. 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много. 10. Мне стало грустно и досадно не по (тому), что гунны вымерли, а от (того), что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне. 11. От (того) ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало. 12. По (тому), что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово. 13. Однажды Варюша проснулась от (того), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно. 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы. 15. За (чем) пойдешь, то и найдешь. 16. И (так), все кончено.
Упражнение 9. Раскройте скобки, выбрав правильные варианты написания слов.
1) Он не возражал, мы так(же) были согласны. — Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. 2) Все утверждали то(же) самое. — Я пришел то(же). 3) (И)так, все решено. — (И)так будет всегда. 4) Он учится и (при)том работает. — (При)том положении дел это будет сложно. 5) Нет ничего в мире, что(бы) могло восполнить эту утрату. — Она сжала губы, что(бы) они не дрожали.
— Даны пары слов. Определите Чем они являются.( Паронимы)
— Что такое паронимы?
Подберите пару (устно по рядам). Составьте предложения
— Какое задание ЕГЭ проверяет данную тему?
-Выполним несколько примеров. Решают задание ЕГЭ №5
По рекомендации МЧС в павильоне открыли ЗАПАСНЫЙ выход.
Ответчик получил на руки ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
В университете у неё появился первый ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ друг, встречу с которым она так ждала в ранней юности.
КАМЕНИСТАЯ тропинка вела к уцелевшим воротам.
Красота пейзажа усиливала ЛИРИЧНОЕ настроение.
Фёдор был умным и ПРАКТИЧНЫМ человеком.
В ПРОБЛЕМНОМ очерке автор затронул острые вопросы современности.
Возле стопки МАСЛЯНЫХ блинов стояла банка сметаны.
Мы познакомились, и я завёл ДИПЛОМАТИЧНЫЙ разговор о погоде.
Коллеги были очень дружны, несмотря на РАЗНИЦУ в возрасте и вкусах.
Чтение учителем отрывка из стихотворения А.С. Пушина
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/455901-trenirovochnye-uprazhnenija-po-teme-sojuz
«Свидетельство участника экспертной комиссии»