Средства массовой информации во франции

Средства массовой информации во франции Диссертации

Средства массовой информации во франции

Средства массовой информации во франции

Средства массовой информации во франции

Средства массовой информации во франции

Средства массовой информации во франции

Министерство
просвещения Российской Федерации

Кафедра Социологии
и Политологии

Средства массовой информации во франции

Что такое сми?

С
большой долей уверенности можно сказать,
что средства массовой информации – это
важнейший институт политической системы.
В последнее время их все ча­ще именуют
«четвертой властью»1.
Политика в большей мере, чем дру­гие
виды общественной деятельности, нуждается
в специальных средствах информационного
обмена. Если экономика может функцио­нировать
на основе рыночного саморегулирования,
то политика не­возможна без опосредованных
форм общения (газет, радио, телевиде­ния
и др.). Коллективный характер реализуемых
в политике целей тре­бует их обязательного
осознания разделенными в пространстве
граж­данами, координацию их поведения.
Это практически недостижимо при
непосредственном общении с людьми,
здесь нужны специальные средства
информации. Эти средства и называют
средствами массовой информации (СМИ),
средствами массовых коммуникаций (СМК)
или масс-медиа.

СМИ
представляют собой учреждения,
создаваемые для сбора, обработки и
открытой, публичной передачи с помощью
специальных технических средств
различной информации для широких слоев
народа.

Необходимо
оговориться, что принято отличать
средства массовой информации от средств
массового воздействия (театра, эстрады,
художественной литературы и др.). Средства
массового воздействия, в отличие от
средств массовой коммуникации, не имеют
признака систематического, регулярного
включения аудитории, обращение к ним
носит эпизодический характер. Но их
объединяет «социальная среда, в которой
они функционируют, использование языка
в качестве способа передачи информации,
наличие технических средств тиражирования
и распространения информации, возможность
сознательного регулирования процесса
коммуникации».

Наиболее
мощное воздействие телевидения
объясняется рядом причин. Важнейшей из
них является присущее телевидению
свойство, назы­ваемое «визуальным
давлением», то есть зрительным образом
информа­ции. Поскольку научная и
другая серьезная информация плохо
совмес­тима с экранным изображением,
то она остается для печатных
комму­никационных средств и радио.
Общая тенденция современного мира —
растущее влияние ТВ и относительное
ослабление воздействия на насе­ление
печатной продукции и радиопередач. Так,
например, в Германии граждане тратят в
5,3 раза больше времени на просмотр
телевидения, чем на чтение газет. В
Пермской области от 60 до 90% (!!!) свободного
вре­мени взрослые люди проводят у
телевизора (обленились совсем!).
Телевидение лидирует среди других СМИ
и по силе убеждающего воздействия,
доверия граж­дан, ибо люди склонны
больше верить глазам своим, чем услышанному
или прочитанному («Лучше один раз
увидеть, чем десять раз услы­шать»).
Другой причиной является огромное
повышение цен на газеты, журналы, книги
(особенно в России), существующая иллюзия
«бесплатности»2
телевидения.

Современный этап
развития общества можно охарактеризовать
как переход от индустриального 
к информационному. Информация становится
важнейшим элементом для развития всех сфер общественной жизни.
С точки зрения научного исследования
информация стала общенаучным понятием,
а информационный подход, включающий в
себя совокупность идей и комплекс математических
средств, превратился в общенаучное средство
исследования.

Роль и место информации в жизни
общества, воздействие информации на развитие
личности, общества и государства существенно
повысились. Информация сегодня превратилась
в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий
даже большую ценность, чем природные,
финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация
стала товаром, который продается и покупается.
Более того, информация превратилась в
оружие, повсеместно ведутся информационные
войны различного масштаба и различной
интенсивности.

В условиях мирового
научно-технического прогресса, стремительного
развития и повсеместного внедрения новейших
информационных технологий и глобальных
средств телекоммуникаций одной из важнейших
составных частей безопасности государства
является обеспечение информационных
процессов и существование информационных
ресурсов. Это обусловлено тем, что ведущие
страны мира вступили в новую фазу общественного
развития, в фазу, характеризующуюся определяющей
ролью информации в обеспечении национальных
интересов и обороноспособности страны,
т.е. в фазу информационного общества,
которое стремительно развивается. Более
того, функционирование важных государственных
объектов полностью зависит от состояния
их информационной сферы (например, автоматизированных
систем управления ими).

Вместе с 
тем становится очевидным, что наряду с положительными
моментами процесса информатизации создается
и реальная угроза использования достижений
в информационной сфере, в целях, несовместимых
с задачами поддержания мировой стабильности
и безопасности, соблюдением принципов
суверенного равенства государств, мирного
урегулирования споров и конфликтов, неприменения
силы, невмешательства во внутренние дела,
уважения прав и свобод человека. Учитывая
скорость развития данной области, следует
признать, что в правовом, организационном
и технологическом отношении информационная
сфера является наименее защищенным элементом
государственного механизма. А ведь, как
известно, прочность любой системы определяется
надежностью самого слабого звена.

Для эффективного
осуществления государственных 
функций в новых условиях информационного
общества необходимо знать ключевые элементы
единого информационного пространства:
содержание, документы, угрозы, задачи,
методы, а также содержание и пути разрешения
возникающих проблем.

Информационное 
пространство является основой социально-экономического,
политического и культурного развития
и обеспечения безопасности страны. Эффективное
информационное пространство обеспечивает
построение информационного общества
в стране и вхождение ее в мировое информационное
сообщество.

В заключении подведу итоги рассмотрения
массовой информации и её влияния на личность,
общество и государство. Сегодня в нашей
жизни мы наблюдаем смену парадигм, изменение
направления движения. Бурное развитие
компьютерной техники и информационных
технологий стимулировало развитие общества,
построенного на использовании информации
и знаний и получившего название информационной
общество.

Сегодня образуется
новый метод управления — метод 
информационного управления, в основе
которого лежит положение о том, что
для достижения стратегических целей
следует действовать не в лоб, меняя базис
общества, а через надстройку силами интеллигенции.
Основными средствами достижения цели
при этом являются средства массовой информации
и системы передачи данных. Сотрудники
средств массовой информации при этом
превращаются в особую организацию, определяющую
уровень сознания и мышления населения
всей страны, т.к. убеждения честных людей
зависят полностью от той информации,
которую они получают. Это необычный, новый
метод управления, который обладает непривычными
этическими нормами. Потребуется значительный
период времени, чтобы осознать его мощь,
достоинство и недостатки, особенности
безопасного использования.

Весьма 
интересным в этом плане является высказывание бывшего президента
США Никсона о том, что гораздо выгоднее
вложить доллар в средства массовой информации,
в информационное управление, чем десять
долларов в создание новых видов вооружения.
Он мотивировал это тем, что вероятность
использования оружия в современном мире
невелика, а информационная пропаганда
работает непрерывно, 24 часа в сутки.

В 
мировой практике борьбы с 
терроризмом особое внимание 
уделяется информационному аспекту. 
В практике борьбы с терроризмом 
существует ряд четких канонов, которых должны
придерживаются как государственные структуры,
вступающие в противоборство с террористами,
так и средства массовой информации.

Я хотел бы коснуться 
проблемы достоверности той информации,
которая представляется обществу средствами массовой информации. Данные
судебной статистики показывают, что за
последние годы количество недостоверных
публикаций возрастает. При этом закон
о СМИ не устанавливает четких требований
к качеству распространяемой информации.
У нас отсутствует цельная и последовательная
государственная информационная политика.
Введение некоторых ограничений в действиях
СМИ является необходимым условием для
того, чтобы упредить негативное, разрушительное
действие информации. Потребитель должен
знать, к каким последствиям для него и
окружающих приведет усвоение и использование
той или иной информации. Сегодня же человек,
потребляя информацию, не контролируемую,
либо отфильтрованную по заданным критериям,
не может оценить характер ее воздействия
на свою психику и поведение. Более того,
он становится зависимым от средств массовой
информации и продолжает потреблять их
продукцию даже в том случае, если отдает
себе отчет в ее пагубном воздействии.
Поэтому, если государственные органы
не контролируют информацию, они становятся
прямыми участниками манипуляции общественным
сознанием.

  • Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н.Топорника. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001
  • Городов О.А. Информационное право: учебник – М., 2007.
Читайте также:  Волейбол как вид спорта реферат

1 Городов
О.А. Информационное право: учебник
– М., 2007. С. 112

2 Абз. 6 ст. 2 Закона «О средствах массовой
информации»

3 Гл. II там же

4
Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой
информатики: Учебные процессы / Под ред.
доктора юридический наук, проф. М.М. Рассолова.
– М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2004
г. С.66, 69-71.

5
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 16.10.2006) «О
средствах массовой информации» Ст.
1

6
«Конституция Российской Федерации»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Ст. 29 ч. 5

7
Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное
право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н.Топорника.
– СПб.: Издательство «Юридический центр
Пресс», 2001. С. 306-309

Аткинс реферат.docxПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА реферат.docxСовершенствование обучения персонала организации (предприятия) (Английский реферат.docxТема 3.1 Современные подходы к обучению русскому языку. Методы, Тема 3.2 Основные методические приемы и средства обучения языковПрактическое задание Методика обучения.docxшмо Проблемы и трудности дистанционного обучения.docxПогадаев Данил Реферат.rtfЛогика. реферат.doc

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(АНО ВПО МГЭУ)

очной формы обучения

квалификация (степень) “бакалавр”

Выполнила студентка группы ЖО-3

Клячева Алина Александровна

Проверил: профессор кафедры журналистики и

связей с общественностью

Потапов Павел Федорович

Москва – 2022

Характеристика основных видов СМИ

Под средствами массовой информации (СМИ) понимаются любые печатные или сетевые издания, теле- и радиоканалы (или отдельные программы) или отдельные теле- радио- видеопрограммы, а также любые другие средства донесения информации до широких кругов читателей/зрителей/слушателей.

СМИ — это средство передачи информации (вербальной, звуковой или оптической), основанное на инициации канала вещания, охватывающее большую аудиторию и действующее на регулярной основе. СМИ — это широкий спектр средств социальной коммуникации (пресса, радио, телевидение, интернет), а в более широком смысле — фильмы, плакаты и книги.

СМИ также являются элементом популярной культуры. СМИ — это социальные институты, предназначенные для публикации различных видов информации, открытой для всех, с помощью определенных технологических средств. Эти социальные институты действуют в контексте конкретных дисциплин, правил, прав и политики, и используют отличительную комбинацию профессиональных экспертов для соблюдения конкретных процедур сбора информации для производства визуальных, слуховых или концептуальных ориентаций. СМИ являются фактором политической, экономической, социальной и культурной динамики социальной власти.

Термин (СМИ) начал использоваться в 1920-х годах с появлением радио, прессы и телевидения. Это подразумевает, что все медиа предназначены для «потребления» широкой аудиторией.

Свобода СМИ в стране измеряется свободой прессы.

Одно из лучших описаний и определений медиа было дано Денисом Мак Вейлом. Это определение можно проанализировать по шести отдельным пунктам.

Виды средств массовой информации:

Периодическое печатное издание

Телепрограмма, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

Видео- и кинохроникальные программы – совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет в свет не реже одного раза в год. Видео и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы.

Специализированные средства массовой информации – это та часть средств массовой информации, в отношении которых законом установлены специальные правила их регистрации или распространения продукции этих средств.

СМИ имеют следующие признаки:

Типологические характеристики СМИ

Классификация СМИ по содержательной направленности и функциям

Концепция любого СМИ, принципы отбора материала, содержание, особенности «подачи» определяются его содержательной направленностью (основным назначением). По этому критерию можно выделить следующие основные виды масс-медиа:

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом — интернет-блоги (кроме блогов, имеющих посещаемость больше 3000 посетителей в день), чаты, форумы, конференции.

С 1 августа 2014 года в России была введена обязательная регистрация блогеров, имеющих более 3-х тысяч подписчиков в сутки. Эти блогеры были приравнены в плане ответственности к СМИ. В 2015 г. таких блогеров, официально зарегистрировавших свой блог, было около 700.

Средства массовой информации в России являются механизмом для реализации политики государства и играют в политической жизни общества немаловажную роль. С помощью СМИ выстраиваются необходимые для власти общественные связи и отношения.

Средства массовой информации современной Франции.

Еще в годы оккупации Франции фашистское Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Паризьен», «Матен») пошло на сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов «Юманите» (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944—1946) был ознаменован ростом количества левых изданий. Газеты, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены. Однако с началом «холодной войны» (1946) роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке.

После окончания военных действий в правительство Французской Рес-публики вошли сторонники трех партий – Социалистической, католической партии Народно-республиканское движение и Французской коммунис-тической партии (правда, вскоре коммунисты были выведены из состава правительства). Межпартийная борьба 40—60-х годов, происходившая в ус-ловиях серьезной социально-политической напряженности, сопровождалась жестким идеологическим противостоянием. Французское общество разде-лилось на приверженцев разных концепций дальнейшего развития государ-ства. Средства массовой информации, несомненно, не остались в стороне от этих процессов.

Парижскую прессу того времени можно условно поделить на несколько групп.

Правонационалистическая печать (газеты «Паризьен либере», «Орор», еженедельники «Карефур», «Минют», «Ривароль»). Все эти издания были настроены по отношению к правительству оппозиционно. Печать, отража-ющая взгляды среднего класса (газета «Фигаро», журнал «Пари Матч»). Аудитория этих изданий – читатели со средним доходом, кадровые служащие, техническая интеллигенция и рабочая аристократия.

Либерально-объективистская пиния (газета «Монд», еженедельник «Эк-спресс»).

«Монд» – наиболее серьезная из всех французских газет времен V Рес-публики. Она давала на своих страницах большой объем информации, в основном внешнеполитической. Подробно анализировала важнейшие по-литические события во Франции и за рубежом, печатала серии серьезных проблемных статей;

СМИ левых группировок интеллигенции («Франс Обсерватэр», «Эсп-ри», «Тан Модерн»): Редакторы и издатели этой группы СМИ резко критиковали внешнеполитический курс Франции, но не могли его изменить в силу малого политического влияния.

Читайте также:  Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения конспект урока 10 класс обществознание

Газета Французской коммунистической партии «Юманите» (была основана в 1904 г.). В 1964 г. этой газете исполнилось 60 лет. В период V Республики она состояла из 5 отделов – внутренней политики, иностранного, культуры, общей информации, спорта. По воскресеньям на 30 – 50 полосах выходило политическое цветное приложение «Юманите-Диманш».

В настоящее время деление французской прессы на «идеологические» группы не столь категорично. Французы чаще классифицируют современные издания по тематике и выделяют прессу общей или политической на-правленности, специализированную периодику (женской прессы, молодеж-ная, техническая, экономическая, научная, спортивная и прочая печать), иллюстрированные еженедельники (например, «Пари матч»). Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия многочисленные бесплатные газеты, содержащие как журналистские материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Перечислим наиболее крупные и влиятельные из них.

Группа АШЕТТ. Была образована в 1826 г. Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США. Неплохо представ-лена на рынках Восточной Европы благодаря местным версиям своих жур-налов и музыкальных радиостанций. Объединение продолжает расширять деятельность в Азии (в Японии вышел журнал «Премьер»).

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс Суар», «Фигаро») и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет ти-пографии в ряде крупных городов Франции.

Группа Ф. АМОРИ. Газеты этой группы возглавляют список тиражей, но управляется она старыми консервативными методами. К числу изданий этого медиа-объединения откосятся газета «Париэьен», еженедельное приложение к ней и национальный выпуск этой газеты – «Ожурдюи», еженедельник «Компьютер Плюс». Среди проектов, приносящих доходы издательской группе, – спортивная ежедневная газета «Экип».

Объединение БАЙЯР-ПРЕСС было основано в 1873 г., занимается вы-пуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы яв-ляются журналы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум». Развивается деятельность группы в других странах – открыто представительство в Нью-Йорке.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН — общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы — парижской и провинци-альной, в частности столичной «Монд».

Если обратиться к вопросу о классификации французской прессы по территории распространения, то следует отметить, что уже достаточно давно печатные издания подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось только Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

Сегодня к национальным газетам относятся «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди».

Нужно обратить внимание на то, что национальные и региональные издания весьма сильно конкурируют между собой. Порой эта конкуренция идет почти на равных. Об этом свидетельствует даже тот факт, что тираж региональной газеты «Уэст-Франс» (около 750 тыс. экз.) превышает тираж крупных национальных изданий («Монд» – примерно 390 тыс. экз., «Экип» – 385 тыс. экз.)1.Вообще, схема распространения аудитории между регио-нальными и национальными изданиями, по мнению исследователей фран-цузских СМИ, сложилась уже давно. Отмечается, что среди бретонцев всегда было больше почитателей местных изданий, чем среди жителей Верхней Нормандии (соответственно 62 и 32 %). Это объясняется тем, что Бретань – родина крупнейшей «Уэст-Франс», в первую очередь ориентированной именно на эту провинцию. Жители соседнего с Верхней Нормандией региона – Иль-де-Франс (центром которого является Париж) – именно из-за своей «столичности» не придают особого внимания местным изданиям, предпочитая им центральные газеты2.

Учитывая опыт провинциальной прессы, парижские издания усмотрели в местной информации один из путей развития и стали издавать провин-циальные выпуски с местной информацией, что привело к увеличению их тиражей. В этих условиях провинциальные издания были вынуждены объе-диняться. Концентрация стала одним из законов эволюции провинциальной прессы.

Ныне тенденция такова, что парижские газеты издаются и распростра-няются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь газетам общей н политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс. экз., распространение -150 тыс., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей.

Национальные газеты в большинстве своем можно отнести к качественной прессе («Монд», «Фигаро»). И, наоборот, среди местных и региональных газет нередко встречаются издания с признаками массовой печати («Паризьен»).

Б) Радиовещание и телевидение Франции

Первые радиопередачи во Франции были проведены в 1921 году Мини-стерством почт и телеграфа. С первых дней существования радиовещания во Франции правительство стремилось установить свою монополию в этой области. В 1926 году были выработаны основные принципы, регламенти-ровавшие работу радиовещания, и создана служба радиовещания в аппарате Министерства почт и телеграфа. С ростом аудитории радиослушателей возникла необходимость привлечения в радиовещание финансовых средств. Это заставило парламент в 1933 году ввести абонентскую плату за пользо-вание радиоприемниками.

Состояние дел в электронных СМИ Франции после второй мировой войны во многом определялось тем, что было запрещено частное вещание, а также была провозглашена государственная монополия на передачу сигнала.

Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или теле-передачи, но право распространять их было предоставлено только государ-ственным службам. Этим и объясняется тот факт, что частные станции могли иметь на территории Франции свои студии, но не могли вести передачи с ее территории. Выходом из этой ситуации стало появление так называемых частных периферических радиостанций, передатчики которых были расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Их студии находились на фран-цузской территории и были связаны с передающими антеннами с помощью кабеля.

Таким образом, несмотря на государственную монополию, во Франции сложилась сеть частных коммерческих радиостанций: Радио Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио.

Несмотря на то, что во Франции государственная монополия на вещание довольно строго соблюдалась, тем не менее, не всегда просто дать ответ об источниках финансирования аудиовизуальных предприятий, так как переплетение государственных и частных капиталов довольно сложно. Из-вестны организации, через которые государство осуществляло контроль над периферическими радиостанциями: Софирад и Гавас.

Гавас – рекламное агентство, более 50 % акций которого в 40-50-е годы XX века принадлежало государству; Софирад (Сосьете Финансьер де Радьодиффузьон) было создано для участия государства в финансировании периферических станций.

По мере распространения телевидения в 60-70-е годы, радиовещание вынуждено было приспосабливаться к новым условиям, учитывая конку-ренцию. Были не только пересмотрены сетки вещания, но и сами программы и стиль передач. Вечернее время пришлось уступить телевидению, основное время радиопрограмм было перенесено на середину дня и утро.

Читайте также:  Реферат по обж 9 класс на тему здоровый образ жизни

Государственные радиопрограммы были рупором правительства. Пе-риферические станции давали более разнообразную информацию, они при-влекали большую аудиторию, особенно в утренние часы. В конце 1962 г. РТЛ слушали 42 % французов, Эроп-1 – 34 %, а государственную Франс-Энтер – только 24 %3. В последующие годы технические усовершенствования, обновление программ способствовали увеличению аудитории Франс-Энтер, и с 1967 по 1973 г. она имела самое большое число слушателей.

В 1974 г. государственное вещание было структурно упорядочено. Была создана национальная государственная компания Радио-Франс (РФ). Она передавала следующие программы: Франс-Энтер, Франс-кюльтюр, Франс-мюзик и Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) – служба иновещания.

Франс-Энтер – программа общей информации. Она содержала выпуски новостей, политические, разнообразные тематические, музыкальные и развлекательные передачи. Программа финансировалась за счет абонентной платы и не передавала рекламы. В связи с нарастающими требованиями децентрализации аудиовизуальных средств массовой информации, которые исходили от местных властей и многих общественных организаций, а также в связи с появлением радиостанций-пиратов, правительство вынуждено было пойти на децентрализацию радиовещания. В результате в 70-е годы во Франции стали создаваться местные государственные радиостанции.

Франс-кюльтюр – станция, специализирующаяся на культурной тематике, Франс-мюзик – музыкальное радио.

Иновещательная станция Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) к маю 1981 г. начала вести передачи на коротких волнах на Африку, Восточную Европу и восточный берег Америки. Постепенно РФИ расширяла географию вещания. Увеличивался объем вещания на страны Восточной Европы, на Латинскую Америку, началась подготовка программ для Ближневосточного региона.

К 1983 г. государственные национальные станции охватывали вещанием всю территорию Франции. Региональные радиостанции, которые раньше входили в систему третьей программы телевидения, теперь перешли к Радио-Франс.

Одной из основных проблем частного радио была проблема его финан-сирования, так как закон запрещал этим станциям распространять рекламу. Это вынуждало его создателей искать различные способы финансирования, иногда в обход закона.

В июле 1982 г. были даны первые разрешения частным радиостанциям. Местные радиостанции стали конкурентами местным государственным стан-циям, созданным под эгидой Радио-Франс. В структуре французского ра-диовещания появился новый сектор – местные частные радиостанции.

Меньше возражений вызывали коммерческие действия радиостанций, не связанные с самими радиопередачами: производство и продажа пластинок, издание бесплатных еженедельников.

Подходило к концу время, когда частные радиостанции могли существовать на добровольные взносы их создателей. Пришла пора переходить к стадии профессионализма ради сохранения своей аудитории; этот переход требовал финансов. И хотя специалисты уверяли, что частные радиостанции не получат права распространять рекламу, уже в 1984 г. в «Журналь Оффисьель» был опубликован закон, разрешивший им передавать рекламные объявления.

Таким образом, с начала 80-х годов прошлого столетия во Франции начали сосуществовать две системы радиовещания – государственная и частная.

Первые экспериментальные передачи начались во Франции в 1936 году. Вторая мировая война прервала эти эксперименты. В 1948 году передачи французского телевидения были возобновлены. Телевизионное вещание во Франции из-за недостатка финансирования развивалось достаточно медленно: в начале 50-х годов XX века «только 10 % французов могли смотреть телевизионные передачи»4. Со временем охват аудитории и объем вещания значительно расширились. К 1957 г. «аудитория увеличилась до 50 %, в 1967 зрительская аудитория составляла 90 %»5.

В 1964 г. было создано Управление по радиовещанию и телевидению -ОРТФ. Это государственное учреждение промышленного и коммерческого характера обладало монополией на вещание и находилось в подчинении у министерства информации и министерства финансов. Совет министров на-значал генерального директора ОРТФ, Управление имело собственный бюджет.

В августе 1974 г. ОРТФ было реформировано. Были созданы 7 компаний. Четыре из них – это общества, занимающиеся распространением передач: Телевизьон Франсез-1 (ТФ-1), Антенн-2 (А-2), Франс-Режьон-3 (ФР-3) и Радио-Франс (РФ). Другие три компании – по обслуживанию первых: Теледиффюзьон де Франс (ТДФ) – обслуживание технических инфраструктур и осуществление вещания; Сосьете Франсез де Продюксьон (СФП) -непосредственное производство телепередач; Национальный институт аудиовизуальных средств – исследование радио и телевидения.

Таким образом, к началу 80-х годов во Франции функционировали три национальных государственных телевизионных канала: ТФ-1, А-2 (вступил в строй в 1967 г.), ФР-3 (появился в 1976 г.). ФР-3 с самого начала выступал в роли канала, активно налаживающего связь с регионами. В 1984 г. появилось 27 региональных станций, чья деятельность была тесно связана с Франс-Режьон-3.

В ноябре 1984 г. вступила в строй четвертая программа телевидения -Канал-Плюс. Это была частная программа. Появление этого канала было первым фактом отступления от государственной монополии на французском телевидении. Вместе с тем, немаловажно, что хотя программа имела статус частного предприятия, государство через национализированные банки и агентство «Гавас» имело возможность ее контролировать. Владельцами первого французского частного телевизионного канала стали француз Жером Сеиду и небезызвестный итальянский магнат Сильвио Берлускони.

В начале декабря 1985 г. был обнародован контракт о сдаче в концессию пятого общенационального французского телевидения, который также являлся частным.

1 марта 1986 г. во Франции начала вещать еще одна частная программа— Шестая программа, которая получила название Метрополъ-6 (М-6).

Вообще, 1986 год стал временем активной коммерциализации телевидения. В этом году было объявлено о реформе аудиовизуальных СМИ Франции, В соответствии с намеченными преобразованиями предполагалось провести приватизацию государственного ТФ-1 и некоторых обслуживающих компаний, входящих в государственный вещательный сектор. В 1987 г. ТФ-1 был приватизирован. Основным держателем акций канала стало общество Буига. Компаньоном Буига в покупке ТФ-1 стал магнат английской прессы Максвелл.

В итоге Франция перешла от полностью государственного телевидения к смешанной системе, в которой к концу 80-х годов стал доминировать частный сектор: два государственных канала (А-2, ФР-3) против четырех частных (ТФ-1, Канал-Плюс, 5 канал, М-6).

В последние годы французское государство стало уделять больше внимания государственной поддержке телевидения. В частности, в парламенте в конце 90-х годов шло бурное обсуждение законопроектов об электронных средствах массовой информации. Предложения законодателей заключались в ограничении коммерциализации телевизионных каналов. В частности, предлагалось вместо 12 минут в час, отведенных на рекламу на государ-ственных каналах, установить лимит времени в 8 минут. Говорилось о том, что в порядке компенсации из бюджета должны выделяться дополнительные финансовые средства на развитие государственных электронных СМИ. Предусматривалось также создание государственного холдинга, объединя-ющего все государственные программы.

Создано в 1944 году на базе «Agence Havas». Последнее, основанное в 1835 году парижским переводчиком Шарлем-Луи Гавасом (фр. Charles-Louis Havas), было закрыто правительством Виши.

Не забудь поделиться страницей с друзьями:

Политология

«Средства
массовой информации и их роль в
политической жизни общества»

Выполнил:
студент группы ХХХХХХ Ф.И.О.

Проверил:
преподаватель кафедры СиП Лях
В.И.

Тула — 2002

Оцените статью
VIPdisser.ru