- Введение
- 2 Мультимедийные проекторы
- 1 Интерактивные доски
- Особенности интерактивных досок и мультимедийных проекторов. Использование методов проектов, мозгового штурма и дебатов в процессе обучения информатике. Интерактивные технологии как средство повышения эффективности и качества урока, их целевые ориентации.
- 2 Использование разнообразных интерактивных технологий, как средство повышения эффективности на уроках информатики
- 1 Модели обучения
- Классификационные параметры
- Концептуальные позиции
- Интерактивные технологии и методы
- Основная цель интерактивного обучения
- Список литературы
- Заключение
Введение
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу и другое учебное заведение. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой учебной информации и успешность их обучения.
Итак, тема исследования данной работы — «Использование интерактивных технологий обучения на уроках информатики»
Объект исследования: процесс использования информационных технологий обучения на уроках информатики.
Предмет исследования: интерактивные технологии в обучении информатике.
Цель: изучить технологию использования интерактивных технологий обучения на уроках информатики
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую учебную и специальную литературу по теме исследования.
2) Рассмотреть модели обучения.
3) Охарактеризовать особенности использования информационных технологий на уроках информатики.
4) Проанализировать полученные результаты.
1. Презентация опыта.
Каждый учитель регулярно задает себе
вопросы: “Как сделать эффективным процесс
обучения?”, “Какая методика будет адекватна
современной модели образования личности?”
Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не
прочитала одну китайскую притчу. Она гласит:
“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай сделать – и я пойму”.
Для меня стало совершенно очевидно, что
наибольшая эффективность образовательного
процесса достигается в условиях активизации
учебной деятельности учащихся. Именно поэтому
мой опыт сосредоточен на использовании методик
активного обучения с акцентом на интерактивные
формы.
Термин “интерактивные методы” связан, как
правило, с двумя группами взаимосвязанных
методов: бескомпьютерное, непосредственно между
людьми осуществляемое специально
организованное учебное взаимодействие и вторая
группа — обучение, построенное на общении с
компьютером и посредством компьютера. Поскольку
я учитель информатики, очевидно использование на
моих уроках второго варианта.
Также разнообразить и во многом изменить уже
существующие формы организации учебного
процесса мне помогает использование в работе
новых средств обучения. В частности применение в
учебном процессе интерактивной доски. В свое
время появление компьютеров в учебном процессе
привело к завышенным ожиданиям результатов от
индивидуальной работы учащихся с компьютером.
Индивидуальная работа учеников с компьютером
проявила свои минусы: кому-то легко дается
общение с компьютером, у других этот процесс
затруднен, в результате разница в уровнях
полученных знаний значительно увеличивается.
Внедрение интерактивной доски в учебный процесс
позволило мне сочетать работу на компьютере и
расширять возможности взаимодействия учителя и
учащихся.
Считаю, что использование интерактивной доски
наибольшее значение имеет для учащихся младшего
и среднего звена, поскольку у них еще
недостаточно сформирована культура
индивидуальной работы на компьютере.
Используя ИД именно на этих ступенях обучения,
я выделила основные преимущества ее
использования.
Во-первых, интерактивная доска — ценный
инструмент для обучения всего класса. Это —
визуальный ресурс, который помогает мне сделать
уроки живыми и привлекательными для учеников.
Интерактивная доска позволяет преподнести
ученикам информацию, используя широкий диапазон
средств визуализации (карты, таблицы, схемы,
диаграммы, фотографии и др.). Это очень важно в
изучении такой науки, как информатика.
Во-вторых, экономится много времени, а
следовательно, увеличивается темп урока.
В-третьих, самое главное, я заметила, что
ученики становятся более активными и
заинтересованными на уроке, на котором
используется интерактивная доска. Информация
становится для них более доступной и понятной,
что улучшает атмосферу понимания в классе, и
ученики становятся более нацеленными на работу.
Поэтому цель моего опыта: формирование
информационной культуры учащихся на уроках
информатики.
В соответствии с этой целью, ставлю следующие
задачи: во-первых, повысить познавательную
мотивацию учащихся; во-вторых, активизировать
деятельность учащихся через использование
интерактивных методов обучения.
В результате, внедряя в практику своей работы
использование интерактивных методов, в том числе
интерактивной доски, я добилась повышения
качества образовательного процесса.
Использование интерактивной доски на уроке
положительно влияет на познавательную
активность учеников, повышает мотивацию к
изучению предмета. Все ученики, без исключения,
желают выйти к доске и выполнить предложенные
мною задания. Также стало легче удерживать
внимание и активность учащихся на уроке, а значит
достичь главной цели обучения XXI века: развитие
личности ребенка.
2. Представление системы занятий.
Внедрение в практику своей работы
интерактивных уроков предполагает
использование различных методов на
соответствующих этапах урока.
Наибольший интерес для учащихся 5 классов при
изучении темы “В мире кодов” представляют такие
методы как: оглашение темы через название, слово,
эпиграф; мини-лекция; различные игровые
интерактивные задания, направленные на
практическое усвоение материала; упражнение
“Смайлики самочувствия”, используемое при
подведении итогов урока. С этими методами я вам
предлагаю познакомиться.
3. Имитационная игра.
“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”,
гласит народная мудрость. Действительно,
рисунки, схемы, чертежи, графики способны
заменить нам долгие разъяснения.
Посмотрите, пожалуйста, на доску.
(Приложение 1, слайд № 1)
— Какой принцип построения таблицы вы
заметили? (Каждой букве поставлена в
соответствие пара чисел: первое число – номер
столбца, второе – номер строки)
А сейчас мы устроим небольшое индивидуальное
соревнование. Пользуясь данной таблицей,
расшифруйте головоломку, получите ключевую
фразу и вы узнаете, что мы сегодня будем изучать
на уроке. Кто быстрее?
(Ответ: Система координат)
На прошлом уроке мы с вами говорили, что любая
информация, в том числе и графическая, может быть
представлена с помощью чисел. Так вот, чтобы
связать числа и точки, используют систему
координат.
Простейшую из них – числовую ось – вы уже
рассматривали на уроках математики.
Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему
координат. Ее еще называют декартовой системой
координат – в честь французского математика
Рене Декарта.
(Приложение 1, слайд № 2)
— Что такое система координат? (Это 2
перпендикулярные оси)
Эти числа называются координатами точки.
Они называются координатными четвертями. Далее
мы будем работать только в 1 координатной
четверти.
(Приложение 1, слайд №3)
А сейчас у нас “Координатная эстафета”.
Посмотрите на доску и скажите, что же нам нужно
сделать? (По очереди выходить к доске и отмечать
координаты точек, затем соединить полученные
точки)
Итак, готовы узнать, что здесь закодировано?
Отмечаем по очереди, по одной точке, по одной
линии. На старт, внимание, начали.
Домик получился скучный, давайте поселим в него
человечков. Если вам на уроке было интересно,
поселите веселого человечка, если нет –
грустного. (По очереди рисуют)
Таким образом, рассмотренные аспекты
применения интерактивной доски в учебном
процессе подводят к выводу, что положительный
эффект такого применения возникает при
объединении индивидуальной и коллективной
работы учащихся.
2 Мультимедийные проекторы
Одним из элементов системы интерактивного обучения являются мультимедийные проекторы. Рассмотрим некоторые их особенности.
Среди основных характеристик оптического тракта проектора есть и такие, как минимальное и максимальное расстояние до экрана, а также проекционное соотношение, то есть отношение расстояния от проектора до экрана к размеру формируемого изображения. Для типичных моделей проекционное соотношение превышает единицу, а минимальная дистанция фокусировки начинается с нескольких метров.
Однако есть целый класс устройств, для которых первый показатель составляет менее одного метра, а второй — всего десятки сантиметров.
Они получили название короткофокусных, и визуально отличаются от обычных устройств непривычно большими и выпуклыми передними линзами своих широкоугольных объективов либо вообще отсутствием таковых (для ультра короткофокусных моделей с зеркальной системой проекции).
Преимущества таких устройств становятся очевидны сразу после включения. Их можно расположить на столе возле самого экрана, перед учителем и тем более перед классом или аудиторией. Благодаря этому исключается случайное перекрывание кем-либо части светового потока, а также появляется желанная «свобода маневра» при установке и настройке. Кроме того, при уменьшении расстояния от проектора до экрана снижается рассеивание и переотражение света от интерьера помещения, что способствует повышению яркости и контрастности картинки. Наконец, применение таких устройств — это чуть ли не единственный способ получить действительно большую диагональ при проецировании в комнате небольших размеров.
Выбирая проектор той или иной технологии, стоит задуматься, как часто и как долго учитель будет с ним работать.
Доступ к управлению проектором должен быть хорошо защищен, чтобы посторонние лица не смогли вмешаться в показ или изменить параметры устройства по злому умыслу, из любопытства или из «лучших побуждений». Для этого аппарат должен поддерживать функции защиты паролем, блокировки панели управления. Есть модели с особым исполнением — без панели управления на корпусе. Такое устройство получает команды только от пульта или по сети.
Бывает, что учебные классы и аудитории не оборудованы специальным проекционным экраном белого цвета. В этом случае картинку проецируют на учебную доску — темную, коричневого или зеленого цветов. Хотя портфолио некоторых производителей содержит и модели, яркости которых вполне достаточно для проецирования изображения на обычную стену. Такой фон «экрана», разумеется, незначительно искажает цвета изображения с проектора, но и с этим производители продолжают успешно бороться, выпуская все больше моделей для образования, умеющих корректировать картинку, проецируемую на различные нетрадиционные носители.
Обычно демонстрация учебного материала сопровождается не только обсуждением, но и конспектированием. В такой ситуации затемнять помещение нельзя, и проектор должен работать при достаточно яркой внешней засветке.
Поэтому мощность аппарата становится важной характеристикой. Световой поток проектора должен составлять, как минимум, 1500-2000 ANSI-Lm. Не менее важен и низкий уровень шума, производимого вентилятором проектора. Иначе во время показа преподавателя будет плохо слышно.
Отдельного упоминания заслуживают специальные короткофокусные и ультра короткофокусные модели и их применение в сфере образования.
Минимальное проекционное расстояние таких устройств составляет лишь несколько сантиметров. Например, компанией Epson специально для школьных уроков и лекций в вузах были разработаны ультра короткофокусные проекторы Epson EB-460i, EB-450Wi, EB-440W, EB-460 и EB-450W, которые располагаются всего в 10 см от экрана и позволяют проецировать изображение высокого качества. Способность таких проекторов работать вблизи от экрана сделала возможным использование их с интерактивными досками. Расстояние между экраном и проектором столь мало, что можно находиться вблизи доски, не попадая в луч проектора и не образуя тени на экране.
Малое фокусное расстояние обеспечивается по-разному. Для этого применяют особую систему зеркал, но в ряде случаев производители оснащают свои проекторы широкоугольной линзой, которая также формирует четкую картинку с малого расстояния. Следует отметить, что подобные аппараты есть не в каждой линейке моделей даже крупных производителей, однако с каждым годом число ультра короткофокусных проекторов растет. Теперь даже в самом маленьком классе можно устроить настоящий кинотеатр и для этого вовсе не нужно завешивать окна. Например, яркость ультра короткофокусных проекторов Epson сегодня достигает 3000 ANSI-Lm, а встроенный динамик на 10 Вт позволяет демонстрировать звуковые учебные материалы. Ресурс рассчитан на 3500 часов работы, так что о замене лампы в течение учебного года можно не беспокоиться.
Кстати, проекторы Epson EB-460i и Epson EB-450Wi имеют встроенные функции, которые превращают любую проекционную поверхность в интерактивную.
Эти модели поставляются в комплекте с интерактивной ручкой-манипулятором, совмещающей в себе функциональность компьютерной мыши, цифрового пера и позволяющей делать пометки и дополнения к проецируемому изображению.
Крепятся обычно такие проекторы на стене на расстоянии не более 40 см от поверхности доски и полностью исключают попадание луча проектора в глаза работающему у доски человеку. Рациональным решением является также стационарная установка проектора под потолком. Иногда опасаются, что висящий над головами проектор представляет опасность, но в действительности это не так: потолочные крепления очень надежны (в то время как к стоящему на столике проектору подведены провода, о которые дети могут споткнуться).
Наиболее распространенной проблемой при установке проектора обычно является его размещение относительно экрана. Для того чтобы изображение на экране не искажалось, требуется выставить оптическую ось проектора перпендикулярно плоскости экрана, что далеко не всегда возможно (поэтому стационарные модели и подвешивают к потолку). Конечно, цифровые методы коррекции трапециевидных искажений допускают определенную гибкость, однако и они пока не идеальны, а применение алгоритма масштабирования неминуемо негативно сказывается на четкости картинки.
1 Интерактивные доски
Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году, и одними из первых, кто оценил возможности этой новой технологии, были именно преподаватели школ. Использование интерактивных досок сегодня помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Но для того, чтобы учебный процесс стал по-настоящему интересным и неутомительным , необходимо правильно выбрать интерактивную доску, ведь в образовательном учреждении к ней должны предъявляться гораздо более жесткие требования.
Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:
· мультимедийный проектор
· соответствующее программное обеспечение
· и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером
Изображение с монитора компьютера передается через проектор на интерактивную доску, а прикосновения к ее поверхности поступают обратно на компьютер с помощью кабеля или через беспроводные интерфейсы связи и обрабатываются специальным программным обеспечением.
По основным характеристикам различают интерактивные доски прямого или обратного проецирования.
Интерактивные доски бывают трех типов:
· Доски, фиксирующие сопротивление поверхности при прикосновении
Такие доски имеют мягкую и гибкую поверхность, состоящую из двух частей. Материал, фиксирующий сопротивление, отделяется небольшим промежутком от остальной поверхности доски и передает сигналы на компьютер при срабатывании специальной мембраны. Такие доски могут управляться не только специальными маркерами, но и обычным прикосновением к доске руки или указки.
Специальные маркеры также могут быть настроены (с использованием прилагающегося ПО) на отображение различных цветов. Такие доски очень подходят для школ, так как надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться.
· Доски, фиксирующие электромагнитные импульсы
Эти доски подобны традиционным и имеют твердую поверхность. Управление осуществляется посредством специальных электромагнитных маркеров, работающих на батареях. Поверхность доски покрыта сеткой тонких проводов, фиксирующих небольшое магнитное поле, излучаемое маркером.
· Лазерные доски имеют твердую рабочую поверхность с инфракрасными лазерными сканерами, установленными на поверхности
Эти сканеры обнаруживают движение специальной ручки, закодированный цвет и передают их на компьютер. Близки к этой технологии и доски DViT (Digital Vision Touch), в которых используются маленькие цифровые видеокамеры, располагающиеся по углам экрана и фиксирующие каждое прикосновение к нему.
К компьютеру и к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных on-line библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.
Наибольший эффект может получить учитель, использующий все возможности доски. Интерактивная доска с помощью специального маркера позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии и тексты, копировать их, вращать, изменять размер и форму. С помощью такого маркера можно не только рисовать на поверхности доски, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.
Дистанционно же, управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, схемы, которые он должен был выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.
Особенности интерактивных досок и мультимедийных проекторов. Использование методов проектов, мозгового штурма и дебатов в процессе обучения информатике. Интерактивные технологии как средство повышения эффективности и качества урока, их целевые ориентации.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Камчатский Государственный Университет имени Витуса Беринга
Можно выделить следующие критерии оценки эффективности и качества урока:
· усвоение учащимися определенных знаний;
· развитие общеучебных умений и навыков;
· включенность учащихся в учебную деятельность;
· развитие у учащихся познавательных процессов;
· развитие рефлексии и оценочной деятельности;
· связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;
· индивидуализация и дифференциация заданий;
· степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;
· позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);
· характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);
· уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.
Причины снижения эффективности и качества урока следующие:
· разный темп работы учащихся;
· разный уровень умственного развития учащихся;
· разный темп умственной работоспособности учащихся;
· пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
· перегруженность содержания учебного материала;
· дисциплина и поведение учащихся на уроке;
· конфликт между педагогом и учащимися;
· плохое понимание прочитанного учебного материала (языковой барьер):
· низкая скорость чтения;
· появление или возрастание ошибок к концу работы;
· недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.
2 Использование разнообразных интерактивных технологий, как средство повышения эффективности на уроках информатики
Но, как бы то ни было, многие преподаватели информатики сталкиваются с необходимостью демонстрации визуальных материалов.
Применение интерактивных технологий позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные технологии.
Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Информационная технология — совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
Как известно в среднешкольном образовании существует множество методов обучения и технологий, разных типов уроков, которые преследуют одну единственную цель — усвоение знаний учащимися. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.
Особенностями пассивной модели является активность обучающей среды. Это значит, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, или из электронного учебника за компьютером, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий.
Активные методы и технологии предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.
· Философская основа: гуманистическая, природосообразная.
· Методологический подход: коммуникативный.
· Ведущие факторы развития: социогенные.
· Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.
· Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.
· Преобладающие методы: диалогические.
· Организационные формы: любые.
· Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.
· Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.
· Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
· Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
· Индивидуализация педагогического взаимодействия.
· Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
· Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.
· Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
· Интерактивное общение способствует умственному развитию.
· При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями.
· Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
· Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
· Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
· Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося — это центральный активатор учебного познания.
В интерактивных моделях обучения задача учителя — создать условия для инициативы учащихся. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько по-буждает учащихся к самостоятельному поиску.
Интерактивные технологии и методы
Вот некоторые интерактивные технологии и методы, которые мы внедряем в интерактивную модель обучения в рамках урока:
— работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”;
— метод карусели;
— лекции с проблемным изложением;
— эвристическая беседа;
— уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);
— деловые игры;
— использование средств мультимедиа;
— технология полноценного сотрудничества;
Итак, проведение уроков с использованием интерактивных технологий предполагает наличие
· Интерактивной указки
· Программного обеспечения
· Локальной сети в классе
· Наличие Internet
Использование такого комплекса позволяет заменить традиционные наглядные пособия на уроках мультимедийными: презентациями, флипчатами, электронными учебниками, пакетами электронных заданий, компьютерными тестами.
Следующая сфера применения интерактивных технологий в образовании — дистанционное обучение. Мы используем обмен данными через Internet: проверка домашних заданий, обмен данными во время выполнения проектов.
1 Модели обучения
Активные или интраактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя. Итак, этот метод характерен своей односторонней направленностью, а именно для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, и ни сколько не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения — интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.
Рассмотрим особенности организации интерактивных технологий, их концептуальные позиции и целевые ориентации.
Классификационные параметры
Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией:
— выявление многообразия точек зрения;
— обращение к личному опыту участников;
— поддержка активности участников;
— соединение теории и практики;
— взаимообогащение опыта участников;
— облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
— поощрение творчества участников.
Концептуальные позиции
В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном — роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.
Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов.
Интерактивные технологии и методы
Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:
— использование средств мультимедиа (компьютерные классы);
— технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);
Основная цель интерактивного обучения
И еще один немало важный момент, о котором хотелось упомянуть.
Список литературы
3. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики Учеб. пособие. — Мн.: Высш. шк., 2004.
4. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // ИНФО, 2006.-№ 1.
5. Громов Г.Р., Агапова О.И., Шолохович В.Ф. Компьютерные технологии обучения / Г.Р. Громов. — М: Просвещение,
6. Гриценко В.И. Сущность информационных технологий / В.И. Гриценко. — М: Просвещение, 2006.- 354c.
7. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности / М.А. Данилов. — Казань, 2005.
8. Дринь Б.М. Подготовка будущих учителей к преподаванию профильного курса информатики в средней школе : // Дисс. канд. пед. наук. — 2003.
9. Ершова Ф.П., Роберт И.В. Дидактические проблемы компьютеризации — М: Просвещение, 2005.
10. Курашов, И.В. Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем / И.В. Курашов // Об условиях развития познавательной самостоятельности активности учащихся на уроке / Под ред. М.А. Данилова. — Казань: Таткнигиздат, 2003.
11. Кривошеев О.А. Информационные технологии / О.А. Кривошеев. — М: Просвещение, 2006.
12. Клейман Г. Возможности использования информационных технологий: / Г. Клейман. — М: Просвещение, 2006..
13. Кузнецов А.А. Проблемы компьютеризации : / А.А. Кузнецов. — М: Просвещение, 2005.
14. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК: / Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей; Юрайт, 2004.
15. Мануйлов В.Г. Основы информационных технологий (Программа прикладного курса для VI—IX классов с экономической подготовкой)// ИНФО, 2005. — № 3.
16. Марков С.А. Информатика как базовая наука образования : // ИНФО, 2008. — № 6..
17. Машбиц Е.И., Гершунский Б.С., Талызина Н.Ф. Методические проблемы компьютеризации / Е.И. Машбиц. — М: Просвещение, 2005.
18.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
20. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10-11 кл. сред, шк.: / А.Г.Гейн, В.Г.Житомирский, Е.В.Линецкий и др. — 2-е изд. -М.: Просвещение, 2003.
21. Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: монография / О. В. Петунин. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
22. Пейперт С. Основы использования информационных технологий / С. Пейперт. — М: Просвещение, 2006
23. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. — М.: Юрайт, 2007.
24. Рубцова В.В., Тихомиров В.В. Психологические проблемы компьютеризации / В.В. Рубцова. — М: Просвещение, 2005.
25. Самостоятельность. — В кн.: Психологический словарь : — Магадан, 1996.
26. Сластёнин В.А. Общая педагогика. Ч. 2: / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Владос, 2003.
27. Сергеева Т.А. Компьютерные технологии / Т.А. Сергеева. — М: Просвещение, 2006.
28. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
29 Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 2004
30 Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 2004г.
31 Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. М., Знание, 2003г.
32 Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Педагогическая психология. — М., 2008
33. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. /- М.: Бином, 2006. —
34. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям /- М.: Бином, 2002..
35. Фалина И.Н., Мохова М.Н. Использование методов активного обучения на уроках информатики //Первое сентября. Информатика. 2006.
36. Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении М.,2004
37. Фридман Л.Н. Педагогический опыт глазами психолога. М., Просвещение, 2007
38. Хантер Б. Рекомендации по использованию информационных технологий / Б. Хантер. — М: Просвещение, 2006.
39. Тройнев В.А., Мкртчян С.С, Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. (Обобщение отечественной и зарубежной практики). — М.: Изд. ИТК «Дашков и К», 2007.
40. Филлипов В.-М., Агранович Б.Л., Арсеньев Д.Г. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. — М.: Логос,2006.
41. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике М., Просвещение2009.
42. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., Педагогика 2009
43.Шаталов В.Ф. Педагогическая проза М., Просвещение 2000
44.Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., Педагогика 2007
45. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., Педагогика 2009
46. Щетинин М.П. Объять необъятное. М., Педагогика, 2006
47. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 2005
48. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М., 1986г.
49 Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. — М., 2004
51. Хуторской А.В. Современная дидактика. — СПб.: Питер, 2001.
52. Шпаковская Л.М. Политика высшего образования в Европе и России. — М.: НОРМА, 2007.
53. Шамова Т.И. Активизация учения школьников М., 2000
Размещено на Allbest.ru
Заключение
Анализ педагогической, методической, и специальной литературы позволил сделать следующие выводы:
Чтобы идти в ногу со временем, учитель должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, Роwer Point и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.
Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Мультимедийные программы помогут учителю сделать свои уроки насыщенными, яркими, запоминающимися. Урок с использованием интерактивной доски, становиться наиболее увлекательным для учеников и более простым для преподавателя.
Нами были получены следующие теоретические результаты:
1) В настоящее время одна из основных задач образования — это вхождение в современное информационное общество. Одновременно происходит информатизация образования — внедрение новых информационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающие программы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в Интернете. Государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования. Компьютеры имеются в достаточном количестве не только в кабинетах информатики, но и кабинетах других предметов. Основная цель информатизации образовательного пространства — повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.
2)Компьютерная революция, свершившаяся на наших глазах в течение последних десятилетий, естественно затронула и систему народного образования. Компьютер в этой системе занял уникальное положение. Во-первых, он сам стал объектом изучения, а с другой стороны — явился удобным техническим средством обеспечения учебного процесса. Работу с компьютером и различными компьютерными программами изучают в школах и других учебных заведениях. Многие учащиеся используют компьютеры как вспомогательное средство при подготовке домашних заданий, сообщений, рефератов и других работ.
3)Компьютерная техника очень хорошо подходит для активизации учащихся на занятиях по любому предмету. Преподаватели самых различных дисциплин все шире и шире используют компьютеры в своей повседневной практике. Это и подготовка карточек, методических раздаточных материалов, использование средств ИКТ в качестве наглядности при объяснении нового материала, а так же различные способы закрепления и проверки усвоенных знаний.