- Как обосновать тему диссертации
- Образец обоснования темы диссертации
- Как оформить обоснование темы диссертации
- Что предвосхищает формирование объяснительной записки к выбору темы диссертации?
- Образец обоснования темы кандидатской диссертации
- Этапы обоснования темы диссертации
- Что может предшествовать созданию объяснительной записки?
- Как оформить обоснование темы диссертации?
- Зачем нужно обоснование
- Векторы обоснования темы диссертационного исследования
- Актуальность темы
- Докторская
- Кандидатская
- Немного экстрима: тема научного исследования и объяснительная записка
- Определение цели и задач исследования
- Особенности актуальности
- Практическая значимость
- Предполагаемая новизна исследования
- Предполагаемая практическая значимость
- Пример актуальности диссертации по теме «наука и техника»
- Пример составления объяснительной записки к выбору темы научной работы (диссертации)
- Требования к раскрытию актуальности научной работы
- Формирование темы
- Формулировка темы
- Чем может помочь научный руководитель при составлении объяснительной записки?
- Заключение
Как обосновать тему диссертации
Для работы над основной задачей диссертации необходимо плотно сотрудничать с научным руководителем. Исходя из своего опыта и знаний, наставник способен оказать неоценимую помощь в выборе наиболее подходящего впечатления от обозначения темы. Также он может подсказать, с какого ракурса наиболее удачно будет рассмотреть ту научную задачу, которая ставится в исследовании.
Очень важно при встрече с руководителем быть осведомленным об источниках, которые существуют по выбранному предмету. Нужно использовать не только источники российских авторов, но и зарубежные. При анализе печатного материала необходимо увидеть слабые моменты, которые можно выделить и по-новому обозначить. Это как раз та информация, которая должна быть указана в обосновании квалификационной работы.
Образец обоснования темы диссертации

Как оформить обоснование темы диссертации
Оформление обоснования темы диссертации не вызовет больших затруднений. В большинстве случаев оно сводится к заполнению стандартизированной формы подготовленными формулировками. В редких случаях учреждение не выдает подготовленный шаблон, а просит написать пояснительную записку, обосновывающую выбор темы. Там тоже все просто, нужно просто связать подготовленные тему, актуальность, новизну и пр. в единый текст.
Что предвосхищает формирование объяснительной записки к выбору темы диссертации?
В первую очередь, предвосхищает создание пояснительной записки к выбору темы диссертации собственный научный интерес, компиляция, анализ и синтез по вопросам, прямо или косвенно связанным с темой исследования. Разумеется, изучение литературы, размышления, сравнения различных исследований в выбранной научной области.
Образец обоснования темы кандидатской диссертации
Существуют варианты, которые являются образцами написания обоснования темы диссертации. Для большинства из них имеются стандартизированные формы.
После написания документа соискателем, куратору необходимо поставить свою подпись. Далее проходит заседание кафедры, к которой относится соискатель, там же обсуждается предмет исследования. При необходимости тема может быть откорректирована после пожеланий сотрудников совета кафедры.
Откорректированный и подписанный документ передается для утверждения ректору ВУЗа. При ВУЗах на кафедрах, как правило, существуют готовые шаблоны, по которым соискатель может подготовить обоснование.
В документе обязательны подписи аспиранта и руководителя с обозначением научной степени. Также в обязательном порядке отдельными пунктами прописываются:
- Значимость исследования для современности;
- Проблематика исследования;
- Суть исследования;
- Предмет исследования;
- Тезис исследования;
- Назначение исследования;
- Задачи исследования;
- Принципы, формы и способы исследования;
- Техники и подходы исследования;
- Формирование исследования;
- Научная новация исследования;
- Теоретическая актуальность исследования;
- Практическая ценность исследования.
Этапы обоснования темы диссертации
Для обоснования тематики исследовательской работы существуют конкретные стандарты. Есть некоторые пункты, которые должны присутствовать в документе в обязательном порядке:
- Четко сформулированная проблематика;
- Важность и значимость изучаемого вопроса;
- Основная миссия и предназначение данного предмета;
- В чем оригинальность и новация исследуемой задачи;
- Ценность применения на практике.
Что может предшествовать созданию объяснительной записки?
Объяснительная записка не гласно готовится постоянно – зарождаться ядро пояснительной записки может и тогда, когда происходит подготовка к кандидатским экзаменам, и даже при подготовке к поступлению в аспирантуру. На экзамене по специальности вполне могут прозвучать вопросы относительно темы предстоящего научного исследования, экзаменаторы, как правило, ожидают дискуссии, и предвосхищают научный интерес в разрабатываемой области знаний.
Но еще более полезным может оказаться подготовка к формулированию объяснительной записки при подготовке к экзамену по иностранному языку. Экзамен по иностранному языку включает в себя три блока – домашняя подготовка к экзамену включает в себя поиск, а затем полный перевод крупного текста (книги) по выбранной специальности, а если хорошо постараться, то и по выбранной теме исследования.
Еще один этап – чтение и перевод текста, выдаваемого экзаменатором, и – самое интересное – рассказ на иностранном языке о теме своего исследования. В этом плане подготовка к экзамену предполагает составление текста о своем исследовании, перевод его на иностранный язык и последующее его воспроизводство на экзамене.
В этом случае и прорабатывается объяснительная записка, закладывается ее рациональное зерно именно на этапе подготовки к экзамену по иностранному языку. В этом смысле – нужно суметь коротко и понятно рассказать о своей будущей научной работе на иностранном языке.
Как оформить обоснование темы диссертации?
Как оформлять введение кандидатской диссертации мы уже рассказывали в предыдущих статьях. При написании диссертации достаточно придерживаться методических рекомендаций ВУЗа, советов научного руководителя, а также действующих ГОСТов (в частности, ГОСТ 7.0.11-2022).
Оформление Обоснования темы кандидатской диссертации в качестве отдельного документа, требует основательного подхода и внимания. Данный файл должен содержать следующие сведения:
- Наименование документа «Обоснование темы диссертации»;
- Данные об авторе (ФИО, кафедра, тема диссертации, научная специальность);
- Актуальность темы;
- Цель и задачи проекта;
- Ожидаемые (прогнозируемые) результаты научной работы (новизна и разработанность);
- Объект и предмет диссертационного исследования;
- Методологическая и информационная база научной работы;
- Значимость проекта.
Каждый элемент должен найти краткое отражение в документе. Все мысли автора строятся согласно принципам логичности, краткости, емкости и четкости, последовательности. Достаточно написать 5-10 предложений по каждому пункту, но они должны быть твердыми, убедительными.
В конце документа должны присутствовать подписи с расшифровкой аспиранта и научного руководителя. Также рядом с подписями ставится дата утверждения обоснования.
Специалисты ОЦ Дисхелп помогут выполнить исследование на высшем уровне. Наша команда подготовит информационную базу, напишет проект от начала до конца (сопроводит вплоть до защиты), оформит согласно требованиям ГОСТ и заказчика, подготовит качественное обоснование темы исследования. Многочисленные отзывы наших клиентов подчеркивают высокое качество наших услуг. Убедитесь в этом лично! Оформить заявку можно в офисе или на сайте ОЦ Дисхелп.
Зачем нужно обоснование
Выбирая темы для рассмотрения, в 80% случаев студенты не обращают внимание на ее актуальность.
Это связано с незаинтересованностью и желанием побыстрее сдать работу. На самом деле, поступать таким образом не рекомендуется.
Студент должен ответственно подойти к формированию темы, и подготовить реальные обоснования.
Это означает, что у научного руководителя и комиссии, не должно возникнуть никаких сомнений при изучении предоставленного направления.
Вопрос обоснования темы часто находится в стороне. Не многие студенты готовы уделить ему должное внимание.
Ошибочное мнение о том, что это очередная формальность, не требующая определенной подготовки, намертво засела в голове специалистов.
Обоснование – это важный этап в написании. Тема, которая не является актуальной, а лишь поверхностной, даже в лучшем исполнении не во всех случаях свободна привлечь внимание.
Выбранное направление должно отражать истинную проблему с реальным путем ее решения.
Заимствованные темы с уже имеющимися решениями не принимаются. Грамотный подход к обоснованию облегчает дальнейший процесс написания.
Перед началом работы, студенту необходимо углубиться в выбранную тему, провести предварительный разбор, и определить вероятные пути решения. В данном случае целесообразно провести полную аналитику и составить прогноз.
Все указанные действия – это трудоемкий и длительный процесс, слаженное и грамотное выполнение которого гарантирует прием работы с положительной отметкой.
Обоснование – это не формальность. Диссертация – это не реферат, не контрольная и даже не курсовая.
Это сложная работа, на основании которой студент получит учебную степень.
Векторы обоснования темы диссертационного исследования
Актуальность выбранной тематики необходимо обосновать во введении диссертации. Данное требование можно соблюсти двумя способами:
- Путем детального анализа всех доступных литературных источников относительно объекта и предмета исследовательской работы. По итогам будет понятно, проработана ли тема не достаточно хорошо или слабо структурирована. Таким образом, диссертация приобретает цель в виде устранения имеющихся пробелов или структурирования и обобщения исследовательских знаний.
- С помощью эмпирического или экспериментального изучения, в рамках которого решают задачу прикладного характера, для чего ранее не было достаточного объема информации и данных.
Аспиранты часто совершают ошибку, которая заключается в обосновании объекта или всей области знаний, а не предмета или темы исследовательской работы. Среди диссертаций можно встретить множество таких примеров.
Актуальность темы
Многие считают, что это самая сложная часть обоснования темы. Выбранная для исследования проблема должна быть социально значимой, в ее решении должны быть заинтересованы не узкие специалисты, а широкий круг лиц, достаточно большая аудитория. Здесь уже на первое место выходит общий кругозор соискателя – насколько он начитан, коммуникабелен, хорошо ли представляет острые проблемы науки, умеет ли находить свою нишу для востребованности в качестве специалиста в современном обществе.
Важность своих изысканий необходимо не только осознать самому, но и сформулировать. Причем сделать это надо просто, понятно и убедительно.
Докторская
Перед выбором темы для докторской, рекомендуется изучить работы известных ученых отрасли. Недостаток информации по ряду вопросов – это возможность соискателя проявить себя.
При составлении докторской, определяются ее основные цели и задачи. Рекомендуемое количество задач для соискателя – 7-9. Оптимальное число положений, выносимых на защиту такой диссертации – 5-8.
Кандидатская
Основная задача кандидатской диссертации – это уклон на собственные разработки и новизну решений, не противоречащих имеющимся открытиям. Все эксперименты и их результаты подкрепляются соискателем на практике. Правильность выбора темы, ее актуальность способствуют ликвидации большинства проблем исследуемой научной области.
Немного экстрима: тема научного исследования и объяснительная записка
Конечно же, прежде чем окончательно сформируется тема исследования, может быть проведена огромная научная работа, которая будет включать в себя обоснование необходимости выполнения этой работы в множестве последовательных итераций. Тема может меняться и совершенствоваться, как кристалл, оттачивая и сверкая все новыми гранями. И впоследствии обоснование научной работы ложиться в основу формирования заглавия (темы) научной работы.
Тема работы может меняться неоднократно, и если ведется строгая отчетность, то может потребоваться умение отстоять свою выбранную тему. Может случиться так, что на самой защите совет, который принимает диссертацию к рассмотрению вдруг внезапно меняет тему исследования.
Так, например, случилось со мной, когда «Формирование готовности учащихся к продолжению образования» было предложено заменить на «Формирование готовности учащихся … к профессиональному образованию» и члены совета за это единогласно проголосовали с формулировкой – допустить к защите.
Допустить к защите – уже эмоциональный всплеск и радость, а остальное не важно! Тем более, все произошло так быстро, что я не успела опомниться! Пока ученый секретарь со своей помощницей не спустили меня с небес на землю. «Вы в курсе, что в Вас вообще-то тему поменяли?».
Казалось бы, а что такого? Да на самом деле ничего хорошего, у меня все публикации, про «продолжение образования», именно про процессуальную часть. В итоге мне потребовалось все мое красноречие (в том числе, закаленное во множестве итераций по совершенствованию обоснования темы исследования), чтобы сохранить в теме диссертации процессуальную часть, пусть и обозначенную синонимом: «Формирование готовности учащихся … к получению профессионального образования».
В новую тему пришлось чуть ли не контрабандой притащить слово «получение», убедить и объяснить, что без этого просто никак: все мое исследование долгие годы работало на «глагол» – «продолжать» или «получать» образование после окончания школы. В противном случае у меня был хоть и маленький, но не исключенный шанс, что даже после успешной защиты могли просто отозвать диплом кандидата наук, так как текст диссертации и публикации могли не досконально соответствовать теме, которая вдруг показалась более благозвучной при ее рассмотрении на совете.
Так что даже при безоблачном небе, когда ничего не предвещает беды, просто в процессе работы над диссертацией можно время от времени, чисто для себя, чтобы держать себя в интеллектуальном тонусе, обновлять свою объяснительную записку по выбору темы – мало ли, вдруг придется потом обосновывать свою тему в экстремальных ситуациях?
Определение цели и задач исследования
Цель и задачи проекта также являются обязательными компонентами документа – обоснования темы диссертации.
Цель исследования прописывается одна, редкое исключение – две цели (допускаются в том случае, когда выполнение работы планируется на стыке научных дисциплин). Формулировка цели – это формулировка прогнозируемого результата. Она должна быть четкой, ясной и в достаточной мере конкретной.
Этапы, которые нужно пройти для достижения цели, формулируются в виде отдельных задач.
Особенности актуальности
Данный параметр является важнейшим элементом научного аппарата исследования, на которые следует ориентироваться автору на каждом этапе проработки материала. Это требование изложен в положении о порядке присуждения ученой степени. Если исследователь изучает и находит решение проблем, имеющих большое значение для современного общества или научной области, то его деятельность можно назвать существенным вкладом в развитие науки. Название и научная значимость исследовательской работы предварительно одобряет ученый совет.
Актуальность отмечена во введении, что не является случайным. Это связано, что первое положение, требующее доказательств, представляет собой степень востребованности изучаемой проблемы в современных реалиях фундаментальных или прикладных дисциплин.
Важность темы — это основание для дальнейшего определения объекта и предмета научного труда. На этот фактор опирается автор, формулируя цели и задачи исследования.
Как правило, подтверждение актуальности выбранной тематики строится по принципу от общего к частному. Ее условными аспектами являются:
- значимость для всей научной области и конкретной проблемы, которую ставит перед собой исследователь;
- нацеленность на поиск решений открытых вопросов, связанных с предметом аналитической работы;
- знакомство с российским и зарубежным опытом научных познаний, анализ вариантов развития области исследования, факторов, которые влияют на этот процесс;
- ознакомление с инновационными решениями в изучаемой сфере и смежных направлениях.
По итогам проделанной работы акцентируется внимание на факторах актуальности проблематики в настоящем времени. В обратном случае, формулируются существующие противоречия между исследованной теорией и практикой, в которых отсутствуют достаточные механизмы, методы и приемы.
Практическая значимость
На данном этапе, необходимо обосновать востребованность выбранных решений и показать, как это отразиться на практике.
Для достоверности, можно предоставить данные относительно использования разработанной методики в реальном производстве.
Дополнительно рекомендуется указать направление, в котором выбранная методика может быть актуальной.
Предполагаемая новизна исследования
Отличительные особенности работы составляют собой основу этого раздела. Необходимо указать все элементы работы, которые будут впервые использоваться в данной работе. Это могут быть новые методики исследования, уникальные методы анализа или синтеза, неожиданный взгляд на проблему, инновационные выводы или не встречающийся до сих пор вариант применения полученных результатов.
Предполагаемая практическая значимость
Еще один обязательный смысл диссертации – ее практическая ценность. Результат работы должен иметь возможность его внедрения. Следует обозначить, в какой сфере жизни или на каком производстве возможно применить прогнозируемые результаты исследования, прописать рекомендации и перспективы применения.
Пример актуальности диссертации по теме «наука и техника»
Для лучшего понимания понятия «актуальность диссертации», рассмотрим пример – отрывок из научной работы по теме «Наука и техника».
«Производство средств защиты и оружия востребовано во все исторические эпохи. Основные требования к вооружению – это прочность, легкость, высокая степень защиты и подвижность. Для достижения поставленных целей, во все времена использовались передовые технологии.
Доказано, что военное производство – это двигатель научного прогресса. Изучение производственных технологий средневековья позволяет понять особенности уровня обработки металлов, используемые методы и технические приемы.
Чтобы понять уровень развития средневековых мастеров и использовать их знания в нынешних условиях, следует рассмотреть все категории тогдашнего вооружения (доспехи, щиты, рогатины, стрелы и т.д.).
Изучение научной истории создания оружия, учет когнитивного опыта мастеров позволяет понять логику дальнейших исследований в выбранной сфере и проработать решения для перспективного развития указанного направления».
Пример составления объяснительной записки к выбору темы научной работы (диссертации)
В качестве примера я приведу объяснительную записку к выбору темы своей кандидатской диссертации.
В начале объяснительной записки часто используется вводная часть, общие сведения о направлении выбранного исследования, так называемая затравка, наживка, на которую должен попасться читатель, для того, чтобы ему стала интересна тема исследования, чтобы он проникся тем, о чем будет вестись разговор.
Например: «Парадигма образования, то есть его концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, периодически меняется, но составной частью парадигмы всегда остается подготовка молодого поколения к продолжению образования в силу постоянной потребности общества в квалифицированных работниках умственного труда, в интеллигенции, обладающей большим запасом общих и специальных знаний, высоким уровнем культуры, развитой способностью к самостоятельному мышлению и творчеству».
После чего требуется произвести описание проблемы, ради решения которой и задумывается выполнение исследования. При этом проблема должна быть сформулирована четко, внятно, должна быть ясна ее суть и содержание, должны быть сделаны акценты на реализацию решения этой проблемы именно в своей работе по выбранной теме.
Например: «Проблема эффективности подготовки учащихся к продолжению образования в целом не новая, однако в современных условиях особенно актуальным является формирование средствами каждого учебного предмета готовности учащихся сельских школ к непрерывному образованию».
Здесь в этом описании мной была использована смысловая конструкция «непрерывное образование». На самом деле, начиная работу над кандидатской диссертацией я продолжила тему, актуальную двадцать пять лет назад! У меня даже есть публикация со сравнительным анализом на тему «Как изменился уровень готовности учащихся сельских школ к продолжению образования за прошедшие 25 лет?».
Далее основную часть обоснования темы исследования занимает его актуальность. В моем случае актуальность моего исследования была описана следующим образом:
«Актуальность исследования определяется:
- потребностями общества, региона, села в подготовке учащихся к продолжению образования и приобретению профессий квалифицированного умственного труда;
- необходимостью заложить основы интеллигентности как личного качества в период обучения в общеобразовательной сельской школе;
- недостаточной изученностью особенностей подготовки учащихся сельских школ к непрерывному образованию;
- недостаточной разработанностью средств и технологий эффективной подготовки школьников к продолжению образования;
- недостаточной разработанностью средств диагностики и прогнозирования (в том числе и компьютерных) уровня готовности учащихся к непрерывному образованию;
- необходимостью дальнейшего совершенствования мастерства педагогических кадров и развития их творческой активности».
Со временем изменилось понимание содержания понятия «непрерывное образование» и оно было упразднено, а точнее трансформировано в моем исследовании.
Далее необходимо проблемно обосновать выбор темы исследования, исходя из того, какие недостатки, или недоработки должны быть устранены в результате выполнения исследования по заданной теме.
«Недостаточная разработанность проблемы формирования готовности сельских школьников к непрерывному образованию приводит к существенным недостаткам в практике школьного обучения, что и определило выбор темы настоящего исследования».
После чего подводится итог, делается завершающий аккорд, поясняющий что можно получить в результате реализации исследования, чем оно может быть полезно и почему оно актуально.
«Таким образом исследование, направленное на разработку дидактических основ построения системы формирования готовности учащихся сельских школ к непрерывному образованию, является актуальным».
Требования к раскрытию актуальности научной работы
Существует некоторые способы, которые позволяют актуализировать тему диссертации несколько быстрее. Чтобы упростить обоснование значимости проблемы, можно выполнить следующие действия:
- кратко описать причины исследования в выбранном научном направлении;
- аргументировать выбор темы, исходя из анализа предыдущих экспериментов и научных знаний.
В случае, когда обосновать актуальность выбранной тематики не представляется возможным, автору диссертации следует всесторонне изучить предыдущие исследования в данном направлении. С помощью такого подхода можно существенно упростить аргументацию работы перед аттестационной комиссией.
Успешная защита базируется на ключевых аспектах исследования:
- работа в данном направлении позволит решить теоретические и практические проблемы в изучаемой отрасли;
- выбранная тематика соприкасается с экспериментами в настоящее время, которые проводят в вузах или научных организациях;
- тема диссертации включена в список популярных тем, которые изучают на государственном и международном уровнях;
- модернизация и совершенствование одной из исторических проблематик, ее адаптация под современные условия.
Формирование темы
Успешная формулировка – это половина успеха. Выбранное направление должно полностью соответствовать Паспорту специальностей ВАК. Это основной критерий, указывающий на грамотность и правильность выбора.
Важно! В процессе проработки темы, она может корректироваться, в зависимости от актуальности данных.
На первичном этапе, студенту необходимо отразить новизну выбранной темы. Это означает, что «заезженные» направления, которые имеют сотни решений, не подходят. Проработать их можно, но желательно выбрать что-то действительно стоящее.
Перечитывая тему, у студента и научного руководителя не должно быть сомнений в том, что направление не интересно.
Формулировка темы
Несмотря на то, что практически во всех пособиях для соискателей формулировка темы названа первым шагом, подобное отношение к ней будет не вполне корректным. Сразу сформулировать окончательный вариант темы невозможно, более-менее вероятное название появится лишь после того, как будут продуманы все остальные ее составляющие: актуальность, новизна, предполагаемый результат и его практическая польза.
Для черновой формулировки необходимо проделать следующую работу:
- определиться с научной дисциплиной (помимо интереса соискателя к данной научной области желательно, чтобы она была близка основной работе соискателя), изучить паспорт специальности;
- проверить наличие ученых советов по данной дисциплине в учреждениях, находящихся в пределах реальной досягаемости (незачем усложнять работу по диссертации еще и необходимостью периодически ездить за несколько сотен километров за консультациями и на сдачу экзаменов);
- просмотреть список близких по тематике недавних удачных защит в найденных вузах, ознакомиться с их авторефератами;
- просмотреть наиболее подходящие темы и проблемы, обсуждаемые на форумах (конференциях, семинарах, в сообществах) по выбранной специальности, добавить к ним те, с которыми соискатель столкнулся во время практической работы;
- составить несколько черновых формулировок тем, исходя из полученной информации;
- проработав остальные стороны этих тем (актуальность и пр.), вычленить одну четкую и ясную формулировку, которую следует взять за рабочую версию.
Следует помнить, что хотя уточнение формулировки темы будет продолжаться в течение всей работы над диссертацией, нужно очень внимательно относиться к каждому ее изменению, особенно – при получении допуска к защите. Иногда изменение всего лишь одного слова сделает уже написанную диссертацию не соответствующей названию.
Чем может помочь научный руководитель при составлении объяснительной записки?
Научный руководитель тоже заинтересован в том, чтобы оформить познавательный интерес своего подопечного в нужное русло, причем он может направить аспиранта на составление этой записки путем обсуждения выбранной темы исследования. Чем же может помочь научный руководитель?
Во-первых, самое главное и нужное, что может сделать научный руководитель, это отмести что-то, что будет слишком сложно защитить по данной научной специальности. Во-вторых, он может уберечь от «заезженных тем», где уже фактически все изучено. В-третьих, он может подать мысль о том, как именно сформулировать тему, в каком русле развивать научную идею, как подчеркнуть изюминку исследования в самом названии.
У меня, например, была идея взять себе тему о формировании научного мировоззрения. И эта идея была встречена с улыбкой, ибо каждый имеет право на свое собственное мировоззрение, и нет особого регламента для создания общей и поголовной жизненной философии человека, как суммы всех его знаний.
Вероятно, какие-либо общие конструкции вполне могли быть и разработаны, но практика требует большей конкретики на примере решения ситуативных задач, а право на свое личное мировоззрение есть у каждого, причем критерии для оценки (а возможно и измерения степени научности) мировоззрения в целом, как слишком общей категории, не всегда могут оказаться объективными.
Заключение
Таким образом, выбор и обоснование темы научного исследования – это скорее не единовременный акт (для галочки, чтобы просто лежало в папке в отделе аспирантуры), а итерационный процесс, ведь с каждым новым витком проведения исследования, все более четко становится понятно, что, зачем и почему выполняется в исследовании, какие белые пятна, проблемы и недостатки могут быть закрыты за счет полученных результатов, и что важного, животрепещущего, актуального для настоящего момента может дать исследование, если его выполнять именно по выбранной теме.
Как садоводы выращивают растения, наверное, так же выращивается тема исследования, с каждым новым поливом (обоснованием) становясь все более и более самостоятельной и жизнеспособной.
Калеева Жанна Григорьевна, к.пед.н.Профессор Российской Академии ЕстествознанияПочетный доктор наукЗаслуженный работник науки и образования
Статья на Дзен