Теоретико-методологические основы методики обучения математике
1. Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
2. Абрамов А.М. Логические основы курса геометрии восьмилетней школы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1974. — 102 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
4. Авдеев Ф.С. Научно-методические основы профессиональной подготовки будущего учителя математики сельской малокомплектной школы. Автореф. дис. д-ра пед.наук. М.: 1994.-34 с.
5. Аверьянов А.Н. Системное познания мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
6. Алейник А.З. Наука в системе общественного воспроизводства: Вопросы методологии. Л.: ЛГУ, 1991. — 184 с.
7. Алексеев П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991. — 383 с.
8. Айзенберг М.И. Методические задачи как средство подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников: Дис. канд.пед.наук. М., 1989. — 140 с.
9. Амельченко Т.В. Взаимосвязь дидактической и методической подготовки будущего учителя начальной школы: Дис. канд. пед.наук. М., 1986. -193 с.
10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
11. Андриенко А.В. Структура специальных педагогических способностей учителя математики и психологические условия их формирования: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1990. — 16 с.
12. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М. .Высшая школа, 1981.-240 с.
13. Андреев И.Д. Теоретические мышление: сущность и основные принципы. М.: Знание, 1982. 64 с.
14. Андронов И.К. Полвека развития школьного математического образования в СССР и деятельность советских педагогов-математиков. М.: Просвещение, 1967.
15. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. — 213 с.
16. Артемов А.К. Методологические основы методики формирования математических умений школьников: Дис. д-ра пед.наук. Пенза, 1984. — 360 с.
17. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
18. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 358 с.
19. Афанасьев В.Г. О системном подходе к воспитанию//Советская педагогика. 1991. — №2. — С. 77-80.
20. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
21. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
22. Бабкнский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
23. Баженов JI.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. -М.: Наука, 1978.-231 с.
24. Балл Г.А. Теории учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
25. Барабашев А.Г. Диалектика развития математического познания. М.: МГУ, 1983. — 166 с.
26. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.-143 с.
27. Баранова И.В. Основные принципы построения курса методики преподавания математики в педагогическом институте /Преподавание математики в средней школе. Л.: ЛГПИ, 1972.
28. Барыбин К.С. Методика преподавания алгебры. М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
29. Бевз Г.П. О методической подготовке будущих учителей математики//Математика в школе. 1974. — №3. — С. 62-63.
30. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
31. Бельчикова Е.П., Новичкова Н.С. Воспитательные аспекты курса общей методики преподавания математики: Учеб.пособия по спецкурсу. Куйбышев: КГПИ, 1988. — 76 с.
32. Белявский A.B., Лисичкин В.А. Тайны предвидения. Прогностика и будущее. М.: Сов.Россия, 1977. — 160 с.
33. Бескин Н.М. Методика геометрии -М.-Л.:Учпедгиз, 1965.-343 с.
34. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода к педагогике//Советская педагогика. 1980. — №7. С. 59-60.
35. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
36. Блажевич H.B. Математика как язык науки: философско-методологический анализ. Екатеренбург: УГУ, 19S3. — 100 с.
37. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
38. Блинов В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976. -191 с.
39. Богущевский К.С. Вощюсы преподавания геометрии в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1964. — 110 с.
40. Большие системы. Теория, методология, моделирование/Под ред. Б.В.Гнеденко и др. М.: Наука, 1971. — 327 с.
41. Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем: история, теория, практика. С.-Петербург: УЭиФ, 1996. — 386 с.
42. Борисов Н.И. Как обучать математике: Учитель математики учит учиться. М.: Просвещение, 1979. — 96 с.
43. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе: Изд. 3-е. М.: Учпедгиз, 1954. — 504 с.
44. Брунер Дж. Процесс обучения/Пер. с англ. О.К.Тихомирова: Под ред. А.Р.Лурия. М.: АПН РСФСР, 1962. — 84 с.
45. Брунер Дж. Психология познания/Пер. с англ. М.: Прогресс,1977.-412 с.
46. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
47. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль,1978.-216 с.
48. Бургин М.С. Понятия и функции методологии педагогики//Советская педагогика -1990. №10. — С. 74-77.
49. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М.: Наука, 1973.-286с.
50. Вейл Г. Математическое мышление: Пер. с англ. и немец. М.: Наука, 1989.-400 с.
51. Волков А.М., Микадзе А.М., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. М.: МГУ, 1987. -216 с.
52. Волович М.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. М.: LINKA-PRESS, 1995. — 280 с.
53. Вопросы методики и техники педагогических исследований в работах зарубежных педагогов. Информ. Бюллетень. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1972. — 63 с.
54. Вопросы методики исследования процесса обучения //Известия АПН РСФСР, вып.43. М., 1952. — 345 с.
55. Вопросы общей методики преподавания математики. Учеб.пос. /Л.Ф.Пичурин, В.В.Репьев, Н.Г.Федин, Н.Н.Шоластер. М.: Просвещение, 1979. — 8о с.
56. Вопросы методики преподавания математики: Сб.трудов /Под ред. Р.С.Черкасова. М.: МГПИ, 1978. — 150 с.
57. Вопросы общей методики математики. М.: «Известия АПН РСФСР», вып. 92,1958.
58. Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сб.статей/Сост. Е.Г.Глаголева, О.С.Иващев-Мусатов. М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
59. Вопросы преподавания математики на XIX Международной конференции в Женеве //Математическое просвещение, вып. 1. -М.: Гостехиздат, 1957.
60. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М., 1956.
61. Выготский Л.С. Собр. соч.: Т.2. -М.: Педагогика,1982.-502 с.
62. Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства М.: Изд-во МГУ, 1988.-254 с.
63. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки -М.:Наука, 1980.-567 с.
64. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/УИсследование мышления в советской психологии. М.: Мысль, 1966. — 90 с.
65. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 135 с.
66. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1974. — 452 с.
67. Герасимов И.Г. Научное исследование. М.: Политиздат, 1972. — 279 с.
68. Гершунский Б.С. К вопросу о сущности законов педагогики//Советская педагогика. 1979. — №7. — С. 52-58.
69. Гершунский Б.С., Никандров Н.Д. Методологические знания в педагогике. М.: Педагогика, 1986. — 110 с.
70. Гершункий Б.С. О научном статусе и прогностической функции педагогической теории//Советская педагогика. 1984. — №10-С.52-58.
71. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1995. — 160 с.
72. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
73. Гибш И.А. Принципы, формы и методы обучения математике //Известия АПН РСФСР. 1958. — №92.
74. Гинецинский В.И. Знание как категории педагогики: Опыт педагогической когитологии. Л.: ЛГУ, 1989. — 144 с.
75. Глейзер Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Просвещение,1978.-104 с.
76. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
77. Гончарова С.Ж. Содержание и структура методической деятельности в педагогической системе: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1997. — 25 с.
78. Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки (становление и развитие). М.: Мысль, 1984. — 258 с.
79. Горбашов В.Л., Романов П.А. Научное познание (методы, формы, подходы). Йошкор-ола: Мар.ГУ, 1995. — 81 с.
80. Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М.: педагогика, 1987. -160 с.
81. Грязнов Б.С. Теория и её объект. М.: Наука, 1973. — 246 с.
82. Гусев В.А. Методика преподавания курса «Геометрии 6-9». Ч. 13. М.: Авангард, 1995-1997.
83. Гусев В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Автореф. дис.д-ра пед.наук. М., 1990. — 39 с.
84. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972.-424 с.
85. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
86. Данилов М, Малинин В. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов//Советская педагогика. -1971. №1. — С. 73-75.
87. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1966. — 299 с.
88. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-366 с.
89. Демин М.В. Природа деятельности. М.: МГУ, 1984. — 168 с.
90. Диалектика научного мышления /Ред. А.Н.Аверьянов. М.: Наука, 1988.-208 с.
91. Диалектика познания /В.П.Бранский, М.С.Каган, И.А.Майзель; Под ред. А.С.Кармина. Л.: ЛГУ, 1988. -304
92. Диалектика процесса познания /Под ред. М.Н.Алексеева,
93. A.М.Коршунова. М.: МГУ, 1985. — 367 с.
94. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.А. Данилова, М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1975.-303 с.
95. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения/Сост.
96. B.А.Ротенберг. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
97. Дмитриев А.Е., Фатеева Н.И., Львов М.Р. Дидактика. М.: Прометей, 1990. — 202 с.
98. Дорофеев Г.В. Содержание школьного математического образования: Основные принципы и механизм отбора //К концепции содержания школьного математического образования. Сб.науч. тр.- М.: РАО, 1991.
99. Дорф П.Я. Методические указания по курсу «Методика преподавания математики». М.: МГУ, 1957. — 97 с.
100. Дубнов Я.С. Беседы о преподавании математики. М., Просвещение, 1965.
101. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
102. Жохов A.JL Как помочь формированию мировоззрения школьника: Кн. для учителя и не только для него. Самара: СПГУ, 1995.-288 с.
103. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики.- М., 1984.
104. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
105. Забродин Д.М. Совершенствование научной подготовки будущих учителей//Советская педагогика. -1980.-№10.-С. 109-116.
106. Загадка человеческого понимания /Под общ.ред. А.А.Яковлева.- М.: Политиздат, 1991. 352 с.
107. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
108. Загвязинский В.И, Об усилении целостности процесса обучения//Вестник высшей школы. 1985. — №9. — С. 30-34.
109. Загвязинский В.И. Опосредственное влияние методологии на практику//Советская педагогика. 1990. -№3. — С. 65-67.
110. Зайкин М.И. Исследование организационной структуры учебного процесса по математике в классах с малой наполняемостью: Дис.д-ра пед.наук. М., 1993. — 348 с.
111. Зведенюк А.В. Становление научного знания (Гносеологические аспекты). Ташкент: «Фан», 1989. — 185 с.
112. Зверев И.Д. О предмете исследования и специфике частных методик//Советская педагогика. 1981. — №8. — С. 92-98.
113. Зенкевич И .Г. Эстетика урока математики: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1981. 100 с.
114. Зерченинов Н.Т. Методика преподавания математики. М.: Учпедгиз, 1948. — 75 с.
115. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
116. Зорина Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы//Советская педагогика. 1983. -№10. — С. 31-35.
117. Зоткин А.О. Философские основания педагогической деятельности: Автореф.дис.канд пед.наук. М., 1997. — 25 с.
118. Иванов O.A. Интегративный принцип построения системы специальной математической и методической подготовки преподавателей профильной школы: Автореф. дис.д-ра пед.наук. -М., 1997.-33 с.
119. Иванова Т.А. Гуманитаризация общего математического образования: Монография. Н.Новгород: НГПУ, 1998. — 206 с.
120. Извозчиков В.А. Пути генерализации и систематизации знаний учащихся по физике. Л.: ЛГПИ, 1984.
121. Извольский Н. Методика геометрии. Пг., 1924.
122. Из опыта преподавания математики в средней школе: Сб./Сост. A.B.Соколова, В.В.Пикан, В.АОганесян. М.: Просвещение, 1979.- 192 с.
123. Из опыта преподавания математики в школе: Сб./Сост. А.Д.Семущин, С.Б.Суворова. М.: Просвещение, 1978.-208 с.
124. Икрамов Дж. Развитие математической культуры школьников: (Языковой аспект): Дис.д-ра пед наук. Ташкент, 1975. — 349 с.
125. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки: Гносеологический анализ. М.: Высшая школа, 1985. — 230 с.
126. Ильина Т.А. Необходимый союз и тесное сотрудничество педагогов и философов //Вопросы философии.-1974.-№4.-С.85-86.
127. Ильина Т.А. К вопросу о разработке методических проблем педагогической науки//Советская педагогика-1977.- №6.-С.61-70.
128. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения: Вып.1-2. М.: Знание, 1972.- 72 с. и 88 с.
129. Ильясов И.И. Структура процесса учения.-М.:МГУ,1986.-200 с.
130. Исследование проблем психологии творчества: Сб. науч. тр. -М.: Наука, 1983.-336 с.
131. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972. — 264 с.
132. Кабанова-Меллер E.H. приемы учебной работы и овладение ими//Вопросы психологии. 1980. — №4. — С. 145-150.
133. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.:Политиздат,1974-328 с.
134. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М.: МГУ, 1983. — 168 с.
135. Кант И. Трактаты и пысма. М., 1980.
136. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы/Предисловие М.Н.Скагкина. М.: Педагогика, 1980. — 160 с.
137. Карташев В.А. Система систем: Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995. — 325 с.
138. Келбакиани В.Н. Межпредметные связи в естественно-математической и педагогической подготовки учителей. -Тбилиси: Ганатлеба, 1987. 292 с.
139. Кейран Л.Ф. Структура методики обучения как науки. М.: Педагогика, 1979. — 168 с.
140. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Знание, 1989. 80 с.
141. Клингберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
142. Кобыляцкий П.П. Основы педагогики высшей школы. Киев-Одесса: Выща школа, 1978. — 287 с.
143. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. Основные понятия современного школьного курса математики. М.: Просвещение, 1974. — 382 с.
144. Колягин Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Автореф.дис.д-ра пед.наук. -М., 1977.
145. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Развитие движения за модернизацию педагогики математики в зарубежной школе (в 2-х ч. Ереван: АГПИ, 1973. — 90 с.
146. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: 4.1-2. М.: Просвещение, 1977. — 108 с. — 142 с.
147. Коменский ЯЛ. Великая дидактика: Изб. педагогические соч. -М.: Учпедгиз, 1955. 628 с.
148. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. -М.: Мысль, 1974. 568 с.
149. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях//Советская педагогика. 1970. — №9. — С. 103-115.
150. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. -192 с.
151. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогическихтеорий. М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
152. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: 2-е изд. М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
153. Коршунов А.И. Познание и деятельность: 2-е изд. М., Политиздат, 1984. — 142 с.
154. Краевский В.В. О соотношении дидактики и методики//Советская педагогика. -1977. №9. — С. 58-66.
155. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
156. Крупич В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе. М.: МГПИ, 1985. — 118 с.
157. Крупич В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Автореф. дис.д-ра пед.наук. -М., 1992. 37 с.
158. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. -М.: Просвещение, 1968. 432 с.
159. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и её изучении. М.: Наука, 1977. — 112 с.
160. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 3-е изд. М.: Политиздат, 1986. — 399 с.
161. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: ГГУ, 1976. — 57 с.
162. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
163. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
164. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителям/Вопросы психологии.-1986.-№2.-С.21-30.
165. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986.-368 с.
166. Кусжанова А.Ж. К теории образования: Философские и социологические проблемы. Оренбург, 1993. — 140 с.
167. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики/Под ред. Е.И. Лященко. -М.: Просвещение, 1988.
168. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966.-523 с.
169. Лапицкий В.В. Структура и функции субъекта познания. Л.: ЛГУ, 1983.-159 с.
170. Левина М.М. Сущность и структура методов обучения: Дис.д-ра пед.наук. М., 1978. — 359 с.
171. Левитас Г.Г. Теоретические основы разработки системы средств обучения по математике: Автореф. дис.д-ра пед.наук. М., 1991.-33 с.
172. Леднев B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
173. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
174. Лекторский В.А. и др. Диалектика Познание. Наука. М.: Наука, 1988.-285 с.
175. Лекции по методике преподавания математики. М.: Мин. прос. РСФСР, 1978. — 74 с.
176. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. -М.:3нание,1979.-48 с.
177. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
178. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: 3-е изд. М.: МГУ, 1972. — 575 с.
179. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
180. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
181. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.-685 с.
182. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
183. Логвинов И.И. К теории построения учебного предмета //Советская педагогика. 1969. — №3. — С. 91-100.
184. Логика и проблемы обучения/Под ред. Б.В.Бирюкова и В.Г.Фарбера. М.: Педагогика, 1977. — 216 с.
185. Логико-философский анализ понятийного аппарата науки. -Киев: Наук.думка, 1977. 224 с.
186. Луканкин Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис.д-ра пед наук в форме научного доклада. Л., 1989. — 59 с.
187. Львов М.Р. Структура и взаимосвязей дидактики и частных методик//Советская педагогика. 1985.- №11. — С. 16-20.
188. Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения. В 2-х Т./Под ред. И.А.Каирова и др.- М.: Педагогика, 1977. — 397 с.
189. Манвелов С.Г. Теория и практика урока математики: Автореф.дис. д-ра пед.наук. М., 1997. — 41 с.
190. Марев И. Методологические основы дидактики: Пер. с болт. /Предисл. И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
191. Марков Б.В. Проблема обоснования и проверяемости теоретического знания. Л.: ЛГУ, 1984. — 167 с.
192. Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация. Саратов: СГУ, 1983.-181 с.
193. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
194. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
195. Мащбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельности. Киев: В ища школа, 1987. — 224 с.
196. Менчинская H.A. Мышление в процессе обучения /Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. -С. 122-144.
197. Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышейщая школа, 1977. -158 с.
198. Метельский Н.В. Дидактика математики.-Минск, 1975.-265 с.
199. Метлов В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. М.: Наука, 1987.
200. Методика обучения математике в 4-5 классах/ Е.И.Лященко, А.А.Мазаник. Минск: Народная асвета, 1976. — 222 с.
201. Методика преподавания геометрии в старших классах средней школы: Пособие для учителей/Под ред. А.И.Фетисова. М.: Просвещение, 1967. — 271 с.
202. Методика преподавания математики / С.АГастева, Б.И.Крельштейн и др. 2-е изд. Л.: Учпедгиз, 1955. — 484 с.
203. Методика преподавания математики в восьмилетней школе/Под общей ред. С.Е.Ляпина. М.: Просвещение, 1965.- 743 с.
204. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика/Сост. Р.С.Черкасов, A.A.Столяр. М.: Просвещение, 1985.-336 с.
205. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика/В.АОганесян, Ю.М.Колягин, Г.Л.Луканкин, В.Я.Санинский. 2-е изд. М.: Просвещение, 1980. — 367 с.
206. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики/Ю.М.Колягин, Г.Л.Луканкин, Е.Л.Мокрупшн и др. -М.: Просвещение, 1977. -480 с.
207. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика/Сост. В.И.Мишин. -М.: Просвещение, 1987.
208. Методика преподавания математики/В.П.Демидов, Г.И.Саранцев. Саранск, 1976. — 190 с.
209. Методологические проблемы преподавания математики: Сб. науч. тр.- М.: Центр. при президиуме АН СССР, 1987. 148 с.
210. Методологические проблемы развития педагогической науки/Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Турбовского. -М.: Педагогика, 1985. 240 с.
211. Методологические проблемы современной науки/Сост. АТ.Москаленко. М.: Политиздат, 1979. — 295 с.
212. Методы обучения математике: Некоторые вопросы теории и практики/Б. С. Каплан, Н.К.Рузавин, А. А. Столяр. Минск: Народная асвета, 1981. — 191 с.
213. Методы педагогических исследований/Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева -М.: Просвещение, 1976. 225 с.
214. Методы системного педагогического исследования/Под ред. Н.В.Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
215. Мещерякова С.И. Дидактические основы обучения методу моделирования: Дис.д-ра пед. наук Новосибирск, 1988.- 296 с.
216. Мильман В.Э. Цель как способ проектирования деятельности /Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1986. М.: Наука, 1987. — С. 102-123.
217. Михеев В. И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях: Монография. М.: Изд-во УДН, 1986. — 84 с.
218. Мишин В.И., Дуничев К.И., Елизаветина Н.В. Лекции по методике преподавания математики. М.: МГПИ, 1978. — 75 с.
219. Молодший В.Н. Очерки по философским вопросам математики. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
220. Монахов В.М., Стефанова Н.Л. направления развития системы методической подготовки будущего учителя математики //Математика в школе. 1993. — №2. — С. 34-38.
221. Монахов В.М. Обновление методической системы обучения //Советская педагогика. 1989. — №1. — С. 28-33.
222. Моносзон Э.И. Комплексный подход к воспитанию -важнейшее условие всестороннего развития школьников //Советская педагогика. 1979. — №4. — С. 20.
223. Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дис.д-ра пед.наук.-М., 1986.- 36 с.
224. Мосолов В.А. Формировать методическую культуру учителя //Советская педагогика. -1990. №3, — С, 67-69.
225. Мудрая JI.3. Методические рекомендации к практическим занятиям по методике преподавания математики на пятом курсе. — М.: МГПИ, 1979.-37 с.
226. Нагибин Ф.Ф. О методической подготовки учителя математики //Математика в школе. 1964. — №6. — С. 20-23.
227. Научно-педагогические основы методической подготовки учителя математики: Сб науч.тр. Л.: ЛГПИ, 1980. — 112 с.
228. Нечаев H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: МГУ, 1985. — 113 с.
229. Никандров Н.Д. Как развиваться вузовская дидактика //Вестник высшей школы. -1974. №12. — С. 81-84.
230. Никитин Е.П. Объяснение-функция науки. М.: Наука, 1970 -280 с.
231. Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. -М.: Мысль, 1975.-151 с.
232. Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте: Автореф.дис.д-ра пед.наук.-М.,1990.
233. Нугмонов М. Обучение логическим операциям в курсе школьной математики. Душанбе: 1982. — 54 с.(натадж. языке).
234. Нугмонов М. К вопросу о пропедевтике изучения начал анализа в курсе геометрии восьмилетней школы/Преподавание алгебры и геометрии в школе. М.: Просвещение, 1982. — С. 48-52.
235. Нугмонов М. Методические рекомендации к уроку математики средней школы: В помощь студентам-практикантам. Душанбе: ДГПИ, 1988. — 32 с.(на тадж. языке).
236. Нугмонов М, Преемственность курсов алгебры и начал математического анализа в 1Х-Х классах и математики в УП-УШ классах общеобразовательной школы: Автореф, дис.канд.пед.наук. -М., 1986. 17 с.
237. Нугмонов М., Юнусова Б. Курсовые работы по методике обучения математике. Душанбе: ДГПИ, 1989. -58 с.(на тадж.яз,),
238. Нугмонов М. К вопросу о преемственности в учебниках математики /Теория и практика создания школьных учебников: Тезисы всесоюзной конф. М.: АПН СССР, 1988. — С. 248-250.
239. Нугмонов М., Махкамов М., Хамрокулов А. Задание для контроля знаний по математике. Душанбе: Дониш, 1991.-124 с.
240. Нугмонов М. О профессиональной подготовке и переподготовке учительских кадров//Математика в школе. -1991. №2, — С. 2-3,
241. Нугмонов М. К вопросу о цели методической подготовки учителя математики в педвузе /Актуальные проблемы обучения математике в школе и пединституте: Тезисы докл. науч. конф. -Саранск: МГПИ-МГУ, 1993 С. 7.
242. Нугмонов М. Система методической подготовки учителя математики в педвузе/Подготовка преподавателя математики и информатики для высшей и средней школы: Тезисы докладов международной конференции. Ч.З. М.: МПГУ, — С, 11-12.
243. Нугмонов М. Системное представление методической подготовки учителя математики в педвузе /Профессиональная подготовка учителя математики средней школы: Тезисы докл. -Душанбе: ДГПУ, 1994. С. 41-44.
244. Нугмонов М. Методичность характерная черта обучения математике/ЛПроблемы методической подготовки учителя математики в педвузе: Сб. науч. трудов. — Душанбе: ДГПУ, 1995. -С. 8-14.
245. Нугмонов М. Понятие методологии методики обучения математике/ЛПроблемы методической подготовки учителя математики в педвузе: Сб. науч.тр.-Душанбе:ДГПУ,1995.-С. 1426.
246. Нугмонов М. Язык методики обучения математике/ЛПроблемы методической подготовки учителя математики в педвузе: Сб. науч.тр. Душанбе: ДГПУ, 1995. — С. 26-31.
247. Нугмонов М., Курбонмуратов М. Содержание методической подготовки учителя математики в педвузе для работы в СПТУ //Проблемы методической подготовки учителя математики в педвузе: Сб.науч.тр. Душанбе: ДГПУ, 1995. С. 45-54.
248. Нугмонов М. Теория и практика методической подготовки учителя математики в педвузе: Экспериментальная программа. -Душанбе: ДГПУ, 1996. 5 с
249. Нугмонов М. Нормативная функция методики обучения математике/Тезисы докл. ХХХП науч. конф. факультета физ-мат. и естест. наук РУДН: 4.4. М.: Изд-во РУДН, 1996. — С. 3-4.
250. Нугмонов М. Соотношение системного и деятельностного подходов к обучению математике и методической подготовкиучителя математики в педвузе//Вопросы методики обучения математике: Сб.науч.тр. Душанбе: ДГПУ, 1997. С. 8-15.
251. Нугмонов М. Об отношении цели и результата в системе методической подготовки учителя математики//Вопросы методики обучения математике: Сб.науч.тр. Душанбе: ДГПУ, 1997.-С. 16-22.
252. Нугмонов М. О «клеточке» системы методической подготовки учителя математики//Вопросы методики обучения математике: Сб.науч.тр. Душанбе: ДГПУ, 1997. С. 39-48.
253. Нугмонов М. Социальный заказ как глобальная цель методической подготовки учителя математики в педвузе/ЛВестник педагогического университета (Тадж.ГПУ).-1998.-№1.- С.44-48.
254. Нугмонов М. О содержании обучения математике//Вестник педагогического университета(Тадж.ГПУ).-1998.- №1- С. 49-51.
255. Нугмонов М. Введение в методику обучения математике (Методологический аспект). М.: Прометей, 1998. — 153 с.
256. Нугмонов М. Теоретико-методологические основы системы методической подготовки учителя математики в педвузе: Монография. М.: Прометей, 1999. — 237 с.
257. Оборудование кабинета математик/В.Г.Болтянский, М.Б. Волович, Э.Ю.Красс, Г.Г.Левитас.-М.:Просвещение,1981.-191 с.
258. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование/Под ред. Л.В.Занкова.-М.:ПедагогикаД975.-440 с.
259. Овакимян Ю.О. Теория и практика моделирования обучения: Дис.д-ра пед.наук. М., 1989. — 459 с.
260. Огородников И.Т. Основные проблемы частных методик //Советская педагогика. 1949. — №10. — С. 38-44.
261. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер с польск. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
262. Основы дидактики/Под ред. Б.П.Есипова. М.: Просвещение, 1967.-472 с.
263. Основы методики начального обучения математике/Под ред. А.С.Пчелко. -М.: Просвещение, 1965.
264. Основы педагогики и психологии высшей школы/Под ред. А.В.Петровского. М.: МГУ, 1986. — 304 с.
265. О совершенствование методов обучения математике: Сб. статей/Сост. В.С.Крамор. -М.: Просвещение, 1978. 160 с.
266. Панкратов Т.К. О единстве методики, дидактики и педагогики //Вестник высшей школы. 1974. — №1. — С. 28-33.
267. Панчешникова Л.М. Связь методики учебного предмета с психологией//Советская педагогика. -1987. №6. — С. 67-72.
268. Педагогика и логикаЯЦедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. М.: Касте ль, 1993. — 415 с.
269. Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1988.-480 с.
270. Педагогика школы/Под ред. Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1977.-383 с.
271. Песталоццы И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х Т./Под ред. ВАРотенберга, В.М.Калинина. М.: Педагогика, 1981. — Т.1. — 334 с. — Т.2. — 416 с.
272. Петров Ю.А. Культура мышления: методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: МГУ, 1990. — 118 с.
273. Петров Ю.А. Методологические вопросы анализа научного знания. М.: Высшая школа, 1977. — 224 с.
274. Петров Ю.А. Методологические проблемы теоретического познания. М.: МГУ, 1986. — 176 с.
275. Петров Ю.Е. Диалектика научных абстракций в математическом познании. —М.: МГУ, 1986. -172 с.
276. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-225 с.
277. Пехлецкий И.Д. Общая теория систем и анализ процесса обучения. Пермь: ПГПИ, 1976. — 120 с.
278. Пиаже П. Структуры математические и операторные структуры мьпнления/Преподавание математики. М., 1960.
279. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980.-240 с.
280. Пичурин Л.Ф. Методика преподавания математики в 1У-У классах. М.: Просвещение, 1981. — 56 с.
281. Платонов К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука,1972.-312 с.
282. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л.: ЛГУ, 1988. -224 с.
283. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения/Пер. с англ. М.: Наука, 1975. — 464 с.
284. Пойа Д. Математическое открытие: Решение задач: Основные понятия, изучение и преподавание/Пер. с англ. М.: Наука, 1976. -448 с.
285. Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете: Автореф. дис.д-ра пед. наук. С.-Пб, 1998. — 43 с.
286. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
287. Попович М., Садовский В. Теория /Философская энциклопедия. Т.5.-М., 1970.-С. 205.
288. Потоцкий М.В. О педагогических основах обучения математике. М.: Учпедгиз, 1963. — 200 с.
289. Потоцкий М.В. О психологических основах методики обучения математике//Математика в школе. 1961. — №6. — С. 49-55.
290. Практикум по педагогике математики/Б.С.Каплан, Н.М.Рогановский, А.А.Столяр. Минск: Вышэйшая школа, 1978.191 с.
291. Преемственность в обучении математике. Сб./Соет.
292. A.М.Пышкало. М.: Просвещение, 1978. — 239 с.
293. Преподавание алгебры в 6-8 классах: Сб. статей/Сост. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. М.: Просвещение,1980.-270 с.
294. Преподавание алгебры и геометрии в школе/Сост. О.А.Бокавнев. -М.: Просвещение, 1982. 224 с.
295. Преподавание геометрии в 9-10 классах: Сб. статей/Сост. З.А.Скопец, Р.А.Хабиб. М.: Просвещение, 1980. — 270 с.
296. Преподавание геометрии в 6-8 классах: Сб. статей/Сост.
297. B.А.Гусев. М.: Просвещение, 1979. — 281 с.
298. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике/В.С.Тюхтин, Г.Д.Левин, И.Г.Герасимов и др. М.: Наука, 1990 .-288 с.
299. Проблема объекта в современной науке: Реф. сб./Отв.ред. И.А.Акчурин и Е.Д.Клементев. М., 1980. — 295 с.
300. Проблемные семинары по вопросам общей методики преподавания математики в средней школе: Метод, рекомендации /Сост. А.С.Фомченко, Л.Л.Горбунова. Л.: НИИ ООВ, 1988.-38 с.
301. Проблемы методической подготовки учителя математики в педвузе: Сб. науч. трудов/Под ред. М.Н.Нугмонова. Душанбе: 1995.-100 с.
302. Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах: Межвузовский сб.науч.трудов. -М.: МГЗПИ, 1974.-313 е.; 1978. -200 е.; 1982. 165 е.; 1984. — 164 е.; 1987. — 174 е.; 1989. — 146 с.
303. Проблемы системности в истории отечественной науки и философии: Научно-аналитический обзор. М.: РАН и НИОН, 1994.-66 с.
304. Проблемы совершенствования преподавания математики в средней школе: Межвуз.сб.науч.трудов. М.:МГПИ,1986. — 212 с.
305. Проблемы формирования активности учителя математики/Под общ.ред. А.П.Зенкевича. Тула, ТГПИ, 1986. — 80 с.
306. Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса/Под ред. В.А.Якунина. Л.: ЛГПИ, 1987.
307. Пышкало А.М. Методическая система геометрии в начальной школе: Дис.д-ра пед.наук в форме научного доклада. М., 1975. -60 с.
308. Пышкало А.М., Моро М.И. Методика обучения математики в 13 классах. 3-е изд. М.: Просвещение, 1978. 336 с.
309. Развитие исследовательских умений учителей математики: Метод.реком. к проблемному семинару. Л., 1986. — 29 с.
310. Разумовский В.Г. Дидактические исследования и совершенствование системы обучениях/Советская педагогика. -1984. №6.
311. Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. М.: Высшая школа, 1971.-176 с.
312. Репьев B.B. Методика преподавания алгебры в восьмилетней школе. -М.: Просвещение, 1967. 275 с.
313. Репьев В.В. Общая методика преподавания математики. М.: Учпедгиз, 1958. — 223 с.
314. Ропаков Н.И. Категория цели: проблемы исследования. М.: Мысль, 1980. — 126 с.
315. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
316. Рубинштейн С.Л. Проблемы обшей психологии: 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
317. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М.: Мысль, 1984.-207 с.
318. Сагатовский В.Н. Философские основания педагогической деятельности//Вестник высшей школы. 1981. — №1. — С. 22-32.
319. Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 280 с.
320. Самарин Ю.П., Рябинова E.H. Активные методы изучения математики в узе. Куйбышев: КГУ, 1987. — 84 с.
321. Саранцев Г.И. Сборник упражнений по методике преподавания математике в средней школе. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
322. Саранцев Г.И. Теоретические основы методики упражнений по математике в средней школе: Автореф. дис.д-ра пед.наук. Л., 1987.-36 с.
323. Семушин А.Д., Кретенин О.С., Семенов Е.Е. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики: Обучение обобщению и конкретизации. М.: Просвещение, 1978. -64 с.
324. Сенкевич В. Методическая подготовка студентов педагогических институтов и университетов//Советская педагогика. 1974. — №2. — С. 149-151.
325. Системно-структурный подход к определению содержания предмета математики: Сб.науч.тр./Под ред. Е.И.Лященко. Минск: НИИП, 1975. 137 с.
326. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1985. -М.: Наука, 1986.-400 с.
327. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989.-224 с.
328. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
329. Скаткин М.Н. Методика /Педагогическая энциклопедия: Т.З. -М.: Педагогика, 1965. С. 806-812.
330. Сквирский В.Я. Системный подход к анализу учебно-воспитательного процесса и определения путей его совершенствования. М.: МАДИ, 1986. — 106 с.
331. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя//Советская педагогика. 1990. — №7. — С. 82-88.
332. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
333. Слепкан З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике. Киев: Рад.школа, 1983. — 192 с.
334. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. — 423 с.
335. Смирнова Е.С. Формирование модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
336. Смирнова И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Автореф.дис.д-ра пед.наук. М., 1995. — 38 с.
337. Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей/Сост. Н.С.Антонов, В.А.Гусев. М.: Просвещение, 1985.-303 с.
338. Сойер У.У. Прелюдия к математике: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1972. — 192 с.
339. Сойер У.У. Путь в современную математику: Пер. с англ. М.: Мир, 1972.-259 с.
340. Сорокин H.A. Дидактика. М.: Просвещение, 1974. — 222 с.
341. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. -М.:Просвещение,1974. -192 с.
342. Средства обучения математике: Сб. статей/Сост. А.М.Пышкало.- М.: Просвещение, 1980.-208 с.
343. Столяр A.A. Чему должна учить методика преподавания математики//Математика в школе. 1979. — №6. — С. 48-52.
344. Столяр A.A. Педагогика математики: Курс лекций: 2-е изд. -Минск: Вышейшая школа, 1974. 382 с.
345. Столяр A.A. Логические проблемы преподавания математики. -Минск: Вышейшая школа, 1965. 254 с.
346. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практики обучения. -М.: Педагогика, 1984.
347. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов: Материалы семинара по методологии и методикепедагогических исследований. 27-30 октября 1970 г. М.,АПН СССР, 1970.
348. Стюарт Я. Концепции современной математики: Пер. с англ. -Минск: Вышейшая школа, 1980. 384 с.
349. Сухоруков В.И. Возникновения предмета методики преподавания математики и его развитие (до 1914 г.): Дис.канд.пед.наук. М., 1974. — 206 с.
350. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. 2-е изд. М.: МГУ, 1984. — 344 с.
351. Теоретические основы непрерывного образования/Под ред. В.Г.Онушкина. М.: Педагогика, 1987. — 208 с.
352. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1989. -352 с.
353. Терехов В.А., Васильев И.А. Исследование процессов целеобразования при решении мыслительных задач//Вопросы психологии. 1975. — №1. — С. 12-21.
354. Терешин H.A. Мировоззренческая направленность курса методики преподавания математики: Учебное пособие. М.: Прометей, 1989. — 109 с.
355. Терешин H.A. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
356. Тесленко И.Ф. О структуре профессиональной деятельности учителя математики и повышения эффективности урока //Математика в школе. — 1980. №3. — С. 11-17.
357. Тесленко И.Ф. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся при изучении математики. М.: Просвещение, 1979. — 136 с.
358. Трубников H.H. О категориях «цель», «средства», «результат». М.: Высшая школа, 1968. — 148 с.
359. Труды второго Всероссийского съезда преподавателей математики: М., 1915. — 317 с.
360. Труды первого Всероссийского съезда преподавателей математики: Т.1.: Общая собрания. -П.б.:Тип «Север», 1913.-608 с.
361. Углубленное изучении алгебры и анализа /Сост. С.И.Щварцбурд, О.А.Бокавнев. М.: Просвещение, 1977. — 241 с.
362. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
363. Урастаева Г.Д. Дидактические основы методической подготовки учителя: Дис.канд.пед.наук. М.,1988. — 211 с.
364. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М.: Наука, 1975. — 287 с.
365. Усова A.B. О взаимоотношении общей и частных дидактик //Советская педагогика. 1987. — №8. — С. 74-77.
366. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В.В.Давыдова М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
367. Философия. Методология. Наука. М.: Наука, 1972. — 236 с.
368. Философия образования для XXI века. Сб. ст./Сост. Н.Н.Пахомов, Ю.Б.Тупталов. М.: Логос, 1992. — 208 с.
369. Философы педагогам: Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и математических дисциплин в средней школе/Пер. с нем. Под ред. В.В.Кумарина. -М.: Прогресс, 1976.-220 с.
370. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. -М.: Просвещение, 1985. -224 с.
371. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед.психологии. -М.: Просвещение, 1983. 160 с.
372. Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. 4.1. -М.: Просвещение, 1982. 208 с.
373. Фуше А. Педагогика математики: Пер. с франц. М.: Просвещение, 1969. — 126 с.
374. Хабиб P.A. О методологическом аспекте совершенствования школьных учебников математики//Советская педагогика. 1979. -№4.-С. 72-79.
375. Харламов И.Ф. Деятельностный подход к обучению: путь к прочным знаниям//Советская педагогика.-1986.-№4.-С. 62-67.
376. Хинчин А .Я. Педагогические статьи/Под ред. Б.В.Гнеденко. -М.: АПН РСФСР, 1963. 204 с.
377. Чекмарев Е.Ф., Снигирев В.Т. Методика арифметики. Изд. 12-е.- М.: Учпедгиз, 1962. 328 с.
378. Черкасов P.C. О методической подготовке учителя математики в педагогическом вузе//Математика в школе.-1976.-№5.-С.80-84.
379. Чичигин В.Г. Методика преподавания арифметики. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1952.-312 с.
380. Чичигин В.Г. Методика преподавания геометрии. Планиметрия.- М.: Учпедгиз, 1959. 392 с.
381. Чичигин В.Г. Методика преподавания тригонометрии. М.: Учпедгиз, 1954. — 339 с.
382. Чунаева A.A. Категория цели в современной науке и её методологические значение: цель и деятельность. Л.: ЛГУ, 1979. -147 с.
383. Шамардин В.Н. О соотношении методологии и практики //Советская педагогика. 1990. — №10. — С. 78-80.
384. Шамова Т.И. Активизации учения школьников. М: Педагогика, 1982. — 208 с.
385. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981.-208 с.
386. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. — 232 с.
387. Шевченко И.Н. Методика преподавания арифметики в 5-6 классах. М.: АПН РСФСР, 1961. — 390 с.
388. Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного, всеобщего. М.: Высшая школа, 1973. — 272 с.
389. Шилова О.Н. Исследование и практическое использование функций методической теорий в процессе подготовки учителя физики: Автореф.дис.канд.пед.наук. Л., 1987. — 15 с.
390. Шохор-Троцкий С.И. Методика арифметики: 5-е изд. М.: — Л.: Учпедгиз, тип «Печатный двор», 1935. — 344 с.
391. Шубинский B.C. Практическая значимость методологии педагогики//Советская педагогика. 1989. — №10. — С. 84.
392. Шустеф Ф.М. Общая методика преподавания математики: В 2-х частях: 4.1. Минск: Вышэйшая школа, 1969. — 235 с. — 4.2. -1975.-270 с.
393. Шварцман З.О. Подготовка учителя математики в университете. Томск: ТГУ, 1983. — 95 с.
394. Щедровицкий Г.П. принципы и общая система методологической организации системно-структурных исследований и разработок/Ежегодник «Системные исследования за 1981 г.». -М.: Наука, 1981. С. 193-227.
395. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда учителя/Психология труда и личности учителя. -Л., 1976. Вып.1.-С. 3-29.
396. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
397. Эрдниев П.М. Преподавание математики в школе. М.: Просвещение, 1978. — 303 с.
398. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.: Просвещение, 1986. — 254 с.
399. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука,1978.-391 с.
400. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика,1979. -144 с.
401. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: ЛГУ, 1988. — 160 с.
Диссертации по математике
Математика, наука предметом изучения которой являются связи и отношения, связанные с количеством и формой пространства реального мира.
Математика неразрывна с техническими и естественными науками, однако ее пределы постоянно расширяются, что дает большую возможность для исследований.
Но роль и значение математических системы, анализов и методик в многообразных случаях отличаются. Ни одна установленная математическая схема не имеет ограничения в своих возможностях.
В связи с этим процесс исследования конкретного реального явления проходит постоянно в соревновательной конкуренции двух направлений; с одной стороны, определение формы анализируемых явлений и логического обоснования этой формы, с другой стороны, обнаружения обстоятельств, не входящих в общепринятые формы. После этой процедуры следует плавный переход к изучению более новых форм явлений, которые в полном объеме охватывают весь процесс
Если вы хотите заказать диссертацию по математике, то вначале будет проведена процедура определения актуальности темы и рациональность ее рассмотрения, которая содержится в нахождении новых форм, результатов по какой-либо острой научной проблеме или вопросу.
Аспиранту или соискателю будут предложены новейшие разработки, алгоритмические описания и математические доказательства того или иного утверждения или гипотезы. А в последующем вы получите готовую работу, подтверждающую фактически ваши теории.
Подробности об условиях написания диссертации вы сможете узнать по телефону или в разделе «Гарантии».
Современные диссертационные исследования: теория и методика обучения математике
УДК 372.8: 51
СОВРЕМЕННЫЕ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Утеева Роза Азербаевна,
доктор педагогических наук, профессор, e-mail: R.Uteeva@tltsu.ru ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»,
г. Тольятти, РФ
Uteeva Roza,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Togliatti State University, Togliatti, Russia
I…….
В статье представлен краткий обзор тем защищенных диссертаций по специальности 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания математике за 2022-2020 годы.
Обозначены актуальные направления исследований, сделан вывод о том, что важным принципом разработки тематики и содержания диссертационных исследований должна стать методология и теория методики обучения математике.
Ключевые слова: диссертация, теория и методика обучения и воспитания математике.
Постановка проблемы. Проблема подготовки аспирантов по специальности 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания математике в настоящее время требует серьезного обсуждения в связи с определением аспирантуры, как третьего уровня высшего образования (Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).
Анализ научной литературы [1, 2, 5] свидетельствует о том, что большинство авторов в качестве основных проблем подготовки кадров высшей квалификации отмечают отсутствие мотивации у аспирантов к своевременной защите диссертаций, несогласованность программ подготовки второго (магистратуры) и третьего (аспирантуры) уровней высшего образования, нехватку времени на проведение исследования в связи с совмещением учебы в очной аспирантуре с работой на пол-
ную ставку, превышение доли образовательной составляющей по отношению к научно-исследовательской подготовке и другие.
Несмотря на увеличение числа аспирантов в российских вузах, существенно снизилось количество защит кандидатских и докторских диссертаций по указанной специальности, что также свидетельствует о существенном кризисе в подготовке молодых научных кадров.
Цель статьи — на основе данных сайта ВАК РФ [6] и сайтов диссертационных советов вузов сделать обзор тематики защищенных диссертаций, соотнести их с паспортом специальности, выделив условно актуальные направления современных исследований в области теории и методики обучения математике.
Изложение основного материала. Результаты обзора тем защищенных кандидатских диссертаций за три последних
года представлены ниже. Заметим, что за этот промежуток времени была защищена только одна докторская диссертация по теме «Теоретико-методологические основы профессионально-методической подготовки будущего учителя математики к исследовательской деятельности в условиях кредитного обучения в педвузе», автор которой — Раджабов Тагоймурод
Бобокулович (Таджикский государственный педагогический университет им. Сад-риддина Айни).
Анализ тем кандидатских диссертаций позволяет распределить их по нескольким актуальным направлениям исследований.
1. Развивающие и воспитательные возможности учебного предмета «Математика» (уровень общего образования).
Таблица 1 — Темы кандидатских диссертаций, отнесенные к первому направлению исследований
№ ФИО Название диссертации Научный руководитель Место и год защиты
1 Беребердина Обогащение регуляторного Д.п.н., проф. ФГБОУ ВО
Светлана опыта учащихся 7-9 классов в Боженкова «МПГУ»,
Петровна обучении алгебре Людмила Ивановна 2022 г.
2 Дьячковская Этнометодическая система Д.п.н., доцент ФГБОУ ВО
Мотрена обучения математике учащих- Тарасова «Орловский гос.
Давидовна ся школ малочисленных Оксана университет им.
народов Севера (на примере Республики Саха (Якутия)) Викторовна И.С. Тургенева» 2022 г.
3 Журавлев Развитие универсальных Д.п.н., проф. ФГБОУ ВО
Иван учебных действий школьни- Гейн «Уральский гос.
Александрович ков при обучении математике Александр педагогический
на основе принципа наглядности Георгиевич университет», 2022 г.
4 Павлова Исследовательское обучение Д.п.н., проф. ФГБОУ ВО
Мария математике учащихся основ- Шабанова «Елецкий гос.
Александровна ной школы во внеурочное Мария университет
время с использованием си- Валерьевна им. И.А. Буни-
стемы динамической геомет- на», 2022 г.
рии
5 Утюмова Формирование алгоритмиче- Д.п.н., доцент ФГБОУ ВО
Екатерина ских умений у детей до- Воронина «Уральский гос.
Александровна школьного возраста в процес- Людмила педагогический
се обучения математике Валентиновна университет», 2022 г.
6 Фирер Развитие познавательных уни- Д.п.н., проф. ФГАОУ ВО
Анна версальных учебных действий Далингер «Сибирский
Владимировна учащихся основной школы Виктор федеральный
при обучении понятиям фун- Алексеевич университет»,
кциональной линии алгебры 2022 г.
средствами визуализации
7 Миршоев Формирование исследова- Д.п.н., проф. Таджикский гос.
Абдушахид тельских компетенций у уча- Шодиев педагогический
Абдулмумино-вич щихся в процессе обучения алгебре в 7 — 9 классах средней школы Махмад Султонович университет им. Садриддина Айни, 2020 г.
8 Табинова Формирование готовности К.п.н., доцент ФГАОУ ВО
Ольга выпускников школ к продол- Шашкина «Сибирский
Александровна жению математического обра- Мария федеральный
зования в вузе Борисовна университет», 2020 г.
2. Компетентностный подход и профессиональная подготовка студентов в процессе обучения математике (уровень профессионального образования).
Таблица 2 -Темы кандидатских диссертаций, отнесенные ко второму направлению исследований
№ ФИО Название диссертации Научный руководитель Место и год защиты
1 Есин Роман Витальевич Формирование математической компетентности бакалавров направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» в электронной среде К.т.н., доцент, Вайнштейн Юлия Владимировна ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», 2022 г.
2 Мечик Софья Валерьевна Профессиональная ориентация будущих инженеров нефтеперерабатывающей промышленности в процессе обучения математике Д.п.н., проф. Липатникова Ирина Геннадьевна ФГБОУ ВО «Уральский гос. педагогич. университет», 2022 г.
3 Растопчина Оксана Михайловна Контекстный подход к формированию прогностической компетенции при обучении высшей математике студентов естественнонаучного направления Д.п.н., проф. Нижников Александр Иванович ФГБОУ ВО «МПГУ», 2022 г.
4 Степкина Мария Алексеевна Методика формирования готовности студентов первого курса к изучению математики в вузе Д.п.н., доцент Байгушева Инна Анатольевна ФГБОУ ВО «Волгоградский гос. соц.-педагогич. университет», 2022 г.
5 Шмонова Марина Александровна Контекстные математические задачи как средство развития исследовательской деятельности студентов медицинских специальностей в вузе Д.п.н., проф.Назиев Асланбек Хамидович ФГБОУ ВО «Орловский гос.университе т им. И.С. Тургенева», 2022 г.
6 Торопова Светлана Ивановна Методика реализации профессиональной направленности обучения математике студентов экологических направлений подготовки Д.п.н., проф. Калинин Сергей Иванович ФГБОУ ВО «МПГУ», 2020 г.
7 Клунникова Маргарита Михайловна Развитие вычислительного мышления студентов в процессе обучения дисциплине «Численные методы» Д.п.н., проф. Пак Николай Инсебович ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», 2020 г.
3. Подготовка и переподготовка учителей
Таблица 3 -Темы кандидатских диссертаций, отнесенные к третьему направлению исследований
№ ФИО Название диссертации Научный руководитель Место защиты
1 Курбанов Сулейман Раджабекович Методические основы эффективности системы переподготовки и повышения квалификации учителя математики (на примере Республики Таджикистан) Д.п.н., профессор Нугмонов Мансур Таджикский гос. педагогический университет им. Садриддина Айни, 2020 г.
4. Информационно-коммуникационные технологии при обучении математике.
Таблица 4 -Темы кандидатских диссертаций, отнесенные к четвертому направлению исследований
№ ФИО Название диссертации Научный руководитель Место и год защиты
1 Ризоев Эхсонхон Саидович Теоретико-методические основы применения информационно-коммуникационных технологий при обучении высшей математике в условиях кредитной системы обучения в высших учебных заведениях Д.п.н., проф. Исламов Озод Азимович Таджикский гос. педагогический университет им. Садриддина Айни, 2022 г.
5. Дифференциация и дифференцированное обучение математике
Таблица 5 -Темы кандидатских диссертаций, отнесенные к пятому направлению исследований
№ ФИО Название диссертации Научный руководитель Местозащиты
1 Махмудшехова Мавзуна Абду-валиевна Методические особенности реализации дифференцированного обучения математике в начальных классах К.п.н. Рабиев Саторберди-Мавлонович Таджикский гос. педагогический университет им. Садриддина Ай-ни
2 Рахимов Амон Акпарович Методика организации индивидуальных работ студентов по математике в условиях кредитного обучения в техническом вузе Д.п.н., проф. Нугмонов Мансур Таджикский гос. педагогический университет им. Садриддина Ай-ни, 2020 г.
Выводы. На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что по сравнению с периодом до 2022 года, резко
уменьшилось количество защищенных диссертаций по теории и методике обучения и воспитания математике.
Научным руководителям необходимо не только активизировать подготовку аспирантов и докторантов. Прежде всего, следует поднять престиж современной аспирантуры, статус ученых-методистов. Актуальные темы научных исследований в области математического образования должны быть связаны с «новыми» подходами к подготовке бакалавров и магистров в качестве учителей математики; с разработкой электронно-образовательных контентов по математике для школьников и студентов; новых форм и методов работы с одаренными школьниками; методических концепций в рамках дополнительного математического образования.
Важным принципом при формулировании тематики и определения содержания диссертационных исследований, его основой должна стать методология и теория методики обучения математике, разработанная Г.И. Саранцевым и его научной школой [3, 4].
1. Красинская Л.Ф.Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? / Л.Ф.Красинская, А.С. Климова // Высшее
образование в России. — 2020. — Т. 29. — № 3. -С. 24-36.
2. ОдинецВ.П.О некоторых проблемах подготовки аспирантов по теории и методике обучения математике / В.П. Одинец // Вестник Московского университета. — Серия 20: Педагогическое образование. — 2022. -№ 4. — С. 3-8.
3. Саранцев Г.И. Диссертационные исследования по методикам в свете современной методической науки /Г.И. Саранцев // Педагогика. — 2022.- №4. — С.11-20.
4. Саранцев Г.И.Методология методики обучения математике: Монография /Г.И. Саранцев. — Саранск, 2001. -144 с.
5. Утеева Р.А. Актуальные проблемы подготовки аспирантов по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания математике / Р.А. Утеева // Современное математическое образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции посвященной 80-летнему юбилею д.п.н., проф.КГ. Кожабаева. — Кокше-тау, КГУ им. Ш. Уалиханова, 2022. — С.37-41.
6. Сайт ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. — Режим доступа: https://vak.minobmauki. gov.ru.
Abstract. Uteeva R. MODERN DISSERTATION STUDIES: THEORY AND METHODS OF TEACHING MATHEMATICS. The article presents a brief overview of the topics of the defended dissertations in the specialty 13.00.02 — Theory and methods of teaching and educating mathematics for 2022-2020. Current research areas are identified, and it is concluded that the methodology and theory of teaching methods in mathematics should become an important principle for selecting the subject and content of dissertation research.
Keywords: dissertation, theory and methodology of teaching and educating mathematics.
Статья поступила в редакцию 23.10.2020 г.