Арт терапия как средство развития творческих способностей младших школьников

Арт терапия как средство развития творческих способностей младших школьников Диссертации

1 Организация и методы исследования

На основе анализа теоретических исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников нами была поставлена цель опытно-экспериментального исследования — составить и апробировать программу развития творческих способностей младших школьников при помощи арт-терапии. В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи опытно-экспериментального исследования:

Изучить особенности проявления показателей творческих способностей младших школьников (гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) в экспериментальной и контрольной группе.

Разработать и апробировать развивающую программу с использованием средств арт-терапии.

Оценить результативность программы.

Сформулировать выводы по проведенному исследованию.

Цель опытно-экспериментального исследования — определение эффективности использования методов арт-терапии в развитии творческих способностей младших школьников.

Описание базы исследования:

В исследовании принимали участие 40 учащихся начальной школы в возрасте 8-9 лет. Все они составляют группу учащихся двух вторых классов, где обучение ведется по развивающей программе “Школа 2100”.

20 учащихся составляют экспериментальную группу, где после исследования показателей творческих способностей будет апробирована развивающая программа. И 20 учащихся другого класса составляют контрольную группу. Контрольную группу мы взяли для подтверждения гипотезы.

Целесообразность выбора данной группы испытуемых обусловлена многими теоретическими и практическими обоснованиями. Младший школьный возраст является сенситивным в развитии личности ребенка. Согласно данным педагогической психологии известных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева данному возрасту соответствуют определенные психические новообразования — одно из них — учебная деятельность. И это вполне понятно, имеется немало свидетельств, указывающих, что обучаемость младших школьников в некотором отношении превосходит обучаемость школьников последующих классов.

В процессе выполнения учащимися учебной деятельности, происходит систематическое решение учебных задач посредством учебных действий, что способствует развитию у них мыслительного анализа, рефлексии и планирования как основных компонентов теоретического мышления, что и является объектом нашего исследования. Как справедливо замечал В.В. Давыдов, что не всякая учебное занятие способствует этому развитию. Этому развитию способствует развивающая учебная деятельность, что вполне обосновывает выбор данной группы испытуемых, обучающихся по развивающей программе.

Одним из научных руководителей данной программы является А.А. Леонтьев. Ниже приведем его выдержки по поводу принципов построения данной программы.

Развивающая программа, по мнению А.А. Леонтьева, формирует творческие способности и потребности в творчестве. Будь оно научным или техническим, художественным или социальным, этическим или педагогическим. Она ориентирует ребенка на самоопределение и само актуализацию.

Программа опирается на развивающую парадигму образования. Один из принципов этой программы, который наиболее интересен нам — креативный. Путем реализации креативного принципа является проблемное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний.

Таким образом, система обучения способствует созданию у ребенка — гибкости ума, самостоятельности ума, творчества, перехода мышления на новую и более высокую ступень.

Тематический план

1. Раскрыть специфику развития творческих способностей младших школьников средством арт-терапии.

2. Осуществить отбор содержания, выбор форм, методов работы по программе арт-терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника.

3. Апробировать программу.

Для выполнения развивающей деятельности была взята экспериментальная группа школьников.

Занятия показали, что групповая деятельность проходила хорошо. Ребята умеют общаться, слушать друг друга, предлагать идеи. Сложно было упорядочить деятельность ребят, когда необходимо было выслушать все идеи, рассмотреть все работы. Хотелось всем быть ведущим в игре, помощниками тренера.

Эффективность программы по развитию творческих способностей младших школьников была оценена повторной диагностикой, затем сравнительным и корреляционным анализом.

Количественные результаты повторной диагностики представлены в сводных таблицах в приложении знаменателем дроби.

Повторная диагностика проводилась по методике “Предложение”, “Незавершенные фигуры”.

Для проведения сравнительного и корреляционного анализа сформулируем гипотезы.

Н 0 — Если не использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия со средствами арт-терапии, то развитие творческих способностей в условиях школьного обучения не будет происходить успешно.

Н 1 — Если использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия со средствами арт-терапии, то развитие творческих способностей в условиях школьного обучения будет происходить наиболее успешно.

Таблица № 1. “Сравнительный анализ эффективности развивающей деятельности”

Из таблицы видно, что низкая эффективность наблюдается по показателю “гибкость”. Возможно, это связано с тем, что гибкость зависит от широты кругозора, от накопления и расширения теоретических знаний. А развивающие занятия этого не обеспечивали.

30%= 0, 886

ц*= (1, 772-0, 886)* v(12*6/12+6)= 1.808

ц*=(2,362-0, 737) *v(16*5/16+5)=3,16

ц*? 1,64 (р?0,05), ц*?2,31 (р?2,31)

Таким образом, наша гипотеза о том, что если использовать средства арт-терапии для развития творческих способностей младших школьников, то развитие творческих способностей в условиях школьного обучения будет происходить наиболее успешно, подтверждается, что и следовало доказать.

Выводы по 2 главе

Наше исследование проходило в несколько этапов соответственно намеченным практическим задачам.

Первый этап исследования — изучить особенности проявления показателей творческих способностей младших школьников (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) в экспериментальной и контрольной группе.

При исследовании креативности был использован тест Е.П. Торренса, который позволяет измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Е.П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды. Определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположение и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их и снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.

При обнаружении отсутствия информации или дисгармонии ее элементов у человека возрастает чувство напряженности, которое заставляет искать пути его ослабления. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решения. Напряжение не спадает до тех пор, пока о решении не будет сообщено кому-либо. В соответствии с данным определением Е.П. Торренсом были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса.

Изучение и анализ литературы показал, что о вопросе формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста много говорят и пишут.

Зарубежные психологи, определяют творческие способности через характеристики процесса, исследуют преимущественно дивергентные продукты.

В отечественной психологии развиваются направления, ведущие преимущественно исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем (мыслительных задач).

Сходной линией в изучении творческих способностей является понимание того, что творчество обязательно предполагает хороший уровень интеллектуального развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи определяют значимым фактором и условием порождения и решения творческих проблем соответственно организованную учебную и вне учебную деятельность школьника.

Одним из современных направлений в развитии творческих способностей младших школьников является арт-терапия. Она содействует творческому самовыражению личности ребенка.

Структура творческих способностей, представленная отдельными ее показателями (гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) является неоднородной в своем проявлении. Младший школьный возраст располагает благоприятными возможностями для проявления креативности: хорошая мотивационная активность, гибкость мышления при решении проблем, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам. Все это характерно для потребностей детей в творчестве. Уже у младшего школьника мы можем наблюдать различие между двумя аспектами творчества, с одной стороны, как творчество в области создания новых идей (мыслители-оригиналы, разрабатывают идею теоретически), и, с другой стороны, — как творчество в разработке идей (мыслители-разработчики, разрабатывают практическую реализацию идеи). Высокая мотивационная активность и гибкость мышления не позволяли детям останавливаться на детальной разработке идей. Проявление некоторыми испытуемыми низкого уровня показателей творческих способностей не является свидетельством отсутствия творческого потенциала.

Младшие школьники лучше предлагают творческие идеи на невербальном материале, нежели вербальные. Это связано с тем, что в рисунке ребенок может лучше выразить свои способности. Так же невербальные задания представляют меньше рамок и ограничений по сравнению с вербальными.

Использование средств арт-терапии способствует более успешному развитию творческих способностей школьников. Гибкость мышления развивается лучше в процессе предметного изучения школьного материала.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза, получила свое подтверждение.

Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во вне учебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д.

Наше исследование будет интересным и полезным в педагогической и психологической практике. Оно позволит организовать деятельность по развитию творческих способностей школьников на разных возрастных этапах.

Перспективами исследования может стать организация работы по развитию творческих способностей со школьниками подросткового возраста.

Список используемых источников и литературы

«Я — ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ПЛАНЕТЕ»

знакомство детей друг с другом и психолога с группой;

создание доброжелательной атмосферы на занятиях;

первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация».

Дети заходят в кабинет, располагаются.

«Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничего не мешало, сосредоточить все свое внимание. Пока мы тут с вами болтали, смеялись, вокруг нас происходило много событий. В соседней группе дети готовились к занятию, цветок рос, машина ехала, птица летела мимо окна, на втором этаже двигали стул, на станцию прибыл поезд, над городом пролетел самолет. И все это одновременно, но мы ничего этого не осознаем, не слышим. Человек не может, конечно же все видеть и слышать сразу. Давайте попробуем сейчас сосредоточиться на чем-то одном».

Дети с закрытыми глазами поочередно слушают звуки на улице, в кабинете, в коридоре; ощущения того, как одежда прикасается к телу, как растут на голове волосы.

То же самое очень искренне говорится о каждом ребенке. В этот момент психолог обращается к группе на «ты». «Ты на свете один такой единственный, второго такого существа нет нигде, сколько бы мы ни искали». «Существо» произносится очень нежно, с восторгом, как слово «чудо».

Читайте также:  Как составить план магистерской диссертации? Образец плана

«Давайте, наконец, познакомимся. Чтобы все видели друг дружку, сядем в кружок».

Дети по кругу называют сначала имена всех уже представившихся, а затем свое имя. Психолог завершает круг, сначала называя по именам всех детей, а затем свое имя.

«Замечательно, оказалось, что у всех вас есть прекрасные имена. Ну-ка, дайте я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У всех есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все одинаковые».

Психолог выдерживает выразительную паузу на слове «одинаковые», давая детям возможность прийти в себя и возмутиться. Когда они возмутились: «Мы разные», психолог говорит:

«Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши, и т. п. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убедили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь друг от друга». Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внутренний мир. Внутренний мир выводится отдельно.

«Что такое внутренний мир? То есть понятно, что такое внешний мир. Это природа, небо, солнце. А внутренний? На самом деле в нашем внутреннем мире тоже есть небо, солнце. И если на солнышко находят тучки — настроение портится, идет дождь — бегут слезки, светит солнышко — хорошее настроение, поем песенки. От того, какое у нас настроение, зависит почти все остальное. В плохом настроении проявляются те черты характера, которые, может быть, не проявляются в хорошем. У «внешности» в плохом настроении надутые губы, все привычки отодвинуты в сторону, человек грустит, в мяч не гоняет, в куклы не играет (все говорится капризным тоном).

Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты.

А как выглядит веселый человек? Прыгучесть повышенная, все встали, вот мы веселые, попрыгали, хочется обнять все небо, руки раскинули, вот устали.

Как выглядит уставший человек? Уф, выдохнули, пополам согнулись, руки тяжелые, упали, все, лежим, отдыхаем.

Чтобы представить себе, кто мы такие, какие мы удивительные и уникальные, ни на кого не похожие, давайте мы дома, как только проснулись, только-только открыли глазки, не причесываясь, не умываясь, сразу же подбежим к зеркалу. Удивимся себе — кто же мы такие, какие мы интересные, ой какие у меня замечательные веснушечки, какие реснички, ой какие у меня зубки. Вы посмотрите на себя в зеркало и расскажете потом мне, кого вы там увидите, что вам понравится, что нет. А сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!»

ЗАНЯТИЕ 2. «АССОЦИАЦИИ»

пары предметов, одинаковых по сути, но разных по характеру, внутренней динамике — одинаковые вазы разных цветов, одинаковые колокольчики с разными голосами и т. д.;

цветные карандаши, краски;

кассета с аудиозаписью спокойной музыки.

«Здравствуйте, ребята! Итак, здесь собрались замечательные человечки, неповторимые и единственные. Один не похож на другого, хотя кое-что общее у них все-таки есть. Что же у вас одинаковое? Чем вы можете быть похожи между собой? А похожа, допустим, вот эта дверь и эта дверь между собой и чем они отличаются? А характеры у этих дверей — одинаковые или разные?»

Таким же образом сравниваются приготовленные пары предметов. Эта работа проводится столько времени, сколько потребуется группе для понимания ассоциации, мысли психолога о разных характерах.

«Согласитесь ли вы, что каждый предмет в этом кабинете имеет свой характер? И любая вещь в мире вообще имеет свой характер: чемодан, дерево, цветок и т. п. У разных чемоданов разные характеры, у каждого дерева свой характер.

А у вас у каждого тоже свой характер? Отзывчивый, трудолюбивый, ласковый, добрый. У всех вас разные характеры. Если у вас разные характеры, но вы бываете, друг на друга похожи, и у вещей характеры разные, но они тоже бывают друг на друга в чем-то похожи, могут ли вещи быть похожи на людей? Вот этот цветок может быть похож на эту девочку? Такой же пушистый, кудрявый. А вот этот мячик на этого мальчика? Такой же веселый, попрыгунчик. Если приглядеться к нашему миру, то можно подсмотреть много похожих моментов, из которых складывается волшебное слово «ассоциация». Вот, например, этот мальчик ассоциируется у меня с грибочком, который сидит и выглядывает из травки. А эта девочка ассоциируется у меня с бабочкой, которая сложила крылышки и отдыхает на цветочке.

Ассоциируется — значит, вызывает у меня похожее ощущение, чувство, когда я на него смотрю. Представьте белочку, прыгающую с дерева на дерево: веселая прыгающая белочка. И представьте девочку, прыгающую на скакалке. Будут похожи белочка и девочка? Это ассоциация с животным. Давайте попробуем найти ассоциацию с погодой. Мальчик бежал, упал, разбил коленку, заплакал. Тучки небо затянули, дождик идет. Мальчик два раза носом шмыгнул и улыбнулся, наконец. Ветерок подул, тучки рассеялись, солнышко выглянуло. Солнышко блестит, мальчик улыбается. Похожее настроение?

Ассоциации ищутся именно по настроению и по характеру. Ворчливый шмель похож на дедушку, потерявшего очки, звенящий ручеек похож на голосок младшей сестренки, строгая серая шляпа похожа на папу во время работы, тепленькая варежка похожа на мамин голос».

В центре детского круга ставится любой предмет. Психолог подходит за спиной к каждому ребенку и предлагает ему вариант ассоциации с этим предметом (с погодой, настроением и т. п.).

Затем включается запись спокойной музыки, дети ложатся и закрывают глаза.

3 Развитие творческих способностей посредством арт-терапии

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания — психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее источником выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических уроков клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность.

Определение средств развития

Слово “арт-терапия” стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл, для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое “сопровождение” клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно социализирующую, развивающую и психопрофилактическую нацеленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе.

Используемые в настоящее время в разных странах характер и пути арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. Источник для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены такими авторами, как E. Кейн, В. Ловенфельд. Эти авторы рассматривают изобразительную деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его познавательной и эмоциональной сфер и видят в ней богатый потенциал для развития его творческих способностей.

Классическими работами в области детской арт-терапии стали работы Э. Крамер “Арт-терапия в сообществе детей”, “Арт-терапия с детьми” и “Детство и арт-терапия”. Эти книги отражают взгляды Э. Крамер на природу детского художественного творчества и его психотерапевтические способности. Опираясь на психоаналитическое осознание хода психического развития и творческой активности, Э. Крамер в значительной мере связывает ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит подготовка психических процессов и постепенный перевод от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным.

Многие авторы описывают свою работу с разными группами детей, проводимую как в школе, так и в клинических условиях. Они приводят ряд примеров групповой арт-терапии с детьми разного возраста. Эти примеры свидетельствуют о том, что размер арт-терапевтической группы определяется возрастом детей и степенью их эмоциональных и поведенческих нарушений. Однако данные ученые во всех случаях отдают преимущество, свободному формату работы, предоставляя детям значительную свободу действий.

Отечественный опыт применения арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Л.А. Аметовой, А.В. Гришиной, Т.А. Добровольской, Л.Н. Комиссаровой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой.

Подобные документы

Арт терапия как средство развития творческих способностей младших школьников

Арт-терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

«Закрыли глазки. Где-то за стенами нашего сада бегут машины, шумят деревья, в траве прыгают кузнечики, с цветка на цветок перелетает пчелка. Где-то плавают рыбки среди водорослей, где-то еще дальше река впадает в океан, в океане плавают киты, дельфины, над океаном парят чайки.

С высоты полета чайки виден островок посреди океана, на острове растут пальмы, на пальмах бананы, под пальмой сидят обезьянки, симпатичные, грызут бананы, между пальмами летают яркие разноцветные попугаи.

Наш мир состоит из множества красок, наполнен множеством существ и предметов. Все они очень разные, но у всех у них найдется что-то общее. Среди всего разнообразия нашей планеты разыщите, пожалуйста, предметы, растения или животных, которые похожи на вас. Может быть, это даже будут такие существа и такие растения, которых никто никогда не видел. Поищите и запомните их». Психолог просит детей открыть глаза и, не вставая, потянуться, поменять позу, посмотреть на себя.

«А теперь нарисуйте, пожалуйста, то, что вы нашли похожим на вас в вашем путешествии».

Включается спокойная музыка и дети рисуют свои ассоциации. Затем проводятся выставка рисунков и их обсуждение; на этом занятие заканчивается.

ЗАНЯТИЕ 3. «НАШИ ИМЕНА»

гуашь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки;

вырезки из журналов;

аудиокассета с записью спокойной музыки.

У меня в руках клубочек. Каждый из вас будет брать его в руки, и наматывать ниточку на свой стульчик, произнося свое имя. Все остальные в это время постараются придумать и назвать как можно больше ласковых имен для своего товарища». Когда ласковые имена будут названы, ребенок, для которого их придумывали, выбирает то, которое ему понравилось больше всего. Затем перекидывает клубок тому товарищу, который назвал это имя. И так до тех пор, пока каждый из детей не выберет себе ласковое имя. В процессе игры психолог помогает закрепить нитку за стульчик, создавая тем самым «паутинку». Дети, которые вторично получили клубок, просто обматывают нитку вокруг своего стульчика и передают клубок дальше.

Читайте также:  Значение здорового образа жизни в формировании здоровья студента реферат

«Вы молодцы! Все действовали дружно и поэтому соткали такую чудесную «паутинку» из наших имен! Теперь нам осталось только пройти через нее, чтобы наполниться волшебной силой. В добрый путь!»

Дети по очереди перелезают через «паутинку», помогая друг другу.

«Вот мы и добрались до страны Имени и находимся в самом ее сердце. Слышите, волшебные звуки музыки уже встречают нас. Давайте присядем и приготовимся к встрече со своим именем. Закройте глаза и представьте себе, на что похоже имя, как оно выглядит. Из чего оно сделано? Какие в нем есть цвета? Как оно пахнет? Как звучит? Как двигается? Внимательно послушайте, что нашепчет вам музыка страны Имени. В какую тайну вас посвятит». Слушаем музыку еще 1—2 минуты.

«А теперь, используя эти волшебные предметы (гуашь, карандаши и т. д.), давайте изобразим портреты ваших имен, чтобы все могли не только услышать, но и увидеть ваши чудесные имена. Выбирайте, что вам нравится, и приступайте к работе».

Включается спокойная музыка, и дети начинают рисовать. После завершения работы они садятся в круг и представляют свое имя.

«Вы молодцы! Вы были очень внимательными и смогли познать тайну своего имени. А сейчас пора возвращаться. Нам нужно вновь пройти через «паутинку» имен. Но вначале совершим круг почета своим именам».

Дети проходят круг под музыку, держа перед собой портреты.

«Спасибо, чудесная страна, и до свидания!» Дети выходят из сказочной страны так же, как и входили, — пройдя через сказочную паутинку.

«А как вас называют дома? У каждого из вас наверняка есть любимое и нелюбимое имена. Давайте каждый из вас дома с помощью мамы сделает рисунок или аппликацию «Ромашка». В центр цветка вы впишете свое имя, на лепестках — ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке — имя, с которым мама обращается к вам, когда сердится. На лепесток с обращением, которое вам нравится больше всего, наклейте божью коровку. До свидания!»

ЗАНЯТИЕ 4. «МОЯ СЕМЬЯ»

«Здравствуйте! Давайте сыграем с вами в игру «Любящие родители»».

Дети делятся на пары. Звучит колыбельная. Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка папе. Теперь он качает малыша, а мама глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.

«Спасибо, у вас очень здорово получилось. А как вас укладывают спать ваши мама и папа? Вы хотели бы, чтобы вас тоже так укачивали ваши родители? Какая у вас семья? Кто с вами живет? Давайте сейчас каждый из вас нарисует свою семью и расскажет о ней. Но, прежде чем вы начнете рисовать, давайте поиграем».

Психолог играет с детьми в игру «Верно — не верно!».

«Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.

Семья — это все мои друзья и знакомые.

Семья — это я.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка — это мама моей мамы.

Дедушка — это папа моего папы.

Семья — это люди, которые любят друг друга.

Бабушка и дедушка — это мои родители.

Я — дочь мамы и папы.

Всем людям нужна семья.

Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья. Как раз сегодня мы и будем рисовать свою семью».

Дети рисуют три рисунка на тему «Моя семья»: «Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев». Во время рисования можно включить спокойную музыку.

После того как рисунки готовы, дети рассказывают о них, и занятие заканчивается.

ЗАНЯТИЕ 5. «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

пластмассовые баночки 0,5 л;

ветошь для обтирания рук;

«волшебный мешочек» с мелкими предметами;

«Доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрем свою ладошку о ладошку соседа слева. Мы потремся ладошкой с Сережей. Доброе утро. Ира потрется ладошкой с Дашей. А теперь давайте поздороваемся плечами, спинами, лбами. Замечательно!

Сегодня я хочу предложить вам самим стать волшебниками и отправиться в сказочное путешествие в волшебную страну. Но в эту страну можно попасть только с помощью волшебного кольца, которое мы сейчас будем передавать друг другу».

Дети по кругу передают друг другу кольцо (желательно перстень с массивным и красивым камнем).

«Вот мы с вами и в волшебной стране. Каждый из вас превратился в маленького волшебника. А ведь у каждого вол волшебника есть какие-то волшебные вещи, верно? И сегодня мы все вместе тоже создадим волшебство — волшебные краски, чтобы в сказочной стране всегда царило хорошее сказочное настроение. Вы готовы приступить к работе? Тогда начнем. Вот наш сказочный поднос со всеми необходимыми вещами (на подносе стоит мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ЕВА). Возьмите в руки стаканчик с мукой. Давайте познакомимся с ней, размешайте ее ручками. Какая мука на ощупь? (мягкая, холодная). Дайте ей частичку своего тепла, вдохните в нее волшебную силу, и она станет тепленькой. У кого уже тепленькая? Теперь мы добавим соль. Возьмите пятью пальчиками и смешайте с мукой. Мука никогда не встречалась с солью, она ее боится. Надо их подружить. Перемешиваем. А теперь в наш сосуд мы добавим волшебный эликсир и снова все хорошенечко перемешиваем (каждому ребенку на ладошку наливаем столовую ложку масла). Волшебный эликсир придаст нашей краске блеск. Теперь будем добавлять «живую воду», чтобы у нас получилась настоящая волшебная краска. Подружите воду с содержимым нашего сосуда, перемешайте хорошо, чтобы у нас получилась настоящая волшебная краска. Перемешайте хорошо, чтобы не оставалось комочков, иначе краска может не получиться (добавляем воду, чтобы тесто было жидким до густоты сметаны). Теперь мы добавим клей ПВА, чтобы наши картины были прочными и хорошо приклеились к картону. Снова хорошо перемешиваем. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей Волшебной краске цвет. Выберите себе гуашь, которая вам нравится, и добавьте не немножко в краску.

Вы молодцы! Вы сотворили настоящее волшебство: изготовили Волшебные краски. Это краски для всех. Давайте поставим их в центр. Сейчас мы испробуем наши Волшебные краски, и нарисуем нашу сказочную страну. Выбирайте себе материал, на котором будете рисовать. Внимательно слушайте музыку и рисуйте то, что вы чувствуете».

Детям предлагается прессованный картон разного размера, включается спокойная музыка, и дети рисуют руками.

«Какие прекрасные картины у нас получились! Они все такие разные, потому что и мы с вами тоже все разные. В этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. А таким людям никогда не бывает скучно вместе.

Но нам уже пора возвращаться. Мы сегодня были волшебниками в сказочной стране. Мы учились творить Волшебные краски. Мы получили бесценный опыт радости от совместной работы. Все это пригодится нам в нашей жизни. Давайте возьмем этот опыт из нашей сказочной страны. А теперь пришло время возвращаться. Наше волшебное кольцо поможет вернуться из волшебной страны домой».

Дети передают друг другу кольцо.

«Ну, вот мы и дома. Спасибо. До свидания».

ЗАНЯТИЕ 6. «СТРАНА ФАНТАЗИЯ»

«Доброе утро, ребята, я рада всех видеть! Сегодня мы поприветствуем, друг друга тихо, как капает дождик.

Ребята, что изменилось сегодня в нашей комнате? (Дети замечают, что большое зеркало закрыто тканью.) Я открою вам маленький секрет: это ворота в сказочный мир. Кто пройдет через них, тот наделяется волшебной силой и сам может творить самые разные чудеса. Итак, я предлагаю отправиться в путь».

У зеркала детей встречает Страж сказочных ворот — кукла-марионетка. Она говорит детям: «Здравствуйте, мои маленькие странники! Вы стоите у ворот сказочной страны Фантазии. Но эти ворота не простые, а волшебные. Они заколдованы тремя задачами, которые вам необходимо решить. Справитесь с ними — ворота откроются.

В одной сказочной стране есть огненная река, ничего живого не растет у ее берегов. Как можно перейти огненную реку?

За лесами, за горами, за морями и полями течет Молочная река Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается?

Перед вами Чудо-Юдо зверь диковинный. Отгадайте, каких зверей он в себя спрятал?

Ну, молодцы! Теперь я вижу, что вас можно пустить в нашу страну».

Ткань падает с зеркала, дети по одному подходят и смотрятся в зеркало. Таким образом, осуществляется «переход» в сказочный мир.

«Вот мы и добрались. Посмотрите, в стране Фантазии нас встречает главная мастерица Королевского дворца, зовут ее Искорка (психолог показывает куклу, сделанную из пластикового стаканчика). Она очень рада вас видеть, и приглашает познакомиться с жителями страны Фантазии. Давайте сейчас закроем глаза и представим, как выглядят жители этой страны. Представили? А теперь каждый из вас сможет сам создать одного из жителей этой чудесной страны и рассказать о нем. Создать жителей страны Фантазии вы сможете из материалов, которые находятся на этом столе».

Читайте также:  «Надеюсь, что Володина не сумеет украсть третью диссертацию…»

Дети с помощью психолога изготавливают кукол из стаканчиков.

«Какие замечательные жители появились в стране Фантазии! Давайте познакомимся с ними поближе».

Дети по очереди заходят за импровизированную ширму и представляют своих кукол.

«Спасибо! А сейчас нам пора прощаться с жителями страны Фантазии и возвращаться домой. Но мы еще непременно сюда вернемся и встретимся с ее жителями».

Дети выходят из страны так же, как и входили.

«На этом наше занятие заканчивается. До свидания».

Процесс изготовления куклы из стаканчика

На листе плотного картона нарисовать голову куклы, шею и руки. Шея у всех кукол длинная — приблизительно 4,5 см и шириной 1—1,5 см. Когда голова с длинной шеей и руки вырезаны, изготавливаем туловище из пластикового стаканчика (150— 200 г). В донышке стаканчика прорезается прорезь так, чтобы можно было вставить шею. По бокам делаются две прорези для рук. Дополнительно можно сделать кукле костюм, украшения и т. д. Наконец в туловище вставляются голова и руки.

Готовая кукла, словно варежка, надевается на руку ребенка, и, двигая рукой, ребенок может такой куклой манипулировать.

«Спасибо вам, ребята, большое. Вы многое узнали, многому научились, и теперь эти знания помогут вам в дальнейшей жизни, а кольцо, которое вручил вам волшебник Все вед, будет помогать каждому в трудную минуту. И пусть его не будет рядом с вами, но стоит только вспомнить наше совместное путешествие и приключения, которые вы все вместе пережили, кольцо сразу наделит вас своей волшебной силой — силой понимания и доброты».

Таблица № 1. Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов.

Таблица № 2. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения ( — ) показателей образной креативности (Российская выборка).

Средние показатели дивергентного мышления. Методика “Круги”.

Средние значения дивергентной продуктивности. Методика “Предложения”.

Сводная таблица результатов изучения образной креативности в экспериментальной группе.

Сводная таблица результатов изучения образной креативности в контрольной группе.

Сводная таблица результатов изучения показателей дивергентного мышления по методике “Круги”.

Сводная таблица результатов изучения продуктивной дивергентности.

Размещено на Allbest.ru

Понятие творчества и его роли в жизни ребенка. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Анализ методов и результатов экспериментального исследования способностей детей средствами арт-терапии у младших школьников.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)

студент 6 курса П-ПП082 группы

Заикина Елена Сергеевна

канд. педагог. наук

Манузина Елена Борисовна

Бийск — 2014

ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии

1.1 Арт-терапия как средство развития творческих способностей

1.2 Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

1.3 Развитие творческих способностей посредством арт-терапии

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста

2.3 Теоретическое обоснование программы

2.4 Оценка эффективности реализованной программы

Выводы по второй главе

Актуальность исследования. Постиндустриальный этап развития общества предъявляет качественно новые требования к человеку, обусловливает необходимость становления успешной, коммуникативной, творческой, яркой индивидуальности, что находит отражение в материалах Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекте «Современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики до 2020 года».

Формирование творчески активный личности, имеющий способность эффективно решать проблемы жизни нестандартно, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием для дальнейшего развития личности, ее успешной творческой деятельности.

В трудах местных психологов творчество выступает как наиболее характерная, специфическая особенность творческого мышления, которая отличает ее от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.

Проблема развития творческих способностей младших школьников рассматривалась в отечественных и зарубежных исследованиях Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, П.Е. Торренса и др. В данных исследованиях раскрыта сущность понятия «творческие способности», представлены особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.

При всем многообразии исследований, необходимо отметить их теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального педагогического процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся, необходимо выявить комплекс психолого-педагогических условий, разработать технологическое обеспечение его реализации. Таким образом, проблемой исследования является существующее противоречие между потребностью общества в думающих, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях гражданах и недостаточной разработанностью различных методик и подходов к развитию творческих способностей младших школьников в учреждении дополнительного образования. Данное противоречие так же определяет актуальность нашего исследования и выбор темы: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.

Исследователи подчеркивают вероятность психолого-педагогического руководства познавательной деятельностью младшего школьника в целях воспитания креативности. Для этой цели в психолого-педагогической литературе предложен ценный инструмент в деятельности образовательного учреждения — арт-терапия. Данный прием способствует удовлетворению потребности личности в самовыражении, самопознании и саморазвитии.

Целью исследования теоретически обосновать и реализовать условия развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

Объект исследования — творческие способности младших школьников.

Предмет исследования — развитие творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии.

Гипотеза исследования: использование средств арт-терапии положительно влияет на развитие творческих способностей младшего школьника.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.

Провести диагностику творческих способностей младших школьников.

Составить и апробировать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

Выявить эффективность программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

В качестве методов исследования нами были использованы теоретический анализ, тестирование, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.

Практическая значимость результаты исследования и составленная программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии, могут быть использованы в практике школьной психологической службой.

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 40 учащихся. Возраст школьников 8-9 лет, учащиеся 2 класса КГБОШИ «Бийский лицей-интернат Алтайского края».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Глава I содержит теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии. В главе II описано экспериментальное исследование творческих способностей в младшем школьником возрасте и создание условий развития творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии.

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии

Несмотря на то, что она предполагает выполнение в образовательных учреждениях, рекомендована автором к применению педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами.

На основании представленных литературных материалов можно сделать следующие выводы:

Арт-терапия представляет такой способ воздействий, который основан на занятиях изобразительной деятельностью в контексте психотерапевтических отношений (отношений клиента со специалистом в области психического здоровья).

Предметом применения арт-терапии в образовании является поддержание или восстановление здоровья учащихся и их приспособление к обстановке образовательного заведения методом реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.

Использование педагогами арт-терапевтических способов, при отсутствии у них достаточной специальной разработки в области психологического консультирования и арт-терапии следует признать неоправданным из-за отсутствия у них соответствующих знаний и навыков, необходимых для решения задач сохранения и восстановления психического здоровья учащихся.

Арт-терапия представляет собой способ коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сама операция, а не конечный продукт и его оценка. Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют обработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную безопасность и снижая противодействие изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурса, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет убежденности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, способность видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор таланта к творческому решению сложных жизненных задач.

Таким образом, арт-терапия является на сегодняшний момент одним из основных способов развития творческих способностей.

Рассмотрев арт-терапию как способ развития творческих способностей, перейдем к рассмотрению особенностей развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.

Вывод по 1 главе

Изучение проблемы творчества и творческих способностей в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований.

Творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в младшем школьном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Особенностью процесса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в социально-культурных учреждениях является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертываются на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.

Одним из эффективных средств развития творческих способностей младших школьников является арт-терапия, которая представляет такую систему воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью в контексте психотерапевтических отношений (отношений клиента со специалистом в области психического здоровья).

Глава 2. Эмпирическое исследование творческих способностей младших школьников в условиях развивающей работы

Тест “Незавершенные фигуры”, Методика Вартега “Круги”, Методика “Предложения”; анализы результатов по данным методикам; Тематический план; Коррекционно-развивающая программа.

Практические задачи исследования:

Программа состоит из 6 занятий, в которой участвуют 20 учеников младшего школьного возраста.

Оцените статью
VIPdisser.ru