Итак, в ряду наиболее значимых ценностей
студентов: связи, поддержка влиятельных
лиц; качественное образование; трудолюбие,
добросовестность; предприимчивость,
находчивость; умение устраивать свои
дела любым способом. Для сегодняшней
молодежи характерно то, что ее социальные
ориентации, личные планы тесно связаны
с привлекательностью для молодежи определенных
занятий и статусов и, как правило, она
при своей самореализации в значительной
части руководствуется этими субъективными
намерениями. Молодежь обычно ориентируется
на самые привлекательные занятия и статусы.
Сегодня в структуре субъективных
стремлений происходит их реструктуризация
под влиянием, прежде всего такого
фактора, как заработок, который
данная профессия может обеспечить.
Сегодня молодому человеку трудно найти
не только работу по специальности, в
соответствии с квалификацией, перспективную
с точки зрения продвижения, но нередко
в определенные периоды жизни
для части молодых людей вообще
любую работу найти трудно. В этих
условиях завышенные стремления как
бы отодвигаются на второй план, приобретая
характер желательной, но отложенной перспективы.
Жизненные пути молодежи сегодня существенно
дифференцируются. Сегодня намечаются
гораздо более разнообразные, в том числе
полярные, потоки жизненных путей.
Понятия «ценности» и «ценностных
ориентаций» различаются тем , что если
первое из них (ценности) принадлежит категориальному
аппарату социологии, то второе (ценностные
ориентации) — социологии и социальной
психологии.
- Контрольная работа по социологии на тему
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. Яковлева»
- Канд. пед. наук, доцент
- Таблица 1 — Распределение главных жизненных целей российской молодежи
Контрольная
работа по социологии на тему
В жизни
сегодняшней молодежи огромное влияние
на их ценности, ориентации и жизненные
пути оказывают перемены, которые
происходят в стране за последнее время.
Черты и свойства, выражающиеся в оценках,
предпочтениях и поведении молодежи сегодня
в значительной мере будут определять
само государство и его политика.
Комплексные
исследования социальных проблем российской
молодежи в наше время просто необходимы.
Такие исследования имеют очевидное прогностическое
значение, создают необходимую основу
для того, чтобы своевременно воздействовать
на социальные процессы, разрешать конфликты
и противоречия. Свои социальные ориентации
молодежь не может реализовать без образования.
Различные учреждения системы образования
дают подрастающему поколению объем знаний,
воспитывают трудовые навыки и передают
специальные умения, формируют дальнейшие
ценностные ориентации на продолжение
образования и приобретение профессиональной
подготовки, предопределяют социальную
позицию, к которой будет принадлежать
подготовленный специалист. Поэтому изучение
данной темы актуально.
Объектом реферата являются студенты.
Предметом исследования являются ценности,
ориентации, жизненные пути студентов.
Цель — проанализировать ценностные ориентации
студентов.
Задачи: Выявить базовые ценности студентов,
их отношение к жизни, определение себя
как личности в дальнейшем. Задачам соответствует
изучение литературы, касающейся данной
темы.
Глава1.
Понятие ценности в социологии.
Ценностные ориентации – одно из
важнейших образований в структуре
сознания и самосознания человека,
так как именно они отражают его
характеристики как личности.
Ценностная
проблематика представлена также в
работах Н.И. Лапина, Д. Пантича, Н. Смелзера,
В.А. Ядова и других.
Глава 2. Ценностные ориентации студентов.
Под базовыми
ценностями понимаются основные жизненные
смыслы, которыми индивиды, руководствуются
в своей повседневной жизни, смыслы,
которые определяют отношение индивидов
к окружающей их действительности и
детерминируют основные модели социального
поведения. Психологическое состояние
человека в стабильном обществе в основном
зависит от того, насколько его поведение
соответствует социальным требованиям.
Нестабильное общество характеризуется
тем, что разрушается ценностно-нормативная
система как всеобщая основа социальной
интеграции. Такое состояние общества
называется аномией. Аномия приводит к
ухудшению морального состояния молодежи,
тогда как именно моральное состояние
является психологической основой формирования
ценностно-нормативной системы.
Сегодня со всех сторон доносятся
упреки молодежи в аморальности, в
отказе от традиционных для россиян
ценностей, в меркантилизме и
т.п. Насколько справедливы эти
упреки? Как показывает проведенное
российскими социологами исследование,
они справедливы.
Прежде
всего, следует отметить, что у
подавляющего большинства молодежи
(70%) есть главная цель жизни. Нет
её только у 9,0% молодых людей (21,0% над
этим не задумывались) На поставленный
в открытой форме вопрос, в чем
заключается эта главная цель,
мечта жизни, были получены ответы,
приведенные в таблице 1.
Актуальность исследования. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал. Ценностная сфера личности является ее центральным образованием, определяющим направленность и особенности поведения, регулирующим деятельность в целом. Ценности профессиональной деятельности являются смыслообразующей основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества.
Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, выражают его отношение к миру и к самому себе, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, наполняют жизнь смыслом, являются системообразующим элементом мировоззрения. Личность в процессе профессионального развития выстраивает свою систему ценностей, соотношение внешних требований профессии, профессионального сообщества и своего внутреннего мира, зависит эффективность профессиональной деятельности. Студентам приходится делать жизненно важный выбор между стремлением к достижению высокого уровня благосостояния и стремлением к реализации своего потенциала. Эти стремления оказываются несовместимыми, что приводит к трудностям в процессе профессионального становления личности будущего специалиста, к потере смысловой стороны профессиональной деятельности, утрате мотивации учебно-профессиональной деятельности.
Исходя из выше изложенного, можно сформулировать следующую проблему исследования. На современном этапе развития психологической научной мысли констатируется, что ценностная направленность в студенческой среде является предметом многочисленных исследований. В этой ситуации является важным объединить эти исследования в области прояснения вопроса о том, как ценностные ориентации студенческой молодежи влияют на ее профессиональное самоопределение.
Ценностные ориентации молодежи проанализированы К.Ш. Ахияровым,
А. Ф. Амировым, Е. Н. Беловой, Р. Г. Гуровой, В. В. Ластовкой, Е. Л. Рудневой, Т. Н. Семенковой, А. С. Серым, М. С. Яницким и др. Методологической основой исследования явились работы отечественных психологов Е.Н. Беловой, Г.Е. Залесского, А.Г. Здравомыслова, В.Б. Ольшанского, Е.Л. Рудневой, Т.Н. Семенковой, Л.Л. Шпак, В.А. Ядова, М.С. Яницкого и др. по проблеме исследования ценностных ориентаций.
Данная работа посвящена изучению особенностей ценностной направленности студентов психологов.
Цель работы — изучение особенностей ценностной направленности у студентов психологов.
Объект исследования — ценностная направленность.
Предмет исследования — особенности ценностной направленности у студентов.
.рассмотреть научную литературу по теме исследования;
.изучить теоретические аспекты проблемы;
3.подобрать методики для исследования ценностной направленности у студентов;
4. проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.
. Анализ психолого-педагогической литературы.
. Методы сбора эмпирических данных (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Определение направленности личности» (ориентационная анкета) Б. Басса).
.Методы обработки и интерпретации данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые в количестве 20 человек, студенты 3 курса, факультета психологии и педагогики «Омского государственного педагогического университета».
Структура работы — работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы изучения ценностной направленности
1.1 Представления о ценностях в психологии
Понятия «ценностные представления» и «ценности» в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым. В работах, посвященных междисциплинарному изучению ценностей, мы обосновали ошибочность понимания ценностей как порождений сознания и необходимость различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании; последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям.
Целый ряд авторов независимо друг от друга предложили различать два класса ценностей: ценности — цели жизнедеятельности или терминальные ценности, с одной стороны, и ценности — принципы жизнедеятельности или инструментальные ценности, с другой стороны.
1.2 Направленность личности и ценностные ориентации
Тип ценностной направленности личности — преобладающие для данного возраста, времени, места жизни и т.п. ценностные векторы.
.3 Определения понятия ценностных ориентаций
Глава II. Эмпирическое исследование ценностной направленности студентов психологов
.1 Влияние ценностной направленности на профессиональное становление студентов-психологов
Непрофессионализм данной категории специалистов, которым доверяют и ожидают квалифицированной психологической помощи, в конечном итоге, отражается как на духовном, так и на материальном состоянии общества. Поэтому поиск наиболее оптимальных путей профессиональной подготовки квалифицированных практических психологов, в том числе для работы в системе образования, является особо актуальной на современном этапе задачей.
Особое место отводится изучению мотивационно-эмоциональных образований личности психолога. Современные исследования (Т.И. Артемова, Л.Я. Гозман, И.Б. Котова, Е.Б. Лисовская, Д.А. Леонтьев, B.C. Мерлин, Е.Н. Шиянов и др.) доказывают, что сегодня профессиональная деятельность практического психолога наиболее эффективна, если она осуществляется на основе гуманистической парадигмы или личностно-ориентированного подхода, то есть в основе деятельности психолога лежат морально-нравственные принципы, ориентация на высшие общечеловеческие ценности.
Теоретический анализ литературы показал, что система ценностных ориентаций личности на пути восхождения к вершинам профессионализма не является внутренне однородной. Она изменчива, так как обусловлена адаптацией к меняющейся социальной среде и актуальным уровнем ее развития. Система ценностных ориентации личности органично включена в структуру профессионально значимых качеств специалиста. В ходе обучения в вузе она проходит ряд своеобразных модификаций, осмысливается и оценивается в процессе выработки личностной и профессиональной позиции психолога. В этот процесс вписывается осознание этических норм профессиональной деятельности; определяется доминирование соответствующего уровня в индивидуальной системе ценностей.
Однако не все молодые специалисты способны изменить устоявшимся взглядам на окружающий мир, на свое место в этом мире и выбранную профессию. Таким образом, может наблюдаться противоречие между профессиональной системой ценностей и ценностными ориентациями личности психологов. При этом важно переосмысливание ценностных ориентаций личности и профессионально-социальных установок, связанных с новыми перспективами профессионального роста будущих психологов.
В том случае, если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности, ее деформацией.
Исходя из анализа литературы, можно констатировать, что психологические факты и механизмы формирования и развития системы ценностных ориентаций личности применительно к профессиональной деятельности психолога недостаточно изучены. Также слабо разработаны конкретные приемы соответствующего целенаправленного воздействия на этот процесс.
С целью изучения ценностных ориентаций и их влияния на профессиональное становление современных студентов в процессе подготовки к будущей профессиональной психологической деятельности нами предпринято исследование.
Для обследования студентов-психологов и получения экспериментальных данных относительно динамики ценностной направленности в процессе профессионального становления можно использовать следующие психодиагностические методики: 1) Методику «Определение уровня сформированности ценностных ориентации» М. Рокича, 2) Методику «Определение направленности личности» (ориентационная анкета) Б. Басса.
.2 Методики исследования
.Методика Рокича «Ценностные ориентации».
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей
При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
Предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Задача — разложить их по порядку значимости как принципы, которыми руководствуемся в жизни. Внимательно изучить таблицу и, выбрав ту ценность, которая наиболее значима, поместить ее на первое место. Затем выбать вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделать то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработать не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.
Список А (терминальные ценности):
1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3) здоровье (физическое и психическое);
) интересная работа;
) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
) наличие хороших и верных друзей;
) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
) счастливая семейная жизнь;
) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,
человечества в целом);
) творчество (возможность творческой деятельности);
) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
) воспитанность (хорошие манеры);
) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
) жизнерадостность (чувство юмора);
) исполнительность (дисциплинированность);
) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
) непримиримость к недостаткам в себе и других;
) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
) честность (правдивость, искренность);
) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18) чуткость (заботливость).
Ключ, обработка результатов, интерпретация.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов.
Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
2.Методика «Определение направленности личности» (ориентационная анкета) Б. Басса.
Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».
. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего». 3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.
.Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2.Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.
3.По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4.Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5.Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
6.Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
7.Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.
.По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
9.В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10.Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11.В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12.Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13.Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14.Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
15.Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16.Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17.Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.
.Больше всего я ценю:
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19.Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21.По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
22.В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.
2.3 Анализ результатов исследования ценностной направленности студентов психологов
Возраст испытуемых студентов 3 курса, по материалам анкетирования составляет от 20 до 35 лет.
Анализ ценностных ориентаций по методике « Ценностные ориентации» М.Рокича студентов 3 курса позволил выявить следующее: первое место в списке значимых терминальных ценностей для 46,2 % испытуемых занимает здоровье (физическое и психическое). Второе место для 14,6 % респондентов занимает развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). На третьем месте находится ценность счастливая семейная жизнь, эта ценность стала значимой для 12,5 % испытуемых. Четвёртое место по предпочтению у студентов 3 курса разделили такие ценности как:
— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); ценностная студент профессиональное становление
— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Эти ценности явились значимыми для 5,2 % испытуемых.
Из иерархии инструментальных ценностей, студенты предпочли
честность (правдивость, искренность) она явилась значимой для 25 % испытуемых;
ценность терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) имеет второе место и оказалась значимой для 17,7 % опрошенных;
Третье место разделили такие ценности как:
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Они стали значимыми для 10,5 % испытуемых.
На четвёртом месте стоят такие ценности как:
чуткость (заботливость). Они приобрели значимость для 8,2 % респондентов.
Результаты исследования показали, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. Ценность «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)» заняла второе место в иерархии ценностей. Стремление к саморазвитию является одной из главных целей в освоении профессии психолога и ценность её очень важна. Ценность «счастливая семейная жизнь» занимает третье место. Четвёртое место разделили такие ценности как: активная деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); наличие хороших и верных друзей; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений.
Таким образом, не случайно такие ценности как потребность в честности, правдивости, искренности, терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), а также аккуратность, воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), широта взглядов занимают важное место в становлении будущих психологов, так как актуализация этих потребностей составляет основную базу профессии.
Анализ результатов диагностики Б. Басса направленности личности показал, что у студентов преобладает в большем количестве направленность «на дело»-50%,направавленность «на себя»-25%,«на общение»-25%.
Направленность личности прежде всего связана с выбором ею тех ценностей, которые предлагает общество и которые она может реализовывать, развивать или даже творить в зависимости от индивидуальных особенностей и средовых ограничений. Индивидуальный выбор ценностей определяет содержание направленности личности.
Пик выраженности наиболее активных типов ценностной направленности, по крайней мере в нашей выборке, приходится на раннюю юность. В дальнейшем, к выпускным курсам, нарастает экзистенциальный эскапизм и снижается направленность на ценности самоактуализации и активной жизни.
Возрастная динамика ценностной направленности личности вскрывает очевидные проблемы современного юношества, связанные с особенностями его смыслообразующей активности. Для студентов более значимы ценности индивидуалистической направленности, служащие личностному росту и развитию.
Исследования ценностных ориентаций по методике М. Рокича у студентов педагогического университета позволили нам сделать следующие выводы: первое место в списке предпочитаемых испытуемым терминальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:
1)здоровье (физическое и психическое);
)счастливая семейная жизнь;
)уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Такие потребности как: активная деятельная жизнь; наличие хороших и верных друзей; познание; свобода, на втором этапе исследования потеряли свою значимость.
В иерархии инструментальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:
) воспитанность (хорошие манеры).
Третье ранговое место разделили такие ценности как:
Таким образом, диагностируя направленность, как составляющую ценностно-смысловой сферы, увидели, что наблюдается положительная динамика в развитии профессионально важной для психолога направленность-направленность «на дело».
В ходе работы нами были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Изучила теоретические основы ценностной направленности студентов психологов. Подобрала методики для исследования и рассмотрены.
Список использованной литературы
2. Андреева, Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009г. — 363 с.
Теги:
Ценностная направленность студентов-психологов
Курсовая работа (теория)
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный
педагогический университет им. Яковлева»
Кафедра психологии и социальной
педагогики
Изучение ценностных
ориентаций студентов
Канд. пед. наук,
доцент
Иванова И. П.
Актуальность
исследования определяется тем, что система
ценностных ориентаций является одной
из важных особенностей человека, характеристикой
зрелой личности, выражающей содержательное
отношение к социальной действительности.
Эта система во многом определяет мотивацию
поведения человека, оказывает существенное
влияние на все стороны его деятельности.
Ценностные ориентации характеризуют
внутреннюю готовность к совершению той
или иной деятельности, связанной с удовлетворением
потребностей и интересов, указывают на
направленность поведения личности.
В каждом обществе формируется
своя, особенная ценностно-ориентационная
система, отражающая самобытность данной
культуры, черты присущие тому или
иному периоду ее развития. Поскольку
в процессе социализации индивид усваивает
совокупность ценностей, передаваемых
именно обществом, становится ясным, что
изучение системы ценностных ориентаций
личности актуализируется в ситуации
всесторонних изменений в обществе, когда
образуется трещина в социальной ценностной
структуре, рушатся идеалы и исчезают
моральные и правовые нормы и правила.
Одной из специфических социальных
групп, изучение ценностно-смысловых
ориентаций представителей которой
представляется весьма важным, является
молодежь. В свою очередь, весьма важным
сегодня является исследование структуры
личностных ценностей и смыслов учащейся
молодежи, и, прежде всего, такой ее специфической
группы, как студенты педагогических вузов.
Это обусловлено тем, что от деятельности
учителя в немалой степени зависит состояние
общества и динамика его изменений.
В последние десять-пятнадцать
лет число исследований ценностно-ориентационной
сферы будущих учителей существенно
возросло, однако они в своей совокупности
пока не восполняют пробелов в понимании
современной специфики системы личностных
ценностей будущих учителей.
До сих пор остаются
недостаточно проясненными вопросы, связанные
с различиями ценностных ориентаций
студентов младших и старших
курсов педагогических вузов, а также
проблемы влияния на становление ценностно-смысловой
сферы студентов-педагогов избранного
ими профиля педагогического образования.
Проблема исследования нами сформулирована следующим
образом:
Каковы методы изучения ценностных
ориентаций студентов педагогических
вузов?
Цель данного
исследования – изучение особенностей ценностных
ориентаций студентов педагогического
вуза.
Объектом исследования является ценностные ориентации
студентов педагогического вуза.
Предмет исследования – особенности изучения ценностных
ориентаций студентов педагогического
вуза.
В соответствии с целью, объектом
и предметом было сформулировано
теоретическое предположение, ставшее гипотезой исследования:
существует динамика ценностных ориентаций
студентов педагогического вуза.
Исходя из поставленной цели,
нами были сформулированы следующие задачи:
— определить сущность
и содержание понятий «ценность»,
«ценностные ориентации»;
— раскрыть особенности формирования
ценностных ориентаций в юношеском возрасте;
— изучить особенности
ценностных ориентаций студентов педагогических
вузов;
— опытно-экспериментальным
путем исследования изучить ценностные
ориентации студентов педагогических
вузов.
— культурно-историческая
концепция развития высших психических
функций Л. С. Выготского, а
также представления отечественной
и зарубежной психологии о личности
как активном субъекте деятельности, которая
опосредована ее сознанием, самосознанием
и ценностными ориентациями ( К. А. Абульханова-Славская,
Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев,
В. С. Мухина и др);
— концепции ценностей,
ценностных ориентаций и смыслов
в отечественной (А. Г. Асмолов, С. С.
Бубнова, В. А. Ядов) и зарубежной (А. Маслоу,
Р. Г. Оллпорт, М. Рокич, Ш. Шварц и др.) науке.
Методы исследования: теоретические – наблюдение,
тестирование, анкетирование, беседа,
констатирующий эксперимент.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
В ПСИХОЛОГИИ
Ценностные ориентации являются
одним из важных компонентов структуры
личности. Психологическая сущность личности
в целом и личности студента в частности,
ее развитие, отражаются в ценностных
ориентациях, являющихся центральной
проблемой общей, педагогической и социальной
психологии.
Ценностные ориентации представляют
собой общие законы, принципы, идеалы,
в соответствии с которыми формируются
поведения и поступки человека в
различных ситуациях.
С помощью системы
ценностей человек может проявлять
различные уровни самооценки и давать
оценку другим людям в своих ежедневных
отношениях и в различных сферах профессиональной
и социальной жизнедеятельности в связи
с удовлетворением своих индивидуальных
и социальных потребностей. Именно поэтому,
по утверждению некоторых психологов,
система ценностных ориентаций считается
одним из самых основных и важных критериев,
с помощью которых можно оценить свои
поступки и поступки других людей.
Так, С. Л. Рубинштейн назвал эту систему
идеологией личности.
Структура ценностных ориентаций
личности тесно связана со структурой
системы жизни человека в семье
и обществе. Поскольку в процессе
социализации у человека формируется
совокупность ценностей, передаваемых
именно семьей и обществом, становится
понятным, что система ценностных ориентаций
личности зависит от определенных обстоятельств
в семье и обществе, а также от происходящих
в них изменений.
Проблема ценностных ориентаций
личности занимает одно из важных и
центральных мест в философии, социологии,
психологии, педагогике. Многие авторы,
изучавшие проблематику ценностей
и ценностных ориентаций с точки
зрения их места и роли в жизнедеятельности
человека, указывают на их социо-психологическую
природу и функцию доминирующих и регулирующих
мотивов поведения и деятельности.
Изучение ценностных ориентаций
берет свое начало в социологии и
социальной психологии, тогда когда изучалась
эта система как проявление общественного
сознания, особенно социальных ценностей.
В последнее время наметилась тенденция
роста исследований, связанных с ценностями
человека и ценностными ориентациями,
которые рассматриваются как универсальная
психологическая характеристика личности,
показывающая существенные взаимосвязи
человека и общества.
В определении понятия «ценности»
и «ценностные ориентации» сегодня в психологии
нет единой трактовки. По мнению М. Рокича
ценности действуют как регулятор системы
социального поведения.
Б. Г. Ананьев рассматривает
ценности и ценностные образования
как базальные свойства личности, определяющие
мотивы поведения и формирующие склонности
и характер.
Называя ценности
одной из образовательных потребностей,
некоторые авторы считают их важным
фактором, влияющим на процесс образования,
в связи, с чем О. В. Балгурова полагает,
что мотивационно-ценностные компоненты
– важные элементы для подготовки и успешности
деятельности педагогов.
В работах некоторых авторов,
например О. А. Казановой, утверждается,
что нравственные и культурные ценности
влияют на сохранение и изменение
общественных ценностей. Другие исследователи
утверждают, что проблема ценностей
считается основой становления
и развития направленности личности,
другие связывают направленность личности
и выбор ценностей.
Согласно О. Б. Шиоркиху, в
философии, культурологии, социологии,
психологии, педагогики ценности и
ценностные ориентации характеризуют
собой диалектику объективно-субъективного.
Ценности объективны, поскольку фиксируют
реально существующую значимость объекта
оценки, и они всегда субъективны, поскольку
существуют вне субъекта – носителя ценностного
сознания. Субъектом ценностей может быть
как индивид, так и коллектив (профессиональная,
группа, класс, общество и т.д.). Именно
поэтому, можно сказать, что ценности,
по своей природе двойственны: они, с одной
стороны, социальны, с другой стороны,
индивидуальны. Они считаются социальными,
потому что культурно, социально и исторически
обусловлены, а индивидуальность их в
том, что они являются результатом жизненного
опыта конкретного субъекта и формируются
под влиянием социальных факторов.
С точки зрения В. А. Смоляниченко
в иерархии ценностей выделяют ценности
главные, определяющие жизненную концепцию
личности и непосредственные, регулирующие
поведение личности. Он утверждает, что
основные сферы значимости ценности, связанные
с субъектом, это фактор желаемого, факторы
мотивации, выбора целей деятельности
и средств для их реализации.
Относится к ценности и
моральное поведение. Д. В. Малюгина
считает, что «моральный выбор человека
тесно связан с его ценностными
ориентациями в социальных и психологических
ситуациях». По мнению Б. А. Евасецова,
понятие ценности соединяет три основных
значения: вещественно-предметные свойства,
явления, в основе которых лежат практические
и эмоционально-нравственные категории,
в том числе психологические характеристики
человека; социальные явления, характеризирующие
отношение между людьми.
Несмотря на различные
способы деления ценностей человека,
большинство российских авторов приходят
к выводу о том, что ценностная структура,
выражая позицию того или иного человека
по отношению к окружающему его миру отражает
его. Включенность в бытие представляет
собой одно из важнейших образований в
психике человека, являясь своеобразным
ядром всей ценностной структуры личности.
Таблица 1 — Распределение
главных жизненных целей российской
молодежи
Как видно, для современной российской
молодежи свойственны и духовно-нравственные,
и сугубо прагматичные, материальные
жизненные цели.
Выбор занятия
-одно из главных решений в жизни
человека, связано с обретением социального
статуса. Так или иначе, он определяет:
1) какое место занять в системе общественного
разделения труда. 2) к какой социальной
группе принадлежать, то есть соответствующий
социальный статус индивида; 3) где
работать, поэтому выбор занятия связан
и с выбором места жительства; 4) с кем работать,
поскольку занятия различаются по проценту
задействованных мужчин и женщин, по возрасту,
социальному составу. 5) какой стиль жизни
избрать, ибо он тесно связан с определенными
занятиями; 6) в конечном счете -всю свою
жизнь.Обретение занятия и статуса- важный
показатель свободы достигнутой обществом.
Вступление
молодежи в самостоятельную жизнь,
обретение занятия и статуса
развертываются на территории всей нашей
страны: миллионы юношей и девушек
стремятся найти свое место в
жизни, поприще для приложения своих
сил, для самовыражения. В то же время
свобода обретения занятия и статуса не
является самоцелью. В известном смысле
она сама есть необходимость, непременное
условие развития личности, ее максимальной
самореализации, использования всех ее
задатков, способностей, талантов.
Выбор индивидом
определенного вида трудовой деятельности
в рамках существующей структуры
потребностей общества в кадрах по
профессиям, сложившейся на основе
разделения труда, или создание своего
занятия согласно развитию потребностей
в производстве новых товаров
и услуг мы называем обретением занятия
и статуса. В процессе социализации
под воздействием семьи, школы, малых
групп, средств массовых коммуникаций
и т. п. у индивида вырабатываются
социально-профессиональные ориентации,
склонности и установки. Эти субъективные
представления, личные интересы и устремления
могут соответствовать, но могут
и вступать в противоречие с объективной
ситуацией наличия рабочих мест и вакансий.
Личные планы и ориентации могут быть
выражением осознанных способностей и
задатков индивида, а могут лишь отражать
повышенную степень его амбиций и притязаний.
Так или иначе, но реальным выбор занятия
и статуса становится под воздействием
внешних условий. Характер социальных
отношений и социальной мобильности, уровень
развития производства и системы образования,
демографическая ситуация и т. п., определяя
структуру вакансий по профессиям и соответствующую
структуру подготовки кадров, обусловливают
реализацию субъективных социально-профессиональных
склонностей, превращают их в реальный
выбор.
Наличие
конфликта между этими двумя
структурами — главная характеристика
всей ситуации вступления молодежи в
самостоятельную жизнь. А в разрешении
этого конфликта, как в каждом
конкретном случае, так и на уровне
групп молодежи и всего поколения
в целом, — путь обретения ими
реального занятия и статуса.
Поэтому очень важно считаться с социально-профессиональными
ориентациями молодежи, со спецификой
личности и находить пути смягчения конфликтов
между субъективными намерениями молодежи
и возможностями, которые предоставляет
общество для их удовлетворения.
Нельзя
не затронуть такой важной темы,
как тенденция откладывания во времени
(периода проживания молодости) этого
самого обретения, то есть откладывания
момента полноценного включения
в состояние полной занятости (с
соответствующим стабильным статусом)
и матримониального самоопределения.
Студенты, существенно меняются тогда,
когда наступает этап между детством,
с преимущественным содержанием
за счет родителей, и взрослостью
с самообеспечением.
Тенденция
более позднего вступления молодежи
в брак и распространение конкубината
— также одна из характеристик
удлинения процесса проживания молодости
вне определенного закрепления
статуса.
Это только
с одной стороны длительное образование
и профессиональная подготовка есть
результат стремления молодежи обрести
как можно более «инвестиционно»
ценные для рынка труда дипломы
и свидетельства. С другой стороны,
это есть сознательная политика государства:
путем задерживания все большей
части молодых когорт в стенах
учебных заведений снизить тем
самым давление ежегодных молодых
поколений на рынок труда, чреватый
и без того высокой молодежной
безработицей.
Ценность
образования, то есть приобретение знаний
в качестве высших ценностей для
культурного человека, может процветать
там и тогда, где и когда
образование именно в таком виде
и предоставляется. Если образованию
сообщаются свойства товара, то и ценности
образования приобретают инструменталистский
характер.
По сути,
речь идет о формировании некоего
конгломерата молодежного труда
и учебы, молодежного досуга и
молодежного потребления, который
является паллиативом жизненной
стратегии, связанной с постоянной
занятостью, перспективами профессионального
совершенствования и карьеры. Он
складывается по принципу замещения, в
результате того, что общество не в
состоянии предоставить всему молодому
поколению условия реализации важнейших
жизненных ценностей труда в
традиционной модели. Все это, удлиняя
время молодости для самих
молодых людей, а для общества
снимая излишнее давление молодых поколений
на рынок труда, становится неизбежной
приметой современного состояния общественных
условий, в которых складываются
жизненные пути молодежи.