Цивилизационный подход к типологии государства курсовая работа

Общественно – государственная подготовкаЧАСТЬ 1.docxДеловые коммуникации понятие, цели и особенности.docxПВ понятие, виды, система.docxТема 2.5 Формы и системы оплаты труда работников.docxТема 4.5. Познание, его формы и уровни.pdf4 тема — Философская категория бытия. Основные формы бытия..docxПрограмма Современные формы ЭД Тараканова ОА.docxБалаган и раек как новые формы городского фольклора.docxПриспособительные формы организмов.docxМетодические рекомендации по заполнению электронной формы со све

Федеральное государственное казенное

«Санкт-Петербургский университет МВД России»

Кафедра теории государства и права

по теории государства и права

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА, ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ»

курсант 221 учебного взводарядовой полиции

Ерохин Александр ГеннадьевичНаучный руководитель:кандидат юридических наук

метки: Государство, Исторический, Государственный, Правовой, Жизнь, Территория, Понятие, Народ

Теория государства и права не изучает социальной и экономической организации народа, а предоставляет эти разряды явлений другим наукам — политической экономии, социологии и социальному учению о государстве. Только правовая организация народа, а не экономическая и социальная, составляет предмет исследования государственного права. Но всякое государство необходимо состоит из трех составных частей: из народа, территории, которую он занимает, и органов власти. Эти три составные части связаны неразрывным единством в государстве как целом. Наука изолирует каждую из этих частей, представляющую и в отдельности конкретную реальность, и подвергает ее самостоятельному исследованию. Составные части государства называются его элементами, а отдел государственного права, который заключает учение о них, известен под именем учения об элементах государства.

В различные эпохи различные из этих элементов считались существенными признаками государства. Так, в Средние века основным элементом государства считалась территория, которая завоевывалась, покупалась или получалась в приданое. В абсолютно-монархическом государстве государство отождествлялось с властью, правительством или с лицом, которому принадлежала власть. Наиболее типичному в мировой истории неограниченному монарху — Людовику XIV приписываются, как известно, слова: «Государство — это я». У нас бюрократическое правительство еще в недавнюю эпоху отождествляло себя с русским государством. Но мы, конечно, изучаем не феодальное и не абсолютно-монархическое государство, а правовое. Правовое государство есть, прежде всего, организация народа. Народ есть основной элемент всякого правового государства, одинаково как республики, так и конституционной монархии. Поэтому существенным неотъемлемым признаком правового государства является народное представительство. Тем не менее два остальных элемента всякого государства — территория и власть также необходимо присущи правовому государству. Именно эти элементы способствуют тому, что государство является не бесформенной массой народа, а организованным народом.

Государственное право исследует элементы государства не в их конкретной сложности и разнообразии, а только с их правовой стороны. Для государственного права народ есть предмет исследования как субъект и объект публичного права, как совокупность целого ряда публично-правовых отношений. Так же точно территория имеет значение для государственного права не как известная часть земли, обладающая теми или иными свойствами, с этой точки зрения территория изучается в физической и политической географии. Далее, государственное право интересуется территорией не как почвой для приложения земледельческого и промышленного труда, с этой точки зрения территория изучается политической экономией и коммерческой географией. Для государственного права территория представляет интерес только как почва государственно-правовых отношений, образующих государство, или только как часть государственно-правовой организации. Прежде всего для государственного права важно то государственно-правовое отношение, которое существует между государством и его территорией.

4 стр., 1502 слов

Права человека в государственной политике Украины

Логически правильное определение государства должно не только заключать в себе все элементы, из которых состоит определяемый предмет, но и давать синтез их, т. е. представлять их в необходимом единстве. Следуя этим основным требованиям логики, мы должны признать, что государство есть правовая организация оседлого на известной территории народа, находящая свое завершение в органах государственной власти.

Это определение, вырабатываемое государственным правом, не включает общественных явлений в строгом смысле слова — оно выделяет их в особую группу, предполагая, что общество, или народ, как экономически и социально организованное целое составляет лишь субстрат или материальную основу государства в правовом смысле. Но мы могли бы поставить себе задачу дать такое определение государства, которое включало бы и социальную организацию народа. С этой точки зрения, государство есть оседлый на определенной территории народ, объединенный известной степенью социальной солидарности и обладающий организованной властью. Второе определение не противоречит первому и не исключает его, оно только шире его. Общая теория государства, стремящаяся объединить социальное и правовое учения о государстве, должна пользоваться последним определением.

Читайте также:  Требования к диссертационной работе: структура, содержание, оформление

цель данной курсовой работы — рассмотреть понятие и сущность государства

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства -с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

«Что такое государство? — восклицал один из российских государ-ствоведов в начале XX в., А. Паршин,- вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И далее: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни независимо от того, имеется ли правильное определение государства или не имеется. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией»1 .

9 стр., 4076 слов

Конституция – основной закон государства и общества

С последним трудно спорить. «Практические деятели» правы, говоря, что общественная и государственная жизнь не может остановиться и ждать точных определений государства. Без них, а вместе с тем и без четкого представления о том, что такое государство, как оно функционирует и каков его механизм, можно обойтись достаточно длительное время. Однако при одном условии — если не обращать внимания на неизбежное со временем падение уровня его слаженности и эффективности.

В ранней и в более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.

Лет сорок или пятьдесят тому назад, писал еще в начале XX в. в связи с этим А. Паршин, проводя аналогию между отношением «практических деятелей» к государствоведению и к некоторым естественным наукам, в частности химии, практические деятели в области химических производств имели точно такое же отношение к химикам-философам. Они игнорировали научные работы химиков и свои производства вели в заводах на основании тех практических данных, которые получались от технических опытов, не вникая во внутренний смысл химических явлений и довольствуясь получаемыми практическими результатами. Но теперь обстоятельства изменились. В настоящее время на красочных заводах Германии картина уже иная. Философ-химик на таких заводах уже persona grata. Его химический кабинет уже святая святых завода!2 Автор выражал исторический оптимизм и уверенность в том, что со временем такое же высокое место в государственной и политической жизни общества займет ученый — государствовед и правовед.

При определении понятия государства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность и многогранность самого государства как явления.

Кроме того, как верно подметил известный австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определении понятия «государство» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления»3 . Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно — «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Нередко же он применяется и в очень узком смысле — для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны. Неудовлетворительное состояние политической теории, являющейся в основе своей теорией государства, заключает автор, в значительной мере предопределяется тем фактором, что исследователи государства нередко «используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные».

7 стр., 3209 слов

Во-первых, понятие государства может применяться в юридическом смысле. Государство может рассматриваться исключительно с «чисто юридических позиций». Оно может представляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». В силу этого «с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка». Причем государство выглядит не иначе как «такой образ действий и порядок поведения людей, который мы обычно называем правовым порядком»4 .

Читайте также:  Побои и истязания в системе преступлений против здоровья - диссертация и автореферат по праву и юриспруденции ". Скачайте бесплатно автореферат диссертации на тему Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Государство как юридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». Это означает, по мнению Кельзена, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и действиях связано правом».

Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте оно должно пониматься как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности».

Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам. Фактически, замечает автор, «не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что называется социологическим государством»5 .

В-третьих, понятие государства может определяться как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии».

Подобный взгляд на понятие государства до Кельзена разделялся многими авторами, в основном сторонниками так называемой органической теории государства. Достигнув апогея в своем развитии на рубеже XIX-XX в., данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом общество полностью отождествлялось с организмом, а государство считалось «единственным институтом, предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и еще не родившихся граждан»6 .

15 стр., 7126 слов

Методология теории государства и права

Главную, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью
экономической политики. Одним из наиболее
важных механизмов, позволяющих государству
реализовывать свою власть, осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовый механизм — финансовая
система общества, главным звеном которой
является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это 
используемый правительством денежный
фонд для финансирования своей деятельности,
с помощью которого государство 
влияет на экономические процессы.

Государственный бюджет является
важным фактором в жизни страны и на каждый
гражданин должен разбираться, или хотя
бы ориентироваться в нем.

В современных условиях проблемы
формирования и реализации на практике
эффективной бюджетной политики
в масштабах страны  приобретают 
особую значимость. Финансовая стабильность
такой огромной страны, как Россия,
будет гарантирована только при 
условии финансового благополучия
ее многочисленных территорий. Отсюда
— значимость проблем разработки концепции 
эффективной бюджетной политики.

Объектом исследования в 
курсовой работе является государственный 
бюджет. Предметом исследования выступает
эффективность бюджетной политики государства
в РФ.

Целью данной курсовой работы
является изучение государственного бюджета
и бюджетной политики государства в РФ.
Для достижения данной цели необходимо
решить следующие задачи:

Глава 1. Государственный 
бюджет: понятие и роль в экономике

Бюджет — есть категория
экономическая. Бюджет является экономическим
базисом государства. Любые колебания
или изменения этого базиса приводят к
нарушению экономической, хозяйственной
и социальной жизни общества. По экономической
сущности бюджет представляет собой денежные
отношения, возникающие между государством
и обществом по поводу перераспределения
части национального дохода  в связи
с образованием и использованием бюджетного
ресурса, предназначенного для финансирования
народного хозяйства, социальной сферы,
нужд обороны и государственного управления.

Бюджет — это и социальная
категория, определяющая социальные отношения 
в обществе и государстве. Государство,
используя бюджет в качестве одного
из основных и действенных инструментов,
непосредственно воздействует на социальную
сферу и жизнь общества.

Федеральный бюджет является
основным планом государства, позволяющим 
органам власти осуществлять свои властные
полномочия в экономической, социальной,
политической и иных областях и сферах
деятельности. Государственный бюджет
отражает реальные ресурсы финансовых
средств, находящихся в распоряжении государства
и определяющих возможности государства
по выполнению возложенных на него функций.
Бюджет фиксирует конкретные направления
расходования денежных средств, распределение
части национального дохода и внутреннего
валового продукта (ВВП), что позволяет
ему выступать в качестве эффективного
регулятора экономики.

Совокупность входящих в 
госбюджет организационных структур
образует бюджетную систему.

БК РФ дает следующее определение 
бюджетной системы: «основанная 
на экономических отношениях и государственном 
устройстве Российской Федерации, регулируемая
нормами права совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов».
Под бюджетным устройством принято 
понимать организацию бюджетной 
системы и принципы ее построения.

Читайте также:  Малый бизнес в рыночной экономике значение проблемы перспективы

В соответствии с частью второй
БК РФ в бюджетную систему как самостоятельные
части включаются:

Как видно, бюджетное устройство
РФ определяется ее государственным устройством
– в унитарных государствах бюджетная
система имеет два уровня – государственный
бюджет и местные бюджеты. Необходимо
также отметить, что до принятия БК РФ
внебюджетные фонды, являясь элементом
финансовой системы (общегосударственные
финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство
РФ содержит понятие «консолидированный
бюджет» – свод  бюджетов всех уровней
бюджетной системы на соответствующей
территории (за исключением бюджетов государственных
внебюджетных фондов) без учета межбюджетных
трансфертов между этими бюджетами (ст.
6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта
РФ составляют бюджет самого субъекта
и свод бюджетов находящихся на его территории
муниципальных образований. Консолидированный
бюджет РФ — это федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты субъектов РФ. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное представление
обо всех доходах и расходах региона или
Федерации в целом, они не утверждаются
и служат для аналитических и статистических
целей. Такой бюджет используется
для анализа показателей бюджетной системы
и не утверждается законодательным органом
власти.

Содержание и структура 
бюджетной системы зависят от
ряда объективных и субъективных
факторов. Среди объективных факторов
выделяют преобладающую форму собственности,
порядок распределения валового
продукта, природные, экономические, социальные
и национальные особенности страны.
Среди субъективных факторов – политика
правительства, приоритеты развития, внешняя 
экономическая ситуация, государственное 
устройство.

В любом государственном 
образовании выделяется структура 
бюджета по доходам и расходам.

Доходы государственного бюджета
– это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с законодательством РФ
в распоряжение органов государственного
управления.

Согласно ст. 49 БК РФ, имеются 
следующие виды доходов федерального
бюджета:

К налоговым доходам федерального
бюджета относятся:

Налоговые доходы составляют
большую часть всех доходов федерального
бюджета РФ. Так, например, в 2002 году
доля налоговых доходов в федеральном
бюджете РФ составила 94,4% всех доходов
федерального бюджета, в 2004 году – 93,2%,
в 2006 году – 96,3%, в 2008 году – 93,9%, в 2010 –
93,4%.

К неналоговым доходам 
федерального бюджета относятся:

В доходах федерального бюджета,
помимо перечисленных, также учитывается
прибыль государственного Банка России,
доходы от внешнеэкономической деятельности,
доходы от реализации государственных
запасов и резервов.

Собственные доходы федерального
бюджета могут передаваться бюджетам
субъектов Российской Федерации 
и местным бюджетам по нормативам,
устанавливаемым федеральным законом 
о федеральном бюджете на очередной 
финансовый год.

Расходы государственного бюджета
— это денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций
государства.

Среди классических группировок 
расходов выделяют ведомственную, где
расходы распределены в зависимости от
министерств и ведомств; предметную –
в соответствии с видами учреждений; экономическую,
отражающую расходы по целевому назначению
(капиталовложения, заработная плата и
пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые
по министерствам, а внутри министерств
– по предметам.

В целевой группировке 
расходы разбиваются в соответствии
с общенациональными, политическими,
экономическими и социальными программами.

В классификации по функциональным
признакам расходы разделены 
на социальные, обеспечения занятости,
здравоохранения, транспорта и связи,
внутренних дел, обороны. Они в свою
очередь разбиты по категориям затрат:
заработная плата, текущие расходы 
и пр.

Расходная часть бюджета 
характеризует направление и 
цели бюджетных ассигнований для 
развития и регулирования экономических 
процессов. Они всегда носят целевой 
и, как правило, безвозвратный характер.
Безвозвратное представление государственных 
средств из бюджета на целевое 
развитие называется бюджетным финансированием.
Этот режим расходования финансовых ресурсов
отличается от банковского кредитования,
которое, как правило, предполагает возвратный
характер кредита. Однако безвозвратность
предоставления финансовых ресурсов из
бюджета не означает произвольность в
их использовании. Всякий раз при применении
финансирования государство разрабатывает
порядок и условия использования денег
для целевого направления и обеспечения
общего экономического роста и улучшения
жизни населения.

Каков характер и направление 
бюджетных расходов? Значительное место 
среди них приходится на так называемые
социальные статьи: образование, здравоохранение,
социальные пособия. Они призваны смягчить
социальную дифференциацию, обеспечить
доступ к получению квалификации,
достойное медицинское обслуживание,
гарантированное пенсионное обеспечение.
Эти расходы способствуют развитию
человеческого капитала, повышению 
квалификации работника, укреплению его 
здоровья. В условиях современной НТР
возрастает роль человеческого капитала,
что требует нового подхода к работнику.
Быстрые темпы НТП повышают требования
к качеству рабочей силы, ее профессиональной
подготовленности, физической выносливости.
В конечном итоге участие здорового населения
в реальном производстве обеспечивает
рост внутреннего валового продукта и
национального дохода.

Нормативные акты.

1.   Конституция Российской
Федерации. / Федеральный закон Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2.  
Гражданский
кодекс Российской Федерации Часть первая / Федеральный закон Российской
Федерации от 30 ноября 1994 г. (с доп. и изм. от 3 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994.- № 21 — Ст. 2865

3.  
Указ
Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 23 декабря
2005 г.)

Оцените статью
VIPdisser.ru