- Ознакомить с дисциплиной фехтования, как системой боевой и спортивной подготовки.
- Слайд 9Сценическое и историческое фехтование. На основе спортивного фехтования развились такие виды как
- Слайд 5Спортивное фехтование. С развитием огнестрельного оружия, фехтование, как военная дисциплина, утратило свою
- Фехтование на карабинах
- Слайд 7Фехтование в СССР и современной России находиться на достаточно высоком уровне.
- Арт-фехтование
- Фехтование на тростях
- Фехтование на рапирах
- Фехтование на шпагах
- Фехтование на саблях
- Слайд 8В настоящее время развито и паралимпийское фехтование. Еще в 1895 году
- Слайд 6В фехтовании на рапирах и саблях используются электрокуртки и уколы (удары
- Слайд 4С появлением огнестрельного оружия тяжелые мечи, копья и пр. тяжелое холодное
- Слайд 1Фехтование. Боевая и спортивная подготовка.
- Слайд 3История фехтования. В общем смысле слова фехтование – искусство владения холодным оружием.
- Слайд 11Фехтование требует от спортсмена всесторонней подготовки, как физической, так и психической
- Слайд 10Историческое – фехтование на холодном оружии, имеющем аналоги в прошлом. Техника
- Слайд 12Фехтование развивает все мышцы организма. При этом укрепление мышц происходит в
Ознакомить с дисциплиной фехтования, как системой боевой и спортивной подготовки.
Показать пользу и преимущества фехтования.
Задачи проекта:Ознакомление с историей фехтования и его боевым применением.Ознакомление с фехтованием, как спортивной дисциплиной.Ознакомление со сценическим и историческим фехтованием.Ознакомление с физической и психической подготовкой фехтовальщика.Польза фехтования.
Различают следующие виды спортивного фехтования в зависимости от используемого
оружия:
Краткая иноформация о каждом:
Слайд 9Сценическое и историческое фехтование. На основе спортивного фехтования развились такие виды как
сценическое (или арт-фехтование) и историческое фехтование.Сценическое фехтование широко применяется в театре и кино и входит в программу подготовки актёров в театральных вузах. Задачи сценического фехтования — показать правдоподобный, но при этом эстетически выразительный и безопасный для участников поединок. По сценическому фехтованию проводится фестиваль «Серебряная шпага». Так же от сценического фехтования отпочковалось арт-фехтование. Это то же самое сценическое фехтование, но для всех, а не только для актеров.
Тренировка фехтовальщиков. Гравюра XVIII века
Россиянин Игорь Турчин (слева) фехтует на шпагах с американцем Сетом Келси на летних Олимпийских играх 2004 года в Афинах
Также фехтованием называют и сам процесс боя с использованием ручного холодного оружия (как реальный, так и учебно-тренировочный, спортивный, исторический, сценический).
Фехтование есть искусство наносить уколы, не получая их. Необходимость ударить противника, избегая его ударов, что делает искусство фехтования чрезвычайно сложным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию.
Слайд 5Спортивное фехтование. С развитием огнестрельного оружия, фехтование, как военная дисциплина, утратило свою
актуальность. Начинает формироваться фехтование как исключительно спортивная дисциплина. Фехтование является олимпийским видом спорта с самого зарождения современных Олимпийских игр (первые Олимпийские игры в Афинах 1896 г.). В современном спортивном фехтовании различают:Фехтование на шпагахФехтование на рапирахФехтование на саблях
Эти виды фехтования различаются как применяемым оружием и экипировкой, так и правилами, по которым идет бой.
Фехтование на карабинах
Карабин— огнестрельное оружие, появившееся
как класс длинноствольного оружия в конце XVII века. В 1940—1960-х годах в СССР существовал такой вид спорта как фехтование
на карабинах с эластичным штыком. Проводились Чемпионаты СССР
и Вооруженных Сил по штыковому бою. Эти
соревнования являлись дополнительной
подготовкой бойца к ведению рукопашной
схватки с оружием в руках, психологической готовности
к бою и психологической устойчивости
во время схватки.
Слайд 7Фехтование в СССР и современной России находиться на достаточно высоком уровне.
По медальному зачету на олимпийских играх на период 2016 года СССР и Россия стоят на 4 и 5 месте соответственно. Первые три места занимают Италия, Франция, Венгрия.
Софья Великая, олимпийская чемпионка 2016 года в командном первенстве, серебряный призёр Олимпийских игр 2012 и 2016 годов в личном первенстве, 7-кратная чемпионка мира и 13-кратная чемпионка Европы, многократная чемпионка России, заслуженный мастер спорта России, капитан Вооружённых Сил Российской Федерации.
Арт-фехтование
Арт-фехтование — вид спортивной деятельности,
выраженный в ведении условного постановочного
поединка или выполнении упражнений с
холодным оружием в соответствии с правилами соревнований.
Артистическое фехтование объединяет
в себе фехтовальное искусство всех эпох, от античных веков до наших
дней, а также включает «вневременное»
фехтование.В артистическом фехтовании
обязательно используются режущие, ударные,
колющие и рубяще-колющие виды оружия,
соответствующие выбранной дисциплине.Используемое
оружие должно представлять собой аналог оружия военного либо гражданского типа;
или же его описание должно быть в каком-либо
печатном источнике.В любом выступлении
допускается использование сценических
аналогов оружия любого континента
и их бытовых имитаторов, а также спортивных
снарядов, конструктивно сходных с оружием,
но обязательным является наличие приемов
фехтования, характерных для одного из
видов длинноклинкового (длиннодревкового)
европейского холодного оружия.При судейской
оценке выступлений предпочтение отдается
работе с оружием, максимально приближенным
к оригиналу по весовым и размерным характеристикам.В
упражнениях «соло» и «группа» разрешены
только европейские виды холодного оружия,
а также допускается использование их
имитаторов или бытовых аналогов.
Фехтование на тростях
В 1635 г. мэтр Кудре определил фехтование как
искусство пользоваться «оружием кисти»
для атаки и защиты. Трость — это тоже оружие кисти. Практика
работы с ней подобна основным правилам
фехтования.
В спортивном варианте фехтования на
тростях два бойца в защитном снаряжении
(маска, нагрудник, перчатки, щитки на ногах),
вооруженные гладкими деревянными палками
длиной 95 см и массой 125—140 граммов, ведут
бой в круге диаметром 6 м. Поединок фехтовальщиков
длится 2 минуты. За это время необходимо
нанести друг другу как можно больше колющих
и рубящих ударов тростью в любую часть
тела. Трость держится прямым хватом, вторая
рука заложена за спину.
Главная цель спортивного состязания — нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. Победу присуждают тому, кто первым нанесёт сопернику определённое количество уколов в соответствии с правилами или нанесёт больше таких уколов за установленный промежуток времени. Даже в командных соревнованиях бои проводят 1 на 1.
Бой между двумя фехтовальщиками на любом виде оружия проводят на специальной дорожке шириной 1,5—2 м и длиной 14 м, сделанной из электропроводящего материала, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата.
Бой управляет и оценивает спортивный судья. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируют лампами на электрическом аппарате. Фиксируют их на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связанных с аппаратом проводной системой. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата при учёте правил боя в каждом виде фехтования. Бои в видах оружия имеют собственные специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными. Также в спортивном фехтовании можно выполнять (брать) защиты.
Различают следующие виды спортивного фехтования в зависимости от используемого оружия:
Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различают следующие команды:
Фехтование входит в программу Олимпийских игр. Проводят также чемпионаты мира по фехтованию, с 1981 года — чемпионаты Европы, а также Кубок мира, национальные чемпионаты.
Фехтование на рапирах
Рапира первой половины 17 века
Рапира спортивная — колющее оружие длиной не более 110 см и массой не более 500 г с клинком 4-гранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой металлической га́рдой диаметром 12 см.
Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружину в наконечнике рапиры настраивают на усилие 500 г. Кроме того, аппарат, фиксирующий уколы, не регистрирует касания продолжительностью менее 0,025 сек. Другие уколы аппарат фиксирует. Засчитывают действительными лишь уколы, нанесённые в металлизированную куртку (электрокуртку).
Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлизированной курткой, укол в которую регистрируют цветной лампой на аппарате. Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируют белой лампой и считают недействительными.
Поединок в фехтовании происходит на фехтовальной дорожке. Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливают, а нанесённые после этого уколы аннулируют.
Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поскольку первоначально рапиру, в основном, использовали при обучении фехтованию и было важно научить фехтовальщика не только атаковать, но и защищаться, то учитель задавал условия схватки. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.
В фехтовании — запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносят предупреждение, повторное столкновение карают штрафным уколом. Кроме этого бой останавливают, если его участники оказываются за спиной друг друга.
В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.
Фехтование на шпагах
Шпага спортивная — колющее оружие длиной не более 110 см и массой не более 770 г (некоторые спортсмены используют утяжелённые клинки); гибкий стальной клинок 3-гранного сечения; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.
В боях на шпагах мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Наконечник нуждается в давлении на него, по крайней мере, в 750 г, чтобы включился регистрирующий аппарат. Уколы наносят во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка — изолированы от аппарата и укол в них не регистрируют. Вместе с тем, в фехтовании на шпагах атака, выполняемая броском и заканчивающаяся положением «кор-а-кор» без грубости и резкости не считают нарушением правил.
В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более, чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируют и присуждают обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.
Фехтование на саблях
Сабля спортивная — рубяще-колющее оружие для спортивного фехтования длиной не более 105 см и массой не более 500 г с клинком трапециевидного сечения из стали длиной не более 88 см, с гардой специальной формы, защищающей кисть сверху и спереди при направлении клинка концом вверх.
Удары и уколы наносят во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность — закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируют цветной лампой на аппарате.
Бой на саблях отчасти является похожим на фехтование на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее и бой становится гораздо более динамичным.
В отличие от рапиры и шпаги в фехтовании на саблях — запрещён «скрёстный шаг вперёд» (скрёстный шаг назад — тоже не разрешён).
Арт-фехтование — вид спортивной деятельности, выраженный в ведении условного постановочного поединка или выполнении упражнений с холодным оружием в соответствии с правилами соревнований.
Артистическое фехтование объединяет в себе фехтовальное искусство всех эпох, от античных веков до наших дней, а также включает «вневременное» фехтование.
В артистическом фехтовании обязательно используют режущие, ударные, колющие и рубяще-колющие виды оружия, соответствующие выбранной дисциплине.
Используемое оружие должно представлять собой аналог оружия военного либо гражданского типа; или же его описание должно быть в каком-либо печатном источнике.
В любом выступлении допускают использование сценических аналогов оружия любого континента и их бытовых имитаторов, а также спортивных снарядов, конструктивно сходных с оружием, но обязательным является наличие приёмов фехтования, характерных для одного из видов длинноклинкового (длиннодревкового) европейского холодного оружия.
При судейской оценке выступлений предпочтение отдают работе с оружием, максимально приближённым к оригиналу по весовым и размерным характеристикам.
В упражнениях «соло» и «группа» — разрешены только европейские виды холодного оружия, а также допускают использование их имитаторов или бытовых аналогов.
Карабин — огнестрельное оружие, появившееся как класс длинноствольного оружия в конце XVII века. В 1940—60-х годах в СССР существовал такой вид спорта как фехтование на карабинах с эластичным штыком. Проводили чемпионаты СССР и вооружённых сил по штыковому бою. Эти соревнования являлись дополнительной подготовкой бойца к ведению рукопашной схватки с оружием в руках, психологической готовности к бою и психологической устойчивости во время схватки.
В 1635 году Мэтр Кудре определил фехтование как искусство пользоваться «оружием кисти» для атаки и защиты. Трость — это тоже оружие кисти. Практика работы с ней подобна основным правилам фехтования.
В спортивном варианте фехтования на тростях 2 бойца в защитном снаряжении (маска, нагрудник, перчатки, щитки на ногах), вооружённые гладкими деревянными палками длиной 95 см и массой 125—140 граммов, ведут бой в круге диаметром 6 м. Поединок фехтовальщиков длится 2 минуты. За это время необходимо нанести друг другу как можно больше колющих и рубящих ударов тростью в любую часть тела. Трость держат прямым хватом, вторая рука заложена за спину.
Как правило, трость имеет шарообразный набалдашник из слоновой кости или металла, которым наносят рубящие удары.
В настоящее время появляются и набирают популярность неофициальные спортивные соревнования по «историческому фехтованию» на тяжёлом клинковом оружии (в частности, на мечах). Этот вид фехтования становится более известным, благодаря энтузиастам, увлекающимся исторической реконструкцией. Как правило, реконструкторы и любители данного направления фехтования применяют одно- или двуручные мечи массой от 1200 г до 4—5 кг. Защитой служат разнообразные доспехи: кольчуги, бригантины, латные панцири, исторические или стилизованные под конкретную историческую эпоху средства защиты. Проведение соревнований по данному виду фехтования держится на энтузиазме участников нескольких исторических и общественных движений, не имеет чётких единых правил и находится в стадии становления. Участие в таких соревнованиях является более травмоопасным по сравнению с официальными видами фехтования, так как бои идут в полный контакт.
Экипировка исторических фехтовальщиков отличается от экипировки реконструкторов большей практичностью в ущерб исторической достоверности. Так, к примеру, все шлемы должны обеспечивать защиту посредством жёсткой конструкции не только головы, но и лица. Поэтому к образцам, не имеющим защиты лица, либо в которых для защиты этой части тела используют кольчугу, спереди приваривают стальную решётку. К способам же изготовления экипировки выдвигают меньше требований, к оружию и доспехам в некоторых случаях может быть применена сварка, обработка современным инструментом; спортсмен может выступать в полностью современной обуви, если сочтёт её более удобной (в случае, если правила турнира запрещают наносить удары ниже колен).
К фехтованию на тяжёлом клинковом оружии относят также бугуртные бои (5х5, 21х21) — массовые бои по примеру средневековых турниров, где, кроме одиночных, также проводили и групповые бои. Необычность этого вида спорта состоит в том, что для достижения победы команде необходимо сочетание физической силы спортсменов, воли, ловкости, командной тактики и стратегии и интеллекта каждого спортсмена. Соревнования в данной номинации проводят по единым правилам по всей России.
Паралимпийское фехтование имеет давнюю историю. Ещё в 1780 году доктор Тиссо (Франция) разработал методику, которую описал в книге под названием «Медицинская хирургическая гимнастика в гигиеническом аспекте. Упражнения с оружием». А в 1895 году француз Селестин Леконт разработал теорию, согласно которой занятия фехтованием обладают большим лечебным эффектом. Он описал 15 болезней, вылеченных с помощью этого вида спорта.
Современная история паралимпийского фехтования, или, как его ещё называют «фехтования в инвалидных колясках» (от английского wheelchair fencing) начинается с 50-х годов прошлого века, когда сэром Людвигом Гатманном была предложена идея этой спортивной дисциплины. В те годы прошли и первые официальные соревнования по этому виду спорта.
В 1960 году фехтование было включено в программу первых Паралимпийских игр в Риме. С тех пор среди паралимпийцев регулярно проводят чемпионаты Европы и мира, разыгрывают Кубки мира. И если в 1960 году в Риме фехтовальщики-паралимпийцы соревновались в 3 видах: в личных и командных соревнованиях по сабле среди мужчин и в личных соревнованиях по рапире среди женщин, то в 2004 году на Паралимпийских играх в Афинах они разыграли в общей сложности 15 комплектов наград в категориях «A» и «B» (представители категории «C» в играх не участвуют). И мужчины, и женщины разыгрывают личное и командное первенство по рапире и шпаге, соревнования по сабле проводят только среди мужчин. Командные соревнования имеют открытый характер, в них могут участвовать как представители категории «А», так и спортсмены, относящиеся к категории «В».
С развитием соответствующей техники меняли и правила соревнований. В отличие от классического фехтования здесь бой ведут в статичном положении на дорожке длиной 4 метра, при этом коляски при помощи специальных металлических конструкций фиксируют на месте. По правилам, тот из участников боя, у кого короче руки, выбирает дистанцию, на которой будет идти поединок. Во время схватки фехтовальщик должен держаться свободной рукой за кресло. Правила запрещают также приподниматься в кресле или отрывать ноги от подножки.
У рапиристов и саблистов поражаемая поверхность — такая же, как в «обычном» фехтовании, у шпажистов всё тело — выше пояса. Попадания регистрируют с помощью электрофиксатора. Укол в поражаемую поверхность приносит очко.
Принадлежность к той или иной категории определяют характером заболевания и связанной с ним степенью подвижности спортсмена:
Перед соревнованиями паралимпийцы в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование.
В России паралимпийское фехтование начали развивать с 2005 года. В феврале на заседании исполкома федерации фехтования России (ФФР) была создана комиссия ФФР по паралимпийскому фехтованию, которую возглавила Елена Белкина. В сентябре в МГСГИ из числа студентов 1—3 курсов была сформирована группа из 12 человек для занятий паралимпийским фехтованием. Уже в конце месяца эта группа под руководством самой Е. Белкиной и молодого тренера Екатерины Войновой приступила к тренировкам. Параллельно в Уфе была создана секция паралимпийского фехтования из 10 человек, которая работает под началом тренера Фарита Арсланова.
Слайд 8В настоящее время развито и паралимпийское фехтование. Еще в 1895 году
француз Леконт разработал теорию, согласно которой занятия фехтованием обладают большим лечебным эффектом. В 1960 году фехтование было включено в программу первых Паралимпийских игр в Риме. В отличие от классического фехтования, здесь бой ведется в статичном положении на дорожке длиной 4 метра, при этом коляски при помощи специальных металлических конструкций фиксируются на месте. В России паралимпийское фехтование начало развиваться с 2005 года.
Слайд 6В фехтовании на рапирах и саблях используются электрокуртки и уколы (удары
в случае фехтования на саблях) засчитываются только в электрокуртку. В фехтовании на шпагах засчитываются любые уколы в тело противника.
Слайд 4С появлением огнестрельного оружия тяжелые мечи, копья и пр. тяжелое холодное
оружие начало вытесняться легкими шпагами. В фехтовании начала играть большую роль не сила, а техника фехтования, быстрота реакции, набор боевых приемов. Возникли крупные центры и школы фехтования. Одна из старейших и крупнейших школ – Итальянская. Несколько позже во Франции возникла своя школа фехтования, которая использовала более прогрессивные приемы. Практически из этих двух школ выросло все современное спортивное фехтование. Но вплоть до нашего времени фехтование применялось как боевая практика и в подготовке военных офицеров обучение фехтованию играло одну из самых важных ролей.
Слайд 1Фехтование. Боевая и спортивная подготовка.
Слайд 3История фехтования. В общем смысле слова фехтование – искусство владения холодным оружием.
Фехтование зародилось в глубокой древности. Поскольку, до развития огнестрельного оружия, холодное оружие было основным в человеческих столкновениях, умение владеть им развилось в отдельное искусство. В различное время и в различных странах фехтовали на мечах, палках, алебардах, штыках, шашках, кинжалах и другом холодном оружии.Начиная с древней Греции и Рима фехтовальная подготовка была одной из основных дисциплин в обучении мальчиков и юношей начиная с 5-10 лет.
Сабля спортивная — рубяще-колющее
оружие для спортивного фехтования клинком
трапециевидного сечения длиной до 105 см,
массой 500 г из стали, с гардой специальной
формы, защищающей кисть сверху и спереди
при направлении клинка вверх.
Удары и уколы наносятся во все части
тела фехтовальщика выше талии, включая
руки (до запястья) и маску. Поражаемая
поверхность закрыта защитной одеждой
с серебряной стружкой, в то время как
маска также находится в электрическом
контакте с курткой. Удар и укол фиксируются
цветной лампой на аппарате.
Бой на саблях отчасти является похожим
на фехтование на рапирах. Те же основные
правила определения победителя в схватке,
где атакующий имеет преимущество перед
контратакующим при одновременно нанесённых
ударах или уколах. Фехтовальная фаза
развивается от атаки к парированию и
попытке нанесения ответа, переходом приоритета
действия от одного фехтовальщика к другому.
Главное же отличие в том, что саблей на
практике наносят преимущественно удары,
а не уколы, защититься от первых сложнее,
и бой становится гораздо более динамичным.
В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании
на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд»
(скрестный шаг назад разрешён).
Фехтовальный щиток «боче», начало XVI века Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кинжал для левой руки дага, мастер Педро Вельмонте, Толедо, около 1610 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Боевое фехтование — искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, рапирой, саблей, кинжалом, ножом, секирой. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (5—11 лет). Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин в образовательной программе дворянина-рыцаря. Первый дошедший до нас учебник фехтования — Фехтбух из Тауера относят к XIII веку, то есть был написан за 2 века до шпаги, которая появилась в XV веке. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовали щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.
Шпага спортивная — колющее оружие, длиной
110 см и массой до 770 г, гибкий стальной клинок
трёхгранного сечения, кисть руки защищена
круглой гардой диаметром 13,5 см.
В боях на шпагах мужчины и женщины соревнуются
в отдельных турнирах. Наконечник нуждается
в давлении на него, по крайней мере, в
750 г, чтобы включился регистрирующий аппарат.
Уколы наносятся во все части тела спортсмена,
кроме затылка. Оружие и фехтовальная
дорожка изолированы от аппарата, и укол
в них не регистрируется.
В фехтовании на шпагах не существует
приоритета действий. Аппарат не фиксирует
укол, нанесёный позже другого более чем
на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы
взаимно регистрируются и присуждаются
обоим фехтовальщикам. Лишь последние
уколы в поединке при равном счёте нуждаются
в повторе.
Слайд 11Фехтование требует от спортсмена всесторонней подготовки, как физической, так и психической
и эмоциональной. Быстротечность и высокая скорость боя предполагает отлично развитую реакцию и обостренное внимание. Необходима высокая координация всех мышц организма, а так же отличное чувство дистанции и окружающего пространства. Выносливость так же является необходимой, поскольку спортсмен, пока идет бой (2-3 минуты), постоянно перемещается по фехтовальной дорожке, задействую все мышцы тела (ноги, руки, мышцы корпуса). По аэробным нагрузкам на организм фехтование вполне можно сравнить с боксом.
Физическая и психическая подготовка фехтовальщика.
Слайд 10Историческое – фехтование на холодном оружии, имеющем аналоги в прошлом. Техника
фехтования обычно восстанавливается по историческим учебникам. Так же реконструируется облачение фехтовальщиков. Обычно историческое фехтование является хобби и ставит целью восстановить стиль фехтования, присущий определённой эпохе, реконструировать костюмы и снаряжение, а так же традиции.
Рапира спортивная — колющее оружие с клинком
четырёхгранного сечения длиной от 90 до
110 см и массой 500 г, кисть руки защищена
круглой металлической гардой диаметром 12 см.
Мужчины и женщины соревнуются на рапирах
в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике
рапиры настраивается на давление в 500 г.
Кроме того, аппарат, фиксирующий уколы,
не регистрирует касания продолжительностью
менее 0,025 сек. Другие уколы аппарат фиксирует.
Засчитываются действительными лишь уколы,
нанесенные в металлизированную куртку
(электрокуртку).
Поражаемая поверхность на фехтовальщике
закрыта металлизированной курткой, укол
в которую регистрируется цветной лампой
на аппарате. Уколы в области, не закрытые
металлизированной курткой, регистрируются
белой лампой и считаются недействительными.
Поединок в фехтовании происходит на
фехтовальной дорожке. Пересечение бойцом
границы за его спиной карается штрафным
уколом. При выходе бойцами за боковые
границы дорожки бой останавливается,
а нанесенные после этого уколы аннулируются.
Бой в фехтовании на рапирах сформировался
на основе исторического развития холодного
оружия. Боевое единоборство определяло
необходимость уколоть и ранить противника.
В то же время было важно избежать получения
укола. Поскольку первоначально рапира
в основном использовалась при обучении
фехтованию и было важно научить фехтовальщика
не только атаковать, но и защищаться,
то учитель задавал условия схватки. Поэтому
основное современное правило определяет,
что атака противника должна быть отражена
прежде, чем начато ответное действие
(правота атаки). Приоритет действия переходит
от одного фехтовальщика к другому после
активного действия на оружие соперника
своим оружием (правота защиты). Преимущество
определяет арбитр. Он останавливает действия,
когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует
об их нанесении. Тогда, ориентируясь на
показания аппарата, арбитр присуждает
укол или его аннулирует. Затем продолжает
поединок.
В фехтовании запрещены столкновения
бойцов телами, виновному в столкновении
выносится предупреждение, повторное
столкновение карается штрафным уколом.
Кроме этого бой останавливается, если
его участники оказываются за спиной друг
друга.
В настоящее время с целью повышения
качества судейства судья может использовать
видеоповтор для принятия решения. Также
каждый из бойцов может потребовать пересмотра
решения судьи с использованием видеоповтора.
Паралимпийское фехтование имеет давнюю
историю. Ещё в 1780 году доктор Тиссо (Франция)
разработал методику, которую описал в
книге под названием «Медицинская хирургическая
гимнастика в гигиеническом аспекте. Упражнения
с оружием». А в 1895 году француз Селестин
Леконт разработал теорию, согласно которой
занятия фехтованием обладают большим
лечебным эффектом. Он описал пятнадцать
болезней, вылеченных с помощью этого
вида спорта.
В настоящее время появляются и набирают
популярность неофициальные спортивные
соревнования по «историческому фехтованию»
на тяжелом клинковом оружии (в частности,
на мечах). Этот вид фехтования становится
более известным благодаря энтузиастам,
увлекающимся исторической реконструкции и ролевым
движением. Как правило, реконструкторами
и любителями данного направления фехтования
применяются одно- или двуручные мечи массой от 1200 г до 4—5 кг. Защитой служат
разнообразные доспехи: кольчуги, латные панцири, исторические
или стилизованные под конкретную историческую
эпоху средства защиты. Проведение соревнований
по данному виду фехтования держится на
энтузиазме участников нескольких исторических
и общественных движений, не имеет чётких
единых правил и находится в стадии становления.
Участие в таких соревнованиях является
более травмоопасным по сравнению с официальным
видами фехтования, так как бои идут в
полный контакт.
К фехтованию на тяжёлом клинковом оружии
относятся также бугуртные бои (5х5, 21х21) — массовые бои по примеру
средневековых турниров, где, кроме одиночных,
также проводились и групповые бои. Необычность
этого вида спорта состоит в том, что для
достижения победы команде необходимо
сочетание физической силы спортсменов,
воли, ловкости, командной тактики и стратегии
и интеллекта каждого спортсмена. Соревнования
в данной номинации проводятся по единым
правилам по всей России.
- Аркадьев В. А. Фехтование. — М.: ФиС, 1959
- Бабенко О. Б. Разящие клинки. Из истории фехтования в городе на Неве. — СПб., 1996
- Кастл Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007
- Лейтман Л. Г., Пономарева А. М., Родионов А. В. Фехтование юным. — М.: ФиС, 1967
- Круглов А. Н. Фехтование в Западной Европе и Японии: духовные и философские основы. — М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000
- Мишенев С. В. История европейского фехтования. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004
- Хаттон А. Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005
- Хаттон А. Холодное оружие Европы. Приемы великих мастеров фехтования. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007
- Сохо Т. Письма мастера дзэн мастеру фехтования //Евразия, СПб. — 1998
- Прокопчик Е. И. Фиоре Деи Либери — автор средневекового трактата по фехтованию. — 2017
- Тантаро С. Дзен и фехтование. — 1991
Слайд 12Фехтование развивает все мышцы организма. При этом укрепление мышц происходит в
динамике движения. Развивается не только сила, но и скорость и координация мышечной реакцииПовышенное внимание, необходимость быстрых и координированных реакции развивает проводимость нервных тканей, а следовательно и мозг.Серьезные аэробные нагрузки развивают легкие и сердечно-сосудистую системы.Низкая травмоопасность фехтования так же является плюсом.Опыт спортивных боев развивает психологическую устойчивость спортсмена.Сам процесс тренировок и соревнований нарабатывает умение добиваться поставленных задач, не останавливаться на достигнутом, а так же преодолевать неудачи.
Польза фехтовальной подготовки.