- Органами, осуществляющими и регулирующими внешнеэкономическую деятельность, являются
- Макроэкономика, экономическая теория, мировая экономика и международные экономические отношения.
- Государственное регулирование экспорта
- Понятие, виды и методы осуществления экспорта
- 2 Расчет относительных величин
- Экспортно-импортные операции и сделки
- Экспортно-импортные операции России
- 1 Состояние и перспективы развития экспорта товаров в рф
Органами, осуществляющими
и регулирующими внешнеэкономическую
деятельность, являются
- Федеральное собрание – принимают,
изменяют и отменяют законы, связанные
с регуляцией внешней торговли и предпринимательской
деятельности, а так же других форм внешнеэкономической
деятельности. - Правительство – принимает
НПА по вопросам внешней торговли, координации
деятельности министерств и ведомств в сфере внешней торговли. - Министерство торговли – осуществляет
следующие функции:[23 c.72]
Макроэкономика,
экономическая теория, мировая экономика
и международные экономические отношения.
Государственное регулирование
экспорта
Понятие, виды и методы
осуществления экспорта
2 Расчет относительных величин
Относительные величины – это соотношение двух сопоставимых абсолютных величин, при этом числитель называют сравниваемой величиной, а знаменатель – базой относительного сравнения.
Используя данные прил. 2, рассчитаем относительные величины.
1) Относительная величина динамики
iэксп = 33702/21373*100% = 157,68%,
iимп = 13755/9862*100% = 139,47%
Таким образом, в январе 2008 г. по сравнению с январем 2007 г. объем экспорта вырос на 57,68%, а импорта – на 39,74%.
2) Относительная величина координации
i2008 = 13755/33702 = 0,408, т.е. в январе 2008 г. на 10000 млн. $ США экспорта приходилось 4080 млн. $ США.
i2007 = 9862/21373 = 0,461, т.е. в январе 2007 г. на 10000 млн. $ США экспорта приходилось 4610 млн. $ США.
Изменения составили в абсолютном выражении 530 млн. $ США, в относительном – i = 0,408/0,461*100% = 88,5%.
В январе 2008 г. по сравнению с январем 2007 г. импорт в расчете на 10000 млн. $ США экспорта уменьшился на 530 млн. $ США или на 11,5%.
Экспортно-импортные операции и сделки
1.1.Сущность
экспортно – импортных операций
Экспортно-импортные операции России
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, — мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.
Цель данной расчетно-графической работы – провести анализ внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучить теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности;
— проанализировать экспортно-импортные операции России.
Объектом данной работы является внешнеэкономическая ситуация в РФ, предметом – экспорт и импорт.
Актуальность данной темы определяется современным состоянием внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, так как внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во ВЭД и на их пути возникает множество проблем, связанных с регулированием данной деятельности государством.
1 Понятие, виды и значение экспортно-импортных операций
1.1 Понятие и виды экспортных и импортных операций
Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товарной продукции (услуг) и ввозом-вывозом этой продукции (услуг) за рубеж/ из-за рубежа.
В практике международной торговли продавец именуется экспортером, а покупатель – импортером. Стороны любого контракта в практике международной торговли именуются контрагентами.
Экспорт – совокупность множества коммерческих операций по продаже и вывозу за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Экспортом является также предоставление иностранным туристам и иностранным туристическим фирмам туристских, экскурсионных и других услуг (совокупного туристского продукта). Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные фирмы.
При осуществлении экспортной операции для экспортера неважно, как будет использоваться товар импортером: последний может пустить товар в переработку, реализовать на внутреннем рынке или перепродать в третьи страны. В любом случае для продавца это будет экспортная операция.
При пересечении границы таможенной зоны к экспортному товару должны быть применены санкции экспортного режима и приложены соответствующие сопроводительные документы, в том числе: лицензия на вывоз товара; документы о внесении соответствующих платежей, которые включают таможенную пошлину и таможенный сбор; грузовая таможенная декларация. Статьями товарного экспорта являются товары, вывозимые из страны. Поскольку перемещение этих товаров из страны в страну поддается зрительному восприятию, то зачастую их называют «видимым» экспортом.
Для осуществления экспортной операции необходимо одно определяющее условие – иметь товар, который будет пользоваться спросом на внешнем рынке. Экспортирование продукции нередко является первой внешнеторговой операцией, предпринимаемой той или иной фирмой. Это объясняется тем, что на начальной стадии вовлечения в международный бизнес эта операция предполагает обычно минимальные обязательства и наименьший риск для ресурсов фирмы. Например, фирмы могут увеличить экспорт продукции путем загрузки своих избыточных мощностей, что сводит к минимуму потребность в дополнительных капиталовложениях.
Импорт – совокупность множества коммерческих операций по закупке и ввозу иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке своей страны. При этом ввозимый в страну товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем, полуфабрикатами, подлежащими переработке, объектами капитального строительства в виде инвестиционного капитала, лицензиями, ноу-хау и т. д.
Непременным условием осуществления импортной операции является платежеспособность импортера.
Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Однако имеются и примеры отдельных стран (прежде всего это страны, для которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США.
Разновидностью экспортно-импортных операций являются реэкспортные и реимпортные операции.
Реэкспорт – вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке (это является обязательным условием любой реэкспортной операции). Однако в соответствии с последними нормативными актами РФ разрешается проведение незначительных операций (таких, как маркировка, упаковка, расфасовка) с целью, например, упрощения транспортировки товара через реэкспортную зону. Обязательным в этом случае является условие, что стоимость дополнительных операций по переработке не должна превышать половины экспортной цены контракта. В случае если это условие нарушается, товар из реэкспортного превращается в экспортный со всеми вытекающими отсюда последствиями по оплате необходимых экспортных налоговых и таможенных пошлин.
Предметом реэкспорта чаще всего выступают товары, продаваемые на международных аукционах и товарных биржах.
Реэкспорт может осуществляться и без завоза товара в свою страну. Такие операции по сути не относятся к экспорту или импорту данной страны, хотя и учитываются таможенной статистикой. Они совершаются торговыми фирмами в целях получения прибыли благодаря разнице цен на один и тот же товар на разных рынках. Значительная часть реэкспортных операций осуществляется на территории так называемых свободных зон. Ввозимые на территорию этих зон товары не облагаются таможенными пошлинами и освобождаются на время пребывания там и при ввозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов с импорта, обращения, потребления и производства.
На складах, расположенных в свободной зоне, товары хранятся до их перемещения внутрь страны через таможенную границу или до их реэкспорта. В первом случае уплачивается соответствующая таможенная пошлина, во втором – товары вывозятся без соблюдения каких-либо таможенных формальностей.
Такие свободные зоны имеются практически во всех крупных портах прибрежных государств. Государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободными зонами близлежащих портов на основе международных соглашений.
Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергшихся там переработке. Ими могут быть товары, не проданные на аукционе, выставке, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и другие, предназначавшиеся к продаже.
По существу, реимпортные товары нельзя назвать внешнеторговыми сделками, поскольку они не преследуют коммерческой цели и их никто специально не готовит и не осуществляет. По своей сути это несостоявшиеся экспортные операции. Но таможенная статистика учитывает их отдельно – как реимпортные операции.
Обязательным при оформлении таможенных документов по режиму реимпорта является условие, что товар в стране импортера находится не более 10 лет и не подвергается никакой переработке (за исключением опять-таки переупаковки, расфасовки, маркировки и т. п.).
1.2 Значение экспортно-импортных операций
Национальное хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, которые затрагивают экономические интересы разных слоев населения и формируют международную торговлю. Международная торговля является важным средством развития национальной экономики, поскольку с ее помощью повышается производительность труда, увеличивается общий объем производства. Государства, экспортирующие свои товары в другие страны, получают значительный экономический выигрыш за счет развития специализированных производств, которые обладают сравнительно более высокой эффективностью по сравнению со странами, производящими аналогичные продукцию.
Принцип сравнительных преимуществ утверждает, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим, если каждый товар будет производиться с меньшими общими издержками производства по сравнению с той страной, куда ввозится этот товар. И что естественно, поскольку выгоднее купить товар другой страны, чем организовывать собственное производство, которое потребует больших затрат на аналогичный товар.
Благодаря международной торговле мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния народа. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства, которых в стране ниже по сравнению со всей страной. Если так будет поступать каждая страна, то мир может в полной степени использовать преимущества географический и человеческий специализации.
Кроме указанной выгоды от международной торговли следует указать и на побочные выгоды, которые получает страна от международного разделения труда. Свободна международная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает господство монополий. Возрастающая конкуренция иностранных фирм вынуждает местные фирмы переходить к производственным технологиям, обеспечивающим наиболее низкие издержки на создание соответствующих товаров. Конечно, переход на новые технологии предполагает использование самых новейших достижений в области науки и техники, что в целом способствует повышению качества продукции, росту производительности труда, экономическому развитию страны в целом. Свободный международный обмен товаром предоставляет потребителям возможность выбора или более широкого ассортимента товаров, пополнение полок магазинов самыми различными товарами, произведенными в самых различных странах земного шара.
Для успешного участия во всемирном рынке каждой стране нужно иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, через которую товары продвигаются от одного национального хозяйства к другому. Она включает прежде всего материально-техническую базу внешней торговли — склады, оснащенные специальным оборудованием, которое обеспечивает сохранность товаров и манипулирование ими (погрузка, разгрузка, сортировка, маркировка и т.д.). Перемещением товаров из одной страны в другую занимаются, как правило, специализированные транспортные организации. Большая часть внешнеторгового товарооборота осуществляется морем, значительная доля грузов пересекает государственные границы по железным дорогам, при помощи автомобильного транспорта или самолетами. При этом продукты, экспортируемые какой-либо страной, могут перевозиться транспортными средствами, принадлежащими любому другому национальному хозяйству.
Денежные расчеты по внешнеторговым операциям и их кредитование производится банковскими учреждениями, в том числе и специализированными. Важной финансовой операцией является страхование грузов: ею занимаются особые учреждения страхового бизнеса.
Если страна не обладает внешнеторговой инфраструктурой (а это относится к большинству развивающихся государств), то она испытывает дополнительные трудности. Ей приходится нести большие расходы, чтобы обеспечить доступ к внешнеторговой инфраструктуре других стран — по оплате услуг иностранных транспортных, страховых, банковских учреждений, торговых домов (компаний), обслуживающих их товарооборот.
Объем внешней торговли каждого государства определяется в натуральных и стоимостных показателях. При натуральном измерении подсчитывается количество экспортируемых и импортируемых продуктов (тонны зерна, мяса, метры ткани и т. п.).
Соответственно динамика внешнеторгового товарооборота выражается в индексах физического объема импорта и экспорта. Эти индексы показывают тенденции в изменении объемов реальных масс изделий. В отличие от них стоимостные показатели отражают не только изменения в количествах благ, экспортируемых и импортируемых какой-либо страной, но и колебания цен. Поэтому стоимость ввоза может, допустим, уменьшиться даже при увеличении количества экспортируемых продуктов, если цены на них упадут. И наоборот, возрастание стоимостных показателей внешнеторгового оборота может отражать не увеличение физического объема торговли, а рост товарных цен.
Своеобразной визитной карточкой, по которой можно судить о степени вхождения каждой страны во всемирное хозяйство, являются показатели ее участия в мировом экспорте и импорте товаров.
Таким образом, можно констатировать, что экспортно-импортные операции жизненно необходимы для всех без исключения стран, в том числе и для наиболее развитых.
2 Анализ экспортно-импортных операций России
2.1 Объем и товарная структура экспортно-импортных операций России
Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости. Объем экспорта и импорта России представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Объем экспорта и импорта РФ
Прирост экспорта в 2000 году во многом был обеспечен ростом контрактных цен. Высокие цены на энергоносители определили наибольшее по сравнению с 90-ми г. увеличение стоимости их экспорта по сравнению с другими товарами и существенные изменения в структуре экспорта.
Экспорт России в 2006 году составил 302,0 млрд.долл. США и по сравнению с 2005 годом увеличился на 25,1%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 259,7 млрд.долл.США (рост на 24,3%), в страны СНГ – 42,3 млрд.долл.США (рост на 29,6%). Рост экспорта был обеспечен в первую очередь значительным повышением мировых цен на важнейшие сырьевые товары, особенно на углеводороды.
Импорт России в 2006 году составил 137,5 млрд.долларов США и по сравнению с 2005 годом вырос на 39,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 115,2 млрд.долларов США (рост на 44,5%), из стран СНГ – 22,3 млрд.долларов США (рост на 17,6%). В общем объеме импорта доля стран дальнего зарубежья составила 83,8% и возросла по сравнению с прошлым годом на 3,1 процентных пункта.
Основным фактором роста импорта являлся рост ввоза машин и оборудования, который во многом объясняется потребностями технологического перевооружения растущей экономики, а также результатами проводимой в отношении технологического оборудования таможенно-тарифной политики. Удельный вес продукции машиностроения в структуре российского импорта за рассматриваемый период достиг 48,1%, что превысило уровень 2005 года на 3,7 процентных пункта. Также расширение импорта отмечалось и по другим укрупненным позициям товарной номенклатуры.
Экспорт России в 2009 году составил 301,6 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 254,9 млрд.долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд.долларов США (снижение на 32,9%).
Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост. Так, индекс средних цен экспорта за 9 месяцев 2009 года составил 62,9%, а за 4 квартал 2009 года он составил уже 76,0%, в том числе в декабре – 76,9%. Индекс физического объема экспорта также постепенно возрастал и составил за указанные периоды соответственно 92,3%, 111,9% и 112,7%.
Импорт России в 2009 году составил 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).
Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года.
Экспорт России в 2010 году составил 396,4 млрд.долларов США1 и по сравнению с 2009 годом увеличился на 31,4%, в том числе в страны дальнего зарубежья — 336,7 млрд.долларов США (рост на 32,1%), в страны СНГ — 59,7 млрд. долларов США (рост на 27,4%).
Увеличение стоимостного объема экспорта в 2010 году по сравнению с 2009 годом было обусловлено как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов их поставок. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 119,8%, а индекс физического объема экспорта — 110,0%.
Импорт России в 2010 году составил 229,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 197,4 млрд.долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ – 31,6 млрд.долларов США (рост на 44,8%).
Увеличение стоимости российского импорта в 2010 году относительно 2009 года было обусловлено в основном ростом его физического объема, индекс которого составил 135,4%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров составил всего 101,6%.
Экспорт России в 2011 году составил 516,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 437,8 млрд.долларов США (рост на 29,7%), в страны СНГ – 78,2 млрд.долларов США (рост на 31,3%).
Увеличение стоимостного объема экспорта 2011 году по сравнению с 2010 годом было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 132,9%, тогда как индекс его физического объема – 97,8%.
Импорт России в 2011 году составил 305,3 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 33,4%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 261,0 млрд.долларов США (рост на 32,4%), из стран СНГ – 44,3 млрд.долларов США (рост на 39,6%).
Увеличение стоимости российского импорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было обусловлено как ростом его физического объема, индекс которого составил 109,1%, так и увеличением индекса средних цен импортируемых товаров, составившего 122,2%.
Таким образом наблюдает повышение экспорта и импорта России.
Структура экспорта и импорта каждой страны складывается в зависимости от стратегии истории развития ее экономики, наличия природных ресурсов, социально-экономических условий и других факторов. Принято считать, что приоритетное место в структуре экспорта России занимают поставки газа и нефти зарубежным партнерам. По выражению либералов, экономика России сидит на нефтяной игле. Рассмотрим товарную структуру экспорта России, приведенную в приложении А.
Если проанализировать реальные цифры, роль нефтяной иглы несколько преувеличена, т.к. сфера добычи нефти и газа в структуре номинального ВВП занимает 8%, а в 2008г. перед кризисом, когда экспорт нефти достиг своего абсолютного максимума, подушевой доход от экспорта нефти составил 3 тыс. руб.
Природные богатства России включают практически стопроцентный ассортимент необходимого для развития экономики сырья. Таким ассортиментом не обладает ни одна страна мира, поэтому не удивительно, что в структуре экспорта России приоритетное место занимают экспорт минеральных продуктов, металлов, драгоценных камней, продуктов переработки и изделий из этого сырья. Среди минеральных продуктов нефть и газ занимают 45% , а 55% – другие продукты.
Экспорт сырой нефти и природного газа постепенно снижается, а нефтепродуктов увеличивается, т.е. доля сырья уменьшается, а продуктов переработки увеличивается. В 1 полугодии 2011г. физический объем экспорта сырой нефти в страны дальнего зарубежья снизился на 2,6%, дизельного топлива на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2010г., при этом объем в стоимостном выражении увеличился на 35,7% и увеличился экспорт физического объема бензина на 24%
Тем не менее, в структуре экспорта России значительное место занимает экспорт невозобновляемых ресурсов. С 1995г. по 2008г. экспорт в России постоянно возрастал, увеличившись за эти годы в 6 раз и достигнув размера 468 млрд. руб., затем в результате глобального кризиса опустился до уровня 2006 г. и составил в 2009г. 302 млрд. руб. С 2010г. наблюдается рост экспорта, за первую половину 2011 г. он составил 247 млрд. руб., т.е. превысил максимум 2008 г., но этот рост за последний год произошел за счет повышения цен, а физические объемы экспорта сократились на 0,5%.
В результате глобального кризиса в 2009г. по большинству позиций структуры экспорт снизился до уровня 2006г., за исключением продуктов питания и аграрного сырья, доля которых в структуре экспорта увеличилась в 1,65 раза. В 2011г. экспорт практически всех элементов структуры восстановил позиции докризисного периода 2008 года, при этом сырье и продукция переработки из него продолжает до настоящего времени занимать 80% экспорта.
Расширяющаяся интеграция России в глобальную экономику требует для усиления ее позиций на международном рынке ускорить инновационное наукоемкое развитие экономики, что скажется на изменении структуры ее экспорта.
В структуре импорта России, приведенной в приложении Б, приоритетными являются те товары, по которым российские производители неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными: оборудование и автомобили (48%), продукты питания (16%), химические товары (17%), обувь, текстиль и изделия из него (6%), т.е. общая доля этих товаров в структуре импорта составляет 87%.
Динамика структуры импорта аналогична динамике структуры экспорта, но падение объемов импорта наблюдалось вследствие кризисов 1998 и 2008 г.г.
2.2 Анализ сильных и слабых сторон экспортно-импортных операций России
В последние годы внешнеэкономические показатели Российской Федерации демонстрируют ряд позитивных тенденций и достижений, к числу которых относятся:
— рост экспорта;
— положительное сальдо экспортно-импортных операций;
— зависимость экономики практически всех стран мира от экспорта сырья, топливных и энергетических ресурсов из России;
— успешное вступление России в ВТО.
Несмотря на наличие позитивных тенденций, общий уровень развития внешнеэкономических связей России нельзя считать удовлетворительным. Прежде всего, это выражается в том, что их вклад в развитие российской экономики остается недостаточным, а по ряду ключевых показателей — снижается. Основные проблемы, связанные с развитием внешнеэкономических связей в условиях инвестиционного роста, до сих пор не решены. В частности:
— значительные объемы экспорта невозобновляемых ресурсов;
— зависимость от развитых стран по вопросам инновационного развития экономики и модернизации производства;
— значительные объемы импорта товаров, являющихся жизненно необходимыми благами;
— зависимость от динамики цен на нефть, создающая большую степень риска для макроэкономики страны;
— зависимость экспортно-импортных операций от последствий национальных и глобальных кризисов;
— наличие в структуре импортируемых товарах значительной доли товаров, вредных для здоровья (например, 1,5% алкогольных напитков, табачных изделий).
За короткий период (2000-2004 годы) экспорт сырья и инвестиции в сырьевой сектор смогли внести решающий вклад в достижение высоких темпов роста российской экономики, обеспечив порядка 2/3 прироста ВВП. Но это было возможно, прежде всего, в условиях резкого роста мировых цен на энергоносители.
Основными сравнительными преимуществами, которые России на сегодняшний день удается успешно использовать, являются преимущества в сфере производства энергоносителей, товаров низкой степени переработки, в первую очередь энергоемких (в частности, энергетическое и горношахтное оборудование, некоторые виды транспортного и сельскохозяйственного оборудования).
При этом из-за того, что в стране за последние 15 лет не была проведена крупномасштабная технологическая реструктуризация машиностроительной отрасли, в сфере производства такой продукции Россия сталкивается с все большей конкуренцией не только с развитыми, но и развивающимися странами. В результате продажи российской продукции сокращаются и переносятся на менее развитые рынки. Что касается сравнительных преимуществ России в сфере производства наукоемких товаров и услуг, то они до сих пор не получили практической реализации. В последнее время наметился более активный тренд в этом направлении — все больше иностранных компаний открывают в России исследовательские и инжиниринговые подразделения, но потенциал данной сферы использован не полностью.
Возможности сельскохозяйственного экспорта используется лишь в небольшой степени как из-за барьеров для вывоза российских товаров, так и из-за низкого уровня производительности труда, устаревшего оборудования, недостаточной квалификации сотрудников маркетинговых и управленческих служб агропромышленного комплекса.
Важной задачей, стоящей в данный момент перед Россией, является проведение целенаправленной политики по стимулированию экспорта в целом и в особенности высокотехнологичной продукции. Это возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации экспортного потенциала страны и проведению продуманной структурной и промышленной политики.
- Перспективы развития экспортно-импортных операций России
Зависимость социально-экономического развития России от динамики мировых цен на нефть сильнее, чем от экономической политики и институциональных реформ.
«Сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России хотя бы потому, что запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более высоких удельных капиталовложений. Официальные данные о запасах нефти и газа отсутствуют.
Планы резкого наращивания запасов нефти в будущем государство пока что не подкрепляет соответствующими мерами экономического регулирования. В течение 90-х годов запасы нефти уменьшились на 14%, и до сих пор их прирост не покрывает добычи. Более десятилетия Россия «проедала» запасы нефти и газа, оставшиеся от СССР. При этом кажущиеся еще огромными запасы углеводородов все труднее и дороже добывать. Вполне возможно, что в ближайшие десятилетия российская экономика столкнется с сокращением добычи нефти и газа, а прогнозы ее роста останутся лишь прожектами. Поэтому уже сейчас важнейшей задачей экономической политики является трансформация «нефтедолларовых» рентных доходов в активы, приносящие прибыль, независимо от цен на нефть.
Недостатком «сырьевой» модели экономики является недостаточно быстрый научно-технический прогресс (НТП). А ведь он является основным источником современного экономического роста. В сырьевом секторе состав продукции почти не меняется, а применение новых технологий связано с созданием новых машин, оборудования, транспортных средств, реагентов, методов разведки и бурения скважин и т.д. Т.е. без НТП в торгуемом секторе стране приходится эти технологии импортировать. Получая природную ренту, страна-экспортер сырья в то же время вынуждена платить «интеллектуальную ренту» странам – технологическим лидерам.
Можно сделать вывод: если ничего не менять, то будущее российской экономики сведется к роли сырьевого придатка стран Запада и Китая.
Чтобы этого избежать необходимо следующее.
Во-первых, сменить модель экономического развития.
Во-вторых, изменить макроэкономическую политику. Нужно перестать девальвировать рубль, привлекая спекулятивные капиталы из-за рубежа. Надо прекратить практически бесплатное кредитование западных стран и начать вкладывать государственные средства в реальные активы. Обеспечив отток спекулятивного капитала из России и заместив иностранные займы российских государственных компаний бюджетными кредитами, можно без усиления инфляции инвестировать средства Фонда национального благосостояния в развитие российского машиностроения. Можно вкладывать нефтяные доходы внутри страны, не провоцируя, а замедляя инфляцию: в высокотехнологичные инвестиционные проекты; в создание компаний на высокомонополизированных рынках; в расширение «узких мест», порождающих структурную инфляцию (например, в развитие цементной промышленности); в отрасли, в которых улучшатся конкурентные преимущества в случае падения цен на нефть. Уже сейчас государству нужно форсировать строительство и модернизацию российских авиастроительных или автомобильных заводов, вкладывая средства в приобретение их акций или в создание новых компаний с полным циклом производства, не занимающихся лишь сборкой.
В экономике России в последующие годы необходимы существенные и масштабные изменения структурного характера, которые неизбежно отразятся на макроэкономических результатах, показателях их динамики. Это курс на модернизацию, обновление обрабатывающей промышленности (особенно отраслей машиностроения), формирование нового полноценного индустриального комплекса. Потребуются массивные масштабные затраты в соответствующие отрасли и производства, инфраструктуру, отдача от которых маловероятна в пределах обозначенного срока. Существенные вложения необходимы для восстановления и развития на новой основе сельского хозяйства, включая его жизненно-социальную структуру. Безотлагательные решения и меры обусловлены в части подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов практически для всех сфер производственной деятельности, основных научно-практических направлений.
Благоприятная внешнеэкономическая ситуация, характеризующаяся высоким и повышенным уровнем экспортных цен на основные товары российского вывоза (энергоносители, черные и цветные металлы, минеральные удобрения и т.п.), как можно предположить, будет способствовать, во всяком случае, в следующие несколько лет созданию условий устойчивого финансирования, названных и других необходимых мер.
Хотя прогнозируется дальнейшее повышение цен на энергоносители (нефть и газ) и другие сырьевые товары, их экспорт мало возможен, скорее всего, они будут удерживаться, что более вероятно, на сложившемся уровне и иногда несколько снижаться. Однако снижение цен не удастся компенсировать увеличением объема продаж, поскольку в настоящее время прирост валютной выручки от экспорта за счет повышения цен и от увеличения реального объема реализации соотносится практически в России 9:1 (2006-2007 годы).
Исходя из представленных посылок, можно предположить что во внешней торговле, особенно экспорте, в России возникнут и будут усиливать воздействие на экономику диверсификация производства и экспорта. В то же время их использование будет замедляться нехваткой квалифицированных рабочих и специалистов, подготовка и подключение которых требуют значительного (15-20 лет) времени, неудовлетворительной инфраструктурой, дорожно-транспортным обеспечением, явно слабыми темпами структурной перестройки экономики, необоснованно заниженным объемом инвестиций
Место России в мировой экономике по предложенному сценарию изменяется и зримо возрастет, хотя бы потому, что ее экономический потенциал серьезно выше, чем у большинства ведущих стран Запада. Это потребует энергичных мер и достаточного времени. Решение всего этого круга вопросов и в ближайшее время, и на более отдаленную перспективу требует серьезных усилий и затрат, последовательной и четкой, открытой экономической политики, нацеленной на безусловное повышение уровня жизни и социальной комфортности россиян, решение всего комплекса связанных с этим задач.
Экспортно-импортные операции составляют основу внешнеторговой деятельности суверенных государств. Внешняя торговля представляет собой торговлю одной страны с другими странами, состоящую из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров. В основе внешней торговли как развитой сферы товарного обмена лежит международное разделение труда. Расширение международной специализации и кооперирования приводит к либерализации внешней торговли, отмене количественных ограничений импорта и существенному снижению таможенных пошлин.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.
Вхождение России в мировое хозяйство должно носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей.
Главной целью развития внешних экономических связей является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно.
Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.
Список используемых источников
- «Внешняя торговля Российской Федерации», В.Н. Бурмистров, М., 2007г.
- Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения / В.Е. Рыбалкин // Юнити. – 2009.
- Смитиенко, Б.М. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. для вузов/ Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2004.
- «Международная торговля», В.И. Фомичев, М., 2003г.
- «Международные экономические отношения»– М., 2002. Е.Ф. Авдокушкин
- Сайт Государственного комитета статистики: www.gks.ru
- Сайт таможенной статистики http://customs.ru
Товарная структура экспорта России
Таблица 1 – Структура экспорта России
Товарная структура импорта России
Таблица 1 – Структура импорта России
1 Состояние и перспективы развития экспорта товаров в рф
Развитие
экспортного потенциала России является
исключительно важным и актуальным
процессом на современном этапе
экономического развития России.
На
сегодняшний день, российский экспорт
является крупным сектором национального
хозяйства, через который реализуется
до 2/5 ВВП страны. Развитие экспорта
позволит обеспечить увеличение валютных
ресурсов для импорта жизненно важных
для России товаров и погашения внешней
задолженности.
Нестабильность
мировых цен на основные товары российского
экспорта — самая уязвимая черта современной
российской экономики. В этой ситуации
российскому бизнесу и государству
предстоит осуществить выбор структуры
дальнейшего развития экономики. Несмотря
на очевидную бесперспективность
односторонней ориентации на добычу
нефти, газа и производство сырья и
материалов, верхушка российского бизнеса
пока склонна заниматься только добывающими
отраслями. В этом заинтересован и
западный бизнес, который видит в России
источник энергоресурсов, сырья и
материалов, т.е. хотел бы сохранить за
Россией в мировой экономике положение,
которое занимают развивающиеся страны.
Современная
Россия в силу недостаточной
конкурентоспособности большинства
отечественных обрабатывающих отраслей
выступает в международном обмене в роли
поставщика сырья и потребителя готовой
продукции.
Оставаясь
сырьевой страной, Россия не сможет
использовать то прогрессивное начало,
которое несет глобальная экономика,
способствующая научно-техническому
прогрессу и росту эффективности
производства.
Вообще
устойчивый рост российской экономики,
независимый от мировой конъюнктуры на
несколько сырьевых товаров, возможен
лишь при развитии конкурентоспособной
многоотраслевой структуры промышленности,
прежде всего наукоемких отраслей
машиностроения (на него приходится
сейчас свыше 40% мирового экспорта).
Россия
должна предпринять серьезные усилия
для развития этой отрасли, если она
хочет занять в мировом хозяйстве место
высокоразвитой современной державы и
выйти на мировые рынки, как и другие
развитые страны, с машиностроительной
продукцией. Хотя некоторым машиностроительным
компаниям удается найти свои ниши на
мировом рынке, надеяться на то, что
машиностроение без серьезной
государственной поддержки выйдет на
высокий уровень и займет достойное
место в экспорте, не приходится. Главное
в решении задачи подъема машиностроения
— обеспечение условий для роста
капиталовложений в отрасль.
По
некоторым видам продукции химической
промышленности Россия является одним
из ведущих мировых производителей и
экспортеров.
Повышение
эффективности экспорта в этой области
связано с осуществлением российскими
экспортерами скоординированной рыночной
стратегии и с привлечением в данную
область крупных иностранных инвесторов.
Для
продукции машиностроения перспективы
изменения экспортного потенциала и
конкурентоспособности связаны с
технологическим переоснащением
предприятий и повышением качества и
технических характеристик этой продукции.
Призыв
к разработке стратегии развития
экспортного потенциала в отраслях
обрабатывающей промышленности, и прежде
всего машиностроения, вовсе не означает,
что надо свертывать экспорт нефти, газа
и других видов сырья и полуфабрикатов.
Очевидно, что в ближайшие годы эти товары
по-прежнему будут составлять основу
российского экспорта, останутся основными
поставщиками валюты и важнейшими
источниками доходов государственного
бюджета.
В
настоящее время общую ситуацию в мировой
экономике и место страны в системе
международного разделения труда все в
большей степени определяет потенциал
наукоемких отраслей промышленности,
связанных с использованием высоких
технологий.
В
условиях реально функционирующей в
России многоукладной конкурентной
экономики принципиально возможной и
достижимой в обозримой перспективе
является инновационная диверсификация
экспорта.
Также
поддержка субъектов малого
предпринимательства, производящих
товары, работы, услуги, предназначенные
для экспорта, предусматривает целый
ряд специальных мер, а именно:
—
субсидирование процентных ставок по
кредитам;
—
субсидирование затрат по участию в
зарубежных выставках;
—
компенсация затрат на сертификацию;
-компенсация
затрат по разработке средств
индивидуализации юридического лица;
—
компенсация затрат на защиту
интеллектуальной собственности.
Выделение
федеральных средств на государственную
поддержку малого предпринимательства
позволило повысить объем расходов
региональных бюджетов на данный вид
поддержки. Так, анализ материалов,
представленных субъектами Российской
Федерации на конкурс Минэкономразвития
России в 2015 году, свидетельствует о том,
что рост расходов в 2015 году составил
20% по отношению к 2014 году и 70% по отношению
к 2013году. По ряду регионов (Астраханская
область, Республика Саха (Якутия),
Кабардино-Балкарская Республика,
Смоленская область, Республика Дагестан
и др.), например, за 3 последних года
расходы на поддержку и развитие
предпринимательства увеличились в 7 —
40 раз.
По
объему экспорта Россия занимает второе
после США место — в прошлом году объем
продаж вооружений и военной техники
составил примерно 10 миллиардов долларов.
Крупнейшим покупателем вооружений в
2013 году стала Австралия, которая приобрела
их на 6 с лишним миллиардов долларов.
По
отдельным категориям вооружений первое
место в структуре военного экспорта
России в 2013 году займет авиационная
техника – 3,384 миллиарда долларов (33,4%
от всего объема экспорта), в том числе
истребители – 3,014 миллиарда долларов,
учебно-боевые, самолеты военно-транспортной
авиации, самолеты базовой патрульной
авиации. Второе место займет военно-морская
техника, подводные лодки, боевые надводные
корабли основного класса, катера и малые
десантные корабли. Третье место займет
бронетанковая техника, боевые танки,
боевые бронированные машины.
Кроме
стран, с которыми уже заключены или
планируются к заключению пакетные
контракты, наиболее перспективными
заказчиками средств ПВО являются
Венесуэла, Бразилия, Египет, Кипр, Сирия
и Вьетнам; в сегменте подводных лодок
– Индонезия (тендер), Сирия, Венесуэла,
Египет; в сегменте бронетехники –
Индонезия, ОАЭ, Судан, Бангладеш;
перспективными партнерами в сегменте
бронеавтомобилей являются Бразилия,
Аргентина, Индия, Казахстан и Туркмения;
в сегменте боевых надводных кораблей
основного класса и катеров новые
программы могут быть реализованы с
Индией, Вьетнамом и Индонезией.
Россия
находится в состоянии колоссального
избытка производства зерновых. На
внутреннее потребление зерна (семена,
корм скота и птицы, пищевые цели,
промышленная переработка, потери) в
России стабильно уходит чуть более 70
млн. тонн. Часть излишков реализуется
в виде экспорта. В 2013-2014сельскохозяйственном
году российские аграрии экспортировали
12,7 млн. т. зерна.
Основные
покупатели российского зерна — Египет,
Марокко, Тунис, Саудовская Аравия и
другие страны Северной Африки и Ближнего
Востока. В целом этот регион потребляет
22% мирового экспорта пшеницы. Россия
продает за рубеж зерно относительно
низкого качества (по сравнению с твердой
пшеницей типа Дурум); наша ниша в мировой
торговле — пшеница 4-го класса
(продовольственное зерно). Например,
Египет использует нашу пшеницу в качестве
добавки к высококачественному зерну
из Австралии. Иными словами, экспорт по
структуре зерна не ущемляет внутренних
потребностей, ибо мы почти не продаем
пшеницу 3-го класса (лишь 5%), которая
традиционно является базовым продуктом
для производства муки.
Экспортный
потенциал на рынке зерна в России растет.
Внутреннее потребление относительно
стабильно, но есть основания предполагать
в перспективе тенденцию к уменьшению.
Это происходит по ряду причин.
Одни
лежат на поверхности — сокращение
населения и изменение структуры питания
в сторону уменьшения потребления мучных
изделий. О других причинах знают только
профессионалы.
Хотя
по площади пашни на душу населения (0,85
га) Россия входит в первую пятерку стран
мира, у нас имеются колоссальные площади
неиспользуемых земель.
Рынок
зерна не избежал проблем, связанных с
мировым финансовым кризисом. Прежде
всего, в условиях кризиса сокращается
объем закупок в странах-импортерах.
Падают
мировые цены на зерно. Только осенью
2014 г. цены мирового рынка зерна упали
более чем на 30%. Растут риски по
аннулированию иностранными компаниями
заключенных договоров на поставку
российского зерна.
В
этой связи проблема инфраструктурных
издержек как очевидного резерва повышения
конкурентоспособности России на мировом
рынке была внесена в повестку обсуждения
на правительственном уровне. Интересы
экспортеров представлял Российский
Зерновой Союз.
Ставка
вопроса отнюдь не символическая, ибо
расчеты доказывают необходимость чуть
ли не двукратного снижения инфраструктурных
издержек. Это касается и снижения ставки
перевалки зерна в портах (до 200 рублей
за тонну вместо нынешних 350 руб.), и
введения исключительного тарифа на
перевозки зерна железнодорожным
транспортом.
Удвоилась
поставка за границу российских настоек
— с 2,5 млн. до 5 млн. (в общей доли экспорта
на настойки приходится 16 %). Около 6 тыс.
л российских ликеров также отправилось
в этом году в страны СНГ. Отечественные
производители водки стали проводить
“аккуратную” политику экспансии на
мировой рынок. Связано это в первую
очередь с повысившимся интересом Запада
к такому русскому национальному напитку,
как водка, — интересом именно к
традиционному его вкусу и рецептурам.
А
стимулом к выходу российских игроков
на экспорт явилась заинтересованность
государства в поддержке бизнеса. Сегодня
разрабатывается программа поддержки
экспорта алкоголя “Экологически чистые
продукты и напитки из России”.
Российский
экспорт алюминия сократился в январе-мае
2015 г. по сравнению с аналогичным периодом
2013 г. на 2,3% до 1,395 млн. т. Стоимость поставок
составила2,495млрд.против2,134
млрд. годом ранее.
Экспорт
никеля осуществлялся только в страны
дальнего зарубежья. 2014 год может изменить
раскладку сил в мировой структуре
экспорта стали. Китай может выйти на
первое место, среди крупнейших
стран-экспортеров. Россия, к сожалению,
может покинуть третью строчку рейтинга
и уступить ее Украине.
Согласно
официальной статистике, Россия в 3,7 раза
увеличила экспорт алмазного сырья за
9 месяцев 2013года по сравнению с аналогичным
периодом 2013 года, доведя его в физическом
выражении до 30,577 млн. каратов.
Анализ
конъюнктуры на мировом рынке высоких
технологий показывает, что Россия, имея
высокий инновационный технологический
потенциал, способна достаточно успешно
конкурировать по 20 направлениям
производства наукоемкой продукции.
Поскольку поддержку десятков крупных
научно-технических программ по всем
направлениям развития высоких технологий
не может себе позволить сейчас ни одна
страна, правильный выбор приоритетов
позволяет России уже в обозримой
перспективе претендовать на 3-4% мирового
рынка наукоемкой продукции.
В
стране имеются возможности для создания
конкурентоспособной экспортной продукции
в таких наукоемких и высокотехнологичных
отраслях, как: космическая, оптоэлектроника;
телекоммуникационное оборудование, в
частности, оптоволокно; ядерные
технологии; оптические приборы и
геодезическое оборудование для поиска
нефти и газа; программное обеспечение.
Россия,
обладая большими запасами ресурсов,
является крупным потенциальным
конкурентом другим странам. Поэтому
все мирохозяйственные отношения с
Россией осуществляются сложно.
Каждая
национальная экономика стремится
обезопасить себя от потенциального
конкурента. В современных условиях
внешнеэкономические действия России
очень часто подвержены самым различным
запретам.
Любой
более-менее конкурентоспособный
производитель России испытывает
затруднения при выходе на мировой рынок.
При этом выдвигаются не только
экономические, но и политические
преграды, усложняющие внешнеэкономические
контакты предприятий России, страны в
целом. Количество санкций против России,
постоянно растет.
В
2014 году количество различных санкций
во внешнеэкономической деятельности
России со стороны других стран не
уменьшилось. Признание России рыночной
страной не улучшило экономические
взаимоотношения с Россией в мирохозяйственных
процессах.
От
России закрывают некоторые рынки Южная
Корея, Индия, Египет, Колумбия, Польша,
Украина, Перу и другие страны хотя бы
раз в год стремятся ввести против нашей
национальной экономики какие-либо
санкции. Эти санкции, с одной стороны,
защищают экономику этих стран от мощного
потенциального конкурента.
Важнейшей
задачей России во внешнеэкономической
сфере остается вступление во Всемирную
торговую организацию, без чего невозможно
эффективно защитить интересы отечественных
экспортеров.
Присоединение
к ВТО — это присоединение России к
сложившейся в мире развивающейся
практике правового и административного
регулирования международных экономических
отношений. Образно говоря, этот шаг
означает присоединение России к
действующим правилам движения товаров
и услуг на мировом рынке. Без этого шага
успешная реализация прогрессивных
экономических реформ в стране вряд ли
может быть возможной, а внешняя торговля
окажется в исключительно трудных
условиях для развития.
Присоединение
России к ВТО создаст новые правовые
условия защиты интересов российских
экспортеров и импортеров, позволит
более четко очертить баланс общенациональных
интересов и интересов отдельных отраслей
экономики и, наконец, откроет путь к
сложному переходу страны в области
внешней торговли на практику, сложившуюся
в мире к середине 90-х годов, на базе
которой ведется внешняя торговля всеми
странами мира.
Важнейшей
причиной, побудившей Россию к присоединению
к ВТО, является ее желание стать, наконец,
равноправным торговым партнером на
мировом рынке. Та неимоверно сложная и
громоздкая система двусторонних
соглашений, которая была создана
Советским Союзом, в нынешних условиях
возросшей интернационализации
мирохозяйственных связей и взаимозависимости
национальных экономик далеко не всегда
способна защищать экономические интересы
России.
Членство
какого-либо государства в ВТО является
в настоящее время важнейшим условием
его интеграции в мировую экономику,
создания благоприятных возможностей
для наращивания своего экспорта. Не
будет преувеличением сказать, что
установленные ВТО нормы являются, по
сути дела, международным торговым
законом.
Находясь
вне общего правового пространства, не
будучи членом этой организации, любое
государство обрекает себя на положение
аутсайдера в международной торговле,
ибо к нему не применяются общие правила.
Для
России доступ к вышеназванным преимуществам
членства ВТО является насущной
необходимостью. В частности, потому,
что весьма остро для нее сейчас стоит
вопрос о защите своих экспортеров. На
пути российских товаров установлены
практически все виды ограничений,
существующие в международной торговле.
А
также был подписан договор
о ЕАЭС Президентами Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской
Федерации 29 мая 2014 года в Астане. Членами
Союза, помимо этих трех государств,
также станут Республика Армения,
подписавшая Договор о присоединении к
Союзу 10 октября 2014 года, и Кыргызская
Республика, подписавшая аналогичный
Договор 23 декабря 2014 года.
Союз
призван создавать условия для стабильного
развития экономик государств-членов в
интересах повышения жизненного уровня
их населения, а также для всесторонней
модернизации, кооперации и повышения
конкурентоспособности национальных
экономик в условиях глобальной экономики.
Главным
органом Союза является Высший Евразийский
экономический совет (ВЕЭС), в состав
которого входят главы государств-членов.
Заседания ВЕЭС проводятся не реже 1 раза
в год. Структуру органов ЕАЭС также
формируют Межправительственный совет
на уровне глав правительств, Евразийская
экономическая комиссия и Суд Союза.
В
соответствии со статьей 41 «Меры по
развитию экспорта» договора
Совместные
меры включают, в частности, страхование
и кредитование экспорта, международный
лизинг, продвижение понятия «товар
Евразийского экономического союза»
и введение единой маркировки товаров
Союза, выставочно-ярмарочную и
экспозиционную деятельность, рекламные
и имиджевые мероприятия за рубежом.
Так
же в Протоколе «О порядке взимания
косвенных налогов и механизме за их
уплатой при экспорте и импорте товаров,
выполнении работ, оказании услуг»
говорится о том, что при экспорте товаров
с территории одного государства-члена
на территорию другого государства-члена
налогоплательщиком государства-члена,
с территории которого вывезены товары,
применяются нулевая ставка НДС и (или)
освобождение от уплаты акцизов при
представлении в налоговый орган
документов.
При
экспорте товаров с территории одного
государства-члена на территорию другого
государства-члена налогоплательщик
имеет право на налоговые вычеты (зачеты)
в порядке, аналогичном предусмотренному
законодательством государства-члена,
применяемому в отношении товаров,
экспортированных с территории этого
государства-члена за пределы Союза.
Она
способствует увеличению объёмов
экспорта, а его товарная и географическая
диверсификация стимулирует расширение
внутреннего производства товаров и
услуг, содействует развитию
высокотехнологичных отраслей экономики
и освоению новых производственных
мощностей, повышению уровня занятости
населения и увеличению потребительского
спроса, а также способствует снижению
бремени внешней задолженности государства.
Целесообразна
поддержка модернизации экспортоориенитированных
отраслей, нацеленная на повышение
степени обработки исходного сырья путем
внедрения прогрессивных технологий.
Необходимы
серьезные усилия со стороны государства
и предпринимателей по активному внедрению
отечественных научных разработок в
производство, по созданию условий для
перехода России на инновационный путь
развития.
Должно
быть финансирование государством науки
и информационных технологий, внедрение
современных средств связи и высоких
технологий.