Философия истории никколо макиавелли

Философия истории никколо макиавелли Диссертации

Итальянский философ Н. Макиавелли  (1467–1527) является основателем современной политологии. 
Политические взгляды Н. Макиавелли родились в период эпохи Возрождения. Правовая мысль в данную  эпоху значительно шагнула  вперёд, освобождаясь от элементов схоластического понимания мироздания.

Итальянский писатель и философ Макиавелли Никколо был важным государственным деятелем во Флоренции, занимая должность секретаря, отвечавшего за ведение внешней политики. Но гораздо большую известность ему принесли написанные им книги, среди которых особняком стоит политический трактат «Государь».

Основные виды социально-политических учений

В это время один прогрессивный итальянец развивал совершенно новое и не характерное для того времени учение о государстве и государственной власти. Его звали Никколо Макиавелли.

Эпохе Средневековья характерно зарождение абсолютизма и у его истоков стоял Жан Боден, французский юрист, который стал теоретиком этого учения. Непрекращающиеся религиозные войны дали ему повод отстаивать идеи веротерпимости и активно продвигать идею сильной королевской власти. По мнению Ж. Бодена, наилучшая форма государственного правления – наследственная монархия, где король – единственный источник закона и права, при этом он сам должен соблюдать и уважать все законы.

Ж. Боден говорил о том, что разными народами нужно управлять по-разному, всем одна система управления не подходит. В основе его идей было положение о том, что северными странами нужно управлять при помощи силы, теми, кто проживает в умеренных широтах, управлять, полагаясь на разум, а южными – посредством религии.

Ещё одной интересной фигурой того времени был Гюго Гроция, который активно выступал за идею «естественного права». Его концепция стала основой для социальной философии начала Нового времени и Просвещения.

Эпоха Возрождения стала колыбелью ещё для одного важного направления в сфере социальной философии – утопизм. Его наиболее видными представителями были Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Эпоха Возрождения была охарактеризована тем, что в сфере социально-политических воззрений всё кардинально изменилось. В частности в корне переменилось представление и сущности государственной власти и государстве в целом.

Для эпохи Средневековья было примечательно господство теократических взглядов, которые интерпретировались посредством учения Августина, Фомы Аквинского и некоторых других теологов. Определяющим в их учении было воззрение, что власть, принадлежащая папе римскому, выше власти любого государя, в силу того, что папа римский – это преемник самого Иисуса Христа через посредничество апостола Петра. Всякий государь – Божий избранник, однако получение власти происходит только через церковь, а посему для того, чтобы стать истинным государем, необходимо провести процедуру «помазания», которую может провести только священник.

XIV–XV вв. были отмечены серьёзными поражениями церкви в борьбе за верховную светскую власть. В XIV в. активистами и сторонниками светского уклада жизни Уильямом Оккамом и Марсилием Падуанским были выдвинуты идеи главенства светской власти над церковной. Более того, М. Падуанский говорил о необходимости отделения государства от церкви. Однако, несмотря на новаторские воззрения, поистине радикальный переворот в социально-политической жизни стал возможен только в XVI–XVII вв. Это произошло благодаря развитию и становлению идей протестантизма и религиозными войнам на территории Европы.

Утопизм и его основные проявления

Утопизм – течение социальной философии, которое представляет собой совокупность различных моделей и проектов идеального общества.

Это название произошло от названия книги Томаса Мора «Утопия». Это слово дословно переводится с древнегреческого как «место, которого нет».

Варианты утопий, которые имели место быть в древнейшие времена в античной мифологии, где идеальное общество отождествлялось с «золотым веком». Самая первая философская утопия – модель идеального государства Платона. Также к идеальному обществу относят христианские представления о «Божьем царстве».

В эпоху Средневековья все социальные беды интерпретировались посредством греховности людей и отсутствием у них истинной веры.

Проблема в том, что представители каждой веры, считали, что только их вера является истинной.

На основе отдельных религиозных общин постоянно предпринимались попытки создания идеального общества. Продолжались такие попытки достаточно долго даже в период Реформации.

Во времена Крестьянской войны в Германии была создана анабаптистская коммуна, которая была последней попыткой создать идеальное общество.

Эпоха Возрождения предложила новые варианты решения социальных проблем. Социальный гнёт, нищета и человеческие пороки устранялись посредством разумного государственного управления и развитием науки.

В Новое время – XVIII и в XIX вв. в особенности, стали появляться работы, которые имели черты утопического социализма. В них особое внимание уделялось необходимости общественной собственности, средств производства и честному распределению произведённой продукции.

В трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса прослеживалась основная идея, которая заключалась в развитии человечества до стадии коммунизма. Это общество, которому характерны общественная собственность на средства производства, отношения коллективизма, материальное изобилие и удовлетворение всех потребностей людей. Однако путь к коммунизму быть устелен социальными революциями.

Ярко выраженная попытка создать коммунистическое общество, была предпринята в России в 1917-1991 гг. Множество других стран также следовали этим путём. Немудрено, что все эти попытки потерпели фиаско.

Идея ренессансного утопизма

Ренессансный утопизм развивался благодаря Т. Мору и Т. Кампанелле. Немаловажную роль сыграл и Фр. Бэкон, который предложил модель идеального общества, соответствующую ренессансной, но при всём при этом его обычно относят в числу философов Нового времени, а точнее самым первым представителем.

Т. Мор – английский гуманист, мыслитель и государственный деятель, который за свои взгляды был казнён, а позднее канонизирован и причислен к лику блаженных.

Т. Мор написал трактат «Утопия», в котором ярко изобразил идеальное общество. Согласно содержанию трактата, все люди равны и не имеют ни частной, ни личной собственности, всё общее и труд, и быт, и производство.

Труд, согласно трактату, — это обязанность всех граждан распределение обязанностей зависит от потребностей общества и способностей граждан.

Рабочее время в таком обществе длится шесть часов, чтобы оставалось время на развлечения и наслаждение жизнью. Тяжёлая и неприятная работа – на преступниках, которые считаются рабами. Предметы потребления распределяются по необходимости, деньги в утопичном обществе отсутствуют. Это общество, для которого характерно материальное изобилие. Однако остаётся вопрос: как достичь такого изобилия. В основе политического строя – принцип выборности и старшинства. Утопийцы принимают любую религию, отрицательно относятся лишь к атеизму.

Т. Кампанелла – итальянский мыслитель и политический деятель, а с 1591 г. ещё и монах-доминиканец. Выдержал множественные обвинения в ереси, возглавил заговор против испанского правящего аппарата, но был пойман и приговорён к пожизненному заключению. Двадцать семь лет провёл за решёткой. Там же и написал свои главные труды, в их числе и «Город-Солнце».

В основе сочинения – идеальный город и идеальное государство, в котором все равноправны. Собственность отсутствует, даже детей воспитывает государство. Все работают, рабочее время всего четыре часа. В таком государстве огромными темпами развивается наука и её достижения призваны облегчать жизнь людей. Правящий аппарат состоит из учёных-жрецов, а главный культ – Бог Солнца.

Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.) — выходец из семьи обедневшего дворянства. Отец его был юристом. Никколо Макиавелли не получил систематического образования и достиг всего за счет самообразования. Занимал в течение нескольких лет высокий государственный пост: был секретарем Совета Десяти 2-й Канцелярии, которая занималась проблемами войны и администрирования (управления). Совет Десяти — это, по существу, правительство Флоренции.

Никколо Макиавелли выполнял также дипломатические поручения во Франции, Германии, Швейцарии. В 1512 году, после возвращения к власти семьи Медичи, был обвинен в подготовке заговора и приговорен к изгнанию. До конца жизни пытался завоевать внимание и признание новых властей. В результате его настойчивости Медичи опять призвали его на службу.

Историк, писатель, общественный деятель Флоренции, Никколо Макиавелли был сторонником умеренного демократического и республиканского строя. В области социальной философии и политики его открытия в науке об обществе и государстве иногда сравнивают с открытиями Христофора Колумба. Однако теоретические изыскания, изложенные в его произведениях «Государь» (опубликовано уже после его смерти), «История Флоренции», «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», «О военном искусстве», были направлены в будущее. Что касается современной ему Италии, которая была в то время раздробленной, находящейся в хаотичном состоянии, то Макиавелли, наоборот, требовал установления жесточайшей государственной власти и беспощадного правления ради приведения Италии в упорядоченное состояние.

В разработке политической философии Макиавелли не обращался ни к морали, ни к религии. Он исходил из трактовки людей как крайних эгоистов и обосновывал правомерность полицейского укрощения этого эгоизма любыми государственными средствами, допуская жестокость, вероломство, убийства, любые обманы, любую бесцеремонность.

Читайте также:  Предложения со словом «диссертацию»

Как можно совместить это с Возрождением? Только если признать, что в своем учении Никколо Макиавелли отказывается сам от себя. Может, и не стоит полостью отождествлять самого Макиавелли с его «макиавеллизмом». «Макиавеллизм» — это концепция власти, политической деятельности, при которой политические цели ставятся выше норм морали, т. е. цель оправдывает средства, хотя сам Макиавелли никогда не формулировал такой мысли.

Однако не следует считать Макиавелли совсем аморальным человеком. Насилие он называл насилием, преступление — преступлением, измену — изменой, однако считал, что при определенных ситуациях они допустимы и приносят лучший результат в политике, чем слепое следование требованиям морали. Сам Макиавелли рассуждал, что моралист Савонарола погиб, в то время как лев и лис в одном лице — Цезарь Борджиа, сторонник террора, — добивался успехов. Нельзя быть моральным, когда эпоха аморальна. Было бы неплохо, если бы властитель был добрым, сочувствующим людям, но на практике сочувствие и сострадание ведут к росту налогов, а затем и к бунту, поскольку доброта, сострадание и сочувствие повсеместно считаются признаком слабости.

В условиях, когда народ еще не готов жить при республиканском правлении, необходим абсолютный властелин, который в интересах государства не должен быть ограничен ни религией, ни моралью, ни законом, ни собственными обещаниями и словами. Такая форма правления позже начала называться макиавеллизмом.

Обман со стороны государя в определенных условиях может считаться добродетелью. Государь внешне должен стремиться к демонстрации доброты, ласки, законности, человечности, религиозности, отказываясь от них в своей практической деятельности в случае необходимости. Им были разработаны и другие правила, техники и технологии управления государством, многие из которых прошли известную апробацию в практике управления в раздробленных итальянских королевствах.

Иногда взгляды Н. Макиавелли называют политическим реализмом. Он был, без сомнения, патриотом своей родины и считал, что бедствия Италии происходят из ее раздробленности. Чтобы преодолеть эту раздробленность, он и создал соответствующую теорию государства. При ее разработке он исходил из светских, а не из религиозных позиций: пытался раскрыть законы государственного развития, опираясь на анализ исторических событий; учитывал в своей теории особенности человеческой психики, опирался на анализ реальных фактов и обстоятельств. Макиавелли доказывал, что двигателем человеческой активности является человеческий материальный интерес. Основанные на этом принципе именно естественные законы жизни и человеческая психология определяют политику, а не Бог, не религия и не мораль. Государство должно заниматься политикой и не зависеть от церкви. Высшая цель и закон политики — благополучие и могущество государства, и здесь все средства хороши: цель оправдывает средства, интересы государства выше интересов любой личности.

Центральное место в философии Макиавелли занимает идея постоянного коловращения как результата влияния «фортуны» (судьбы, счастья). Это естественный ход вещей: люди могут использовать фортуну и достичь успеха — это зависит от них, от того, как они ею воспользуются, приспособят и как они могут ей противостоять. Эта концепция противоречит религиозному провиденциализму.

Философский метод и основания науки Макиавелли об обществе и государстве представляются ясными и современными для этого периода развития Италии. Научные выводы могут быть сделаны только на основе опыта как результата наблюдений за жизнью, а индукция — это единственная гарантия реализма.

Философия Н. Макиавелли опирается на следующие положения:

Макиавелли считается специалистом и в области военного строительства и искусства. Он резко критиковал институт военных наемников и рекомендовал заменить их постоянной армией, построенной на основе всеобщей воинской повинности и подчиненной полностью государю.

Надо признать все же, что в интеллектуальном наследии Никколо Макиавелли философии не так уже и много. Его практически не интересуют многие собственно философские проблемы. Он более теоретик политики, чем философ, однако наряду с тем, о чем мы уже сказали, можно заметить его рассуждения о том, что мир — это вечная гармония, так же как и наша планета: добро и зло уравновешиваются на ней и перемещаются в пространстве и времени. В циклическом развитии государства в определенный период оказываются на дне нищенской вегетации, чтобы вскоре вновь вознестись к вершинам славы. Это основной закон истории, а мораль, следующая из него, такова: никогда не нужно сомневаться в возрождении национального могущества. Государь должен знать законы развития общества для того, чтобы управлять их действиями, и для него не должна быть тайной природа и механизм человеческой деятельности. Таким образом, с точки зрения Макиавелли развитие государства — это процесс строительства, укрепления нового государственного строя, его упадок и последующее возрождение.

Закономерно возникает вопрос, как соотносятся взгляды Никколо Макиавелли с гуманизмом как основным признаком Возрождения. Ренессанс требует всестороннего развития личности, его гуманизма. Никколо Макиавелли предстает как циник, не имеющий друзей и близких людей, как человек беспринципный, крайний эгоист, что отталкивало от него всех, кто рядом работал, и т. д.

И все же, если можно так выразиться, Макиавелли принадлежит Возрождению как теоретик зарождающегося в Европе индивидуализма. Если иметь в виду конечную цель учения Никколо Макиавелли — государственное благо, то это гуманизм в его трагической форме — антивозрожденческий. С отдельной личностью в политике нужно обращаться, как с отдельными камнями при строительстве здания. Общество у Макиавелли — это упорядоченное множество безличностных единиц — людей, которые могут быть использованы для создания правильного человеческого общества. А эта цель гуманная. Мы уже отмечали, что для Макиавелли главная цель — патриотическая (а значит, тоже гуманная), это создание единой могущественной Италии по образцу идеального, по его мнению, государственного устройства Древнего Рима.

Конечно, индивидуализм, разработанный Н. Макиавелли, только до известной нормы собственно остается возрожденческим, выходя же за границы меры, он из доподлинно свободомыслящего превращается в индивидуализм, самоотрицающий свою гуманную сущность, то есть в тиранию.

Философские взгляды

Идеи, изложенные Макиавелли в его книгах, существенно повлияли на восприятие обществом политики. Автор стал первым, кто подробно рассмотрел и описал все модели поведения правителей. В книге «Государь» он напрямую заявил о том, что политические интересы государства должны превалировать над договоренностями и другими условностями. Из-за этой точки зрения мыслитель считается образцовым циником, который не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Государственную беспринципность он объяснял служением высшей благой цели.

Никколо Макиавелли, философия которого родилась в результате личных впечатлений от состояния итальянского общества начала XVI века, не только рассуждал о пользе той или иной стратегии. На страницах своих книг он подробно описал строение государства, принципы его работы и взаимоотношения внутри этой системы. Мыслитель предложил тезис о том, то политика является наукой, в которой есть свои законы и правила. Никколо Макиавелли считал, что человек, в совершенстве овладевший этим предметом, может предсказывать будущее или определять исход того или иного процесса (войны, реформ и т. д.).

Философия истории никколо макиавелли

Наследственность власти

Свой труд автор разделил на 26 глав, в каждой из которых обращался к тому или иному политическому вопросу. Глубокое знание истории Никколо Макиавелли (цитаты античных авторов часто попадаются на страницах) позволило доказать свои догадки на опыте древней эпохи. Например, он посвятил целую главу судьбе персидского царя Дария, захваченного Александром Македонским. В своем очерке писатель дал оценку произошедшему падению государства и привел несколько аргументов о том, почему страна не взбунтовалась после смерти молодого полководца.

Вопрос о видах наследственности власти очень интересовал Никколо Макиавелли. Политика, по его мнению, напрямую зависела от того, каким образом престол переходит от предшественника к преемнику. В случае если трон передается надежным путем, государству не будут угрожать смуты и кризисы. В то же время в книге приведено несколько способов удержания тиранической власти, автором которых был Никколо Макиавелли. Кратко говоря, государь может переселиться на новую захваченную территорию, чтобы самому непосредственно следить за местными настроениями. Ярким примером такой стратегии стало падение Константинополя в 1453 году, когда турецкий султан перенес в этот город свою столицу и переименовал ее в Стамбул.

Философия истории никколо макиавелли

Власть

Власть, по рассуждениям Макиавелли, должна принадлежат тем, кому удалось ее захватить. Макиавелли рассматривает вопрос обороны государства от внутренних и внешних  врагов. Макиавелли  предлагал использовать против противника только два оружия: сильную армию и удачные политические союзы. При ведении внешней политики, философ советует опираться государю не только на свои силу и ум, но и на «звериную» хитрость.

Правителя, который стремится к успеху, Макиавелли учил согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных. В его учении содержатся определенные советы, которым руководителю требуется следовать, он рассуждает о щедрости, страхе, любви  и проявлении других качеств в управлении.

Макиавелли ставит цели, к которым, по его мнению, обязан стремиться правитель, и при этом предлагает некоторую идеальную модель управления государством и идеального правителя страны, который будет соответствовать данной схеме.

Читайте также:  12.04.01 Приборостроение  » Электронная библиотека

Макиавелли отмечает политические блага, которые необходимо для гармонии государства:

Для реализации политической цели необходима сила, которая зависит от общественного мнения. Поэтому большую роль, по утверждению Макиавелли, необходимо уделять пропаганде, в частности, пропаганде добродетельного облика претендента на власть.

Важность идей Макиавелли

Флорентийский писатель эпохи Возрождения ввел в гуманитарную науку много новых тем для рассуждения. Его диспут о целесообразности и соответствии моральным нормам поставил острый вопрос, над которым до сих пор спорят многие философские школы и учения.

Рассуждения о роли личности правителя в истории также впервые появились из-под пера Никколо Макиавелли. Идеи мыслителя привели его к выводу, что при феодальной раздробленности (в которой, например, пребывала Италия) характер государя подменяет собой все властные институты, что наносит вред жителям его страны. Иначе говоря, в раздробленном государстве паранойя или слабость правителя приводит к десятикратно худшим последствиям. За свою жизнь Макиавелли увидел достаточно таких живописных примеров благодаря итальянским княжествам и республикам, где власть качалась из стороны в сторону как маятник. Часто такие колебания приводили к войнам и другим бедствиям, которые больнее всего били по простому населению.

Поэтому в обращении к своему читателю автор сетовал на то, что государство не может быть эффективным без жесткой центральной власти. В таком случае сама система компенсирует недостатки слабого или неспособного правителя.

Философия истории никколо макиавелли

Религия

Макиавелли хорошо видел и осознавал силу религии, её власть над сердцами и умами верующих, поэтому призывал использовать эту силу  для общего блага, в особенности для объединения и укрепления самого государства. Но философ признавал только исключительно практическую пользу, которая присуща религии. Религия, по утверждению Макиавелли, должна связывать общество в единое целое, а государь должен восприниматься своим народом как религиозный человек.

Отношение к свободе как к ценному, Макиавелли подчеркивает из древнегреческой философии, полагая, что политическая свобода предполагает личную добродетель.

Правила искусства политики Николо Макиавелли

Как было сказано ранее, в процессе изучения вопросов философии политики и создании собственных теоретических позиций в определенной сфере, Н. Макиавелли довольно часто прибегал к характеристике и анализу современной ситуации в политике в разных государства. В связи с этим, с упором на политические европейские реалии эпохи Возрождения – по факту повсеместное превосходство монархической формы правления (сам Макиавелли еще утверждал, что в качестве идеала политического устройства необходимо рассматривать смешанную республику), он основал ряд правил и рекомендация политического искусства, которые отразил в довольно знаменитой работе «Государь».

В числе этих правил он рассматривал:

После написания «Государя» знаменитый мыслитель последние годы своей жизни посвятил созданию «Истории Флоренции», в которой вернулся к своему любимому жанру. Он скончался в 1527 году. Несмотря на посмертную славу автора, место его могилы до сих пор неизвестно.

«Государь» Макиавелли

В своем известном трактате «Государь» он систематизировал и охарактеризовал сущность политики.

Государство, по определению Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни.

Макиавелли утверждал, что государь не должен быть ни добродетельным, ни щедрым, ни честным для обеспечения целостности и благополучия своего государства. Правитель погибнет, если он всегда будет милосердным и честным. Если внешние и внутренние условия не сделают государя строгим и дисциплинированным, государство прекратит свое существование.  Философ уверен, что в государстве сильная власть создаётся на почве прочно существующего фундамента власти.

Макиавелли приемлет насильственные методы борьбы, обуславливая насилие созданием искусственной необходимости: «Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки».

Сильное государство возможно только тогда, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.

Сегодня не потеряла актуальности макиавелливская концепция циклического развития государственных форм (демократия — олигархия — аристократия — монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия переходит в олигархию и т. д. Циклическое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращения зла и добра.

Сохранение государства

Автор попытался подробно объяснить читателю то, как можно удержать захваченную иноземную страну. Для этого, согласно тезисам писателя, есть два способа – военный и мирный. При этом оба метода допустимы, и их нужно умело сочетать, чтобы одновременно задабривать и пугать население. Макиавелли был сторонником создания колоний на приобретенных землях (приблизительно в том виде, как это делали древние греки или итальянские морские республики). В той же главе автор вывел золотое правило: государю необходимо поддерживать слабых и ослаблять сильных, чтобы сохранять баланс внутри страны. Отсутствие мощных противодействующих движений помогает сохранить власти монополию на насилие в государстве, которая является одним из главных признаков надежного и стабильного правления.

Так описывал способы решения этой проблемы Никколо Макиавелли. Философия писателя сформировалась как совокупность его собственного управленческого опыта во Флоренции и исторического знания.

Философия истории никколо макиавелли

Макиавеллизм

Философ известен как основоположник принципов «макиавеллизма». Термин «макиавеллизм» используется сегодня для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали.

Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, определяя их существенные черты. На основе изучения богатого фактического материала, он постарался решить важные теоретические проблемы в области государства, политики,  военного дела и  управления.

«Государя» Макиавелли по праву можно назвать хорошим практическим трудом. Он обобщил опыт прошедших веков и современных ему событий на политических аренах.

Макиавелли одним из первых смог обосновать понятие гражданского общества и применил термин «государство» в качестве политической организации общества.

Его идеи способствовали развитию современной социологической теорий элит (Э. Дженнинг, Ч.Р. Миллс, Г. Моска, В. Парето), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, который возглавил «макиавеллистское направление».

Николо Макиавелли и его политической философии

С Николо Макиавелли (итальянский мыслитель эпохи позднего Возрождения) связано абсолютно новое понимание определения и роли политической управления и власти. Также, он первым рассмотрел проблемы в политической философии в технологическом ключе, как бы конкретные технологии реализации политической власти в социуме. В науке для чтобы охарактеризовать идеи политической философии Н. Макиавелли создал определенный термин такой как макиавеллизм.

Макиавелизм представляет собой совокупность моделей и идей политического поведения, в чертах которых для достижения конкретных идей допускается и представляется возможным использование абсолютно любых средств и методов, используя даже самые жестокие, коварные и вероломные по отношению к иным лицам.

Одной из главных отличительных заслуг и черт Николо Макиавелли в философии политики представляла из себя, что он в эпоху Возрождения одним из первых довольно резко выступил негативно по отношению теологического представления о сущности и происхождении государства и политики. Наоборот, он создавал свои рассуждения и теории основываясь на теоретическое осмысление опыта в истории, опыта античных стран, проведенного в современности анализа политики, которая проводится его правительствами и так далее. Использование определенных механизмов в исследовании Н. Макиавелли объяснил тем, что, по его мнению, подробное изучение истории дает возможность исследователю предугадать будущее, а также выбирать способы и средства действий, которые будут полезны в настоящем.

История «Государя»

Следует отметить, что трактат «Государь» писался как классическое руководство по применению, предназначенное для итальянских политиков. Подобный стиль изложения сделал книгу уникальной для своего времени. Это был тщательно систематизированный труд, в котором все мысли излагались в форме тезисов, подкрепленных реальными примерами и логическими рассуждениями. «Государь» был опубликован в 1532 году, спустя пять лет после смерти Никколо Макиавелли. Взгляды бывшего флорентийского чиновника тут же нашли отклик у самой широкой публики.

Книга стала настольной для многих политиков и государственных деятелей последующих столетий. Она активно переиздается до сих пор и является одним из столпов гуманитарных наук, посвященных обществу и институтам власти. Главным материалом для написания книги стал опыт падения Флорентийской республики, которое пережил Никколо Макиавелли. Цитаты из трактата были включены в разные учебники, по которым учили госслужащих разных итальянских княжеств.

Николо Макиавелли и его политические взгляды

Если давать характеристику человеческому поведению в политике, Н. Макиавелли был занят поиском противоположностью абсолютно любого действия человека, и, в итоге, смог обнаружить ее.

Макиавелли заявлял, что более общей причиной поведения человека, из которой в конечном счете складываются отношения между личностями, человеческими сообществами является интерес.

В связи с этим, описывая искусство политического начальства Макиавелли заострял внимание на том, что для легитимного и эффективного управления людьми нужно категорически точно знать мотивы их поступков, а также их стремления и интересы. Помимо этого, люди по своей натуре очень беспокойны, честолюбивы и практически всегда стремятся к обретению большего.

Таким образом, в политики практически всегда необходимо рассчитывать на самый худший вариант развития событий, а не на идеальное и хорошее.

Таким же образом Макиавелли описывал возникновение государства в виде современного понимания. Он выделял, что для образования государств способствовали с одной стороны, желание и воля непосредственно самих людей, а с другой стороны этому помогла историческая необходимость При всем этом Макиавелли создал абсолютно новый термин для определения государства: взамен понимания государства, которое было признано общественностью ранее в определении сообщества людей либо гражданского общества, Макиавелли предложил понимать государства как объединение политически организованного человеческого сообщества, тройной системы власти государства, ее институтов, общеобязательных стабилизаторов общественных отношений и прав, юстиции и так далее.

Читайте также:  Заказать диссертацию под ключ по низким ценам!

При всем этом необходимо обратить внимание на то, что конкретно такое понимание государства в итоге стало общеупотребительным и было более широко воспринято в научном сообществе.

Продолжая рассмотрение государства, как главного компонента философии политики, Н. Макиавелли обращал внимание на то, что основной целью абсолютно любого государства и главной гарантией его стабильности и прочности являются с одной стороны – обеспечение при помощи использования государственно-властных механизмов безопасности индивида в стране, а с другой – обязательность незыблемости частной собственности, потому что самое опасное для любого управленца – это посягать на блага и имущество его подчиненных, но поскольку этого не избежать, то порождает конфликты и ненависть.

Необходимость жесткости правителей

Флорентийский писатель часто повторял мысль о том, что человеческая природа непостоянна, а большая часть людей вокруг — это сборище слабых и алчных существ. Поэтому, продолжал Макиавелли, государю необходимо внушить благоговейный страх среди своих подданных. Это позволит сохранить дисциплину внутри страны.

В пример он приводил опыт легендарного античного полководца Ганнибала. Он с помощью жестокости поддерживал порядок в своем многонациональном войске, несколько лет сражавшемся на римской чужбине. Причем это не была тирания, потому что даже казни и расправы над виновными в нарушении законов были справедливыми, и никто вне зависимости от своего положения не мог получить иммунитет. Макиавелли считал, что жестокость правителя оправдывается, только если это не откровенный грабеж населения и насилие над женщинами.

Философия истории никколо макиавелли

Биография писателя

Будущий писатель и мыслитель Макиавелли Никколо родился в пригороде Флоренции в 1469 году. Его отец был адвокатом. Он сделал все, чтобы сын получил лучшее по тем временам образование. Для этой цели не было места лучшего, чем Италия. Главным кладезем знаний для Макиавелли стал латинский язык, на котором он прочитал огромное количество литературы. Настольными книгами для него стали труды античных авторов: Иосифа Флавия, Макробия, Цицерона, а также Тита Ливия. Юноша увлекался историей. Позже эти вкусы отразились на его собственном творчестве. Ключевыми для писателя стали работы древних греков Плутарха, Полибия и Фукидида.

Макиавелли Никколо начал свою государственную службу в то время, когда Италия страдала от войн между многочисленными городами, княжествами и республиками. Особое место занимал Папа Римский, который на рубеже XV и XVI вв. был не просто религиозным понтификом, но и значимой политической фигурой. Раздробленность Италии и отсутствие единого национального государства делали богатые города Апеннинского полуострова лакомым куском для других крупных держав – Франции, Священной Римской империи и набирающей мощь колониальной Испании. Клубок интересов был очень сложным, что приводило к зарождению и расторжению политических союзов. Судьбоносные и яркие события, свидетелем которых стал Макиавелли Никколо, сильно повлияли не только на его профессионализм, но и на мировоззрение.

Философия истории никколо макиавелли

Философия Макиавелли

Никколо Макиавелли родился во Флоренции и там же прожил большую часть жизни. Он на протяжении 14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики. Являясь государственным деятелем, он одновременно увлекался исследованиями истории, поэтической и писательской деятельностью. Близко дружил с Леонардо да Винчи и Микеланджело, что откладывало на его взгляды специфический отпечаток.

В 1512 г. после восстановления власти герцога Медичи во Флорентийской республике, Н. Макиавелли оказался среди тех, кто был арестован за свою деятельность и отправлен в тюрьму, а позднее в ссылку в деревню. Но это не помешало его дальнейшей работе, и он продолжал заниматься написанием своих трудов. Его основные работы были написаны именно в деревне. Среди них «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».

Философские воззрения Н. Макиавелли

Важнейшее новшество Макиавелли заключалось в том, что он стал рассматривать политику как самостоятельную сферу. Именно он первым предложил рассматривать проблемы, связанные с управление обособлено от других сфер, в том числе и от религии, теологии, философии и этики. Макиавелли не ссылается в своих трудах на «волю Божью». В разговорах о судьбе он обращает особое внимание на способы борьбы с ней, он не рассуждает о должном поведении, которое базируется на христианских ценностях. Нет ни единого слова и о добродетели. Поведение любого человека, будь то правителя или подданных никак не связывается со спасением души, затронуты только земные интересы. Политическая сфера независима от других сфер, она является целиком автономной.

В качестве образца правильного поведения правителей, Макиавелли ссылается к деятельности древнеримских государей, в частности республиканского периода.

Политический реализм Макиавелли

Социально-политическое учение, которое проповедовал Макиавелли, получило название политический реализм. В основе его учения – управление людьми, базирующееся на знании реальной человеческой природы. Он утверждал, что природа человека ни хорошая, ни плохая. Однако плохого в человеке больше. Из чего следует, что хороший политик должен принимать во внимание больше недостатки людей, нежели рассчитывать на их положительные качества.

Рассуждая о природе человека, Макиавелли делал акцент на то, что люди скорее забудут смерть близкого, нежели потерю имущества.

В силу таких обстоятельств, наибольшего накала приобретает та борьба, где речь идёт об обладании собственностью. В этой борьбе нет ничего плохого, считал Макиавелли, ведь она, прежде всего, неизбежна, и к тому же может приводить к благоприятным последствиям.

Следствием такой борьбы стало получение Римом свободы, т.е. республики.

Макиавелли предосудительно относится к христианству, за то, что  его основе лежит смирение, более того, согласно религиозным представлениям, человек обязан концентрировать своё внимание на небесах и жизни после смерти, тем самым вера отвлекает людей от земных дел. Подобно другим гуманистам, мыслитель даёт оценку человеку по его личным делам и заслугам. Более того, часто и резко высказывается о дворянском сословии, которое по большому счёту живёт за счёт чужого труда.

Идеальным политическим прообразом для Макиавелли оставалась всегда Римская республика. В ней он видел мощную державу, со стабильным политическим укладом, которая на протяжении нескольких столетий смогла сохранять внутренний порядок и увеличиваться на огромные территории. Согласно такой форме правления, каждый гражданин нёс ответственность за судьбу государства, в котором живёт.

Современные условия жизни внесли некоторые изменения в политический порядок, по мнению Макиавелли, а значит, наилучший вид политического устройства может видоизмениться, и, как считает мыслитель, это должна быть наследственная монархия. Основой такого государства является мощь, которая никак не связана с моральными нормами, в силу этого такое государство остро нуждается в принудительной силе, т.е. армии. Он яро высказывался за всеобщую воинскую повинность.

Идеальный правитель, по мнению Макиавелли

Идеальный правитель, говорил Макиавелли, — это «лисица и лев», понимая по этим те качества, которые делают его любимцем народа, и при этом наделяет чертами, внушающими страх. Но из-за того, что подобного сочетания качеств добиться практически невозможно, то лучшее средство – наводить страх на подданных.

При возникновении определённых условий монарх должен безоговорочно принять решение жестко воздействовать, к примеру, организовать людей и переселить народ, разрушить целый город или спешно возвести новый, сделать богатых бедными, а бедных – богатыми. Любые действия оправдываются, если это сохранит стабильное положение государства и порядок.

Предотвращение бунта можно организовать путём казни нескольких десятков человек, которые могли бы стать его предводителями и идейными вдохновителями. Это вариант для сильного правителя. Он не допустит восстания, в котором могут погибнуть тысячи человек.

Влияние социального учения Макиавелли на философию

Учение Макиавелли значительно повлияло на развитие социальной философии и до сих пор продолжает воздействовать на современную науку. Однако, если XVII–XIX вв. показывал идеи макиавеллизма как аморальные и беспринципные, то сегодня исследователей в основном интересует анализ технологии власти.

Роль личности в истории

Так как Макиавелли уделял большое внимание вопросу о важности личности в истории, он также составил короткий очерк тех качеств, которыми должен обладать эффективный государь. Итальянский писатель делал упор на скупость, критикуя щедрых правителей, тративших свою казну впустую. Как правило, такие самодержцы вынуждены прибегать к повышению налогов в случае возникновения войны или другой критической ситуации, что крайне раздражает население.

Макиавелли оправдывал жесткость правителей внутри государства. Он считал, что именно такая политика помогает обществу избежать лишних беспорядков и смут. Если, например, государь преждевременно казнит людей, склонных к мятежу, он убьет несколько человек, при этом спасая все остальное население от ненужного кровопролития. В этом тезисе снова повторяется пример философии автора о том, то страдания отдельных людей ничто по сравнению с интересами всей страны.

Философия истории никколо макиавелли

Оцените статью
VIPdisser.ru