Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ административной и территориальной организации (строения, устройства) государства или государств, образующих союз (федерацию).
Актуальность темы: Общество во все времена представляло собой сложную структуру, состоящую из совершенно разных типов людей. Изначально такого понятия, как социум, вообще не существовало. Потому что люди не были объединены в одной системе. На сегодняшний день все кардинально изменилось.
Общество является не только основой деятельности на планете, но еще и главной составляющей любого государства. Последний элемент заслуживает отдельного внимания. Как и общество в целом, страны появились не сразу. Их созданию предшествовала родоплеменная община. Постепенное разрастание такой социальной формации вызвало потребность её расширения, что, собственно, и случилось.
Современные мировые государства – это действительно интересные структуры. Ведь они функционируют как единый, многогранный и умный в своем роде механизм или даже организм. Помимо того, страны не являются однородными.
Существует множество разновидностей. Большое значение в данном случае играет форма государственного устройства. Эта категория характеризует несколько «очагов управления» каждой страной в отдельности. При этом форм на сегодняшний день большое количество. Это позволяет разделить все государство согласно данному критерию, что облегчает процесс их непосредственного изучения.
Для такой разнообразной по экономическому и национальному признаку страны как Россия федеративная форма государственно-территориального устройства является самым лучшим вариантом.
Становление России как федерации было обусловлено историческим процессом развития. Однако ведущую роль в данном процессе играет Конституция 1993 г., в которой законодатели учли опыт предшественников и предоставили субъектам федерации довольно широкие права.
Так, согласно тексту начальной Конституции Россия была децентрализованной федерацией. Но в течение последних 10 лет явно просматривается тенденция к созданию централизованной федерации.
Связан такой переход с большой территорией и многонациональным составом народонаселения страны, контроль за которыми обуславливается необходимостью устранения процессов сецессии до их теоретического возникновения на территории России.
Федеративное государство на данный период времени отвечает условиям нормального функционирования Российской Федерации как с правовой, так и с экономико-социальной точек зрения.
Теоретические и практические основы исследования сущности формы государственного устройства разработаны такими учеными как: Абгарян Р.Э., Аврутин Е. Ю., Антонов М.В., Венгеров А. Б., Власенко Н.А., Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А., Занфира В.М., Мадии В.В., Малько А. В., Матузов Н., Марченко М. Н., Недобежкин С.В., Осавелюк А.М., Радько Т. Н., Рассолов М. М., Серегин В., Смоленский М. Б., Шалютин Б.С. и другими.
Целью работы является уточнение сущности государственного устройства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного устройства;
2) рассмотреть историю развития федеративных отношений в России;
3) выявить проблемы современного российского федерализма и пути их решения.
Объект исследования – система отношений возникающих при федеративном государственном устройстве.
Предметом исследования являются особенности современного федерализма.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности государственного устройства.
Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
- История развития федеративных отношений в России
- Отличительные признаки унитарного государства
- Характеристика форм государственного устройства
- Григорьева И. Теория государства и права. — Тамбов
- Отличительные признаки федеративного государства
- Чепурнова Н. , Серегин А. Теория государства и права. Учебно-методический комплекс. — М.
- Проблемы современного российского федерализма и пути их решения
- Понятие государственного устройства
- Форма государственного устройства, как элемент формы государства.
- Формы межгосударственных образований
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История развития федеративных отношений в России
Начиная с Московского царства, Россия стремилась уже к жесткой централизации государственной власти, унитаризму. Однако окраины обладали реальной автономией.
Необходимо также напомнить, что даже в таком монолитном унитарном государстве, как Российская империя, отдельные регионы сохраняли некоторую самостоятельность, не сравнимую с губернскими полномочиями.
Идеи федерализма в плане политического устройства России возникли в начале XIX в. в связи с надеждами передовых представителей российского общества на серьезность либеральных намерений Александра I.
Однако федерализм был только внешней оболочкой созданного нового государства, но не являлся его системообразующим принципом. Тем не менее, с другой стороны, СССР имел признаки конфедеративного союза.
Таким образом, период «советского федерализма», можно сказать, был подготовительной ступенькой к действительному федерализму. Он создал почву, на которой выросла сама идея об истинном федерализме. Но в то же время он был крайне односторонен и искажен, имел совершенно иной смысл, чем на Западе.
Прежде всего, «советский федерализм» носил чисто утилитарный характер.
Подписание Федеративного договора и его инкорпорация в Конституцию было только первым шагом. За ним должен был последовать второй – законодательное закрепление равноправия субъектов Российской Федерации. Только в этом случае система российского федерализма могла обрести необходимую целостность и стабильность.
Так на основе ранее унитарного Советского государства, хотя и именовавшегося федерацией, возникла, со всеми присущими атрибутами, самая крупная в мире по числу субъектов Российская Федерация.
Анализ эволюции территориального устройства России позволяет говорить об имеющей место множественности участников формирования государства и отношений его территориальных частей и, как следствие, об объединительных основах и средствах этого процесса, а также о разных по формам территориальных единицах государства. Таким образом, и унитарный, и федеративный периоды Российского государства можно назвать в известной степени асимметричными.
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.
Отличительные признаки унитарного государства
Унитарные государства на карте мира
Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:
В зависимости от наличия либо отсутствия (ограничения) суверенитета у составных частей государства (территорий, краёв, областей, районов и так далее) государственное устройство делится на:
Характеристика форм государственного устройства
Федерацию как форму государственного устройства характеризуют следующие черты:
– двухуровневая система органов государственной власти: на первом уровне находятся федеральные государственные органы, осуществляющие верховную законодательную, исполнительную и судебную власть; на втором уровне располагаются субъекты федерации со своими законодательными, исполнительными и судебными видами органов, они вправе принять собственную конституцию;
– разграничение компетенций и полномочий между федеральным центром и его субъектами осуществляется согласно положениям союзной (федеральной) конституции или федерального договора;
– наличие федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов при соблюдении принципа верховенства общефедерального законодательства;
– двухпалатное устройство парламента, в рамках которого одна из палат (обычно верхняя) представляет интересы и права субъектов федерации;
– существование в большинстве видов федераций двойного гражданства;
– двухканальная система налогов;
– суверенитет федерации является производным от суверенитета субъектов федерации;
– после вхождения в состав федерации её субъекты фактически не обладают полноценным суверенитетом. При этом в разных видах федераций степень суверенности субъектов может заметно отличаться;
В литературе существуют различные виды подходов к классификации и выделению видов федераций.
В зависимости от равенства правового статуса субъектов федерации выделяют следующие виды: симметричная федерация (её члены обладают одинаковым правовым статусом) и асимметричная федерация (её субъекты наделены различным объемом полномочий).
Унитарным государствам характерны следующие черты:
– единый центр управления, который включает общую для всей страны систему высших центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство и один верховный суд);
– одна конституция и единая система законодательства;
– единая судебная система;
– единая денежная система и одноканальная система налогов;
При этом в унитарных государствах могут быть национально-территориальные и законодательные (административно-территориальной единице дано право принимать законы) автономии со своими специфическими чертами.
Централизованным унитарным государствам свойственно то, что отсутствует местное самоуправление, а главы муниципальных органов назначаются из центра.
В условиях децентрализованного унитарного государства местные органы власти избирает население, что позволяет им пользоваться значительной самостоятельностью.
Конфедерации характерен набор следующих черт:
– она образуется для реализации определенных целей (экономических, политических, военных и т.д.), которые соответствуют интересам государств из её состава;
– создание конфедерации обычно закрепляется в виде договора;
– каждый субъект конфедерации сохраняет собственный суверенитет в полном объеме, а в целом на конфедерацию суверенитет не распространяет своё действие;
– члены конфедерации имеют право на выход из конфедерации посредством юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и право на отмену действия актов органов конфедерации на собственной территории;
– неустойчивость и переходный характер: обычно конфедерация распадается по реализации целей своего создания или превращаются в унитарное либо федеративное государство;
Конфедерация не предполагает наличия следующих черт: общей конституции, единых законодательных органов, единого гражданства, единой системы судов, единой армии, единой налоговой, бюджетной и денежной систем.
В 1952 году Египет и Сирия объединились в конфедерацию и создали Объединенную Арабскую Республику, которая впоследствии распалась.
Вывод: Форма государственного устройства представляет собой элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру, способ его территориального и политического устройства. В зависимости от способа территориального построения государства выделяют следующие формы государственного устройства: унитарное; федерация; конфедерация.
Конфедерация (от позднелат. «confoederatio» — союз, объединение) — союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).
В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789, 1861—1865), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.
Григорьева И. Теория государства и права. — Тамбов
Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
Отличительные признаки федеративного государства
Федерации на карте мира
По способу образования субъектов федерации выделяют:
По способу образования самой федерации выделяют:
В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:
В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:
В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:
Чепурнова Н. , Серегин А. Теория государства и права. Учебно-методический комплекс. — М.
Юсубов Э.С. Некоторые проблемы теории российского федерализма. // Российский юридический журнал, 2015. — № 4. — С. 117-123.
Проблемы современного российского федерализма и пути их решения
Модель федерализма характеризуется, прежде всего, спецификой разделения государственной власти по «вертикали» между центром и его субъектами.
Как показывает практика, реализация всех перечисленных принципов сопряжена с большими трудностями. Проблемы, существующие и возникающие между РФ и ее субъектами, оказывают огромное влияние на формирование российской государственности в целом.
Российская Федерация – полиэтническое, многонациональное, многоконфессиональное государство, с размерами которого не может сравниться никакое другое государство.
Отсюда невозможность «подогнать» Россию под единый шаблон построения государственно-управленческих отношений, выработанный западными учеными и юристами. При исследовании проблем российской государственности и при нахождении путей их решения акцент должен, в первую очередь, делаться на национальный фактор, национальные особенности Российской Федерации.
Так, Федеративный договор разграничил полномочия центральных и региональных органов государственной власти. В то же время этот документ не разрешил все противоречия в этой сфере. Например, Федеративный договор объявляет, что республики в составе Российской Федерации являются суверенными государствами, ставя уже их в неравное положение с другими субъектами и, таким образом, определяя Российскую Федерацию в качестве асимметричной федерации.
Поэтому реализация Федеративного договора сразу же стала трудноразрешимой проблемой.
После заключения договора государственное устройство России не стабилизировалось, конституционно-договорная модель, очевидно, не только не привела к искомому устойчивому политико-правовому развитию, но и еще более осложнила и запутала национально-территориальную правовую политику государства.
Конституция РФ 1993 г. провозглашает Россию, напротив, в виде симметричной федерации, определяя при этом, что ее республики являются государствами, когда другие субъекты (края, области, города федерального значения и т.д.) таковыми не являются. Налицо противоречие в самом тексте Основного закона РФ.
Другая позиция заключается в том, что Российская Федерация признавалась симметричной федерацией, в которой между равными по статусу субъектами распределялись предметы ведения и полномочия с учетом исторических и иных особенностей.
Таким образом, проводится различие между понятиями «статус» и «объем и характер полномочий». Противоречие в том, что нельзя обладать одинаковым статусом, который складывается как раз из прав и обязанностей, и обладать различным объемом полномочий.
Важнейшим аспектом, порождающим асимметрию, является наделение республик статусом государств, в отличие от других субъектов федерации, не признаваемых таковыми, т.е., таким образом, происходит деление субъектов на «первосортные» и «второсортные», элиминируется конституционный принцип равного статуса субъектов РФ.
Существует и еще одно решение – отказаться от любого деления федерализма как формы государственного устройства на модели. Так, Л.М. Карапетян полагает, что существует лишь одна модель федерализма, отрицая при этом наличие различных видов и моделей этой формы государственного устройства.
В пределах этого понятия можно выделить некоторые особенности федеративных отношений, например степень централизации государственной власти в них, либо правовой акт, на котором они базируются (договор или Конституция).
Органичен принципу равноправия субъектов Российской Федерации принцип территориального единства. При предоставлении особого статуса определенным субъектам может возникнуть проблема перехода Российской Федерации в Российскую Конфедерацию.
Правоведы уже достаточно занимаются проблемами целостности Российского государства. Так, Ф.Ф. Конев видит решение проблемы практики применения принципа целостности государства в сочетании двух форм государственного устройства – унитаризма и федерализма. При сочетании их характерных черт можно говорить о благоприятном результате, в частности, в Российской Федерации.
Согласиться с таким мнением можно. Так, например, российское общество с давних времен привыкло к сильной и эффективной государственной власти и видит в последней решение практически всех своих проблем. При такой огромной территории, которая принадлежит Российской Федерации, можно говорить о двух уровнях государственной власти (федеральном и региональном), причем не забывая о ее единстве.
Важнейшей конституционной характеристикой федеративных отношений, конечно, является система разделения полномочий между Федерацией и ее субъектами.
В зависимости от того, где закреплена такая система, кто является участниками федеративных отношений, что является объектами разделения государственной власти, и определяется уровень развития федерализма в конкретной стране.
Анализируя практику применения федеративного принципа разграничения предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, надо сказать, что и здесь не обошлось без проблем при воплощении этого принципа в жизнь.
Однако в связи с тем, что ныне действующая Конституция РФ принималась в государстве переходного этапа, не обошлось и без некоторых противоречий.
Исходя из ст. 76 Конституции РФ ясно, что и по вопросам совместного ведения могут быть изданы федеральные законы, а уже в соответствии с последними нормативно-правовые акты субъектов Федерации.
Очевидно, что в подобных законах будут регламентированы вопросы совместного ведения и соответственно правовой статус участников этих правоотношений.
Таким образом, нормы о разграничении компетенции полномочий между государственными органами РФ и государственными органами субъектов РФ должны содержаться в федеральных законах и принятом на их основе региональном законодательстве.
Тем не менее существуют авторы, которые предлагают более радикальные меры решения проблем, возникающих при реализации данного принципа.
В качестве необходимой меры оптимизации федеративных отношений рассматривается переход к другой конституционной схеме разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, близкой к австрийской конституционной модели разделения государственной власти:
1) предметы ведения, по которым законодательную и исполнительную власть осуществляет Российская Федерация (предметы исключительного ведения Российской Федерации);
2) предметы ведения, по которым законодательную власть осуществляет Российская Федерация, а исполнительную власть совместно Российская Федерация и ее субъекты;
3) предметы ведения, по которым законодательную и исполнительную власть осуществляют совместно Российская Федерация и ее субъекты;
4) предметы ведения, по которым Российская Федерация устанавливает основы законодательства, а субъекты РФ издают законы в соответствии с основами законодательства Российской Федерации;
Вывод: Анализируя подобную схему, надо сказать, что она разработана для четкой системы разделения властей. В изменчивых условиях становления российского федерализма закреплять полномочия исполнительной власти в таком стабильном и трудно изменяемом документе, как Конституция, представляется спорным. И, наконец, исходя из представленной схемы остается нерешенным основной вопрос: каким образом и на каких принципах осуществлять дальнейшее разделение государственной власти между Российской Федерации и ее субъектами в рамках конституционно установленных предметов, по которым остается совместное законодательное или исполнительное ведение.
Понятие государственного устройства
Государства отличаются друг от друга не только по площади, количеству населения, уровню благосостояния граждан. Их внутренняя организация тоже может быть очень разной.
Форма государственного устройства, как элемент формы государства.
Понятие и признаки государства.
Государство – организация политической власти, осуществляющее управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.
Включает в себя: законодательные, исполнительные и судебные органы власти, а так же силовые структуры: армию, полицию, органы гос. Безопасности и др.
1. Единство территории.Государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории.
2. Публичная власть. Распространяется на все население страны, для ее осуществления создается специальный аппарат, включающий и органы принуждения.
3. Суверенитет (независимость).Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
4. Законодательная деятельность.Только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические нормы – законы страны.
5. Налоговые сборы. Государство устанавливает социальные сборы: налоги, пошлины и обеспечивает их поступление в бюджет.
Под функцией государства понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.
Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют навнешние (обеспечить независимость государства вовне) ивнутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).
Экономическая – государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и т.д.)
Социальная – государство осуществляет программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.
Защита конституционного строя
Обеспечение правопорядка и законности
Консолидация общества, социальный арбитраж
Экологическая охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды
Участие в решении глобальных проблем
Обеспечение национальной безопасности
Развитие взаимовыгодного сотрудничества
Отстаивание государственных интересов в международных отношениях
По продолжительности действия:
По социальной значимости:
По формам осуществления:
Форма государства и ее составные элементы
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Элементами формы государства выступают:
1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);
2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);
3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический, авторитарный и тоталитарный.
Форма правления, как элемент формы государства.
Форма правления -это способ организации верховной власти государства.
Принято выделять две основные формы правления:
Монархия: верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.
— абсолютная: вся полнота власти сосредоточена в руках монарха; нет разделения властей; монарх никем и ничем не ограничен, конституция и парламент отсутствуют (Франция при Людовике XIV);
— сословно-представителъная: при монархе существует совещательный орган, в котором представлены сословия и классы (Россия при Алексее Михайловиче Романове);
— дуалистическая: власть находится в руках и монарха, и представительного или исполнительного органа, которые борются за полноту власти (Думская монархия в России при Николае II 1905 — 1906 гг.) Она характерна для переходных периодов от абсолютной монархии к ограниченной, существует непродолжительное время;
— ограниченная — конституционная и парламентарная: монарх является номинальной фигурой, не обладает реальной властью, существует разделение властей, не ответственен перед народом (современные европейские монархии- Великобритания, Испания, Голландия).
2. Республика — государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.
— президентская: президент избирается всенародно, является главой государства и исполнительной власти, формирует правительство, которое ему подотчетно (США);
— парламентская: парламент избирает президента, формирует правительство, которое подотчетно парламенту (ФРГ, Италия);
— смешанная: содержит элементы парламентарной и президентской республик (Россия);
— суперпрезидентская: президент избирается всенародно, формирует правительство, которое ему подотчетно, не входит в систему исполнительной власти и является самостоятельной ветвью власти, имеет при себе самостоятельную систему органов (Аргентина);
Форма государственного устройства, как элемент формы государства.
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.
По форме государственного устройства государства делят на:
Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).
Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.
Признаки унитарного государства:
§ существование одноуровневой системы законодательства;
§ подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
§ существование только одного гражданства;
С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:
Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.
Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.
В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.
Федеративные государства — устойчивый союз административно-территориальных единиц, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, как правило конституцию, двойное гражданоство(штатов, кантонов, земель, республик).
Федерация облагает такими признаками:
§ союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
§ наличие двухуровневой системы государственных органов;
§ двухканальная система налогообложения.
Федерации можно классифицировать:
§ по принципу формирования субъектов:
§ по юридической основе:
§ по равенству статусов:
Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.
Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
Различают следующие виды конфедераций:
§ межгосударственные союзы;
§ сообщества государств.
Мы поможем в написании ваших работ!
Формы межгосударственных образований
Форма государственного устройства представляет собой элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру, способ его территориального и политического устройства.
В зависимости от способа территориального построения государства выделяют следующие формы государственного устройства: унитарное; федерация; конфедерация.
Унитарное государство представляет собой форму государственного устройства в виде простого и единого государственного образования, части которого выступают административно-территориальными единицами и не наделены суверенитетом. При унитарных формах государственного устройства реализуется единая система высших органов власти и единая система законодательства. Примерами стран с унитарной формой государственного устройства являются: Болгария, Венгрия, Италия, Польша.
В условиях унитаризма все внешние межгосударственные отношения реализуют центральные органы. Они официально представляют страну на международной площадке.
Правом на введение системы налогообложения обладает только государство, а не отдельная территория. При унитарной форме государственного устройства право на взимание местных налогов обычно допускается лишь с разрешения государственных органов. Территориальные единицы лишены права по собственному усмотрению вводить и взимать налоги.
Выделяют два вида унитарных государств: централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания) и децентрализованные (Испания, Франция), в которых крупные регионы имеют широкую автономию.
Федерация – это форма государственного устройства в виде сложного союзного государства, отдельные части которого выступают государственными образованиями и наделены определенными признаками государственности. В федерациях помимо высших федеральных органов и федерального законодательства присутствуют высшие органы и законы субъектов федерации. Они могут быть построены по территориальному (например, в США) или национально-территориальному принципам (например, в России).
При федеративной форме государственного устройства предполагается распределение функций и полномочий между её субъектами и центром, что обычно находит отражение в союзной Конституции. При этом одна часть полномочий отражает исключительную компетенцию центральных органов власти, другая часть – субъектов федерации, а третья описывает совместную компетенцию центра и его субъектов.
В настоящее время в качестве примеров федеративных государств можно назвать следующие страны: Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия, Россия, США, Швейцария и т.д.
Конфедерация – это форма государственного устройства в виде временного союза государств, который создается для достижения экономических, политических, социальных, военных и иных целей. Конфедерация как форма государственного устройства не наделяется суверенитетом, поскольку отсутствует общий для объединившихся государственных образований центральный аппарат и единая законодательная система.
В конфедерациях могут формироваться союзные органы, но только по тем вопросам, ради разрешения которых они объединились.
Конфедерации представляют непрочные государственные образования и действуют относительно недолго. В конечном итоге они распадаются или трансформируются в федеративные образования.
Кроме вышеуказанных форм государственного устройства в истории встречались и некоторые иные специфические образования: содружества, империи, протектораты и т.д.
Таким образом, в истории развития государственности встречались различные формы государственного устройства, наиболее популярными из которых стали: унитарные государства, федерации и конфедерации.
Обрисовав все насущные проблемы российского федерализма, можно сделать вывод, что реальностью наших дней стала необходимость нахождения их способов решения. Российский федерализм является неотъемлемым элементом российской государственности, поэтому для выхода России из «переходного этапа» в определенное «статусное пространство», важно определиться, какова же все-таки российская модель федерализма.
Можно сказать, что очень заманчиво иметь «идеальную модель федерализма», которая характеризуется обязательными признаками, чертами, особенностями. При этом на практике такая модель будет обязательно «приспосабливаться» к историческим, национальным, религиозным и географическим особенностям. Таким образом, каждое государство вправе выбрать такую разновидность федеральных отношений, которая будет способной решать национальные, иные проблемы и общегосударственные задачи, обеспечивать рациональное управление территорией, отдельными регионами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
Основная и специальная литература