Языковое клише научного стиля
АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ (Смысловой компонент жанра) | МАРКЕР (Клише научного стиля) |
ВВЕДЕНИЕ | |
Актуальность проблемы | Одной из актуальных проблем … в настоящее время … Огромную важность приобретают вопросы. Интерес к проблеме обусловлен… В современной (какой) науке особенную остроту приобретает тема (какая); актуальна проблема (чего); внимание ученых (критиков и т. д.) привлекают вопросы (чего). |
Перечисление работ, посвященных проблеме (теме) | Проблеме … посвящено значительное количество публикаций [1–15]. Существует обширная литература, посвящённая данной теме. Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии). Эта проблема рассматривается в следующих работах. Освещение проблемы… нашло отражение в монографиях [9–11], в ряде статей [12–18], диссертациях [3–5] |
Описание основных подходов | Среди ученых, занимающихся проблемой (какой), нет единой концепции (чего). Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существуют три (две) основных точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах (чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая), третий подход состоит в том, что … В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения. |
Изложение сущности различных точек зрения | Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чем). Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что). Этой точки зрения придерживается (кто). Третий подход представлен в работах (чьих) и сводится (к чему). Автор (кто) считает (что), автор выдвигает положение, концепцию, теорию (какую), как считает (кто), по мнению (кого), с точки зрения (кого). Сущность (суть), основное положение (чего) состоит, заключается (в чем), сводится (к чему). Согласно теории, концепции, трактовке (чего), согласно точке зрения (чьей), согласно мнению (кого, о чем) |
Продолжение таблицы
АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ (Смысловой компонент жанра) | МАРКЕР (Клише научного стиля) |
ВВЕДЕНИЕ | |
Сравнение точек зрения | Сходство. Автор высказывает мнение, сходное с мнением (кого), придерживается тех же взглядов, что и (кто); позиция автора близка взглядам (кого); автор опирается на концепцию (какую, чью); автор является представителем школы (какой) автор разделяет мнение (кого) по вопросу … (Что) объединяет (кого с кем) во взглядах (на что); (кто) по своей позиции близок (кому); (кто) так же, как и (кто), утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу (какому) Различие. Точка зрения (кого) коренным образом отличается от взглядов (кого на что); значительно/незначительно, принципиально отличается (от чего). (Что) диаметрально противоположно (чему). (Что) отличается (от чего) тем, что … Если (кто) утверждает (что), то (кто) считает, что … |
Отношение к рассматриваемым точкам зрения | Согласие/несогласие. Предложенный метод выгодно отличается от …, позволяет повысить …, улучшить …, устранить …. Недостатком известных способов …является …. Трудно согласиться (с чем); Трудно принять точку зрения (какую). Концепция …, сформированная коллективом авторов монографии [3] позволяет …, открывает возможности …. Нельзя принять утверждение (кого о чем) потому что .… Можно согласиться (с чем). Оценка. Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы (чего). Нельзя не отметить достоинство (чего в чем). |
Мотивированный выбор точки зрения | Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения (кого). Таким образом, можно остановиться (на чем), так как … Мы принимаем точку зрения (кого) исходя из следующих соображений … Мы считаем наиболее убедительными аргументы (кого). Неоспоримость доводов (кого) заключается в том, что… Описание результатов экспериментов (кого) представляется наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения (кого). |
Целевая установка | Цель настоящего исследования … Целью настоящей работы является … Настоящая работа имеет целью … К числу основных задач исследования относятся … |
Продолжение таблицы
АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ (Смысловой компонент жанра) | МАРКЕР (Клише научного стиля) |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |
Описание предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения | Предлагаемая … форма … базируется на … Предлагается такой метод …, при котором … Ниже предлагается один из методов … Предлагаемый подход … основан на … |
Особенность (новизна) предлагаемого варианта решения | Особенность предлагаемого способа … состоит в … Особенностью … является … Отличительная особенность … состоит в … Характерным признаком, отличающим способ …, является … |
Назначение предмета | … используется для; … предназначен для; … служит для; … может быть использован |
Метод исследования | В данной работе используется метод … Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как … Применение таких методов, как … Сочетание наблюдения и тестирования позволило … В состав методов, обеспечивающих проведение данной работы, входили … … применялась методика … …метод основан на … |
Примеры | Например, … Рассмотрим на примере … Обратимся к примеру … Данный пример дает основание говорить, что … |
Математический аппарат | Воспользуемся формулой … (наличие математических символов) Расчеты показывают, что … Исходя из формулы … |
Наглядное представление | (см. рисунок 5) (см. табл. 1 (график, схему …) На рис. 1 представлены … Данные, приведенные в табл. 6, позволяют утверждать, что … График демонстрирует зависимость … |
Результаты | Результаты показали следующее … Из полученных результатов видно, что … Основные результаты исследования заключаются в следующем … Полученные результаты … позволяют утверждать, что … |
Окончание таблицы
АСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ (Смысловой компонент жанра) | МАРКЕР (Клише научного стиля) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
Выводы | Итак, можно сделать вывод … Проведенные исследования позволяют сделать вывод о … Из полученных результатов видно, что … В заключение отметим, что … Резюмируя, можно сказать … Таким образом, можно сделать вывод, что … Следовательно, мы приходим к выводу … |
Рекомендации | Система может быть рекомендована для … Как …, так и … могло бы быть рекомендовано для … Этот метод может быть рекомендован для … … может найти применение для … |
ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Письменные работы выполняют в соответствии с существующими требованиями.
Работа должна быть выполнена рукописно, любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (кегль не менее 12). Включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327.
Текст работы следует печатать (писать), соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, левое и нижнее – 20 мм.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры. Страницы работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер на нем не проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей письменной работы и служит источником информации о документе. На титульном листе должна быть представлена следующая информация: название высшего учебного заведения; название факультета; вид работы; название работы; кем выполнена; кем проверена; год выполнения.
Пример титульного листа реферата
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет бизнеса Кафедра экономических теорий РЕФЕРАТ История экономических учений Выполнила студентка ФБИ-13 Иванова О.А. Преподаватель: д-р экон. наук, профессор Петров Р.В. НОВОСИБИРСК |
Пример титульного листа курсовой работы
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет гуманитарного образования Кафедра теории и истории культуры Общество риска (Курсовая работа) Выполнила студентка ФБИ-13 Иванова О.А. Научный руководитель: д-р филос. наук, профессор Медведев В.А. НОВОСИБИРСК |
Правила оформления цитат
Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. Очень часто цитата помогает Вам подтвердить правильность собственной точки зрения, делает доклад, реферат, курсовую работу весомее и значительнее.
При оформлении работ следует помнить, что цитаты должны применяться тактично по принципиальным вопросам и положениям. Не рекомендуется слишком обильное цитирование (употребление двух и более цитат подряд). Не допускается соединять две цитаты в одну. Нельзя сокращать слишком длинную цитату путем отбрасывания ее части, если такое сокращение меняет смысл цитаты на противоположный. Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т. е. сопровождается словами автора, то применяются соответствующие правила пунктуации.
§
1. Если автор, приводя цитату, выделяет особым шрифтом в ней некоторые слова для привлечения к ним внимания читателя, он должен это выделение специально пояснить. После поясняющего текста, который, как правило, помещается сразу после выделяемого слова (но может стоять и после цитаты в целом), ставится точка, затем указываются инициалы автора публикации, а весь поясняющий текст вместе с инициалами автора заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие словосочетания: (разрядка наша. – О.Т.), (выделено мною. – О.Т.), (курсив наш. – О.Т.). Например: Текст книги Л.Н. Стариковой обращает на себя внимание поразительными умозаключениями типа: «Подводя итог, необходимо отметить, что обзоры и рефераты еще долго будут важными инструментами исследователя и технология их подготовки – одна из актуальных задач подготовки специалистов-социологов» (подчеркнуто мною. – О.Т.) [45. с. 6].
2. Если автор вводит в состав цитаты пояснения, без которых взятая вне контекста цитата непонятна, то это пояснение помещается в прямые [ ] или угловые < > скобки. Например: «Она [интеллигентность] проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)», – утверждает Д.С. Лихачев [5, с. 97].
Таблицы
Таблицей называют цифровой (реже текстовой) материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (графы), разделенные линейками. Перед тем как помещать какой-либо материал в виде таблицы, рекомендуется прежде всего обдумать вопрос о том, нельзя ли представить этот материал в другой форме, например в форме графиков, схем, диаграмм, или, наконец, указать пределы, в которых колеблются приводимые в таблице данные.
При составлении таблиц следует руководствоваться следующими правилами.
· Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Может применяться сквозная нумерация по всей работе или же по главам. Номер таблицы пишут в правом верхнем углу.
· Таблицы, как правило, снабжают тематическими заголовками, которые располагают под нумерационным заголовком посередине полосы. Заголовки пишут с прописной буквы без точки на конце. Однако таблицы второстепенного, вспомогательного характера, к которым читатель не станет обращаться повторно, можно не озаглавливать. Требования к тематическому заголовку – точность, соответствие назначению и содержанию таблицы, выразительность, краткость.
· В таблице допускается применять размер шрифта, меньший, чем в тексте.
· На все таблицы в тексте работы должны быть ссылки, например (табл. 4) или (табл. 1.5). Если в работе всего одна таблица, то она не нумеруется, а ссылка на нее в тексте делается так: (см. таблицу).
· При построении таблиц следует избегать вертикальной графы «Номер по порядку», в большинстве случаев ненужной. Не рекомендуется также нумеровать столбцы таблицы.
· В головках таблиц рекомендуется использовать стандартные или принятые в тексте буквенные обозначения.
· Пропуски в столбцах (за отсутствием данных) не оставляют пустыми, а заполняют знаком тире.
· Обозначения единиц приводимых в таблицах величин приводят в сокращенном виде и всегда выносят в заголовки боковика, головки или в общий заголовок таблицы.
· Примечания и сноски к таблице печатают непосредственно под ней более мелким кеглем.
· Если таблица не поместилась на одной странице, ее переносят на другую, где помещают заголовок типа Продолжение
табл. 5 (если таблица на этой странице не кончается) или Окончание табл. 5 (если таблица здесь завершается). При переносе таблицы ее головку повторяют на следующей странице.
Пример оформления таблицы
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки), помещаемые в работу, должны быть органически связаны с текстом. Нельзя включать в работу иллюстрации, не соответствующие излагаемой теме, не связанные с текстом или дублирующие одна другую.
Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе цветные, и должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами, применяется сквозная нумерация или по главам. На все рисунки в тексте делаются ссылки, например (рисунок 5) или (рисунок 1.3). Если рисунок в работе один, то его не нумеруют, а ссылку в тексте делают так: (см. рисунок).
Фотоснимки размером меньше А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные.
Например:
Рисунок 7. Схема движения пара и жидкости в колонне
Рисунок 1. Классический нелокальный сплайн (а) и его ENO-модификация (б)
Рисунок 2.4. Строение излома: кривая 1 – поверхность усталостного разрушения с бороздками; кривая 2 – зона долома.
Иллюстрации приложений нумеруются отдельно.
Формулы
Наиболее важные, а также длинные и громоздкие формулы выключают в отдельные строки. Таким же образом располагают все нумерованные формулы. На нумерованные формулы в тексте должны быть ссылки. Например:
Система (5) решается при начальных условиях (1) и (2).
Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами и помещают в круглых скобках у правого края полосы. Номер для многострочной формулы ставится против последней ее строки. Сквозная нумерация формул применяется в небольших работах, где нумеруется ограниченное число наиболее важных формул. Двойная нумерация формул применяется, как правило, при делении текста на главы или параграфы. В ссылке первая цифра указывает номер главы:
Движение жидкости и тепловой обмен описываются уравнениями (1.6) – (1.8).
Внутри строк текста помещают прежде всего небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения.
В формулах следует применять в первую очередь круглые скобки ( ), во вторую – прямые [ ], в третью – фигурные { }.
Используя (1.3), можно записать выражение для Y в виде
где рациональные функции, определенные выражениями (1.3) и (1.5) из [3].
§
После формул принято помещать экспликацию – расшифровку буквенных обозначений величин. Последовательность расшифровки должна соответствовать последовательности расположения обозначений в формуле. Если правая часть формулы является дробью, то сначала поясняют обозначения величин, помещенных в числителе, в том же порядке, что и в формуле, затем – в знаменателе. С целью экономии места экспликации следует располагать в подбор.
Латинские буквы в тексте и формулах для обозначения величин набираются курсивом, греческие – в прямом начертании. Знаки математических функций набирают прямым шрифтом: sin, cos, tg, ctg, arcsin, sh, grad, rot, div, lim, ln. Числа Re, Fr, St, Pr набираются прямо. Символы, обозначающие векторные величины, набирают прямым полужирным шрифтом: u, v, m. Следует использовать наиболее простые индексы, количество букв в них должно быть минимальным. Предпочтительны индексы, состоящие из одной буквы, одной цифры, например, Ps , g1, Uф. Размер индекса должен быть меньше размера основного буквенного обозначения. Химические формулы набирают прямым шрифтом.
Виды библиографических ссылок
При написании работ авторы, как правило, используют различные литературные источники: книги, статьи периодических изданий, сборники статей, материалы конференций, диссертации и пр. В тексте ссылки на литературу даются в квадратных скобках, например [5], [2, 3], [2 – 9] или с указанием страницы [14,
с. 45]. Кроме того, указать на использованную литературу можно с помощью внутритекстовых ссылок, которые приводятся в круглых скобках, или затекстовых ссылок.
Подстрочные ссылки в тексте –это библиографические ссылки под текстом, оформляются на странице внизу с помощью отсылок в форме арабских цифр или реже – звездочек при небольшом количестве ссылок.
Пример:
Литературовед А.М. Левидов писал: «Не количество прочитанных книг служат показателем культуры чтения, а качество потребления»1.
_____________________________________
1 Левидов А.М. Литература и действительность. – Л., 1987. – С. 409.
Внутритекстовые ссылки приводятся в круглых скобках. Перед круглыми скобками и в круглых скобках после описания точка не ставится. Если в круглых скобках вначале приводится сокращение «см.», то оно дается со строчной буквы, после него приводится библиографическое описание документа, через двоеточие, с прописной буквы, в именительном падеже.
Библиографические ссылки включаются в основной текст научной работы в том случае, если в работе отсутствует библиографический список (список литературы) и не могут быть использованы подстрочные ссылки.
Пример:
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Век математики, слышишь на каждом шагу, век электроники век космоса… Мир вступает в век человека – вот что главное» (см.: Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975. – С. 212).
Ссылки к списку использованных источников
Пример:
Когда частица пролетает вблизи ядра, на нее действует кулоновская сила отталкивания [14, с. 51].
Способы введения библиографических ссылок в текст
Документа
1. Ссылки, содержащие определение понятия, трактовку термина:
· В соответствии с определением, приведенным в [6, с. 6], под … будем понимать
· В словаре … [12] термин «…» определяется как …
· Понятие … в современной культурологи трактуется как… [11, 22–27].
2. Нейтральные ссылки, ссылки-упоминания:
· Проблеме … посвящены работы [17–21].
· Опыт … описан в публикациях [4–12].
· Метод … нашел отражение в работах [3, с. 56–78; 14,
с. 21–34].
3. Ссылки-сопоставления:
· Проблеме … уделялось серьезное внимание как в публикациях теоретического [12–21], так и экспериментального [22–27] характера.
4. Нейтральные ссылки с элементами классификации:
· Известны исследования по … как отечественных [16–23], так и зарубежных [44–56] ученых.
5. Ссылки, отражающие сходство взглядов:
· Как в публикациях [4–8], так и в работах [9–11] предлагается … .
· В соответствии с концепцией …, предложенной в монографии [33], в статье [21] используется способ … .
· Противоположная точка зрения высказана в работе
Г.Т. Гриднева [34].
6. Ссылки, отражающие различия взглядов:
· Иной способ решения проблемы … предложен в работах С.Д. Орлова [14–19].
· В отличие от работы [9], трактующей …, в исследовании [23] предлагается… .
7. Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора:
· Вряд ли можно согласиться с тезисом Г.Н. Маркова о том, что … [45, с. 66].
· Утверждение авторов статьи [16] о том, что … является весьма спорным.
· Предложенный в монографии [54] способ решения проблемы … страдает рядом недостатков … .
8. Ссылки-соглашения, одобрения, отражающие точку зрения автора:
· С нашей точки зрения, наиболее плодотворный подход предложен в работах [34–37].
· Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях [54–56] …
· Глубоко прав исследователь проблемы … , утверждая, что … [45, с. 11–12].
Оформление библиографического аппарата
Оформление списка использованных источников
При написании работ авторы, как правило, используют различные литературные источники: книги, статьи периодических изданий, сборники статей, материалы конференций, диссертации и пр. Это позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте таблиц, иллюстраций, формул, цитат, фактов, на основе которых строится исследование. Список этих источников составляется по ходу использования в тексте или по алфавиту и приводится в конце работы.
Список использованных источников характеризует глубину и широту изучения темы, демонстрирует эрудицию и культуру исследователя. Он является простейшим библиографическим пособием, поэтому каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями стандартов. Все библиографические описания должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 7.1–84. Библиографическое описание документа. Общие правила составления. В библиографическом описании должны быть приведены данные, необходимые для отыскания источника.
Выбор заглавия списка
Рекомендуется три варианта заглавия списка:
Список литературы.
Список использованной литературы.
Список использованных источников и литературы.
Если в список включаются все документы, изученные исследователем по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет, список озаглавливают «Список литературы».
Если включается только то, что анализировалось в работе и использовалось в виде заимствований в тексте, выбирается второй вариант заглавия «Список использованной литературы». Если кроме литературы использовались еще и источники (не анализированные в работе), исследователь останавливается на третьем варианте заглавия «Список использованных источников и литературы».
Варианты расположения литературы
В списках
Расположение литературы в списке может избираться автором в зависимости от характера, вида и целевого назначения работы.
§
Официально-документальные издания:
Конституция, законы, указы, кодексы, постановления и распоряжения органов государственной власти.
Законодательные материалы и правовые акты и документы государственных организаций России (до 1917 г.) и зарубежных стран.
Источники, т. е.письменные памятники, документы, на основе которых строится научное исследование:
– тексты анализируемых произведений, воспоминания, дневники, переписка;
– статистические сборники, ежегодники, материалы статистических органов;
– периодические издания (газеты, журналы), обследованные за несколько лет;
– документальные материалы центральных и местных архивных учреждений.
Научные документы:
Монографии, сборники статей, авторефераты диссертаций, депонированные рукописи, учебные пособия, статьи из сборников, научных журналов, продолжающихся изданий на русском языке, а затем на других иностранных языках.
Специальные виды нормативно-технических документов:
Государственные стандарты, описания изобретений, технические каталоги, информационные листы, патентные документы, типовые проекты, каталоги промышленного оборудования, прейскуранты на материалы и изделия.
В каждом разделе внутри схемы автору предоставляется право выбора одного из вариантов расположения литературы: алфавитного, хронологического, систематического или в порядке упоминания документа в тексте.
В других случаях литература располагается по отдельным отраслям знаний, вопросам в их логическом соподчинении. В пределах каждого раздела соблюдается алфавитное расположение материала.
Например:
Список использованных источников и литературы
История психологии
1.1. Великие психологи / [Сост.: Самыгин С.И., Столяренко Л.Д.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 575 с. – (Ист. силуэты).
1.2. Шкуратов В.А. Историческая психология / В.А Шкуратов. – 2-е изд., перераб. – М.: Смысл, 1997. – 505 с. – (Психология для студентов).
Социальная психология
Социальное общение
2.1.1. Айзенк Г.Ю. Структура личности: [Пер. с англ.] / Г.Ю. Айзенк. – М.: СПб.: Ювента: КСП , 1999. – 463 с.: ил. – (Теории личности).
2.1.2. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека / В.Н. Келасьев. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1992. – 208 с.
Психология групп
2.2.1. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп: Пер. с англ. / Э. Берн. – Екатеринбург: Литур, 2000. – 320 с.
2.2.2. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс: Пер. с фр. / С. Московичи. – М., 1998. – 477 с. – (Б-ка социальной психологии).
Психология быта
2.3.1. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М., 2000. – 501 с. – (Кафедра психологии).
2.3.2. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 652 с.: ил. – (Золотой фонд психотерапии).
Психология религии
2.4.1. Начала христианской психологии: Учеб. пособ. для вузов / Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. – М.: Наука, 1995. – 236 с. – (Программа «Обновление гуманит. образования в России»).
2.4.2. Шри Ч. Медитация: совершенствование в боге: [Пер. с англ.] / Ч. Шри. – М.,1992. – 251 с.: ил.
Психология наций
2.5.1. Вундт В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. – СПб., 2001. – 160 с. – (Психология-классика).
2.5.2. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шпет – СПб., 1996. – 155 с.
Детская психология
3.1. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 336 с.
3.2. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей / Р. Кэмпбелл. Не только любовь / М. Максимов. – М.: Знание, 1992. – 188 с.
3.3. Эриксон Э.Г. Детство и общество: Пер. с англ. / Э.Г. Эриксон – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2000. – 416 с. – (Сер. «Мастерская психологии и психотерапии»).
Алфавитное расположение
Алфавитное расположение литературы в списке позволяет собрать труды одного автора, облегчает поиск конкретного произведения, ускоряет проверку правильности библиографического описания по справочному аппарату библиотеки.
При алфавитном способе расположения материала библиографические записи дают в алфавите фамилий авторов или первого слова заглавий книг и статей, если автор не указан. Например:
Список литературы
1. Бакалов В.П. Основы биотелеметрии / В.П Бакалов. – М.: Радио и связь, 2001. – 361 с.: ил.
2. Биомагнитные исследования (учебно-научный центр): Итоги деятельности за 1997–2000 гг. / Новосиб. гос. техн. ун-т; Под ред. Н.В. Голышева. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – 30 с.: ил.
3. Биофизика: Учебник для вузов / В.Ф. Антонов, А.М. Черныш, В.И. Пасечник и др.; Под ред. В.Ф. Антонова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 288 с.: ил.
4. Гримак Л.П. Магия биополя: Энергоинформационное лечение / Л.П. Гри-мак. – М.: Республика, 1994. – 448 с.
5. Крылов С.М. Формальная технология в философии, технике, биоэволюции и социологии / С.М. Гримак. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 1997. – 179 с.
6. Радиотехника, телевидение и связь: Межвуз. сб. науч. трудов, посвящ. 110-летию В.К. Зворыкина / Владимирский гос. ун-т. – Муром, 1999. – 240 с.: ил.
7. Рубин А.Б. Биофизика. Т. 1. Теоретическая биофизика: В 2 т.: Учебник для биол. спец. вузов / А.Б. Рубин. – [2-е изд., испр. и доп.]. – М.: Университет. – 1999. – 448 с.: ил.
8. Титомир Л.И. Математическое моделирование биоэлектрического генератора сердца / Л.И. Титомир, П. Кнеппо. – М.: Наука, 1999. – 447 с.: ил.
Работы, опубликованные на иностранных языках, располагают в следующем порядке: на языке народов, пользующихся кириллицей, латиницей, затем особой графикой.
§
Хронологическое расположение материала применяют, как правило, в исследованиях историографического плана, посвященных развитию науки, деятельности определенного лица.
В пределах каждого года записи дают в алфавитном порядке (алфавит фамилий и заглавий, если представлены работы одного автора).
Список литературы
1. Ardagh J. Germany and the Germans:An Anatomy of Society Today / J. Ardagh. – N. Y.: Harper and Row Publ., 1987. – 478 p.
2. Фельфе Х. Мемуары разведчика: Пер. с нем. / Х. Фельфе. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.
3. Володин В.Н. От «рассудка» к «разуму»: (Кант, Гегель, Фейеербах) /
В.Н. Володин, К.Н. Любутин, И.С. Нарский. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 158 с.
4. Деларю Ж. История гестапо: Пер. с фр. / Ж. Деларю. – Смоленск: Русич, 1993. – 479 с. – (Тирания).
5. Германия: Факты. – Франкрут-на-Майне: Социе-тэтс-ферлаг, 1996. –
544 с.: ил.
6. Овчинникова А.В. Deutschland im Uberblick. О Германии вкратце: Хрестоматия по страноведению Германии для чтения в старш. кл. общеобраз. школы / А.В. Овчинникова, А.Ф. Овчинников. – М.: Лист-Нью, 1998. – 207 с.
7. Лавренов С.Я. Крах III рейха / Лавренов С.Я., Попов И.М. – М.: АСТ, 2000. – 606 с., [8] л. ил. – (Воен.-ист. б-ка).
8. Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие: Пособие по страноведению: Курс лекций / Н.В. Павлов. – М.: Высш. шк., 2001. – 367 с.
Расположение литературы в порядке
Первого упоминания
Автор имеет право располагать литературу в списке в порядке первого упоминания документа в тексте. Например:
Список использованной литературы
1. Региональная экономика: новые подходы / Л.А. Козлов, И.А. Ильин,
Б.М. Штульберг и др. – М.: Наука, 1993. – С. 101–115.
2. Стратегия стабилизации экономики региона: проблемы и решения: Мат. второй научно-практической конф. (18–19 апр. 1995 г.) / Под ред. В.М. Чистякова. – Новосибирск: Сов. Сибирь, 1995. – С. 225–231.
3. Баранова И.В. Финансовое регулирование развития малого предпринимательства (на примере Сибирского региона) / И.В. Баранова, Н.В. Фадейкина. – Новосибирск: СМВШБД, 1999. – С. 115–119.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для вузов по эконом. направл. и спец. / А.Г. Гранберг. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С. 302–331. – (Tacis).
5. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов / [Н.И. Синдяшкин, В.А. Рыльский, Е.В. Бельчук и др.]; Под ред. М.В. Степанова; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 400–421. – (Высш. образование).
6. Социальная политика в рыночной экономике: Мат. межвуз. науч.-практ. конф. / Редкол.: В.Л. Кураков (отв.ред.) и др. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. – С. 133–160.
7. Урал на рубеже веков: Проблемы и прогнозы социально-экономического развития / Редкол.: А.И. Татаркин (отв. ред.) и др. – М.: Экономика, 1999. – С. 299–343.
Примеры библиографического описания
Однотомные издания
1. Кару Я.Э. Автоматизированные системы управления: обеспечивающие системы: Учеб. пособие для вузов / Я.Э. Кару. – Тарту, 1985. – 98. с.
2. Гавриченко Ю.В. Структурно-целевой принцип в философии, науке и технике / Ю.В. Гавриченко. – СПб.: Петрополис, 2001. – 318 с.
3. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Юрид. лит., 1993. – 64 с.
4. Справочник по электроснабжению промышленных предприятий: Проектирование и расчет / А.С. Овчаренко, М.П. Рабинович, В.И. Мозырский, Д.И. Розинский. – М.: Машиностроение, 1985. – 164 с.
5. Индустриализация средних стран Азии / Отв. ред.
Г.К. Широков. – М.: Наука, 1988. – 188 с.
Многотомные издания
6. Савельев И.В. Курс общей физики. Т. 1. Механика. Молекулярная физика: Учеб. пособие для вузов / И.В. Савельев. – 2-е изд., перераб. – М.: Наука, 1982. – 432 с.
7. Харитонов Ю.Я. Аналитическая книга. Аналитика. Кн. 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ: Учебник для вузов / Ю.Я. Хритонов. – М.: Высш. шк., 2001. – 615 с.
Диссертация, автореферат диссертации
8. Цой М.Е. Туристский рынок: исследование, моделирование и прогнозирование (на примере Новосибирской области): Автореф. дис. … канд. эконом. наук / М.Е. Цой – Новосибирск, НГТУ, 2001. – 16 с.
9. Джурабаева Г.К. Оценка управления риском промышленной организации: Дис. … канд. экон. наук (спец. 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством) / Г.К. Джурабаева; Новосиб. гос. техн. ун-т; Науч. рук. Л.Л. Калачева. – Новосибирск, 2000. – 215 с.
10. Челазнов А.А. Статичстические основы эксплуатационной надежности выключателей в режиме отключения токов короткого замыкания: Дис. … д-ра техн. наук: Спец. 05.14.02 / А.А. Челазнов; Новосиб. гос. техн. наук. – Новосибирск, 2000. – 339 с.
Статьи из периодического,
продолжающегося издания или сборника
11. Mackey W.F. Conflicting Languages in a United Europe / W.F. Mackey // Sociolinguistica. – 2001. – № 15. – P. 1–17.
12. Coulson S. Metaphor and the space structuring model / Coulson S., Matloock T. Metaphor and space structuring model // Metaphor & Symbol. L.; N. Y. – Vol. 16, N13. – P. 295–316.
13. Дубнищев Ю.Н. Фотодинамические эффекты в лазерной доплеровской анемометрии / Ю.Н. Дубнищев, В.А. Павлов // Письма в журн. техн. физики. – 1998. – Т. 24, № 17. – С. 54–58.
14. Манусов В.З. Обучение искусственной нейронной сети для оценки потерь активной мощности в электрических сетях / В.З. Манусов, Л.А. Стрижко // Электроэнергетика: Сб. науч. тр. / Новосиб. гос. техн. ун-т; Отв. ред. В.З. Манусов. – Новосиб: Изд-во НГТУ, 2000. – С. 47–54.
15. Анализ вибродиагностической информации о работе турбомашин ТЭС с принятием решений на ремонт в условиях нечетких диагнозов состояний / Г.Д. Крохин, А.Р. Ходжаян, Н.П. Верходанов, В.В.Конев, С.П. Бойкин // Теплоэнергетика: Физ.-техн. и экол. пробл., новые технологии, техн.-экон. эффективность: Сб. науч. тр. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – Вып. 4. – С. 166–168.
16. Кононов В.Т. Восстановление порядка разностного уравнения по исходной оценке импульсной характеристики / В.Т. Кононов // Сб. науч. тр. НГТУ. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – № 3 (20). – С. 18–27.
17. Филимонов В.Д. Объект преступления и преступное последствие / В.Д. Филимонов // Актульные правовые вопросы борьбы с преступностью. – Томск, 1988. – С. 7–15.
18. Фирсов Н.И. Высокотемпературный сверхпроводящей измеритель магнитной восприимчивости / Н.И. Фирсов // Сб. науч. тр. – 1995. – № 2. – С. 132–136.
19. Иноземцев Е.К. Анализ надежности подшипников мощных электродвигателей / Е.К. Иноземцев // Электрические станции. – 1985. – № 4. – С. 43–46.
Рефераты из РЖ
20. Пат. 4866572 США «МКИ» Н05К7/00 Portable comlination of food preparation unit. – Реф.: Портативный кухонный комплект // Электротехника: РЖ/ВИНИТИ. – 1990. – 9П65П.
21. Banfield J. Sreletal modeling of ice leads // JEEE Trans Yeosci and Remote Sens. – 1992. – Vol. 30. – N 5. – С. 918–923. – Реф.: Скелетное моделирование разводий во льдах // Радиотехника: РЖ / ВИНИТИ. – 1993. – 7А491.
22. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации / А. Асмолов, Т. Белкина, А. Вишневский и др.; Под общей ред. Ю. Е. Федорова. – М.: Права человека, 1999. – 173 с. – Реф. в: Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная лит. Сер.2/ Экономика: РЖ. – 2001. – № 4. – 033.
23. Демичев А.А. Российский суд присяжных: история и современность / А.А Демичев; Нижегород. гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2000. – 104 с. – Реф. в: Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная лит. Сер. 4. Государство и право: РЖ. – 2001. – № 4. – 005.
Отчеты о НИР
24. Современная физика и теория познания: Отчет о НИР (промежуточный) / Моск. физ.-техн. ин-т; Рук. С.В. Илларионов. – ОЦО 2602К5В; № ГР 01770072908; Инв. № 02850059251. – М., 1985. – 16 с.
25. Концептуальное, учебно-методическое и информационное обеспечение повышения квалификации специалистов в области открытого образования: Отчет по НИР / Новосиб. гос. техн. ун-т; Рук. Г.Б. Скок – № гос. регистрации 01.200.1 2950, шифр НГТУ ГБ63. – Новосибирск, 2001. – 26 с.
Препринты
Препринт с номером
26. Солоненко О.П. Моделирование динамики и фазовых превращений при соударении капли расплава с твердой подложкой / О.П. Солоненко, Э.П. Шурина, А.А. Головин. – Препринт / ИТПМ СО РАН; № 5. – Новосибирск, 2000. – 43 с.
Препринт без номера
27. Разработка вакуумной системы инжекторов установки «Водородный прототип» / Е.В. Бендер, В.И. Волосов, А.М. Кудрявцев, Ю.С. Попов, М.В. Таубер. – Препринт / ИЯФ СО РАН. – Новосибирск, 2000. – 56 с.
Патенты, авторские свидетельства
28. Пат. № 2103780 РФ, МКИ6: Н02К 1/16. Сердечник статора электрической машины / П.П. Маслов, Э.М. Гусельников, А.И. Ин-кин, В.А. Тропин // Изобретения. – 1998. – № 3. – С. 82.
29. Пат. № 2174729 РФ, МКИ Н 01 Р 5/18. Полосковый направленный ответвитель / А.П. Горбачев // Изобретения. Полез. модели. – 2001. – № 28. – С. 62.
30. А. с. 10007970 РФ, МКИ3 В 25J 15/00. Устройство для захвата неориентированных деталей типа валов / В.С. Ваулин, В.Г. Кемайкин. – № 33605585/25-08; Заяв. 23.11.95; Опубл. 30.03.97, Бюл. № 12. – 2 с.: ил.
Нормативно-технические документы
31. ГОСТ 12.1.003–76 (СТ СЭВ 1930-79). Шум. Общие требования безопасности = Noise. General safety requirements. – Переизд. апр. 1982 с изм.1. – Взамен ГОСТ 12.1.003-68; Введ. 01.01.77 до 01.07.84. – М.: Изд-во стандартов, 1982. – 9 с.: ил. (Система стандартов безопасности труда).
Электронные ресурсы
Ресурсы локального доступа
32. Английский для бизнесменов [Электронный ресурс]; Английский технический; Английский для чтения газет и журналов: [к сб. в целом]: курс изучения иностр. яз. Intell – Электрон. дан. и прогр. – М.: Квант, 1994–1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
33. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880–1882 гг. / В.И. Даль. – Электрон. дан. – М.: АСТ, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM).
34. Атлас–98 [Электронный ресурс]: 3D: самый подроб. полностью трехмерн. атлас мира. – Электрон. дан. и прогр. – [Б.м.], 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM).
Ресурсы удаленного доступа
35. Непомнящий А.Л. Рождение психоанализа: Теория соблазнения [Электронный ресурс] / А.Л. Непомнящий. – Режим доступа: http//www.psychoanalysis.pl.ru;17.05.2002. – Загл. с экрана.
36. Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. – Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). – М., [199-]. – Режим доступа: [http // www.gpntb/ru/win/search/help/el-cat.html;15.10.2002]. – Загл. с экрана.