Курсовая работа на тему особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Курсовая работа на тему особенности развития внимания у детей дошкольного возраста Диссертации

Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Глава 1. Теоретические аспекты изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста в современной психологической литературе 8

1.1. Внимание: понятие и виды 8

1.2. Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста 13

1.3. Краткие выводы по главе 1. 18

Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста 19

2.1. Краткая характеристика группы истытуемых 19

2.2. Методы психологического исследования 21

2.3. Результаты эмпирического исследования 26

Список использованной литературы 33

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.

В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающего мира. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления. Внимание считается одним из важнейших показателей общей и целостной оценки уровня развития личности, потому что любая организованная человеческая деятельность требует активности, точности, сосредоточенности внимания.

В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), другие – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо, И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев). Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская, С.Л. Кабыльницкая и др.)

Согласно исследованиям отечественных ученых, внимание – самое главное условие, отличающее в будущем хорошо успевающих учеников от их малопродуктивных одноклассников. Недостаточность развития внимания у детей дошкольного возраста ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Ранняя диагностика на этапе дошкольного обучения помогает выявить детей с низким уровнем развития внимания (его свойств).

Развитие внимания является одним из основных процессов реализации воспитательного процесса. Но если возникает проблема в его развитии, то без коррекционного и воспитательного процессов не обойтись.

Актуальность темы и исследования и интерес автора позволили сформулировать тему исследования «Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста». Для начала, нами были сформулированы параметры работы.

личность ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: внимание у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: изучить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в практической деятельности воспитателями, психологами, студентов образовательных учреждений и родителями.

Базой исследования выступило МБДОУ Детский сад № 72 «ЛУЧИКИ» г. ОДИНЦОВО.

В качестве объекта экспериментального исследования выступили дошкольники старшей группы. В эксперименте принимали участие 10 человек в возрасте от 5 до 6,5 лет.

План исследовательской работы включал следующие этапы:

Структура курсовой работы.

Во введении обосновывается актуальность и основные параметры исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава содержит описание эмпирического исследования по изучению особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста. В заключении проведены основные выводы исследования.

В списке литературы 23 источника.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Омский государственный педагогический
университет»

Факультет начального, дошкольного 
и специального образования

Кафедра педагогики и психологии детства

Развитие внимания
у детей старшего дошкольного 
возраста

профиль подготовки Психология и педагогика
дошкольное образование

(2012-2013 учебный год)

Выполнил: студент 21 группы

Сагателян Татьяна Николаевна

«___» _______________ 2012 г.

В. А. Сухомлинский писал:
«Внимание маленького ребенка – 
это капризное «существо». Оно 
кажется мне пугливой птичкой, которая улетает
подальше от гнезда, как только стремишься
приблизиться к нему.

Когда же удалось, наконец,
поймать птичку, то удержать ее можно 
только в руках или в клетке.
Не ожидай от птички песен, если она 
чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка:
если ты держишь его как птичку, то она
плохой твой помощник».

Проблема внимания традиционно 
считается одной из самых важных
и сложных проблем психологии.
От ее решения зависит развитие всей
системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного
характера.

Значимость внимания
в жизни человека, его определяющая
роль в отборе содержаний сознательного 
опыта, запоминании и научении очевидны.
Трудно усомниться также в необходимости 
всестороннего и детального исследования его феноменов.

В отличие от таких 
познавательных процессов как восприятие,
память, мышление, внимание своего особого 
содержания не имеет, оно проявляется 
как бы внутри этих процессов и 
неотделимо от них. Внимание характеризует 
динамику протекания психических процессов. Таким
образом, этот психический процесс является
условием успешного осуществления любой
деятельности как внешней, так и внутренней,
а его продуктом – ее качественное выполнение.

Внимание, как и все 
остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые
представлены непроизвольным вниманием,
а вторые — произвольным. Возникновение
и развитие у дошкольника внимания является
одним из важнейших приобретений личности
на данном этапе онтогенеза. Оно связано
с формированием у ребенка волевых качеств
и находится в теснейшем взаимодействии
с общим умственным развитием ребенка.

Развитие  внимания играет важную роль в деле подготовки
ребёнка к школьному обучению. Умение
произвольно обратить внимание на то,
что само по себе не привлекательно, но
необходимо для усвоения школьных знаний,
является важнейшим условием успеха в
учебной деятельности.

Внимание – важная
сторона познавательной деятельности.
Воспитателю детского сада необходимо знать особенности
его формирования. «Внимание, — писал К.Д.
Ушинский, — есть та дверь, которую не может
миновать ни одно слово ученья, иначе оно
не попадет в душу ребенка».

Читайте также:  Предупреждение и лечение острой почечной недостаточности при критических состояниях - автореферат диссертации по медицине скачать бесплатно на тему 'Анестезиология и реаниматология', специальность ВАК РФ 14.00.37

Объект исследования: развитие  внимания у детей старшего
дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития внимания у детей
дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить оптимальные условия внимания
детей.

Изучив и проанализировав 
литературу по данной теме, нами была выдвинута 
следующая гипотеза: предполагаем, что развитие внимания у детей
дошкольного возраста будет проходить
успешнее при использовании психологических
средств: психогимнастика, игры, задания
и упражнения, направленные на развитие
внимания.

Для решения поставленной
проблемы и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

Проанализировать состояние 
проблемы исследования в психологической 
и педагогической литературе.

Провести психологический 
анализ понятий «закономерность», «внимание»,
«свойства внимания», «виды внимания» 
и выявить особенности проявления закономерностей
внимания у детей старшего дошкольного
возраста.

Выявить особенности 
проявления закономерностей внимания
у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментально проверить 
эффективность психологических 
средств, направленных на развитие внимания у детей старшего
дошкольного возраста.

Методологической основой 
исследования явились теоретические 
положения по развитию особенностей
проявления развития внимания у детей 
дошкольного возраста В.В. Богословского,
А.Г. Ковалева, И.В. Дубровиной, Я. Стреляу, Б.М. Теплова,
Н.Ф. Добрынина, Д.Б. Эльконина и других.

Для решения поставленных
задач и проверки гипотезы был 
использован комплекс теоретических 
и эмпирических методов исследования:
анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы, психолого-педагогический эксперимент,
методы качественного и количественного
анализа данных.

База исследования: исследование
осуществлялось на базе  Зеленопольского
детского сада, Омской области. В исследовании
приняло участие 10 детей.

подготовительный: выбор 
темы, подбор и анализ литературы, определение 
проблемы, цели, объекта, выдвижение гипотезы

собственно-исследовательский:
постановка целей и задач эксперимента;
проведение психологического экспериментов

интерпритационно — оформительский: обработка и систематизация
материала, формулировка выводов и оформление
курсовой работы

Научная новизна и 
теоретическая значимость работы: обобщены
представления ученых об особенностях
развития внимания у детей старшего
дошкольного возраста.

Практическая значимость
работы: педагоги дошкольного образования 
могут взять из материалов данного 
исследования разработки методической
документации по развитию внимания у 
детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы: курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии
(25 источников)

Глава 1. Теоретические 
основы развития  внимания у детей 
старшего дошкольного возраста

Л.С. Выготский и Л.Н.
Леонтьев указывали на существенное
значение речи для внимания, т.к. при 
посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточится.

Отечественные психологи 
отмечают, что внимание – это 
состояние психической концентрации,
сосредоточенности на каком-либо объекте,
и его не возможно выделить как 
самостоятельную форму психической 
деятельности. Оно не имеет своего
отдельного, специфического продукта. Его результатом
является улучшение всякой деятельности,
к которой оно присоединяется. Таким образом,
внимание можно определить как психофизиологический
процесс, характеризующий динамические
особенности познавательной деятельности.

Внимание представляет собой психологический
феномен в отношении, которого до настоящего
времени среди психологов нет единого
мнения. С одной стороны, в психологической
литературе рассматривается вопрос о
существовании внимания как самостоятельного
психического явления. Некоторые авторы
утверждают, что внимание не может рассматриваться
как самостоятельное явление, поскольку
оно в той или иной мере присутствует в
любом другом психическом процессе. Другие
наоборот, отстаивают самостоятельность
внимания как психического процесса.

В свою очередь Маклаков
считает, что под направленностью 
психической деятельности следует подразумевать ее избирательный
характер, т.е. выделение из окружения
значимых для субъекта конкретных предметов,
явлений или выбор определенного рода
психической деятельности. В понятие направленности
включается также и сохранение деятельности
на определенный промежуток времени. Недостаточно
только выбрать ту или иную деятельность,
чтобы быть внимательным, — надо удержать
этот выбор, сохранить его.

Другой характеристикой 
внимания является сосредоточенность.
Под сосредоточенностью А.Г.Маклаков
подразумевает большую или меньшую углубленность
в деятельность. Очевидно, что чем сложнее
задача, тем большей должна быть интенсивность
и напряженность внимания, т.е. требуется
большая углубленность. С другой стороны
сосредоточенность связана с отвлечением
от всего постороннего.

Внимание обеспечивает
четкость и ясность сознания, осознание 
смысла психической деятельности в 
тот или иной момент времени. А.Г.Маклаков
указывал на то, что внимание, как 
и любой психический процесс,
связано с определенными физиологическими явлениями. В целом
физиологическую основу выделения отдельных
раздражителей и течения процессов в определенном
направлении составляет возбуждение одних
нервных центров и торможение других.
Воздействующий на человека раздражитель
вызывает активизацию мозга. Активизация
мозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной
формацией. Раздражение восходящей части
ретикулярной формации вызывает появление
быстрых электрических колебаний в коре
головного мозга, повышает подвижность
нервных процессов, снижает пороги чувствительности.

В современной психологической 
науке принято выделять несколько 
основных видов внимания.

Непроизвольное внимание
является наиболее простым видом 
внимания. Его часто называют пассивным,
или вынужденным, так, как оно 
возникает и поддерживается независимо от сознания
человека. Деятельность захватывает человека
сама по себе, в силу своей увлекательности
занимательности или неожиданности. При
возникновении непроизвольного внимания
мы имеем дело с целым комплексом причин.
В этот комплекс входят различные физические,
психофизиологические и психические причины.

Внимание обладает рядом 
свойств, которые характеризуют 
его как самостоятельный психический 
процесс. А.Г. Маклаков выделил свойства
внимания: устойчивость, концентрация,
распределение, переключение, отвлекаемость 
и объем внимания, а также дал характеристику
этим свойствам. Устойчивость заключается
в способности определенное время сосредотачиваться
на одном и том же объекте. Это свойство
внимания может определяться периферическими
и центральными факторами. Если бы внимание
при всех условиях было неустойчивым,
более или менее эффективная умственная
работа была бы невозможна. Включение
умственной деятельности, раскрывающей
в предмете новые стороны и связи, изменяет
закономерности этого процесса и создает
условия для устойчивости внимания.

Следующее свойство внимание
– его объем. Под объемом внимания
понимается количество объектов, которые 
мы можем охватить с достаточной 
ясностью одновременно. Важной и определяющей
особенностью объема внимания является
то, что он практически не меняется при обучении
и тренировке.

Отвлекаемость внимания
– это непроизвольное перемещение 
внимания с одного объекта на другой. Оно возникает
при действии посторонних раздражителей
на человека, занятого в этот момент какой
– либо деятельностью. Отвлекаемость
может быть внешней и внутренней. Внешняя
отвлекаемость возникает под влиянием
внешних раздражителей. Наиболее отвлекают
предметы или явления, которые появляются
внезапно и действуют с меняющейся силой
и частотой. Внутренняя отвлекаемость
внимания возникает под влиянием сильных
переживаний, посторонних эмоций из–за
отсутствия интереса и чувства ответственности
за дело, которым в данный момент занят
человек. Чтобы ребенок мог внимательно
и успешно учиться, следует устранять
из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные
переживания: страх, гнев, обиду.

Читайте также:  Диссертация на тему «Автоматизированная система управления процессами радиоэлектронного производства», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)

Таким образом, внимание
в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.
Оно активизирует нужные и тормозит ненужные
в данный момент психологические и физиологические
процессы, способствует организованному
и целенаправленному отбору поступающей
в организм информации в соответствии
с его актуальными потребностями, обеспечивает
избирательную и длительную сосредоточенность
психической активности на одном и том
же объекте или виде деятельности.

За вниманием всегда
стоят интересы и потребности, установки 
и направленность личности. Они вызывают
изменение отношения к объекту. А изменение
отношения к объекту выражается во внимании
– в изменении образа этого объекта, в
его данности сознания: он становится
более ясным и отчетливым, как бы более
выпуклым. Итак, хотя внимание не имеет
своего особого содержания, проявляясь
в других процессах, однако и в нем выявляется
специфическим образом взаимосвязь деятельности
и образа. Изменение внимания выражается
в изменении ясности и отчетливости содержания,
на котором сосредоточена познавательная
деятельность.

Внимание имеет огромное значение в жизни
детей. Именно оно делает все психические
процессы полноценными. Об особенностях
развития внимания у детей дошкольного
возраста пойдет речь в следующем параграфе.

Среди психических явлений 
внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический
процесс и не относится к свойствам личности.
В то же время внимание всегда включено
в практическую деятельность и в познавательные
процессы, посредством него выражаются
интересы, направленность личности.

В дошкольном детстве 
увеличивается объем внимания, т.е.
то количество объектов, которое может 
быть отчетливо воспринято в относительно
короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность
сохранять сосредоточенность на объекте.
Одним из показателей устойчивости является
длительность сохранения сосредоточенности.
Распределение внимания говорит о том,
что ребенок может направлять и концентрировать
внимание на нескольких предметах одновременно.

Развитие свойств и 
видов внимания дошкольника существенно 
зависит от значимости, эмоциональности,
интереса для него материала, от характера 
деятельности, которую выполняет 
ребенок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевой и
дидактических играх. Развитие внимания
тесно взаимосвязано с развитием воли
и произвольности поведения, способности
управлять своим поведением.

Выделяют следующие 
формы проявления внимания у детей 
дошкольного возраста:

Основными функциями 
внимания являются:

— активизация необходимых 
и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических
процессов;

— обеспечение длительной 
сосредоточенности, активности на одном
и том же объекте;

В дошкольном детстве 
развиваются оба вида внимания. Непроизвольное
внимание связано с усвоением 
новых дифференцированных знаний о 
видах животных, насекомых, цветов, особенностях зданий и т.д.
все это вначале объясняют и показывают
взрослые, потом ребенок замечает сам,
непроизвольно. То, что объяснили, не только
привлекает внимание само по себе, но и
служит своеобразным фоном, на котором
становятся заметными необычные объекты.
Дети замечают новую одежду приятеля,
необычные цветы, различные марки автомобилей,
новые словечки и фразы. Замечают не только
яркое, броское, громкое, но именно необычное
– то, чего не было в их опыте.

Особенно показательно
для развития ребенка внимание к речи – рассказу
взрослого. Здесь физические характеристики
голоса отходят на задний план, значимым
становится содержание, которое понимают
на основе опыта. Однако до конца дошкольного
детства в организации внимания детей
используют интонацию, загадочность, паузы.

Произвольное внимание
развивается в ходе целенаправленной
деятельности. Цель действия как образ 
предполагаемого результата побуждает 
удерживать внимание в течение всей
деятельности. Если не получилось то, что 
задумал, ребенок даже плачет: «Я хотел Буратино нарисовать,
а тут корова какая-то вышла!». Можно видеть
большую сосредоточенность детей в моменты
экспериментирования с предметами, переливания
воды. В народе говорят, если затих, — значит
что-то затевает.

Если порядок действий задан 
только словесной инструкцией, удержать
внимание труднее, для многих детей 
это непосильно. В качестве теста 
предложить ребенку пойти в соседнюю
комнату и на столе под газетой 
взять карандаш. Половина детей скажут
«Там нет» — они не могут ориентироваться
на сложную словесную инструкцию. В школе
таким детям будет трудно.

У старших дошкольников
опорой внимания становятся четко поставленные
задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные
требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания
яркими, необычайными, «непроизвольными»
сигналами. Появление Петрушки, Незнайки,
задания и вопросы от их имени активизируют
детей и помогают организовать внимание.

Внимание ребенка в 
начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам
и выполняемым с ними действиям. Ребенок
сосредоточен до тех пор, пока интерес
не угасает. Появление нового предмета
тот час же вызывает переключение внимания
на него. Поэтому дети редко длительное
время занимаются одним и тем же делом.

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Рассмотрим динамику развития свойств внимания у детей дошкольного возраста.

У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности.

Развитие внимания старших дошкольников связано с тем, что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

К основным особенностям развития внимания в старшем дошкольном возрасте относят:

Универсальное средство организации внимания – речь взрослого. Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание.

В последнее время поиски ученых идут в направлении планирования видов деятельности дошкольников, способствующих развитию детского внимания, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.

Исследование результатов педагогической деятельности по этой теме показывает, что современные педагоги и психологи занимаются развитием внимания у детей дошкольного возраста посредством методов и видов деятельности:

Дидактическая игра – представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Наблюдения показывают, что в игре ребенок получает информацию не только об окружающем мире, законах общества, но и о красоте человеческих отношений, он учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умений и знаний культуры поведения в детском коллективе.

Читайте также:  Теплопроводность и вязкость наножидкостей

Театрализованная игра – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, именно она связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если педагог выступает партнером в детской игре, ребенок ему начинает доверять, значит может творить, фантазировать и воображать. Исследователи отмечают, что «театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики, психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, внимания, воображения, фантазии, инициативности».

Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Сюжетно – ролевая игра требует проявления умственной и двигательной активности, что требует от ребенка проявления переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Исследователи проблемы развития внимания у дошкольника выделяют конструктивную деятельность, как одно из средств психолого-педагогического воздействия на ребенка. Так как в процессе этих игр, направленных на его развитие, происходит значительное развитие таких важных качеств как сосредоточенность, устойчивость, распределение, объем, переключаемость и концентрация внимания.

Конструктивные игры – это игры, в которых из имеющихся деталей или элементов надо что-то построить, сложить или собрать. Они способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

Коррекционно-развивающие задания – это упражнения, направленные на исправление и развитие высших психических функций, связанных с органическими дефектами воспитанников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и адаптации.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие внимания детей старшего дошкольного возраста – сложный, длительный и неоднородный процесс развития всех свойств внимания с целью перехода от непроизвольной формы к произвольной форме внимания детей старшего дошкольного возраста.

Результаты эмпирического исследования

Для проведения исследования уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста применялся метод тестирования с использованием методик:

Анализ результатов исследования особенностей развития внимания детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа на тему особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Рис. 5. Диаграмма результатов проведения методики №1 «Проставь значки»

Таким образом, при исследовании результатов методики «Проставь значки», на переключение и распределение внимания, у детей наблюдались сложности. Дети старшего дошкольного возраста делали много ошибок. Также были трудности с тем, что каждой фигуре соответствовал определенный значок, дети их путали. Многие фигуры были просто пропущены. Но при прохождении данного теста наблюдается положительная динамика у 40 % детей, они имеют высокий уровень переключения и распределения внимания.

Результаты, полученные в ходе проведения методики № 2: уровень продуктивности и устойчивости внимания:

Курсовая работа на тему особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Рис. 6. Диаграмма результатов проведения методики №2 «Найди и вычеркни»Таким образом, при исследовании результатов методики «Найди и вычеркни», на продуктивность и устойчивость внимания, у большинства детей выявлена низкая способность к продуктивности и устойчивости внимания.

Результаты, полученные в ходе проведения методики № 3: уровень объема внимания:

Курсовая работа на тему особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Рис.7. Диаграмма результатов проведения методики №3 «Запомни и расставь точки».

Таким образом, при исследовании результатов методики « Запомни и расставь точки», на объем внимания, у детей наблюдались сложности. Задание выполнялось с большим трудом, дети не могли сконцентрироваться, отвлекались. Трое детей показали высокий уровень развития объема внимания. Остальные дети имеют средний и низкий уровни развития объема внимания.

Выводы общего уровня развития внимания оценивались по среднему баллу полученных в ходе проведения трех методик:

Курсовая работа на тему особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Рис. 8. Диаграмма «Общий уровень развития внимания»

Качественный анализ результатов исследования, особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод, что внимание детей старшего дошкольного возраста неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость низкая. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта, а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Заключение

В ходе работы над курсовым проектом нами решались следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы были уточнены понятия «внимания» и рассмотрены виды внимания. Понятие «внимание» является одним из наиболее сложных и неоднозначных понятий в психологии и педагогики. Анализ его различных определений позволяет сделать вывод, что внимание представляет собой психический процесс, характеризующийся направленностью психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Внимание характеризуются такими качествами и свойствами, как объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение, переключаемость.

Следует различать виды внимания:

3.Подобраны диагностики для изучения уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, среди которых «Проставь значки»; «Найди и вычеркни»; «Запомни и расставь точки».

4.Обобщены результаты исследования на базе МБДОУ Детского сада № 7 «Журавушка» г. Охи и выработаны рекомендации по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования, мы установили: что внимание детей старшего дошкольного возраста неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость низкая. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта, а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Оцените статью
VIPdisser.ru