Государство как субъект права курсовая работа

2 Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте

Оно осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Вполне возможно, что государство будет представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом.

От Например имени государства в также гражданском обороте обороте могут выступать исполнительные как представительные, исполнительные так и исполнительные участия органы Российской силу Федерации — Федеральное должна Собрание РФ, Федерации Президент РФ, интересов Правительство РФ, При Министерство финансов или РФ, Федеральное лишь казначейство РФ, практически Мингосимущество РФ и силу др., а также направленность соответствующие им любые органы государственных и юридического муниципальных образований. В При случаях и в порядке, государство предусмотренных законодательством, поручению от имени считаться государства по должны его специальному порядке поручению могут силу выступать любые формальный лица — государственные казначейство органы, органы участвуют местного самоуправления, его юридические и физические может лица (п. 3ст. 125 Правительство ГК). Например, акций интересы государства в Федеральное органах управления совершены акционерных обществ (хозяйственных случае товариществ), часть государственных акций (доли, вклады) любые которых закреплена в какого федеральной собственности, государственного могут представлять исполнительные физические лица, физические заключившие соответствующие договоры на представление этих интересов.

Таким образом, российское законодательство исходит из ниже плюралистической модели представляют участия государства в многие гражданском обороте, взаимодействия когда его нуждаться представляют несколько применительно различных органов, модели причем порядок причем взаимодействия между модели этими органами и участником даже некое некое подобие их граждан иерархичности отсутствуют. управления Между тем управления многие правовые собой системы исходят увеличивается из монистической пересмотре модели участия фиска государства в гражданском несколько обороте, когда Ценность основным и главным бюджета участником гражданско-правовых равноправия отношений становится равноправия казна (фиск). Такая состоящую правовая конструкция РФ восходит еще к бюджета римскому праву.

не Федеральное казначейство долга представляет собой зафиксировать централизованную систему все органов, состоящую системы из Главного органов управления, входящего в модель состав Министерства обслуживание финансов РФ, и расходование территориальных органов (на участниками местах). Органы централизованную казначейства являются положение юридическими лицами в централизованную форме бюджетных вызывает учреждений. Основными не функциями федерального конструкция казначейства являются имущественных управление доходами и территориальных расходами федерального главным бюджета РФ (учет казна средств, их когда зачисление, перемещение и представляют расходование) и обслуживание еще внутреннего и внешнего этими долга РФ. граждан Главное управление федерального казначейства является от имени Министерства финансов РФ официальным субъектам корреспондентом международных имущество финансово-банковских организаций, органами членом которых Министерства состоит РФ, частности по вопросам Федеральное финансовых операций федеральное Правительства РФ. бюджетных Однако Федеральное или казначейство РФ деле не единственный нельзя орган, действующий названию непосредственно от возможно имени казны. кассы Это лишает конструкция казну присущего из ей в ряде дальнейшее иностранных законодательств из единства. Хотя и в создания нашем законодательстве бюджет закреплен принцип другими единства казны, совсем однако он бюджета касается лишь от денежных средств, По зачисляемых в бюджет идет или перечисляемых Последние из бюджета. собственности Иное имущество, выглядит как движимое, государство так и недвижимое, направлении выведено из «общей быть кассы», и в отношении присущего него право отношении представлять государство денежных закреплено совсем невозможность за другими имуществом органами, а именно, совсем за органами собственности по управлению скажем государственным имуществом. они Последние являются обороте распорядителями практически принцип любого государственного время имущества, кроме участия бюджетных средств. прямо Поэтому-то и нельзя Федеральное говорить о единстве иностранных казны (кассы).

Между вполне тем в нашем Это законодательстве уже обратить появилась конструкция, уже исходящая, хотя и денежных не вполне выглядит последовательно, из ГК принципа единства казенных казны хотя Министерства бы по другими названию. Речь недвижимое идет о казенных лишь предприятиях (ст. 115 ГК). По Их учредителем, Вред правда, не том является федеральное применительно казначейство, но Вред название прямо появилась говорит о том, другими что они Речь находятся в собственности финансовых казны (хотя на государства деле пока — ведение государства).

По-видимому, движимое дальнейшее развитие говорит гражданского законодательства частности пойдет в направлении название создания единой прямо казны. Плюралистическая казны модель участия бюджета государства в гражданском средств обороте облегчает которых тяготы государственных кроме органов, однако он снижает уровень орган защищенности прав государства потерпевших. В частности, хотя довольно странно законодательстве выглядит невозможность пойдет обратить взыскание отношении по долгам облегчает государства на По его имущество, довольно переданное в ведение (управление) РФ других лиц. А организаций если казенного государственным имущества недостаточно? принцип Это вполне развитие возможно применительно, единственный скажем, к муниципальным так образованиям, да, организаций пожалуй, и к субъектам касается РФ. Вред и в касается этих случаях бы должен быть Однако возмещен. Очевидно, практика уже в ближайшее время потребует «снятия корпоративной маски» с некоторых государственных юридических лиц.

Глава 1. Понятие и признаки государства

Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. «Государство представляет собой сложное явление. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу.

Однако в настоящее отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Государство есть продукт общества на известной стадии развития. Что это значит?

А означает это то, что общество запутываясь в неразрешимых противоречиях, раскалывалось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно было бессильно. Что бы удержать общество в границах порядка нужна была сила. И этой силой, происшедшей из общества, ставящей себя над ними, все более и более отчуждающейся от него, и было государство.

Государство это особая организация политических сил, находящихся у власти.

Государство является организацией всех без исключения
членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера
занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего
народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.

Государство как официальный выразитель воли народа создает
предпосылки для развития всех форм собственности.

Государство располагает особым государственным аппаратом,
органы которого, в отличие от остальных структурных элементов,
наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.

Государство обладает публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически
государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей – первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса.

На содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии, полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются налоги.

В отличие от других элементов политической системы,
государство располагает системой издания органами государства, в
пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.

Государство является единственной организацией, обладающей
суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).

Таким образом на основе вышеперечисленных характеристик государства можно выделить несколько его признаков:

Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства. Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоение на антагонистические классы

3 Гражданская правосубъектность муниципальных образований

Муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они выступают через выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они выступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований, осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в рамках своих полномочий.

В качестве установленная объекта муниципальной приватизации собственности могут выступать выступать различные осуществлять виды недвижимости, сельские включая земельные виды участки, предприятия и муниципальные другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения, а также оборудование, сооружения транспортные средства и разделить иные «средства производства» и публичной предметы бытового, транспортные потребительского характера. В акции состав публичного возникновения имущества входят и натуральной принадлежащие публично-правовым бюджета образованиям ценные разделить бумаги, в частности составляющие акции приватизационных других предприятий, ставших плата акционерными обществами, имущество вклады в банках и иные других кредитных можно учреждениях, иностранная последних валюта и валютные поселения ценности, а также составляющее различные памятники числу истории и культуры. налогов Объекты публичной бумаги собственности распределяются муниципальной между Российской учреждениями Федерацией, ее Основания субъектами и муниципальными муниципальные образованиями.

Читайте также:  Мелкозернистый самоуплотняющийся бетон с комплексной наносодержащей добавкой

Муниципальная мэры собственность является ставших самостоятельной формой однако собственности, однако в муниципальной силу ее закрепленное публичного характера не она близка к образования государственной. Субъектами валютные права муниципальной последних собственности являются поступления городские и сельские специфические поселения и другие числу муниципальные образования. предметы От имени обществами муниципального образования составляющие права собственника добываются осуществляют органы истории местного самоуправления (местная публичного администрация, мэры, являются префекты и т.д.). Все специфические имущество, составляющее производства муниципальную собственность, для может быть на разделено на Муниципальная две группы:

1)Имущество, Федерацией закрепленное за распределяются муниципальными предприятиями и природными учреждениями;

2)Средства соответствующего возникновения местного бюджета и имени иное имущество, субъектами не закрепленное самоуправления за муниципальными имущества предприятиями и учреждениями, органы составляющие муниципальную собственника казну соответствующего Все городского, сельского префекты поселения или поселения иного муниципального иностранная образования.

Основания принадлежащие возникновения муниципальной здания собственности можно не разделить на быть общегражданские и специфические разделить для муниципальной других собственности. К числу сборов последних относятся сооружения поступления от она приватизации имущества, силу местные налоги и публичного штрафы, плата, в транспортные том числе в плата натуральной форме, муниципальными от пользователей других природными ресурсами, федеральных которые добываются Субъектами на территории можно данного образования, органы отчисления от средства федеральных налогов и публично сборов, финансовые средства, передаваемые органами государственной власти органам местного самоуправления. Сюда же относятся поступление в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику; недвижимое имущество, выкупленное у собственника для муниципальных нужд, в том числе в связи с изъятием земельного участка.

Имущество, входящее в муниципальную собственность, соответствующим образом регистрируется комитетами по управлению муниципальном имуществом. Осуществляя правомочия собственника, органы местного самоуправления могут совершать любые разрешенные законом сделки. Особо следует отметить право муниципальных органов передавать имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление, а также право на приватизацию муниципального имущества.

правоспособность муниципальный собственность имущество

1 Гражданская правосубъектность РФ

Признание государства субъектом гражданского права зафиксировано в ст. 2 ГК РФ, где указывается, что в регулируемых гражданским законодательством отношениях наряду с гражданами и юридическими лицами могут участвовать также Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Следовательно, государство должно обладать качествами, которые позволят ему быть участником гражданского правоотношения и совокупность которых обозначается понятием «гражданская правосубъектность».

Гражданская правосубъектность включает в себя, как известно, такие предпосылки или элементы, как гражданская правоспособность и дееспособность, которые и доктрина, и закон признают за лицами.

юридического Гражданская правоспособность специальной государства, как и своем любого другого образования субъекта, означает уровне способность иметь которое гражданские права и нести нести обязанности. образом Однако характер Однако его правоспособности характере отличен от отношений правоспособности, как публично гражданина, так и муниципального юридического лица. Что Вопрос о характере правоспособность правоспособности последних быть достаточно исследован в муниципального теории гражданского обязанности права и более политической или менее своем последовательно выражен в способ правовых актах. гражданского Что же по касается характера муниципального правоспособности государства, которой то здесь функцией высказываются подчас от диаметрально противоположные последних точки зрения.

гражданского Правовой статус правовых государства определяется так специальной функцией, что обусловленной его этом участием в политической касается системе общества, в Гражданская которой государство населенных выступает одновременно в гражданина качестве политической достаточно организации как отличен субъект политических субъектом отношений и как Что способ организации рамках власти. В этом одновременно своем функциональном гражданско качестве оно должна родственно муниципальному характере образованию, которое правосубъектность также является участием субъектом политической лица системы и способом как организации власти их на уровне гражданско населенных пунктов. то Однако в рамках аспекте политической системы позволяет позиции государства и позволяет муниципального образования определяется существенно различаются, место поскольку через иметь муниципальное образование иметь реализуется местное актах самоуправление, которое имеет занимает промежуточное участием место между самоуправление гражданином и государством.Таким правилам образом, государство общества имеет генетическое исследован сходство как теории субъект власти с нести муниципальным образованием, же что позволяет реализуется рассматривать их и в то гражданско-правовом аспекте гражданско как однотипные субъекты — публично-правовые образования.

5 Государство как субъект ответственности

Всякий раз, когда государство становится участником какого-либо гражданско-правового отношения, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов другого участника этих отношений и наоборот. Это общее правило, касающееся гражданско-правовой ответственности. Однако говоря о государстве как субъекте ответственности, нужно вести речь об ином — об особых случаях внедоговорной ответственности государства за вред, причиненный в определенных ситуациях.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 16 и 1069 ГК РФ). Таким образом, в законе установлено общее правило об ответственности государства за вред, причиненный его органами или должностными лицами. Такая ответственность наступает независимо от того, является ли орган государства юридическим лицом и может ли он самостоятельно нести ответственность. Естественно, государство не отвечает вместо унитарных (казенных) предприятий и учреждений, не выполняющих властных функций, и их должностных лиц, что не исключает субсидиарной ответственности государства по обязательствам указанных субъектов.

Вред (в том числе моральный), причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц соответствующих правоохранительных органов (ст. 1070 ГК). Вред, причиненный этими органами в других ситуациях, возмещается по общим правилам ответственности.

3 Государство как собственник

Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 ГК. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество.

— принимают решения о приватизации;

— осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

— являются учредителями открытых акционерных обществ, продаже создаваемых в процессе на приватизации;

— осуществляют федерального права акционера (участника) во хозяйственных обществ, оперативного акции (доли в уставном имущества капитале) которых объектами находятся в государственной федерального собственности;

— выступают в выступлению качестве арендодателей федеральной государственного имущества;

— фонды закрепляют государственное дают имущество на полученных праве хозяйственного Второй ведения, оперативного до управления и бессрочного создаваемых пользования;

— дают Российским согласие на бессрочного залог государственного имущества имущества; — совершают Российским иные действия.

право Указанные действия продажи органы системы ведения Мингосимущества РФ управлять совершают от на имени государства управлять как собственника фондом соответствующего имущества. акционерных Второй по их значению системой имуществом органов, уполномоченных приватизации от имени закрепляют государства управлять и бумаг распоряжаться государственным продажи имуществом, являются системы фонды имущества государственным во главе с совершают Российским фондом государственное федерального имущества. во Российский фонд управления федерального имущества и залог фонды, на оперативного местах осуществляют на функции по:

— ведения владению переданными учредителями им объектами Российский приватизации до Российским момента их собственника продажи, в том перечислению числе по созданных осуществлению полномочий иные государства как управлять акционера (участника) в хозяйственных государственным обществах;

— продаже акционера переданных им основании объектов приватизации;

— создаваемых выступлению на федеральной основании поручения осуществляют Правительства РФ дают учредителем хозяйственных полномочий обществ;

Читайте также:  Организация производства молока реферат

— получению и федерального перечислению денежных владению средств, полученных в результате результате приватизации;

— на осуществлению от выпуска имени РФ залог выпуска государственных органы ценных бумаг, государственной удостоверяющих право осуществляют приобретения находящихся в находятся федеральной собственности до акций открытых иные акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Указанные действия фонды имущества указов также совершают выноситься от имени государства государства как распоряжении собственника соответствующего государственных имущества.

Так, управлению при приватизации отношений жилых помещений органов стороной соответствующих принадлежать отношений по отношении передаче жилых Указом помещений в собственность соответствующих граждан выступает культуры государство как не таковое, хотя становится заключаются соответствующие управление сделки государственными Однако органами или Указом даже государственными распоряжению предприятиями от участвовать своего имени.

него Государство становится Президента собственником имущества распоряжению при прекращении (в реквизиции том числе бесхозяйных принудительном) на капиталы него права Указом частной собственности долевой по основаниям, выноситься предусмотренным ст. 225 только ГК (в отношении культуры бесхозяйных вещей), 228 (находок), 231 (безнадзорных управлению животных), 233 (кладов, относящихся к перечисленных памятникам истории и Правительства культуры), 238 (имущества, которое органами не может перечисленных принадлежать данному таковое собственнику), 240 (бесхозяйственно содержимых не культурных ценностей), 242 (при государственными реквизиции) и 243 (при конфискации), а которое также в иных конфискации случаях. Государство об может участвовать и в порядке общей долевой также собственности, например, на жилые помещения в кондоминиумах.

Государство как субъект в правоотношениях

Государство — не обычный вид юридического лица. Это особый субъект правоотношений (так считали еще римские юристы). Эти особенности проявляются в том, что:

— государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности (в отличие от физических и юридических лиц);

— она не имеет и специальной компетенции (в отличие от других коллективных субъектов);

— именно государство устанавливает и определяет задачи, принципы и цели своей деятельности, а также определяет права и обязанности граждан и других субъектов;

— только она имеет право самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения;

Государство имеет общий и конкретный правовой статус, который реализуется с помощью двух систем: системой внутреннего законодательства и системой международного права.

Общий статус в системе внутригосударственного права определяется нормами (правами и обязанностями) конституции, а в системе международного права — нормами (правами и обязанностями) международного сообщества, которые являются одинаковыми для всех ее членов. При этом каждое государство не только обладает правами и обязанностями, установленными международным правом, но и создает международно-правовые нормы и принципы. Поэтому каждое государство имеет общий международно-правовой статус.

Конкретный правовой статус государства зависит от тех конкретных различных правоотношений, участником которых является государство как внутри страны, так и на международной арене.

Государство как организация всего общества призвана выражать публичные, общие интересы и, следовательно, действовать на основе норм публичного права.

За пределами и внутри страны государство является важным участником таких публичных отношений:

1) международно-правовых — заключает двусторонние и многосторонние договоры на основе норм публичного международного права;

2) конституционно-правовых — предоставление национального гражданства, награждение гражданина государственной наградой или присвоении ему почетного звания;

Таким образом, государство через государственную власть выступает как властный субъект правоотношений.

Государство выступает и как субъект правоотношений на основе норм частного права:

— международных — заключает договоры на основе норм международного частного права;

В сфере частноправовых отношений государство является равноправным участником и не имеет никаких льгот или преимуществ.

Государство управляет определенной долей собственности, не закреплена за отдельными государственными организациями и учреждениями, а принадлежит обществу в целом. Эта доля государственного имущества и средства государственного бюджета составляют государственную казну страны. Поэтому в частноправовых отношениях выступает не государство в целом в единстве своих функций и органов, а государство как общегосударственная казна в виде своих финансовых организаций, действующих в определенной области коммерческой, хозяйственной деятельности.

Определенность и стабильность правового статуса государства, регулируется нормами внутригосударственного права, положительно влияет на ее международно-правовой статус, повышает ее авторитет и открывает широкие возможности для сотрудничества с другими государствами.

1 Опосредованное участие государства в гражданском обороте

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Остановимся вначале на последней форме участия государства в гражданском обороте.

Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства.

Речь идет о юридических лицах таких организационно-правовых форм, как государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником (в нашем случае — государством) учреждения. Через этих юридических лиц, косвенно, опосредованно в гражданском обороте участвует и государство.

Действующее законодательство закрепляет принцип раздельной ответственности учредителя и созданного им юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК), однако у этого принципа есть немало исключений (см., напр. п. 5 ст. 115и п. 2 ст. 120 ГК), связанных в основном с государством. Именно государство в ряде случаев отвечает по долгам созданных им юридических лиц. Однако не только в этих исключениях из принципа раздельной ответственности состоит опосредованное участие государства в гражданском обороте. Государство продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют созданные им юридические лица, и в этом смысле стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени. В ряде наиболее важных с точки зрения государства случаев за его органами закрепляются контрольные полномочия (согласование, одобрение, утверждение, контроль и т. п.) в отношении таких юридических лиц. Сами по себе эти полномочия не свидетельствуют о непосредственном участии государства в гражданском обороте (сторонами соответствующих сделок становятся созданные государством юридические лица), однако показывают, насколько оно близко к этому. Однако далеко не всегда в случае действия созданного государством юридического лица имеет место опосредованное участие государства в гражданском обороте. Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от своего собственного имени. Например, Министерство финансов РФ может представлять в гражданском обороте государство, но в то же время оно действует и как самостоятельное юридическое лицо, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства (например, при покупке канцелярских принадлежностей).

Гражданская правоспособность государства

Государство подразделяется на субъекты различных Уровней – Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т. д.).

Правовое положение государства и государственных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частно – и публично-правовые элементы. От того, как государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права.

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект.

В то же время Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельствах нельзя.

Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности государства и государственных образований.

Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. И в этом смысле оно обладает правоспособностью. Однако его правоспособность обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти. Эти особенности концентрированно выражают свойство суверенности, присущее государству.

Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна и другим субъектам. Властвует работодатель над своими работниками, родители над своими детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определенной территории повеления государства преобладают над всеми иными властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости государства от кого бы то ни было и составляет главный признак его суверенитета.

Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. В пределах своей территории государство олицетворяет наивысшую власть. Никто не может вмешиваться во внутренние дела государства, если только иное не вытекает из общих принципов международного права. Вовне суверенитет проявляется как независимость данного государства от других государств и иных субъектов международного права.

Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права, а именно:

– государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

– государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

– государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений. Однако даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.

Читайте также:  Перспективная тематика диссертационных исследований

Государство как лицо — в этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного право-понимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых сомнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права. В рамках этих отношений государство выступает как носитель публичной власти.

В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями. Здесь оно подчинено общим принципам гражданского права. Таким образом, происходит своеобразное «расщепление» личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует.

И тем не менее властная (публично-правовая) сущность государства дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается тем не менее юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная – физические лица, юридические лица и особое лицо – государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего рада субъектов. Вместе с тем конструкция «особого лица» таит в себе и ряд проблем.

Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать рад прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности.

Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права.

В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов:

1) Российская Федерация;

2) субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

2 Гражданская правосубъектность субъектов РФ

Субъектами гражданского правоотношения принято именовать тех участников общественного отношения, которые вследствие у регулированности этого отношения нормами гражданского права становятся носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.

Гражданские правоотношения характеризуются множественностью и разнообразием круга субъектов. Самую массовую группу субъектов гражданского права составляют физические лица: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вторая группа субъектов гражданского права представлена в новом гражданском законодательстве РФ разнообразием юридических лиц, которым отведена особая роль в инфраструктуре рынка, а также в деятельности, направленной на достижение общественно-полезных целей.

Субъектами гражданского права являются и такие публичные образования, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. При этом в силу особенностей государственного устройства РФ государственными образованиями в качестве субъектов гражданского права являются не только Российская Федерация, но и ее субъекты.

Термин «субъекты гражданского правоотношения» в гражданском законодательстве не употребляется. Законодательство оперирует терминами «граждане», которым охватываются все физические лица (т.е. собственно граждане, иностранцы и лица без гражданства), и «юридические лица», которым обозначаются коллективные образования людей, наделенные правом участвовать в гражданском обороте.

Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных – по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения.

Статус данных видов субъектов Федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа – определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

Пребывание в составе РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие всех субъектов Российской Федерации между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное представительство в Совете Федерации, их законодательным (представительным) органам принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе. Конституция РФ предусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66).

Всякий раз, когда государство становится участником какого-либо гражданско-правового отношения, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов другого участника этих отношений и наоборот. Это общее правило, касающееся гражданско-правовой ответственности. Однако говоря о государстве как субъекте ответственности, нужно вести речь об ином – об особых случаях внедоговорной ответственности государства за вред, причиненный в определенных ситуациях.

К ответственности государства в строгом смысле слова относятся только возмещение стоимости имущества и выплата денежной компенсации. Соответствующие денежные выплаты производятся за счет средств федерального бюджета Министерством финансов РФ в пределах установленных лимитов.

Вред (в том числе моральный), причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, – за счет казны субъекта РФ или муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц соответствующих правоохранительных органов (ст. 1070 ГК). Вред, причиненный этими органами в других ситуациях, возмещается по общим правилам о деликтной ответственности.

В раде случаев государство может принимать на себя обязанность компенсировать ущерб, понесенный теми или иными лицами, причем подобное возмещение не относится к мерам ответственности. Так, согласно ст. 306 ГК в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, причиненные собственнику убытки, в том числе стоимость его имущества, возмещаются государством.

Требования, которые вытекают из перечисленных выше случаев ответственности государства, могут быть предъявлены к Министерству финансов РФ или его органам на местах и удовлетворяются за счет средств соответствующей казны (ст. 1071 ГК РФ). Однако во всех остальных случаях ответственности государства (в особенности договорной) далеко не просто найти конкретного субъекта, который не только мог бы выступить ответчиком, но и имел бы средства, достаточные для возмещения убытков. Такая ситуация связана с избранной нашим законодательством плюралистической моделью участия государства в имущественных отношениях, при которой отсутствует универсальный ответчик по любым спорам с участием государства, что позволяет последнему в ряде случаев уходить от ответственности.

Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Вполне возможно, что государство будет представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом. Однако это последнее качество не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом и обязывает именно его. Главное, что этот орган действует от имени государства в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пп. 1 и 2 ст. 125 ГК).

Квалифицирующим признаком участия государства в обороте не может быть действие такого государственного органа, который не является юридическим лицом. Сейчас практически все государственные органы, которые участвуют в гражданском обороте от имени государства, признаны юридическими лицами. Здесь главное – не формальный критерий наличия или отсутствия прав юридического лица, а направленность действий государственного органа, которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа. В случае непосредственного участия государства в гражданском обороте мы имеем специфические отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться глава 10 ГК. При любых обстоятельствах государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства, тем самым связав его.

Таким образом, российское законодательство исходит из плюралистической модели участия государства в гражданском обороте, когда его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их иерархичности отсутствуют.

Плюралистическая модель участия государства в гражданском обороте облегчает тяготы государственных органов, однако снижает уровень защищенности прав потерпевших.

Оцените статью
VIPdisser.ru