Искусствоведческие экскурсии курсовая

Искусствоведческие экскурсии – это
экскурсии в основе которых лежат виды
и жанры искусства.Экскурсии по
искусствоведческой тематике разнообразны.
В основу их классификации положены
различные виды искусства: музыка, кино,
театр,

Искусствоведческие экскурсии имеют
подгруппы:

– по народным художественным промыслам

– по местам жизни и деятельности деятелей
культуры;

– в картинные галереи и выставочные
залы, музеи, в мастерские художников и
скульпторов.

В каждой группе экскурсии могут быть
обзорными и тематическими, например,
посвященными жизни и творчеству деятеля
искусства, или конкретному театру,
консерватории, или одному из видов
искусства в определенный период времени.

Театрально-музыкальные экскурсии
призваны раскрыть творческий образ
театрального или музыкального деятеля.
Объектами показа в этих экскурсиях
являются театры, консерватории, концертные
залы.

Экскурсовод должен обладать безукоризненной
речью, хорошо знать специальную
терминологию. Однако насыщать экскурсию
большим количеством терминов не следует.
В рассказе лучше прибегать а описательному
методу.

Для раскрытия темы экскурсии решающее
значение имеет отбор объектов. При
отборе объектов использовались следующие
критерии: известность объекта, его
популярность среди молодежи местонахождение
объектов и их близость друг к другу.

Особенности экскурсии. Сочетание задач, обучения и воспитания.

Все экскурсии построены на использовании
особого комплексного метода, в основе
которого лежит сочетание традиционных
педагогических методов обучения и
воспитания. Разница в том, что используются
они с большей степенью наглядности. При
этом решающее значение имеет не только
логическое единство методов обучения
и воспитания, но и действие тех законов,
которые являются их движущей силой.

Важно, чтобы экскурсовод владел основами
педагогической психологии, которая
является частью психологии как науки.
Педагогическая психология изучает
психологические проблемы воспитания
и обучения. Усвоив основные требования
педагогики, экскурсовод активно
использует наиболее эффективные формы
передачи знаний аудитории, средства
обучения и воспитания.

Педагогические принципы обучения и
воспитания представляют собой фундамент
экскурсий. Наличие основных элементов
педагогики в ходе проведения экскурсий
позволяет определить ее как педагогический
процесс. Профессиональное мастерство
экскурсовода может быть признано одним
из видов педагогического мастерства,
а сам экскурсовод определен как педагог,
деятельность которого ставит своей
главной задачей обучение и воспитание
людей, формирование личности, ее знаний
и убеждений. Важной частью педагогического
мастерства экскурсовода является
педагогическая техника.

Экскурсия как педагогический процесс

Важное место в деятельности экскурсовода
занимает педагогика — наука о закономерностях
воспитания, образования и обучения
подрастающего поколения и взрослых.
Любая экскурсия дает человеку новые
знания о природе, обществе, исторических
событиях, природных явлениях, т. е. она
является частью процесса образования.
Общение с экскурсоводом, его рекомендации,
замечания оказывают также воспитательное
воздействие на экскурсантов Воспитывает
сам изучаемый материал, нравственно и
эстетически влияя на их сознание.

Составной частью профессионального
мастерства экскурсовода является
педагогическое мастерство, искусство
педагога. Понятие «педагогическое
мастерство экскурсовода» включает
в себя: знания по специальности;
способности к анализу, образному
мышлению; понимание психологии
экскурсанта; умение управлять группой;
знания и умения в области педагогической
техники; интуицию; уважение личности
экскурсанта, а также искусное использование
педагогических средств в целях воспитания.

Строя педагогический процесс, экскурсовод
в своем рассказе использует педагогические
методы сообщения знаний. Они подразделяются
на индуктивные и дедуктивные. Применяя
индуктивный метод сообщения знаний,
экскурсовод обобщает факты и делает
выводы на основе изложенного материала,
продвигаясь от частного к общему, от
единичных фактов к общему положению.

Читайте также:  Правильное оформление списка литературы в курсовых и дипломных работах

Основываясь на требованиях педагогики,
экскурсовод использует пять уровней
перехода от прямого дедуктивного
объяснения, возможного при наличии
достаточных знаний, к вероятному
объяснению при отсутствии достаточных
знаний:

— первый — объяснение фактов из известных
теоретических знаний;

— второй — объяснение фактов на основе
перестройки ранее усвоенных знаний и
их комбинирования;

— третий — высказывание способа объяснения
в форме дедуктивной догадки в тех
случаях, когда объяснение невозможно
первыми двумя путями;

— четвертый — объяснение с помощью
моделирования (индуктивно-дедуктивным
путем) или аналогии;

— пятый — объяснение индуктивное.
Применяется при отсутствии возможности
использовать моделирование или аналогию.

Искусствоведческие экскурсии

Одним
из методов популяризации искусства
являются искус­ствоведческие экскурсии
разнообразной тематики. Их подразделяют
на
две группы:

1) художественные
экскурсии,
знакомящие с произведениями
изобразительного искусства (живопись,
скульптура, декоративно-прикладное
искусство и др.);

Каждая
из них включает обзорные и тематические
экскурсии, посвященные жизни и творчеству
деятелей искусства или особенностям
видов искусства в определенные периоды
времени. Объектами показа в этих
экскурсиях являются театры, консерватории,
жилые и общественные здания, улицы,
парки, музеи-квартиры, связанные с жизнью
и творчеством выдающихся деятелей
искусства.

Большое
значение в искусствоведческой экскурсии
имеет так называемая культура
показа памятника. Общий
показ памятника должен быть дополнен
его детальным осмотром в непосредственной
близости и в различных ракурсах.

Архитектурные
сооружения разных эпох и стилей, в
ансамбль которых входят памятники
искусства, чаще всего являются
достопримечательностями того или иного
города, выступают в качестве объектов
специальных экскурсий на
архитектурно-градостроительные темы
и имеют большое познавательное значение.

Художественные
экскурсии

это показ высокохудожественных
произведений изобразительного искусства,
сопровождающийся проникновенным
повествованием о них и жизненных
перипетиях их создателей, что позволяет
экскурсоводу обращаться не только к
разуму, но и к чувствам экскурсантов.

Объектами
искусствоведческих экскурсий являются
картины, рисунки, фрески, иконы, панно,
витражи, а также различные
предметы
декоративно-прикладного назначения,
изделия народных мастеров. Экскурсия
может быть посвящена жизни и
творчеству
выдающегося художника. В этом случае
объектами показа будут напоминающие о
нем места, личные вещи мастера, его
картины. Главный же компонент экскурсий
с показом произведений изобразительного
искусства — анализ творчества художника
(раскрытие авторского замысла, средств
создания художественного образа и
т.д.).

Театрально-музыкальные
экскурсии
имеют
свою специфику, так как театр — живое
искусство. По содержанию они могут быть
обзорными и тематическими, по месту
проведения — городскими, загородными,
музейными.

В
развитии театральной культуры значительное
место занимают театральные музеи, фонды
которых раскрывают богатую историю
театров. Здесь проводятся различные
тематические или обзорные (по всей
экспозиции) экскурсии. В обзорных
экскурсиях
раскрывается творческая история театра.
Тематические
экскурсии
знакомят
с творчеством режиссеров, драматургов
и др. В число экскурсионных объектов
театральной экскурсии входят здания
музея или театра и музейные экспонаты.
Подготовка театральной экскурсии
предполагает глубокие знания по истории
театра, литературе, в частности
драматургии.

Искусствоведческие
экскурсии способствуют воспитанию
чувства прекрасного, формируют
художественный вкус, что актуально для
всех возрастных категорий экскурсантов.

Экскурсии
по литературной тематике популярны
среди туристов. Поток экскурсантов
велик в Пушкинский заповедник, Ясную
Поляну, Константиново, Карабиху,
Спасское-Лутовиново, домик-музей А. П.
Чехова в Ялте и др. музеи, памятные места,
связан­ные с жизнью писателей и поэтов.

Читайте также:  Планеты гиганты доклад по астрономии

По
месту проведения литературные экскурсии
бывают городскими, загород­ными, по
литературным заповедникам. По содержанию
делятся на:

• литературно-биографические,
или монографические («Ф. Достоевский в
Москве», «В. Маяковский в Сочи»);

• историко-литературные,
раскрывающие определенные периоды
развития русской литературы, или обзорные
(«Литературный Петербург»);

• литературно-художественные,
знакомящие с местами, которые нашли
отражение в произведениях писателя
(«По
следам
героев М. Шолохова»).

Литературная
экскурсия создается в том случае, если
в населенном пункте достаточно объектов,
связанных с жизнью и творчеством писателя
или если в его произведениях описываются
существующие в действительности места.

При
подготовке экскурсии работа начинается
со сбора текстового материала, затем
ведутся поиски объектов. Маршрут
литературно-биографических экскурсий
строится по хронологи­ческому принципу,
историко-литературных — по
хронолого-тематическому, поэтико-текстовых
— по тематическому.

Материал экскурсии
делится на общий и локальный. Под общим
материалом понимается материал,
относящийся к теме, а под локальным —
материал, свя­занный непосредственно
с жизнью и творчеством писателя.

При
создании экскурсии необходимо найти
локальный материал, ибо имен­но он
связан со зрительными впечатлениями.
Показывая объект, экскурсовод постоянно
должен обращать внимание на его отдельные
детали, увязывая показ этих деталей с
рассказом о событиях, связанных с ними.

В
литературные экскурсии часто в качестве
объектов осмотра включаются памятники
писателям. Показ памятников имеет
особенности: показ памятника следует
вести только в литературном плане.

Обязательны
приемы реконструкции и локализации
событий. На фотографиях и рисунках могут
быть изображены места, какими они были
при жизни писателя, портреты писателя
и близких ему лиц. Необходимо посещение
литературно-мемориальных музеев, где
все экспонаты связаны с жизнью и
творчеством писателя. В экскурсиях
поэтико-текстовых посещение музея
нежелательно, ибо в них дается не
биографический материал, а поэтический
пересказ произведений писателя, в
которых изображен город.

Во
всех экскурсиях на литературные темы
используется цитирова­ние художественных
произведений. Цитаты должны быть
небольшими (3-4 стихотворные строфы, 6-10
фраз из прозы), но яркими и запоминающимися.
Использование в экскурсиях литературных
произведений обус­ловливает повышенные
требования к культуре речи, дикции
экскурсовода.

Тема 23. Искусствоведческие экскурсии.

Искусствоведческие
экскурсии развивают художественный
вкус, помогают изучению истории культуры.

В
основу их классификации положены
различные виды искусства: музыка, кино,
театр, изобразительное и декоративно-прикладное
искусство. Подразделяются экскурсии
на две группы: 1) театрально-музыкальные
экскурсии, 2) знакомящие с произведениями
живописи, скульптуры.

Театрально-музыкальные
экскурсии призваны раскрыть творческий
образ театрального или музыкального
деятеля. Объектами показа в этих
экскурсиях являются театры, концертные
залы, жилые и общественные здания, улицы,
усадьбы, мемори­альные музеи, где жили
и творили деятели искусства. Однако все
эти объекты — вспомогательные средства
для раскрытия основ­ной темы экскурсии.
В центре внима­ния экскурсии должны
быть образ деятеля искусства, анализ
его творчества и характеристика той
творческой среды, в которой создавались
произведения. В экскурсиях необходимо
отразить вклад его творчества в развитие
национального искусства и место в
мировой театральной или музыкальной
культуре.

В
театрально-музыкальные экскурсии
включается посещение музея, где можно
прослушать запись произведений,
написанных композитором. Каждый отрывок
должен сопровождаться комментари­ями
экскурсовода. К театрально-музыкальным
относятся экскурсии, знакомящие с
опре­деленным культурно-просветительным
учреждением: театром, консерваторией
и т. д. Эти экскурсии знакомят с историей
развития театрально-музыкального
искусства в крае, городе. В небольших
городах объектами данных экскурсий
могут быть дома культуры, народные
театры. Здесь рассказывается об истории
возникновения, твор­ческом пути
коллектива, репертуаре.

Читайте также:  Заказать диссертацию в Хабаровске. Купить диссертацию на заказ недорого. Помощь онлайн срочно. Цена под ключ

В
тематических экскурсиях, посвященных
деятелям театрально-музыкального
искусства прошлого, необходимо показать
их роль в развитии современного искусства,
познакомить с современной оценкой
творчества. В обзорных экскурсиях дается
история развития театрально-музыкального
искусства.

Экскурсии, знакомящие
с произведениями изобразительного
искусства делятся на экскурсии с показом
произведений живописи, монументальной
скульптуры и произведений
декоративно-прикладного искусства.

Экскурсии
с показом произведений живописи
проводятся по картинным галереям и
историко-художественным музеям. Основное
содержание таких экс­курсий — анализ
произведений живописи. Экскурсии могут
рас­сказывать о жизни художника или
о развитии живо­писи в определенный
период. На таких экскурсиях произведения
живописи не осматриваются. Объектами
показа являются здания и сооружения,
где учились и жили художники, нахо­дились
их мастерские, места, запечатленные на
их полотнах. В «портфеле экскурсовода»
обязательно должны быть репродукции
картин.

Экскурсии с показом
произведений скульптуры могут быть
обзорными, тематическими и знакомящими
со скульптурой современных мемориалов.

При показе памятников
скульптуры рекомендуется давать
характеристи­ку эпохи, рассказать об
истории их создания. Анализируя
скульптуру, необходимо подчеркнуть,
насколько удачно и умело скульптор
передает в ней замысел, какие нашел
убедительные художественные формы,
раскрыть особенности худо­жественного
стиля, назвать размеры скульптуры и из
какого материала она выполнена.

При
осмотре современных мемориалов
искусствоведчес­кий анализ подчинен
раскрытию подвига нашего народа в годы
Великой Отечественной войны. В экскурсиях
с показом скульптурных памятников-некрополей
преобладает искусствоведческий анализ
отдельных памятников. Анализ сопровождается
рассказом о жизни и деятельности людей,
увековечен­ных в памятниках и
монументах. При показе скульптурных
памятников применяется методический
прием движения вокруг объекта.

В
искусствоведческих экскурсиях наряду
с живописью и скульптурой объ­ектами
показа являются произведения
декоративно-прикладного искусства. В
таких экскурсиях необходимо раскрывать
эволюцию прикладного искусства,
рассказывать о технике изготовления,
мастерах и др. Все предметы народного
искусства рекомендуется показывать не
изолированно друг от друга, а как часть
естественной обстановки.

Одним из видов
народного искусства являются произведения
народных художественных промыслов.
Наиболее известными народными промыслами
являются лаковая миниатюра (Федоскино,
Палех, Мстера и др.), производс­тво
ковров (Туркмения, Дагестан), камнерезное
дело (Урал), художественная вышивка
(Украина, Белоруссия, РФ), кружевоплетение
(Вологда, Елец) и др.

В ходе экскурсий
необходимо раскрыть исторические и
социально-эконо­мические предпосылки
возникновения промысла, рассказать о
современном состоянии и перспективах
его развития, дать художественный анализ
луч­ших произведений, характеристику
художественно-стилевых особенностей
его изделий, отметить лучших мастеров,
остановиться на технике исполнения
произведений, сырьевой базе и т. д.

Большое
значение в искусствоведческих экскурсиях
имеет культура показа памятника. Здесь
важно правильное расположение группы
и экскурсовода, четкость его жестов.
Экскурсоводу нельзя стоять спиной к
объекту. О произведениях искусства
нельзя говорить монотонным голосом.
Экскурсовод должен хорошо знать
специальную терминологию (фреска,
темпера фон, перспектива и т. д.). Однако
насыщать экскурсию большим количеством
терминов не следует.

На всех
искусствоведческих экскурсиях обязательно
должна прозвучать мысль о бережном
отношении к произведениям искусства.

Оцените статью
VIPdisser.ru