Искусствоведческие экскурсии – это
экскурсии в основе которых лежат виды
и жанры искусства.Экскурсии по
искусствоведческой тематике разнообразны.
В основу их классификации положены
различные виды искусства: музыка, кино,
театр,
Искусствоведческие экскурсии имеют
подгруппы:
– по народным художественным промыслам
– по местам жизни и деятельности деятелей
культуры;
– в картинные галереи и выставочные
залы, музеи, в мастерские художников и
скульпторов.
В каждой группе экскурсии могут быть
обзорными и тематическими, например,
посвященными жизни и творчеству деятеля
искусства, или конкретному театру,
консерватории, или одному из видов
искусства в определенный период времени.
Театрально-музыкальные экскурсии
призваны раскрыть творческий образ
театрального или музыкального деятеля.
Объектами показа в этих экскурсиях
являются театры, консерватории, концертные
залы.
Экскурсовод должен обладать безукоризненной
речью, хорошо знать специальную
терминологию. Однако насыщать экскурсию
большим количеством терминов не следует.
В рассказе лучше прибегать а описательному
методу.
Для раскрытия темы экскурсии решающее
значение имеет отбор объектов. При
отборе объектов использовались следующие
критерии: известность объекта, его
популярность среди молодежи местонахождение
объектов и их близость друг к другу.
Особенности экскурсии. Сочетание задач, обучения и воспитания.
Все экскурсии построены на использовании
особого комплексного метода, в основе
которого лежит сочетание традиционных
педагогических методов обучения и
воспитания. Разница в том, что используются
они с большей степенью наглядности. При
этом решающее значение имеет не только
логическое единство методов обучения
и воспитания, но и действие тех законов,
которые являются их движущей силой.
Важно, чтобы экскурсовод владел основами
педагогической психологии, которая
является частью психологии как науки.
Педагогическая психология изучает
психологические проблемы воспитания
и обучения. Усвоив основные требования
педагогики, экскурсовод активно
использует наиболее эффективные формы
передачи знаний аудитории, средства
обучения и воспитания.
Педагогические принципы обучения и
воспитания представляют собой фундамент
экскурсий. Наличие основных элементов
педагогики в ходе проведения экскурсий
позволяет определить ее как педагогический
процесс. Профессиональное мастерство
экскурсовода может быть признано одним
из видов педагогического мастерства,
а сам экскурсовод определен как педагог,
деятельность которого ставит своей
главной задачей обучение и воспитание
людей, формирование личности, ее знаний
и убеждений. Важной частью педагогического
мастерства экскурсовода является
педагогическая техника.
Экскурсия как педагогический процесс
Важное место в деятельности экскурсовода
занимает педагогика — наука о закономерностях
воспитания, образования и обучения
подрастающего поколения и взрослых.
Любая экскурсия дает человеку новые
знания о природе, обществе, исторических
событиях, природных явлениях, т. е. она
является частью процесса образования.
Общение с экскурсоводом, его рекомендации,
замечания оказывают также воспитательное
воздействие на экскурсантов Воспитывает
сам изучаемый материал, нравственно и
эстетически влияя на их сознание.
Составной частью профессионального
мастерства экскурсовода является
педагогическое мастерство, искусство
педагога. Понятие «педагогическое
мастерство экскурсовода» включает
в себя: знания по специальности;
способности к анализу, образному
мышлению; понимание психологии
экскурсанта; умение управлять группой;
знания и умения в области педагогической
техники; интуицию; уважение личности
экскурсанта, а также искусное использование
педагогических средств в целях воспитания.
Строя педагогический процесс, экскурсовод
в своем рассказе использует педагогические
методы сообщения знаний. Они подразделяются
на индуктивные и дедуктивные. Применяя
индуктивный метод сообщения знаний,
экскурсовод обобщает факты и делает
выводы на основе изложенного материала,
продвигаясь от частного к общему, от
единичных фактов к общему положению.
Основываясь на требованиях педагогики,
экскурсовод использует пять уровней
перехода от прямого дедуктивного
объяснения, возможного при наличии
достаточных знаний, к вероятному
объяснению при отсутствии достаточных
знаний:
— первый — объяснение фактов из известных
теоретических знаний;
— второй — объяснение фактов на основе
перестройки ранее усвоенных знаний и
их комбинирования;
— третий — высказывание способа объяснения
в форме дедуктивной догадки в тех
случаях, когда объяснение невозможно
первыми двумя путями;
— четвертый — объяснение с помощью
моделирования (индуктивно-дедуктивным
путем) или аналогии;
— пятый — объяснение индуктивное.
Применяется при отсутствии возможности
использовать моделирование или аналогию.
Искусствоведческие экскурсии
Одним
из методов популяризации искусства
являются искусствоведческие экскурсии
разнообразной тематики. Их подразделяют
на
две группы:
1) художественные
экскурсии,
знакомящие с произведениями
изобразительного искусства (живопись,
скульптура, декоративно-прикладное
искусство и др.);
Каждая
из них включает обзорные и тематические
экскурсии, посвященные жизни и творчеству
деятелей искусства или особенностям
видов искусства в определенные периоды
времени. Объектами показа в этих
экскурсиях являются театры, консерватории,
жилые и общественные здания, улицы,
парки, музеи-квартиры, связанные с жизнью
и творчеством выдающихся деятелей
искусства.
Большое
значение в искусствоведческой экскурсии
имеет так называемая культура
показа памятника. Общий
показ памятника должен быть дополнен
его детальным осмотром в непосредственной
близости и в различных ракурсах.
Архитектурные
сооружения разных эпох и стилей, в
ансамбль которых входят памятники
искусства, чаще всего являются
достопримечательностями того или иного
города, выступают в качестве объектов
специальных экскурсий на
архитектурно-градостроительные темы
и имеют большое познавательное значение.
Художественные
экскурсии
—
это показ высокохудожественных
произведений изобразительного искусства,
сопровождающийся проникновенным
повествованием о них и жизненных
перипетиях их создателей, что позволяет
экскурсоводу обращаться не только к
разуму, но и к чувствам экскурсантов.
Объектами
искусствоведческих экскурсий являются
картины, рисунки, фрески, иконы, панно,
витражи, а также различные
предметы
декоративно-прикладного назначения,
изделия народных мастеров. Экскурсия
может быть посвящена жизни и
творчеству
выдающегося художника. В этом случае
объектами показа будут напоминающие о
нем места, личные вещи мастера, его
картины. Главный же компонент экскурсий
с показом произведений изобразительного
искусства — анализ творчества художника
(раскрытие авторского замысла, средств
создания художественного образа и
т.д.).
Театрально-музыкальные
экскурсии
имеют
свою специфику, так как театр — живое
искусство. По содержанию они могут быть
обзорными и тематическими, по месту
проведения — городскими, загородными,
музейными.
В
развитии театральной культуры значительное
место занимают театральные музеи, фонды
которых раскрывают богатую историю
театров. Здесь проводятся различные
тематические или обзорные (по всей
экспозиции) экскурсии. В обзорных
экскурсиях
раскрывается творческая история театра.
Тематические
экскурсии
знакомят
с творчеством режиссеров, драматургов
и др. В число экскурсионных объектов
театральной экскурсии входят здания
музея или театра и музейные экспонаты.
Подготовка театральной экскурсии
предполагает глубокие знания по истории
театра, литературе, в частности
драматургии.
Искусствоведческие
экскурсии способствуют воспитанию
чувства прекрасного, формируют
художественный вкус, что актуально для
всех возрастных категорий экскурсантов.
Экскурсии
по литературной тематике популярны
среди туристов. Поток экскурсантов
велик в Пушкинский заповедник, Ясную
Поляну, Константиново, Карабиху,
Спасское-Лутовиново, домик-музей А. П.
Чехова в Ялте и др. музеи, памятные места,
связанные с жизнью писателей и поэтов.
По
месту проведения литературные экскурсии
бывают городскими, загородными, по
литературным заповедникам. По содержанию
делятся на:
• литературно-биографические,
или монографические («Ф. Достоевский в
Москве», «В. Маяковский в Сочи»);
• историко-литературные,
раскрывающие определенные периоды
развития русской литературы, или обзорные
(«Литературный Петербург»);
• литературно-художественные,
знакомящие с местами, которые нашли
отражение в произведениях писателя
(«По
следам
героев М. Шолохова»).
Литературная
экскурсия создается в том случае, если
в населенном пункте достаточно объектов,
связанных с жизнью и творчеством писателя
или если в его произведениях описываются
существующие в действительности места.
При
подготовке экскурсии работа начинается
со сбора текстового материала, затем
ведутся поиски объектов. Маршрут
литературно-биографических экскурсий
строится по хронологическому принципу,
историко-литературных — по
хронолого-тематическому, поэтико-текстовых
— по тематическому.
Материал экскурсии
делится на общий и локальный. Под общим
материалом понимается материал,
относящийся к теме, а под локальным —
материал, связанный непосредственно
с жизнью и творчеством писателя.
При
создании экскурсии необходимо найти
локальный материал, ибо именно он
связан со зрительными впечатлениями.
Показывая объект, экскурсовод постоянно
должен обращать внимание на его отдельные
детали, увязывая показ этих деталей с
рассказом о событиях, связанных с ними.
В
литературные экскурсии часто в качестве
объектов осмотра включаются памятники
писателям. Показ памятников имеет
особенности: показ памятника следует
вести только в литературном плане.
Обязательны
приемы реконструкции и локализации
событий. На фотографиях и рисунках могут
быть изображены места, какими они были
при жизни писателя, портреты писателя
и близких ему лиц. Необходимо посещение
литературно-мемориальных музеев, где
все экспонаты связаны с жизнью и
творчеством писателя. В экскурсиях
поэтико-текстовых посещение музея
нежелательно, ибо в них дается не
биографический материал, а поэтический
пересказ произведений писателя, в
которых изображен город.
Во
всех экскурсиях на литературные темы
используется цитирование художественных
произведений. Цитаты должны быть
небольшими (3-4 стихотворные строфы, 6-10
фраз из прозы), но яркими и запоминающимися.
Использование в экскурсиях литературных
произведений обусловливает повышенные
требования к культуре речи, дикции
экскурсовода.
Тема 23. Искусствоведческие экскурсии.
Искусствоведческие
экскурсии развивают художественный
вкус, помогают изучению истории культуры.
В
основу их классификации положены
различные виды искусства: музыка, кино,
театр, изобразительное и декоративно-прикладное
искусство. Подразделяются экскурсии
на две группы: 1) театрально-музыкальные
экскурсии, 2) знакомящие с произведениями
живописи, скульптуры.
Театрально-музыкальные
экскурсии призваны раскрыть творческий
образ театрального или музыкального
деятеля. Объектами показа в этих
экскурсиях являются театры, концертные
залы, жилые и общественные здания, улицы,
усадьбы, мемориальные музеи, где жили
и творили деятели искусства. Однако все
эти объекты — вспомогательные средства
для раскрытия основной темы экскурсии.
В центре внимания экскурсии должны
быть образ деятеля искусства, анализ
его творчества и характеристика той
творческой среды, в которой создавались
произведения. В экскурсиях необходимо
отразить вклад его творчества в развитие
национального искусства и место в
мировой театральной или музыкальной
культуре.
В
театрально-музыкальные экскурсии
включается посещение музея, где можно
прослушать запись произведений,
написанных композитором. Каждый отрывок
должен сопровождаться комментариями
экскурсовода. К театрально-музыкальным
относятся экскурсии, знакомящие с
определенным культурно-просветительным
учреждением: театром, консерваторией
и т. д. Эти экскурсии знакомят с историей
развития театрально-музыкального
искусства в крае, городе. В небольших
городах объектами данных экскурсий
могут быть дома культуры, народные
театры. Здесь рассказывается об истории
возникновения, творческом пути
коллектива, репертуаре.
В
тематических экскурсиях, посвященных
деятелям театрально-музыкального
искусства прошлого, необходимо показать
их роль в развитии современного искусства,
познакомить с современной оценкой
творчества. В обзорных экскурсиях дается
история развития театрально-музыкального
искусства.
Экскурсии, знакомящие
с произведениями изобразительного
искусства делятся на экскурсии с показом
произведений живописи, монументальной
скульптуры и произведений
декоративно-прикладного искусства.
Экскурсии
с показом произведений живописи
проводятся по картинным галереям и
историко-художественным музеям. Основное
содержание таких экскурсий — анализ
произведений живописи. Экскурсии могут
рассказывать о жизни художника или
о развитии живописи в определенный
период. На таких экскурсиях произведения
живописи не осматриваются. Объектами
показа являются здания и сооружения,
где учились и жили художники, находились
их мастерские, места, запечатленные на
их полотнах. В «портфеле экскурсовода»
обязательно должны быть репродукции
картин.
Экскурсии с показом
произведений скульптуры могут быть
обзорными, тематическими и знакомящими
со скульптурой современных мемориалов.
При показе памятников
скульптуры рекомендуется давать
характеристику эпохи, рассказать об
истории их создания. Анализируя
скульптуру, необходимо подчеркнуть,
насколько удачно и умело скульптор
передает в ней замысел, какие нашел
убедительные художественные формы,
раскрыть особенности художественного
стиля, назвать размеры скульптуры и из
какого материала она выполнена.
При
осмотре современных мемориалов
искусствоведческий анализ подчинен
раскрытию подвига нашего народа в годы
Великой Отечественной войны. В экскурсиях
с показом скульптурных памятников-некрополей
преобладает искусствоведческий анализ
отдельных памятников. Анализ сопровождается
рассказом о жизни и деятельности людей,
увековеченных в памятниках и
монументах. При показе скульптурных
памятников применяется методический
прием движения вокруг объекта.
В
искусствоведческих экскурсиях наряду
с живописью и скульптурой объектами
показа являются произведения
декоративно-прикладного искусства. В
таких экскурсиях необходимо раскрывать
эволюцию прикладного искусства,
рассказывать о технике изготовления,
мастерах и др. Все предметы народного
искусства рекомендуется показывать не
изолированно друг от друга, а как часть
естественной обстановки.
Одним из видов
народного искусства являются произведения
народных художественных промыслов.
Наиболее известными народными промыслами
являются лаковая миниатюра (Федоскино,
Палех, Мстера и др.), производство
ковров (Туркмения, Дагестан), камнерезное
дело (Урал), художественная вышивка
(Украина, Белоруссия, РФ), кружевоплетение
(Вологда, Елец) и др.
В ходе экскурсий
необходимо раскрыть исторические и
социально-экономические предпосылки
возникновения промысла, рассказать о
современном состоянии и перспективах
его развития, дать художественный анализ
лучших произведений, характеристику
художественно-стилевых особенностей
его изделий, отметить лучших мастеров,
остановиться на технике исполнения
произведений, сырьевой базе и т. д.
Большое
значение в искусствоведческих экскурсиях
имеет культура показа памятника. Здесь
важно правильное расположение группы
и экскурсовода, четкость его жестов.
Экскурсоводу нельзя стоять спиной к
объекту. О произведениях искусства
нельзя говорить монотонным голосом.
Экскурсовод должен хорошо знать
специальную терминологию (фреска,
темпера фон, перспектива и т. д.). Однако
насыщать экскурсию большим количеством
терминов не следует.
На всех
искусствоведческих экскурсиях обязательно
должна прозвучать мысль о бережном
отношении к произведениям искусства.