Формирование здорового образа жизни у школьников (, , , )
В современной школе реальный путь сохранения здоровья школьника заключается в установлении баланса между образовательной средой школы, в которой воспитывается и обучается ребенок, и физиологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы, при обеспечении особенностей физиологического развития школьника с организацией педагогического процесса в школе, прежде всего на уроках. Обеспечение этого баланса возможно только на основе единства усилий всех педагогов школы, особенно — учителей физической культуры, медицинской службы, психологической службы, родителей, службы валеологического мониторинга, необходимых для реализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка. Формирование же здорового образа жизни у школьника, требует выявления особенностей здоровья, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания во внеклассной работе, кроме всех прочих оздоровительных мер, проводимых в школе. Организация учебно-воспитательного процесса с профилактики хронических заболеваний у школьников требует решения, по меньшей мере, двух принципиально важных педагогических задач:
а) формирования основных компонентов здоровья школьника посредством и в условиях удовлетворения его базовых физиологических, психологических, нравственных потребностей внеклассной работой, что позволит поддержать соматическое здоровье учащегося, физическое, а также психическое и нравственное здоровье;
б) формирования у школьника мотивации к здоровому образу жизни, что позволит ему сохранить и развивать физическое, психическое и нравственное здоровье в школьном возрасте и вырабатывать у себя ценностное отношение к здоровому образу жизни как необходимому условию для его здоровья как взрослого человека.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что формирование ЗОЖ среди школьников — задача не только учителя, но и общества в целом. Необходимо в каждом возрастном промежутке детей формировать среди них потребности, способствующие стимулированию интереса ко всему, что связано со здоровьем и его сохранением. Педагогам необходимо воспитывать школьника, учитывая его личный потенциал, делая это регулярно, систематически. Необходимо охватывать все сферы личности — волевую, эмоционально-чувственную, когнитивную. Необходимо обучать здоровому образу жизни в гармонии с наукой, природой, практической деятельностью человечества. Школьник должен научиться на основе полученных знаний ставить перед собой реальные цели и доводить их до конца. В развитых странах здоровье человека является важнейшей ценностью. Осознавая особую роль здоровья у младшего поколения, система гособразования должна выполнять ряд задач, направленных на сохранение здоровья школьников.
Список литературы
Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродеятельного города // Философские трактаты. — Алма-Ата, 1970. — С. 237. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.
М.: АРКТИ, 2003. — С. 272;Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования.
Сибирский учитель — научно-методический журнал. — 2005. — № 4, с.40Белкин А.С. — Основы возрастной педагогики. — М: Просвещение, 2000. 192 с. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) М.: Педагогика, 2005. 144 с. Леонтьев А. Н. Педагогика.
Теории учебной деятельности. — М: Просвещение, 1983 — 392 с. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.
М.: Академия, 2004. 288с. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — М.: Глобус, 2003. 424 с. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.ДавыдоваМ.: Педагогика.
Пресс, 1996. 504с. Эльконин Д. Б. Избранные педагогич. труды. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.
— М., 2005. 560с. Балыков С. М. Воспитание красотой, — М.: Овал, 2005. — 403с. Барин Л. Г. Мама, папа, я — здоровая семья, — СПб.: Питер, 2005. — 254с. Быкова, Л. К. Формирование здорового образа жизни старшеклассников // Здоровый образ жизни: сб.
Мн.: БГУ, 2005. — С. 30. Глазько, Т. А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах / Т. А. Глазько, Р. И. Купчинов. ;
Мн.: МГЛУ, 2006. — 38 с. Здоровый образ жизни. — Гродно: Учреждение образования «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2002. — 92 c. Здоровый образ жизни: сб.
— 208 с. Касперович, Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Е. В. Касперович // Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып.
3 / редкол.: В. М. Киселев (отв.
5-м кл. общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Кузнецова; под науч. ред.
Н. Н. Яковлевой. ;
Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 146 с. Рымкевич, В. В. Лицеистам — здоровый образ жизни / В. В. Рымкевич // Здоровый образ жизни: сб.
ст. Вып. 3 / редкол. :
Соловьев, Д. П. Здоровый образ жизни / Д. П. Соловьев. // Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 9 / редкол.
Секач, А. С. Выбери здоровый образ жизни! / А. С. Секач, И. М. Егорова. — Мн.: 2006.
Харевич, Т. В. Здоровый образ жизни: экспесс-оценка: Пособие к практ. Занятиям / Т. В. Харевич; Респ. Ин-т проф. Образования. — Мн.: РИПО, 2003.
Большая медицинская энциклопеция, термин «здоровье»ВОЗ, сайт.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ
Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
Кроме этого, основные проблемы здоровья и формирования здорового образа жизни также активно интересовали многих педагогов. Так, В.А. Сухомлинский рассуждал о том, что забота о здоровье ребенка должна представлять собой комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. При этом он обращал свое внимание на то, что это в первую очередь забота о гармонии всех физических и психологических сил человека.
Заслуживает внимания тот факт, что несмотря на существенную социальную ценность, которая придается категории здоровья, само определение «здоровье» до недавнего времени не обладает конкретным научным наполнением.
По мнению В. Райха, все невротические и психосоматические нарушения следует понимать как следствие застоя биологической физической энергии. Именно по этой причине, здоровое состояние определяется свободным протеканием энергии. В 1968 году ВОЗ приняла такую формулировку здоровья. Под здоровьем следует понимать свойство индивида исполнять собственные биосоциальные функции в окружающей среде, которая постоянно изменяется, с перегрузками и без особенных потерь, при условии отсутствия болезней и каких-либо дефектов. При этом здоровье подразделяется на три вида — физическое, психическое и нравственное.
Исследователи Г.Л. Билич и Л.В. Назарова, приняв за основу определение здоровья от ВОЗ, считают важным и вполне оправданным добавить еще два фактора. По их убеждению, здоровье представляет собой состояние полного физического, душевного и общественного благополучия и способность человека адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды и естественному процессу сохранения, а кроме этого, отсутствие болезней и каких-либо физических дефектов.
В.П. Казначеев трактует здоровье как процесс (либо определенное динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, общественной активности при максимальной длительности жизни.
Таким образом, рассмотрев основные взгляды на определение категории здоровья в отечественной и зарубежной науке, можно сделать вывод о том, что все исследователи отмечают характерное свойство здоровья, которое заключается в эффективной и оптимальной способности организма адаптироваться под изменяющиеся условия окружающей среды.
1. Характер активности людей — интеллектуальная, физическая.
2. Сфера активности человека – трудовая и внетрудовая.
3. Виды активности — производственная, общественная, культурная, бытовая, физическая, медицинская и т.д.
Как видно из данной структуры образа жизни, можно полагать, что это деятельность личности, которая протекает в конкретных условиях жизни и в основном зависящая от них. Образ жизни представляет собой определенный способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни — деятельность субъектов в некоторой среде обитания, в которой можно определить экологическую обстановку, образовательный аспект, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, а также быт и обустройство своего жилища.
1) экономическая, которая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково материальное благополучие человека;
2) социально-культурная – определяющая качество человеческой жизни;
3) социально-экономическая — каков регулярный уклад жизни;
4) социально-психологическая — каков стиль жизни человека.
Указанные выше категории представляются ведущим руслом для определения здорового образа жизни, которые самым непосредственным образом воздействуют на состояние здоровья человека.
В общем здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно определить как активную деятельность людей, которая направлена прежде всего на сохранение и улучшение здоровья и качества собственной жизни. При этом следует принимать во внимание тот факт, что образ жизни человека и семьи не формируется сам по себе в зависимости от обстоятельств, а складывается в течение всей жизни целенаправленно и с регулярным характером.
Формирование и развитие здорового образа жизни представляется ведущим фактором первичной профилактики в укреплении здоровья населения путем определенного целенаправленного изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с применением различных гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением негативных факторов, которые напрямую связаны с различными жизненными ситуациями.
Таким образом, под здоровым образом жизни можно понимать характерные формы и способы регулярной жизнедеятельности субъекта, которые укрепляют и развивают резервные способности человеческого организма, делая возможным тем самым оптимальное исполнение собственных общественных и профессиональных функций вне зависимости от каких-либо политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
При формировании такого отношения к здоровому образу жизни у младших школьников целесообразно применять педагогические методы, в основе которых определено активное участие и сотрудничество детей между собой и с педагогом. Основной смысл и направленность деятельности педагога при проведении занятий не в том, чтобы доминировать, в том, чтобы направлять и регулировать эту совместную работу по формированию и развитию конструктивных убеждений о здорово образе жизни.
Системное приобщение младших школьников к вопросам сохранения и развития собственного здоровья – это, в первую очередь, процесс эффективной социализации и воспитания. Это осознание высокого уровня психологического комфорта и гармонии, который формируется и совершенствуется с дошкольного детства и на всю оставшуюся жизнь. С целью формирования психологического и физического комфорта нужны практические знания об основных законах собственного функционирования и развития своего организма, его взаимодействии с различными социальными компонентами.
Образовательная организация в условиях современной реальности обязана и вполне может являться значительным этапом системной и конструктивной социализации подрастающего поколения нашего общества. Именно через школу как важнейший институт социализации и общественного развития проходит практически все население страны, и именно на этом этапе социализации личности ребенка формируется как его индивидуальное здоровье, так и здоровье всего социума в целом.
Наше время характеризуется, в частности, увеличением показателей заболеваемости и смертности населения на фоне инновационных достижений медицинской науки, совершенствования технических средств диагностики и лечения различных болезней. Современный этап развития нашего социума тесно связан с острым демографическим кризисом, понижением продолжительности и качества жизни основной части населения, понижением уровня психического состояния здоровья населения России, что соответственно вызывает повышенную обеспокоенность многих исследователей.
Но, принимая во внимание традиционную ориентированность действующей системы здравоохранения на определение и лечение болезней, увеличившуюся в связи с прогрессирующей общественно-экономической деструкцией социума, представляется ясным, что медицина настоящего дня не может в значительной степени воздействовать на сохранение здоровья подрастающего поколения. И именно данный факт детерминирует прикладную необходимость поиска более результативных способов и средств сохранения и развития здоровья.
Таким образом, завершая данную главу, необходимо сказать, что решение проблемы формирования и развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников тем более практически значимо, что напряжение педагогического процесса длится продолжительное время и закономерно ведет к регулярному и систематическому, хроническому истощению всех жизненных сил субъектов данных систем, которые в глобальном плане оказывают существенное отрицательное влияние в итоге на состояние национального здоровья всей страны.
Заслуживает внимания тот факт, что в России валеологии в последние годы уделяется много внимания, как в научной сфере, так и в деятельности разнообразных съездов, конференций и симпозиумов, которые посвящены системе оздоровления всего населения, а в особенности, подрастающего поколения; в образовательных учреждениях уже на системной основе вводится учебная дисциплина «Валеология», в отдельных регионах нашей страны в штатном расписании образовательных организаций предусмотрена штатная единица «педагог-валеолог».
Но, кроме этого, крайне важно едиными и общими усилиями родителей, педагогов, специалистов, которые имеют специализированную подготовку по основам валеологии, формировать и в дальнейшем совершенствовать у младших школьников понятие о здоровье и здоровом образе жизни, формировать соответствующие практические навыки и привычки, что будет только способствовать результативности технологий и мероприятий социальной защиты здоровья детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
В условиях современной реальности в нашей стране наблюдается выраженная тенденция к формированию и развитию здорового образа жизни подрастающего поколения, организации и оптимальному функционированию здоровьесберегающей образовательной среды. Это предполагает прикладное обеспечение физического, психического и социального благополучия младшего школьника, что имеет существенное значение в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
По информации ВОЗ, за последние годы резко возросло число заболеваемости детей младшего школьного возраста; при этом в качестве причин отмечаются негативные условия жизни, низкая двигательная активность и крайне недостаточный уровень культуры здорового образа жизни, отсутствие необходимых компетенций у педагогов при формировании и развитии здорового образа жизни у младших школьников, а кроме этого, недостаточное внимание родителей и педагогов к оздоровительной деятельности с детьми.
При этом практические исследования отечественных ученых неоднократно обнаруживают снижение основных показателей здоровья младших школьников (В.А. Ананьев, И.И. Мамайчук, Е.А. Горская, Н.Д. Малиновская и др.). Негативное воздействие на состояние здоровья младших школьников оказывают психоэмоциональные переживания и преодоление трудных стрессовых ситуаций, которые связаны с учебной деятельностью.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Проблематика заботы о здоровье младших школьников представляется также одной из приоритетных еще и по той причине, что в условиях современной реальности увеличивается число влияющих на них различных стрессогенных факторов. Закономерной и весьма существенной представляется задача профилактики поведения, которое может вести к ухудшению состояния здоровья и формирования установок, способствующих формированию здорового образа жизни.
Цель исследования – анализ основных аспектов формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
1. Проанализировать основные психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста как основу для формирования представлений о здоровом образе жизни.
2. Рассмотреть сущность и общую характеристику понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
3. Осуществить экспериментальное исследование формирования здорового образа жизни у младших школьников.
4. Провести анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровье и здоровый образ жизни. Предмет исследования – условия формирования конструктивного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическая основа работы: Проблемы формирования и развития здоровой личности ребенка интересовали ученых давно: здесь необходимо отметить исследования таких авторов как Л. С. Выготский, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. практическая разработка школьных программ формирования здорового образа жизни началась в начале 80-х гг. прошлого века.
С середины 90-х годов ХХ века стали появляться научные исследования воспитательно-оздоровительного направления, которые изучали основные вопросы организации образовательного процесса и готовность к обучению в школе, гигиены обучения и воспитания младших школьников, школьной валеологической работы.
В основе теоретических рассуждений и эмпирического исследования применены:
1) принцип деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
2) системный подход (Б.Ф. Ломов);
3) основные положения концепции социально-психологической адаптации младших школьников (А.А. Налчаджян, Ю.А. Александровский, В.И. Медведев и др.).
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста будет эффективным при систематической комплексной работе образовательного учреждения, реализуемой через методы и приемы, которые соответствуют возрастному развитию младших школьников (т.е. игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования и т.д.).
Системный анализ психолого-педагогической литературы дает возможность предположить, что одним из направлений улучшения здоровья современных младших школьников представляется формирование у них знаний и представлений о здоровом образе жизни, с чем связана практическая значимость настоящего исследования.
Часть1. Основные психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста
Прежде чем анализировать особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников, представляется целесообразным с психолого-педагогических позиций обратиться к рассмотрению основных характеристик самого младшего школьного возраста. Итак, многие отечественные и зарубежные исследователи в области возрастной психологии и педагогики младший школьный возраст определяют вершиной детства. Подрастающий ребенок сохраняет еще в себе много детских качеств, таких, например, как легкомыслие и наивность, но при этом уже начинает утрачивать и детскую непосредственность в поведенческом аспекте, у него формируется иная логика — логика системного мышления.
В коммуникативном поведенческом аспекте он приобретает для себя не только новые знания, умения и навыки, но и определенный социальный статус в коллективе сверстников. У ребенка появляются все новые и новые друзья, изменяются интересы и появляются новые, формируются моральные ценностные установки, т.е. можно сказать, что с приходом в школу у ребенка младшего школьного возраста изменяется практически весь уклад его жизни и деятельности.
Развитие личности в концепции Э. Эриксона определяется как некоторая смена указанных выше этапов, на каждом из которых наблюдается качественное преобразование внутреннего мира личности и кардинальное изменение его отношений с другими людьми и окружающим миром в целом. В результате этого человек как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей его дальнейшей жизни.
При этом сами личностные новообразования формируются совсем не спонтанно; их проявление на некоторой стадии обусловлено всем процессом предшествующего до этого развития личности. Новое в ней может сформироваться и утвердиться, лишь когда в прошлом опыте уже были сформированы нужные для этого психологические и поведенческие аспекты.
На первой стадии развитие человека детерминируется исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь его матери. На данной стадии уже могут формироваться предпосылки к проявлению в будущем стремления к окружающим людям либо наоборот отстранения от них.
В этой концепции акцентируется значение учебной и трудовой деятельности для формирования и развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов отечественных ученых от позиций, на которых опирается Э. Эриксон, состоит только в том, что он обращает внимание на развитие не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, которые являются связанными с определенными видами человеческой деятельности.
Таким образом, концепция Э. Эриксона дает возможность представить себе существенное значение периода детства, в частности, младшего школьного возраста, во всем процессе личностного развития и формирования для процесса эффективной социализации.
Таким образом, умственное и психическое развитие ребенка, ведущая деятельность, общение со взрослыми и ровесниками создают предпосылки для дальнейшего развития личности ребенка, его конструктивной социализации в данном периоде. Следует отметить, что именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения — представления о себе, окружающем мире, о нюансах отношений с окружающими людьми.
Ведущей функцией в младшем школьном возрасте является мышление. Уже заканчивается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше является необходимым в учебной деятельности. У большого количества детей младшего школьного возраста обнаруживается относительное равновесие между различными видами мыслительной деятельности.
Оценка успеваемости в самом начале школьного обучения служит оценкой личности в целом и детерминирует социальный статус ребенка.У отличников и некоторых хорошо успевающих школьников младших классов формируется на этой основе несколько завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников постоянные неудачи и низкие оценки вполне закономерно понижают их уверенность в себе, в собственных возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности в процессе эффективной социализации.
Для развития у младших школьников адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо развитие в школьном классе атмосферы психологического комфорта и взаимной коллективной поддержки. Педагоги, отличающиеся высоким профессиональным мастерством и опытом, ориентируются не только содержательно оценивать работу учеников.
На базе самооценки формируется и в дальнейшем уровень притязаний, т.е. уровень достижений, который младшему школьнику по силам. При этом чем адекватнее самооценка, тем адекватнее и сам уровень притязаний.
Социальная уверенность как социальная компетенция личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с окружающими его людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и некоторых практических навыков, которые предоставляют ребенку возможность выбирать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающегося поведения, а также творческого самовыражения. Проанализировав основные характеристики младшего школьного возраста, можно сформулировать выводы о том, что основными новообразованиями данного периода можно считать:
1) качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и всей деятельности, в том числе и внутренней, психической;
2) рефлексию, анализ и внутренний план действий;
3) развитие познавательного отношения к окружающей действительности.