Тема: Категория состояния как часть речи
Тип урока изучение нового материала
Цель – изучение и первичное закрепление знаний о словах категории состояния.
1) Актуализировать знания по теме «Наречие», «Имя прилагательное», раскрыть
основные черты категории состояния как части речи
2) Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте,
отличать их от наречия и краткого прилагательного, способствовать развитию
долговременной памяти и образного мышления
3) Способствовать осознанию значимости употребления СКС в речи.
1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе
Запись в тетрадях темы урока: «Категория состояния как часть речи».
2.Целеполагание. Как вы понимаете тему урока? Какова цель нашего сегодняшнего
урока? Ученики сами определяют цели урока.
3. Работа по теме урока. Не заглядывая в учебник, вы можете сказать, какие слова
можно отнести к словам категории состояния, а также, что обозначают слова категории
Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории
состояния, как и по каким признакам отличать слова категории состояния от других
частей речи и какие значения они имеют. Обратите внимание на записанные предложения.
1. Утро солнечно и радостно.
2. Глаза светились радостно.
3. На душе у ребят было радостно.
Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом
предложении есть одно общее слово)
-Значит, наше исследование мы должны начать с того, чтобы определить
— Рассмотрим первое предложение.
В первом предложении «радостно» является какой частью речи? (кратким
прилагательным), от чего задаем вопрос? (относится к существительному), на какой
вопрос отвечает? (отвечает на вопрос Утро каково?) Каким членом предложения
радостны, она какова? радостна)
-Во втором – наречие, так как обозначает признак действия: Светились как? радостно,
предложении является обстоятельством.
-В третьем предложении? одновременно и прилагательное –
способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно
неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит чтото
третье, совершенно особая часть речи? Мы уже знаем, что это неизменяемая часть речи,
употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются
безличными (материал класса). Следовательно, это слово категории состояния.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУРаботаем по учебнику М.Т.БарановаН.А. ЗАЙЦЕВАСтабенская школа, пос. Жуково,
Смоленский р-н, Смоленская обл.Слова категории состояния7 классС недавнего времени в программу по
русскому языку в 7-м классе входит тема
«Категория состояния», на которую отводится 6
часов. Для тех, кто работает по учебнику М.Т.
Баранова и др., эта тема вызывает особое
затруднение, потому что нет ни практического, ни
теоретического материала. Однако эта тема
помогает ученикам подготовиться к изучению
бессоюзных предложений в 8-м классе.
Хочу предложить вниманию учителей дидактические
материалы по этой теме.На первом уроке мы знакомимся с
категорией состояния: что обозначает, на какой
вопрос отвечает, каким членом предложения
является. В качестве домашнего задания предлагаю
ученикам из сказки М.Горького «Данко» (по
хрестоматии) выписать предложения, в которых
встречаются слова категории состояния.
На втором уроке учимся отличать слова категории
состояния от наречий и кратких прилагательных.
Дома ученики должны выписать из рассказа
И.Бунина «Цифры» предложения со словами
категории состояния (для I варианта – из 1–3-й
частей, для II – из 4–7-й).
На третьем уроке проводим консультацию. Ребята в
парах или индивидуально работают по карточкам.
На четвертом и пятом уроках пишем изложение, а на
шестом – диктант с грамматическим заданием.Карточки1. Найдите предложение, в котором
выделенное слово является категорией состояния.
Объясните свой выбор товарищу.А. 1. С рассветом спокойно и крепко
заснуло дитя, и щечки его заалели. 2. Сегодня в
отделении спокойно. 3. Все было спокойно –
толпа не ушла. 4. Мать как-то спокойно сидела,
казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать
посмела. (Н.Некрасов)Б. 1. Но время шло, и для войны
недоставало лета. 2. Время не ждет, Федор,
поторапливайся. 3. Спасибо, детки, жил бы сам, да время
знать и честь. 4. Время вновь мне в глаза
глядит неизбежным углом двух молний, и меня
обжигает стыд, как я мало еще исполнил. 5. Время
часы капитала крало, пробивая прожектора
яркость. (В.Маяковский)Ответы: А – 2, Б – 3.2. Найдите предложение, в котором
выделенное слово не является категорией
состояния. Объясните свой выбор товарищу. А. 1. Вот сейчас мать здесь. Мне трудно
на нее смотреть. (Н.Амосов) 2. Как ни трудно,
как ни худо – не сдавай, вперед иди. (А.Твардовский)
3. Как трудно в сапогах шагать в июле. (М.Львов)
4. Я трудно жил. Мне было жить непросто. (М.Львов)Б. 1. Ты почти по-мужски трудилась –
перед сном не поднять руки. Нелегко тебе
приходилось. (Н.Корнеев) 2. А замужней станете
– обо мне заплачете – их (письма) легко
достанете и легко припрячете. (К.Симонов)
3. Нашим женщинам нелегко, и когда еще будет
легко. (Н.Корнеев) 4. Ты прав, поэту легче
жить – в свободном слове есть отрада. (Н.Некрасов)В. 1. Охота быть тебе лишь только на
посылках. (А.Грибоедов) 2. Самому пройти с
косой Моргунку охота. (А.Твардовский) 3. Охота
странствовать напала на него. (А.Грибоедов) 4. Охота
проследить карьеру подлеца до самого конца. (Д.Бедный)Г. 1. Но тихо. День еще далек, и люди
спят кругом. (А.Твардовский) 2. Только скоро
стало тихо – переправа сорвалась. (А.Твардовский)
3. Где-то близко у калитки тихо звякнуло
кольцо. (А.Твардовский)Ответы: А – 4, Б – 2, Г – 3.3. Спишите, укажите, какой частью речи
является слово в сравнительной степени.1. Ты прав: поэту легче жить – в
свободном слове есть отрада. (Н.Некрасов) 2. Я
последнюю песню пою для тебя – и тебе посвящаю.
Но не будет она веселей, будет много печальнее
прежней, потому что на сердце темней и в
грядущем еще безнадежней. (Н.Некрасов) 3. С
твоим талантом стыдно спать, еще стыдней в
годину горя красу долин, небес и моря и ласку
милой воспевать. (Н.Некрасов) 4. Чем дале –
деревья все выше, а тени длинней и длинней.
(Н.Некрасов)4. Вставьте подходящие по смыслу
слова. Укажите, какой частью речи они являются.1. (Слабо) мое изнуренное тело. 2. (Трудно)
свой хлеб добывал человек. 3. Было так (сыро) и
туманно, что насилу рассвело. 4. За праздничным
столом вечером было (шумно). 5. (Бойко) шла торговля
на окраине города. 6. Не так ведь (просто)
высказать свое мнение. 7. Друзья (весело)
разговаривали.ИзложениеПерескажите текст, стараясь как
можно подробнее описать состояние человека.
Допишите конец рассказа.ЗАБЛУДИЛСЯ В ТАЙГЕДиктантСКАЗКА ГОДА – ЗИМАСветило отстояло вахту зимнего
солнцестояния и повернулось на лето. Сначала оно
незаметно отобрало у долгой ночи всего одну
минуту, потом другую. И как бы теперь ни лютовали
морозы, световой день начал уверенно удлиняться.
Прилетели к нам снегири, и как-то сразу
посветлело: точно погожая заря осветила зимний
лес. Морозно в лесу и снежно.
Вся природа окутана мудростью снежной тишины.
Глубокие сугробы приносят земле сон и покой.
Присмотришься в эту пору к лесу и заметишь, что
повышается настроение у птиц. Первым об этом
заявляет большой пестрый дятел. А где-то на
верхушке сосны неподвижно, настороженно сидит,
подкарауливая добычу, лесной разбойник – серый
сорокопут.Грамматическое задание1. Выделите морфемы в следующих
словах.Сначала;
повернулось;
разбойник;
незаметно;
лютовали;
(на) верхушке.2. Сделайте синтаксический разбор
предложения (по вариантам).3. Укажите предложение со словами
категории состояния, определите, какие это члены
предложения, подчеркните.
4. Найдите сложное предложение,
составьте его схему: в 1–2-м абзацах, в 3–4-м
абзацах.5. Сделайте морфологический разбор
одного из наречий из 1–2-го абзацев, 3–4-го абзацев.
Оборудование: дидактический материал,
раздаточный материал, презентация
1. Орг. момент
Подготовка учащихся к активному и
сознательному усвоению нового материала.
2. На слайде записаны 3 предложения. (2
слайд).
— Задание: назовите повторяющиеся слова,
определите их синтаксическую роль и часть речи.
— Какое предложение вызвало затруднение?
— Каким членом предложения является слово тепло,
есть ли в предложении подлежащее, может ли оно
быть?
— Можно ли определить принадлежность слова тепло
к какой-либо части речи без включения его в
предложение?
— Как называются слова, которые одинаково
пишутся, произносятся, но отличаются по значению?
(омонимы)
Части речи, как и люди, живут своей особой
жизнью: у каждой свой характер (морфологические
признаки), у них есть родственные связи, они ходят
на работу в предложения. У наречия, например, есть
брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его
словокатегории состояния. И сегодня мы с ним
познакомимся.
Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что
обозначает, какую работу выполняет в
предложении, и вообще, чем похож и не похож на
брата.
(слайд 3), заголовок
Запишите тему урока.
3. Усвоение новых знаний
— Какова цель нашего сегодняшнего урока? (слайд
4)
— Не пользуясь учебником, вы можете сказать,
какие слова относятся к словам категории
состояния и что обозначают слова категории
состояния? (Нет)
— Сравним записанные на доске пары предложений.
Попытаемся сделать их синтаксический разбор:
1) Лицо темнеет от загара. 2) Летом в Сочи темнеет
очень быстро.
1) Весь июль солнце пекло немилосердно. 2) Весь
июль пекло немилосердно.
— Что же увидели? В первых предложениях каждой
пары грамматическая основа состоит из
подлежащего и сказуемого-глагола: лицо темнеет,
солнце пекло. Во вторых предложениях каждой
пары грамматическая основа состоит только из
сказуемого-глагола: темнеет, пекло.
— Таким образом, мы с вами видим, что в речи
существуют предложения, не имеющие подлежащего.
— Что они передают? Они чаще всего передают
состояния окружающей среды, физическое и
душевное состояние людей.
— Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём
главные и второстепенные члены (один человек
работает у доски):
Утро солнечно и радостно.
Глаза светились радостно.
На душе у ребят было радостно.
— Прочитайте предложения. Что вы можете сказать
об этих предложениях? (Каждое предложение
содержит одно общее слово)
-Давайте определим, какие же слова относятся к
словам категории состояния?
— Какой частью речи является слово радостно
в первом предложении? (кратким прилагательным).
— От какого слова задаем вопрос? (от
существительного утро)
— На какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?)
— Каким членом предложения является? (в предложении
является сказуемым).
— Во втором? – наречие, так как обозначает
признак действия: Светились как? радостно, В
предложении является обстоятельством.
— В третьем предложении? Радостно –
одновременно и прилагательное – ведь оно
способно быть сказуемым (было радостно) без
подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и
не наречие, значит что-то третье, совершенно
особая часть речи? Это неизменяемая часть речи
употребляется в предложении без подлежащего. Это
и есть слово категории состояния.
— Давайте заполним таблицу на слайде (для
заполнения каждого столбца таблицы вызываются
ученики, наиболее “сильный” заполняет
четвёртый столбец). Ученики работают со своей
таблицей.(слайд 5,6,7,8)
— Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А
теперь всё внимание на теоретический материал,
который лежит у вас на партах. (Один из учеников
читает материал)
Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО,
БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения: “Стыдно, больно,
горько было ей”. (И.С. Тургенев)
Они отвечают на вопросы КАК? или КАКОВО? и
обозначают состояние человека. Обратите
внимание, что рядом со словами СТЫДНО, БОЛЬНО,
ГОРЬКО есть глагольная связка БЫЛО, она
указывает нам, что состояние имело место в
прошлом. Они не зависят ни от каких других слов и
являются сказуемыми в предложении, где нет
подлежащего. Эти слова имеют особенное, не
совпадающее ни с какой другой частью речи
значение, имеют свои морфологические признаки и
свою синтаксическую роль, следовательно, их
можно выделить в особую часть речи, которую
называют категория состояния (или слова
состояния).
Слова, относящиеся к этой части речи,
обозначают:
1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО,
РАДОСТНО, СКУЧНО, ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО,
ОТРАДНО. (Например: “В толпе мне было всегда
легко и отрадно”. (Тургенев);
2) физическое состояние человека или животного:
ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например:“Мне душно и
жарко”);
3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО,
ВЕТРЕНО. (Например:“Было солнечно и ветрено”);
4) оценку действий: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО,
НУЖНО (Например:“Нужно выучить правила”).
Слова категории состояния, образованные от
прилагательных с помощью суффикса -О, имеют
сравнительную степень. Например: СЕГОДНЯ БОЛЕЕ
ЖАРКО, ЧЕМ ВЧЕРА; СЕГОДНЯ ЖАРЧЕ, ЧЕМ ВЧЕРА.
— Ребята, запишем в нашу грамматическую тетрадь,
что обозначают слова категории состояния.
(прочитать)
— Итак, подведем итоги.
— Что представляют собой слова категории
состояния.
СКС – самостоятельная часть речи, отвечает на
вопросы КАК? КАКОВО? Обозначает? Морфологические
признаки категории состояния – не изменяется, то
есть не склоняется и не спрягается.
Синтаксическая роль – сказуемое, в каких
предложениях? (слайд 9)
— Молодцы. А теперь прочитаем правило в учебнике
на стр. 127.
— Как же мы рассуждаем, находя слова категории
состояния в предложении? Читаем рассуждение стр.
128.
— А теперь мы с вами должны научиться отличать
категорию состояния от прилагательного и
наречия. ( слайд 11)
— Краткая форма прилагательного согласуется в
роде, числе, падеже с определяемым
существительным и в предложении бывает
сказуемым. Наречие определяет глагол-сказуемое,
отвечает на вопросы: как, когда и т.д. и в
предложении является обстоятельством. Слова
категории состояния употребляются в безличных
предложениях и являются сказуемым.
— Послушайте отрывки из поэтических
произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них
слова категории состояния:
— Посмотрите, как украшают слова категории
состояния поэтический текст. Ведь поэзия – это, в
первую очередь, выражение чувств, эмоций,
переживаний. Здесь никак не обойтись без слов
категории состояния.
— Давайте попробуем придумать собственные
предложения, используя слова категории
состояния (учащиеся придумывают по 2-3
предложения и озвучивают их).
(Слайд 12) . Запишите к себе в тетрадь предложения
и определите, к какой части речи относятся
выделенные слова и их синтаксическую роль.
И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший
конь. (А.С.Пушкин)
(Слайд 13). Укажите номера предложений, в которых
выделенные слова являются словами категории
состояния, краткими прилагательными, наречиями.
Распределите в три колонки.
Его лицо было грустно.
Он грустно улыбнулся.
Мне грустно.
На него смешно смотреть.
Такое поведение смешно.
Он смешно выглядит.
Сочинение интересно написано.
С ним интересно спорить.
Соревнование интересно составом участников.
(Слайд 14). Проверим себя! Выделенные слова –
наречия: 2, 6, 7. Слова категории состояния: 3, 4, 8.
Краткие прилагательные: 1, 5, 9.
Задание 4. Ученик 7-го класса по
Интернету разослал по всем школам задание с
пометой «SOS». Он совсем запутался и просит
помочь ему вставить подходящие по смыслу слова
категории состояния и озаглавить текст.
Поможем?Работаем в карточке, которая у вас на
столе.
Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом
_____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома,
надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег
скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем
лесу. Но только на первый взгляд лес кажется
безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать
лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес
мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от
посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть
легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла,
шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает
__________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________
домой. После этой прогулки на душе ___________ и
____________.
Слова для справок: радостно, торжественно,
светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо,
невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.
Задание 5. (Слайд 15). Распределите слова
категории состояния на группы: состояние
человека, состояние окружающей среды, оценка
состояния.
5. Подведение итога.
Слайд 16. Подведём итоги.
6. Домашнее задание. Текст и к нему
задание.(слайд 17)
Тихо. Между деревьями син..м столбом
подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так
пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.
1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе
текста?
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Озаглавьте текст.
4. Каков стиль текста? Определите тип текста.
5. Есть ли в тексте слова категории состояния?
Какова их роль в тексте? Назовите смысловые
группы слов категории состояния, которые
встретились вам в тексте.
6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и
объясняя орфограммы.
Спасибо за урок!
Урок русского языка в 7 классе «Категория состояния как самостоятельная часть речи»
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 63 г. Пензы
г. Пенза, 2020
Технологическая карта урока русского языка
Шмелева Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 63 г. Пензы
Категория состояния как самостоятельная часть речи
Урок открытия новых знаний
1. Образовательная: организовать учебную деятельность обучающихся по изучению нового языкового материала на основе
имеющихся лингвистических знаний.
2. Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного труда через развитие индивидуальных
способностей и коллективное сотрудничество.
3. Развивающая: формировать умение работать с научной литературой
умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать выводы.
1. Образовательная: выявить особенности слов категории состояния как самостоятельной части речи; научить отличать
категорию состояния от грамматических омонимов, находить слова категории состояния в тексте и определять их роль.
2. воспитывать внимание к языковому явлению (омонимам).
3. Развивающая: развивать умственные способности, письменную и устную речь, способность к самоконтролю и самокоррекци
Основные термины и понятия
Категория состояния, грамматические омонимы, омоформы
Просвещение, 2016, раздаточный материал
• формирование грамматического понятия слова
категории состоянияна основе выделения
• умение определять значение и роль языкового явления
• стремление к речевому самосовершенствованию;
• развитие способности планировать и оценивать
собственную учебную деятельность
• формирование уважительного отношения к иному
• формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств.
• умение формулировать цели и учебные задачи;
• умение корректировать деятельность в ходе решения
• умение сопоставлять и сравнивать явления с точки
зрения их отличительных признаков
• овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей в соответствии с целями и
• умение осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
• умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Методы и приемы учения.
Этап 1. Этап мотивации к учебной деятельности –мин.
Выработать на
личностно значимом
уровне внутренней
готовности выполнения
нормативных требований
— Здравствуйте, ребятаИтак, начнем работу.
— Прочитайте слова: « это не то,
что получаешь легко. А то, к чему
стремишься со страстью и делаешь с
усердием». Это слова американского
политика Эбигейля Адамса
Как вы их понимаете?
— Действительнообучение – это не всегда
легко и просто, мы сегодня убедимся
Легко – это значит
делать чтото с малым
усилием, без особого
напряжения. Настоящее
же обучение – это
получение знаний с
большим старанием и
собственных мыслей и
Этап 2. Актуализация знаний –мин.
изученные способы
действий, достаточных
для построения новых
— Подумайте, какой частью речи является
слово «легко» в этом высказывании?
Докажите свое мнение.
— Что нужно знать, чтобы правильно
определить часть речи?
— Проанализируйте примеры. Определите
частеречную принадлежность слова ЛЕГКО
в следующих предложениях:
1. Он относился к жизни ЛЕГКО.
2. Всё, что он объяснял, было ЛЕГКО.
По ходу рассуждения мы будем заполнять
-Что же мы видим? Перед нами слова,
которые произносятся и пишутся одинаково,
но являются разными частями речи. Как
называются такие слова в русском языке?
-Да, вернее, омоформы, то есть слова,
которые совпадают в отдельных
Наречие (называют
Обобщающее значение,
Определяют часть речи
слова «легко» в каждом
процессе анализа
заполняют таблицу у
анализ объектов с целью
выявления их признаков;
использование знаково
символических средств
(таблицы) для решения задач,
осознанное построение речевого
оценивание результатов
деятельности (своей и чужой);
определение целей этапов
учебной деятельности в
сотрудничестве с учителем.
своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью.
Этап 3. Этап выявления причины и места затруднения мин.
Дать возможность
ученикам осознать, в чем
именно состоит
затруднение, каких
знаний, умений и
А теперь запишите предложение:
На душе ЛЕГКО.
— А какой частью речи здесь будет слово
«легко»? Что оно обозначает?
Можно ли считать это слово наречием?
предложение в тетради.
— построение понятных для
— поиск разнообразных способов
навыков им не хватает
для решения пробного
Почему? А кратким прилагательным?
Почему? Что же это? Может быть, новая
— установление причинно-
Этап 4. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации и его реализация7 мин.
Сформулировать тем
урока и его цель
выбрать способ
Применить новый способ
действий для решения
задачи, вызвавшей
Зафиксировать в
обобщенном виде новый
способ действий в речи
— Чтобы узнать это, проведем исследование –
«поработаем» ученымилингвистами. Как
работают лингвисты? Собирают материал –
изучают – описывают.
-Если это новая часть речи, что должен
В нашей лингвистической лаборатории
работают 5 отделов. Представители,
возьмите материал для исследования.
Выявите грамматические признаки новой
части речи. У вас на эту работу 3 мин.
— Время, отведенное на исследование,
закончилось. Представьте результаты вашей
— Что обозначает новое понятие? На какой
вопрос отвечает? Какие грамматические
признаки вы выделили? Какова
синтаксическая роль? Отметим эти признаки
-Дорогие исследователи, вы сегодня открыли
новую часть речи, которая имеет
определенные грамматические признаки,
выполняет особую синтаксическую роль.
-Какое название мы дадим этой части
-Да, ребята, это новая часть речи, которая
называется категорией состояния. Какие
будут предложения по формулировке темы
нашего урока? «Категория состояния как
самостоятельная часть речи». Запишите ее в
-Какую цель мы обычно ставим, когда
изучаем новую часть речи?
— Какими способами мы можем достичь
Карточки (см. приложение
Обобщенное значение,
Работают в группах,
изучают и анализируют
представителей каждой
группы. По ходу ответа
Записывают тему урока в
Выявить особенности
слов этой
самостоятельной части
Через анализ слов,
целеполагание как постановка
учебной задачи; планирование;
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
информации; структурирование
знаний; подведение под понятие
на основе распознавания
объектов; выделения
аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации,
использование критериев для
обоснования своего суждения.
-Что вы узнали об этой части речи?
Попробуйте дать определение.
-Сравните свое определение категории
состояния с определением в учебнике. Что
вас порадовало? Что удивило?
-А что еще вы хотите узнать об этих словах?
Обсудите в группе вопрос, запишите его на
карточке и прикрепите к доске.
— На какие вопросы из сформулированных
вами мы будем искать ответы?
Дают определение
Обсуждают в группе,
записывают вопрос на
карточке, крепят к доске.
Ставят новые учебные
Этап 4. Первичное закрепление мин
Усвоить новый способ
действия при решении
-Используя таблицу, которую вы заполнили,
попробуем закрепить новые знания. У
каждого из вас лежит карточка с отрывками
из стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Найдите в них слова категории состояния и
— Проверьте друг у друга правильность
выполнения задания. Обсудите результаты
-Теперь проверьте свои результаты по
-Молодцы. Поднимите руку, кому было
легко при изучении нового материала? А
кому – трудно? Какой
слова ЛЕГКО и ТРУДНО моем вопрос
-Состояние кого или чего они обозначают?
Давайте разберемся, что же могут
обозначать слова категории состояния.
— У вас на столах лежит карточка со словами
категории состояния. Распределите их по
группам. Что может стать основой
классификации? Обсудите это задание в
— Запишите эти слова в соответствии с их
смысловым значением. На эту работу вам 3
Ветрено, слышно, досадно, легко, туманно,
уютно, чудесно, больно, сыро, трудно,
темно, радостно, стыдно, горько, людно,
прелестно, жалко. тяжело.
Карточка (см. в
Карточка (см. приложение
Работают в группах
Находят слова категории
Обмениваются работами
Выполняют задание в
планирование учебного
поиск и выделение необходимой
информации; смысловое чтение;
построение логической цепи
рассуждения; умение осознанно
и произвольно строить
саморегуляция, познавательная
-Проверяем нашу работу.
-Назовите 1 тематическую группу. Какие
слова вы к ней отнесли?
-Назовите 2, 3, 4. Какие слова вошли в эти
Что стало основой для классификации?
-Выберите одну группу слов и составьте с
ними предложения. Выразите с помощью
этих слов свое эмоциональное, физическое
состояние или состояние окружающей
среды в данный момент. Запишите эти
-Для чего же нужны слова категории
Этап 5. Физкультминутка –мин.
Этап 6. Закрепление –мин.
Контроль усвоения,
коррекция знаний и
— Зачем мы изучаем части речи, в частности,
категорию состояния? Найти ответ на этот
вопрос нам поможет небольшой текст,
который лежит у каждого из вас.
— О чем текст, который вы прочитали?
— Какова его основная мысль? Как автор
относится к этому времени года? В каком
предложении выражена основная мысль
-Спишите текст, вставляя на место
пропусков подходящие по смыслу слова из
— Прочитайте, что у вас получилось?
-Какой частью речи являются вставленные
-Какую роль они играют в тексте?
-Придумайте и запишите предложение, в
котором отразите свое душевное состояние в
момент прихода весны.
-Итак, какова же роль категории состояния в
Текст с пропущенными
(см. приложение 5)
Списывают текст в
тетрадь и вставляют
Придумывают и
состояния помогают не
только нарисовать
словесный портрет, но и
определить тему текста и
создать его настроение.
текста, извлечение необходимой
информации, анализ, синтез,
формирование и аргументация
своего мнения в коммуникации.
-Я вижу, вы научились работать со словам
Давайте вернемся к тем вопросам, которые
вы сформулировали и разместили на доске
Мы ответили на них в ходе урока?
-На какой вопрос мы еще нашли ответ?
Этап 7. Рефлексия –мин.
Организовать у учащихся
рефлексию и самооценку
собственной учебной
деятельности на уроке.
-Мы начали урок со слова «легко». Оцените
с помощью сигнальных карточек, насколько
легко вам было изучать тему
Зеленая – мне было легко на уроке.
Желтая – мне было интересно на уроке, но, к
сожалению, у меня были трудности в
Красная – мне пришлось совсем нелегко на
— Вопрос к тем, кто поднял желтую и
красную карточки: подумайте и
сформулируйте, что именно было трудно.
Оценивают свою работу
с помощью сигнальных
Личностные: самооценка на
основе критерия успешности,
адекватное понимание причин
успеха/неуспеха в учебной
Регулятивные: соотнесение цели
урока с результатом работы и со
способами ее достижения.
способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и
своих мыслей в устной форме,
умение отвечать на вопросы
учителя, слушать и понимать
Этап 8. Домашнее задание мин.
Определить задания для
(домашнее задание с
элементами выбора,
На выбор:1. Напишите минисочинение
«Весеннее утро», используя слова категории
состояния для тех, кто выбрал зеленую и
2.Параграф 47, упражнение 314 (для тех,
кто выбрал красную карточку)
саморегуляция, осознание того,
что уже усвоено и что еще
1. Голуб И.Б. Русский язык без репетитора. М.: Туманит. Изд. Центр ВЛА – ДОС,2002
2. Корнеева Т.А. Морфология современного русского литературного языка (Ч.2. Неимена в грамматической системе русского языка). Казан.федер. унт. Казань, 2014.
3. Русский язык: учеб. Для 7 кл. общеобразоват.учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: 2017.
4. Петерсон М.Н. О частях речи в русском языке//Вопросы грамматического строя. М., 1955.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Раздаточный материал для групповой работы
Проанализируйте предложения. Что обозначают выделенные слова в предложениях? На какой вопрос они отвечают?
1. Лето, лето к нам пришло. Стало . 2. Мне в этом доме. 3. На улице темно, сыро, уныло. 4. Сегодня так кругом. 5. Ему было за свои
поступки. 6. Как весело и грустно в пустом лесу меж черными ветвями.
Проанализируйте предложения. Какой грамматический признак можно выделить у выделенных слов в предложениях первой колонки? Чем они отличаются от выделенных слов в
предложениях второй колонки?
1. На душе 1. Новый прыжок был для спортсмена.
2. Вчера мне было , а сегодня 2. Следующая задача для класса.
3. Мне было принять это решение. 3. Домашнее задание было
4. Стихи для заучивания были
Проанализируйте предложения. Как изменяются выделенные слова в предложениях?
1. На улице
2. На улице вечером
3. На улице утром
4. Утром на улице было бы холодно.
Проанализируйте предложения. Какой грамматический признак можно выделить у выделенных слов в предложении?
1. Мальчику
2. Девочкам , чем мальчикам.
3. Ему
Выделите грамматическую основу в данных предложениях. Определите синтаксическую роль выделенных слов
1. Она порусски знала.
2. Мне становилось плохо.
3. Сегодня в отделении спокойно.
4. Всё было спокойно.
5. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя.
Задание для индивидуальной работы (отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтова)
1. С души как бремя скатится, 2. В небесах торжественно и чудно! 3. И скучно, и грустно, и некому руку подать
И верится, и плачется, Что же мне так больно и так трудно? Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
Карточка 1. Распределите слова категории состояния по группам. Что может стать основой для классификации?
Ветрено, слышно, досадно, легко, туманно, уютно, чудесно, больно, сыро, трудно, темно, радостно, стыдно, горько, людно, прелестно, жалко. тяжело.
Работа с текстом
Спишите текст. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Весна – это пора пробуждения природы. На улице становится __________. После глубокого зимнего сна под снежным покровом оттаивает замерзшая земля. Правда, по
утрам еще ___________ и ____________, зима не уходит и не сдается без боя. Зато днем ___________ и ____________. Солнце всё чаще выглядывает. И небо уже не мерзлое.