Контрольная работа по теме имя существительное 6 класс

Контрольная работа по теме «Имя существительное как часть речи» (6 класс)

Что обозначает имя существительное? Запишите ответ.

Определите род имен существительных

Туча, ремонт, обилие, ледокол, улица, семя, радио, кофе, кольраби, растяпа.

Определите склонение следующих существительных.

Имя, предмет, книга, репетиция, юноша, крыльцо, возникновение, горсть.

Запишите следующие словосочетания

Р.п. вкусное печенье

Д.п. крутая лестница

Т.п. ценное время

П.п. серый кенгуру

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните все существительные как члены предложения.

, обозначая графически орфограммы в существительных:

а) рез..ик, перебеж..ик, камен..ик, проектиров..ик,

б) мяч..к, гвозд..к, человеч..к, мешоч..к, чиж..к, листоч..к.

в) грач..нок, бельч..нок, рубаш..нка, доч..нька, скворч..нок.

Письмо, рентген, шаль, программа, приземление, непоседа, знамя, кафе, мисс, авеню.

Снег, училище, лапа, радость, стремя, ведро, продолжение, медицина.

Р.п. следующая станция

Д.п. тонкая рейка

Т.п. красное знамя

П.п. быстрое такси

а) морожен..ик, развед..ик, шарман..ик, кранов..ик, преплет..ик.

б) лесоч..к, калач..к, пузыреч..к, дожд..к, карандаш..к, ножич..к.

в) морж..м, шприц..м, чертеж..м, рощ..й, камыш..м, полотенц..м.

Итоговый контрольный тест по теме «Имя
существительное»     6 класс

1.
На какие вопросы отвечает существительное?

Б)Что
делать? Что сделать?

2.
Что обозначает существительное?

3.
Чем, как правило, является в предложении имя существительное?

4.
Как изменяется имя существительное?

5.
Найти существительное третьего склонения.

6.  В каком ряду во всех словах пишется буква и ?

7. В каком ряду все существительные разноспрягаемые?

А) Путь, город, крепость.

Б) Удобрение, развитие, племя.

8.В каком ряду все существительные мужского рода?

А) Кольраби, поле, участок.

Б) Тюль, стол, кофе.

В) Облако, кафе, растеряша.

9. В каком ряду все существительные общего рода?

А) Дело, яйцо, шоссе

Б) Песок, берег, холод

В) Забияка, задира, неряха.

10. В каком ряду в существительных пишется суффикс- ек-

11.В каком ряду во всех словах пишется –щик-

12. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно

А) К сожалению, я (не)врач и
не могу помочь вам.

Б) (Не)везение преследовало меня.

В) Ты говоришь (не)правду, а ложь.
Г) (Не)акула и (не)кит.

13. В какой
строке все слова существительные.

А) Шест,
шестёрка, шерсть.

Б) Семёрка,
семёрочка, седьмой.

В) Два,
двоечник, удвоить.

14. Назовите
строчку, в которой нет разносклоняемых существительных:

А) Степь, путь,
грудь

Б) Болтовня ,
племя, деревня

В) Семья,
скамья, ладья

15. Назовите
строчку, где все существительные несклоняемые .

А) Пальто,
метро, шоссе

Б) Мадам,
Морозов, Даниленко

В) Сергеев,
Луговых, Петренко

16. Определи,
род какого существительного определён неверно.

А) Плакса –
женский.

Б) Солнце –
средний.

В) Коридор –
мужской.

1 верный
ответ- 1 балл

0-5 б-  «2»

6-9 б – «3»

10-13 б- «4»

14-16 б- «5»

Контрольная работа «Имя существительное как часть речи»

Уровень 1. (17 б.)

1.Дайте характеристику имени существительному как части речи- 3 б.

2.Выпишите существительные женского рода- 3 б.

Письмо, рентген, шаль, приземление, время, кафе, мисс, авеню.

3.Определите склонение следующих существительных- 2 б.

Училище, стремя, продолжение, медицина.

4.Просклоняйте по падежам следующие словосочетания- 4 б.

Следующая станция, тяжкое бремя.

5.Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните все существительные как члены предложения- 5б.

Уровень 2. (13 б.)

1) Я читал томик стихов Маршака. 2) Вошла бабушка. 3) В руках она держала пушистый комоч..к. 4) Это был рыжий котик. 5) Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный стол..к и стал играть цветным карандаш..ком. 6) Потом Рыжик нашел клубоч..к с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мяч..к. 7) Вот непоседа! 8) Я взял его на руки. 9) Нос..к у кота был влажный. 10) Мы пошли с Рыжиком в наш садик. 11) Котенок спрятался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. 12) Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. 13) Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. 14) Только запах свежей рыбы заставил его бросить платоч..к и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусоч..к.

Задания к тексту

Спишите текст. Озаглавьте текст. (6б.)

Выпишите из предложений №1-3 собственное существительное. (1б.)

Выпишите из предложений №6-9 существительное общего рода. (1б.)

Выпишите из предложения №6 существительное и сделайте его морфологический разбор. (3б.)

Выпишите из предложений текста существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, суффиксы выделите. (2б.)

Выпишите из предложений имена существительные:

Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая
этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи.

Обведите верные утверждение:

Подчеркните имена
существительные, имеющие только одну форму числа.  Определите их число:

Дорога, дети, листва, листья, молоко, студент, шорох,
ворота, стадо, портфель, темнота.

Определите род выделенных
существительных, согласуйте с ними прилагательные и местоимения:

Исправьте ошибки в словах:

1.Вышел новый номер журнала
«огонёк».  2. На своём стареньком «москвиче» он долго добирался до места
встречи. 3. Поле русской славы – бородинское поле. Дважды измерила тобою
россия самоотверженность, отвагу, любовь и непобедимость славных сыновей
своих.

В каких рядах сложные и сложносокращённые слова пишутся
слитно:

Определите букву в суффиксах
имён существительных, объясни свои действия:

Образуйте сложные слова,
соединяя корень пол с существительными, обозначьте орфограмму:

Арбуз –
__________________________

Тула – ___________________________

Луг – ____________________________

Лимон – _________________________

Жизнь – _________________________

Нева — ___________________________

Час – _____________________________

Россия – __________________________

Определите способ
словообразования существительных, выполните морфемный разбор:

Подзаголовок    
, подзаголовок
______________________________________________________________________________

Биатлонист       
,  биатлонист
_______________________________________________________________________________

Черноморец      
,                               черноморец 
_______________________________________________________________

Бег   ,   бег
_______________________________________________________________________________________________

В каких рядах во всех словах
пишется буква О:

Вставьте пропущенные орфограммы, объясните правописание.
Сделайте морфологический разбор выделенных слов:

Общее количество баллов:

Контрольная работа по теме имя существительное 6 класс

Итоговое тестирование по теме «Имя существительное»

а) самостоятельная часть речи

в) указывает на предмет, не называя его

3. Имя существительное отвечает на вопросы:

г) Что делает? Что сделал?

4. Имена существительные изменяются

а) по родам, падежам и числам

5. Укажите ряд слов, где все существительные женского рода:

в) вермишель, роскошь, ноль

б) честь, печень, профиль

6. Имена существительные имеют

7. Ко 2му склонению относятся имена существительные:

а) м. и ж. рода с окончаниями –а, я

в) ж. рода с мягким знаком на конце

б) м. рода с нулевым окончанием и ср.

рода с окончаниями –о, е

г) ср. рода с окончаниями –о, е

8. В каком ряду все существительные 3го склонения

а) блюдце, карандаш, корона

9. Имена существительные имеют:

Контрольная работа по теме имя существительное 6 класс

11. Укажите ряд словосочетаний, в котором все существительные

употреблены в форме творительного падежа:

а) прочитать книгу, разговаривать о

поездке, ехать на автобусе

в) солнечным днем, вкусным ужином,

б) назначить встречу, объяснить

ребенку, провожал с улыбкой

г) довольна выступлением, поговорила

с бабушкой, сопровождать больного

12. Укажите ряд словгде названы только одушевленные существительные:

а) кухня, набережная, вещь

в) ребенок, водитель, человек

б) волк, кошка, стул, трава

г) рассвет, красота, гуашь

13. Укажите ряд словгде названы только нарицательные существительные:

а) народ, весна, красота, знамя

б) Андрей, кофе, игра, Волга

г) Африка, комод, игра, кино

14. В каком ряду все имена существительные употребляются только в форме

а) игрушки, прятки, ворота

в) будни, ножницы, неряхи

15. Укажите ряд слов, где названы только существительные общего рода?

в) бедняга, сирота, непоседа

г) солнце, красавица, ябеда

16. Существительные время относятся к:

а) существительным 2 склонения

в) несклоняемым существительным

б) существительным 3 склонения

17. Укажите ряд слов, где названы только несклоняемые существительные:

а) племя, время, знамя, семя

в) земля, пюре, игра, кино

б) какао, радио, такси, пари

гбремя, пальто, повидло

18. У какого (какой) писателя (писательницы) не склоняются и имя, и фамилия?

Контрольная работа по теме имя существительное 6 класс

19. В каком ряду оба существительных относятся к мужскому роду:

21. В каком слове ударение падает на первый слог:

22. В каком слове является частью корня:

23. С каким словом пишется раздельно:

а) В этом году был (не)урожай.

в) Сильное (не)домогание.

24. В каком предложении со словом пишется слитно:

а) (Не)боги горшки обжигают.

в) (Не)удачи преследовали его

б) Он мне (не)приятель, а просто

г) Глупая речь (не)пословица.

25. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква

а) звоноч..к, денеч..к, бережоч..к

в) велосипед..к, халат..к, бегемот..к

б) молоточ..к, бубенч..ки, карандаш..к

г) ножич..к, калач..к, чертеж..к

26. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква

а) буфет..ица, груз..ик, прессов..ик

Читайте также:  Как написать докторскую диссертацию: темы, структура, план

в) перебеж..ик, вертолет..ик, развед..ик

б) стеколь..ик, камен..ик, спор..ик

г) объезд..ик, надсмотр..ик, смаз..ик

И Т О Г О В Ы Й Т ЕС Т «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 6 класс

1.В каком слове выделенная согласная обозначает твёрдый согласный звук?

А) Рейд Б) шимпанЗе В) акаДемик Г) Сессия

2.В каком слове ударение падает на первый слог?

А) добыча Б) жалюзи В) средства Г) плато

3.Найдите строку, в которой все существительные разносклоняемые.

А) знамя, пламя, стремление Б) темя, месть, певец

В) стремя, вымя, путь Г) время, море, семя

4. Определите род несклоняемых существительных. Выпишите «третье лишнее».

А) эскимо, реле, мисс Б) алоэ, пенальти, метро

В) буржуа, какаду, шасси Г) кольраби, пони, леди

5. Найдите строку, в которой все существительные в предложном падеже

единственного числа имеют окончание –

А) дерево, здание, часть Б) окончание, лай, занятие

В) имение, путь, элегия Г) поле, гений, стремя

6.В каком ряду все существительные в дательном падеже единственного числа

имеют окончание –Е?

А) имя, порог, подруга Б) деревня, барышня, песня

В) ветер, племя, буря Г) армия, тетрадь, ветка

7.Укажите пример без речевой ошибки.

А) далёкая Лимпопо Б) позвонил капитан Синицына

В) подпись Леонида Шмидт Г) справедливые жюри

8.Найдите строку, в которой все существительные пишутся с НЕ слитно.

А) (не)взгоды; (не)решительность; (не)брежность; (не)смех, а слёзы

Б) (не)приятель; (не)доумение; (не)лепость; (не)счастье

В) (не)организованность; (не)опрятность; (не)дуг; (не)приятель, а друг

Г) (не)видимка; (не)приветливость; (не)вежливость, а грубость; (не)верность

9.Найдите строку, в которой все слова имеют суффикс –ЩИК.

А) спор_ик, перебеж_ик, налад_ик Б) руб_ик, смаз_ик, полиров_ик

В) камен_ик, паром_ик, свар_ик Г)обход_ик, рассказ_ик, экскаватор_ик

10.В каком ряду все слова имеют суффикс

А) петушоч_к, молоточ_к, стол_к Б) носоч_к, винт_к, бант_к

В) кирпич_к, карандаш_к, нос_к Г) ларч_к, дружоч_к, листоч_к

11.Найдите группу слов, имеющих после шипящего букву О.

А) ш_в, порош_к, еж_нок, испеч_т Б) старич_к, овраж_к, пч_лы, ш_фёр

В) пирож_к, больш_го, реч_нка, ш_рох Г) пуш_к, горош_к. ш_пот, чуж_го.

И Т О Г О В Ы Й Т ЕС Т «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 6 класс

А) инТерьер Б) Резерв В) коФе Г) агРессия

2.В каком слове ударение падает на второй слог?

А) диалог Б) алфавит В) документ Г) ворота

А) путь, стремя, ружьё Б) племя, знамя, имя

В) время, бремя, гостья Г) ночь, семя, темя

А) пенсне, кашне, кенгуру Б) ателье, кофе, жюри

В) конферансье, рагу, шимпанзе Г) мадам, тире, кольраби

А) солнце, собрание, осень Б) случай, полянка, колыбель

В) армия, иней, аллея Г) знамя, мелочь, лезвие

имеют окончание –И

А) выгода, находка, племя Б) семя, путь, ночь

В) имя, львица, мать Г) акация, площадь, гора

А) отдыхали в Сочах Б) принял смену диспетчер Петрова

В) повесть Сельмы Лагерлёф Г) нет время

А) (не)вежда; (не)приятность; (не)здоровье, а болезнь; (не)былицы

Б) (не)доброта, а грубость; (не)приятель; (не)ряха; (не)внимательность

В) (не)решительность; (не)вольник; (не)правда; (не)годование

Г) (не)туман; (не) друг, а враг; (не)брежность; (не)осторожность

9.Найдите строку, в которой все слова имеют суффикс –Ч

А) спор_ик, перевоз_ик, пулемёт_ик Б) бетон_ик, стеколь_ик, груз_ик

В) объезд_ик, паром_ик, арматур_ик Г) рассказ_ик, вертолёт_ик, смаз_ик

10.В каком ряду все слова имеют суффикс ЕК?

А) кулёч_к, носоч_к, дом_к Б) подароч_к, звоноч_к, дружоч_к

В) коробоч_к, порошоч_к, куст_к Г) слон_к, бараш_к, комар_к

А) крыж_вник, ш_рох, девч_нка, печ_т Б) друж_к, уж_нок, камыш_м, ж_кей

В) пастуш_к, скрипуч_го, крыльц_м, туч_й Г) ореш_к, шапч_нка, ш_лк, теч_т

Имя
существительное как часть речи

Спишите
текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните орфограммы. Подчеркните
все существительные.

Сделайте
морфологический разбор  имени существительного из первого предложения.

Выполните
фонетический разбор слова.

Распределите
существительные в два столбика: 1 – существительное пишется с не слитно; 2 –
существительное пишется с не раздельно.

(Не)нависть,
(не)приятель, а враг, (не)счастье, (не)годование, (не)правда, а ложь.

* Понедельник,
вторник, среда и т.д. Раньше такие семь дней назывались «седмица». Позже на
смену «седмице» пришла «неделя». Но почему именно «неделя»? И каким образом
возникло это слово?

1.
Какого признака нет у существительного:

А)
рода,  Б) числа,  В) падежа, Г) времени.

2.
Имя существительное изменяется по:

А)
родам,  Б) числам,  В) падежам, Г) склонениям.

3.
Найдите существительные 1 склонения:

А)
тенью, Б) полотенцем, В) в революции,  Г) семьей.

4.
Укажите существительные женского рода:

А)
мозоль, Б) тюль, В) кофе, Г) какао.

5.
Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

А)
вермишель, Б) такси, В) фальшь, Г) пальцы.

6.
Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

7.
В окончании каких существительных пишется О:

А)
борщ..м, Б) ковш..м, В) дач.й, Г) гордец..м.

8. В
каких существительных нужен Ь:

9.
Допиши пропущенные в правиле слова.

Имя
существительное — это часть речи, которая отвечает на вопросы ___________ и
обозначает ____________ .

Если к имени
существительному можно поставить слова он, мой, то существительное относится к
__________ роду.

Если речь идёт об
одном предмете, то существительное стоит в форме _______________ числа.

Если речь идёт о
нескольких предметах, то существительное стоит в форме _______________ числа.

10.
Подчеркни в тексте все имена существительные тем членом предложения, которым
они являются. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Дни
стали короче. Солнышко встаёт позже и уходит от нас раньше. Воздух с каждым
днём становится холоднее. Часто дует резкий ветер. Улетают в тёплые страны
ласточки.

А)
рода, Б) числа, В) падежа, Г) времени.

А)
родам, Б) числам, В) падежам, Г) склонениям.

А)
печью, Б) лошадкой, В) на лекции, Г) образованием.

А)
фальшь, Б) шоссе, В) пианино, Г) кафе.

А)
ветошь, Б) макароны, В) сани, Г) выводы.

А) с
луч..м, Б) грач..м, В) суш..й, Г) молодц..м.

8.
В каких существительных нужен Ь:

Дни
стали короче. Солнышко встаёт позже и уходит от нас раньше. Воздух с каждым
днём становится холоднее. Часто дует резкий ветер. Улетают в тёплые
страны ласточки.

ОТКУДА
ПОЯВИЛИСЬ ДНИ НЕДЕЛИ И МЕСЯЦЫ?

Обычай
измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и был
связан с изменением фаз Луны. Число «семь» считалось исключительным,
священным. В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме
неподвижных звезд, на небе видны семь блуждающих светил, которые были названы
планетами.

Древневавилонские
астрономы считали, что каждый час суток находится под покровительством
определенной планеты.

Дни
недели получили свои названия от имен богов. Затем эти названия перешли к
римлянам, а потом и в календари многих народов Западной Европы. Понедельник
считался днем Луны, вторник — днем Марса, среда — днем Меркурия, четверг — днем
Юпитера, пятница — днем Венеры, суббота — днем Сатурна, воскресенье — днем
Солнца. Названиями планет пользуются для обозначения дней недели и многие
азиатские народы.

На
Руси названия сложились иначе: неделю назвали седмицей. Воскресенье называлось
— неделей (нет дел, т.е. день отдыха), понедельник — день после (по) недели,
вторник — второй, среда — середина седмицы, четверг — четвертый, пятница —
пятый день, суббота — от слова «сабат» или «шабаш», т.е.
конец всяких дел, последний трудовой день недели. Деление на семь дней условно
связывают с лунным месяцем. Фазы Луны сменяются в течение 29 с половиной суток.
Месяц на небе и месяц в календаре не случайно обозначается одним словом. До сих
пор во многих языках и Луна, и период времени около 30 дней называются
одинаково. По лунным месяцам древние земледельцы вели счет времени и
устанавливали сроки полевых работ. Луна была, так же как и Солнце, природным
указателем времени. Ее регулярное преображение, изменения фазы в одинаковой
последовательности, легли в основу первых древних систем летосчисления. Начало
года и_ первого месяца было приурочено к началу весенних цолевых работ; 12, а
иногда 13 лунных месяцев составляли цикл, называемый годом. Солнце и Луна
последовательно переходили из одного зодиакального созвездия в другое. На
основе этих наблюдений были составлены в древности первые календари.

Контрольная работа по теме «Имя существительное» вариант 1 6 класс

1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

А) песня, агрессия, белый, кольцо;

Б) бассейн, лотерея, богатый, кладовая;

В) булочная, вокзал, ножницы, бусы;

Г) компьютер, космический, пломбировать, гололедица.

Читайте также:  Инновационная деятельность организации курсовая

2. Что обозначает существительное?

а) Предмет. б) Признак предмета.

в) Действие предмета.

3. Чем, как правило, является в предложении существительное?

а) Подлежащим. б) Определением.

4. Отметьте вариант ответа, в котором допущена ошибка в согласовании прилагательного с существительным по роду.

1) ценная бандероль

2) варёный картофель

3) нежная тюль

4) красная фасоль

5. В каком варианте ответа в словообразовательной цепочке допущена ошибка?

6. Раскройте скобки. В каком варианте ответа оба существительных пишутся через дефис?

1) (фото) ателье, (северо) запад

2) (кино) клуб, (полу) круг

3) (пол) страны, (электро) станция

4) (пол) лимона, (премьер) министр

7. В каком предложении отсутствует метафора?

1) Прохладный воздух едва качает язычок свечи. (К. Паустовский)

2) Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка. (И. Соколов-Микитов)

4) Однажды после долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. (Б. Носов)

8. Каким членом предложения является слово танк в предложении

Игрушечный танк подарил мне брат?

9. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы:

Отборная рож.., холодная полноч.., камыш..м, над крыш..й, туч..й, глуш.., железный ключ.., плеч..м к плечу, черная туш.., сторож.., марш..м, пастбищ..м.

10. Вставьте пропущенные окончания, согласуя имена прилагательные с именами существительными.

Ценн__ бандероль, больн__ мозоль, лечебн__ шампунь, нежн__ тюль, чёрн__ рояль.

11. Спишите, раскрывая скобки.

(Корабле) крушение, (авиа) салон, (северо) восток, (премьер) министр, Ростов (на) Дону, (пол) города, пол (урока), (пол) листа, (полу) остров, (спец) заказ.

12. Списать текст, выставить пропущенные буквы.

1). Однажды мы н..чевали на Ч..рном оз..ре. 2). С собой мы взяли резинов..  надувн.. лодку и на рассвете выехали на ней л..вить рыбу. 3). Внезапно у самого борта ло..ки вынырнула огромная горбатая спина ч..рной рыбы.

4). Ло..ка  зак..ч..лась. 5). Рыба пр..шла под ней и вынырнула снова.

6).  Должно быть, это была гиган..ская щука. 7). Она могла задеть своим острым спинным пл..вником резиновую ло..ку и ра..п..роть ее как бритвой.

13. Выписать из текста 3 словосочетания.

14. В предложении № 7 определить все части речи.

15. Выполнить морфологический разбор: лодку.

16.Выполнить полный синтаксический разбор предложения №5

Контрольная работа по теме «Имя существительное» вариант 2

2.На какие вопросы отвечает существительное?

а) Что делать? Что сделать? б) Какой? Чей?

в) Кто? Что?

3. Как изменяется существительное?

а) Спрягается. б) Склоняется.

в) Не изменяется.

4. В каком варианте ответа допущена ошибка в согласовании прилагательного с несклоняемым существительным по роду?

1) разнообразное меню

2) военный атташе

3) придорожный кафе

4) говорящий какаду

1) (агро) фирма, (зоо) парк

2) (полу) месяц, (пол) арбуза

3) (юго) восток, (вагон) ресторан

4) (диван) кровать, (везде) ход

7. В каком варианте ответа отсутствует метафора?

2) Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. (К. Паустовский)

3) Распластавшись, быстро, как ящерица, я пополз к хвосту поезда. (А. Гайдар)

4) Крепким настом покрыты снега. Можно без лыж идти по хрустящему снежному паркету. (И. Соколов-Микитов)

15. Выполнить морфологический разбор: бритвой.

16.Выполнить полный синтаксический разбор предложения №5.

1.В каком ряду все имена существительные общего рода?

А) умница, плакса, половодье, каучук;

Б) простофиля, неженка, чистюля, кастрюля;

В) сирота, забияка, неряха, Саша;

Г) Валя, грязнуля, белоручка, земля.

2. В каком ряду все имена существительные собственные?

А) (Г,г) ород, (У,у) лица, (Т,т)етрадь, (М,м)осква;

Б) (Е,е)вропа, (А,а)ляска, (В,в)олга, (С,с)ибирь;

В) (Ш,ш)ахта, (У,у)голь, (М,м)оре, (Т,т)юмень;

Г) (Т,т)урция, (Ч.ч)ехов, (К,к)раснодар, (Д,д)ом.

3.На какие вопросы отвечает существительное?

4. Как изменяется существительное?

5. Найти существительное 3-го склонения.

а) В степи.

б) На солнце.

в) У дерева.

г) На краю.

6. Найти существительное, имеющее только форму ед.ч.

7. В каком ряду все имена существительные одушевленные?

А) сад, дерево, кустарник, садовник;

Б) врач, пациент, медсестра, администратор;

В) матрос, боцман, капитан, каюта; Г) женщина, мастер, парикмахерская

8. Непостоянные признаки существительных:

а) род, падеж, склонение

б) падеж, число

в) падеж, число, склонение

г) род, падеж

9. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

А) нож.., мяч.., помощь..; Б) ноч.., печ..ка, рож..;

В) мыш.., мелоч.., печ..; Г) реч.., много туч.., ключ

10 Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы:

Отборная рож.., холодная полноч.., камыш..м, над крыш..й, туч..й, глуш.., железный ключ.., плеч..м к плечу, черная туш.., сторож.., марш..м, пастбищ..м, плащ.. .

Списать текст, вставить пропущенные буквы.

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. – Я и песня нерасторжимы.

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Вот давайте подумаем и ответим в конце урока.

Сочинял сапожник песню целый день. Их сегодня сочиняют все, кому не лень. Он за это дело взялся в первый раз. Удивить хотел, наверно нас. Припев: Только не надо переживать, Только не надо перебивать. Может быть, выйдет, а может нет Новая песня вместо штиблет

Не судите очень строго, он такой — Наилучший он сапожник, парень неплохой, Но попал в теченье моды он как раз. Удивить хотел, наверно нас. Припев Мы с ним встретились примерно через год, Не узнал его я сразу — тот он иль не тот ? Шел сапожник наш веселый и босой И мотивчик пел какой-то свой. Припев

Журавли, журавли над Россией

Улетают с гнездовий на юг

И дождинок, как линейки косые,

Чертят душу мою и твою.

Словно листья летят телеграммы,

Осень тихо стучит в каждый класс.

С Днем Учителя, милые дамы.

Господа, с Днем Учителя Вас!

Перед вами сидят журавлята

Желтороты, бескрылы, слабы.

Вы должны воспитать их крылатых

Вы творцы их нелегкой судьбы.

И тогда прилетят телеграммы

С кругосветных, космических трасс.

Мы далеких наставников помним,

Пусть окончен земной их маршрут.

Нас учили крылатые люди,

Души их в наших душах живут.

И сегодня вне школьной программы

Позовет нас учительский вальс.

Цель: обобщение и расширение знаний по фонетике и орфоэпии.

1.знакомство с понятием «слог», ударные и безударные слоги; знакомство с понятием «ударение» (свободное, разноместное, подвижное, логическое).

2.развитие умения применять полученные знания на практике; развитие логического мышления, умения сравнивать, делать выводы и обобщать.

3. воспитание внимания к собственной и чужой речи.

2.карточки, трафареты «слог», «ударный», «безударный», «ударение», «свободное», «разноместное», «подвижное», «логическое»,которые по ходу урока помещаются на доску.

Хотелось бы начать наш урок с притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!»- обратился он к ним, у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и – о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться быстрее и раскрылась.

Читайте также:  Йота по паспорту или без

Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

Вывод: Сегодня на уроке мы тоже будем приоткрывать дверь в мир знаний, и вера в наши силы нам очень поможет.

II.Актуализация опорных знаний

1.Словарный диктант (один ученик работает на закрытой доске, его работу проверяет консультант, а в это время дети обмениваются тетрадями, проводят взаимопроверку),(2-е учеников работают по карточкам).

Территория, расстояние, профессия, коллектив, искусство, антенна, бассейн, миллион, масса, суффикс.

Определи склонение имён существительных:

Грач, пень, камыш, тушь, дочь, дерево, черёмуха, учебник, солнце, туча.

День, соль, дичь, кувшин, цветок, сковорода, окно, сердце, солдат, земля.

2.Знакомство с новым словом

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым словарным словом.

Конфета(лат.)- «кон»- вместе, «фецио» –делать.

В латинском и итальянском языках конфетой сначала называли сделанное, приготовленное лекарство, а потом – кондитерское изделие.

-Произнесём слово с ударением.

Составьте предложения с этим словом и запишите в тетрадь.

2.Сообщение темы урока

(Учитель подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока). На доску спроецирован текст, дети его читают, отвечают на вопрос.

-Что поняла Аня?

-Аня поняла, что ударение изменило значение слова.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке мы будем с вами говорить об ударении и слогах. Мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать эти законы и применять их на практике.

III.Формирование новых знаний

Нам известно, что слова делятся на слоги.

— Может ли слог состоять из одного звука?

-Приведите пример таких слов.

-Она, узел, Оля.

-Есть ли слова, которые состоят из одного слога?

— Приведите примеры.

-А как определить количество слогов в слове?

-Сколько гласных, столько и слогов.

-Согласные звуки могут начинать слог?

-Согласные могут заканчивать слог или окружать гласный звук с обеих сторон?

-В чём отличие этих слогов?

-Можно слог пропеть, нельзя слог пропеть.

-Как могут называться такие слоги?

МО-ЛО-КО- открытые слоги

ИГ-РА запись в тетради

БАН-КИР- закрытые слоги

Конспект урока по русскому языку на тему

«Абзац как часть текста»

— Образовательные: научить выделять микротему абзаца, делить текст на абзацы;

— Развивающие: развивать творческую и мыслительную активность учащихся;

— Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному языку.

Ребята, здравствуйте! Настраиваемся на урок! Посмотрите, все ли принадлежности у вас лежит на месте: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Если у всех все готово, давайте начнем урок.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать с текстом, будем определять тему текста, узнаем, что такое микротема текста, будем делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно писать сочинения и изложения. Этой теме отводится 2 урока. Итогом работы станет проверочная работа. Сегодня мы познакомимся с понятиями микротема и абзац.

Посмотрите на слайд, даны предложения в произвольной последовательности.

IОсенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

Дети читают текст по цепочке.

Ребята, можно ли эти предложения назвать текстом?

А что такое текст?

-О чём этот текст? Попробуйте определить.

-Этот текст о скворцах.

-Скажите, что такое основная мысль текста.

-То, что хотел сказать нам автор.

-Попробуйте найти основную мысль текста. Какой пословицей о Родине можно её выразить?

На чужой стороне и весна не красна.

Всякому мила своя сторона.

За морем теплее, а на родине милее.

-Как можно озаглавить текст, сохраняя основную мысль в заголовке.

Скворцы на чужбине.

Любовь к Родине.

3. Изучение нового материала

-Мы с вами определили тему текста. А что же такое микротема?

(на доске слово «микро»)

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого.

— Вспомните и запишите слова, которые начинаются с микро.

-Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

— А как вы думаете,  что такое микротема?

-Это небольшая часть темы.

— Запишите определение в тетрадь

Микротема – часть одной общей темы. Все микротемы подчинены общей теме.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

Каждый абзац на письме выделяется красной строкой – небольшим отступом.

Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины.Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждет, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несет удивительно черная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул.Вечером дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьются в небе звезды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи.Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сиянием. Словно и самому дождю радостно, что он пришел без мглы, такой веселый.

Ребята, прочитайте и докажите, что перед вами текст. Прочитайте его внимательно про себя.

Ребята, что в этом тексте не хватает? (деления на абзацы)

— Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Выделите абзацы.

-Текст можно разделить на 4 части.

— Прочитайте 1 абзац и определите его микротему.

— Прочитайте 2 абзац и определите его микротему.

— Утренний дождь

— Прочитайте 3 абзац и определите его микротему.

— Вечерний дождь

— Прочитайте 4 абзац и определите его микротему

— Слепой дождь.

— Какова тема текста?

— Определите тип речи – описание.

— Озаглавьте каждый абзац – то есть определить микротему.

(Работа в группах.)

После обмена мнениями в группах выделяются такиемикротемы: 1. Ночной дождь. 2. Утренний дождь. 3. Вечерний дождь. 4. Слепой дождь.

— Какими словами автор описывает ночной дождь? Утренний? Вечерний? Слепой? (работа в группах с текстом. Дети выделяют в тексте карандашом нужный материал )

Ночной дождь: приходит неслышно, дремотным влажным шелестом, мокрый запах смородины.

Утренний дождь: неожиданный, приходит с грозой, удивительно черная туча, жесткие редкие молнии, ходит по оврагам гул.

Вечерний дождь: низко, ровными длинными косами, засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи.

Слепой дождь: небольшая туча, светом и счастливым сиянием, дождю радостно.

4. Проверка усвоения темы.

— Вы хорошо поработали. А сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. Выполним тест.

Тест «Верные и неверные утверждения»

1. Текст состоит из предложений     +

2. Все предложения в тексте имеют границы +

3. К тексту нельзя подобрать заголовок –

4 Текст можно разделить на части (абзацы)      +

5 Каждая часть текста записывется с красной строки +

6  Предложения не имеют последовательности    —

7.В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится +

8.Ключевые слова   помогают раскрыть тему  +

9.Микротема текста = теме ?     —

5. Заключительный этап.

Ребята, подведем итоги урока.

6. Домашнее задание.

— Выучить материал в тетради

Выхожу на полянку и вдруг вижу возле старой, давно не езженной дороги сразу два белых гриба. Да каких еще! Шляпка у каждого чуть меньше моего картуза. Срезал их ножичком. Ножки толстые, крепкие.

На всякий случай еще разок огляделся по сторонам, огляделся – и обмер: еще два почти рядом с моими растут, а немного подальше – еще один. И все как на подбор.

После такой удачи я уж всю эту полянку ползком облазил. Но больше ни одного не нашел.

Волк съел овцу. Мужики поймали волка и стали его бить.

Волк сказал: «За то вы меня мучите, что я сер.

Мужики сказали: «Не за то, что ты сер, а за то, что ты овцу съел».

(Лев Толстой «Охотники»)

Оцените статью
VIPdisser.ru