Контрольная работа по теме «Социальная сфера»
(Задания формата ЕГЭ
1. К среднему классу в экономически развитых странах относят
1) неквалифицированные рабочие
2) ведущие менеджеры крупных предприятий
3) владельцы небольших фирм
4) лица, занятые физическим трудом.
2. Сословное деление общества отражает
1) вид государственного устройства
2) тип социальной стратификации
3) характер экономических связей
4) особенность политической системы
3. Замужество, изменение гражданства, смена профессиональной
деятельности — это проявления
1) общественной нестабильности
2) социальной дифференциации
3) социального неравенства
4) социальной мобильности
4. Племена, народности, нации — это
1) формы государственного устройства
2) этнические общности
3) политические институты
4) формы экономической интеграции
5. Верны ли следующие суждения о типах социальных групп?
А. Одна и та же группа может быть формальной и
Б. Формальные группы возникают самопроизвольно,
объединяясь вокруг ярких лидеров.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. К социальной роли родителя относится
1) повышение своего профессионального уровня
2) забота о здоровье собственных детей
3) внимание к окружающим людям
4) участие в политической жизни страны
7. Процесс социализации личности в первую очередь означает
1) изменение социального статуса
2) усвоение накопленного людьми опыта
3) переход из одной социальной группы в другую
4) развитие творческих способностей
8. Нарушение правил поведения в общественном месте — это пример
1) социальной нормы
2) формальной негативной санкции
3) конформного поведения
4) отклоняющегося поведения
9. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам
рекомендовалось чистить ногти мыть руки, «не дуть в ушное». Это
1) норм этикета
2) норм морали
10. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных
норм составляет основу
2) социального контроля
3) социальной адаптации
11. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписания,
которые закреплены в законах.
Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе
нормам, называется конформизмом.
12. И семья, и коллектив сотрудников являются
1) социальной стратой
2) общественным институтом
3) этнической общностью
4) малой группой
13. Отличительным признаком партнёрской семьи является:
1) выполнение функции социализации детей
2) главенствующая роль отца семейства
3) отсутствие отношений господства и подчинения
11 февраля 2022
Тест по теме «Социальная сфера»
2 варианта по 17 вопросов.
1. Установите соответствие между примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Примеры социальных групп А) банковские служащие Б) петербуржцы В) избиратели Г) африканцы Д) демократы
Признаки выделения социальных групп1) территориальный2) профессиональный3) политический
2. Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. Социальный статус- это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности. Б. все социальные статусы люди приобретают от рождения.
1) верно только А2) верно только Б3) оба суждения верны4) оба суждения неверны.
4. Что из перечисленного относится к понятию «социальная группа»:1. класс2. социальный слой3. семья4. трудовой коллектив5. все перечисленное
6. Что из перечисленного не относится к основным признакам нации:1) национальный язык2) национальность3) общее гражданство4) общие права и обязанности людей по отношению друг к другу
7. Что из перечисленного характеризует прирожденный статус человека:1) национальность, квалификация;2) социальное происхождение, национальность;3) образование, квалификация
9. Какие из приведенных определений характеризуют понятие «социальная роль»:1) совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус2) модель поведения, ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом3) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.
10. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях? А. Участниками социальных отношений могут быть только отдельные личности. Б. Социальные отношения устанавливаются между социальными группами и общностями.
11. Общей социальной ролью ребёнка и взрослого является роль1) избирателя2) военнослужащего по контракту3) члена семьи4) заемщика банка
12. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?А. Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на общество.Б. Поводом для конфликта может послужить даже незначительное происшествие.
13. Отличительным признаком нации как этнической общности является1) общность языка и духовной культуры2) суверенность во внешней политике3) наличие публичной власти4) многообразие отношений собственности
14. Какие из перечисленных групп являются этническими?1) мужчины и женщины2) менеджеры среднего звена3) марийцы и удмурты4) учителя и врачи
15. К этническим группам относятся:1) Подростки2) народности3) рабочие4) фермеры
16. Одним из способов разрешения национального конфликта в демократическом обществе является:1) предоставление компактно проживающим национальным меньшинством автономии и самоуправления2) переход к рыночным методам ведения хозяйства3) переход от многонациональных государств к однонациональным4) насильственное переселение народов в другие районы
17. Социальный статус индивида, полученный от рождения, называется 1) Достигнутый2) врожденный3) предписанный4) приобретенный
1- А-2 Б-1 В-3 Г-1 Д-3;2 — 1;3 — 4;4 — 5;5 — 1;6 — 4;7 — 2;8 — 1;9 — 2;10 — 2;11 — 3;12 — 3;13 — 1;14 — 3;15 — 2;16 — 1;17 — 2.
Часть А социальная сфера вариант 1
1. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую
социальную общность, как горожане?
2Рассмотрите диаграмму «Структура доходов семей государства Д».
Какой вывод можно сделать на основании данной диаграммы
1.Государственные пенсии, пособия, стипендии занимают второе место в
структуре доходов семей государства Д.
2. Доходы единоличных владельцев фирм, процентный доход и дивиденды
составляют четвёртую часть структуры доходов семей государства Д.
3. Дивиденды являются более весомым элементом структуры доходов семей
государства Д., чем государственные пенсии, пособия, стипендии
4. Доходы единоличных владельцев фирм занимают более значимое место в
структуре доходов семей государства Д., чем процентный доход
3. Назначение бывшего министра на должность генерального директора
крупного государственного концерна иллюстрирует
2. Социальную стратификацию
3. Социальное неравенство
4. Социальную адаптацию
4. К критериям социальной стратификации относится(ятся)
2. форма проведения досуга
зарплата, жалованье и прочие
доходы наёмных работников
государственные пенсии, пособия,
5. Какой из статусов мужчины относится к категории достигаемых
1. уроженец древнего провинциального города
2. аспирант, соискатель научной степени кандидата технических наук
3. представитель малого народа тюрской группы
4. коллекционер, унаследовавший от отца коллекцию старинных монет
6. Молодая семья Ф. состоит из жены, мужа, ребенка. Они проживают в
провинциальном городе. Какой признак позволит определить семью как
1. семья владеет небольшой квартирой на окраине города
2. родители мужа подарили семье автомобиль
3. муж и жена в прошлом были однокурсниками
4. муж запретил жене работать, поручив ей заботы о ребенке и домашнем
7. При формировании какой общности значительную роль играет
единство территории и языка
4. социально – классовой
8. К числу неформальных санкций относится
1. награждение грамотой
2. лестный отзыв товарища
4. вручение памятного подарка
9. верны ли суждения о социальных ролях человека?
А. социальные роли определяются его социальным статусом
Б. между понятиями» социальная роль» и «социальный статус» различия
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
10. К функциям семьи относится
1. социализация личности
2. определение минимального размера оплаты труда
3. изменение системы школьного образования
4. определение размеров коммунальных платежей
11. Демографическими являются следующие группы:
1. крестьяне и рабочие; 3. мужчины и женщины;
2. русские и украинцы; 4. католики и протестанты.
12. Социальная дифференциация означает:
1. разделение общества на различные социальные группы, слои, общности.
2. поддержку малообеспеченных групп населения
3.усиление общественного контроля над различными социальными группами
4. повышение собственного социального статуса
13. Молодежь как социальную группу отличает
1. общность быта
2. единство политических взглядов
3. однородность, отсутствие дифференциации
4. сходные черты сознания и поведения
14. Социальный статус личности – это
1. поведение, ожидаемое от индивида
2. положение человека в обществе
3. оценка занимаемой индивидом позиции
4. характеристика социальных качеств личности
15. Перемещение человека в соц. пространстве без изменения соц.
1. восходящей соц. мобильностью
2. вертикальной соц. мобильностью
3. горизонтальной соц. мобильностью
4. нисходящей соц. мобильностью
16. Верны ли суждения о характере отклоняющегося поведения?
А. отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер
Б. все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой
17. Найдите в приведенном ниже списке признаки предписанного
социального статуса и запишите буквы, под которыми они указаны в
алфавитном порядке:
18. Установите соответствие между типами общественных групп и
примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
19. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на
двухлетнюю стажировку. А. будет во Франции работать в той же
должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату.
Выберите в списке характеристики соц. мобильности, относящиеся к
20. Приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к
понятию «социальные санкции».
Премия, выговор, повышение в должности, моральное удовлетворение,
аплодисменты, дисциплинарное взыскание.
Часть А социальная сфера вариант 2
1. Какая функция семьи проявляется в продолжении рода
2.. Элементом социальной структуры общества является
3. Ученые на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся.
В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «какова цель вашей учебной
Успешнее общаться с окружающими
Радовать родителей своими
Поступить в престижный вуз
Выберите правильное утверждение.
1. мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса,
рассматривает образование как способ познания мира.
2. в 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться,
чтобы успешнее общаться с окружающими
3. процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными
достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом
4. для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учебы является
4. верны ли суждения о социальных ролях человека?
5.. Примером горизонтальной социальной мобильности является
1. получение очередного офицерского звания
2. перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
3. выход на пенсию
4. переезд в другой город
6. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя,
1. демографическому; этническому;
2. территориальному; классовому.
7. Социальное неравенство всегда выражается в
1. социального статуса человека;
2. разном доступе к социальным благам;
3. многообразии социальных норм;
4. формах конкурентной борьбы
8.. Достигаемым является социальный статус:
преподавателя; представителя аристократического рода;
русского человека; 4.
9. Учащиеся одного французского колледжа коллекционируют песок. В
созданном ими музее насчитывается более 3000 различных образцов и
проб песка из разных уголков мира. Какой тип поведения иллюстрирует
2. нарушающее нормы права
10. К формальным позитивным санкциям относят
1. ученую степень
11. Предписание снимать пальто и шляпу при посещении театра, не
шуметь во время спектакля иллюстрирует пример социальной нормы:
12. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?
1.однородность, отсутствие дифференциации
2. общность политических убеждений
3. сходные черты поведения
4. единство уровня доходов
13. Социальная стратификация представляет собой:
1. социальное различие, неравенство в положении людей
2. результат взаимодействия внутри общественной группы
3. любые изменения в статусе личности
4. освоение индивидом социальных норм
14. Выберите из перечня пример восходящей вертикальной социальной
1. актер перешел из одного провинциального театра в другой
2. футбольный тренер перешел из одной команды высшей лиги в другую
3. помощник режиссера получил приглашение занять должность главного
4. офицер разжалован в рядовые
15. Какое социологическое понятие используется для обозначения
общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое
положение в социальной структуре?
16. Император Николай II в переписном листе во время переписи
населения в 1897 году указал, что является православным. Таким
образом император определил свою принадлежность к общности:
1. поселенческой; этнической;
2. профессиональной; конфессиональной
17. Установите соответствие между типами общественных групп и
примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите
18. Установите соответствие между видом социального статуса и
позициями, занимаемыми личностью в обществе.
4) капитан футбольной
19. Найдите в списке примеры, иллюстрирующие применение
формальных позитивных санкций, запишите цифры
1. К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ»
2. Коллеги похвалили С. за хороший доклад
3. В. получил на заводе премию за свое изобретение
4. Л. присвоена степень доктора исторических наук
5. Выступление учеников 10 класса на празднике вызвало аплодисменты
6. Офицеру – подводнику присвоили очередное воинское звание
20. Приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся
к понятию «этническая общностьНайдите «лишний» термин
Народность, племя, нация, род, каста
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Тесты для подготовки к ЕГЭ
ТЕма : «Социальная структура, социальные
Часть1 . Задания уровня А.
А 1. Элементом социальной структуры общества является
А 2. К малой социальной группе можно отнести
1) верующих России
2) людей либеральных взглядов
3) женщин Москвы
4) бригаду рабочих
А 3. Социальная группа, члены которой обладают правами и обязанностями,
передающимися по наследству
А 4. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по
1) территориальному признаку
2) этническому признаку
3) демографическому признаку
4) профессиональному признаку
А 5. Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользования властью —
А 6. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному)
А 7. Социальный статус — это
1) поведение, ожидаемое от индивида
2) положение человека в обществе
3) форма поощрения индивидов
4) форма осуществления социальных функций
А 8. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?
1) национальная принадлежность
2) уровень образования
3) уровень доходов
4) род занятий
А 9. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью,
1) правовой статус личности
2) политический статус личности
3) предписанный социальный статус личности
4) достижимый социальный статус личности
А 10. Экономическая дифференциация проявляется в
1) сращивание политической власти и крупного капитала
2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества
3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.
4) создании новых производств
А 11. Тот факт, что представители разных социальных слоев получают неодинаковые
доходы, отражает дифференциацию
А 12. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными
1) социальной мобильностью
2) социальным статусом
3) социальным неравенством
4) социальными отношениями
А 13. Одно из проявлений социального неравенства —
4) духовных запросах
А 14. Восходящей вертикальной социальной мобильности относится
1) повышение по службе
2) занятие предпринимательской деятельностью
3) понижение по службе
4) выход на пенсию
А 15. Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто встречались бывшие
рабы. Это пример проявления
1) горизонтальной социальной мобильности
2) вертикальной социальной мобильности
3) социальной стратификации
4) социальной адаптации
А 16. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель —
доцентом, доцент — профессором. Это пример
1) социальной стратификации
2) социальной адаптации
3) социальной мобильности
А 17. Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот
А 18. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются
2) моральными нормами
3) эстетическими нормами
А 19. Чем отличаются нравственные нормы от правовых?
1) нравственные нормы возникли позже правовых норм
2) правовые нормы не существуют в писаной форме
3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле
4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством
А 20. Обычаи и традиции
1) закрепляют привычные образцы поведения
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) имеют формальный характер
4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном поведении людей
А 21. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей
1) социальным статусом
2) социальной мобильностью
3) социальной нормой
4) социальным порядком
1) закрепляются в государственном законодательстве
3) основаны на вере в сверхъестественные силы
А 23. Силой государства обеспечиваются нормы
А 24. Вера в сверхъестественные силы —
1) этических норм
2) религиозных норм
3) моральных норм
4) эстетических норм
А 25. Верны ли следующие суждения?
А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.
Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах,
политических принципах, моральных нормах.
3) верно и А, и Б
А 26. Отклоняющееся поведение всегда нарушает
1) правовые нормы
2) моральные нормы
3) социальные нормы
4) обычаи и традиции
А 27. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения?
1) следование моде
4) коллекционирование марок
А 28. Отклоняющееся поведение всегда
1) наносит ущерб обществу
2) причиняет вред личности
3) нарушает нормы права
4) не соответствует социальным нормам
А 29. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?
А. Социальный контроль — это особый механизм пол держания общественного
Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля
А 30. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?
А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие
Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.
А 31. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны
общностью быта и взаимной ответственностью, — это
А 32. Семья в отличие от других малых групп характеризуется
1) высокой политической активностью
2) общностью быта
3) общими увлечениями
4) профессиональным ростом
А 33. Выберите правильное утверждение
1) в истории общества существовали разные виды семьи
2) семейные отношения нормами права не регулируются
3) современная семья включает всех родственников
4) семейные отношения нормами морали не регулируются
А 34. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?
1) главенствующее положение отца семейства
2) возрастание роли женщины в семье
3) взаимное уважение между супругами
4) активное участие женщин в общественном производст
А 35. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной
1) совместным проживанием как минимум трех поколений
2) справедливым разделением домашних обязанностей
3) экономической зависимостью женщины от мужчины
4) главенствующей ролью мужчины в семье
А 36. Сын оказывает материальную помощь проживающей вместе с ним матери, которая
получает пенсию по инвалидности. В этом проявляется функция семьи
А 37. К функциям семьи относится
1) социализация личности
2) определение минимального размера оплаты труда
3) установление системы школьного образования
4) определение размеров коммунальных платежей
А 38. Один из признаков нации —
1) наличие конституции
2) общность исторического пути
3) единое гражданство
4) общность идеологии
А 39. Одним из условий возникновения нации является
1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами
2) рост уровня образованности населения
3) повышение рождаемости
4) образование правового государства
А 40. Преодолению национальных противоречий способствует
1) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра
2) государственная поддержка малого бизнеса
3) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности
4) переход к рыночным методам ведения хозяйства
А 41. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает
1) отказ от национального насилия во всех его формах
2) оказание военной помощи сепаратистам
3) курс на ослабление многонациональных государств
4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение
А 42. Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует
А. Развитию национальной культуры
Б. Преодолению национальной ограниченности
Часть 2. Задания уровня В.
В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:
В 2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
3. Запишите слово пропущенное в схеме
4. Запишите слово, пропущенное в схеме
5. Запишите словосочетание, пропущенное в схеме
Виды социальной стратификации
Критерии социальной . . .
В 6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию
«этническая общность». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и
относящийся к другому понятию.
Род, племя, каста, народность, нация.
В 7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию
«социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и
Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура,
В 8. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением одной,
образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу,
«выпадающую» из этого ряда и образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
В 9 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию
«социальный институт». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и
Религия, государство, образование, абитуриенты, семья. производство.
В 10. Установите соответствие (социальные группы — критерий), для этого к каждому
элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:
1) мужчины А) демографический
2) племена Б) этнический
Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся
последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В 11. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА
1) национальность А) достигаемый
2) профессия Б) предписанный
5) социальное происхождение
В12. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ
СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ СТАТУСОВ
1) маргинал А) приобретенный
2) белорус Б) предписанный
3) председатель профкома
В 13. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к
СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
ФАКТЫ КУЛЬТУРЫ
1) премьера телесериала
2) конкурс фольклорных коллективов Б) народная
3) празднование дня Ивана Купалы
4) скандал с участием поп-
5) переиздание детектива-
В 14. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными
ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ
А) организация предпраздничной торговли 1) экономическая
Б) проведение референдума 2) политическая
В) принятие закона об общественных 3) духовн
Г) написание приключенческого романа
Д) производство товаров массового спроса
Е) проведение научного исследования
Запишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся
последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В 15 Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами
жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА
Б) религия 2) политика
В) образование 3) духовная культура
Г) производство 4) социальные отношения
В 16 Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите
цифры, под которыми они указаны.
3) цвет глаз
4) следование требованиям моды
5) уважение к родителям
6) семейное положение
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем получившуюся
В 17 Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и
обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка близких
3) распределение домашнего труда
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
6) семейное предпринимательство
В 18 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и
1) принадлежность к определенной
2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества
3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни
4) связь с традиционной национальной культурой
5) адресованность самым различным слоям населения
В 19 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к социальным нормам
регулирования и обведите цифры, под которыми они указаны.
В 20. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В социологическом опросе приняли участие 2000 домохозяек моложе 45 лет. (2)Им
задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей.
(З)Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчиваются
разводом. (4)На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
21. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого
(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет.Им
задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей
(3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются
разводомНа наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
В 22Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами
само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет,
несмотря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто противоречивы. На
восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в
представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно
исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки»,
«хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься
профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и
позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое
разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и женщин
в семье и на производстве стали в принципе равными».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в
пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в
виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами
А) исследование Г) общение Ж) роль
Б) различие Д) учениестатус
В) труд Е) стереотип И) группа
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице
указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую
выбранному вами слову.
В 23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-
способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе).
Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для
исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ________ (3). Втретьих,
за отклоняющимся поведением. Вчетвертых, обеспечивают________ (5) общества. По
характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы
Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (7), например,
уголовных или административных».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место
пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке
больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно
слово,за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А) санкция Г) идеал Ж) правило
Б) группы Д) контроль З) управление
В) интеграция Е) эталон И) стабильность
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны
номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному
Часть 3. Задания уровня С.
Прочитайте текст и выполните задания
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом
и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие
образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой
информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама
экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на
старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью,
выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с
одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой — в одно и то же
быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть
совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не
таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и
подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом
экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес
интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные
вопросы организации семьи.
1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном
обществе? Укажите два его проявления.
2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи?
Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст
источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества?
Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
С2. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный
С3. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и
С4. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов
предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике.
Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные
нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство.
Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.
С 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему
Наукой принято называть систематизированное представление о мире,
воспроизводящее его существенные стороны в абстрактнологической форме и
основанное на данных научных исследований.
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую
деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания.
Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в
совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития
научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой
особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели –
революционной наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей
научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми
сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В
современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением
определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития
современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных
исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным
В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом ,
глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в
непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом
(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)
1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
2 Как по мнению авторов, изменилась структура науки?
3 Опираясь на знания курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются
предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества.
Приведите три примера влияния современной науки на общество.
Задание по выбору
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку
зрения, отношение; по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого
курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной
жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования
1 «Человек — это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя
проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).
2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).
3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая
крайность – национализм». (И.Н. Шевелев)
4 « Люди существуют друг для друга» ( Марк Аврелий)
5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»
6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор
или активность каждого индивида». (М.Янг).
7. « Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).
8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения»
9 «Масса это множество людей без особых достоинств.» (Х.ОртегаиГасет).
10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)
Часть 1 Уровень А.
Часть 3. Уровень С.
1). В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном
обществе? Укажите два его проявления. Ответ:
В ответе указываются такие проявления кризиса семейных отношений:
— рост числа разводов;
-увеличение количества неполных семей.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки
ответа, не искажающие его смысла)
2). В ответе называются сферы общества:
Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но
должны быть с ней совместимы.
В ответе могут быть названы следующие причины этого явления:
— сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными
для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;
— усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности,
— женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки
ролей матери, жены, хозяйки дома
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла,)
В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).
Могут быть названы такие ее признаки:
— совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;
— более равномерное распределение семейных обязанностей.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Могут быть указаны такие черты, как наличие
— ролевой системы (ученик, учитель);
— совокупности учреждений (институт, школа);
— регулирующих правил (закон об образовании, устав вуза);
— важных общественных функций (социализация молодежи).
В ответе могут быть приведены примеры:
— в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от
избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным
— в президентской республике членов правительства назначает президент, в
парламентской лидер партии парламентского большинства;
— в президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на
правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство
получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в
В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения профсоюзов:
1) необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с
2) рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства;
3) социальная помощь малообеспеченным слоям населения важнейшая функция
государства в рыночной экономике.
1) возможность обновления техники и внедрения новых технологий;
2) возможность совершенствования структуры производства;
3) поддержка отечественного производителя;
4) повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического
Могут быть приведены и иные, имеющие основания аргументы.
1) Могут быть приведены следующие определения науки:
2) « система знаний и вид духовного производства»;
3) « специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению
4) «отдельные отрасли научного знания»
2). Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) констатацию сущности изменений в системе наук: от четкой отраслевой структуры к
2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования
3) Могут быть указаны такие проблемы, например:
— проблема социальной сущности человека (изучает психология, социология, социальная
антропология, философия, педагогика и др.)
— процесс социализации личности ( изучает педагогика, психология, социология,
культурология, политология, правоведение и др)
— экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология,
экономика, политология и др.).
Могут быть указаны и другие проблемы.
4) Могут быть приведены, допустим, такие примеры:
1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е.
активно развивается сфера образования;
2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение
3) происходит изменение экономической структуры общества, в т.ч. структуры занятости.
Могут быть приведены другие примеры.