Курсовая понятие и виды дисциплинарной ответственности

Курсовая понятие и виды дисциплинарной ответственности Диссертации

Проблемы
взаимодействия в сфере формирования
информационной политики

Задача информационной политики государства
заключается в координации посредством
права информационных процессов, правовом
обеспечении всех сфер информатизации,
подготовке предложений, мер, программ
по развитию информационной сферы как
правового пространства, создании условий
для повышения уровня правовой информированности.

За последнее время в России сделано немало
в сфере информационной политики: приняты
Концепция государственной информационной
политики, Доктрина информационной безопасности,
Часть четвертая Гражданского кодекса
РФ11, Федеральный закон «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»12, Федеральный закон «О рекламе»13, внесены поправки в Закон о СМИ.

Вместе с тем динамичность информационной
среды обусловливает существенные изменения
в информационных технологиях, что создает предпосылки
для возникновения новых форм организационных
и экономических отношений, отношений
собственности, которые нуждаются в правовом
регулировании.

Информационная правовая политика направлена
на упорядочение общественных отношений в информационной сфере,
на создание механизма информационно-правового
регулирования путем установления с помощью
информационно-правовых норм юридических
прав и обязанностей участников этих отношений.

Наиболее важным направлением информационной политики государства становится выстраивание
сферы массовой коммуникации, центральным
звеном которой выступают отношения со
СМИ. Так, Концепция государственной информационной
политики предусматривает следующие направления
информационной политики в сфере СМИ:
недопущение подчинения СМИ конъюнктурным
интересам власти и бизнеса и усиления
возможностей их влияния на средства массовой
информации; регулирование уровня концентрации
и монополизации средств массовой информации;
защита интересов региональных рынков
массовой информации и содействие развитию
местных СМИ.

Немаловажным является решение проблемы
развития общероссийских СМИ с учетом
региональных интересов. К числу указанных
в Концепции направлений, необходимо по нашему мнению, отнести совершенствование
системы подготовки высокопрофессиональных
специалистов в сфере деятельности СМИ.
Успех проводимой информационной политики
государства во многом зависит от кадров.

Кроме того, необходимо дополнить право СМИ антимонопольной
составляющей. Ведь без нее, невозможно
осуществить эффективную поддержку плюралистических
процессов в стране и создать условия
для продвижения рыночных реформ во все
сферы общественной жизни. В связи, с этим
считаем целесообразным принятие Федерального
закона «Об основах экономических отношений
в сфере массовой информации», который
бы регулировал прозрачность отношений
собственности и контроля над массово-информационными
предприятиями, ограничивал концентрацию
СМИ, стимулировал добросовестную конкуренцию
и защищал профессиональную самостоятельность
редакций и журналистов.

Для формирования экономической независимости
СМИ, их ответственности перед обществом,
способности к самоорганизации, государству
необходимо разработать критерии, позволяющие
выделить СМИ, которые нуждаются в поддержке,
а также определиться с налоговыми льготами,
субсидиями, проявить лояльность к издательствам,
полиграфическим комбинатам и средствам
связи, а также упорядочить систему доставки
печатных изданий.

Государство в силу ряда причин, вызванных
непростой экономической ситуацией, неразвитостью
гражданского общества и процессов саморегулирования
СМИ, должно принять на себя основную тяжесть
регулирования процессов массовой коммуникации.

Следует законодательно закрепить освобождение
от государственного учредительства региональные
СМИ, ибо чем более самостоятельным участником
политического процесса станет пресса,
тем больше от этого выиграет демократия.

Взаимоотношения государства и СМИ всегда
были довольно тонкой деликатной проблемой.
В условиях современной России она из
плоских взаимоотношений государства и СМИ,
преодолевая идеологические догмы, в конечном
итоге переходит в правовое поле, естественно,
требуя четкого юридического обоснования.
Возрастающая роль информационной сферы,
являясь системообразующим фактором общества,
активно влияет на состояние политической,
экономической, оборонной и других составляющих
национальной безопасности, которая существенным
образом зависит от обеспечения информационной
безопасности.

Основными направлениями обеспечения
информационной безопасности России в сфере внешней политики
являются:

а) разработка государственной политики
в области совершенствования информационного
обеспечения внешнеполитического курса
страны;

б) разработка и реализация комплекса
мер по усилению безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов
исполнительной власти, реализующих внешнюю
политику государства;

в) придание российским представительствам
и организациям за рубежом функций усиления
по нейтрализации распространяемой там
дезинформации о внешней политике России.

Взаимоотношения государства и СМИ в
различных странах строятся по-разному
и зависят от того, о каких органах СМИ
идет речь, какое конкретное правительство
в данный момент находится у власти, какова
политическая расстановка сил в отдельной
стране и в мире и т.п. Огромное значение имеет
то, какие ценности, идеалы, идейнополитические
ориентации разделяют администрация редакций
и их сотрудники.

Многие СМИ ассоциируются с конкретными
политическими партиями, а иногда даже
выступают как их официальные организации – к примеру, газета «Форвертс»
и журнал «Нойе гезельшафт» признаны в
Германии как официальные органы СДПГ.
Большинство СМИ в демократических странах
демонстрируют свою независимость от
государства и его социально-политических
институтов.

В индустриально развитых странах уже давно речь
идет не о партийной принадлежности СМИ,
а об их ориентации. Во Франции, к примеру,
за исключением «Юманите» и «Матэн», трудно
говорить о какой-либо партийности печати.
Ее скорее всего можно делить на «левую»
или «правую».

Аналогична ситуация в Великобритании.
Хотя, например, «Дейли телеграф» связана
с крупным бизнесом, «Гардиан» выражает
интересы реформаторских сил, «Дейли мирор»
– лейбористов, а «Файнэншнл тайме» отражает
позиции финансовых кругов Лондона. Иначе
говоря, неоднозначная позиция СМИ по отношению
к власти (вернее, к тем, кто у власти) может
породить либо конфликтную, либо консенсусную
модель. Возможна и консенсусно-конфликтная
модель. Скандал между российским руководством
и ОРТ, а также с «Медиа-Мост» тому подтверждение14.

В подходах к свободе слова даже в США
и Великобритании, стран одного блока,
имеется глубокая разница. Первая поправка
к американской конституции гласит, что
Конгресс никогда не примет закона, ограничивающего
свободу слова или прессы. В Федеральном законе о связи 1934г. говорится,
что Федеральная комиссия по связи не
должна иметь прав цензора в отношении
любых сообщений, которые передаются радиостанциями.
И никто не может посягать на право свободы
выступлений.

Отличается от этого правила первый британский закон о телевидении 1954г.,
когда государство включилось в процесс
создания системы коммерческого вещания
в Соединенном Королевстве. До этого Би-Би-Си
финансировалась владельцами телевизоров
и радиоприемников и была монополистом
в сфере телерадиовещания15.

Такой подход популярен и в России, но
он подменяется понятием собственности
на телекоммуникационные средства. Некоторые
из медиамагнатов полагают, что частоты
– это их личная собственность. Предложение
правительства принять участие в конкурсном обновлении лицензий ими было воспринято
как покушение на права человека и частную
собственность. Действительно, в Poccии
наметилась тенденция к становлению нового
информационного рынка, что по существу
могло способствовать становлению еще
одной отрасли российской экономики, открывающей
совершенно иные возможности для реализации
внешнеполитического курса.

Подход к этой новой реальности со стороны
руководства страны должен быть не только
исключительно правильным и научным, но
и нетрадиционным, а некотором смысле даже и опережающим. Запретительный
метод давно является анахронизмом и вызывает
раздражение мировой общественности,
парализуя наметившийся диалог между
Россией и остальным миром. Раньше в государстве
говорили друг о друге, сегодня Россия
вынуждена говорить со всем миром.

Активизация информационной деятельности
государств на международной арене объясняется
объективными процессами: всеобщая глобализация
рынка, небывалый прогресс в информационных
технологиях и как следствие – борьба
за влияние на мировое общественное мнение, как действенный
фактор внешней политики страны. Но процесс
приватизации СМИ в России носил исключительно
политический характер и появившиеся
медиамагнаты подчинили возможности СМИ
служению собственным интересам, а не
обществу. Вот почему общественное мнение
в споре между государством и СМИ предпочтение
отдает государству.

Именно отсутствие диалога между внешнеполитическим
ведомством и СМИ России не обеспечило
им и международную поддержку. Процесс
восприятия информации аудиторией определяется психологическими особенностями,
а в бесконтрольной подаче непроверенной
информации СМИ утратили чувство меры.

Одновременно наблюдается отход от общепризнанных
поведенческих норм, прежде всего, деформировались представления о человеческом
достоинстве и уважении одного человека
другим. Это имело большие последствия,
ибо чувство приличия формирует осознание
моральной устроенности, вырабатывает
правила, по которым большинство населения
пытается жить в обществе.

Нет ничего предосудительного в том,
что правительство или различные ведомства
будут иметь свои СМИ, если они в состоянии
достойно их содержать. Наличие, наряду
с коммерческими СМИ, государственных
дает населению право выбора. Сотрудники
государственных изданий не могут себе
позволить того, что позволяют частные
издания. Государственные СМИ не могут
заниматься предпринимательством в классическом
смысле, они должны стать носителями культуры,
морали, нравственности, и сегодня для
них главное говорить правду, а не заниматься
государственной пропагандой.

Итак, сегодня правомерно утверждать: чем большими
возможностями в информационной сфере
обладает государство, тем вероятнее (при
прочих равных условиях) оно может добиться
геополитических стратегических преимуществ.
Развитие информационных технологий ведет
к глобальным переменам во всех сферах
политики, что приведет в XXI веке к кардинальному
изменению способа ведения политики и
облика политической элиты. Наряду с традиционными
методами посольской работы дипломаты
исключительно профессионально должны
будут владеть методами информационного
противоборства. Очевидна тенденция современного
мирового политического руководства к
комплексному сочетанию средств традиционной
дипломатии с информационными возможностями
воздействия на поведение политической
элиты, населения страны и мирового сообщества.

Читайте также:  Диссертация на тему «Клинико-нейрофизиологическая характеристика идиопатического сколиоза у детей», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 14.00.22 - Травматология и ортопедия

Курсовая понятие и виды дисциплинарной ответственности

Евразийский
гуманитарный институт

Кафедра
государственно-правовых дисциплин

Студент
группы ЮРС 1-14

Шабаршов
П. В.

Астана
2012 г.

Молодые
граждане  государства должны формировать 
свой жизненный  потенциал применительно 
к своему времени и его требованиям.
В связи с этим возрастает роль
и значение правовой системы, оказывающей 
влияние на молодое поколение 
людей. Необходимо повышать уровень 
правовой грамотности, культуры, наконец,
уделять внимание правовому поведению,
хотя в настоящее время сделать 
это сложно. В эпоху больших 
перемен, когда законы с невероятной 
скоростью сменяют один другой, даже
взрослый человек зачастую не способен 
руководствуется только собственными
правовыми установками, чувствами,
эмоциями, не говоря уже о молодежи,
которой в недалеком будущем 
придется самой вступать во взрослую
жизнь. И насколько грамотно сейчас
ею будут усвоены правовые основы
обновляющегося общества, настолько 
успешнее молодое поколение осуществит
процесс общей социализации. Одним 
из элементов, составляющих основу этого 
процесса, является правомерное поведение.

Поведение
людей чрезвычайно разнообразно.
Оно имеет различную форму 
выражения, интенсивность, мотивы, цели,
последствия. Но все варианты поведения 
выявляют определенные интересы, ориентации,
идеологические позиции в системе 
отношений государственно-организованного 
общества. Именно поэтому всякое поведение 
выступает объектом моральной и 
правовой оценки.

Правомерное
поведение  в обществе способствует
развитию общества и удовлетворению большинства
интересов общества, социально полезно.
Но что же есть правомерное поведение,
в чем его сущность. Где та грань, которая
разделяет правомерное поведение и правонарушение?

Традиционно
внимание юристов концентрировалось главным
образом на проблемах, связанных с неправомерными
действиями лиц, на проступках и преступлениях.
Конечно же, противоправные деяния, как
социально вредная и опасная разновидность
антиобщественного поведения, выступают
решающим фактором в определении степени
ответственности личности за свои поступки

Поведение человека всегда является, сознательным
волевым проявлением, тем самым, отличаясь
от иных действий, которые носят, например,
инстинктивный либо рефлекторный характер.
Подвергаясь воздействию со стороны права,
человек соотносит с ним свои поступки
и может соответственно выполнять его
предписания либо действовать в их нарушение.
Конкретные поступки в рамках закона основываются
на различной степени активности. Правовая
норма предписывает в определенных ситуациях
как воздерживаться от каких-либо действий
(соблюдать правовые требования), так и
совершать действия (исполнять указания
норм права). В его положениях также могут
содержаться указания, которые дают субъекту
права возможность выбора того или иного
действия, есть использовать правовые
нормы по своему усмотрению. Они уполномочивают
человека самому принимать решения, на
основании которых могут возникать соответствующие
права и обязанности.

Исходя 
из уже сложившихся жизненных правовых
установок, определяют   что, правонарушение
причиняет вред интересам личности, общества,
государства, вред имущественный, социальный,
нравственный, политический. Смерть близкого
человека, ущемление личного достоинства,
денежный ущерб — вот лишь некоторые примеры
фактических последствий правонарушений.
Неизмеримы масштабы вредных последствий
международных правонарушений, а особенно
таких преступлений как войны, геноцид,
расовая дискриминация. Нарушая общественные
отношения, правонарушение одновременно
претендует и на те правовые нормы, которые
регулируют эти отношения. Не случайно
оно и называется правонарушением — нарушением
права, его норм.

Цель 
курсовой работы — определить содержание
понятия, основные черты   правомерного
поведения, виды правомерного поведения,
а так же определения понятия 
правонарушения, состава правонарушения
и его структурных элементов.

При
написании курсовой работы были использованы
научные труды казахстанских 
и российских ученых-юристов: Матузова
Н. И., Малько А. В., Бейсеновой А. У., Лазарева
В. В., Комарова С. А., Ибраева А. С. и др.

I.
Правомерное поведение

Реальные 
жизненные отношения между людьми
и их организациями имеют различные 
стороны и формы внешнего выражения.
Они могут быть моральными, политическими,
национальными, религиозными, в том 
числе и правовыми. Каждое общественное
отношение представляет собой сложное 
и многогранное явление, которое 
может включать различные элементы
общественных интересов и потребностей.
Одна из них охватывается правовым
регулированием, а другие — нет.

Отсюда 
следует, что не все общественные
отношения и не в полном объеме
могут приобретать юридическую 
форму. Правоотношения отражают тот 
аспект конкретного жизненного отношения 
между людьми, которые определяются
нормами права. Более того, не все 
общественные отношения объективно
могут быть юридическими. Отношение 
способно принять правовой характер
лишь в том случае, если речь идет
об актах поведения, имеющих социальную
значимость. Когда же дело касается
мыслей и чувств, не отражающих их действия,
говорить об их юридической природе 
нельзя.

К
основным характеристикам правомерного
поведения относится:

Соответствие
предписания права.
Правомерным является только такое поведение,
которое урегулировано нормами права,
находится в сфере правового регулирования.

Социальная 
значимость. Правомерное поведение
– это социально полезное поведение. Поэтому
правомерное поведение может обеспечиваться
государством как мерами поощрения, так
и мерами государственного принуждение
за противоправное поведение.

Подконтрольность 
сознанию и воли лица.
Правомерное поведение – это в определенной
степени осознанное поведение. Для характеристики
сознательно осуществляемого действия
или бездействия используется понятие
«поступок». Поступок – это акт поведения,
выражающийся в действии или бездействии,
социальное значение которого осознается
индивидом.

Объектом 
правового регулирования являются
общественные отношения классового
общества. Но сами общественные отношения 
складываются из разнообразных поведенческих 
актов отдельных индивидов, к воли
и сознанию которых адресованы правовые
установления. Поэтому нормы права регулируют
общественные отношения, воздействуя
на поведение конкретных людей.

Основным 
результатом правового воздействия 
на общественные и личные отношения 
должно быть достижение  соответствия
между фактическим поведением сторон
и теми правами и обязанностями,
которые закреплены за ними с помощью 
правовых норм. Обеспечивая такое 
соответствие, право способствует 
повсеместному распространению 
должного поведения, отвечающим его 
нормативным требованием. Установленные 
и поддержанные с помощью специальных 
юридических средств определенного 
типа поведения людей, организованного 
и направленного к общественно 
значимым целям – одно из важнейших 
назначений права в обществе.

Субъектами 
правового поведения выступают 
индивиды (граждане, иностранцы, лица без 
гражданства) и социальные общности
(государственные и общественные
организации, государство в целом).
Как субъект правового поведения 
граждан характеризуется определенными 
физическими и юридическими признаками. 
Правовое поведение отличается от иных
видов поведения, в частности, тем,
что оно способно вызывать возникновение,
изменение или прекращение правоотношений,
в том числе  и связанных 
с юридической ответственностью.
В связи с этим  законом устанавливается
некоторые обязательные условия, при которых
физические лица приобретают качества
субъектов правовых отношений, становятся
носителями прав и обязанностей.

Правовое 
поведение может соответствовать,
а может и противоречить интересам 
общества. Нормы права призваны санкционировать 
одни виды поведения, отвечающие интересам 
государства и общества, и запрещать 
другие, наносящие ущерб этим интересам.
Выполнение правовых требований может 
сопровождаться различной степенью
активности и относительной самостоятельности 
действий субъектов права, правовые
нормы либо предписывают, либо запрещают,
либо разрешают определенные виды поведения.
Степень правовой регламентации 
поведения зависит также от природы 
и важности тех или иных видов 
поведения для интересов государства,
общества и отдельных индивидов.
Но в любом случае, с точки зрения
права юридически значимое поведение 
может быть правомерным или неправомерным.
Все остальные действия могут 
быть причислены к юридически  безразличным.

Поведение
людей, соответствующее требованиям 
правовых норм, является правомерным,
нарушающее эти требования — неправомерными.

Поведение,
в том числе и правомерное,
может выражаться  как в действии
личности, так и в ее бездействии.
Обе формы поведения отражают
определенную активность личности, поскольку 
в случае пассивного поведения – 
бездействия она выражает свое отношение 
к норме, требующей не совершать 
социально вредные действия. Позитивное
бездействие представляет собой 
активность минимально необходимую 
для нормального функционирования
общества. В этом ее коренное отличие 
от преступного бездействия, которое 
рассматривается как воздержание 
лица от обязательного действия, предписываемого 
нормой права, и потому наказуемое установленном 
правовом порядке.

Закрепленное 
в юридических нормах право личности
на свободу выбора того или иного 
поступка представляет собой решение 
по своему усмотрению вопроса »  как 
поступить?». Здесь вступают в силу внутренние
регуляторы поведения, связанные как с
осознанием возможного принуждения со
стороны государственных органов, так
и с нравственно- этическим миром личности,
закрепленным в ее сознании определенным
уровнем общей культуры поведения, а также
правовыми традициями общества.

Понятие «средства
массовой информации»

Термин «средства массовой
информации» появился относительно
недавно и отражает не просто терминологическую,
но и определенную социальную эволюцию. Каждое
из слов этого термина несет определенную
смысловую нагрузку.

Первый термин информация. Вне зависимости
от того, как определяется данное понятие
— как мера организации (Н. Винер1), как снятая неопределенность
(К. Шеннон2) или как отраженное разнообразие
(Д. Урсул3), — оно призвано зафиксировать
главное: отображение элементов одного
множества в другом (тексте, картинке и
пр.). Информация — отображение и, следовательно,
та или иная версия (социального) мира.
При этом информация актуализируется
только в том случае, когда облекается
в определенную форму и, таким образом,
интерпретируется.

Массовость фиксирует взаимодействие
массовидных субъектов: газетная статья
или телепередача обращена не к каждому
в отдельности, но ко всем сразу. Это придает коммуникации и
информации особый характер — «сжатость»,
«свернутость», «упакованность»,
предполагает потерю определенных информационных
нюансов, вместе с тем — неэлитарность
и общедоступность. Вместе с тем «массовость»
характеризует корпоративный характер
производства информации4.

Коммуникация и информирование
могут носить непосредственный (ситуация
общения двух людей) и опосредованный
характер. Когда говорят о СМИ, то имеют
в виду особых посредников, появление
которых стало возможным лишь на определенном этапе общественного
развития. Эти технические посредники
иногда именуются «коммуникативными»
средствами (пресса, радио, телевидение,
Интернет, многоканальная связь и пр.).
Таким образом, СМИ (или масс-медиа) — это
не просто канал сообщения, беспристрастно
передающий сообщение, но именно посредник,
medium, преломляющий, интерпретирующий и
окрашивающий информацию (как в известной
формуле Маклюэна «the medium is the message»
— посредник суть сообщение5). Едва ли случайно термин «информация»
в данном словосочетании нередко заменяется
термином «коммуникация». Это связано
с увеличением интерактивного, воспитательного
и пропагандистского потенциала масс-медиа.
СМИ не просто информируют, но осуществляют
социально-преобразовательную функцию.
Этим определяется специфичность СМИ
в информационном пространстве в частности
и в обществе в целом.

В современном обществе, по
определению В. Воробьева и Е. Дмитриева,
«журналистика стала многомерным экономическим,
социально-политическим и культурным
явлением, которое одновременно выступает как:
1) социальный институт; 2) система специальных,
теоретических и прикладных знаний; 3)
совокупность средств и приемов массовой
информации; 4) профессиональная деятельность
творческого характера; 5) институт политической
системы общества». В свою очередь, отметим,
что журналистика как социальный институт
— это своеобразная форма человеческой
деятельности, основанной на четко разработанной
мировоззренческой парадигме, системе
правил и норм, а также развитом социальном
контроле за их исполнением»6.

Исходя из сказанного, можно
определить СМИ как многофункциональный
социально-политический институт, действующий
через систему относительно локальных
реализаторов (средств) информации и характеризующийся:
1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным
характером производства и распространения
информации; 3) социально-преобразовательным
потенциалом.

Читайте также:  Перечень журналов ВАК, список ведущих рецензируемых журналов, требования к журналам

Итак, система СМИ определяется
посредством нижеследующих характеристик:

— публичность, т.е. неограниченный и надперсональный
круг потребителей;

— наличие специальных, технических 
приборов, аппаратуры для передачи 
сообщений;

— непрямое, разделенное в 
пространстве и во времени 
взаимодействие коммуникационных 
партнеров;

— однонаправленность взаимодействия от коммуникатора
к реципиенту, ограниченность обратной
связи;

— непостоянный и рассредоточенный 
тип аудитории, которая образуется 
от случая к случаю в результате 
концентрации общего внимания 
на том или ином сообщении (статья,
радио- или телепередача, пр.)7.

Исходя из технических способов
распространения информации и налагаемых
этими способами ограничений СМИ можно
рассматривать как систему, состоящую
из трех основных подсистем:

1) пресса (печать) — средства 
распространения информации с 
помощью печатного воспроизведения текста
и изображения;

2) радио — передача звуковой 
информации с помощью электромагнитных 
волн;

3) телевидение — передачи 
звуковой и видеоинформации с 
помощью электромагнитных волн.

4) Фактически под определение
«СМИ» подходит и Интернет, хотя законодательство
большинства стран его к таковым не относит.
СМИ обладают различными возможностями
и силой воздействия, которые зависят
прежде всего от способа их восприятия
реципиентами.

2 Функции СМИ

Функция (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей»)

Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности — важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.

Например, Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1.коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2.непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4.культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)»;

3 Определение массового сознания.

Массовое сознание — общественное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного общества, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы. Массовое сознание включает в себя распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетаются обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания, хотя реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в массовом сознании зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта.

Состояние Массового сознания выражают общественное мнение, настроения и действия масс. Массовое сознание складывается под воздействием многих факторов: как результат влияния непосредственных условий жизни, происходящих в обществе событий и процессов, господствующей идеологии, которая навязывается Массовым сознанием всеми средствами духовного воздействия, находящимися в руках экономически и политически господствующих классов.

Социальная значимость Массового сознания неуклонно возрастает по мере усиления роли масс в общественной жизни. В связи с демократизацией общества, привлечением масс к управлению, в условиях перестройки и обновления социализма важной задачей является повышение информированности и компетентности Массового сознания; происходящие в нем качественные сдвиги — необходимая предпосылка участия масс в сознательном историческом творчестве.

Определённую позицию социальной общности, и эта позиция проявляется в поведении людей, то есть не только отражает общественные процессы, но и способно оказывать на них существенное воздействие, оно может стать, как созидательным, так и разрушительным, оказывать влияние на все процессы, происходящие в обществе.

Представление о современных средствах массовой информации

Виды средств массовой информации (СМИ).

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; одно направленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсионный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье .

СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио, телевидение.

Рассмотрим основные три из них:

Печать (газеты, еженедельники, журналы,, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио — телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем “репертуаром” сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер “извлечения” (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.

Во-вторых, можно пользоваться возможностями “отложенного чтения» — после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.). Также издания можно иметь при себе.

Радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или “цитировать” давно прошедшие передачи, и т.д.

Телевидение . Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния — этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Место и роль средств массовой
информации в обществе

СМИ — большая общественная сила и серьезное
орудие власти, не вызывает никаких сомнений.
И особое значение они приобрели в современном
обществе с развитием технических средств
коммуникации, в частности телевидения.
Однако их место и роль в государственно-организованном обществе зависят от
характера этой организации. В тоталитарном
обществе (где нет разделения государственной
власти и, соответственно, никаких ее ветвей)
СМИ полностью монополизированы государством,
их материальная база является его собственностью,
а сами СМИ представляют собой обычные
государственные организации, находящиеся
на содержании государства и выполняющие
его идеологический заказ.

Используя СМИ как орудие власти, тоталитарное
государство осуществляет: а) пропаганду официальной идеологии; б) воспитание масс в духе приверженности
официальной доктрине; в) критику идеологических противников.

В обществе с рыночной экономикой, свободой
слова и плюралистической демократией
СМИ как мощное орудие власти должны быть
рассредоточены среди различных политических сил, должна быть налажена
та же система сдержек и противовесов, что
и в механизме государственной власти,
с тем, чтобы в конечном счете обеспечить
контроль общества и над СМИ, и над теми
политическими силами, в чьих руках они
находятся. По отношению к обществу СМИ
должны выполнять две основные функции: а) обеспечивать общество необходимой
и достаточной информацией; б) адекватно отражать общественное мнение8.

Печать, радио, телевидение могут выражать
интересы государства, партии, социальной группы, политического лидера, крупных
финансовых и экономических систем, всего
общества.

В обществе обязательно должны существовать
государственные СМИ. Без этого государство
не сможет даже выполнить свою конституционную
обязанность по опубликованию законодательных актов. Государственными
являются СМИ, которые учреждены государственным
органом (Федеральный Закон РФ «О порядке
освещения деятельности органов государственной
власти в государственных средствах массовой
информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 39). Все ветви государственной власти должны
иметь равные возможности доступа к средствам
массовой информации, чтобы не допускать
усиления одной из них и разбалансированности
государственного механизма.

Читайте также:  Реферат на тему конфуцианство

В демократическом обществе обязательно
должны быть негосударственные СМИ. Они должны в определенном
смысле противостоять государственной
власти, выполнять функции ее постоянного
критика и официального оппонента. Общественность
нуждается в информации о деятельности
государственных органов и должностных
лиц. Информированность дает ей возможность
адекватно изменять поведение в различных
политических ситуациях, принимать правильные
политические решения.

Однако независимые от государства СМИ
не должны быть сосредоточены в руках одной
политической силы. Политический плюрализм должен сочетаться с информационным
плюрализмом.

Несомненно, что в обществе, основанном
на частной собственности, существовали
и будут существовать частные СМИ. Вместе
с тем в обществах с развитой рыночной экономикой
уже пришло понимание, что рынок урезает свободу информации, рассматривая
информацию не в качестве общественной
ценности, а в качестве товара, подлежащего
присвоению частными лицами. Частные (коммерческие)
СМИ преимущественно занимаются рекламой
товаров и услуг.

Одна из серьезных проблем, связанных
со СМИ, состоит в том, чтобы оградить неполитизированную
часть общества (а это преобладающая в количественном
отношении часть населения, а следовательно —
основной электорат на любых выборах),
во-первых, от монополизированной государственной
идеологии; во-вторых, от различного рода
партийной пропаганды (при отсутствии
политического плюрализма в обществе);
в-третьих, от информационного влияния
средств массовой информации, выражающих
интересы крупных финансовых и промышленных
монополистов. Это могут сделать только
СМИ, которые политически нейтральны (не
имеют политических «хозяев»), не находятся
в экономической зависимости от государственного
бюджета или финансово-промышленных структур
и на этой основе способны удовлетворять
информационные потребности общества
в целом. Такие СМИ в теории и политической
практике называются «общественными»,
«некоммерческими», «публичными». В ФРГ
используется термин «публично-правовые
средства массовой информации». Организации
(компании) таких СМИ наделены широкими
правами самоуправления, финансируются
они из налога на радио и телевидение, собираемого
телерадиокомпаниями самостоятельно
с каждого потребителя. Государство имеет
право конституировать публично-правовые
радиотелекомпании и закрыть их, но, пока
они существуют, они не подлежат его непосредственному
влиянию. Наличие и функционирование общественных
(публично-правовых) средств массовой
информации — атрибут любого демократического
общества. Вместе с тем, подчеркнем еще
раз, в демократическом обществе, основанном
на принципе политического плюрализма,
учреждать СМИ и выражать свои интересы
законным путем могут любые социальные
группы, из которых в конечном счете и состоит
гражданское общество10.

Итак, с учетом сказанного, можно сделать
следующие выводы относительно места и роли СМИ в политической системе
общества:

1. СМИ не являются ветвью государственной
власти («четвертой властью»). Представление
о них как о ветви государственной власти
ошибочно, а реализация его на практике
может нанести серьезный вред обществу.
Такое представление вредно хотя бы потому,
что в демократическом обществе, основанном
на принципе политического плюрализма,
СМИ должны быть рассредоточены, разделены
между государственной властью и негосударственной,
между государством и обществом, между
различными политическими силами. Иное
может привести к диктатуре СМИ, а точнее —
тех, кто за ними стоит. СМИ — это орудие
власти. Такое же орудие власти, как, например,
пушки (только «стреляют» они информационными,
идеологическими зарядами). Однако никому
не приходит в голову называть артиллерию
«четвертой» (или «пятой», «шестой» и т.
д.) ветвью государственной власти.

2. Природа СМИ как орудия власти не позволяет
рассматривать их не только как ветвь
государственной власти, но и как самостоятельный
компонент политической системы общества.
СМИ могут и должны находиться в руках различных
политических сил (общества, государства,
партий и др.). И именно эти силы, а не сами
СМИ, являются элементами политической
системы. О СМИ можно говорить как об общественном
институте (и, следовательно, об их институализации),
но в смысле особого общественного явления,
а не особого, самостоятельного элемента
политической системы общества. В какой-то
мере на политическую самостоятельность
могут претендовать лишь публично-правовые
СМИ. СМИ обособлены как организации (компании),
но это лишь с точки зрения их внешнего,
организационного оформления.

3. Функции СМИ определяются их политической
и финансовой принадлежностью, а также
природой общества в целом. СМИ являются
не создателем той или иной идеологии,
а лишь ее распространителем. В тоталитарном
обществе СМИ пропагандируют официальную
идеологию, воспитывают массы в духе приверженности
официальной доктрине, критикуют идеологических
противников. В демократическом обществе
частные (коммерческие) СМИ преимущественно
занимаются рекламой товаров и услуг. Партийные
СМИ (печатные органы политических партий)
осуществляют агитационную и пропагандистскую
функции. Их задача состоит в распространении
политических программ, идей, лозунгов
среди населения. Общественные (публично-правовые)
СМИ должны быть «зеркалом», адекватно
отражающим процессы общественного бытия.
Государственные СМИ должны выполнять
функцию информационного посредника между
обществом и государством: с одной стороны,
информировать общественность о процессах,
происходящих в государственном механизме,
а с другой — адекватно отражать общественное
мнение. Таким образом, содержание функций
СМИ в демократическом обществе определяется
положением их учредителей в политической
системе общества.

Подводя итог первой главы, отметим, что СМИ и государство, исходя из места и роли
СМИ в политической системе общества, взаимодействуют
по следующим направлениям: природа государства
определяет в целом положение СМИ в обществе.
Это хорошо видно на примере тоталитарного
государства; государство и в демократическом
обществе создает нормативно-правовую
базу деятельности СМИ, определяет правовое
положение каждой из их разновидностей;
государство может иметь свои собственные,
государственные СМИ, которые в обществе,
основанном на принципе политического
плюрализма, функционируют наряду с другими,
негосударственными СМИ; государство
не вмешивается в конкретную деятельность
независимых СМИ; государство в целях защиты
информационных прав граждан, интересов
государства и разрешения конфликтов между
различными СМИ может создавать специальные
органы.

Глава 1. Современное российское общество и СМИ.

«Какова социальная жизнь – такова и информация о ней».

По мнению многих исследователей, современная картина социального мира наполнена «языком лжи». Распространение этот «язык» получил, как ни парадоксально это прозвучит, за счёт изучения того же социального мира; его предпочтений, (в частности, информационных), его ценностей и т.д. Тщательное изучение психологического портрета общества облегчает и даже может довести до мастерства процесс манипулирования общественным сознанием.

Именно манипулирование является одной из основных целей воздействия СМИ на общество и именно с ним неразрывно связано конструирование социального мира. «Образ мира после манипуляторного воздействия будет уже иной, скорректированный с учётом целей манипуляции». Примером манипулирования общественным сознанием можно привести обыкновенный общественный опрос, результаты которого часто выдаются за общественное мнение. Самомнение, при этом, скрыто от публики и проявляется только в межличностном контакте. Таким образом, выявляются настроения, а это не что иное, как манипуляция.

Простое информирование, однако, играет немаловажную роль для общества. Человеку необходимо быстро ориентироваться в условиях стремительно меняющейся социальной действительности.

Всю поступающую информацию человек воспринимает так:

2) Ту, которая, возможно, пригодиться

3) Ненужную и вредную.

Здесь следует также упомянуть об ещё одном методе влияния на общественное мнение, к которому регулярно прибегают СМИ, особенно при создании и показе рекламных роликов, а также при проведении политической агитации.

Приведу простой пример: доказано, что человек, никогда не выезжавший за пределы своей страны, имеет достаточно верное представление о других странах, а «белые пятна» в общей картине знаний заполняются воображением. Отсюда можно вновь вернуться к манипуляции, ведь именно в процессе воображения хранится и сила, и слабость общественного мнения. Благодаря воображению создаются наглядные образы – наиболее удачные для управленья массовым сознанием.

Средства массовой информации призваны только манипулировать и влиять на общественное мнение? В конце концов, за СМИ стоят такие же люди, которые потребляют создаваемые первыми сообщения. Да и сами они, в какой-то степени, подвергаются влиянию СМИ, иначе не может быть.

К сожалению, в современном обществе СМИ всё больше и больше отводится именно такая роль. Они, навязывая человеку идею тотальной взаимозависимости. Мы существуем в условиях «единой «человеческой семьи», как считал учёный Герберт Маршалл Макклюэн. «Будущая зеленая цивилизация, по Макклюэну, это «глобальная родоплеменная деревня», где внешние цели человечества сменяются целями внутренними. Начались массовые поиски «личности в себе». Макклюэн также придерживался точки зрения, что СМИ не только передают информацию, но и сами активно влияют на индивидуальное и общественное сознание.

Очевидно, что СМИ оказывают сильнейшее влияние на общество. В современном обществе они стали ««продолжением» физических органов и органов чувств человека».

Каждая отдельно взятая страна имеет свою историю, культуру. Точно также в каждой стране существует своя, сугубо индивидуальная «политика СМИ».

Россия не является исключением, и процесс становления СМИ в российском обществе тоже имеет свои особенности. Во-первых, этот процесс неразрывно связан с историческими и политическими изменениями в стране. В коммунистическую эпоху СМИ «не были озабочены проблемой обратной связи», но с тех пор и до наших дней мир СМИ изменился до неузнаваемости. Значительно , сильные изменения происходили в данной сфере последние 15-20 лет.

Этот период в жизни российских СМИ можно условно разделить на четыре периода:

1. период политизации масс-медиа (апрель1985 – июль 1990). Именно в этот период был принят закон СССР о СМИ и им была «дарована» определенная свобода.

2. «Золотой век» (1990 – начало 1992). СМИ начинают получать независимость. Появляются первые независимые издания («Независимая газета»), изменяются способы подачи информации (введение «прямых эфиров» и т.д.)

3. Этап коммерциализации СМИ (начало 1992 – конец 1995). СМИ получают новых частных собственников, которые начинают использовать возможность влияния медиа-ресурса на общественное мнение.

4. Этап утверждения новой медиа политической системы (конец 1995 по настоящее время). Постоянно имеют место трения «власть – «олигархи»», увеличивается роль журналистов и отдельных изданий, используются изощрённые стратегии и механизмы манипуляции общественным мнением.

Оцените статью
VIPdisser.ru