- Основные критерии отбора необходимой литературы
- Что включает положение о магистерской диссертации
- Основные структурные элементы
- Структура основной части магистерской диссертации
- Что это такое
- Что такое магистерская диссертация?
- 5 советов по написанию автореферата
- А диссертация ли это?
- Выбор темы
- Где брать информацию для написания магистерской?
- Графические объекты. оформление
- Изложение диспропорционально и не согласовано
- Как назначают тему диссертации
- Как написать автореферат к магистерской
- Как оформляется диссертация магистра
- Как правильно написать магистерскую диссертацию
- Как правильно оформить работу магистра
- Как составить план-проект магистерской диссертации
- Какой должна быть уникальность магистерских диссертаций
- Категории источников, разрешенных для использования в диссертации
- Можно ли не допускать ошибки
- Не раскрыта тема магистерской диссертации либо ее поверхностное, однобокое раскрытие
- Общие черты магистерской диссертации и других вкр
- Объем магистерской диссертации
- Отличаем магистерскую и кандидатскую диссертации
- Оформление работы
- Ошибки, которые допускают студенты при написании магистерской диссертации
- Приложения
- Пример введения магистерской диссертации по психологии
- Сравнение вкр на разных уровнях высшего образования
- Структура диссертации
- Требования к магистерским диссертациям: гост, оформление
- Чем магистерская диссертация отличается от кандидатской и докторской
- 5 советов по правильному составлению заключения
- Заключение
- Пример заключения магистерской диссертации по психологии
Основные критерии отбора необходимой литературы
Составление информационного обеспечения магистерской диссертации базируется на четырех основных критериях.
- Актуальность. Данные, указанные в работе, точно отражают состояние объекта на текущий момент времени.
- Объективность развития рассматриваемой проблемы для современной науки.
- Полнота отображения факторов, непосредственно влияющих на правильность работы механизма предмета исследования.
- Единство представленной информации без возможных противоречий или несогласованности в расчетных данных.
Что включает положение о магистерской
диссертации
В каждом вузе свои
представления о том, как должен выглядеть итоговый труд магистра. Но структура
положений, где все это подробно расписано, обычно включает следующие разделы:
- Общие положения
(законодательная база, основные понятия). - Общие
требования к ВКР (цели и задачи, назначение, место в структуре аттестационных
мероприятий). - Правила,
касающиеся темы исследования (выбор, утверждение, возможность изменения). - Научные
руководители (требования, функции, порядок утверждения и замены). - Рецензирование
(требования к рецензенту, структура отзыва, порядок ознакомления с ним). - Требования к
структуре и объему диссертации. - Порядок сдачи
готовой работы (требования к печатным и электронным экземплярам,
сопроводительные документы). - Предзащита,
если она предусмотрена (порядок проведения, условия допуска к защите). - Порядок
проведения защиты (заседание ГАК, требования к
выступлению
и презентации,
голосование и выставление оценок, возможность повторной защиты). - Порядок
подачи апелляций. - Правила
хранения работ на кафедре и в архиве вуза.
Этот документ должен
находиться в открытом доступе, чтобы обучающиеся могли ознакомиться с его
текстом в удобное время.
Основные структурные элементы
Во введении отображаются следующие пункты.
- Актуальность исследования. Автор отображает цель работы, способы проведения необходимых экспериментов, объективность полученных результатов.
- Уровень изученности проблемы. Этот критерий выявляется после систематизации источников и составления аргументированного литобзора.
- Цель, задачи. Решение поставленных задач является инструментом достижения основной цели. Для четкого соответствия глав документа поставленным задачам, используются опорные слова/словосочетания «раскрыть сущность», «проанализировать», «выявить», «аргументировать», «изучить» и т.д.
- Объект/предмет исследования. Предмет является локальной стороной научного объекта, поэтому совпадает или тесно связан с темой диссертации.
- Научная новизна. Данный признак является подтверждением уникальности проведенных экспериментов. Сюда относится изобретение новой практической методики, инновационные теоретические понятия, новая экспериментальная база и т.п.
- Основные результаты, полученные в процессе работы и выносимые на процедуру защиты.
Структура основной части магистерской диссертации
Структура каждой главы работы магистра неотделима от предыдущей главы. Каждый раздел дополняет предыдущий и служит его продолжением. Первая часть должна содержать общее описание. Практическая составляющая не очень выражена. Однако итоговые выводы по первой главе должны быть представлены.
Вторая часть работы уже позволяет использовать практический материал, подтвержденный объяснениями и доказательствами, которые обоснованы. Кроме того, во вторую главу должны быть включены методы, используемые для описания практической части. Хотя автор излагает основные задачи, поставленные перед ним в первой части, большинство из них приходится решать уже во второй главе.
Третья глава содержит исключительно достигнутые результаты. Здесь не ставится никаких целей. Поэтому третья глава содержит результаты исследований, а далее автор должен перейти к их описанию.
Если вы видите, что магистерская диссертация слишком большая, вам необходимо сократить ее объем. В противном случае у экзаменатора может сложиться впечатление, что студент не умеет работать с материалами и прорабатывать самое основное.
Если сократить объем невозможно, следует проверить абсолютно все предложения на емкость и содержание. Когда работа над диссертацией окончена, вам нужно распечатать ее и правильно оформить для последующего представления и защиты.
Что это такое
В широком смысле это
выпускная квалификационная работа. Ее цель – подтвердить успешное освоение
очередного уровня образования. Однако ВКР пишут на всех трех ступенях высшего
образования:
- бакалавриата;
- магистратуры;
- аспирантуры
(не путать с кандидатской диссертацией).
На практике непосредственно
выпускной квалификационной работой называют финальный труд выпускника
аспирантуры. Бакалавры пишут дипломные работы или дипломные проекты. А вот ВКР
магистранта именуют диссертацией. Однако названием различия не ограничиваются.
Что такое магистерская диссертация?
Магистерская диссертация – сравнительно молодая в нашей системе образования форма работы для подтверждения гордого звания «магистрант». Совсем недавно вместо нее учащиеся писали и защищали дипломную работу, на основе чего получали диплом специалиста.
Появление понятия магистерская диссертация связанно с присоединением к Болонскому процессу и переходом на двохуровневую систему высшего образования (4 года бакалавриата и 2 – магистратуры).
Для того чтобы вникнуть в суть данной работы, нужно четко понимать, кто такой магистр. Это – выпускник второго звена высшего образования (магистратуры), который должен обладать не только определенными знаниями и квалификацией, но и широким кругозором, навыками научной научно-исследовательской и научно-педагогической работы.
Как видим, требования к магистру гораздо выше, чем к бакалавру, доказательством соответствия данным требованиям является магистерская диссертация.
Магистерская диссертация – это самостоятельная оригинальное научное исследование, целью которого является подтверждение выпускником вуза квалификации магистра.
5 советов по написанию автореферата
Для правильного составления текста автореферата, автору рекомендуется придерживаться нескольких простых советов.
- Перед началом работы, автор перечитывает готовый документ несколько раз и делает наброски тезисов.
- Выбор темы, ее актуальность аргументированно подтверждается магистрантом. Все содержание диссертации излагается в краткой, сжатой форме согласно вышеприведенной структуре документа.
- Проведенное исследование резюмируется в виде тезисов, соответствующих сделанным выводам/полученным результатам проделанной работы.
- При составлении текста, автор контролирует соответствие выводов автореферата с задачами, указанными в тексте диссертации.
- Характер изложения текста документа сводится к 5 критериям – грамотность, четкость, краткость, логичность и аргументированная обоснованность.
А диссертация ли это?
Оба этих труда
представить на своей кафедре недостаточно. На пути к получению степени
предстоит:
- Ознакомить
научную общественность с результатами своих исследований. Для этого фрагменты
диссертации необходимо публиковать в журналах (желательно – рекомендованных
ВАК) в виде статей. - Найти
диссертационный совет, который оценит работу по достоинству. Далеко не при
каждом вузе он есть (советы постоянно ликвидируют). Некоторым даже приходится
ехать в другие города и регионы. - Поработать с
двумя официальными оппонентами. Это двое ученых, имеющих большой опыт исследований
по теме диссертации или близкой к ней. На их замечания предстоит дать развернутые
ответы на защите. - Пройти
публичную защиту. Потенциальные кандидаты готовятся к ней два месяца, доктора –
три месяца. За это время необходимо разослать авторефераты ведущим ученым в
соответствующей области и собрать положительные отзывы от них. - Подождать от
3 до 6 месяцев, пока ВАК рассмотрит диссертационное дело и утвердит присвоение
ученой степени.
Магистранту все это не
грозит. Законодательство не обязывает его публиковать статьи (хотя вуз и
может). Защищается он на кафедре, отзывы получает только от научного
руководителя и в организации, где проходил практику. И если ГАК решила, что он
достоин называться магистром, то можно выдохнуть спокойно. Полгода дрожать в
ожидании не придется.
Так что магистерскую
выпускную квалификационную работу именуют диссертацией, скорее, для красного
словца. Куда логичнее рассматривать ее как дипломный проект повышенной
сложности.
Выбор темы
При подборе темы работы, автор учитывает возможность проведения научных экспериментов в определенной отрасли исследований.
Основные категории тем для написания магистерской.
- Анализ научной обстановки в выбранной области. Магистрант систематизирует информацию, полученную из соответствующих литературных источников, выявляет актуальные проблемы, требующие поиска решений. Темы этой группы подойдут авторам, желающим продолжить обучение в аспирантуре и успешно защитить кандидатскую диссертацию.
- Рассмотрение узконаправленной проблемы (с формированием гипотезы, проведением экспериментов, анализом полученных результатов). Для подбора такой темы, составляется список вопросов, часто-обсуждаемых в научной среде или используются государственные программы развития определенной области исследований. Автор всесторонне описывает суть противоречивой проблемы, находит оптимальный выход из сложившейся ситуации путем аргументированного доказательства значимости проведенных экспериментов.
- Дополнение/расширение имеющихся знаний. Задачи диссертанта сводятся к анализу существующих категорий/классификаций предметов исследования и разработки собственной аргументированной системы классификации.
Магистранту не рекомендуется выбирать малоизученную тему для диссертационного исследования. Основная проблема в этой ситуации – недостаток литературных источников и объективных взглядов авторитетных ученых на проблемы этой отрасли.
Если у вас возникли сложности, связанные с подбором темы магистерской диссертации, обращайтесь к нашим специалистам. Мы гарантируем конфиденциальность всем нашим клиентам и начинаем сотрудничество только после заключения официального юридического договора.
Где брать информацию для написания магистерской?
Первый вопрос, с которым сталкиваются выпускники, желающие получить степень магистра — выбор темы. Она должна быть новой и соответствовать специальности. Кроме того, важнейшее условие при подборе темы — новизна. Следует найти нераскрытый ранее, не до конца изученный аспект, вопрос, решение которого будет актуальным и востребованным.
Достаточно сложным является поиск литературных источников, к которым относятся:
- Законодательные акты.
- Архивные документы.
- Книги, избранные сочинения.
- Научные статьи.
- Словари.
- Опубликованные доклады, тезисы.
- Авторефераты.
- Монографии.
- Статьи автора диссертации.
Поиск источников начинают в библиотеке вуза, разрешается обращаться к электронным базам рефератов и диссертаций, библиотеке Сyberleninka, журналам и спискам РИНЦ и ВАК. Учебники и научно-популярная литература не являются авторитетными изданиями, на которые можно опираться при написании магистерской.
Графические объекты. оформление
Нумерация обязательна. Первый вариант – последовательная нумерация по всей магистерской диссертации. Второй вариант – от начала нового раздела.
В том случае, когда графический объект находится в приложении, используется другая, алфавитная нумерация.
Заголовок таблицы должен располагаться в левом верхнем углу.
Номера рисунков, названия, а также пояснения должны быть размещены внизу под рисунком.
Изложение диспропорционально и не согласовано
Студенты нередко допускают эту ошибку. В работе нет логики. В таких работах все главы – это отдельные, не связанные между собой части. Однако каждая глава должна быть продолжением предыдущей главы, продолжая ее мысль.
Еще одна серьезная проблема – непропорциональность глав по отношению одна к другой. Количество страниц во всех главах должно быть приблизительно одинаковым. Важно помнить, что каждая глава должна быть разделена на параграфы. Глава, в которой только один параграф, – это не глава, она бессмысленна.
Как назначают тему диссертации
Тема диссертации никогда не берется «с потолка», она не может иметь просто научный, отвлеченный интерес. В ВКР обязательно должна быть решена какая-то практическая проблема из той области, в которой специализируется учащийся.
Обычно тему назначает научный руководитель, он же потом дает методические указания по написанию диссертации. В редких случаях тему может предложить сам студент, но он должен обосновать свой выбор — например, это продолжение исследования, затронутого в дипломе.
Соавторство в ВКР нежелательно, но в некоторых случаях разрешается.
Как написать автореферат к магистерской
Автореферат магистерской относится к сопроводительной документации, необходимой для дальнейшей защиты работы. Автор кратко и аргументированно излагает суть проведенных исследований, полученных результатов без использования дополнительной интерпретации данных. Рекомендуемый объем – до семи стандартных страниц формата А4.
На титульном листе документа указываются все данные, что и на «титулке» диссертации, но с обязательным упоминанием слова «АВТОРЕФЕРАТ».
Как оформляется диссертация магистра
В первую очередь работа магистра должна полностью соответствовать требованиям ГОСТ, а также демонстрировать научную новизну и оригинальность текста. Также работа должна иметь значимость для науки и для определенной академической области. Решаемые проблемы должны быть строго аргументированы актуальными сведениям, а также доказаны научными фактами, которые студент черпает из уникальных источников информации. Стиль языка должен быть обязательно литературно – научным с учетом специфики предметной области.
Оформлять магистерскую диссертацию следует по тем же правилам, что и любую другую выпускную квалифицированную работу. Также вам потребуется подготовить презентацию для вашей работы. Для этого вы можете сформировать несколько слайдов с кратким описанием сути проблемы.
Как правильно написать магистерскую диссертацию
Если вы перед началом работ четко следуете составленному заранее плану, то вам не составит труда написать ВКР самостоятельно.
Этап работы | Описание | |
1. | Как выбрать тему | Вам может предоставить список тем педагог на своей кафедре. Но вы можете выбрать и свой вариант темы, если она соответствует определенным требованиям. Тема работы должна быт аргументирована – доказана актуальность и значимость тематики проекта. |
2. | Как составить план работа | План работ – это некая последовательность с проставлением временных ограничений для каждого периода. План работы утверждается куратором. По сути своей план работа может представлять некую сокращенную черновую копию вашей работы. ВЫ можете сразу в плане разделить работу на главы и приготовить к каждой небольшое описание. Но лучше всего проставить те источники, с которыми вы будете работать в каждой из глав. Так вы в дальнейшем сможете правильно расставить ссылки на источники. НЕ исключено, что в процессе работы над диссертацией вы будете несколько раз менять план. Это нормально, ведь вы будете все больше погружаться в изучаемые проблемы. В конечном итоге ваш план будет представлять четкую последовательность работ, которую вы утвердите со своим научным руководителем. |
3. | Изучить тему во всех направлениях | На данном этапе вам предстоит провести знакомство с используемыми источниками и фактами, также проанализировать полученную информацию. Главной идеей при написании такой работы является то, что автор доен показать, что он полностью обработал и понял позицию авторов научных изданий и на основании этого принял свою собственную позицию и доказал ее действенность и актуальность для науки. Обработка источников должна осуществляться от самых актуальных до более поздних, срок давности которых не превышает пяти лет. |
4. | Определение методов исследования | Вы наверняка знакомы со всеми методами исследования на примерах написания других научных работ. Выберете самый оптимальный научный способ исследования. |
5. | Аналитическая работа | Здесь вы докажете, что выбранный вами способ исследования является оптимальным. |
6. | Написание заключения | Здесь подводятся итоги описанных вами теорий. |
Как правильно оформить работу магистра
Вам обязательно необходимо придерживаться определенных стандартов ГОСТа, и не важно, в каком университете вы учитесь, по какой программе либо дисциплине.
Страницы должны нумероваться последовательно, за исключением титульной страницы и приложений. Однако номер титульного листа будет учитываться при присвоении номеров страницам.
Количество страниц в магистерской диссертации
Объем диссертации должен составлять минимум 50 и максимум 120 страниц. В случае, когда вы пишете обширную диссертацию, убедитесь, что она содержит как можно меньше ненужных вводных данных. Все главы должны быть приблизительно одинаковы по объему, то есть не следует подробно освещать одну тему, при этом уделяя минимум внимания другой.
Порядок оформления рисунков
Оформление всех графических материалов должно быть выполнено надлежащим образом. Они должны быть размещены за пределами работы, на каждый должна быть сделана ссылка в тексте, например, в форме «см. подробности в Приложении 2 в таблице».
Стиль магистерской работы
Стиль написания работы должен быть исключительно академическим. Литературный стиль недопустим, кроме того нельзя применять обращение к читателю или писать от первого лица. Писать необходимо в настоящем времени. Если это невозможно в конкретный момент, т.е. если вы описываете событие, которое произошло в прошлом, это должно быть четко указано, и следует отметить, по какой причине информация использована в прошедшем времени.
Обязательно распечатайте работу на стадии черновика, чтобы увидеть, как диссертация смотрится на бумаге. Иногда она хорошо выглядит в редакторе, но на бумаге выглядит неуклюже, а хочется, чтобы члены комиссии увидели красиво оформленную работу, когда вы будете ее защищать.
Как составить план-проект магистерской диссертации
План магистерской диссертации представляет собой детальный перечень работ с указанием последовательности их проведения. Автор отображает собственный подход к проработке выбранной тематики, а также аргументирует рациональность использования выбранных информационных источников.
Рекомендуемое содержание плана:
- поиск, подбор, систематизация литературных источников;
- выбор необходимых методик для будущих опытов/изысканий;
- обработка данных;
- регистрация, подтверждение полученных результатов на практике;
- составление заключения.
В процессе написания диссертации, структура плана видоизменяется несколько раз (удаление блоков, смена их местоположения). Автор использует уникальное название каждого пункта, — употребление дословного названия разделов магистерской запрещается и считается ошибкой.
Какой должна быть уникальность магистерских диссертаций
Уникальность магистерской диссертации – это обязательное требование, выдвигаемое членами Государственной Аттестационной Комиссии (ГАК). При проверке оригинальности текста, необходимо учитывать, что студент использует чужие, заимствованные материалы, которые отрицательно сказываются на итоговой проверке уникальности, если их не снабдить соответствующей контекстной ссылкой в тексте магистерской.
Минобрнауки РФ не выдвигает жестких требований к процентам оригинальности текста, поэтому магистрантам следует опираться на методические указания «альма матер» или требования куратора проекта. Оптимальный порог заимствований при написании диссертации – до 20%, но лучше уточнить эту цифру на выпускающей кафедре.
Категории источников, разрешенных для использования в диссертации
В магистерской допускается использование следующих категорий литературных источников (список построен в порядке убывания важности).
- Нормативная/законодательная документация, регулирующая положения рассматриваемой проблемы исследования. В эту категорию входят указы, правительственные постановления, нормативные акты и т.п.
- Учебные пособия, монографии, статьи, другие издания, посвященные проблемам выбранной научной отрасли. Для работы можно использовать отечественные и зарубежные источники.
Последовательность составления списка источников разрешается составлять в произвольном порядке – все зависит от темы магистерского исследования. В библиографию включается только литература, использованная при написании диссертации и со сроком издания, не старше трех лет. Запрещается упоминать околотематические издания, не относящиеся к выбранному направлению работы.
Можно ли не допускать ошибки
Чтобы тема диссертации была до конца проработана, все главы нужно писать структурировано, грамотно. Прежде всего, нужно определить список литературы, который будет использоваться в процессе написания работы. Важно также грамотно составить план работы.
Если в голове есть план, легче достичь своей цели, и не отвлекаться на ненужные действия.
В общем, если вы с ответственностью подойдете к созданию магистерской диссертации и выделите на нее достаточно времени, ваша работа обязательно будет высоко оценена.
Не раскрыта тема магистерской диссертации либо ее поверхностное, однобокое раскрытие
Так бывает у тех студентов, которые не до конца понимают смысл задачи. Такие студенты также с трудом могут определить объект и предмет диссертации. Объектом исследования является сам процесс. Предметом является исследуемое свойство объекта, которое изучается либо совершенствуется в данной работе. Это основы.
И если нет их понимания, написать грамотный проект невозможно. А писать все подряд, что связано с темой магистерской работы – неправильно. Такая работа будет низкого качества и очень поверхностной. Студент должен ставить конкретные задачи, проводить все исследования, которые необходимы, и подвести итоги.
Общие черты магистерской диссертации и
других вкр
В общем виде любая ВКР –
это самостоятельный труд выпускника, свидетельствующий о его готовности вести
профессиональную деятельность в изучаемой области. Ей присущи такие черты:
Защита ВКР проходит в
вузе перед государственной аттестационной комиссией. Обычно она состоит из
членов профессорско-преподавательского состава профильной кафедры. Также могут
быть приглашены (но необязательно):
- представители
головного вуза (если защита проходит в филиале); - руководители
предприятий (если работы – практикоориентированные и выполнялись на
определенной производственной базе); - научные
сотрудники организаций аналогичного профиля; - преподаватели
других вузов.
Решение о присвоении
квалификации принимают непосредственно в день защиты. Никаких дополнительных
утверждений не требуется. Остается только оформить диплом и торжественно
вручить его.
Объем магистерской диссертации
По данному вопросу не существует строгих, четко установленных требований. На вопрос, сколько страниц должно быть с магистерской, можно ответить лишь рекомендательно. Общепринятыми считаются объемы от 70 до 100 страниц, для работ по гуманитарным и экономическим дисциплинам — не более 150 страниц.
Еще один ориентир, который можно использовать магистранту — библиографический список. Считается нормой, если количество страниц в диссертации соответствует числу использованных литературных источников. Эта рекомендация остается действенной и при написании кандидатской или докторской научно-квалификационной работы.
Отличаем магистерскую и кандидатскую диссертации
Раньше понятие «диссертация» относилось лишь к кандидатской и докторской. Если с докторской диссертацией все понятно (это работа, подтверждающая научную ступень), то кандидатскую и магистерскую путают довольно часто.
Для того чтобы их различать нужно обратить внимание на такие моменты:
- Кандидатская диссертация пишется после аспирантуры для получения степени кандидата наук.
- Проблема, которая выбирается для написания кандидатского исследования, уже в магистерской работе требует более глубокого изучения.
- Объем кандидатской работы больше магистерской.
При написании магистерской диссертации, в отличии от кандидатской, научные публикации на основе ее материалов не требуются.
Оформление работы
Общие требования:
- диссертация должна быть написана на бумажном листе формата А4 белого цвета;
- объем должен составлять от 50 до 120 страниц;
- размер отступов 3 см с левой стороны, 1 см с правой стороны, 2 см вверху и внизу;
- тип шрифта – стандарт Times New Roman, размер шрифта 14; межстрочный интервал от 1 до 1,5;
- все заголовки размещаются заглавными буквами в середине строки;
- новые разделы следует начинать с новой страницы;
- главы следует прописывать большими буквами. Все параграфы – обычными буквами, однако начинать нужно с большой;
- все страницы пронумерованы. Исключение – первая и вторая. Номер находится в правом нижнем углу. В конце номеров глав должна стоять точка, в конце параграфов – нет.
Ошибки, которые допускают студенты при написании магистерской диссертации
Выпускная квалификационная работа магистра – не только видимый результат его обучения. Студент в своей работе должен обобщить и наилучшим образом использовать все знания, полученные в процессе обучения. Однако, только те, кто ничего не делают, не совершают ошибок.
Магистерская диссертация – это серьезная задача. Чтобы довести ее до совершенства, требуется немало времени и усилий. Однако существуют студенты, предпочитающие делать все в последний момент, которые садятся за написание магистерской диссертации за два-три дня до ее защиты, и делают это впопыхах. Такая тактика не приведет к удовлетворительному результату, но это точно чревато ошибками.
Мы составили перечень самых популярных ошибок, допускаемых в процессе создания магистерской диссертации:
- нет раскрытия темы либо есть только поверхностное раскрытие;
- диспропорциональность и непоследовательность в изложении;
- стандарты оформления работы нарушены;
- плагиат.
Рассмотрим эти ошибки и выясним, как не допустить их появление.
Приложения
Это последний раздел вашей диссертации. В дополнение к рисункам теперь можно вставлять тексты. Здесь вы можете поместить все, что вам кажется важным, и что может дополнить вашу работу.
Приложения нумеруются не цифрами, а буквами алфавита. Необходимо использовать заглавные буквы A, B, C за исключением Ъ, Ь, Ы и т.п.
Ссылки на приложения в тексте также обозначаются этими буквами.
Пример введения магистерской диссертации по психологии
Тема исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре».
Объект исследования: ролевые взаимоотношения детей старшего возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста, и разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования: развитие ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре будет успешным, если:
В процессе коррекционно-педагогической работы будут учтены:
- уровень развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- особенности сформированности компонентов сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений будет направлена на:
- развитие умения ставить игровые задачи взрослым и сверстникам, принимать их или тактично от них отказаться;
- обогащение игрового опыта детей с задержкой психического развития;
- на развитие ролевых способов решения игровых задач;
- активизирующее общение воспитателя с детьми в игре;
- формирование положительных взаимоотношений с окружающими.
Задачи исследования:
- Изучить и теоретически обосновать необходимость развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Выявить уровень развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.
Теоретической и методологической основой исследования явились:
- Работы И. Ф. Марковской, К. С. Лебединской, Е. С. Слеповича, рассматривающие проблемы задержки психического развития в контексте игровой деятельности детей;
- Исследования сюжетно-ролевой игры психологами (Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др.) и педагогами (Р. И. Жуковской, А.П. Усовой, Н. Я. Михайленко и др.). Эти исследования играют особое значение, т.к. овладение навыками сюжетно-ролевой игры – одно из наиболее важных требований к успешному становлению основных психических процессов, а также социализации детей. Исходя из этого, особое значение представляет не только участие детей в данных игровых процессах, но также и коррекционная работа в закреплении оптимальных установок, связанных с ролевыми взаимоотношениями в контексте сюжетно-ролевых игр.
Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседа, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Теоретическая значимость исследования:
- проведен анализ изученности проблемы развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- обоснована необходимость и целесообразность использования сюжетно-ролевой игры в развитии взаимоотношений между детьми с задержкой психического развития.
Практическая значимость:
- разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре;
- результаты исследования могут быть использованы в организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.
Структура исследовательской работы.
Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена методологическая основа и источники информации.
В первой главе «Теоретическое изучение проблемы развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» представлена теоретическая база, содержащая понятия и характеристики развития ролевых взаимоотношений, и роли сюжетно-ролевой игры в их развитии.
Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» представлена программа констатирующего этапа эксперимента, продемонстрированы количественные результаты исследования и качественный анализ полученных данных, позволяющие сопоставить теоретические данные с состоянием развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В третьей главе «Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре.
В заключении, подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Выпускная квалификационная работа состоит из 80 страниц, 3 таблиц и диаграммы. Список литературы включает в себя 73 источника.
Сравнение вкр на разных уровнях высшего образования
Критерий | Бакалаврская | Магистерская | Аспирантская |
Объем | 60-80 страниц | 70-120 страниц | 150-180 страниц |
Количество использованных источников | 30-60 наименований | 80-100 наименований | 100-120 наименований |
Время на подготовку | 1-1,5 семестра | Весь второй курс | Не менее года |
Наличие публикаций | Не нужны | Желательно* | Нужны (2-3 статьи, в зависимости от направления) |
*Приказ Минобрнауки №636 от 29.06.2022 не содержит
требований к наличию у магистранта научных публикаций. Однако для допуска к
защите нужно в полном объеме выполнить индивидуальный план. В него как раз по
инициативе вуза и могут быть включены обязательные публикации.
Но главное отличие
заключается в содержании. Дипломному проекту присущ поверхностный характер.
Автор анализирует общеизвестную теорию, выполняет довольно очевидные
практические действия. По сути, это курсовая повышенной сложности.
Магистерская диссертация
по своей природе ближе к научной работе. Она должна иметь мощный
исследовательский компонент. Это выражается в:
- более узкой
области исследования; - концептуальной
оригинальности; - наличии
новизны; - присутствие
практической значимости для сферы деятельности, а не только для будущей работы
самого автора.
В аспирантской ВКР все
перечисленные факторы в разы усиливаются. Она является полноценной научной
работой, на основе которой можно писать кандидатскую диссертацию. Ее результаты
должны быть выведены автором самостоятельно и иметь теоретическое и / или
прикладное значение для своей научной области.
Структура диссертации
Тему магистерской диссертации будущий магистр выбирает самостоятельно. Однако вне зависимости от того, какое направление выбрано, структура остается единой. Стандартный состав диссертации выглядит следующим образом:
- титульная страница;
- аннотация;
- содержание;
- все приложения, в которых обозначены сокращения к диссертации;
- введение;
- основные главы;
- выводы;
- ссылки;
- если необходимо – благодарность на имя научного руководителя.
Требования к магистерским диссертациям: гост, оформление
Написание магистерской включает следующие этапы:
- Выбрать тему. Лучшим решением будет обращение за рекомендацией к руководителю. Также можно выбрать углубленное изучение вопроса, над которым работали в дипломе. При этом необходимо учесть основную задачу — обязательную новизну исследования, даже по теме, которая многократно обсуждалась в других работах.
- Составление плана. Прежде тем как написать магистерскую диссертацию, необходимо составить план-проект — подробный перечень с последовательностью проведения всех работ. В него входит: поиск литературных источников, выбор эффективных методов исследования, проведение изысканий, опытов, обработка данных, регистрация результатов, написание заключения.
- Составление библиографического списка. Важный этап в написании работы, в его процессе придется изучать труды авторитетных ученых, научные статьи и использовать свежую информацию.
- Работа над диссертацией, включающая написание текста в соответствии с требуемой структурой, проведение опытов и экспериментов, получение апробации. Для успешной защиты необходимо уделить внимание подготовке наглядного материала: плакатов, моделей, слайдов и т.п. Данный этап занимает от 6 месяцев до 1 года.
Магистерская диссертация оформляется в соответствии с методическими рекомендациями учебного заведения и с требованиями пяти ГОСТов:
- ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».
- ГОСТ 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам».
- ГОСТ Р.7.0.11-2022 «Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления».
- ГОСТ 7.32-2001 «Разработка отчетов НИР».
- ГОСТ Р7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Общие требования к написанию и оформлению магистерской выпускной квалификационной работы:
- Текст магистерской диссертации излагается в научном стиле и логической последовательности структурных единиц текста, с обязательным подведением промежуточных и итоговых выводов.
- Магистерская набирается в режиме односторонней печати на стандартных листах формата А4. Рекомендуемый шрифт Times New Roman, 14 кегль, размер междустрочного интервала – 1,5.
- При подсчете общего количества листов используется сквозная нумерация. Титульный лист входит в число страниц, но номер на нем не проставляется.
Чем магистерская диссертация отличается
от кандидатской и докторской
Если студент закончил
специалитет, магистратура ему не нужна. Он может сразу поступать в аспирантуру
или даже предпочесть соискательство. То есть кандидатская будет первой в его
жизни диссертацией.
Если же речь идет о
выпускнике бакалавриата, перескочить ступеньку ему не удастся. Магистерская
диссертация станет его пропуском в мир науки.
Можно привести ряд
отличий ее от кандидатской и докторской по выше рассмотренным критериям.
Очевидны такие черты:
- меньшее время
на подготовку; - сокращенный
объем; - меньший объем
литературы, подлежащий изучению; - не столь
строгие требования к наличию публикаций.
Но самые главные отличия
кроются не в характеристиках самого письменного труда, а в его назначении.
5 советов по правильному составлению заключения
Для написания грамотного заключения, автору рекомендуется придерживаться следующей схемы.
- В завершающей части, указываются только самые существенные выводы, непосредственно относящиеся к основной цели работы и подтверждающие/опровергающие выдвинутую гипотезу.
- Наличие кратких поглавных выводов упрощает формулировку будущего заключения.
- Заявленная гипотеза взаимосвязана с промежуточными выводами.
- Заключение составляется в самую последнюю очередь (как и введение).
- Запрещается использование простонародных словосочетаний, нагроможденных словесных конструкций, давать необоснованные прогнозы, связанные с применением экспериментов в теории или на практике. Рекомендуется вкратце констатировать полученные результаты и определить вектор возможного их применения в будущем.
Заключение
Посвящено результатам проведенного исследования, выводам, полученным в ходе работы и рекомендациям для тех, кто будет на практике использовать методы, приведенные в диссертации или делать такие же исследования. Нужно сказать, удалось ли получить ожидаемое решение поднятой проблемы или нет.
Пример заключения магистерской диссертации по психологии
Возникновение способности принимать на себя роль, и следующее за этим освоение множества различных ролей в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с нормальным развитием органично наступает в период старшего дошкольного возраста. В случае детей с задержкой психического развития данный процесс требует дополнительной, внешней стимуляции, иначе говоря – коррекционно-педагогической работы.
Необходимость коррекционно-педагогической работы по развитию ролевых взаимоотношений определяется и тем, что сюжетно-ролевая игра может оказывать поистине неоценимую помощь в рамках развития мыслительной и речевой активности детей. Помимо этого, сюжетно-ролевая игра успешно стимулирует развитие и основных психических процессов.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений со стороны как педагога-дефектолога, так и воспитателя позволяет обогатить содержание игр дошкольников, сделать сюжеты более интересными, сложными и развитыми. С этой точки зрения сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как самовоспроизводящийся феномен, строящийся на постоянном импровизационном обновлении, а также творческой активности детей.
Рассматривая конкретные случаи детей с задержкой психического развития, был сделан ряд практических выводов, во многом подтверждающих теоретические наработки большинства исследователей.
Задержка психического развития на данном возрастном этапе характеризуется в том числе сниженной заинтересованностью, инертностью, апатичностью детей, а её наиболее негативным последствием является дефицит общения на предшествующих этапах развития ребёнка. Вследствие этого, главной задачей педагога-дефектолога на первом этапе коррекционной работы является пробуждение детского непосредственного интереса путём «заражения» их примером собственной увлечённости и позитивного настроения в рамках сюжетно-ролевой игре.
Ввиду того, что основным содержанием ролевых взаимоотношений является речевой компонент, а также учитывая тот факт, что диагностика принятия или непринятия ребёнком той или иной роли строится в первую очередь на словесном подтверждении осознанности игры, не менее важной задачей становится стимулирование развития речевой деятельности. Естественный путь развития ролевых взаимоотношений в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития – это движение от осознания ребёнком факта принятия им роли, подтверждённого словесным согласием, до возникновения у ребёнка ролевых высказываний и – на заключительном этапе – ролевых бесед как с педагогом-дефектологом или воспитателем, так и со сверстниками.
С целью пополнения корпуса теоретических источников по рассматриваемой теме были предложены разработанные в рамках исследования методические рекомендации, ставшие итогом проведённой практической работы, направленной на развитие ролевых взаимоотношений с помощью коррекционно-педагогических средств.