- 1 Классификация международных финансовых организаций
- 4 Функции и операции Банка международных расчетов (БМР). Региональные банки реконструкции и развития
- 3 Механизм осуществления международных денежных платежей и расчетов при международных финансовых отношениях. Международные платежные системы
- Роль МВФ в международной валютно-финансовой системе
- 3 Современное состояние международных финансов
- 1 Необходимость участия России в международных финансовых организациях
1 Классификация международных финансовых организаций
Структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные финансовые организации могут быть сгруппированы с учетом их особенностей следующим образом:
— бреттон-вудские организации (МБРР и МВФ) по членскому составу являются универсальными, имеют всемирное значение, тогда как остальные образованы либо по региональному принципу (МБЭС, МИБ, МГБ и ЧБТР), либо по другим принципам, хотя и объединяют крупную группу стран (ЕБРР и БМР);
— две международные финансовые организации учреждены с целью межсистемной помощи (МАР — развивающимся странам, ЕБРР – странам с переходной экономикой);
— ЕБРР изначально, путем включения соответствующего положения в свои уставные документы, обусловливают предоставление своих ресурсов странам — членам, отвечающим определенным, в том числе политическим, критериям (они должны быть привержены принципам многопартийной демократии, рыночной экономики и пр.);
— МБЭС и МИБ сейчас практически не ведут основной деятельности, поскольку еще не урегулировали отношения с кредиторами и должниками (крупнейший из последних – Россия). МГБ (имеет малый капитал) осуществляет ограниченный объем операций, возможности же привлечения ресурсов на рынках для него ограничены, ЧБТР лишь только начинает свою работу;
— МБЭС служил своего рода клиринговым центром, МИБ был инвестиционным учреждением, а ЕБРР, МАГИ и МФК специализируются на поддержке инвестиций. При этом ЧБТР задуман как институт одновременно торгового и проектного финансирования, МАР поддерживает проекты развития в ограниченном круге стран-членов на особо льготных условиях.
Международные финансовые организации, входящие в систему международных экономических организаций, классифицируются в соответствии с принципами группировки последних.
В современных условиях выделяются следующие типы этих организаций.
Межгосударственные универсальные организации, цель и объект деятельности которых представляют интерес для всех стран мира. Среди них МВФ, МБРР и его дочерние организации – МФК, МИГА.
Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, создаваемые государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организации первого типа является ЕБРР.
Вывод. Международные экономические организации, представленные полуофициальными ассоциациями типа «семерки». Экономическое положение на всей планете зависит от состояния экономики этих мировых лидеров. Поэтому на ежегодных конференциях рассматриваются наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывается единая линия поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Этот тип организации должен также включать парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).
Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные организации, отраслевые или специализированные организации. В их числе МФК, МИГА.
Независимо от типа, международные финансовые организации играют значительную роль в современных международных отношениях как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
4 Функции и операции Банка международных расчетов (БМР). Региональные банки реконструкции и развития
Институциональную основу международной валютно-финансовой системы составляют МВФ и система организаций, образующая Мировой банк. Но также есть и некоторые международные организации, деятельность которых во многом влияет на международную валютно-финансовую систему.
Банк международных расчетов (БМР), созданный в январе 1930 г. во исполнении Гаагских соглашений, цель которых – регулирование и управление репарациями, возложенными на Германию после Первой мировой войны. БМР размещается на территории нейтральной Швейцарии в городе Базеле. БМР – старейшая МФО.
В организационно-правовом отношении БМР – компания с ограниченной ответственностью, имеющая фактический (не формальный) статус международной организации. Уставной акционерный капитал БМР составляет 1500 млн. золотых франков и представлен в виде 600 000 акций с равной номинальной стоимостью (2500 золотых франков за акцию). По состоянию на 31 марта 2001 г. оплаченная часть акционерного капитала БМР составляет на балансе банка 323,5 млн. золотых франков.
БМР использует золотой франк исключительно в качестве расчетной единицы при составлении балансовых отчетов. С 1 апреля 2003 г. БМР перешел на расчеты в СДР.
БМР создавался как организация, осуществляющая сотрудничество центральных банков. В 1947-158 гг. банк играл важную роль в европейской платежной системе, выступая в качестве расчетно-клирингового центра. В 1961-1968 гг. БМР координировал политику центробанков на рынках золота. В 1970-е годы в недрах БМР создается инициативная группа из представителей десяти стран, которая в 1974 г образует Комитет по банковскому надзору. Впервые создается международный орган, отслеживающий поведение банков за пределами национальных границ. Кроме того, постепенно вырабатываются международные стандарты в области ликвидности, устойчивости и платежеспособности банков. В 1988 г. были приняты стандарты оценки достаточности капитала и ликвидности, известные под названием Базельского конкордата. В 90-х годах был принят документ «Основные принципы эффективного банковского надзора».
3 Механизм осуществления международных денежных платежей и расчетов при международных финансовых отношениях. Международные платежные системы
Международные расчеты – регламентация по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между юридическими лицами (государствами, организациями) и гражданами разных стран на основе их экономических, политических и культурных отношениях.
Международные расчеты имеют ряд особенностей:
— документарный характер, то есть расчеты осуществляются против финансовых и коммерческих документов;
— регулируются нормативными законодательными актами, а также международными банковскими правилами;
— являются объектами унификации, что вызвано интернационализацией хозяйственных связей, универсализацией банковских операций;
Унифицированные правила проведения международных операций и осуществление международных расчетов разрабатывает Международная торговая палата, созданная в Париже в начале XX века. В наст. время этой палатой разработаны и опубликованы следующие документы:
— базисные условия договоров купли-продажи ИНКОМТЕРМС 2000;
— унифицированные правила по договорным гарантиям.
— унифицированные правила по инкассо;
— унифицированные правила и обычаи по документированным аккредитивам;
Проведение международных расчетов базируется на системе корреспондентских отношений. Система корреспондентских отношений включает формы, методы, условия совершения межбанковских операций и порядок их проведения. Такие договорные отношения между кредитными учреждениями, целью которых является осуществление платежей, расчетов и оказания услуг по поручению друг друга.
Корреспондентские отношения оформляются межбанковскими соглашениями в форме двухсторонних договоров. В договорах определяются виды открываемых счетов, порядок и способы их использования. Отношения могут устанавливаться с взаимным открытием счетов или открытием счета в одном из банков, банки корреспонденты называются в этом случае «корреспонденты со счетом».
Корреспондентские счета по международным расчетам подразделяются на два вида: счета НОСТРО и ЛОРО.
НОСТРО-счет (наш счет у них) – это счета определенного банка в иностранных банках:
1) счет, который банк открывает у иностранного банка-корреспондента на котором учитываются все его расходы и поступления;
2) корреспондентский счет, по которому проводятся все операции по исполнению корреспондентом поручений банка;
ЛОРО-счет (их счет у нас) – это счета зарубежных банков в национальном кредитном учреждении – банке:
1) корреспондентский счет по международным расчетам, который открывается в отечественном банке на имя иностранного банка-корреспондента;
2) счет, открываемый банком-корреспондентом для защиты сумм, выдаваемых или получаемых по поручению своего корреспондента. Счет ЛОРО может быть также корреспондентским счетом третьего банка, открытым у банка-корреспондента определенного кредитного учреждения. Пи этом счет банка-корреспондента называется ВОСТРО – счетом. Этот счет открывается преимущественно коммерческими банками, которые активно осуществляют переводы, аккредитивные, инкассовые и другие операции по расчетам за товары, услуги.
Платежи по корреспондентским счетам осуществляется в пределах остатка по счету либо с превышением остатка за счет овердрафта.
На корреспондентских счетах отражаются все операции, проводимые в межбанковском секторе. Каждая операция по счету оформляется выпиской. Для сверки выписок по счетам ностро и внутренним корреспондентским счетам существует журнал аккордов. В этом журнале отражаются несквитованные суммы, которые подлежат дальнейшему регулированию.
При установлении корреспондентских отношений банки обмениваются информацией об имеющихся банковских лицензиях, видах деятельности, предполагаемых операциях по счетам и тарифах. Банки направляют друг другу специальные объемы подписей, где отражены подписи всех лиц, имеющих отношения к операциям с банком-корреспондентом. Банки обмениваются договоренностью о тайном коде или ключе, применение которого позволит исключить злоупотребление счетом.
Российские коммерческие банки имеют право устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков при условии, что в выданной Банком России лицензии на совершение банковских операций со средствами в иностранной валюте отсутствуют соответствующие ограничения.
При установлении корреспондентских отношений с иностранным банком российскому банку также необходимо учитывать такие факторы, как: структура банковской системы страны происхождения банка; объем и характер предполагаемых операций; наличие представительства или филиала в России; разница во времени со страной происхождения банка и т.п.
Межбанковские обязательства по расчетам, возникающие в результате платежей клиентов, могут быть погашены тремя основными способами:
— для выполнения своих межбанковских обязательств банки могут передавать друг другу наличные деньги. Однако частое перемещение большого количество банкнот и монет неэффективно и связано с большим риском;
— банки могут рассчитываться между собой путем передачи права собственности на средства, хранимые ими на счетах, открытых друг у друга;
-банки могут рассчитываться путем передачи собственности на остатки средств на счетах, которые они имеют с какой-либо третьей стороны, другим банком.
Деятельность банков в сфере международных расчетов является объектом государственного регулирования. Для своевременного и рационального осуществления международных расчетов банки поддерживают необходимые валютные позиции в разных валютах в соответствии со структурой и сделками предстоящих платежей.
1. Экспортер передает импортеру документы в соответствии с заключенным контрактом
2. Импортер выставляет платежное поручение в банк
3. Снятие денег со счета импортера и зачисление их на счет ЛОРО
4. Уведомление (авизование) банка, обслуживающего экспортера, об осуществление операции 3
5. При поступление авизо (извещения о том, что деньги поступили на счет) списание денег со счета ЛОРО и зачисление их на счет экспортера.
6. Авизование экспортера о зачисление денег на его счет.
Самой надежной формой оплаты с точки зрения экспортера является авансовый платеж, а наименее надежной – расчет по открытому счету. Наиболее часто используемыми формами международных расчетов является инкассо и аккредитив.
Авансовый платеж – форма международных расчетов, при которой оплата товаров производится импортером до отгрузки, а иногда и до производства. Тем самым импортеры кредитуют иностранных поставщиков. В России это вид платежа стал одной из форм «бегства» капиталов за границу по фиктивным контрактам.
Расчеты по открытому счету – при такой форме расчетов экспортер представляет импортеру товаросопроводительные документы, минуя банк, и импортер зачисляет причитающуюся экспортеру сумму платежа на открытый счет в сроки, установленные по предварительному соглашению сторон. Это одна из форм коммерческого кредита. Особенность расчетов по открытому счету состоит в том, что движение товаров опережает движение денег.
Правила проведения инкассовых операций изложены в документе UCR 522 «Унифицированные правила и обычаи по инкассо», публикация Международной торговой палаты № 522 редакция 1995 г., вступили в действие с 01.01.1996 г. В этих правилах даются определения основных понятий инкассо.
Инкассо — это банковская операция, в которой банк выступает в качестве доверенного лица и посредника между экспортером и импортером. Эта операция предусматривает передачу экспортером поручения своему банку на получение от импортера причитающейся денежной суммы или получение акцепта по векселю против предъявления соответствующих документов, подтверждающих доставку товара или выполнение услуг.
В международных расчетах используются преимущественно ведущие свободно конвертируемые валюты (доллар, евро, фунт стерлингов, иена, швейцарский франк и др.). Золото применяется лишь в качестве чрезвычайных мировых денег при непредвиденных обстоятельствах (войны, экономические и политические потрясения и др.).Международная платёжная система — совокупность процедур и связанных с ними компьютерных сетей, используемых для проведения финансовых транзакций на рынке облигаций, валютном рынке, на рынке производных финансовых инструментов и опционов, и для передачи средств между финансовыми организациями.
В условиях развития международных финансовых отношений первостепенное значение имеет организация расчетов. Для организации международных расчетов разработаны различные платежные системы, начиная от глобальных, таких как СВИФТ, и заканчивая системами, основанными на корреспондентской сети отдельных банков. Та или иная платежная система имеет свои особенности, которые непосредственным образом оказывают влияние на конкурентоспособность международных расчетно-платежных банковских услуг, что является очень важным в процессе интеграции банка в международную финансовую систему.
В настоящее время все большее распространение получают международные переводы по системе СВИФТ.
Наряду с системой СВИФТ существуют другие системы. Международные расчеты в ЕС осуществляются посредством одной из следующих платежных систем: трансевропейской автоматизированной экспресс-системы валовых расчетов в режиме реального времени ТАРГЕТ, Европейской клиринговой системы (ЕКС) при Европейской банковской ассоциации (ЕБА), национальных платежных систем, межбанковских платежей через систему корреспондентских отношений и клиринга, организуемого крупными европейскими банками.
Наравне с действующими платежными системами банки стран-членов ЕС оказывают традиционные услуги при осуществлении платежей через систему корреспондентских отношений.
Сообщество Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций (SWIFT) было создано в 1973 году с целью организации высокотехнологичной и безопасной системы для передачи финансовых сообщений именно между банками. Начиная с 1987г. доступ к системе SWIFT получили небанковские организации (биржи, брокерские компании и т.д.).
В декабре 1989 года Внешэкономбанк стал первым финансовым институтом на территории бывшего СССР, подключившимся к SWIFT. К 1992 году членами SWIFT в России стали еще три банка, а затем началось активное подключение российских пользователей, и к началу 1998 года их число превысило две сотни. Кризис 1998 года несколько снизил темпы вовлечения российских кредитных учреждений в SWIFT, тем не менее, с 1999 года количество российских пользователей неуклонно увеличивается.В настоящее время более 500 ведущих российских банков и организаций являются пользователями SWIFT.
На базе SWIFT реализованы системы расчетов более 50 стран мира, в том числе платежные системы всех стран Евросоюза, а также такие инфраструктурные проекты, как Европейская система трансграничных платежей TARGET, мировая валютообменная система CLS и др.
Принципиально важно, что из входящих в «Большую семерку» промышленно-развитых стран мира, пять государств – Великобритания, Германия, Италия, Канада и Франция – построили национальные платежные системы на базе сети SWIFT.
Итак, отличительной особенностью мирохозяйственных связей XXI в. является интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит глобализация финансовых рынков, расширение экономических отношений между странами, интернационализация финансово-экономических связей и увеличение открытости национальных экономик. В связи с активизацией экономических реформ в России и расширением международных связей все большее число коммерческих банков осуществляет обслуживание экспортно-импортных операций. В этих условиях существенно возрастает роль эффективных и надежных инструментов международных расчетов.
Роль МВФ в международной валютно-финансовой системе
Поскольку МВФ является международным учреждением, в обязанности которого входит ведение диалога практически со всеми странами по вопросам экономической политики, можно сказать, что МВФ служит платформой для обсуждения экономической политики той или иной страны в глобальном смысле, а также вопросов, имеющих важное значение для стабильности международной валютно-финансовой системы.
К ним относятся Выбор странами механизмов валютного курса, предотвращение дестабилизации международных потоков капитала и разработка международных признанных стандартов и кодексов для политики и институтов в их соответствующих областях. МВФ уделяет основное внимание макроэкономической политике страны — то есть политике, связанной с государственным бюджетом, процентными ставками, денежно-кредитной политикой и обменным курсом, а также политике, связанной с финансовым сектором, включая регулирование и надзор за банками и другими финансовыми учреждениями. МВФ также несет ответственность за контроль за курсовой политикой стран-членов. Эта роль возросла по мере углубления глобальных экономических тенденций. Это также связано с тем, что после вступления бывших социалистических стран в МВФ эта организация стала поистине глобальной.
Квоты обычно отражают относительную долю государства-члена в мировой экономике, т. е. чем больше экономика страны по объему производства и чем больше объем и разнообразие ее внешней торговли, тем выше обычно ее квотный уровень. Кроме того, изменение размера квот определяет степень влияния той или иной страны на деятельность МВФ, поэтому переоценка квот для ведущих стран меняет их место в иерархии стран-членов МВФ. Капитал Международного валютного фонда неуклонно увеличивался с момента его создания, причем квоты наиболее экономически развитых стран-членов увеличивались особенно быстрыми темпами. Однако в целом увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста общего мирового ВВП и еще больше — от динамики международных платежей по текущим операциям.
Современная кредитная деятельность МВФ основана на нескольких видах финансирования:
На практике они называются механизмами. Далее мы рассмотрим более подробно каждый тип механизма с его компонентами.
При использовании обычных механизмов финансирование осуществляется за счет собственных ресурсов, которые находятся на общем счете ресурсов. К ним относятся:
— резервная доля, соглашение о кредитной линии;
— соглашение о резервном кредите;
— расширенная кредитная линия.
Были созданы специальные механизмы для расширения сферы охвата и совершенствования структуры самих кредитных операций. К ним относятся: механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (МКФ), механизм финансирования системных преобразований (МФСП), механизм дополнительного резервного финансирования (МФДР) и чрезвычайные кредитные линии (ЭКЛ). Они различаются по целям, срокам и стоимости кредита. Использование одного из этих видов займов является дополнением к доле кредита, которую уже использует страна-заемщик. Предоставление средств обычно осуществляется за счет собственных ресурсов Фонда. МКФ используется для кредитования стран, имеющих дефицит платежного баланса из-за внешних факторов, таких как стихийные бедствия, промышленные спады, непредсказуемое падение мировых цен и т.д.
МФСП открываются, когда страна сталкивается с проблемами платежного баланса, бегством капитала из своей страны и другими проблемами, которые возникают вне ее контроля. Такие кредиты являются расширенным вариантом механизма финансирования дополнительных резервов, поскольку они направлены непосредственно на предотвращение кризисов.
Вывод по главе 2. Таким образом, через механизм льготного кредитования МВФ выступает в качестве посредника, роль которого заключается в перераспределении заемного капитала из более благополучных стран-кредиторов в страны, испытывающие ярко выраженную потребность в заемных средствах. Таким образом, Фонд, оказывая мощное влияние на экономическую политику стран-заемщиков, является гарантом возврата этих кредитов.
МВФ отслеживает изменения в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и предоставляет государствам-членам консультации по вопросам экономической политики на глобальном уровне.
Важной тенденцией на Международном финансовом рынке начала XXI века стал рост (количественный и качественный) институциональных инвесторов или финансовых институтов коллективного инвестирования. Процессы институционализации финансовых рынков, нашедшие свое отражение в усилении роли страховых компаний, пенсионных и паевых фондов, инвестиционных компаний, привели к ориентации инвестиций на фондовые ценности, поскольку последние имеют долгосрочный характер, что, в свою очередь, приводит к дальнейшей секьюритизации глобальных финансовых потоков.
В условиях глобализации МВФ в своих отношениях с развивающимися странами пытается адаптировать свою деятельность и функции к меняющимся условиям. Однако пока мы видим, что выделение финансовой помощи МВФ зачастую не решает проблем заемщиков, кроме того, это может привести к появлению новых. Конечно, эти проблемы являются не результатом выделения Фондом самих средств, а скорее перечнем условий, которые должны быть выполнены для того, чтобы их получить.
3 Современное состояние международных финансов
Как отмечалось в предыдущих главах, современная структура финансовых рынков предполагает перераспределение кредитных средств между экономиками, в которых конечные участники — кредиторы и заемщики — люди из разных стран.
Государства, пытающиеся восстановить свою национальную экономику, стали частью процесса глобальной глобализации. Глобализация означает формирование единого (универсального) международного экономического, правового, культурного и информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру. Она, несомненно, играет важнейшую роль в мировой экономике XXI века и дает мощный импульс формированию новой системы международных финансовых и политических отношений. Одной из важнейших особенностей глобализированной мировой экономики является стремительное развитие финансовых рынков. Новая роль финансовых рынков (валюты, акций, кредита) в последние годы кардинально изменила архитектуру мировой экономики. Еще несколько десятилетий назад главной целью финансовых рынков было обеспечение функционирования реального сектора экономики. В последние годы мировой финансовый рынок стал самодостаточным.
В результате сегодня мы видим увеличение объема этого рынка в разы, что стало результатом многих спекулятивных операций, вызванных либерализацией экономических отношений. Короче говоря, процесс получения денег из денег был значительно упрощен за счет исключения фактического производства товаров или услуг.
Производство было заменено спекулятивными сделками с различными производными финансовыми инструментами, а также игрой на разнице курсов мировых валют. Это наиболее сложный и прогрессивный процесс с точки зрения интернационализации, обусловленный углублением финансовых отношений между странами, либерализацией цен и инвестиционных потоков, созданием глобальных транснациональных финансовых групп. Число международных организаций, осуществляющих инвестиции, растет.
Таким образом, в условиях глобализации финансов часто рассматривается причина роста спекуляций и отвлечения целей спекулятивного капитала от производства и создания рабочих мест. Процесс финансовой глобализации ориентирован прежде всего на три основных Центра мировой экономики: США, Западную Европу и Японию. Финансовые спекуляции выходят далеко за пределы этой триады. Мировой оборот на валютном рынке достигает 0,9-1,1 трлн долларов в день. Приток спекулятивного капитала может не только превысить потребности страны, но и дестабилизировать ее положение. Стремительная глобализация финансов по-прежнему является одной из основных причин уязвимости мировой экономики. Интеграция финансовых рынков повышает риск системных сбоев.
Вывод по главе 1.
Официальный (нерыночный) механизм перераспределения финансовых ресурсов, сложившийся в основном в послевоенные годы, отражает интеграционные тенденции в развитии международных валютно-финансовых отношений. В отличие от рынков, этот механизм учитывает неравномерность экономического развития стран и базируется на принципах либерализации социально-экономической жизни.
В рамках официального перераспределения движение финансовых ресурсов между заемщиками и кредиторами регулируется через международные финансовые организации на глобальном и региональном уровнях. Международные финансовые организации представляют собой разветвленную сеть международных валютно-финансовых ктов, почти все из которых были сформированы после Второй мировой войны. К ним относятся как организации глобального значения, так и организации регионального уровня.
Региональные финансовые институты возникли в результате политической независимости стран третьего мира и необходимости решения проблем, стоящих перед их экономикой.
К глобальным международным финансовым организациям относятся прежде всего специализированные учреждения ООН-Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка. Международные финансовые организации разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, вносят свой вклад в решение международных финансово-экономических проблем, выполняя функции финансовых доноров, предоставляющих кредиты нуждающимся в них странам-членам.
Например, МВФ отвечает за создание ликвидных фондов путем выдачи специальных прав заимствования, когда существует глобальная потребность в международных ликвидных резервах. СДР не является валютой в буквальном смысле этого слова, это Международный резервный актив, который предназначен для пополнения валютных резервов государств-членов, погашения платежного баланса и расчетов с Фондом.
Страна, имеющая счет СДР, может приобрести необходимую ей свободно конвертируемую валюту у других стран в обмен на нее. Регулирующая роль МВФ заключается в обеспечении того, чтобы страны могли покупать необходимую им валюту в обмен на СДР, «назначая» страны, которые ее предоставляют. При этом фонд учитывает состояние платежного баланса и золотовалютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ следит за соблюдением установленных лимитов операций в СДР.
Стоимость СДР устанавливается с использованием корзины из четырех основных валют: евро, японской иены, фунта стерлингов и доллара США. Состав этой корзины пересматривается каждые пять лет для обеспечения того, чтобы ее компоненты соответствовали валютам, используемым в международных сделках. Таким образом, веса, установленные для валют, входящих в корзину, отражают их относительную значимость в мировой торговой и финансовой системахОбщий объём квот на 189 стран — 477 млрд СДР или 686 млрд долларов США. СДР или специальные права заимствования — собственная расчётная единица МВФ, которая действует с 1969 года. Курс СДР считается ежедневно в полдень по Лондону.
Доллар США Евро Фунт стерлингов Японская иена Китайский юань 0.58252 0.38671 0.085946 11.900 1.0174. Состав валютной корзины для СДР
Квота определяет процент голосов. Всем выдают одинаковое базовое количество голосов. За каждые 100 тысяч СДР государство получает ещё один голос. Страна обладает правом вето, если у неё более 15% от общего количества голосов. Единственный член с правом вето — США с более 17% голосов.
Квоты — первая линия поддержки заимствований в МВФ. Чтобы у фонда хватило денег на кредиты, он подписывает многосторонние и двусторонние соглашения со странами. Они гарантируют МВФ доступ ещё к 182 млрд СДР и 316 млрд СДР соответственно. Особенности СДР, которые следует иметь в виду, включают, во-первых, тот факт, что он не является валютой или долговым обязательством, во-вторых, он существует в безналичной форме в качестве записи на счетах стран-участниц, и в-третьих, его сфера применения ограничена-только в рамках Фонда. СДР в мировой валютной системе является прототипом наднациональной валюты. Это происходит потому, что идея создания единой резервной валюты исходит из идеи экономической глобализации. Мировой финансовый кризис 2009 года повысил роль СДР на международном уровне, поскольку официальные резервы государств-членов были пополнены за счет выпуска 182,6 млрд. СДР.12 Россия и Китай выступали за принятие СДР в качестве наднациональной валюты. Однако в настоящее время они используются не так активно, как следовало бы, чтобы их можно было считать наднациональной валютой. Необходимо также обратить внимание на то, что система СДР привела к введению долларов США в мировой платежный оборот, поскольку основная их часть подлежит обмену на доллар.
МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте государствам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, то есть фактически для пополнения официальных валютных резервов; и во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, то есть для кредитования расходов государственного бюджета. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, покупает или занимает иностранную валюту или СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее Центральном банке в качестве депозитария. В то же время МВФ предоставляет кредиты в основном в долларах США. Кредиты МВФ облегчают процесс стабилизации, который страна должна предпринять для того, чтобы привести свои расходы в соответствие с доходами, с тем чтобы преодолеть нынешнюю проблему платежного баланса. Однако кредиты МВФ также направлены на поддержку мер политики, включая структурные реформы, которые улучшают платежный баланс страны и долгосрочные перспективы роста.
Характеризуя кредитную деятельность фонда, следует иметь в виду два понятия:
1. Транзакция — предоставление валютных средств странам из собственных ресурсов;
2. Операция — оказание посреднических услуг за счет заемных средств.
В этом случае управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ проводит кредитные операции только с официальными органами-казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами и центральными банками. Страна, заинтересованная в иностранной валюте, совершает покупку, то есть она занимает иностранную валюту или СДР в обмен на эквивалентную сумму в своей собственной валюте, которая депонируется на счет МВФ в Центральном Банке этой страны.
В уставе МВФ (статьях соглашения) выделяются следующие цели:
1. Содействие международному сотрудничеству в области денежно-кредитной политики. Для этого существуют специальные механизмы, с помощью которых осуществляется совместная работа по международным валютно-финансовым проблемам.
2. Содействие сбалансированному росту мировой торговли в целях стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реального дохода, а также развития производственного потенциала всех стран-членов в качестве главной цели экономической политики.
3. Обеспечение стабильности валют, поддержание упорядоченных отношений в валютной сфере между государствами-членами и предотвращение обесценивания валюты с целью получения конкурентных преимуществ.
4. Оказание содействия в создании многосторонней системы расчетов по текущим счетам между государствами-членами, а также в снятии валютных ограничений, препятствующих росту мировой экономики.
5. Поддержание стабильности валютных паритетов.
6. Предоставление ресурсов (при условии адекватных гарантий) государствам-членам, испытывающим трудности с финансированием платежного баланса, не только для временного финансирования, но и для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на решение основных проблем.
МВФ служит глобальному процветанию, оказывая также техническую помощь правительствам стран-членов и центральным банкам и осуществляя подготовку кадров в своих областях знаний. Например, после распада Советского Союза МВФ взял на себя инициативу по оказанию помощи странам Балтии, России и другим бывшим советским государствам в создании казначейских систем центрального банка в рамках перехода от централизованного планирования к рыночным экономическим системам.
Изначально предполагалось, что спрос на разные валюты будет представлен участниками более или менее равномерно, поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, не будут задерживаться в нем, а будут перемещаться из одной страны в другую. Но на практике фонд получает заявки на получение займов от стран, валюты которых неконвертируемы или не используются в международных расчетах. В результате МВФ ссужает государствам практически «под залог» соответствующие суммы национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до тех пор, пока страны-эмитенты не выкупят их. Способность стран-членов получить доступ к кредитным ресурсам МВФ зависит как от того, в какой степени эти средства необходимы для выравнивания платежного баланса, так и от их готовности принять условия Фонда. Если МВФ обнаружит, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не соответствует требованиям, он может ограничить ее дальнейшее кредитование или отказать в предоставлении другого кредита. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщиком.
Выгоды глобализации также связаны с прибылью от торговли на взаимовыгодной основе, которая удовлетворяет все стороны, которые могут выступать в качестве частных лиц, компаний и других организаций, стран, профсоюзов и даже целых континентов. В целом выгоды глобализации позволяют всем партнерам, которые получают возможность улучшить свои позиции за счет увеличения объемов производства, заработной платы и уровня жизни. Конечным результатом глобализации должно стать общее повышение уровня глобального процветания.
1 Необходимость участия России в международных финансовых организациях
Россия, как и другие бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы избрала для своего развития путь демократии и формирования рыночной экономики. Тут начался переход от централизованной, административно-командной системы к экономике, основанной на рыночных принципах. В это же время приходится решать возникшие политические, экономические, социальные и национальные проблемы. Россия также оказалась перед лицом массы сложных вопросов в социально-экономической области, без решения которых невозможен переход к хозяйству, основанному на рыночных принципах регулирования: формирование условий для появления полностью самостоятельных экономических субъектов, расширение законодательной базы хозяйственной деятельности, создание эффективно функционирующей банковской структуры, налоговой системы и системы ценообразования, достижение макроэкономической стабилизации, проведение структурных преобразований в экономике. Экономическое и политическое реформирование России требует как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим расчет значение сотрудничества с международными финансовыми институтами.
Реформы в РФ положили начало активному включению ее в мировое хозяйство. Этот процесс сложный и многоплановый. Предполагает он прежде всего признание в полной мере всех конвенций, договоров и действующих принципов. Включение России в международные валютно-кредитные и финансовые отношения связано с активной либерализацией внешнеэкономической деятельности, в том числе и с открытием внутреннего валютного рынка.
Сильным толчком к появлению России на международных финансовых рынках было вступление ее в МВФ и МБРР. Участие в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях стало важной точкой опоры развития российской экономики. Глобальные финансы помогли найти доп. источники капитала, привлечь иностранные инвестиции, экспортировать российские капиталы за рубеж. Российская банковская система сделала большие шаги в привлечении иностранных банков. Одновременно с этим российские банки совершают попытки проникновения на зарубежные рынки банковских услуг.
Можно выделить некоторые причины почему России необходимо сотрудничество с МФО:
— реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих условия для долгосрочного экономического роста;
— поддержка институциональных преобразований в сфере государственного управления;
— поддержка социальной инфраструктуры;
— содействие интеграции России в мировую экономику и использование членства в МФО для продвижения ее геополитических интересов.
Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые 8 лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования и пр.
За период с 1992 по 1999 гг. Россия в общей сложности привлекла 8 кредитов МВФ общим объемом около 22 млрд долл. США (таблица 2.1).
Таблица 2.1. Заимствования Российской Федерации валютных средств МВФ в период с 1992 по 1999 гг. (млн СДР)
Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ. Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет (таблица 2.2).
Таблица 2.2. Задолженность Российской Федерации перед МВФ за период с 1992 по 2005 гг. (млн СДР и млрд долл. США на конец периода)
Помимо предоставления финансовых средств России, МВФ играл важную роль в оказании технической помощи, которая была особо необходима в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов. Эта помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки. Западных экспертов направляли в Россию на определенный период (как правило, более года и 1 год), где они оказывали техническое содействие, направленное, прежде всего, на развитие навыков сотрудников ЦБ и Министерства финансов в области разработки и реализации денежно-кредитной и фискальной политики. За период с 1991 по 2001 гг. России было предоставлено 63 человеко-года технической помощи, что составляло около 4% от общего объема технического содействия, оказываемого фондом.
Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях»9, покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др.
Россия участвует в МБЭС, МИБ, ЕБРР, МВФ, МБРР, Международной ассоциации развития, MAP, и Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций, МАГИ, Международной финансовой корпорации, МФК; МГБ, ЧБТР и БМР.
Россия стала членом Всемирного банка (МБРР и Международной ассоциации развития) в июне 1992 г. В декабре того же года Россия присоединилась к Многостороннему агентству по инвестиционным гарантиям (МИГА), а годом позднее — к Международной финансовой корпорации (МФК). Все четыре организации входят в группу Всемирного банка, целью которой является предоставление финансовой и технической помощи развивающимся странам.
МБРР является ключевой структурой группы Всемирного банка. Цель организации состоит в предоставлении финансовых ресурсов, а также технической и консультационной поддержки развивающимся странам, преимущественно со среднем уровнем дохода. С момента присоединения России к МБРР, банк одобрил для страны 71 заем общей стоимостью 14,35 млрд долл. (рисунок 2.1). В связи с введением экономических санкций против России, МБРР прекратил выделение финансирования в 2014 г. Наибольшая доля финансирования пришлась на первые годы членства России в МБРР. Доля заимствований, полученных Россией от Банка в период с 1992 по 1999 г., составляет 87% от общего объема привлеченного страной финансирования от МБРР за весь период ее членства в организации. В структуре заимствований, привлеченных Россией от МБРР, преобладают займы на реализацию проектов в области федерального и государственного управления — на них приходится более 50% от общего объема финансирования (рисунок 2.2).
Рисунок 2.1 — Количество и стоимость одобренных МБРР проектов для России с 1992 г. по настоящее время
Рисунок 2.2 — Структура заимствований, привлеченных Россией от МБРР
На этапе реализации в настоящий момент находятся десять проек тов, стоимость кото — рых составляет 697,1 млн долл. (таблица 2.3). Весь объем финансирования осуществляется в форме инвестиционных займов. Средний срок проекта составляет 6,26 лет.
Таблица 2.3. Проекты МБРР в России на этапе реализации
Пока что для российских компаний остаются недоступными кредиты Азиатского банка развития (АБР) и самой оригинальной остается идея участия в Исламском банке развития (ИБР). Почти недоступными для России остаются также финансы Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) – это самый крупный из банков развития в мире.
Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные финансовые учреждения, т.е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т.д., разумеется, с учетом своих правил, практики и лимитов. Лишь МВФ и отчасти МБРР рассматривают экономическую ситуацию в России в целом, увязывая предоставление своих ресурсов с проводимой ею экономической политикой.
Цена привлекаемых РФ у международных фин. институтов ресурсов, как правило, является ниже рыночной. Они предоставляются на таких условиях (объемы, сроки), кот. с иными источниками заимствований согласовать не представляется возможным.
Участие в МФО не является для государств-членов бесплатным: надо делать взносы в уставные капиталы, четко выполнять рекомендации, особенно если они увязываются с предоставлением ресурсов, гарантий, инвестиций или технического содействия.
В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ — механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3 статьи V Устава МВФ.
В 2011 г. была принята Стратегия партнерства Международного банка реконструкции и развития, международной финансовой корпорации и многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям с Российской Федерацией на 2012–2016 гг. 45 Стратегия предусматривает оказание содействия России группой Всемирного банка в следующих областях: • ускорение роста и диверсификации экономики; • развитие человеческого капитала за счет повышения уровня квалификации рабочей силы и укрепления системы социального обеспечения; • повышение глобальной и региональной роли России; • повышение качества и прозрачности государственного управления. В 2015 г. Всемирным банком была разработана новая стратегия партнерства с Россией, однако в результате введения санкций она не была вынесена на рассмотрение совета директоров. Помимо финансового содействия, МБРР оказывает России аналитическую и консультационную поддержку, включая проведение экономических и отраслевых исследований и оказание технического содействия. Целью консультационных и аналитических услуг является повышение эффективности системы общественных финансов и государственного управления, улучшение инвестиционного климата в стране и отдельных регионах, повышение качества предоставляемых государством социальных услуг и пр. Оказание Всемирным банком консультационных услуг происходит и на возмездной основе. Особое значение такие услуги представляют для субъектов Российской Федерации. В частности, правительства более 30 российских регионов заключили со Всемирным банком по крайней мере одно соглашение об оказании консультационных услуг на возмездной основе. Среди примеров получения Россией таких услуг можно привести консультационную поддержку Всемирного банка модернизации аэропорта «Пулково» в городе Санкт-Петербург.мфк