Русская культура первой четверти XVIII в. развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало, наконец, преодолевалась ее национальная замкнутость. Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой XVII в., следует подчеркнуть, что это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств.
Театр. Просвещению народа должен был способствовать театр. Театр превращается в общедоступное зрелище с воспитательными целями. В 1702 г. в Россию был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актера и драматурга И. Куншта. Здание для театра построили на Красной площади, и он был открыт в 1702 г. В театре ставились пьесы светского содержания, в основном трагедии античного периода, пьесы Ж.-Б. Мольера. При дворе сестры царя Натальи Алексеевны действовал еще один театр. Театр заводила знать для узкого круга зрителей. Но театр еще был достаточно редким явлением культурной жизни. Музыка. В начале XVIII в. произошли сдвиги и в музыкальном искусстве. Это было начало появления в России светской музыки. Многоголосное пение находилось в расцвете. Происходят важные государственные события, и нужны были музыкальные отклики, прославляющие и власть царя, и одерживаемые им военные победы. На период петровских преобразований приходится расцвет творчества В. Титова. Композитор откликается «на злобу дня». Так, в честь победы русских войск в Полтавском сражении он пишет двенадцатиголосный концерт «Рцы нам ныне», за которым позже закрепилось название «Полтавскому торжеству». В концерте говорилось о победе русских войск и пленении шведской армии. В. Титов стал первым русским музыкантом при дворе Петра I. Затем в Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, созданный два столетия назад. В Петербурге он был преобразован в Придворную капеллу. Солисты хора повсюду сопровождали царя и прославляли его деятельность. Самым распространенным музыкальным жанром петровского времени стал кант — трехголосная песня без музыкального сопровождения. Канты были разнообразны по содержанию, но в петровское время бурно развиваются канты — виваты, или панегирические канты. В этих песнях говорилось о победе под Полтавой, Нарвой или Ригой, об измене подлого гетмана Мазепы, о бегстве шведского короля в Турцию, о смелом военачальнике Меншикове и т.д. В кантах религиозная символика очень часто переплеталась с античной мифологией (Петр часто сравнивался с Марсом). Канты изобиловали стандартными «официозами»: «Орле российский, торжествуй вместе с нами!», «Виват, Россия, именем преславна!». Появляются канты лирического содержания, в основе которых была русская интимная поэзия того времени. В петровскую эпоху в культурный обиход широко вошла инструментальная западноевропейская музыка. Время изобиловало маскарадами, балами, фейерверками, а им нужна была музыка. Уже в первые годы своего правления Петр велел содержать в каждом военном полку духовые оркестры. Так, в Преображенском полку насчитывалось до 40 барабанщиков и 32 флейтиста. Почти столько же музыкантов было и в Семеновском полку. Помимо военных коллективов славились и музыкальные коллективы, принадлежавшие знатным вельможам. Особой известностью пользовались домашние оркестры графа А.Д. Меншикова, адмирала Ф.М. Апраксина, графа Г.А. Строганова. В салонах исполняли музыку известных в Европе авторов — Телемана, Корелли, Тартини. Национальной инструментальной музыки в России в те времена не было, как не было и оперы.
Вопрос 55. Государство и церковь в первой половине XVIII века.
Указ о полной секуляризации церковных земель был подписан Петром III 21 марта 1762 г. Сделал он это с необычайной легкостью, во-первых, потому что секуляризация долго вызревала и плоду оставалось только упасть; во-вторых, Петра не одолевали, подобно Елизавете Петровне, сомнения, и он не был обременен ни глубокой верой, ни чувством уважения к православному духовенству. Указ, однако, не был претворен в жизнь — через три месяца после его обнародования Екатерина Алексеевна свергла с престол своего супруга.
Напряженные отношения между светской и духовной властью сопровождались раздором в среде самого духовенства, в большинстве своем враждебно относившегося к церковной реформе Петра Великого и его сподвижнику, претворявшему ее в жизнь, — Феофану Прокоповичу. Если при жизни Петра никто из церковных иерархов не осмеливался открыто нападать на Феофана, то после смерти императора он уже не чувствовал себя в безопасности: волна доносов следовала она за другой и ему довелось изощренно обороняться. Самые тяжелые времена для Феофана наступили после смерти Екатерины I, когда отрок император Петр II оказался под влиянием Долгоруких, ненавидевших первого вице-президента. Если бы Петр II не умер так неожиданно и скоропостижно, то Феофану не миновать бы падения и заточения в каком-нибудь глухом монастыре. Но он удержался, а после воцарения Анны Иоанновны укрепил свое положение настолько, что стал полновластным хозяином Синода, — ему без труда удалось изгнать из него таких противников, как Георгий Дашков, претендовавший на патриаршее место, Игнатий Смола, Феофилакт Лопатинский и др. Анна Иоанновна благоволила к Прокоповичу за оказанную им услугу во время бурных февральско-мартовских событий 1730 г. Ему покровительствовали Бирон и Остерман. В итоге Прокопович стал проводить такую же политику преследований противников в духовном ведомстве, какую осуществляли Бирон и Остерман в светском, — они учинили над поверженными Голицыным и Долгорукими, не представлявшими для них никакой опасности, жестокую расправу. Таким же чувством мести руководствовался и Феофан Прокопович, зорко следивший за условиями жизни своих противников в монастырском заточении, требуя ужесточения содержания, хотя они не представляли угрозы ни для Прокоповича, ни для церковной реформы. Таким образом, Прокопович вошел в историю в двух ипостасях: соратника Петра I, образованнейшей личности, теоретика и практика преобразований и человека жестокого и мстительного, действовавшего наперекор христианской морали и чувству милосердия.
Расправившись с оппозицией и смирившись с ролью учреждения, целиком подчиненного светской власти, Синод в последующие десятилетия сосредоточил усилия на распространении христианства среди народов Сибири и Среднего Поволжья, а также на просвещении духовенства. Принятие христианства народами Сибири власти поощряли освобождением от уплаты ясака, а также бесплатной выдачей муки, соли, одежды и даже освобождением от наказания за тяжкие преступления. Для христианизации народов Поволжья в 1740 г. была учреждена Контора новокрещеных дел, считавшая, что за 15 лет ее деятельности (1741 — 1756) около 407 тыс. чувашей, черемисов, удмуртов приняли православие.Не всегда миссионерская деятельность протекала мирно, без конфликтов и даже вооруженных столкновений. Нередко принятие христианства носило формальный характер: новокрещеный не понимал сути новой для него религии, не знал русского языка и, крестившись, продолжал молиться идолам, не почитая икон. Чтобы получить льготы, они крестились повторно, иногда многократно. С другой стороны, представители местной администрации вымогали с новокрещеных взятки, сажали их в тюрьму. В 1744 г. Сенат назначил в Казанскую, Нижегородскую и Воронежскую губернии специальных офицеров, поручив им следить, чтобы новокрещейым не чинили обид. Синод занимался и образованием духовенства. Указ 1730 г. обязывал открыть школы для детей священнослужителей во всех епархиях. К началу 1740-х годов в стране насчитывалось 17 семинарий, через 20 лет их было уже 26 с шестью тысячами учащихся. Церковь, таким образом, выполняла роль распространителя просвещения — часто на селе единственными грамотными людьми были священник и дьячок, услугами которых пользовались не только крестьяне, но и дворяне для обучения своих детей.
Театр был самым популярным и доступным развлечением для горожан в конце 18 века в России. И это несмотря на то, что при царе Алексее Михайловиче спектакли ставились только для царской семьи и приближенных к царю людей. Зарождение театральной истории начинается при государе Петре I, который полюбив эту диковинку в своих заграничных поездках, решил приобщить к театру и русских городских жителей. В 1701 году в Данцгире был подписан договор с одним из немецких актеров И.Кунстом. Собрав свою труппу, он прибыл в Москву для выполнения ранее подписанного договора.
Как бы Петр не пытался приобщить народ к этому искусству, но государственный театр просуществовал только 5 лет. А после смерти государя театральная деятельность и вовсе пришла в упадок, так как его престолонаследники Екатерина I и Петр II были равнодушны к спектаклям. И только при правлении императрицы Анны Иоанновны восстановились придворные маскарады и спектакли. Любимым жанром императрицы были комедийные постановки. А так как опытных русских актеров в этом жанре попросту не было, то в пьесах принимали участие только приглашенные немецкие и итальянские актеры.
Появление театров при правлении Елизаветы Петровны и Екатерины II
С воцарением на престол Екатерины II русское театральное искусство достигает новых высот. Дворцовый театр состоял из трех придворных труппы: балетной, русской драматической и итальянской оперной труппы. Позже в 1762 году была создана французская драматическая труппа. Подбор артистов в театр впервые начали осуществлять при помощи проб.
При дворе Екатерины II ставились любительские спектакли в Эрмитажном театре, а особенной популярностью пользовались спектакли, в которых играли люди из высшего общества. Довольно часто в придворных спектаклях фигурировали молодые кадеты, пажи и воспитанницы из Новодевичьего монастыря.
Театр был забавой двора, и приближенные ко двору бояре переняли ее и для своего развлечения. Так, боярин Матвеев организовал свой театр, в постановках которого участвовали боярыни и бояре. Это стало обычаем у богатых вельмож создавать домашние театры. При правлении Екатерины II были популярны театры Румянцева, Волконского, Шереметева.
Так к 1790 году, в Москве было создано более дюжины частных театров. В домашних театрах были оперные, балетные труппы, музыкальные оркестры, состоящие из крепостных. Увлечение домашними театрами при дворе поспособствовало появлению знаменитых для того времени не только актеров мужчин, но и актрис, таких как Михайлова и Троепольская.
В 18 веке основными сценами были внутридворцовые, и такие как:
• Большой (Каменный) театр;
• Деревянный театр. Был изначально назван Театр Карла Книпера, с 1779 года стал называться Вольный Российский Театр;
https://youtube.com/watch?v=KuxgxjuotII%3Ffeature%3Doembed
В начале 18 века, в Москве, на Красной площади впервые открылся публичный театр. В театре играла иностранная труппа актеров. Актеры ставили пьесы француза Мольера, первые русские драматические произведения и трагедии античной жизни.
В 40-ых годах 18 века, в Ярославле появилась первая труппа русских актеров, которую возглавлял Федор Волков. В 1752 году, труппу пригласили играть в Петербург, а через четыре года труппа стала авангардом русского театра 18 века. Русский театр в Петербурге располагался на Васильевском острове, в доме Головина. Директором театра был Сумароков. На сцене Петербургского тетра впервые были поставлены пьесы Фонвизина.
В 70-ых года 18 века, в театре появляется новое явление. Актер–любитель, слушатель Московского университета, создает театр комической оперы Локателли. Театр просуществовал недолго.
В 18 веке, было популярным такое явление, как крепостные театры. Театры графа Шереметева в Останкино, князя Юсупова в Архангельском, которые славились вдохновенной игрой крепостных актеров. Часто крепостные актеры обладали большим талантом, но они были не свободны. Такие жизненные перипетии нередко оканчивались трагедией.
Первый театральный спектакль на русском языке длился 10 часов и шёл без антракта. В октябре 1672 года по приказу царя Алексея Михайловича произошло открытие первого придворного театра в селе Преображенском. На представлении присутствовал царь, бояре, а в специальной ложе — царица и придворные дамы. Многим представление не понравилось. Ведь все 10 часов бояре стояли на ногах! А вот царь досмотрел до конца, остался доволен и наградил участников.
В ходе урока вы узнаете о зарождении русского публичного театра, уличных театрах, развитии музыкального искусства.
XVIII век стал периодом расцвета музыкального и театрального искусства в Европе. В каждой стране театр имел свои особенности. В Англии преобладали постановки, в которых делался акцент на мораль.
Французский театр отличался сатирическими постановками.
Очень эмоциональными были спектакли в Италии.
В немецком театре ставили постановки на бытовые темы.
Европейские тенденции естественным образом коснулись театра России.
Ещё во время правления Петра I многие иностранные артисты хотели попасть в Россию. Но Пётр I был равнодушен к музыке и театру и не считал нужным развивать эти виды искусства.
Уже при Петре II концерты стали важной частью придворных праздников. Большой популярностью пользовались военные оркестры.
При Анне Иоанновне впервые был нанят капельмейстер – руководитель хора или оркестра. Каждый армейский полк должен был иметь капельмейстера. Учреждались школы для подготовки музыкантов из числа солдатских детей.
На коронации Анны Иоанновны выступали артисты, присланные польским королём Августом. Они так понравились императрице, что в 1735 году она приказала выписать из Италии оперную труппу.
Также был создан придворный оркестр, состоящий из немцев.
20 воспитанников кадетского корпуса вошли в состав балетной труппы, руководителем которой был балетмейстер Жан-Батист Ланде.
Большинство опер ставились на итальянском языке. Их переводом для Анны Иоанновны занимался поэт Василий Тредиаковский. Позже появились оперы на русском языке.
Подъём русской национальной культуры в середине XVIII века создал предпосылки для формирования русского театра.
При Елизавете Петровне появились театры в Шляхетском корпусе в Петербурге и в Московском университете.
Всероссийскую славу приобрёл ярославский актёр Фёдор Волков.
Наиболее популярным драматургом был Александр Сумароков. Публика любила его трагедии, так как они основывались на русских сюжетах. Часто постановки приурочивались к военным победам России и дням рождения императоров.
В 1756 году был построен Постоянный русский театр на Царицыном лугу. В 1760 году в Москве появился Театр для русских комедий, трагедий и опер.
В 1773 году при Московском воспитательном доме учредили балетный класс. Здесь готовили профессиональных артистов балета.
Несмотря на открытие большого количества театров, простые люди были далеки от оперных и балетных постановок. В народе сохранялись традиции уличного театра. Главными артистами здесь были скоморохи.
Для детей ставились кукольные постановки. Кукольники использовали марионеток – кукол на нитках, и петрушек – перчаточных кукол.
Уличные театры устраивались во время ярмарок, в выходные и праздничные дни.
При Елизавете Петровне в России появился новый жанр музыки – романс. Это было вокальное произведение, исполнявшееся на французском языке.
Произведения, которые пели на русском языке, называли песнями.
Также успешно развивался кант – многоголосая бытовая песня. Канты писались на лирические, бытовые и патриотические темы.
Евстигней Фомин – один из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Некоторые из его опер были написаны на стихи Екатерины II. Также Фомин сотрудничал с молодым Иваном Крыловым.
Выдающимся композитором стал Михаил Матинский. Он был крепостным графа Сергея Павловича Ягужинского. Граф оплатил обучение Матинского в Италии, а позже дал ему вольную.
Екатерина II тратила большое количество денег на театры и постановку спектаклей. Сама императрица отдавала предпочтение опере-буффа – итальянской комической опере.
Музыка и пение стали обязательной принадлежностью праздников, балов и торжественных обедов. Дворяне заводили собственные домашние театры, актёрами в которых становились их крепостные.
Наибольшую известность получили крепостные театры графа Шереметева и князей Юсуповых.
Одной из великих русских певиц XVIII века была крепостная Прасковья Ковалёва-Жемчугова, позже ставшая женой графа Шереметева.
Давайте подведём итоги.
Театральное искусство России в XVIII веке развивалось в соответствии с европейскими тенденциями.
При Анне Иоанновне появилась должность капельмейстера, был создан придворный оркестр.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Описание презентации по отдельным слайдам
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
- Материал подходит для УМК
- Другие материалы
- Автор материала
- Подарочные сертификаты
- Крепостной и домашний театр
- Уличный театр в России
- Музыка и театр в европейской истории
- Денис Иванович Фонвизин
- Зарождение русского публичного театра
- Жанры
- Задание
- Театр в Ярославле имени Ф. Волкова
- Иностранцы на русской сцене
- Музыка.
- Директор театра комедий и трагедий Александр Петрович Сумароков
- Тема урока
- КАНТ
- 1703 год
- Тетры крепостных актеров
- Музыка и театр в европейской истории XVIII в
- Уличный театр в России.
- Первые русские композиторы и их музыка
- Артамон Матвеев
- Тест
- Домашнее задание
- Зарождение русского публичного театра.
- Театр «охочих комедиантов»
- Театр крепостных актеров
- Спасибо за внимание!
- Немного из истории названия театра на Руси
- Рождение русского театра
- Кукольные театры
- Село Преображенское
- Первый профессиональный театр
- План
- Подведем итоги.
Описание презентации по отдельным слайдам
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
5 611 559 материалов в базе
Материал подходит для УМК
Музыкальное и театральное искусство
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Другие материалы
Настоящий материал опубликован пользователем Насырьянова Лилия Фаизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Автор материала
Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 16 минут
ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Крепостной и домашний театр
• Праско́вья (Пара́ша)
Ива́новна КовалёваЖемчуго́ва, графиня
Шереме́тева— актриса и
певица крепостного
театра графов
Шереметевых.
В сыром климате Петербурга у неё обострился
туберкулёз, пропал голос, и она вынуждена была
оставить сцену.
В 1798 году Николай Шереметев даёт вольную всей
семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября
1801 года венчается с ней тайным браком. 3 февраля
1803 года она родила сына, Дмитрия но беременность и
роды подорвали её здоровье — Прасковья Жемчугова
умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года.
В память о жене Николай Петрович построил в Москве
Странноприимный дом, где в наши дни размещается
Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
Уличный театр в России
• Для детей ставились и
кукольные постановки, в
которых главным героем
был всё тот же Петрушка.
Уличные театры были
популярны не только во
время ярмарок, но и в
праздничные и выходные
дни. Они были
непременным атрибутом
любого народного гуляния
в столицах и в провинции.
Музыка и театр в европейской истории
XVIII в
Музыка и театр в европейской
истории
• Просвещение – период расцвета музыкального и
театрального искусства
• Во Франции – сатира
• В Италии- больше эмоций
• В Германии- тема мещанской жизни.
• Все это повлияло на Россию
Денис Иванович Фонвизин
Автор знаменитой
комедии
«Недоросль», блистал во
времена
правления Екатерины II,
которая
очень любила комедии и
сама писала их
Актуализация
«Сей муж был великого,
обымчивого и проницательного
разума, основательного и
здравого рассуждения и редких
дарований, украшенных многим
учением и прилежным чтением
наилучших книг».
Н. И. Новиков
• В 1798 году Николай Шереметев
даёт вольную всей семье
Ковалёвых и Прасковье
Ивановне, а 6 ноября 1801 года
венчается с ней тайным браком. 3
февраля 1803 года она родила сына,
Дмитрия но беременность и роды
подорвали её здоровье —
Прасковья Жемчугова умерла
спустя три недели, 23 февраля
1803 года.
7. Крепостной и домашний театр
• В театральной жизни последней трети XVIII — начала XIX
столетия особое и даже исключительное место занимали
крепостные театры Шереметевых. Их было восемь: в
подмосковной усадьбе Кусково располагалось три сцены —
Старый, или Закрытый, театр, Новый театр, Воздушный театр
(Воздушный театр назывался так потому, что находился в парке,
на открытой природной площадке). Был у Шереметевых театр и в
Москве на Никольской улице и Воздвиженке, и театр-дворец в
Останкино, сохранившийся до наших дней.
Зарождение русского публичного театра
1) начинает складываться русский театр
2) при учебных заведения возникают театры
3) всероссийскую славу имели постановки ярославского актёра
и режиссёра Ф.Г. Волкова
4) начинает появляться система крепостных театров, в которых
играли крепостные актёры.
5) известность приобрели крепостные актрисы П.И. КовалёваЖемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова, которых приезжали
слушать из Петербурга.
Жанры
• Опера — (итал. opera —
дело, труд, работа; ) —
жанр музыкальнодраматического
искусства, в котором
содержание воплощается
средствами музыкальной
драматургии,
посредством вокальной
музыки
В течение месяца написать и
поставить пьесу в честь взятия
Шлиссельбургской крепости.
Противиться распоряжению было
бесполезно.
Через месяц пьеса была поставлена.
Задание
Какие города России считались центрами
театрального искусства в XVIII в.?
Театр в Ярославле имени Ф. Волкова
Зарождение русского публичного театра
Театр в Ярославле имени Ф.Волкова
• Театр 18 века в России
продолжил свое развитие
в период царствования
Екатерины Второй. При
ее дворе работали
несколько
профессиональных трупп.
Особое положение
занимали итальянские
оперные певцы.
(31 июля 1768, деревня Березники
Ярославской губернии— 23 февраля 1803,
Санкт-Петербург) — актриса и певица
крепостного театра графов Шереметевых.
Иностранцы на русской сцене
• Театр и музыка 18 века в России
были неразрывно связаны.
• Опера стала, пожалуй, самым
популярным развлечением. При
Анне Иоанновне в первый раз
появилась в России
итальянская опера.
• Тогда же императрица приказала
организовать камерный
придворный оркестр из немцев, а
в балетную труппу набрали 20
русских мальчиков.
• Первый царский театр в России
принадлежал Алексею Михайловичу и
просуществовал с 1672 года до 1676 года.
Начало его связано с именем
боярина Артамона Матвеева, человека
весьма образованного и принимавшего
западную культуру, который первым и
подал идею создания театра по образцу
европейского русскому царю, искавшему
различные увеселительные мероприятия.
• При Елизавете Петровне
появились так называемые
императорские театры.
• Русский театр в
Петербурге располагался
на Васильевском острове,
в доме Головина.
Директором театра был
Сумароков. На сцене
Петербургского тетра
впервые были поставлены
пьесы Фонвизина.
6. Первые русские композиторы и их музыка
Российский композитор, один из
первых основателей классической
российской музыкальной традиции.
Выдающийся мастер хоровой
духовной музыки. Звуками его
произведений наполнялись храмы и
аристократические салоны, его
сочинения звучали и по случаю
государственных праздников. До
сих пор Дмитрий Бортнянский
справедливо считается одним из
самых славных российских и
украинских композиторов,
гордостью и славой
отечественной культуры,
которого знают не только на
Родине, но и во всем мире.
Музыка.
• В России романс как жанр музыки появился при Елизавете
Петровне, которая очень любила его. Романсом тогда называли
вокальное произведение, исполненное на французском языке,
даже если оно было сначала написано по-русски. А вокальное
произведение, исполненное по-русски, называли просто песней.
Романсы были популярны не только в России, но и за рубежом.
Со второй половины XVIII в. их с большим интересом слушали
также в Германии, Франции, Австрии.
• В XVIII в. в России получил успешное развитие кант. Такое
название получила многоголосая бытовая песня. Канты были не
только бытового, но и патриотического, а также лирического
содержания.
Директор театра комедий и трагедий Александр Петрович Сумароков
С его именем связано
развитие русской трагедии
классицизма. По мнению
Сумарокова, театр должен
нравственно воспитывать
зрителя
Произведения Сумарокова :
«Хорев»,«Гамлет», «Синав и
Трувор»,«ДмитрийСамозванец»
Тема урока
История России , 8 класс
Тема урока:
«Музыкальное и
театральное искусство.»
КАНТ
(от лат. cantus — пение — песня),
род бытовой многоголосной
песни(преимущественно 3голосной), Канты исполнялись
ансамблем певцов или хором без сопровождения.
Первоначально — на религиозные тексты; с 18 в.
— бытовые,любовно-лирические, а также военнопатриотические.
1703 год
Одним из средств достижения умов своих
подданных, проще говоря пропаганды, Петр Алексеевич считал театр. До
XVII века все театральные постановки в России
носили исключительно религиозный характер,
увидеть их можно было в монастырях, а
позднее в одном из госпиталей Киева. В 1672
году (год рожденияПетра) театр впервые
допустили ко двору. Актеры были из Германии,
но они начали выступать при условии, что
наберут себе русских учеников. Петр же решил
показать театр народу и распорядился
проводить театральные постановки на Красной
площади, зрителями которых были простые
люди.
• Шереметевы — графов
Шереметевых род богатый и
знатный. Театром начал
увлекаться Петр Борисович
Шереметев (1713–1788).
Принадлежал он к придворной
верхушке старого,
елизаветинского дворянства. В
1750 году он начал грандиозное
переустройство своей
подмосковной усадьбы Кусково.
Проектирование возложил на
знаменитых архитекторов де
Вальи, С. Чевакинского,
В. Баженова.
Тетры крепостных актеров
• Широко известны такие крепостные труппы, как
театр графа С.М.Каменского в Орле, к такому же
типу
публичных
крепостных
театров
принадлежал и театр князя Шаховского в
Нижнем
Новгороде,
Особенной
славой
пользовался театр графа Н.П.Шереметева в
Кускове. По свидетельству современников, он
считался «старшим и лучшим из русских
частных театров, не уступавшим Петербургским
придворным и далеко превосходившим
устройство
тогдашнего
Московского,
содержавшегося Медоксом».
Задание
Найдите историческую ошибку в
предложении: «При Анне Иоанновне было
поставлено несколько опер, где певцы из
Франции блестяще исполнили произведения
крепостных авторов».
Проблемный вопрос ! (стр.97)
Каковы были достижения в
области русской музыки и театра в
XVIII в.?
Музыка и театр в европейской истории XVIII в
• Эпоха Просвещения
имела и ещё одну свою
яркую сторону. Это был
период расцвета
музыкального и
театрального творчества в
Европе. В каждой стране
театр имел своё лицо. В
английском театре
доминировали постановки
с ярко выраженным
моральным содержанием.
• Павел I, пожаловав хозяину
театра графу Николаю
Петровичу Шереметеву звание
обер-гофмаршала, потребовал его
присутствия в Петербурге.
Шереметев забирает с собой и
лучшую часть своей труппы, в
том числе и Жемчугову. В сыром
климате Петербурга у неё
обострился туберкулёз, пропал
голос, и она вынуждена была
оставить сцену.
граф Николай Петрович
Шереметев
Уличный театр в России.
• Несмотря на открытие театров, обычный обыватель был далёк
ещё от оперных и балетных постановок. Ему были ближе
традиции уличного театра, представления в котором были просты
и безыскусны. Главными его артистами выступали скоморохи.
Для детей ставились и кукольные постановки, в которых главным
героем был всё тот же Петрушка. Уличные театры были
популярны не только во время ярмарок, но и в праздничные и
выходные дни. Они были непременным атрибутом любого
народного гуляния в столицах и в провинции.
Александр Петрович
Сумароков -директор Российского
театра в Петербурге(1717-1777). Им
были созданы 9 трагедий и 12
комедий, а также 400 басен. Сюжеты
большинства трагедий были взяты
им из русской истории и выдержаны в
классическом жанре. Большой
популярностью у современников
пользовались его басни
(притчи),написанные живым, близким
к разговорному языком. Часто они
образно критиковали пороки
крепостнической системы,
противником который был Сумароков
Первые русские композиторы и их музыка
• В эпоху правления Екатерины II развивается и русская оперная музыка. Наиболее
популярными были оперы «Празднество сеньора» Дмитрия Степановича Бортнянского
(1751—1825), «Скупой» Василия Алексеевича Пашкевича (1742—1797), «Ямщики на
подставе» Евстигнея Ипатовича Фомина (1761 — 1800) и др.
• Е. И. Фомин, работавший театральным капельмейстером в Москве, написал около 30
русских опер. Некоторые из них были написаны на тексты самой императрицы, а также
баснописца И. А. Крылова.
• Оперным композитором проявил себя крепостной М. А. Матинский (1750—1820),
получивший музыкальное образование в России и в Италии. Его талант поддержал хозяин
граф С. П. Ягужинский, отпустивший композитора на волю.
• Выдающимся композитором и музыкальным педагогом был И. Е. Хандошкин (1747—1804).
За виртуозное владение скрипкой современники называли его «русским Паганини».
• В правление Екатерины II музыкальные постановки, как оперные, так и балетные, ставились
всё чаще. Казна отпускала немалые средства на эти постановки и на работу театров. Но сама
императрица предпочитала итальянскую оперу-буфф.
• Дмитрий Степанович
Бортнянский
• Воспитанник, позднее
управляющий Придворной
певческой капеллой в
Санкт-Петербурге. Наряду
с М. С. Березовским
считается создателем
классического типа
русского хорового концерта.
Сочинял также светскую
музыку — оперы, клавирные
сонаты, камерные ансамбли.
Артамон Матвеев
Артамон Сергеевич сам взялся
за осуществление
собственного предложения,
повелев проживавшему в
Москве пастору Немецкой
слободы Иоганну Готфриду
Грегори заняться набором
актёрской труппы, что тот и
исполнил с прилежным
старанием
Вывод
В XVIII в. происходит зарождение русской оперы и балета.
Одним из важнейших явлений культурной жизни
становится появление первого в России публичного театра.
Одной из ярких
особенностей
театральной
жизни в XVIIIв
стало
Появление
крепостных
театров
Крепостных
актеров
Московских Крепостных
актрис Ковалеву-Жемчугову,
Шлыкову-Гранатову
Приезжали слушать
из Петербурга
Наиболее
известные были
крепостные
театры
Графов
Шереметьевых
В Кускове и
Останкине
Князей
Юсуповых
В
Архангельском
1) развивалось музицирование на клавесинах и столовых гуслях
2) созданы первые придворные оперы
3) оперные постановки ставились не только в столицах, но и в
провинциальных городах
4) появляются первые русские композиторы Д.С. Бортянского,
В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина
5) большой популярностью пользовались концерты русской
народной музыки
Зарождение русского публичного театра
Расцветом русского театра 18
века, стала вторая половина
столетия. Создание
«Театральной директории»,
государственная финансовая
поддержка, привела к тому, что
русский театр стал более
доступным для населения, а
представления стали более
красочными. На театральных
сценах русского театра 18 века,
стали преобладать комическая
опера и драма.
Задание
Почему театр называют
«синтетическим» искусством?
Тест
1) Учебное заведение, основанное М.
Ломоносовым
1) Славяно-греко-латинская
академия
2) Московский университет
2) Техника, в которой выполнено
произведение М.Ломоносова
«Полтавский бой»
1) Фреска
2) Мозаика
3) Архитектурный стиль начала 18 веке.
4) Жанр живописи – предшественник
портрета.
5) Автор портрета Екатерины II.
6) Архитектор, автор Зимнего дворца.
7) Основатель первого в России
профессионального театра.
1) «Нарышкинское барокко»
2) «Нарышкинский ампир»
1) Парсуна
2) Натюрморт
1) Д.Левицкий
2) Ф. Рокотов
1) Кваренги
2) Растрелли
1) Щепкин
2) Волков
• До сих пор Дмитрий
Бортнянский
справедливо считается
одним из самых славных
российских и украинских
композиторов, гордостью
и славой отечественной
культуры, которого знают
не только на Родине, но и
во всем мире.
Домашнее задание
Параграф –стр.97-101
Вопросы и задания на стр.100
Рабочая тетрадь №2,4-5
Рубрика «Думаем, сравниваем,
размышляем». (стр. 101)
Задание № 1-3
Зарождение русского публичного театра.
• В царствование Елизаветы Петровны возникли театры при учебных заведениях Петербурга (в
Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).
• Всероссийскую славу приобрели постановки ярославского актёра и режиссёра Фёдора
Григорьевича Волкова (1729—1763). Елизавета Петровна, наслышанная о его успехах, вызвала
труппу Волкова в Петербург. В 1756 г. был учреждён «Русский для представления трагедий и
комедий театр», где Волков стал не только актёром и режиссёром, но и декоратором, а с 1761 г.
— директором. Это был первый русский профессиональный театр
• Первое либретто на русском
языке написал Александр
Сумароков. Классицистская
опера, как и драма, тяготела к
строгому разделению жанров.
Трагические произведения
сочинялись в итальянских
традициях и отличались
возвышенной музыкой.
Комедии, считавшиеся
второстепенным жанром, были
связаны с русскими традициями
ярмарочного балагана.
Уже при Елизавете Петровне возникли театры
при учебных заведениях Петербурга
и Москвы
Всероссийскую славу
имели постановки
ярославского актера,
режиссера Федора
Волкова(1729-1763)
В 1756г. В Петербурге
был учрежден «Русский
для представления трагедий
и комедий театр»
Это был первый
русский
профессиональный
постоянный
публичный театр
• Несмотря на открытие
театров, обычный
обыватель был далёк ещё
от оперных и балетных
постановок. Ему были
ближе традиции уличного
театра, представления в
котором были просты и
безыскусны. Главными его
артистами выступали
скоморохи.
Театр «охочих комедиантов»
Федор Григорьевич Волков – руководитель труппы
ярославских актеров
Труппа
ярославских
актеров была
приглашена в
Москву
императрицей
Елизаветой
Петровной
• В память о жене Николай
Петрович построил в
Москве
Странноприимный дом,
где в наши дни
размещается Институт
скорой помощи имени
Н. В. Склифосовского.
Театр крепостных актеров
Граф Шереметьев
Прасковья Ковалева (
Жемчугова)
Спасибо за внимание!
Скоморохи. Художник Ф. Рисс
• Создан был и собственный
придворный хор певчих,
которому аккомпанировал
оперный оркестр из 40
музыкантов. За 28 лет (1735—
1763) при дворе были
поставлены 17 опер.
• Таким образом было
положено начало оперным
постановкам на русском
языке. Однако это были чаще
итальянские оперы с русским
текстом.
Чем публичный театр отличается от
других его форм?
Немного из истории названия театра на Руси
• Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII
веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем
протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата) . В
народных же массах термину “театр” предшествовал термин
“позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском
средневековье были распространены синомичные им определения
– “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами
называли и всевозможные диковинки, привозившиеся
иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли
и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище”
близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные
игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и
ряженье.
Театр начала XVIII века По велению Петра I в 1702 году был создан
Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально
для него не Красной площади в Москве было выстроено здание –
“Комедиальная храмина”.
Рождение русского театра
• 1672 год
• связано с царем
• Алексеем
• Михайловичем
• Европейская мода на
театральные и
музыкальные постановки
не могла не коснуться
России, устанавливавшей
всё более тесные
культурные связи с
соседними странами.
Уже в Петровскую эпоху
развивалось домашнее
музицирование на
клавесинах и стволовых
гуслях
При ЕкатеринеII
появились первые
русские композиторы
оперные произведения
Евстигнея
Дмитрия
Василия
Бортнянского Пашкевича Фомина
«Празднество «Скупой» «Ямщики на
Подставе»
сеньора»
При Анне Иоанновне
была впервые
создана придворная
опера, в которой пели
итальянские
и французские певцы
В середине века оперные
постановки ставились в
провинциальных городах
и крепостных театрах
Уличный театр в России
В России бродячих актеров
называли скоморохами, они
также развлекали народ на
площади.
• В XVIII веке развивался в России и крепостной театр.
• Александр Петрович
Сумароков
• Русский поэт, драматург и
литературный критик. Один
из крупнейших
представителей русской
литературы XVIII века. Для
литературного творчества
Сумарокова характерен
жанровый универсализм, он
писал оды (торжественные,
духовные, философские,
• Анну Иоанновну вряд ли
можно было назвать
меломанкой. Музыки она не
понимала и не любила. Но и
отстать от других европейских
монархов не желала. Поэтому
на новое развлечение тратила
большие деньги.
• Практика приглашения
зарубежных артистов
продолжалась и позднее. Но
всё это были выступления
лишь перед двором.
Первый русский постоянный
публичный театр был открыт в
1756 в Петербурге, в
Головкинском доме. К актерам,
прошедшим обучение в
Шляхетном корпусе, был
добавлен еще ряд актеров
ярославской труппы Ф.Волкова.
Театр возглавил Сумароков,
классицистские трагедии которого
составили основу репертуара.
Первое место в труппе занимал
Волков, сменивший Сумарокова на
директорском посту, и занимавший
это место вплоть до своей кончины
в 1763 (этот театр в 1832 получит
название Александринского – в
честь жены Николая I.)
Зарождение русского публичного театра
Первый русский театр
возник в Ярославле под
руководством Федора
Григорьевича Волкова,
который затем, в 1761
году, возглавил театр в
Петербурге.
Федор Григорьевич
Волков (1729–1763)
Русский актёр и
театральный деятель,
который создал первый
постоянный русский
театр.
.
• Михаил Алексеевич
Матинский
• Надворный советник;
русский композитор,
драматург, переводчик,
педагог. Сочинял оперы,
писал комедии, либретто
для опер, басни, стихи и
научные математические,
географические и др.
труды.
• Иван Евстафьевич
Хандошкин
• Русский скрипач,
композитор и педагог.
Основоположник русской
скрипичной школы. При
жизни пользовался
популярностью в широких
кругах российского
общества.
В русском театре 18 века,
было популярным такое
явление, как крепостные
театры. Театры графа
Шереметева в Останкино,
князя Юсупова в
Архангельском, которые
славились вдохновенной
игрой крепостных актеров.
Часто крепостные актеры
обладали большим
талантом, но они были не
свободны.
Кусково
• В первой половине XVII века
демонстрирование движущихся фигур
входило в репертуар скоморохов, которые
«соединяли в себе разные художества».
• В Петербурге известен «комедиянтский
анбар, построен был у Синяго мосту», в
котором «отправляют комедии кукольныя с
1749 году».
Кукольные театры
• Тенденцию к созданию в России
официальных кукольных представлений мы
наблюдаем начиная с 1672 года, когда по
велению царя Алексея Михайловича
полковник фон Стаден был отправлен к
«лейпцнгскому магистру» Иогану Фельтену
— известному немецкому кукольнику,
создателю «англо-немецких комедий», где
куклы, люди, маски, жанры — все было
круто замешано в единое представление.
• Крепостной театр — в Российской империи до отмены
крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина,
состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему
на праве собственности.
• Выступала такая труппа где, сколько и как указывал
хозяин, использовалась как в развлекательных, так и в
коммерческих целях. Актёр крепостного театра был
абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и
вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть
продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые
работы.
• Репертуар, как правило, включал оперу, балет и
драматические спектакли. О свободе творчества речи не
шло, актёрский труд носил скорее принудительный и
нередко временный характер.
• Наибольшее количество крепостных театров было в Москве и
Подмосковье. Известны театры князя Н. Б. Юсупова в
подмосковном селе Архангельское (сохранившийся доныне),
С. Апраксина, А. Столыпина, А. Гагарина, П. Волконского,
А. Нарышкина, Д. Голицына, И. Салтыкова и многих других.
52 театра было в Москве, 27 — в Петербурге, 52 — в других
городах и усадьбах.
При Анне Иоановне
появилась итальянская опера
и камерный придворный
оркестр, в балетную труппу
набрали 20 русских
мальчиков
• За 28 лет поставлено 28 опер
Задание
Какова была роль Ф. Г. Волкова в
становлении русского театра?
Село Преображенское
На сцене «комедийной
хоромины» поставлен
спектакль на
библейскую тему
«Эсфирь, или
Артаксерксково
действо» Длился 10
часов.
СЕЛО
ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ
• Евстигней Фомин
• Вместе со своими
современниками — М.
Березовским, Д. Бортнянским,
В. Пашкевичем — он заложил
основы отечественного
музыкального искусства. В его
операх и в мелодраме «Орфей»
проявилась широта интересов
автора в выборе сюжетов и
жанров, мастерское владение
различными стилями оперного
театра того времени.
2. Иностранцы на русской сцене
3. Зарождение русского
публичного театра
Русские актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них
были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики
диких животных, особенно медведей.
Они стали строить на городских площадях легкие постройки для
своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы.
4. Уличный театр в России
Литература. Театр
В Ярославле в 1750 году
открылся первый в России
общедоступный
театр.
Первым профессиональным
актером,
режиссеромпостановщиком, художникомдекоратором и драматургом
был
Федор
Григорьевич
Волков.
В репертуар первого русского
театра входили духовные
драмы митрополита Дмитрия
Ростовского, трагедии Ж.
Расина, А.П. Сумарокова,
комедии Ж.-Б. Мольера.
• 1756 Царицын луг первый театр,
Александринский
театр 1801
• Первый профессиональный театр
• «Русский для представления
трагедий и комедий»
• Открыт 30 августа 1756 года в
Петербурге
Задание
Какие музыкальные жанры были
наиболее популярны у первых
российских композиторов?
Шлыкова-Гранатова, Татьяна Васильевна (1773—1863) —
выдающаяся актриса и балерина конца XVIII столетия.
Выступала в крепостном театре Н.П. Шереметева. Ближайшая
подруга Прасковьи Ивановны Жемчуговой- Ковалевой.
Дочь крепостного. В 1803 г. получила вольную. До конца своих
дней жила в доме Шереметевых.
• Согласно традиции, по которой
актёрам шереметевского театра
давали имена по названиям
драгоценных камней, Прасковья
Ковалёва получила псевдоним
Жемчугова. Она обладала
красивым лирико-драматическим
сопрано, хорошо играла на
клавесине и арфе, была выучена
итальянскому и французскому
языкам.
Графиня Прасковья
Шереметева-КовалеваЖемчугова
Уже в Петровскую эпоху
развивалось домашнее
музицирование на
клавесинах и стволовых
гуслях
При ЕкатеринеII
появились первые
русские композиторы
оперные произведения
При Анне Иоанновне
была впервые
создана придворная
опера, в которой пели
итальянские
и французские певцы
Евстигнея
Дмитрия
Василия
В середине века оперные
Бортнянского Пашкевича Фомина
«Празднество «Скупой» «Ямщики на постановки ставились в
Подставе»
провинциальных городах
сеньора»
и крепостных театрах
Первый профессиональный театр
• «Русский для представления трагедий и
комедий»
• Открыт 30 августа 1756 года в
Петербурге
План
Музыка и театр в европейской истории
XVIII в.
2. Иностранцы на русской сцене
3. Зарождение русского публичного театра
4. Уличный театр в России
5. Музыка
6. Первые русские композиторы и их
музыка
7. Крепостной и домашний театр
1.
Праско́вья Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва,
графиня Шереме́тева— актриса и певица крепостного
театра графов Шереметевых.
Согласно традиции, по которой актёрам
шереметевского театра давали имена по
названиям драгоценных камней, Прасковья
Ковалёва получила псевдоним Жемчугова.
Она обладала красивым лирикодраматическим сопрано, хорошо играла на
клавесине и арфе, была выучена
итальянскому и французскому языкам.
Павел I, пожаловав хозяину театра графу
Николаю Петровичу Шереметеву звание
обер-гофмаршала, потребовал его
присутствия в Петербурге. Шереметев
забирает с собой и лучшую часть своей
труппы, в том числе и Жемчугову.
• Во французском театре более
яркими были сатирические
мотивы, обличение
аристократии. В итальянских
театрах было больше эмоций и
образности. В немецком
театральном репертуаре
преобладали спектакли на
бытовые темы из мещанской
жизни. Позже стали
популярны трагедии Ф.
Шиллера.
Дмитрий Бортнянский
Российский композитор, один из
первых основателей
классической российской
музыкальной традиции.
Выдающийся мастер хоровой
духовной музыки. Звуками его
произведений наполнялись
храмы и аристократические
салоны, его сочинения звучали и
по случаю государственных
праздников.
1. Музыка и театр в
европейской истории XVIII в
• Лучшая актриса
театра- крепостная
графа Шереметева,
Параша Жемчугова.
• Театр Шереметевых был
культурным предприятием,
изысканным развлечением.
Интересно и другое обстоятельство:
в отличие от крепостных театров,
дающих спектакли в дни праздников,
именин и прочих семейных событий
их владельцев, спектакли у
Шереметевых устраивались
регулярно — два раза в неделю. Вход
в театр был бесплатным. 116 пьес
шло на шереметевской сцене. Из них
73 оперы, 25 комедий.
Подведем итоги.
• В XVIII в. происходит зарождение русской оперы и балета. Одним
из важнейших явлений культурной жизни становится появление
первого в России публичного театра.