Философия и Жизнь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
по дисциплине «Этика»
«Смысл жизни как нравственная проблема».
Москва — 2011
1. Гедонистический и аскетический смысл жизни 4
2. Смиренно-стоический смысл жизни 7
3. Категорически — императивный смысл жизни 9
4. Религиозный и действенно-гуманистический смысл жизни 11
Список литературы 16
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Смысл жизни человека. Проблема смысла жизни Проблема смысла жизни
«В чем смысл жизни?» — я думаю, что этот вопрос задавал себе каждый человек, хоть раз. Независимо от своего состояния, будь в грустном настроении или, наоборот, в хорошем расположении духа, но мы не раз слышали его в своих мыслях.
Понимание этого вопроса даёт нам цель существования, даёт нам мотивацию двигаться дальше и достигать чего-то. Каждый человек, так или иначе, задаётся подобным вопросом — это важная часть в его становлении как личности. Сам по себе вопрос о смысле жизни — это философская и духовная проблема, которая несёт в себе неопределённость цели существования.
Но почему же он возникает? Часто ли спрашивают себя счастливые люди, в чем смысл жизни? Я не думаю, что этот вопрос является для них проблемой. Мне кажется, что они как раз и нашли свой смысл жизни, в продлении счастья и благополучия.
Понимание этого вопроса даёт нам двигаться вперёд. А что же бывает, когда этот вопрос мы не понимаем? К сожалению, вопрос о смысле жизни чаще всего задают люди, которые находятся под гнётом различных проблем. Одиночество, депрессия — всё это приводит к тому, что человек начинается закрываться в себе, не имея возможности ответить на этот вопрос. И вот это является действительной проблемой, так как в самых грустных случаях это приводит к суициду.
В современности возникновением и последствиями этого вопроса плотно занимается психология. Благодаря ей стало ясно, что невозможность найти смысл жизни — это основа для психических расстройств, депрессий, неврозов, а также следствие возникновения алкоголизма, наркомании и развития преступности. Так как человек, лишённый смысла существования становится легко управляемым, ему всё сложнее сопротивляться неблагоприятному влиянию окружения. Такой человек старается найти то, что принесёт ему облегчение, хоть и кратковременное. Будь то наркотики, алкоголь или даже компьютерные игры. Отсутствие внутренней мотивации плавно подводит его к тому, что он принимает всё происходящее и отказывается от дальнейших поисков цели жизни, при этом всё больше уходя от реальности.
Такие примеры не редки, но в тоже время существует и другая сторона. Счастливые люди, живущие ради заботы и счастья своих близких, меценаты, благотворительные фонды, общественные организации, помогающие детским домам. Так или иначе, но они приносят благо. И это является одной из смыслов их жизни.
Философские и религиозные взгляды
Вопрос о смысле жизни возник, как только человек осознал себя, так личность, способную к развитию. И этот вопрос уже многие столетия волнует разум людей.
Среди античных философов можно вспомнить Аристотеля, который на вопрос «в чем смысл жизни» отвечал — «Служить другим и делать добро!». Он находил смысл жизни в благе и считал, что духовное осмысление и умственное развитие стоят гораздо выше физических удовольствий. Поэтому искусство и науку он считал добродетелями, которые достигаются через усмирение своих желаний и преобладанием разума над страстями.
Эпикур же наоборот считал, что смысл жизни заключается в постоянном получении удовольствия. Но при этом удовольствие не носило в себе чувственного наслаждения. Оно скорее понималось, как избавление от физической боли,
Интересная статья: Быстрое написание курсовой работы
- Проблема смысла жизни человека
- Бердяев Первое обращение. Искание смысла жизни
- Размышления на тему смысла жизни
- Раздел 3 Опыт личного поиска смысла жизни
- Нравственный закон как условие поиска смысла жизни
- Проблема выбора при скептицизме
- Вирус нравственного дефицита
- Коренная проблема — проблема «двух народов»
- Глава V Лжеучения фарисеев и книжников не дают ни объяснений смысла настоящей жизни, ни руководства в ней; единственным руководством жизни является инерция жизни, не имеющая разумного объяснения
- Глава XXIII Проявление чувства любви невозможно для людей, не понимающих смысла своей жизни
- Диагноз нравственного состояния общества – малоутешителен
- Проблема прокреативного выбора
- Проблема геополитического выбора
- Введение
Проблема смысла жизни человека
Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: «Для чего жить?». Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.
Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые — достижение максимальных наслаждений, вторые — достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.
В современной христианской православной традиции провозглашается: «человек не имеет границ своей человеческой природе». Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.
Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.
Поэтому, категорию «смысл жизни»можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.
Смысл жизни — это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.
Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. «Только мы и никто другой», пишет в своей книге «Время человеческого бытия»талантливый философ Н.Н.Трубников.
Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.
Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.
Оригинал статьи находится на сайте Rin.Ru
Главная цель жизни
всегда впереди, во всяком случае пока
мы живем, живы. В то же время она постоянно
реализуется в настоящим и уходит в прошлое.
Вопрос «зачем живу?» рано или поздно становится
вопросом зачем жил?. Но даже этот последний
вопрос имеет проспективное измерение,
идет к нам из будущего, правда, уже в форме
упования, надежды. Гусейнов А.А. Введение
в этику. — М., 2000. С. 255
Важно, определившись
со смыслом жизни, следовать ему
во всем своем повседневном существовании,
в сотнях и тысячах мелких дел.
А это, разумеется, нелегко. Ведь любить
что-то далекое и высокое, то же человечество например, много
легче, чем того или иного конкретного
человека.
Повседневное
следование смыслу жизни является одновременно
и его обоснованием. Из данного
обстоятельства — «рукотворности» обоснования
смысложизненной ориентации следует
один очень важный вывод. В случае
затруднения с принятием смысла жизни
его можно уточнить, изменить, а то и заменить.
«Причинность из свободы» позволяет человеку
начинать все сначала, при условии, разумеется,
личного мужества, должной целеустремленности,
силы воли. Тут желательно, можно и должно
творить. Ни один путь в принципе не заказан.
Что ж, дерзайте, творите, думайте, сомневайтесь.
Было бы преувеличением
и упрощением полагать, будто все
люди и всегда думают о том, почему
они появились на свет, и для чего живут. На это обстоятельство
обрати-ли внимание те философы, которые
объективно оценива-ли фактические социальные
отношения. И.Гёте писал: «Никогда бы не
познал я людской мелкости, никогда б я
не понял, как мало интересуют людей подлинно
великие цели, если б не подошёл к ним с
моими естественно-историческими методами
исследования». Гусейнов А.А. Введение
в этику. — М., 2000. С. 381
Для неё имеется
ряд типичных ситуаций, при ко-торых
возникает «проклятый» вопрос. Вкратце
они таковы. Золотухина-Аболина Е. В.Курс лекций по этике:
— Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. С. 99
1. Катастрофы
в личной жизни: смертный приговор
без надежды на помилование;
тяжёлая неизлечимая болезнь;
участие в боевых действиях;
ранение, надолго приковыва-ющее
к постели; несчастливая любовь; развод в семье; смерть
близкого человека; разочарование в кумире
и т.д. Наиболее существенны из личных
катастроф те, которые приводят к так называемым
«пограничным ситуациям», когда жизнь
человека висит на волоске.
2. Катастрофические
изменения в жизни общества: ре-волюции, гражданские
войны, войны за независимость стра-ны,
экономические и политические кризисы
и т.п. — всё то, что разрывает связь поколений,
ломает сложившийся образ жизни, взрывает
существующую систему ценностей.
3. Серьёзное увлечение философией,
религией, искусством, при котором происходит
переоценка руководящих ценностей.
О смысле непрожитой и прожитой
жизни люди дума-ют и в связи
с возрастом. В первый раз человек
думает об этом в юности, когда куклы
и игры стали неинтересны, а будущее
так неизвестно и тревожно. Какое место
я зай-му в этом мире, правы ли учителя,
говорящие, что самую объективную оценку
званиям поставит жизнь, как верно выбрать
первый шаг — таковы типичные для юности
воп-росы.
Не достигнув самостоятельности,
молодой человек на первых порах ищет,
с кого делать жизнь, кому подра-жать. Прошла
пора Николая Островского, Аркадия Гай-дара,
Александра Матросова, Зои Космодемьянской,
моло-догвардейцев и других кумиров советской
молодёжи. Пришла пора банкиров, бизнесменов,
«новых», «крутых», киллеров, проституток
и пр. Самоотверженность и гума-низм вытеснены
расчётом, цинизмом и жестокостью.
Смысл жизни, как подсказывают
псевдолитература, кино, телевидение,
пресса, — в деньгах и славе. Второй
раз в свя-зи с возрастом человек
думает о смысле жизни в старости. Конец
близок, пришла пора подводить итоги. Чело-век
отчаянно доказывает знакомым ему людям,
что он не зря прожил жизнь.
Далеко не у всех хватает
мужества признаться в том, что зря
коптил белый свет, что ничего в
жизни не достиг. Внешним выражениям
не зря прожи-той жизни являются ордена
и медали.
В отличие от тщеславных
«новых» для стариков ордена и
медали есть доказательство жизни, исполненной
смысла. Что ж, старческая слабость
простительна. Но не дают покоя старикам
воспоминания о прошедшей жизни, в особенности,
о молодости.
1. Гусейнов А.А. Введение в этику.
— М., 2000
2. Балашов Л. Е. Этика.
Учебное пособие — М., 2003.
3. Золотухина-Аболина Е.
В.Курс лекций по этике: — Ростов
н/Д.: «Феникс», 1999.
5. Иванов В.Г. История
этики Древнего мира. — М., 2000
6. Кондрашов В.А.,Чичина
Е.А.,Этика. Эстетика — Ростов на
Дону,Изд-во «Феникс», 1999
7. Краткая история этики.(Гусейнов
А. А., Иррлитц Г.)- М- : Мысль, 1987
3.1. Поиск смысла жизни как проблема нравственного выбора
Два предыдущих раздела уже представили читателю не только палитру различных воззрений на тему смысла жизни, но и рассуждения общего теоретического характера. Все это вместе с потоком общей информации (от научной и политической до житейской) является пищей для практического сознания, которое призвано дать свой конкретный и окончательный вердикт.
Итак, понятие «смысл жизни», во избежание неточности (разд. 2, глосс.) определено автором как предназначение, т. е. ценностный мировоззренческий ориентир, точнее, главный ориентир, предопределяющий отношение ко всему сущему. Коль это так, то вопрос смысла жизни нельзя рассматривать без увязки с основными мировоззренческими аспектами. Поэтому ниже приводятся рассуждения практического сознания о «мировоззрении», в т. ч. о «первичности идеи», «мироздании», «материальности мысли», «нравственном законе» и т. п.
Обилие цитат и в этой части книги объясняется тем, что автор адаптирует наработанный опыт по заявленной проблеме. Если автор обнаружил, что нужная, близкая идея, мысль уже кем-то удачно изложена ранее, то она обязательно цитируется. Зачем же еще раз формулировать (возможно, менее изящно) уже сформулированное? Кроме того, цитаты подтверждают, сколь близкие воззрения имеют разные мыслители. Эта близость точек зрения выдающихся и малоизвестных мыслителей должна укреплять сознание в верности выбранного пути поиска истины.
Более того, задачей автора, повторюсь, является не желание сказать свое новое слово, а стремление логическим путем аргументировать выбор своей позиции. Именно выбор, а не что-либо иное. Остановимся на этой посылке подробнее.
Действительно, проблема правильного выбора является важнейшей и иногда достаточно сложной во многих жизненных ситуациях. Это – как и при формировании мировоззрения. Необходимо принять во внимание наработанный опыт поколений. Найти свой «новый» смысл человеческой жизни после ясно выраженных позиций мудрых людей, живших в разных условиях и временах, вряд ли возможно. С другой стороны, недопустимо попасть под влияние «идола авторитета». Наработанный людьми опыт является своеобразным эталоном, индикатором и ориентиром, что обеспечивает возможность в поисках своего смысла жизни не оказаться в объятиях очередного заблуждения.
Сознание индивида формируется в социуме, поэтому оно впитывает, как губка, с молоком матери сначала родительские воззрения, а затем и воззрения окружающих людей, идеи из разных источников, которые часто потом становятся своими. Присвоение идей можно назвать собственным выбором, перефразом или пересказом. Как мы это назовем – неважно. Куда важнее честно признать, что мы воспитываемся всегда в культурно-общественной среде, точнее – в океане чьих-то мыслей и идей. Поэтому впитывать чужие идеи – естественное состояние для человека. Без этого он не сформируется как личность. Но человечество живет так долго, что практически любая из философских идей в той или иной форме, в той или иной мере близости уже встречалась, а если кому-то лично она не попалась, то, скорее всего, он что-то не дочитал из философского наследия.
В этом разделе книги нет претензий на авторскую новизну понимания смысла жизни. Возможная заслуга автора (если она и есть) может заключаться лишь в систематизации и обобщении отдельных фрагментов научного, философского, религиозного знания и житейского опыта. Этот системный подход практического (обыденного) сознания позволил автору определиться со своим нравственным выбором, сформулировать единую непротиворечивую универсальную концепцию смысла жизни человека.
– поиск смысла жизни может быть сведен к обоснованному нравственному выбору приемлемых воззрений (из множества известных) на основе всей получаемой информации, теоретических рассуждений, своего жизненного опыта, верований, интуиции, совести и логики.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Нет нравственного оправдания
Литературная газета. 1966. 15 февр.
Мы, профессора и преподаватели филологического факультета Московского университета, решили обратиться в редакцию с этим письмом. Мы не можем не выразить публично своего отношения к беспринципной
Бердяев Первое обращение. Искание смысла жизни
Н.А.Бердяев
Первое обращение. Искание смысла жизни
Есть ритмичность и периодичность в жизни каждого человека. В своей жизни я ее особенно замечал. Смена разных периодов связана с тем, что человек не вмещает полноты и не может постоянно находиться в состоянии подъема. У
Размышления на тему смысла жизни
Раздел 2
Человек и поиск смысла жизни средствами философии и религии
Видишь, как я философствую в это время философии?
Ибо философия есть средство избежать гибели от ереси.
Феодор Студит
В этом разделе речь пойдет о сущности человека, его мировоззрении и подходах
Раздел 3 Опыт личного поиска смысла жизни
Раздел 3
Опыт личного поиска смысла жизни
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
А. Пушкин
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана.
о. Филарет (Митрополит Московский) А. Пушкину
3.1. Поиск смысла жизни как проблема нравственного выбора
Два
Нравственный закон как условие поиска смысла жизни
3.2.6. Нравственный закон как условие поиска смысла жизни
В наше время, когда все опрокинуто, необходимо взглянуть беспристрастными глазами на те истины, которые всему служат основанием, и которых отрицание произвело это всеобщее разрушение.
В. Жуковский
Человек обретает
Проблема выбора при скептицизме
Легче, чем вы думаете: проблема выбора при скептицизме
Я все время говорил, что существует проблема индукции и Черного лебедя. На самом деле все гораздо хуже: ложный скептицизм может создать не меньшую проблему. Потому что:а) я не в состоянии помешать солнцу взойти завтра
Вирус нравственного дефицита
Вирус нравственного дефицита
После 7 октября просто стыдно смотреть телевизор. Врут напропалую! Ну как это в акциях протеста по всей стране могли принять участие всего 700 тысяч, если митинги прошли в пятистах городах? И ведь тут же показывают репортажи из этих самых
Коренная проблема — проблема «двух народов»
Коренная проблема — проблема «двух народов»
Обратите взор в прошлое. Разве вы не видите, что трёхсотлетняя история «православного царства» Романовых — это прогрессирующая (особенно с начала XVIII века) алчность и коррумпированность правящей верхушки и бюрократического
Глава V Лжеучения фарисеев и книжников не дают ни объяснений смысла настоящей жизни, ни руководства в ней; единственным руководством жизни является инерция жизни, не имеющая разумного объяснения
Глава V
Лжеучения фарисеев и книжников не дают ни объяснений смысла настоящей жизни, ни руководства в ней; единственным руководством жизни является инерция жизни, не имеющая разумного объяснения
«Жизнь определять нечего: всякий ее знает, вот и все, и давайте жить»,
Глава XXIII Проявление чувства любви невозможно для людей, не понимающих смысла своей жизни
Глава XXIII
Проявление чувства любви невозможно для людей, не понимающих смысла своей жизни
Всякий человек знает, что в чувстве любви есть что-то особенное, способное разрешать все противоречия жизни и давать человеку то полное благо, в стремлении к которому состоит его
Диагноз нравственного состояния общества – малоутешителен
20. Диагноз нравственного состояния общества – малоутешителен
«Многие теперешние нравы оставляют желать большего и лучшего».
«Высокая нравственность, мораль и порядочность – главные атрибуты цивилизованного светского государства, культурного общества»
(автор).
А
Проблема прокреативного выбора
Проблема прокреативного выбора
В европейских странах – пионерах поиска нового демографического равновесия – этот поиск велся стихийно, опробовались различные способы его достижения, но в любом случае они ставили под сомнение главную традиционную норму –
Проблема геополитического выбора
РЕВОЛЮЦИЯ МАКА. Кыргызстан: проблема геополитического выбора
РЕВОЛЮЦИЯ МАКА. Кыргызстан: проблема геополитического выбора 0 Эмиль Джумабаев РЕВОЛЮЦИЯ МАКА. Кыргызстан: проблема геополитического выбора КЫРГЫЗСТАН ГЕОГРАФИЧЕСКИ, исторически, культурно, расово
Введение
С незапамятных времён человек задумывается о том, какой же смысл в его жизни, каково предназначение, что будет дальше? Величайшие умы всех времён искали ответ на этот вопрос. Да и каждый из живущих однажды задумывался об этом. Наверное, чтобы ответить на вопрос о смысле жизни нужно сначала определить, что такое для человека жизнь? Кто-то не смыслит себя без удобств современности, для кого-то жизнь это простота и близость к природе, некоторые обращаются за ответом к религии. Которая хотя и не дает прямой ответ на этот вопрос, но точно указывает на то, что после смерти тоже есть бытие, и для того чтобы обеспечить себе место в рае необходимо постараться в этом мире. Есть люди, которые живут ради жизни, и не считают нужным искать в ней какой-либо потаенный смысл.
Смысл жизни — это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить.
В этой работе кратко рассмотрим проблемы смысла жизни с точки зрения нравственной проблемы.
Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone — наслаждение). Как концепция гедонистический смысл жизни уходит своими корнями в древнегреческую культуру.
Впервые он был развернуто представлен философской школой киренаиков, основанной Аристиппом из города Кирены. Киренаики видели в чувственном наслаждении цель и смысл своей жизни. Непосредственное физическое наслаждение, учили киренаики, — единственное и подлинное благо в жизни человека. Жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Будущего в этом смысле нет.
Именно удовольствие является критерием добра и зла. Можно манипулировать всем и вся, лишь бы это приносило наслаждение. Богатство, власть, слава и т.п. — все подчинено наслаждению, его достижению и продлению. Наслаждение, удовольствие — главный мотив всех человеческих поступков и деяний.
Смысложизненная доктрина киренаиков по-своему преломилась в учении Эпикура. Как и Аристипп, Эпикур считал наслаждение единственным благом, началом и концом счастливой жизни. Между ними есть, однако, и различия. Если наслаждение у Аристиппа ценно само по себе, уже одним своим наличием, то у Эпикура оно идет как бы со знаком минус — как отсутствие страдания. Лучше сразу избежать страдания, чем искать удовольствия, если оно имеет своим следствием страдание. «Предел величины удовольствия, — отмечал Эпикур, — есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания или печали, или нет и того и другого».
Благоразумие, только намеченное в школе киренаиков, получает у Эпикура дальнейшее развитие. В благоразумии древнегреческий мыслитель видел корень всех других добродетелей. Нельзя жить приятно, не живя разумно, пренебрегая рассудительным самообладанием. Можно, полагал Эпикур, пойти и на страдание, если только за ним последует еще большее удовольствие.
Высшей формой счастья, идеалом жизни, по Эпикуру, является атараксия — блаженное состояние свободы от телесных страданий и душевных тревог, от болезней тела и страхов души.
Гедонистическая концепция смысла жизни имеет много недостатков или уязвимых точек:
Во-первых, многие удовольствия ведут к отрицательным последствиям, причиняют в конечном счете страдания. Удовольствие от систематического приема наркотиков, например, приводит к деградации личности, к расстройству физического и психического здоровья человека.
Во-вторых, многие удовольствия несовместимы друг с другом, т.е. гедонизм как концепция внутренне противоречив.
Скажем, наслаждение, испытываемое человеком от динамизма и полноты своих физических сил, трудно совместить с удовольствием от плотного ужина, крепких напитков и т.п.
В-третьих, ориентация на поиск одних удовольствий в жизни делает человека рабом как самих этих удовольствий, так и, в особенности, тех обстоятельств, вещей и людей, от которых они зависят.
Рабская зависимость от удовольствий — вряд ли удовольствие. Наконец, что очевидно, в жизни полно малоприятных вещей, рутинной, грязной работы. Но уйти в реальной жизни от них нельзя.
Гедонистическая линия поведения, таким образом, вряд ли совместима с достойным человека смыслом жизни. Хотя жизнь без удовольствий — тоже не жизнь.
В поисках смысла жизни разум открывает определенные законы, нормы, правила, которым необходимо следовать или подчиняться. Общая их определенность — долженствование. Иными словами, их сущность схватывается понятием и принципом долга. Следуя гедонизму как логике чувств, допустимо, что называется, плыть по течению жизни, не задумываясь, куда и зачем.
Обоснованного смысложизненного кредо в этом случае может и не быть. Долг же, будучи логикой не чувств, а разума, предполагает осмысленный выбор, сознательное решение, целесообразное поведение, рациональный контроль и дисциплину для недопущения отклонения от намеченной «линии жизни» и т.д.
Долг — это норма, возникшая на основе какой-нибудь фундаментальной социальной ценности и являющаяся морально обязательной для человека.
Смысл жизни, если вести ее «по разуму», в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Аскетизм — одна из них. Он предписывает то или иное подавление чувственных влечений и желаний человека.
В самой сильной своей версии аскетизм означает сознательное отрицание всех желаний без исключения, высшее состояние духа, отрешенного от всех земных привязанностей, забот и страстей. Буддийская нирвана, пожалуй, может служить здесь конкретным примером. Один из афоризмов Будды звучит так: «Величайший из победителей — не тот, кто победит тысячу раз тысячу мужчин, а тот, кто победит самого себя». В ослабленном своем варианте аскетизм требует отрицания лишь некоторых телесных и мирских желаний, готовность страдать, жить в одиночестве и т.п. Монах, отшельник — вот истинные носители этого образа жизни.
Еще более ослабленная, или сниженная версия аскетизма представлена частичным подавлением чувственных желаний, страстей и эмоций, достигаемым с помощью разумного их контролирования. На этом пути, как принято считать, тоже открываются большие возможности для духовного роста, нравственного самосовершенствования человека.
Одно из первых обоснований аскетизма как смысла жизни находим мы в древнегреческой философской школе киников. Киники сводили добродетельную, свободную и счастливую жизнь к отказу от большей части потребностей и желаний, к их предельной — животной минимизации. Они всячески высмеивали богатство и чувственные наслаждения, превознося бедность, естественность, простоту.
Роскошь, излишества только развращают ум, отчуждают человека от природы, органической логики бытия. Антисфен, основатель этой школы, говорил, что он скорее сойдет с ума, чем позволит себе испытать удовольствие от чего бы то ни было. А его ученик, Диоген из Синопа жил в бочке, ел что попало, презирал все традиции, нормы и условности общественной жизни, богатство, славу. Большое внимание уделяли киники тренировке тела и дисциплине ума, без чего, понятно, аскетизм существовать не может.
Аскетизм приобретает особое значение в условиях экологического кризиса, требующего как минимум этики ограничения. С учетом же и других бед современной цивилизации есть все основания говорить о необходимости «аскетической мировой культуры».
Смирение — еще одна форма смысла жизни как долга, долженствования. Смирение является не чем иным, как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это упование на характер, внутренние силы и резервы, известная стойкость перед лицом неизбежности, неотвратимости, неизбывности.
Своеобразным выражением смысложизненной установки на смирение была греко-римская философская школа стоицизма. Ее представители исходили из убеждения, что жизнь подчинена судьбе, что все происходящее не может не происходить так, как оно происходит. Логос — всеобщая и разумная закономерность, лежит в основе всего существующего. В сознательном подчинении этой мировой закономерности или необходимости и состоит, по учению стоиков, свобода человека.
Свободное подчинение объективной необходимости мира было у стоиков, однако, весьма специфическим. Активность человека им вообще-то не перечеркивалась, как могло бы показаться на первый взгляд. А достигалось это за счет выработки особой бытийной индифферентности к текущим событиям, внешним влияниям.
Стоицизм, таким образом, нельзя отождествлять с фатализмом, для которого характерно пассивно-полное принятие неизбежности или предопределенности всего происходящего в мире, вплоть до отдельных событий и индивидуальных поступков. Принятие неизбежного в стоицизме носит в целом сдержанно-мужественный характер. Подчиняясь судьбе, стоик стремится все же сохранить какую-то внутреннюю свободу. Стоик внутренне готов и к альтернативному развитию событий, к другому миропорядку — просто нет выбора.
Фаталист, напротив, не допускает его даже в принципе. Фатализм, в свете сказанного, можно считать крайней, экстремальной формой выражения смысложизненного смирения человека. Стоицизм — это очень суровое, т. е. строгое и серьезное, существование, способность сохранять человеческое лицо даже в условиях нечеловеческого существования.
Идея смысла жизни как долга нашла свое наиболее полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, — жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Закон же этот, называемый по-другому категорическим императивом, формулируется следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Любой индивидуальный и конкретный поступок, если только он претендует на нравственное качество, должен мыслиться под углом зрения этого универсального законодательства, быть в сущности своей моральным прецедентом или образцом для всех поступков подобного рода.
Нравственно — это когда то, что делаю лично я, могли бы делать, повторить за мной миллионы других, вообще все люди, и жизнь при этом не только не расстроилась бы, а, наоборот, сделалась бы более человечной. Почему, например, следуя кантовскому категорическому императиву, нельзя лгать? Да потому, что если я стану врать, если вы будете врать, если все вдруг сделаются лгунами, то человеческая коммуникация окажется невозможной, совместная общественная жизнь просто развалится.
Категорический императив всеобщ и необходим. Он не только предшествует нравственному опыту, нравственному поведению, но впервые только и делает его возможным. Нравственный закон в форме категорического императива дается человеку его разумом. Он уходит своими корнями в свободно-творческое волеизъявление человека. У человека есть фундаментальный долг — быть человеком.
Кантовский категорический императив имеет также другую формулировку:
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Речь идет, таким образом, о важности и необходимости видеть в каждом отдельном человеке представителя рода человеческого, признавать в человеке именно человека и не использовать его поэтому в качестве средства или условия решения узко прагматических задач, достижения определенно эгоистических целей. Человек самоцелен, также как и добро, которое он творит. Добро можно делать только ради добра, а не в виду какой-то выгоды, пользы, других сторонних соображений.
Рассмотренные варианты смысла жизни, задаваемые жизнью разума, долгом, из него извлекаемым, имеют ряд привлекательных черт. Они обеспечивают в определенной мере глубинный покой души, развивают и укрепляют моральные силы человека, возвышают его духовно. Наконец, они выявляют и убедительно подтверждают несокрушимость свободного начала в человеческом бытии, свободу выбора, свободу воли человека.
Вместе с тем данные варианты несколько схематичны. Все богатство и разнообразие человеческой жизни втискивается ими в прокрустово ложе долженствования — разумного, свободно принимаемого, но это уже оговорки. Они слишком ригористичны, несправедливо пренебрегают обычными человеческими радостями и заботами. Намечаемая ими линия поведения для многих оказывается явно завышенной. Аскетами, стоиками и кантианцами могут быть далеко не все. Впрочем, различные подходы к смыслу жизни потому и существуют, что люди-то разные.
Индифферентность стоиков — мнимое решение данной проблемы. Или возьмем кантовскую концепцию. Как быть, например, в ситуации конфликта двух или более обязанностей.
К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также и соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая — ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизненных перспективах. Не нужно доказывать, что аскетизм может быть религиозным. А многие его только таким и признают. Еще ближе к такой возможности смысл жизни в форме смирения.
И все же религиозное понимание смысла жизни стоит особняком — оно весьма специфично. Доминирует в нем не разум в человеческой его ипостаси, а вера, т.е. то, что разуму этому как раз противостоит. Религия, как принято считать, удовлетворяет бытийные потребности души, сердца человека, а потом уже, возможно, и разума. В этом смысле религия коренится в каких-то очень фундаментальных эмоциях и чувствах человека.