Образец обоснования темы диссертационного исследования

Образец обоснования темы диссертационного исследования Диссертации

Как проходит подготовка к защите кандидатской диссертации?

Процесс подготовки к защите диссертации в России — вещь весьма с одной стороны интересная и даже полезная, с другой — грустная. Полезная тем, что после неё любые бумажные дела на работе, при покупке квартиры, разбирательстве в судах Вам будут казаться детскими шалостями.

Вы ощутите на себе всю силу российской бюррократической машины. Вы просто погрязните в тоннах бумажек, сотнях подписей и десятках печатей. Кроме того, получите бесценный опыт решения проблем, которые официальным путём решить невозможно. Интересен этот процесс помимо описанного ещё и тем, что на Западе всего этого нет.

Там нет ВАКа с классификаторами в пару сотен специальностей, там не нужно слать / получать сотни официальных писем, заключений, отзывов с печатями. Там главное — список публикаций с указанием импакт-фактора журналов. Такова уж действительность — пока на западе новоиспекающийся учёный за год до защиты публикуется в паре новых журналов и двигает науку вперёд, российский исследователь занимается производством макулатуры. При чём в промышленных масштабах.

Всё начинается с поиска диссертационного совета, в котором есть специальность, по которой Вы писали диссертацию и по которой сдавали экзамены. Уже на этом этапе у Вас могут возникнуть жуткие проблемы. Дело в том, что российская система классификации научных работ, представляющая из себя разветвлённое дерево с более чем двумя сотнями элементов (тобишь специальностей), — это нечто, существующее только в нашей стране.

У каждой специальности есть так называемый паспорт, отражающий требования к работам в этой сфере. У каждого дисс. совета есть свой набор специальностей, по которым он может принимать диссертации (при чём на каждую пару специальность — тип наук (если специальность допускает более 1 типа наук: например, физико-математические и технические должно быть не меньше 7 докторов наук в составе совета, поэтому обычно в советах не более 2 специальностей, а нередко и вовсе одна).

Если кто ещё не понял, аспирантура и дисс. совет — вещи разные. Далеко не в каждом учреждении, где есть аспирантура, есть диссертационный совет по тем же специальностям. Более того — в 90% учреждений с аспирантурами дисс. советов нет. И это, конечно, с одной стороны грустно, с другой хорошо (тем, что получить учёную степень за деньгу в России становится весьма не просто, процесс очень многоступенчатый, как Вы это скоро поймёте, и включает в себя чтение Вашей работы совершенно разными людьми из совсем разных учреждений).

Так вот, очень часто многие научные руководители или начальники отделов аспирантуры говорят: «поступай в аспирантуру, а на какую там специальность неважно, потом разберёмся». Ни в коем случае так не делайте! Дело в том, что даже если Вы написали гениальную работу, от которой в восторге Ваш руководитель, оппоненты, а со стороны своих слушателей на международных конференциях Вы то и дело получаете комплименты, вводящие Вас в чувство безудержной гордости, но при этом она (диссертация) не соответствует паспорту Вашей специальности, никакой дисс.

совет Вас не примет. И дело тут не в злости совета, а в том, что после защиты Вашу работу будут проверять и оценивать в специальном органе — Высшей аттестационной комиссии (ВАК РФ), находящимся в Москве. ВАК один на всю Россию, а советов и соискателей много.

И ВАК в этом процессе — царь и король. За несоответствие темы защищённой работы паспорту специальности он не просто не утвердит Вашу степень, а ещё и нагнёт раком накажет дисс. совет. И такие случаи реально были и есть. Особенно после сканадлов в 2022 году.

Сейчас даже за 2 мелких замечания за год (аля в такой-то бумажке (одной из 30) не проставлена дата) дисс. совет могут закрыть (насовсем). Потому диссертационные советы нынче очень тщательно проверяют все работы и документы по всем правилам. А соответствие паспорту — в первую очередь.

Вы можете задать резонный вопрос: можно ведь потом сменить специальность! Можно. Однако сделать это очень непросто. Эта процедура довольно скоро после инициирования превратится не только в срач жуткие споры с отделом аспирантуры, но и в пересдачу всех 3 экзаменов (английский, философия и, собственно, специальность (кандидатский минимум)).

Так что выбирайте специальность в соответствии с Вашей будущей темой перед поступлением в аспирантуру, а не во время и уж тем более после её окончания. С этим могут быть реальные сложности, ведь наборы специальностей в аспирантурах, как и в дисс. советах, очень ограничены, о чём выше уже говорилось.

И потому Вам стоит хорошо подумать, куда же стоит поступать. Нередки случаи, когда подходящей Вашей теме ВАКовской специальности (я уж молчу о наличии поблизости соответствующей аспирантуры) просто нет. Дело в том, что список специальностей ВАК — вещь весьма консервативная.

И очень многие появившиеся в современное время отрасли наук туда элементарно не входят. Новые специальности открываются очень долго, очень неохотно и только под давлением весьма авторитетных личностей, а именно — действительных членов РАН (т.е. академиков РАН).

Если Ваш научный руководитель к таковым не относится, даже не думайте о подобном геморрое. Делать нечего — придётся искать наиболее близкую к Вашей тематике специальность и притягивать её за уши, употребляя в тексте работы (особенно в части формулировок целей, задач, научной новизны и результатов) какие-нибудь волшебные слова из паспорта типа «построена мат. модель», «разработан численный алгоритм» и т.д. (это для моей любимой 05.13.

18, для каждой специальности слова будут свои). А потом наступает этап поиска соответствующего отдела аспирантуры / дисс. совета (лучше сразу ищите аспирантуру с советом, дабы потом было меньше бумажной волокиты (очень часто на базе различных университетов открывают аспирантуры без дисс. советов: там можно учиться и сдавать экзамены, но нельзя защищаться)).

 Итак, Вы отучились, написали работу и нашли дисс. совет для защиты. 

На первом этапе Вас попросят выступить на научном семинаре или — проще говоря — просто перед дисс. советом с докладом по теме Вашей диссертации без ограничений доклада по объёмам и времени. Фактически, это и будет Ваша предзащита. На ней Вас будут разносить в пух и прах, задавать кучу каверзных вопросов, придираться к каждому слову и определению, спрашивать всё — от базовых понятий Вашей предметной области до деталей доказательств / корректности тех или иных утверждений (теорем).

Многие диалоги будут выглядеть как-то так: «- А Вы использовали в Вашей теории / методе / алгоритме соотношение Басича-Найквиста / закон Парето / теорему Лиувилля, опубликованное в 1982 году в журнале Современные проблемы математики? — Нет? Как же так!

Да Вы вообще ничего не понимаете в Вашей теме!» (если кто далёк от науки, поясню: невозможно знать и тем более помнить все публикации даже в одной предметной области за последние 20 лет, а дедушки в совете нередко цитируют наизусть статьи 30-летней давности).

Возможно, Вас даже будут унижать и говорить нелицеприятные слова об уровне Ваших интеллектуальных способностей. Многие прошедшие через сей процесс люди характеризуют его не иначе, как словом «ад». В определённом смысле это так и есть. Хотя, конечно, многое зависит от конкретного совета и наличия в нём специалистов-исследователей именно в Вашей области.

Где-то будет проще описанного, где-то сложнее, но главное в другом: именно эта встреча — это заседание реально определит судьбу Вашей защиты в этом диссертационном совете. Именно на предзащите (кстати, формально никаких предзащит нет: они не описаны ни в каких регламентах и положениях ВАК и Минобрнауки) совет слушает Ваш доклад без камер, ограничений по времени и вставок своих комментариев (будьте готовы к тому, что во время доклада Вас будут регулярно перебивать) и поэтому все постараются максимально вникнуть в него и спросят по нему наиболее полно и жёстко.

На защите, если Вы до неё, конечно, доберётесь, Вам будет намного проще. Или, по крайней мере, не сложнее. Так что самое суровое испытание содержимого Вашей научно-исследовательской работы будет производиться на предзащите. Кстати, могу Вас обрадовать: в некоторых дисс. советах (особенно это касается тех, что обитают в крутых институтах РАН (для тех, кто ещё в танке, РАН — Российская академия наук, а институт — научно-исследовательский институт РАН, а не ВУЗ)) принято заслушивать соискателя на семинаре дважды (т.е. предзащиты будет две).

И оба раза примерно равнозначны по эмоциям, которые Вы будете испытывать после онных. Совет, в котором защищался автор, слушает всех два раза, и оба раза проходят примерно так, как это описано выше. Если Вы произведёте на совет недостойное впечатление, они просто не примут Вас у себя к защите.

Да, ещё один важный момент — помимо научного содержимого, по которому Вас будут активно гнобить спрашивать, они ещё смотрят на то самое соответствие Вашей темы ВАКовскому паспорту специальности, по которой Вы защищаетесь (и по которому у этого совета есть право принимать экзамены), о котором я рассказывал выше.

Итак, будем считать предзащиту Вы прошли успешно, и Вас после всеобщего голосования членов совета рекомендовали к защите (здесь везёт уже далеко не всем и многим приходится дорабатывать свою работу ( 1-1.5 года) и / или искать другой совет). Тогда — на втором этапе — Вы готовие первый пакет документов, включающий в себя всё ниже следующее:

  • Заявление на защиту.
  • Тексты диссертации в 7 экземплярах, 6 из которых — в твёрдом переплёте и 1 без переплёта.
    Всё бы ничего, да вот цена одного твёрдо переплетённого экземпляра едва ли будет меньше 700р.
    Зачем так много? По одному экземпляру: оппонентам (х2), ведущей организации, научному руководителю, на память в организацию совета, в РГБ (российская государственная библиотека), в ВАК и 1 на микрофильмирование.
  • Авторефераты в 90-110 экземплярах.
    Внимательно смотрите на все реквизиты на первых листах, иначе, как и автор, будете тратить деньги на перепечатку всего этого добра. Печатать в большинстве случаев приходится за свой счёт в ближайшей типографии. Стоить будет в районе 3500р.
  • Заверенная в Вашем ВУЗе копия диплома специалиста / магистра с приложением.
    Если уважаемый читатель далёк от российских образовательных стандартов, поясню: поступить в аспирантуру можно только обладая дипломом специалиста или же магистра (бакалавры не доросли).
  • Заключение организации, где выполнена работа (обычно совпадает с организацией, на базе которой открыта аспирантура, терпевшая Вас все 4 года).
    Документ, который крайне редко делают правильно с 1-2 раз. Автору приходилось переделывать вышеуказанное заключение — внимание! — 5 раз. И каждый раз на нём надо было ставить 3 подписи совершенно разных людей (один из них — ректор ВУЗа), а также 2 гербовые печати.
  • Список публикаций, заверенный в организации, где выполнена работа.
  • Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов.
    Оно, кстати, существует в мире в одном экземпляре и второе Вам никто официальным путём не сделает (бюррократия в России не знает границ). Так что не рекомендую терять.
  • Отзыв научного руководителя, заверенный по месту его работы (учёный секретарь / декан / директор учреждения) с печатью.
  • Заполненную анкету по форме ЕГИСМ.
    К счастью, её заверять нигде не нужно.

Впечатляет, не правда ли? Для того, чтобы сделать это всё у Вас уйдёт не меньше 3-4 месяцев. В реальности больше. На самом деле в перечисленном списке на первом этапе нужно только 3 экземпляра переплетённой диссертации, а автореферата достаточно пока в электронном виде.

Однако рано или поздно делать придётся всё ровно, как написано, и дабы не растягивать это дело до последнего, имеет смысл задуматься об этом заранее. Кстати, в автореферате уже надо будет указать оппонентов и ведущую организацию, выбор которых — это ещё одна эпопея, о которой будет рассказано ниже.

Читайте также:  Реферат на тему что такое здоровый образ жизни

Ответы на часто задаваемые вопросы : отдел сопровождения подготовки кадров высшей квалификации : алтгту

Кто несет ответственность за подготовку научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования?

Ответственность за работу по подготовке научных и научно-педагогических кадров в сфере послевузовского профессионального образования возложена на федеральный орган управления образованием – Министерство образования Российской Федерации. Минобразование России решает вопросы, связанные с открытием аспирантуры и докторантуры, реорганизацией и прекращением в случае необходимости их деятельности, осуществляет научно-методическое руководство и контроль за работой аспирантуры и докторантуры в образовательных и научных учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

Какие основные формы подготовки научно-педагогических и научных кадров существуют в нашей стране?

В России существуют следующие основные формы подготовки научно-педагогических кадров:

  • аспирантура (адъюнктура) – очная и заочная;
  • докторантура – очная;
  • соискательство ученой степени кандидата наук;
  • соискательство ученой степени доктора наук;
  • ординатура;
  • интернатура.

Что такое аспирантура?

Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

Подготовка аспирантов осуществляется в соответствии с действующей Номенклатурой специальностей научных работников, утверждаемой министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (приказ Минпромнауки России от 31.01.2001 № 47).

Каков порядок и процедура открытия аспирантуры?

Открыть аспирантуру или прекратить ее деятельность в образовательных учреждениях (далее – высшие учебные заведения) или научных учреждениях, организациях независимо от их ведомственной подчиненности может только Министерство образования Российской Федерации. Минобразование России в этих целях проводит соответствующую экспертизу высшего учебного заведения или научного учреждения, организации, после чего оформляет свое решение приказом.

Инициатором открытия аспирантуры выступают вузы, научные учреждения, организации и те министерства и ведомства, в ведении которых данные учебные заведения и научные учреждения, организации находятся.

Пакет документов, направляемых в Минобразование России, оформляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796, приказом Минобразования России от 23.04.2001 № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу» и инструктивными письмами Минобразования России от 20.05.1997 № 06−52−84ин/25−06 «О предоставлении документов для оформления лицензий на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования научным организациям» и от 12.01.1998 №1 «О порядке лицензирования образовательных учреждений и организаций по новым для них образовательным программам послевузовского профессионального образования».

Кто может поступить в аспирантуру?

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ, Положением о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814 в аспирантуру вузов, научных учреждений и организаций принимаются на конкурсной основе граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование (дипломированный специалист, магистр).

Прием иностранных граждан осуществляется на основе международных соглашений Российской Федерации, а также по индивидуальным договорам, заключаемым вузом, научным учреждением, организацией с юридическими или физическими лицами и предусматривающим оплату стоимости обучения. Граждане, получившие высшее образование за рубежом, кроме диплома, представляют копию свидетельства об его эквивалентности, выданную Минобразованием России.

Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, принимаются в аспирантуру российских высших учебных заведений и научных учреждений, организаций в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации (приказ Минобразования России от 27.11.2000 № 3410).

Каков порядок приема в аспирантуру на договорной основе?

Порядок приема в аспирантуру на договорной основе аналогичен порядку приема в аспирантуру за счет средств федерального бюджета. Подготовка названных аспирантов осуществляется по прямым договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и физическими лицами (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 38−40, 59).

Должны ли поступающие в аспирантуру на договорной основе сдавать вступительные экзамены или достаточно согласия предполагаемого научного руководителя и собеседования в приемной комиссии?

Поступающие в аспирантуру сверх контрольных цифр приема по прямым договорам с оплатой стоимости обучения юридическими или физическими лицами сдают вступительные экзамены в соответствии с государственными  образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальной дисциплине, философии, иностранному языку, определяемому вузом или научной организацией и необходимому аспиранту для диссертационного исследования.

Какие права и обязанности имеют лица, поступающие в аспирантуру на договорной основе?

Лица, поступающие в аспирантуру на договорной основе, имеют те же права и обязанности, что и лица, принимаемые за счет средств соответствующих бюджетов.

Необходимо ли заключить договор между аспирантом, обучающимся на внебюджетной основе, и его научным руководителем?

Взаимоотношения научного руководителя и аспиранта, обучающегося на внебюджетной основе, определяются договором, заключаемым между руководителем вуза, научного учреждения, организации и конкретным юридическим или физическим лицом.

Имеет ли право вуз требовать дополнительные документы при поступлении в аспирантуру, кроме указанных в Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814?

Нет, не имеет. Нормативным документом в сфере послевузовского профессионального образования для высших учебных заведений и научных учреждений, организаций независимо от их ведомственной принадлежности является выше названное Положение.

Какие формы стажировки существуют при поступлении в аспирантуру? Пользуются ли стажеры льготами, освобождающими их от службы в армии?

Высшие учебные заведения и научные учреждения, организации могут в соответствии с договорами, заключаемыми с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять предварительную стажировку сроком до одного года, для лиц, поступающих в аспирантуру, с выплатой зарплаты направляющей стороной (Положение о подготовке научно – педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в российской Федерации, п. 67).

Лицам, направленным на стажировку, не предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

Имеет ли право поступать в аспирантуру специалист, не име­ющий базового образования? Что следует понимать под «профес­сиональным образованием»?

Поступать в аспирантуру имеет право гражданин, имеющий высшее профессиональное образование (Положение о подготов­ке научно-педагогических и научных кадров в системе послеву­зовского профессионального образования в Российской Федера­ции, п. 36).
Под «профессиональным образованием» понимается овладе­ние знаниями по специальности, необходимой для какой-либо определенной деятельности.
Поступающий в аспирантуру не по профилю специальнос­ти, полученной в высшем учебном заведении, должен владеть знаниями по выбранной специальности в полном объеме тре­бований, предъявляемых к вступительным экзаменам в аспи­рантуру.

Соискатель ученой степени, имеющий высшее профессио­нальное образование, не соответствующее отрасли науки, по ко­торой выполнено диссертационное исследование, по решению диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли на­уки дисциплине (Положение о порядке присуждения ученых степеней (п. 13), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 № 74).

Несмотря на то, что нормативными правовыми документами наличие соответствующего базового образования при поступле­нии в аспирантуру не требуется, необходимо помнить, что в со­ответствии с вышеуказанным Положением, к защите диссерта­ции по медицинским наукам допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование, по ветеринарным наукам —  лица, имеющие высшее ветеринарное образование.

Нужен ли практический опыт работы (стаж) для поступления в аспирантуру (ординатуру) после окончания вуза по медицинским и педагогическим специальностям?

Нормативными правовыми документами стаж практической работы при поступлении в аспирантуру не предусмотрен. Суще­ствовавшие ранее ограничения для поступления в аспирантуру (например: стаж, возраст) ныне сняты.

Если поступающий в аспирантуру не удовлетворен результа­тами вступительных экзаменов, можно ли их пересдать?

Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сдан­ные вступительные экзамены в аспирантуру действительны в те­чение календарного года (Положение о подготовке научно-педа­гогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 40).

Как быть поступающему в аспирантуру, если он не удовлет­ворен решением комиссии, принимающей вступительный экзамен?

В том случае, когда поступающий в аспирантуру не удовлет­ворен решением комиссии, принимающей вступительный экза­мен, он может обратиться с заявлением к руководству вуза или научной организации.

Следует ли проходить процедуру установления эквивалентно­сти диплома о высшем образовании, если он получен в одной из республик СССР до распада СССР?

Диплом о высшем образовании, полученный в одной из рес­публик СССР до распада СССР, установления эквивалентности не требует.

Какой язык считается иностранным для лиц из стран СНГ, поступающих в аспирантуру?

Для лиц, получивших образование в странах СНГ, иностран­ный язык определяется высшим учебным заведением или науч­ным учреждением, организацией, исходя из необходимости вы­полнения аспирантом диссертационного исследования. Русский язык не может рассматриваться как иностранный для лиц, обу­чающихся в образовательных учреждениях Российской Федера­ции, независимо от гражданства.

Какой язык должен сдавать иностранный гражданин, посту­пающий в аспирантуру?

Иностранные граждане принимаются в аспирантуру на основе международных договоров и межправительственных соглашений, а также по прямым договорам вузов и научных учреждений, орга­низаций, предусматривающих оплату стоимости подготовки юри­дическими или физическими лицами (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовско­го профессионального образования в Российской Федерации, п. 7). Указанная категория граждан сдает иностранный язык, оп­ределяемый высшим учебным заведением или научным учреж­дением, организацией и необходимый аспиранту для выполне­ния диссертационного исследования.

Сколько аспирантов может быть у одного научного руководи­теля? Каковы его права и обязанности?

Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образова­ния в Российской Федерации не ограничивает количество аспи­рантов, прикрепленных к одному научному руководителю. Ко­личество аспирантов, прикрепленных к научному руководителю, определяется с его согласия руководством высшего учебного за­ведения или научного учреждения, организации.

Задача научного руководителя состоит в том, чтобы оказы­вать научную и методическую помощь аспиранту при написании диссертации и выполнении других видов обязательных для ас­пиранта работ.

Научный руководитель помогает аспиранту в определении темы диссертации, выработке плана диссертационного исследо­вания, читает и обсуждает с аспирантом материалы диссертации, делает заключение о завершении работы над диссертацией.

Научный руководитель контролирует выполнение аспиран­том утвержденного индивидуального плана, делает первичное заключение о возможности перевода аспиранта с курса на курс. Его слово является решающим при ежегодной аттестации аспи­ранта, которую проводит кафедра (отдел, сектор, лаборатория).

Разрешено ли международное руководство аспирантами?

Научный руководитель утверждается ректором высшего учеб­ного заведения или руководителем научного учреждения, орга­низации из числа докторов наук или профессоров вуза, научного учреждения, организации, заявленных в сведениях о научном руководителе (форма 5а утверждена приказом Минобразования России от 23.04.2001 № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, при­ложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу») при лицензировании на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования высших учебных заведений и научных учреж­дений, организаций независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

Нормативными правовыми документами, действующими в сфере послевузовского профессионального образования, вопро­сы международного руководства аспирантами не регулируются.

Может ли быть у аспиранта научный руководитель из дру­гого вуза?

Решение данного вопроса относится к компетенции вуза или научной организации, учреждения.

Должны ли совпадать научные специальности (в том числе шифры) научного руководителя и аспиранта?

В связи с внесением изменений в Номенклатуру специаль­ностей научных работников может иметь место несовпадение шифров и названий научных специальностей научного руково­дителя и аспиранта, работающего над диссертацией. Необходимо, чтобы научные труды предполагаемого научного руководи­теля за последние пять лет были выполнены по тематике исследований,  соответствующей научной специальности, по которой проходит подготовка аспиранта.

Имеет ли право аспирант требовать от научного руководи­теля консультаций в письменной форме?

Читайте также:  Эссе на тему рынок труда

Нормативные правовые документы, действующие в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, не предусматривают письменную форму консульта­ций научного руководителя по диссертационным исследовани­ям аспирантов и выполняемому ими индивидуальному плану работы.

Возможно ли иметь двух научных руководителей (или руково­дителя и консультанта), если диссертация выполняется по од­ной научной специальности?

Нет. Второй научный руководитель (научный консультант) допускается только при наличии смежных специальностей, по которым защищается диссертация (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послеву­зовского профессионального образования в Российской Фе­дерации, п. 49).

Чем отличается статус «научный руководитель» и «научный консультант»?

Статус «научный руководитель» и «научный консультант» никакими документами не определен, но традиционно сложилось, что научный руководитель назначается для руководства кандидатскими диссертациями, а научный консультант — для докторских. Возможно консультирование и по кандидатской диссертации (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 18, 49).

Должны ли утверждаться темы кандидатских и докторских диссертаций на ученом совете вуза?

Индивидуальные планы аспирантов, соискателей и докторан­тов и темы диссертаций утверждаются ректорами (учеными со­ветами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в сроки, определяемые высшими учебными заведениями и науч­ными учреждениями, организациями (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузов­ского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 48,71).

Является ли обязательной подготовка аспирантов по дисциплинам,  необходимым для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы»? Нужна ли эта подготовка, если аспирант является преподавателем вуза?

Если аспиранты, в том числе и работающие на должности пре­подавателя вуза, выражают желание получить дополнительную квалификацию «преподаватель  высшей школы», то ректоры высших учебных заведений должны предоставить им возможность выполнения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» (Положение о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в российской Федерации, п. 56).

В соответствии с Временными требованиями к основной об­разовательной программе послевузовского профессионального образования по отраслям наук аспирантам, желающим получить дополнительную квалификацию «преподаватель высшей школы», могут быть перезачтены теоретические курсы цикла «Факультативные дисциплины», изучавшиеся ранее.

Возможен ли перевод аспиранта с одной специальности на другую в процессе обучения?

Да, возможен в исключительных случаях при условии моти­вированного решения руководства вуза или научного учрежде­ния, организации (обязательные условия: вакантное место и пе­ресдача кандидатского экзамена по «новой» научной специальности). При этом необходимо согласовать данное ре­шение с Минобразованием России.

Имеет ли право ректорат вуза перевести аспиранта – «договорника» на вакантное «бюджетное» место?

Ректорат вуза имеет право принять решение о переводе аспиранта, обучающегося на внебюджетной основе, на вакантное «бюджетное» место только при наличии средств стипендиально­го фонда.

Каков порядок перевода аспиранта из одного высшего учебного заведения или научного учреждения в другое, и с одной формы обучения на другую? Есть ли у аспиранта такое право?

Да, такое право в отдельных случаях у аспиранта есть. Перевод аспирантов из одного высшего учебного заведения или научного учреждения в другое, а также с заочной формы обучения на очную, осуществляется по заявлению аспиранта ректором выс­шего учебного заведения или руководителем научного учрежде­ния, организации при наличии у принимающего вуза (учреждения) необходимых средств стипендиального фонда.

Какие формулировки должны быть в приказах вузов при пере­воде аспиранта из одного вуза в другой?

Например: аспирант второго года обучения И.И. Петров от­числен в связи с переводом в (название вуза). При этом личное дело аспиранта передается в соответствующий вуз.

Есть ли основания, по которым вуз может отказать аспи­ранту в переводе в аспирантуру другого вуза?

Основным условием перевода аспиранта из одного вуза или научного учреждения, организации в другое должно быть согла­сие двух сторон, наличие средств у принимающей стороны (вуза, научного учреждения); в заявлении аспиранта должны быть ука­заны веские уважительные причины перевода. При соблюдении указанных условий причин для отказа не имеется.

С какого времени начинает выплачиваться стипендия ас­пиранту?

Стипендия аспиранту начинает выплачиваться со дня зачис­ления, зафиксированного в приказе ректора или руководителя научной организации. В случае, когда аспирант до поступления в аспирантуру работал, то не ранее дня увольнения с предыду­щего места работы и представления трудовой книжки в отдел аспирантуры.

Каков порядок назначения государственной социальной сти­пендии аспиранту?

Государственная социальная стипендия для аспирантов не предусмотрена.

Утверждаются ли квоты на число стипендий Президента Российской Федерации, назначаемых аспирантам, по вузам?

Нет, не утверждаются. Списки кандидатов на назначение сти­пендий Президента Российской Федерации, получивших рекомендации ученых советов высших учебных заведений, согласовывают­ся с советами ректоров региона (города) и направляются в мини­стерства, ведомства по подчиненности для участия в конкурсе.

Кто осуществляет в министерствах и ведомствах отбор кан­дидатов из числа аспирантов на получение стипендий Президен­та Российской Федерации и  каковы критерии отбора?

В министерствах и ведомствах создаются из числа работников данного государственного учреждения, представителей государ­ственно-общественных организаций, научной общественности, ведущих научно-педагогических работников экспертные комис­сии, которые на конкурсной основе осуществляют отбор канди­датов на получение стипендий Президента Российской Федера­ции и принимают решение. Списки кандидатов утверждаются на заседаниях коллегий министерств и ведомств и до 1 августа теку­щего года направляются в Минобразование России для подготов­ки соответствующих приказов.

Основными критериями отбора кандидатов являются: успехи в учебе, подтвержденные соответствующими справками или копи­ями удостоверений о сданных кандидатских экзаменах по форме 2.2; значительные достижения в научно-исследовательской деятельно­сти, подтвержденные дипломами (или другими документами) по­бедителей конкурсов грантов для молодых ученых, всероссийских и международных олимпиад, научных конкурсов, творческих фес­тивалей, свидетельствами о сделанных открытиях, двух и более изоб­ретениях; высокий уровень и значительные объем и количество научных трудов, опубликованных в ведущих научных изданиях Российской Федерации, а также за рубежом.

Сохраняются ли государственные стипендии для аспирантов, удостоенных стипендий Президента Российской Федерации либо специальных государственных стипендий Правительства Россий­ской Федерации?

В соответствии с Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 27.06.2001 № 487 «Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах под­держки студентов государственных и муниципальных образова­тельных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» (п. 16) государственные стипендии аспирантам, удостоенным стипендий Президента Рос­сийской Федерации либо специальных государственных стипен­дий Правительства Российской Федерации, могут сохраняться и выплачиваться по решению и в порядке, утвержденном уче­ным советом высшего учебного заведения в соответствии с его уставом (рекомендации по применению Типового положения о стипендиальном обеспечении даны в инструктивном письме Минобразования России от 23.01.2002 № 35−55−35ин/02−07, п. 18).

Какими льготами пользуются аспиранты, обучающиеся на платной основе?

Льготы аспирантам, обучающимся на платной основе, долж­ны быть предусмотрены в договоре.

Какими льготами пользуются соискатели, прикрепленные к высшим учебным заведениям, научным учреждениям, организа­циям для подготовки и защиты диссертации?

Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук соискателям, как лицам, соче­тающим основную работу с научной деятельностью, по месту работы предоставляются отпуска с сохранением средней зара­ботной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев. Отпуск предоставляется по рекомендации ученого  со­вета высшего учебного заведения или научно-технического (на­учного) совета научного учреждения, организации (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в систе­ме послевузовского профессионального образования в Россий­ской Федерации, п. 11). Никакими другими социальными льготами соискатели уче­ной степени кандидата или доктора наук не пользуются.

Когда аспирантам предоставляются академические отпуска? Какие обстоятельства позволяют аспиранту предоставить академический отпуск?

Академический отпуск аспирантам не предоставляется. Ас­пирант, отчисленный из аспирантуры, может быть восстановлен на оставшийся (после отчисления) срок обучения при наличии соответствующих средств в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации (Положение о подготовке науч­но-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 50).

Оплачивается ли аспиранткам отпуск по беременности и родам?

Срок обучения в очной аспирантуре за счет средств бюджета  продлевается приказом ректора высшего учебного заведения илируководителя научного учреждения, организации на время от­пуска по беременности и родам при наличии соответствующего медицинского заключения (Положение о подготовке научно-пе­дагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации, п. 52) и выплачивается стипендия в пределах средств стипендиального фонда. (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государ­ственных и муниципальных образовательных учреждений выс­шего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, п. 37).

В какой форме проводятся кандидатские экзамены?

Форма проведения кандидатских экзаменов определяется экзаменационными комиссиями. По их усмотрению кандидат­ские экзамены могут проводиться по билетам или без билетов.

Для подготовки ответа соискатель ученой степени использует экзаменационные листы, которые сохраняются после приема экзамена в течение года.

Уровень знаний соискателя оценивается на: «отлично», «хо­рошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (Положе­ние о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Рос­сийской Федерации, пп. 88—90).

Каков состав комиссии по приему кандидатского экзамена по иностранному языку? Должен ли быть в составе комиссии доктор наук по научной специальности обучающегося при сдаче  иностранного языка?

Состав комиссии по иностранному языку определен Поло­жением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (пп. 83, 84, 86). В состав комиссии по приему кандидатских экзаменов по иностранному языку могут быть включены представители кафедр и подразделений науч­ных учреждений по специальности аспиранта, имеющие уче­ные степени и свободно владеющие соответствующими иност­ранными языками.

Какой срок действия имеют сданные кандидатские экзамены?

Нормативными правовыми документами срок действия ра­нее сданных кандидатских экзаменов не установлен, кроме кан­дидатских экзаменов по специальностям, наименования и со­держание которых существенно изменились в связи с введением новой Номенклатуры специальностей научных работников (инструктивное письмо Минобразования России от 06.07.2000 № 35−55−203 ин/35−23).

Нужно ли пересдавать кандидатские экзамены гражданам быв­шего СССР, если они были сданы до образования стран, входящих в состав СНГ?

Нет, не нужно. За исключением кандидатского экзамена по специальной дисциплине, если она претерпела существен­ные изменения в связи с введением новой Номенклатуры спе­циальностей научных работников (инструктивное письмо Минобразования России от 06.07.2000 № 35−55−203ин/35−23 «О кандидатских экзаменах»).

Определен ли срок сдачи кандидатского экзамена по специаль­ной дисциплине?

В соответствии с Положением о подготовке научно-педаго­гических и научных кадров в системе послевузовского профес­сионального образования в Российской Федерации (п. 87) сроки и продолжительность сессий устанавливаются ректором высше­го учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации, осуществляющих прием кандидатских экзаменов. Срок сдачи кандидатского экзамена по специальной дисциплине во время проведения сессии определен индивидуальным пла­ном подготовки аспиранта. В случае представления диссертации в диссертационный совет кандидатский экзамен может быть при­нят вне сроков сессии.

Какие экзамены сдает соискатель ученой степени кандида­та наук, имеющий высшее профессиональное образование, не со­ответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация?

Соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее профессиональное образование, не соответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, по решению соответствующего диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине.

К защите диссертаций по медицинским наукам допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование, по ветери­нарным наукам — лица, имеющие высшее ветеринарное образо­вание (Положение о порядке присуждения ученых степеней (п. 13), утвержденное Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 30.01.2002 № 74).

До введения в действие новых программ кандидатских экза­менов при приеме кандидатских экзаменов необходимо руковод­ствоваться Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814 (инструктивное пись­мо Минобразования России от 11.06.2002 № 36−55−104ин/01−12 «О приеме кандидатских экзаменов в 2002−2003 гг.»).

Читайте также:  Темы магистерских диссертации по информационным системам - скачать пример работы и купить готовую на заказ на сайте

Что изменилось в форме удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов в настоящее время?

В настоящее время форма удостоверения о сдаче кандидат­ских экзаменов не изменена, изменен порядок представления данного документа в Высшую аттестационную комиссию Мин­образования России (Положение о диссертационном совете, ут­вержденное приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1305, приложение № 14, п. 4).

Нужно ли сдавать кандидатский экзамен по второй научной специальности, если диссертационное исследование идет на сты­ке двух специальностей?

Нет, не нужно. Аспирант за время обучения обязан сдать кан­дидатские экзамены по философии, иностранному языку и спе­циальной дисциплине (Положение о подготовке научно-педаго­гических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 44).

По какой специальности необходимо сдавать кандидатский экзамен, если диссертационное исследование проводилось на стыке двух научных специальностях?

Кандидатский экзамен сдается по научной специальности, шифр которой стоит первым в автореферате диссертации на со­искание ученой степени кандидата наук. Вопросы по второй на­учной специальности включаются в дополнительную программу кандидатского экзамена.

Можно ли указать в автореферате диссертации на соиска­ние ученой степени кандидата или доктора наук сведения о том, что работа выполнена на двух кафедрах?

Можно. В этом случае заключение по диссертации целесо­образно принимать на совместном заседании двух кафедр или на расширенном заседании одной из кафедр.

Можно ли принимать кандидатские экзамены на платной (или бесплатной)  основе у лиц, не имеющих статуса ни соискателя, ни аспиранта?

Нет, нельзя. Высшие учебные заведения и научные учреждения, организации, имеющие лицензию на право ведения образова­тельной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, могут принимать кандидатские экзамены у аспиран­тов или соискателей ученой степени кандидата наук. Высшие учеб­ные заведения и научные учреждения, организации, имеющие ас­пирантуру, могут принимать по ходатайству сторонних организаций, не имеющих право принимать кандидатские экзамены по соответствующим специальностям, кандидатские экзамены у аспирантов и соискателей этих организаций (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации, пп. 79, 85).
Кроме того, студенты, обучающиеся в магистратуре, могут сдавать кандидатские экзамены по философии и иностранному языку, если они предусмотрены в плане подготовки магистра (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кад­ров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 80).

Действителен ли кандидатский экзамен по иностранному язы­ку у кандидата, например технических наук, при защите канди­датской диссертации по юридическим наукам?

Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук. Соискатель ученой степени кандидата наук сдает кандидатский экзамен по иностранно­му языку, необходимому для выполнения диссертационной работы, в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру по отрасли наук экзаме­нующегося (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 83).

Когда делается приказ о продлении срока обучения в аспирантуре (до окончания срока обучения или после)?

По сложившейся практике, приказ о продлении срока обучения в аспирантуре делается за три месяца до окончания обуче­ния в пределах средств стипендиального фонда.

Возможно ли продление срока обучения в заочной аспиранту­ре? Каков порядок продления срока обучения в аспирантуре для лиц, принятых по прямым договорам с оплатой стоимости обу­чения юридическими или физическими лицами?

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском про­фессиональном образовании» (ст. 11) срок обучения в аспирантуре не может превышать по очной форме трех лет, по заочной форме — четырех лет. Порядок продления срока обучения в ас­пирантуре по заочной форме и обучающихся на платной основе находится в ведении высшего учебного заведения и научного учреждения, организации (Положение о подготовке научно-пе­дагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации, п. 52).

Какой порядок поощрения аспирантов и их научных руководи­телей в случае досрочной защиты аспирантом кандидатской дис­сертации?

На основании действующего Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации (пп. 60, 61) ректоры высших учебных заведений и руководители научных уч­реждений, организаций могут устанавливать надбавки к стипенди­ям аспирантов и устанавливать доплату научным руководителям без ограничения их предельных размеров за счет бюджетных и вне­бюджетных средств. Руководство высшего учебного заведения или научного учреждения, организации может оказать аспиранту на основании личного заявления единовременную материальную по­мощь (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и дру­гих формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, п. 33), а также премировать научного руководителя.

Какие меры могут быть приняты к аспиранту, если он по тем или иным причинам не выполняет свой индивидуальный план работы?

Все зависит от причин, по которым такое происходит. Если причина уважительная, например, длительная болезнь, то руководство, принимая это во внимание, продлевает при наличии соответствующих медицинских документов время пребывания в аспирантуре на период болезни. Если аспирант не выполняет в установленный срок свой индивидуальный план без уважи­тельных причин, то он отчисляется из аспирантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации.

Имеет ли право ректорат вуза не отчислять аспиранта из аспирантуры, если он досрочно защитил диссертацию, но она еще не утверждена ВАК?

Окончившим аспирантуру считается лицо, полностью выпол­нившее индивидуальный учебный план, сдавшее кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине и защитившее кандидатскую диссертацию. В связи с изложенным аспирант, досрочно защитивший диссертацию, должен быть отчислен из аспирантуры.

Можно ли при успешном окончании аспирантуры предостав­лять очному аспиранту отпуск? На основании каких документов оплачивается этот отпуск?

Стипендиальное обеспечение и материальная поддержка аспи­рантов и докторантов осуществляется в соответствии с Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах ма­териальной поддержки студентов государственных и муниципаль­ных образовательных учреждений высшего и среднего профессио­нального образования, аспирантов и докторантов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 №487, в пределах бюджетных средств, предусмотренных на обра­зование. В соответствии с данным Типовым положением (п. 21), вступившим в силу с 1 января 2002 г., выплата государственной стипендии аспиранту, докторанту прекращается с месяца, следую­щего за месяцем издания приказа о его отчислении.

Отчисляются ли очные аспиранты из аспирантуры на время стажировки в зарубежные научные центры?

Аспиранты очной формы обучения отчисляются из аспиран­туры на время стажировки в зарубежные научные центры с пра­вом восстановления на оставшийся срок обучения.

Если зарубежная стажировка предусмотрена индивидуальным планом аспиранта, то он не отчисляется, и срок подготовки не продлевается.

Кому предоставляются «творческие» отпуска?

Для завершения диссертации на соискание ученой степени кан­дидата или доктора наук работникам предприятий, учреждений, организаций по месту работы предоставляются отпуска (ранее на­зываемые «творческие») с сохранением средней заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев. От­пуск предоставляется по рекомендации ученого совета вуза или научно-технического совета научного учреждения, организации с учетом актуальности научной работы, объема проведенных иссле­дований, возможности завершения диссертации за время отпуска. Аспиранты очной и заочной формы обучения, прошедшие полный срок обучения в аспирантуре, правом на получение от­пуска по месту работы для завершения и защиты диссертации не пользуются.

Кто конкретно и в чем помогает соискателям?

Соискателям оказывают всестороннюю помощь те высшие учебные заведения и научные учреждения, организации, которые имеют аспирантуру по соответствующим научным специальностям, располагают необходимой научно-исследовательской, экспериментальной базой и высококвалифицированными на­учными кадрами.

Оплачивается ли аспиранту педагогическая практика? Каков обязательный минимальный объем часов, затрачиваемый аспи­рантом на прохождение педагогической практики?

В соответствии с Временными требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессиональ­ного образования по отраслям наук предусмотрена обязатель­ная минимальная педагогическая практика аспирантов в объеме 100 часов. Если позволяют финансовые возможности вуза, аспиранта можно оформить на почасовую оплату труда.

Как можно оформить на работу аспиранта очной формы обучения?

Оформить на работу аспиранта очной формы обучения можно по срочному трудовому договору (Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 59) либо по совместительству.

Как и кем осуществляется трудоустройство окончивших ас­пирантуру?

Трудоустройство окончивших аспирантуру осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Имеет ли какие-то преимущества при оплате педагогического труда специалист, окончивший полный курс аспирантуры, но не защитивший диссертацию?

Не имеет.

Входит ли время обучения в аспирантуре в научно-педагоги­ческий стаж при представлении к ученому звания доцента или профессора по кафедре?

Да, время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж  научно-педагогической и научной работы (Положение о подго­товке научно-педагогических и научных кадров в системе после­вузовского профессионального образования в Российской Феде­рации, п. 47).

Сдан экзамен по истории и философии науки по физико-математической отрасли. Может ли защититься соискатель по техническим наукам?

Не может. Экзамен по истории и философии науки должен быть сдан по отрасли соответствующей науки.

Если в комиссии по приему кандидатского по иностранному языку есть доктор филологических наук, обязательно ли в комиссию должен также входить представитель по специальности?

Включение представителя (доктора наук) в этом случае не обязательно, но желательно, поскольку доктор филологических наук вряд ли является специалистом по соответвующей специальности.

Если публикация в издании ВАКа была сделана до того, как это издание попало в список ВАК, засчитывается ли такая публикация? На какой момент процедуры защиты (подача заявления, день защиты, день утверждения) считается действительным издание ВАКа?

Перечень вступает в действие с такого-то по такое-то число. В одном из примечаний говорится, что если работа была прията издательством до изменения в перечне, то она засчитывается. В справке о присуждении можно уточнить в скобках, в соответствии с каким перечнем она засчитывается.

Соискатель постоянно проживает за рубежом. Где он заверяет личный листок (анкету)?

Кадровая служба той организации, в которой происходит защита, заверяет подпись руки соискателя.

Сколько лет должно пройти между защитой кандидатской и докторской диссертаций?

Нормативные документы не требуют временного интервала между защитой кандидатской и докторской диссертаций. Однако, если докторская диссертация представляется к защите ранее, чем через 5 лет после защиты кандидатской, ВАК, как правило, проявляет к ней более пристальное внимание.

Какими нормативными документами определяются аудиовизуальные и электронные издания, которые могут быть включены в список опубликованных работ (форма 16)?

Информационное письмо «Об электронных изданиях» от 21.01.2003 №43−52−06/12, подпись Е.Е. Чепурных.
www.ed.gov.ru/ed-pr/gost7/lett.html

Может ли отчет о НИР,  имеющий государственную регистрацию, быть приравнен к публикации, с указанием раздела, который выполнил автор?

К публикациям отчеты о НИР относить нельзя. Госрегистрация позволяет вести учет НИР с целью распределения и формирования последующих заказов для НИР. Вместе с тем, если материалы по НИР пройдут процедуру депонирования, тогда, сформированная из материалов НИР депонированная рукопись приравнивается к авторской публикации.

Перспективы сохранения в России ученых степеней кандидата наук и доктора наук в рамках Болонской декларации.

Существующая аттестация будет сохранена.

На каких условиях могут работать по совместительству аспиранты-бюджетники?

Работа аспиранта в период обучения не является совместительством и регламентируется п.57 приказа № 814 (при условии выполнения индивидуального плана).

Обязаны ли аспиранты – очники, обучающиеся на договорной основе, уволиться с места работы при зачислении?

Нет, не обязаны.

Всегда ли научный руководитель соискателя степени кандидата наук должен быть утвержден ученым советом?

Кандидат наук может назначаться научным руководителем по решению ученого совета для конкретного аспиранта (соискателя).

Оцените статью
VIPdisser.ru