«Физическая подготовка» — вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных умений и навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.
Физическая подготовленность — это результат физической подготовки, достигнутая работоспособность в сформированных умениях и навыках, способствующая эффективности целевой деятельности.
Спорт – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом.
Спорт высших достижений – деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне – престижа Родины.
Спорт массовый спорт (общедоступный) – средство повышения своего физического состояния (кондиции), поддержания необходимого уровня работоспособности, достижения спортивных результатов массового уровня.
Цель спорта — совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, достижение высокого спортивного результата.
Отрасли спорта: любительский, профессиональный. Любительский спорт — многогранное, массовое спортивное движение, органическая часть системы физического воспитания граждан и выявление перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта.
Профессиональный спорт — предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.
Общая физическая подготовка (ОФП)
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
· достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
· приобрести общую, выносливость;
· повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
· увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
· улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
· научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других силы и, т.е. необходима специальная подготовка.
Общая физическая подготовка (ОФП) — включает разностороннее воспитание его физической культуры, которое не сводится к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но обусловливают успех спортивной деятельности. ОФП должна строиться согласно закономерностям переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на соревновательные действия в избранном виде спорта. Общая физическая подготовка является основным, базовым видом физического воспитания, реализующим обще-подготовительное направление системы физического воспитания. Ее содержание, средства, методы и формы организации занятий, направлены на создание широкой базы физической подготовки (ФП) для любого вида деятельности людей в быту, спорте, и других видах деятельности. Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.
Задачи общей физической подготовки.
Общая физическая подготовка определяет уровень и темпы развития основных двигательных способностей человека. Поэтому задачами общей физической подготовки являются:
1. Укрепление здоровья (сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы).
2. Противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельности. 3. Обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития человеческого организма;
4.Воспитание трудолюбия, настойчивости, интереса к физическим упражнениям;
5. Расширение фонда двигательных умений и навыков;
6. Создание базы для специальной физической подготовленности к конкретному виду деятельности: трудовой, военной, спортивной.
В содержании ОФП ведущую роль играют естественные виды действий и их вариации, сопутствующие человеку на протяжении всей жизни. К ним относятся различные виды и формы физической рекреации, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, могут использоваться упражнения на различных тренажерах.
Что включает в себя общая физическая подготовка и какие задачи выполняет? Как определить уровень физического развития ребенка и свой собственный. Почему нормативы ГТО для подростков выше, чем у взрослого человека?
Расскажем, как оценивают физкультуру в школе, что такое ОФП и чем специальная подготовка отличается от общей.
ОФП, СПФ и ФП – определения
Физическая подготовка (ФП) – это комплекс мероприятий, направленных на физическое и нравственное развитие человека.
В педагогике понятие «физическое воспитание» используют чтобы подчеркнуть прикладную направленность физической подготовки. Другими словами, физическая активность дополняет другие виды деятельности человека, например, учебную или трудовую.
Кроме того, повышенные физические нагрузки, это обязательное условие для профессионального спорта и военной службы. Потому физическую подготовку разделяют на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на укрепление здоровья и развитие функциональных возможностей организма.
Специальная физическая подготовка (СФП) – обеспечивает готовность организма к высоким нагрузкам определённой направленности. Примерами специальной ФП служат: тренировки в спортивных секциях (бокс, борьба, хоккей и т.д.); подготовка подразделений специального назначения правоохранительных органов, ВС и спасательных отрядов МЧС.
Цели и задачи общей физической подготовки
Цель общей физической подготовки – гармоничное физическое развитие человека. Этот целенаправленный процесс включает в себя 5 основных задач.
1. Повысить двигательную активность человека.
2. Укрепить иммунную систему и повысить сопротивляемость организма к заболеваниям.
3. Развить физические качества – силу, выносливость, быстроту, ловкость, гибкость.
4. Обеспечить гармоничное развитие мышечной системы и телосложения человека.
5. Заложить базовую основу для развития специальных физических возможностей.
Средства и методы физической подготовки
В рамках общей физической подготовки основным методом и средством достижения цели являются физические упражнения.
Физические упражнения – двигательные действия, направленные на развитие основных физических качеств: силы, выносливости быстроты, гибкости, ловкости.
Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет усилия мышц. Средствами развития силы являются силовые упражнения: подтягивания, отжимания, подъем гантелей и так далее.
Быстрота – способность выполнить необходимые двигательные действия, в минимальный промежуток времени. Скоростные способности развивают упражнения, в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Для развития быстроты, в программу общей физической подготовки, включают различные виды спринтерского бега (с высокого старта, с низкого старта, челночный бег) и игровые виды спорта (футбол, баскетбол).
Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Чтобы повысить выносливость, в программу ОФП включают так называемые циклические упражнения. Их суть заключена в многократном повторении однотипных движений. Примерами служат: легкий бег на длинные дистанции, плавание, катание на лыжах.
В рамках специальной физической подготовки, для развития выносливости применяют методы интервальной тренировки. Упражнения высокой интенсивности, чередуют с упражнениями средней и низкой интенсивности.
Такие тренировки многократно повышают нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому, метод интервальной тренировки как средство повышения выносливости, могут применять только те, кто имеет достаточный уровень физической подготовленности.
Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Развитию гибкости уделяют особое внимание во всех видах спорта. Любая тренировка начинается с разминки. Она включает в себя суставную гимнастику и упражнения на растяжку: вращения руками, махи ногами, выпады, наклоны и т.д.
Ловкость – способность точно выполнять сложные двигательные движения. Это физическое качество объединяет все указанные двигательные способности. Упражнения на ловкость требуют особой концентрации и координации движений. Средством для развития ловкости являются следующие упражнения: кувырки с мячом, барьерный бег, ходьба на руках, кувырок прыжком через препятствие.
Физическая подготовленность
В процессе общефизического развития происходит формирование так называемой физической подготовленности.
Физическая подготовленность – степень умений, способностей и навыков конкретного человека, и его готовность преодолевать физические нагрузки.
Эта характеристика имеет качественный показатель. То есть позволяет оценивать уровень развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Чтобы оценить физическую готовность человека проводят испытания (тесты), которые состоят из комплекса упражнений.
Упражнения и нормативы по ОФП
Общеустановленных, единых нормативов по ОФП не существует. Каждая организация (школа, ВУЗ, ВС, правоохранительные органы) опираются на внутриведомственные документы. Тесты составляют из базовых упражнений.
Бег на длинную дистанцию – этот норматив существует для проверки выносливости.
Спринт или челночный бег – упражнения для оценки быстроты и ловкости.
Подтягивания на перекладине и отжимания от пола – характеризуют силу мышц спины, рук и плечевого пояса. Подтягивания и отжимания являются обязательными упражнениями для всех подразделений спецназначения (ФСБ, МВД, Росгвардии, ГРУ).
Подъемы туловища из положения лёжа на спине – помогают оценить развитие мышц брюшного пресса.
Наклоны вперед – по глубине наклона определяют гибкость.
Нормативы для школьников
Для оценки общей физической подготовки школьников, ФГОС рекомендует проводить: «тестирование уровня индивидуального развития».
Педагога интересует не то, сколько раз школьник подтянется на перекладине, а стремление ребенка прогрессировать и развиваться. Если пятиклассник в сентябре подтягивался – 0 раз, а в мае подтянулся – 3 раза, большинство физруков поставит за год – оценку 5.
Чтобы определить уровень физической подготовленности старшеклассников, многие школы ориентируются на нормативы ГТО. Объяснить это просто. Обладатели золотого знака физкультурника, получают дополнительные баллы к сумме ЕГЭ, при поступлении в ВУЗ.
Нормативы ГТО для старшеклассников
Чтобы получить значок ГТО, старшекласснику необходимо сдать 9 нормативов. Все испытания разделены на 2 блока: обязательные (4 упражнения) и тесты на выбор (из предложенных вариантов надо выбрать – 5 упражнений, на свое усмотрение).
Рассмотрим нормативы в 4 обязательных упражнениях для юноши (возраст 16-17 лет).
Уровень ОФП взрослого человека
Взрослый человек может оценить себя самостоятельно. Достаточно заглянуть в нормативы ГТО. Они не являются обязательными, но помогут увидеть свой уровень общей физической подготовки.
Сидячий образ жизни, офисная работа и вечные проблемы не способствуют физическому развитию. Чем дальше годы уводят нас от школьной парты, тем больше становится животик. Поэтому нормы ГТО для каждой последующей возрастной группы снижаются.
Нормативы рассчитаны именно на средне статического человека, а не на спортсмена. Профессиональный атлет тренируется каждый день и получает за это деньги. Поэтому и требования другие.
Бронзовый значок ГТО для офисного работника, это как бронзовая медаль для участника Олимпийских игр. Если в 30 лет смогли подтянуться 5 раз, можете смело гордится собой. Считайте, что вы в тройке лучших мужчин вашей компании.
Нормы ГТО для взрослых
Нормативы ГТО для мужчин от 25 до 29 лет.
Нормативы ГТО для мужчин от 30 до 34 лет.
Нормативы ГТО для мужчин от 35 до 39 лет.
Резюмируем
Школа и уроки физкультуры дают базовый минимум, необходимый для дальнейшего развития молодого человека. Кто-то свяжет свою жизнь со спортом, кто-то нет – неважно. Общая физическая подготовка укрепит здоровье и заложит необходимый фундамент. Для школьника и студента тренировка, это возможность расширить свои возможности.
Для взрослого человека ОФП – способ оставаться в тонусе и жить полноценной жизнью. Оценить свой уровень физического развития можно самостоятельно, опираясь на нормативы ГТО.
Постскриптум
Физическая активность увеличивает нагрузку на организм многократно. Чрезмерные нагрузки принесут вреда больше, чем пользы. Иногда сердце стучит и кричит: «хватит, остановись». Чтобы не допустить перегрузку, необходимо следить за частотой сердечных сокращений (ЧСС).
Статья: «Пульсовые зоны» расскажет, о том как изменяется ЧСС во время тренировки. В статье: «Метаболизм глазами спортсмена», простыми словами расскажем, откуда мышцы берут энергию и чем аэробная нагрузка отличается от анаэробной.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА —
Смагин Николай Иванович, преподаватель физической культуры ГАОУ СПО ТК №28 г. Москвы, почетный работник общего образования Российской Федерации
Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?
Гармония нужна – здесь нет сомнений!
От умственной нагрузки — под крыло
Физических активных упражнений!
В рамках современного периода развития российского общества возрастает внимание к персоналистическим тенденциям в культуре в целом и в образовании в частности, повышаются требования к личным качествам человека, развитию его самостоятельности и личной ответственности, мобильности, предприимчивости. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов может быть признано дополнительное образование (ДО), основное предназначение которого — «удовлетворять постоянно меняющиеся индивидуальные, социокультурные образовательные потребности». Дополнительное образование в современных условиях становится одним из механизмов, способствующих адаптации личности к новым требованиям социальной ситуации. Оно не просто предоставляет возможность обновления знаний, но и позволяет формировать потребность в постоянном совершенствовании самой личности, которая лучше адаптируется к изменениям социальной сферы, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности.
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностное мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Дополнительное образование – достаточно разветвленная область системы образования, охватывающая практически все типы образовательных учреждений России. Оно имеет, несомненно, как свои достоинства (например, высокую мотивирующую составляющую в познавательной деятельности учащихся), так и трудности (например, необязательность посещения кружков, секций, ослабляет качество и уровень обретаемых умений и навыков).
И если с организацией процесса на уроках все достаточно ясно (организация процесса обучения и структура урока играют в этом зачастую определяющую роль), то в дополнительном образовании, формирование и развитие мыслительных способностей имеет свою специфику.
Практика показывает, что дополнительное образование в колледжах носит прикладной «характер» и построение занятия по типу урока не годится. Применение алгоритмов, предписаний при решении тех или иных вопросов на занятиях в доп. образовании сразу отталкивают учащихся от посещения секций и кружков. Соответственно, педагоги ведут поиск форм и методов, которые бы, с одной стороны, могли развивать как познавательные, физические, так и мыслительные способности учащихся; с другой стороны, не оттолкнули бы их от посещения занятий.
Развитие дополнительного образования в нашем колледже рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Оно выполняет функцию расширения возможностей образовательных стандартов, и основное его предназначение – удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социально-культурные и образовательные потребности детей.
При организации дополнительного образования мы следуем таким приоритетным принципам, как:
Благодаря этим принципам нам удается решать три важные задачи: самоопределение и самореализация; адаптация личности в социокультурной среде; развитие индивидуальности и творческого потенциала учащихся.
Реализуя их, мы опираемся на содержание основного образования и выстраиваем таким образом целостное образовательное пространство. При этом воспитательный момент доминирует, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности происходит наиболее эффективное воспитание. Вовлекая детей в дополнительное образование, мы расширяем воспитательное «поле» колледжа, включая личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
И именно в этой сфере учащиеся получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Поэтому дополнительное образование помогает ребенку изменить статус: он может оказаться в числе лидеров, хотя в основном образовании им, никогда не был. Хотелось бы привести фрагмент эссе одного из студентов колледжа Шитова Максима группа 41х.
В школьные годы я не уделял физическому воспитанию должного внимания. Это сказалось на моем внешнем виде: у меня был большой вес — 100 килограммов при росте — 176 сантиметров. Поступив в технологический колледж, мое представление о физическом воспитании кардинально изменилось. Я до сих пор помню мой визит в тренажерный зал, организованный в этом учебном заведении. Как только передо мной открылись двери в зал, я увидел занимающихся старшекурсников, которые были в отличной физической форме. Кто-то поднимал штангу, а кто-то гири, кто-то подтягивался на турнике, кто-то отжимался на брусьях, а кто-то занимался на тренажере.
Я узнал, что кроме тренажерного зала организованы секции по многим видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и ОФП.
После первого визита я для себя определил, что необходимо заниматься физической культурой, и на следующий же день записался в тренажерный зал. И в этом мне помог мой преподаватель физической культуры, Смагин Николай Иванович. С этого момента начались изменения в моем внешнем виде: я интенсивно сбрасывал вес, стала расти мышечная масса, и, через определенное время, мой вес достиг отметки 80 кг. Это, безусловно, сказалось на моем здоровье и отразилось на моих личных качествах: стал менее стеснителен, приобрел уверенность в себе, стал более творческой личностью.
Я и мои одногруппники принимали активное участие в соревнованиях, проходящих не только внутри колледжа, но и за его пределами. Мы не только участвовали, но и побеждали, занимая призовые места. И мне как будущему специалисту по монтажу и технической эксплуатации холодильного оборудования и холодильных установок, вне всякого сомнения пригодятся те навыки и физические качества, которые я приобрел и совершенствовал за годы учебы в Технологическом колледже № 28.
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Одна из важнейших задач учителя физической культуры в колледже – повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.
С целью занятости и организации досуга студентов колледжа у нас работают: тренажерный зал, функционируют спортивные залы. В холле установлены теннисные столы. Организована работа кружков и спортивных секций: стрелковой, ОФП, футбол, волейбол, настольный теннис, баскетбол, секция туризма.
При планировании занятий дополнительного образования в нашем колледже ставятся следующие цели и задачи:
В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или в виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности.
Занятия общей физической подготовкой способствуют лучшему усвоению учебного материала. Позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные занятия ОФП обеспечивают оптимальную и непрерывную эффективность физического воспитания.
В методике проведения занятий в этих группах очень важен учет принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок.
Учебный процесс преимущественно направлен на: укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физической работоспособности; возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии; ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний; приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально- прикладных умений и навыков. Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье.
Характер воздействия физической тренировки на организм зависит, прежде всего, от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:
1 тип – циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;
2 тип — циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;
3 тип – ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.
Помимо оздоровительной тренировки, занятия физической культурой включают обучение основам психорегуляции, закаливания и массажа, а так же грамотный самоконтроль и регулярный врачебный контроль.
Формы организации и проведения физического воспитания, в том числе общей физической подготовки:
Таким образом, актуальность и целенаправленность общей физической подготовки, адекватность поставленным целям и задачам способствует:
систематичность занятий способствует:
всесторонняя физическая подготовка студентов ориентирована на:
её технологичность помогает студентам
Практико — ориентированность занятий общей физической подготовкой заключается в разработке системы упражнений для групп, занимающихся студентов, которые обучаются по одной специальности.
Тесная работа с психологом колледжа позволяет выявить скрытые возможности отдельных студентов, которые в силу определенных обстоятельств не могут в полной мере раскрыть свои способности, занимаясь в группе на уроках.
Опираясь на свой многолетний опыт работы, прихожу к выводу о том, что физическая культура, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека, сегодня является одним из приоритетных направлений развития нашего общества, потому, что нет будущего у страны, народ которой не думает о здоровом образе жизни, а значит, не думает о продолжении здорового поколения.