Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Бархударова — Л. Аксенова 2020
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите односоставные предложения, подчеркните в них главный член.
1) Л..сные тр..пинки уз..нькие, извилистые. 2) Тихий тёплый веч..р. 3) В м..газин пр..везли новые т..вары. 4) В м..газин п..ступили новые т..вары. 5) В саду пахн..т ч..рёмухой. 6) Ч..рёмуха сильно пахн..т. 7) Пишу письмо другу.
1) Лесные тропинки узенькие, извилистые. 2) Тихий тёплый вечер. 3) В магазин привезли новые товары. 4) В магазин поступили новые товары. 5) В саду пахнет черёмухой. 6) Черёмуха сильно пахнет. 7) Пишу письмо другу.
2. Найдите сложные предложения, в составе которых есть односоставное предложение. Подчеркните главный член в односоставном предложении.
1. Берегите книги, они наши верные друзья!
2. Шумит осенний ветр, долины опустели.
3. В горах произошёл обвал, и мы вернулись назад.
4. С поля пахло рожью и дождём, ночь была душиста и прохладна.
3. Составьте два предложения: 1) двусоставное, 2) односоставное. Запишите предложения и подчеркните в них грамматические основы.
Люблю грозу в начале мая. Утро. (односоставное)
Шторм бушевал вторые сутки. Иван Петрович был очень удивлен. (двусоставное)
1) В город.. постро..н новый кинотеатр. 2) В город.. п..строили новый кинотеатр. 3) Вот и жаркое лето. 4) Лето жаркое сухое. 5) Я х..рошо р..ботаю. 6) Мне х..рошо
р..ботает(?)ся. 7) Ч..таю инт..ресную книгу.
1) В городе построен новый кинотеатр. 2) В городе построили новый кинотеатр. 3) Вот и жаркое лето. 4) Лето жаркое сухое. 5) Я хорошо работаю. 6) Мне хорошо
работается. 7) Читаю интересную книгу.
1. Стемнело, и на небе зажглись звёзды.
2. Наступили сильные холода, завыли сердитые метели.
3. Сделайте зарядку, и вы почувствуете прилив сил.
4. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
Двусоставное: Мальчик бежит; Земля круглая.
Односоставное: Вечер; Вечереет.
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения». 8 класс
1. Найдите односоставное предложение
A. Дождь идет весь день.
Б. Она была очень умна.
B. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
По улицам слона водили.
Определите тип предложения У них всё по-прежнему.
3. Найдите неопределённо-личное предложение
А. Кролик — домашнее животное.
Б. Скоро будет светать. В. Магазин уже открыли.
Г. В лесу нет ни гриба.
Соотнесите цифры и буквы
Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом
Б. определенно-личное
Г. неопределенно-личное
, и я уехал домой.
туманом, и стал накрапывать дождь.
Повеял холодный ветер, и стало темно.
стреляет, и не хочется разговаривать.
7. В составе какого предложения есть неполное?
А. Приходи, я буду ждать. Б. Я люблю его, а он меня. В. Подойди, пожалуйста. Г. Хочешь увидеть солнце — встань пораньше.
Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
A. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
Б. Уже смеркалось и в комнате стало темно.
B. Что посеешь, то и пожнешь.
Г. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А. Пушкин.)
Назовите количество назывных предложений в тексте.
Выхожу на улицу. Летняя ночь. Звёзды. Нет ни шума, ни ветра. Тишина необычайная. Хочется жить и мечтать. Песня просится из души.
Работа по тексту
1)Пустыня. 2) Самолёт приземлился на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. 3) Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.
4)Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.
5)Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. 6) На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. 7)Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. 8) Таковы впечатления первого дня.
17) Есть жизнь в пустыне! 18) Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью.
(По В. Пескову)
11. В предложениях и выпишите номер неопределённо-личного предложения, укажите, чем выражен главный член.
предложение под номером 1, распространив его прилагательным. Сделайте синтаксический разбор получившегося предложения.
13. В предложениях 5-10 найдите предложение по и выпишите его повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полноеобъясните постановку знаков препинания в предложении.
4. 1Б, 2В, 3Г, 4А
10. 6 (показалось, нет)
11. 14 (Глагол прошед. времени, множ. числа, изъявит. накл. )
13. 9 (деепричастный оборот)
по теме «Односоставные предложения (с одним главным членом-сказуемым)»
Распределите предложения по четырём группам. Укажите только номера предложений
1. Нелегко придётся нашей талантливой дочери в мире людей обыкновенных.
2. Люсю Катунину включили в редколлегию общешкольной стенной газеты.
3. Невозможно себе представить.
4. Постарайся переселить нас с Людмилой поближе к вашему дому.
5. Даже за тройки меня не ругают.
6. Благодарить её в такие минуты нельзя.
7. Так я думал, поглядывая тайком на сестру.
8. Как ещё унизили там нашу девочку?
9. Пойдём-ка, обсудим с тобой ситуацию.
10. Сейчас к Люси надо быть снисходительней.
11. Не ждите меня.
12. С этой минуты всем стало легко.
13. Ивану недавно дали комнату в совсем новом доме.
14. За нашими стенами трудно что-то уловить.
15. Сейчас сделаю вам укол.
16. Нам советовали отправить отца в больницу.
17. Повернитесь на правый бок и усните.
18. Не хочется верить в худшее.
19. Тебе, Лёнька, буду писать отдельно.
20. Сестру у нас в доме побаиваются.
21. Это было приятно.
22. Мне присылали ответы на гладкой плотной бумаге с названием журнала вверху.
23. Но всё-таки, пожалуйста, не рифмуй.
24. Мне давно хотелось надавать Костику по физиономии.
25. С тех пор у нас дома её так и стали называть: «Безумная Евдокия».
26. Как будто начинаю жить заново.
27. После укола отцу стало легче.
28. Из соседней квартиры постучали нам в стену.
29. Теперь расскажу немного о школе.
30. Они даже слушать меня не хотели.
31. Дом Ивана нельзя было спутать с другими домами.
32. Привыкните к этому. И смиритесь.
33. Меня ждали шестнадцать лет.
34. Подслушивать я не люблю.
35. Почему мне нельзя волноваться?
36. Спроси у любого врача.
37. Меня тоже зовут Леонидом.
39. Даже не хочется вспоминать.
40. Меня полгода держали в больнице.
41. Мне надо сказать только два слова.
42. Дома все были взбудоражены.
2. Люсю Катунину в редколлегию общешкольной стенной газеты.
8. Как ещё там нашу девочку?
13. Ивану недавно комнату в совсем новом доме.
24. Мне давно Костику по физиономии.
25. С тех пор у нас дома её так и : «Безумная Евдокия».
28. Из соседней квартиры нам в стену.
(Сказуемые в односоставных предложениях выделены . В двусоставных предложениях выделена грамм. основа. Зелёным цветом выделены н/л., красным – о/л.; синим – б/л. , чёрным – двусостав. предл.)
При составлении проверочной работы использованы предложения из повестей «Поздний ребёнок», «Безумная Евдокия» Анатолия Алексина
Тест по теме «Односоставные предложения»
1.Среди данных предложений найдите односоставные:
А. А я травок пособираю.
Б. Ложись сегодня пораньше.
В. Больше Саню уж ничто не могло разбудить.
Г. Так вот и живём втроем.
2. Укажите определённо-личное предложение:
А. Прошло несколько дней.
Б. Неожиданно им повезло.
В. Сейчас это пройдёт.
Г. Вот пойдём мимо его дома и скажем.
3. Укажите неопределённо-личное предложение:
А. Не было сил подняться и уйти.
Б. Было очень тихо.
В. Её хвалили и жалели.
Г. Наденьте фуражку, простудитесь.
4. Какая характеристика соответствует предложению:
Помните Крым в двадцать седьмом?
А. Простое, двусоставное;
Б. Простое, односоставное, определённо-личное;
В. Простое, односоставное, неопределённо-личное;
Г. Простое, односоставное, безличное.
5. Какое предложение является безличным:
А. Мне в такой качке не устоять.
Б. Не имею права выходить с вами в такую непогоду.
В. При взгляде на Марусю у меня заныло сердце.
Г. Тащите сюда еду.
6. Найдите грамматическую основу в предложении:
Хорошо в деревнях хлеб пекут.
А. хорошо пекут.
Б. хлеб пекут.
7.Укажите назывное предложение:
А. Пойдем, старик!
Б. Была ранняя осень.
В. Морозный день, конец декабря.
Г. Ты кто?
8. Характеристика какого предложения дана неверно:
А. Предлагают начать совещание. (односоставное, определённо-личное).
Б. Здесь продают билеты на футбол. (односоставное, неопределённо-личное)
В.У тебя своих денег нет? (односоставное, безличное)
Г. Осень. Старые платаны, бледное море. (односоставное, назывное)
9. Среди предложений 1-5 найди и отметь односоставное безличное.
1) На борту «Титаника» было более двух тысяч человек – пассажиры и команда судна. 2) Капитан не дал сигнал SOS в нужное время. 3) Команда не знала, что делать. 4) Нельзя было найти дорогу по лестницам, лифтам и тупикам корабля наверх, к шлюпкам. 5)За места в них шла отчаянная схватка.
10. Среди предложений 1-5 найди и отметь сложные, в состав которых входят неопределённо-личные предложения:
1) В старинном приволжском городе, на одной из узких улочек центра, сгорел двухэтажный дом. 2)Он был старый, из тёмного кирпича, с деревянным мезонинчиком.3) Дом считался аварийным, года три назад из него выселили в новостройки последних жителей. 4) Его давно бы сломали, но дом, в числе многих прочих, объявили памятником истории и культуры. 5) Его, действительно, построил какой-то забытый купец еще до Наполеона по своему провинциальному вкусу.
А. У него неудачно сложилась жизнь.
Б. Опишите дерево.
В. Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы.
Г. Над крышами города лежала мутная ночь.
А. Весело было на лугу.
Б. И пойдёмте в дом.
В. Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.
Г. Нас сначала сюда и пускать не хотели.
3. Укажите-неопределённо-личное предложение:
А. Когда вы уезжаете?
Б. Его тащило вперёд по течению.
В. У палатки стояли пятеро.
Г. Вас на вокзале задержат.
Огонь быстро придавили к земле, залили, затоптали.
А. Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись.
Б. Россией интересуются многие.
В. Гришу Самойлова видели?
Г. Между тем дома меня хватились.
Тогда Кириллу стало по-настоящему страшно.
А. стало страшно.
Б. Кириллу стало страшно.
В. Кириллу страшно.
А. Я сержант.
Б. Вы же не военный.
В. Ряд телеграфных столбов.
Г. Здесь пчёл много.
А.. От батареи отопления тянуло теплом. (односоставное, безличное)
Б.. Здесь продают билеты на футбол. (односоставное, неопределённо-личное)
В. Ну уж ночка! Страх! (односоставное, назывное)
Г. Опоздал! (односоставное, определённо-личное).
9. Среди предложений 1-5 найди и отметь простое односоставное, определённо-личное предложение:
1) Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. 2) Несколько минут стояла тишина. 3)Только катер постреливал глушителем, да за кормой вскипала пена. 4) Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:
5) Куда бежишь, тропинка милая,
10. Среди предложений 1-4 найди и отметь сложное, в состав которого входят односоставные безличные:
1) Ложь – это не ошибка, не случайность, это черта характера, которая может укорениться. 2) Это страшный сорняк на поле твоей души.3) Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит всё поле так, что негде будет прорасти доброму семени. 4) С этого часа ты будешь говорить только правду.
Ответы к заданиям:
Упражнения по теме «Односоставные предложения»
Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.
Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)
Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.
Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.
По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)
Спишите предложения. Выделите сказуемые в безличных предложениях.
Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.
Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)
Спишите. Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.
Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено.
По образцам замените личные предложения безличными (письменно).
Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы.1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.Образец: Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо затянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.
Образец: У меня есть лыжи.- У меня нет лыж.1) У меня есть коньки. 2) Здесь были белые грибы. 3) У меня была лошадь. 4) У меня было свободное время. 5) У него было стремление рисовать.
Прочитайте сложные (сложносочинённые) предложения, грамматические основы в которых соединены союзом «и» и разделены запятой. Обе грамматические основы в данных сложных предложениях двусоставны. Замените оба простых предложения безличными. Проанализируйте изменение стилистики высказываний.
Образец: Повеял холодный ветер, и наступила темнота. Повеяло холодным ветром, и стало темно.1. Дом опустел, и я загрустил. 2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг понял его причины. 3. И я почувствовал нездоровье, и отца прошиб озноб. 4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.
Тест по теме «Односоставные предложения»
1. Укажите неверное утверждение.
1) Односоставные предложения могут быть распространенными.2) Односоставные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.3) Назывные предложения имеют один главный член предложения — подлежащее.4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.
2.Укажите верное утверждение.
Односоставное предложение — это предложение, в котором:1) опущено подлежащее,2) опущено сказуемое,3) нет второстепенных членов предложения,4) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.
3. Какое предложение является односоставным?
1) Кругом все было тихо и спокойно.2) Не будем подбрасывать дров в огонь.3) В небе горела только одна маленькая звездочка.4) Прошло около двух лет.
4. Какое предложение является односоставным?
1) Посетителей в коридоре нет.2) Много песен сложено о любви.3) На небе солнце большое, горячее.4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.
5. Какое предложение является односоставным определенно-личным?
6. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?
1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.2) И нам пора опять в далекую дорогу.3) Влажной землей из окна потянуло.4) Им еще предстоит долго учиться.
7. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?
1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.2) Опять отложили вылет.3) Цыплят по осени считают.4) Придешь завтра ко мне в гости?
8. Какое предложение является односоставным безличным?
1) Что-то нынче и вправду не топят.2) К птичьему прислушиваюсь крику.3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.4) За ночь сильно подморозило.
9. Какое предложение не является односоставным безличным?
1) Мне от тебя ничего не надо.2) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.3) Этому коню цены нет.4) Скоро можно было отправляться в путь.
10. Какое предложение является односоставным назывным (номинативным)?
1) Когда же прикажете ожидать вас?2) Невозмутимая тишина и нестерпимый жар.3) Сюда ездят любоваться морем и горой.4) В здешних морях иначе плавать нельзя.
11. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.
12. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.
(1) Дорога шла по низменным болотистым местам. (2) По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи. (3) Местами приходилось брести по колено в воде. (4) На болотистых участках всплыли жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино. (5) Всё это очень затрудняло ходьбу. (Н.Вурдов)
13. Среди предложений 1-8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.
14. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.
(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера. (С.Воронин)
15. Среди предложений 1-4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
(1) Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. (2) Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. (3) Приводили их шведские шкипера — неразговорчивые и честные люди. (4) Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом. (К.Паустовский)