Лабораторная работа по истории России.
Учитель истории Магомедова З.А.
Отечественная война 1812 г.
Сформировать
у школьников целостное представление о политической ситуации накануне войны;
при непосредственном знакомстве с документом подвести учащихся к
самостоятельным выводам о противоречивом характере договора 1807 года между
Францией и Россией; сформировать собственные представления о Бородинском
сражении.
Рекомендации к проведению:
Целенаправленная
работа с первоисточниками убедит учеников в том, что данные документы являются
богатыми источниками по истории Отечественной войны 1812 года и внесет свой
вклад в развитие интереса к самостоятельной исследовательской деятельности.
Непосредственной
работе школьников с документом предшествует введение, в котором учитель
напоминает о сложившейся ситуации в начале века для
России. Школьники принимают активное участие в разговоре, вспоминая направления
внешней политики России в начале века. Акцентируется внимание на усиливающуюся угрозу
со стороны Франции.
Ответы
учащихся позволяют логично перейти и кратко изложить историю создания
документа, объяснить его значение. Школьникам предлагается познакомиться со
следующим документом.
Школьники
делятся на небольшие группы (3-5 человек), получают документ.
Задача
учащихся: прокомментировать содержание документа, ответив на вопросы. Документ
цитируется по различным позициям. Учитель в это время выполняет функции
консультанта и координатора групповой работы.
На
этапе проверки и обобщения результатов лабораторной работы школьникам
предлагаются вопросы.
Ученики,
пассивно работающие на занятии, сдают на проверку свои тетради.
Документы, по которым работают группы:
. Тильзитский наступательный и оборонительный
союзный договор между Францией и Россией.
3.
Все общие военные операции будут производиться с общего согласия и ни та, ни
другая из договаривающихся сторон не могут ни в коем случае вступать в мирные
переговоры без участия или согласия другой стороны.
4.
В случае, если Англия не примет посредничества России или если, приняв оное, не
заявит к следующему первому ноября о своем согласии заключить мир, не признает
право флагов всех держав на равную и полную независимость на всех морях и не
вернет все завоевания, сделанные ею за счет Франции и её союзников с 1805 года,
когда Россия действовала в союзе с нею, в течение того же ноября будет вручена
нота Сен-Джемскому кабинету посланником его величества императора
всероссийского. В этой ноте будет выражено попечение его императорского
величества о всеобщем мире и намерение его величества приложить все силы его
империи, чтобы доставить человечеству блага мира, и затем будет сделана
положительная и ясная декларация, что, в случае отказа Англии от заключения
мира на сказанных условиях, его величество император всероссийский будет
действовать согласно с Францией, и, ежели Сен-Джемский кабинет не даст 1
будущего декабря категорического или удовлетворительного ответа, российский
посланник получит, приказ в тот же день потребовать свои паспорт и немедленно
покинуть Англию.
6.
Высокие договаривающиеся стороны, действуя также сообща, будут энергично
настаивать перед венским двором, чтобы он принял принципы, изложенные в п. 4,
закрыл свои порты англичанам, отозвал из Лондона своего посла и объявил Англии
войну.
—
Докажите или опровергните точку зрения, что в этом договоре Россия выступила в
роли зависимой от Франции стороны.
—
В преамбуле (вводной части) документа сказано, что договор скрепляет
наступательный и оборонительный союз между странами быть одновременно и
наступательным, и оборонительным?
—
Что для России было важнее в этом союзе – оборона или наступление?
—
Почему именно Россия была выбрана Наполеоном в качестве посредника в его
отношениях с Англией? Какие политические действия обязались предпринять Россия
для оказания давления на английское правительство?
—
Какая статья договора свидетельствует, что Франция организовала против Англии
именно континентальную блокаду? Почему договаривающиеся стороны заключили этот
договор тайно?
№2.
Донесение М.И.Кутузова Александру
о сражении при Бородино.
26-го
числа в 4 часа пополуночи первое стремление неприятеля было к селу Бородино,
которым овладеть искал он для того, дабы, утвердись в оном, обеспечить центр
своей армии и действие на левое наше крыло, в то же самое время атакованное.
Я,
заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного
сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на
высоту, близ Можайска лежащую.
По
первейшим известиям, к нам дошедшим, и по показанию пленных, неприятель потерял
убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаб- и обер-офицеров и за 40 тысяч
рядовых; с нашей стороны потеря состоит до 25 тысяч человек, в числе которых 13
генералов убитых и раненых.
Сей
день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских
воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дралась отчаянно. Желание
всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под
предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не
превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью
жизнью за отечество.
—
Найдите описание Бородинского сражения в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Прочитайте эти страницы. Отличается ли точка зрения писателя от позиции
М.И.Кутузова? В чью пользу закончилось Бородинское сражение?
—
Как император относился к М.И. Кутузову? М.Б.Барклай де Толли – прекрасный
полководец. Но он не сумел возглавить войска в данной кампании. Чем это можно
объяснить?
Цели и задачи:
Оборудование и материалы: учебник
Данилова А. А. , Косулиной Л. Г. “История
государства и народов России”, карта
“Отечественная война 1812 года, схема
“Бородинское сражение”, отрывки из источников:
Известия о военных действиях 1812-1814 гг. По
материалам периодической печати.
1) Орг. момент.
Скажи-ка, дядя, ведь недаром –
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М. Ю. Лермонтов “Бородино”.)
Вопросы: Кто из вас, ребята, знает, о каком
знаменательном событии говорится в этом
стихотворении? Что вы об этом знаете? Как
называется эта война?
2) Изучение нового материала.
1. Начало войны.
Вопрос: скажите, каков характер этой войны со
стороны Франции, а какой со стороны России?
Задание 1: прочтите отрывок из док-та “ИЗВЛЕЧЕНИЕ
ИЗ ЗАПИСОК ГЕНЕРАЛА ПЕЛЕ О РУССКОЙ ВОЙНЕ 1812 г. ” и
ответьте на вопрос. (см.
Приложение 1)
Вопрос к док-ту: Кто входил в состав французской
армии? Чем можно объяснить участие в армии
Наполеона представителей многих народов?
Задание 2: рассмотрев карту “Нашествие
наполеоновской армии”, расскажите о
расположении русской армии в начале войны.
Основная часть военных советников считала, что
Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому
предполагалось дать генеральное сражение вблизи
границы силами 1-й армии при поддержке армии
Багратиона. Наполеон же двинулся на Москву. Он
стремился не допустить соединения русских армий
и разбить их уже вблизи границы. Общее
руководство русскими войсками осуществлял
Барклай-де-Толли. В условиях быстрого
продвижения неприятеля он избрал единственно
верную тактику – любой ценой сохранить войска.
2. Отступление русской армии.
В начале августа под Смоленском произошло
сражение, ставшее одной из героических страниц в
истории России. Несмотря на то, что французам
удалось взять город, они потеряли около 20 тыс.
солдат. После того как русские войска и мирное
население покинули Смоленск, противнику
достались лишь обугленные руины.
Вопросы: Почему в начале войны русские войска
вынуждены были отступать?- Сравните готовность к
войне Франции и России. Как вы думаете, почему
русские, отступая, сожгли город?
Задание 4: (по группам) 1 группа (по одному
документу каждому ученику): Проанализируйте
документы и ответьте на вопросы: По какому
принципу происходил набор в русскую армию в
начале войны? Из каких подразделений состояла
русская армия? Какие слои населения входили в
состав земского и временного ополчений? С какими
словами обращался император к своему народу для
набора в армию и создания ополчения? (см. Приложение 3)
(обсуждение работы в 1 и 2 группе)
3. Бородинское сражение.
К этому времени главнокомандующим русской
армией был назначен чрезвычайно популярный
генерал в то время, крупный полководец, Михаил
Илларионович Кутузов
Задание 5: пользуясь схемой в учебнике на стр. 29,
объясните, почему М. И. Кутузов выбрал место
сражения именно Бородинское поле?
Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова
Вопрос к док-ту: Почему левый фланг Кутузов
назвал слабым местом позиции?
Крупнейшее сражение войны началось 26 августа
1812 года в 5. 30. утра.
И только небо засветилось,
Совместное обсуждение источников.
Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 25
августа (6 сентября) 1812.
Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 27
августа (8 сентября) 1812.
Вопросы к док -там: Чьей победой закончилось
Бородинское сражение? Как император Александр 1
отблагодарил Кутузова и все войско за эту победу?
Живые с мертвыми сравнялись,
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил;
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил. (М. Ю. Лермонтов “Бородино”)
Потери обеих армий на Бородинском поле были
велики, как никогда, — около 60 тыс. французов и их
союзников и 44 тыс. русских.
Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 4 (16)
сентября 1812.
Вопрос к документу: Почему Кутузов настоял на
том, чтобы оставить Москву, столицу государства,
неприятелю и вывести войска?
Москва несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламенем истлевает
Несметное богатство в ней:
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов.
Еще двенадцать дней дымилась
Столица славы и отрад.
Пожара искра в пепле тлилась,
Курился нестерпимый смрад.
Повсюду ужасы встречались,
От гибели не исключались
Ни хижины, ни алтари;
От переулка до гульбища
Все претворилось в пепелища,
В развалины и пустыри.
Как грохот грома удаленна,
Несется горестна молва:
“Среди развалин погребена
Покрылась пепелом Москва!
Дымятся теремы, святыни;
До облак взорваны твердыни,
Ниспадши грудами, лежат,
И кровью обагрились реки.
Погиб, увы! погиб навеки
Первопрестольный россов град!”
Капнист В. В. “Видение плачущего над Москвою
россиянина, 1812 года октября 28 дня”
Из воспоминаний А. Х. Бенкендорфа о компании 1812
г.
Вопрос: Какие последствия вызвал пожар для
французской армии?
4. Рассказ учителя о Тарутинском маневре.
Французы потеряли противника из виду, что
совершенно обескуражило Наполеона: он начал
всерьез сомневаться в успехе своего похода в
Россию.
Задание 6: (работа индивидуально) Прочтите
воспоминания Бенкендорфа и донесение Кутузова и
скажите, в каком состоянии находились
французские войска после того, как Кутузов
блокировал возможное продвижение французов к
тульским оружейным заводам и к калужским базам
продовольствия и оружия? (см.
Приложение 4)
Задание 7: Познакомьтесь с воспоминанием
Бенкендорфа и ответьте на вопрос.
(см. Приложение 5)
Вопросы к документу: О чем говорит этот случай?
Ставили ли в этот период крепостные крестьяне
России свои личные проблемы выше
государственных?
5. Партизанская война.
Выступление учащегося : “Герой партизанской
войны — Денис Давыдов”
Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом —
И след простыл!. . То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель—земля, а лес дремучий—дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!. .
Из воспоминаний Д. В. Давыдова “О партизанской
войне”.
Огромна наша мать Россия! Изобилие средств ее
дорого уже стоит многим народам, посягавшим на ее
честь и существование; но не знают еще они всех
слоев лавы, покоящихся на дне ее. Один из сих
слоев состоит, без сомнения, из полудиких и
воинственных народов, населяющих всю часть
империи, лежащую между Днепра, Дона, Кубани,
Терека и верховьев Урала, и коих поголовное
ополчение может выставить в поле сто, полтораста,
двести тысяч природных наездников. Единое
мановение царя нашего — и застонут поля
неприятелей под копытами сей свирепой, неутомимо
подвижной конницы, предводимой просвещенными
чиновниками регулярной армии! Не разрушится ли,
не развеется ли, не снесется ли прахом с лица
земли все, что ни повстречается, живого и
неживого, на широком пути урагана, направленного
в тыл неприятельской армии, запятой в то же время
борьбою с миллионною нашею армией, первою в мире
по своей храбрости, дисциплине и устройству? Еще
Россия не подымалась во весь исполинский рост
свой, и горе ее неприятелям, если она когда-нибудь
подымется!
Вопрос к документу: О какой лаве говорит
Давыдов?
6. Гибель “великой армии”
Воспоминания А. Х. Бенкендорфа о компании 1812 г.
Наконец, небо, казалось, взяло на себя месть за
Россию. Поднялся ужасный ветер и принес
25-градусный мороз. Неприятельские лошади, не
подкованные на зимние шипы и выбившиеся из сил,
падали непрерывно и оставляли в наших руках
обозы, парки и артиллерию. Вся добыча, взятая в
Москве, досталась казакам. Несчастные Французы в
лохмотьях, голодные, застигнутые стужей, почти
более не сражались и гибли от лишений. Ненасытный
голод обратил их прежде смерти в скелеты, и эти
обезображенные тени тащились друг за другом,
высматривая, где бы поесть падали или отогреть
свои полузамерзшие тела. Длинный след трупов,
окоченевших от холода, обозначал путь и
страдания армии, выставленной Европой.
Задание: В чем состоит историческое значение
Отечественной войны 1812 года? Ответ запишите в
тетрадь.
4) Д/з. Напишите эссе на тему: “Самая
интересная страница Отечественной Войны 1812
года”.
Урок – практическое занятие посвящён теме:
“Отечественная война 1812 г.”. Урок
повторительно-обобщающий. Задания —
разноуровневые, предназначены для повторения
темы. Вопросы можно использовать в различных
комбинациях: устроить викторину, разбив класс на
3-5 групп и задавать вопросы каждой группе. Жюри
будет выставлять баллы за каждый правильный
ответ. В конце урока подвести итоги и определить
победителей. Поощрительные призы вручить всем
группам учащихся.
ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Осенью 1812 г. план М.Кутузова состоял в том,
чтобы вынудить Наполеона отступать из Москвы по
разорённой Смоленской дороге. Каковы были планы
Наполеона:
а) отступать по Владимирской дороге
б) отступать через Ярославль
в) совершить отход войск через Тулу и Калугу
2. Кому принадлежат эти слова: “Через 5 лет я
буду господином мира; остаётся одна Россия, но я
раздавлю её”:
а) Наполеону I
б) Наполеону II
в) Наполеону III
3. Кто был главнокомандующим русской армии в
первые дни войны:
а) Павел I
б) Александр I
4. Наполеон, при разработке плана нападения на
Россию, предполагал захватить в первую очередь:
5. Наполеон предполагал в ходе войны с Россией
а) завоевать всю страну
б) не хотел завоёвывать всю страну, а
предполагал сделать её зависимой от Франции
в) хотел завоевать столицы – Петербург и Москву
6. Цели Наполеона после окончания войны с
Россией были:
а) завоевать Китай
б) завоевать Индию
в) завоевать Японию
7. Александр I предполагал, что в начале войны с
Россией Наполеон будет наступать на город:
8. Какой план сражений был у Александра I в
начале войны:
а) дать генеральное сражение у границы
б) дать генеральное сражение вдали от границы
в) не давать генерального сражения, а
заманивать врага вглубь России
9. В каком из перечисленных родов войск
российской армии существовало звание “корнет”:
10. Какие войска в XIX веке в России назывались
“инфантерия”:
11. В какой из басен И.Крылова великий русский
полководец М.Кутузов узнал себя:
а) “Волк на псарне”
б) “Стрекоза и муравей”
в) “Ворона и лисица”
12. Смоленское сражение в ходе войны 1812 г.:
а) завершило разгром наполеоновских войск на
территории России
б) позволило соединиться 1-й и 2-й русским армиям
в) заставило Наполеона отступать по старой
Смоленской дороге
13. В XIX веке в высшем обществе в России довольно
часто встречались двойные фамилии. У Михаила
Илларионовича Кутузова тоже была двойная
фамилия. Какая:
14. Название какого русского города, в котором
проходило сражение в ходе Отечественной войны 1812
г., звучит в почётном княжеском титуле
фельдмаршала М.И.Кутузова:
а) князь Бородинский
б) князь Смоленский
в) князь Тарутинский
15. Кого сменил князь М.И.Кутузов на посту
главнокомандующего русской армией в августе
1812г.:
16. В фильмах о войне 1812 года М.И.Кутузова
изображают с чёрной повязкой на глазу. Но если мы
посмотрим на портреты маршала, написанные его
современниками, мы этой повязки там не увидим.
Почему?
а) Второй глаз не был полностью слепым.
б) У Кутузова был искусственный глаз.
в) Кутузов не разрешал художникам рисовать
повязку.
17. Назовите героя Отечественной войны 1812 г.,
военного губернатора Санкт-Петербурга,
смертельно раненого на Сенатской площади
декабристом Каховским:
18. Какого полководца А.В.Суворов назвал “своей
правой рукой”:
19. Какой русский генерал принадлежал к
династии, представители которой занимали
грузинский престол с IX по XIX век:
20. Кто из этих российских военачальников был
кавалером ордена Святого Георгия всех четырёх
степеней:
21. Кутузов был в немилости у Александра I, однако
император назначил его главнокомандующим
русской армией в 1812 году. В связи с чем было
принято такое решение:
а) разногласия в командовании русской армии
б) больше никто не мог возглавить русскую армию
в) по требованию народа и армии
22. Кто из русских генералов командовал
казачьими частями во время войны 1812 г.:
23. О каком русском историке поэт В.Жуковский
сказал, что он спас Россию от забвения, как
Кутузов в 1812 году спас Россию от нашествия
французов:
а) о В.Татищеве
б) о Н.Карамзине
в) о М.Погодине
24. Кто руководил партизанским отрядом во время
Отечественной войны 1812 года:
а) Михаил Сперанский
б) Герасим Курин
в) Пётр Багратион
25. Какое сражение произошло позже:
а) Бородинское сражение
б) Куликовская битва
в) Полтавская битва
26. Какую битву противник России в Отечественной
войне назвал Московской:
27. На Совете в каком подмосковном селе в 1812 году
Кутузов решил сдать Москву французам с целью
сохранения армии:
28. Чего “напрасно ждал Наполеон” от “Москвы
коленопреклоненной”:
29. Какое явление природы в 1812 г. помешало
Наполеону взорвать Кремль:
30. Мировая историография и зарубежные историки
говорят “Битва под Можайском”, а что говорим мы:
а) Бородинская битва
б) Московская битва
в) Смоленское сражение
31. О чём эта старая русская загадка: “Глазами не
увидишь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не
пойдёшь”:
в) “За царя!”
32. Главные памятники на этом поле были
установлены на народные деньги к 100-летию
разгрома Великой армии:
а) на Куликовом поле
б) на Бородинском поле
в) под Полтавой
33. Назовите приток Днепра, сыгравший в ноябре 1812
г. роковую роль в судьбе армии Наполеона:
34. Какую фразу произнёс Наполеон после
поражения в России:
а) “От великого до смешного один шаг”
б) “Рубикон пройден, жребий брошен”
в) “Дайте мне точку опоры, и я переверну весь
мир”
35. В каком году возникла поговорка “Пуганый
француз и от козы бежит”:
а) 1807 г.
б) 1813 г.
в) 1812 г.
36. По какой дороге отступала наполеоновская
армия в 1812 г.:
а) по Рязанской
б) по Смоленской
в) по Калужской
37. После какого сражения наполеоновской армии
пришлось отступать из Москвы по старой
Смоленской дороге:
а) под Малоярославцем
б) под Смоленском
в) под Тарутином
38. Где произошло крупное сражение русской и
наполеоновской армий в октябре 1812 г.:
а) под Смоленском
б) под Малоярославцем
в) под Можайском
39. В Отечественной войне 1812 г. участвовали 30
полков башкирских воинов. Как называли французы
башкирского воина, если он был вооружён луком и
стрелами:
40. Изображение какого сказочного существа
присутствовало на знамёнах драгунских полков:
41. Это слово первоначально существовало в
военном лексиконе как обозначение участника
“партии”, то есть отдельного отряда. В
Отечественной войне 1812 года оно приобрело
принципиально новый смысл и сохранило его до
наших дней в значении “народный мститель”:
42. Что было в руках у народа, вооружённого
против врагов дрекольем:
а) мечи, копья
б) дубины, палки, колья
в) пищали, аркебузы
43. Укажите одного из руководителей
крестьянского партизанского отряда во время
Отечественной войны 1812 г.:
а) Герасим Курин
б) Денис Давыдов
44. Как звали первую русскую женщину-офицера,
участвовавшую в Отечественной войне 1812 г. и
написавшую книгу “Записки кавалерист-девицы”:
а) Надежда Дурова
б) Василиса Кожина
в) Екатерина Дашкова
45. Название одной из государственных служб
впервые появилось как название народного
ополчения в войне с Наполеоном. Что это за служба:
46. В 1813 году Александр I дозволил жителям
Подольской и Волынской губерний вместо рекрутов
направлять в армию именно их. Во время войны их
стало намного меньше. Кто же они:
47. В комплект для гусарского мундира их входило:
30 круглых и 60 полукруглых. Комплект выдавался на
20 лет. Их приходилось беречь. О чём идёт речь:
а) о застёжках
б) о пуговицах
в) о запонках
48. Роман Джона Голсуорси “Сага о Форсайтах”
для англичан то же, что для русских:
а) “Евгений Онегин” А.С.Пушкина
б) “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского
в) “Война и мир” Л.Н.Толстого
49. На каких Триумфальных воротах Петербурга
были золотом нанесены названия гвардейских
полков, отличившихся в сражениях 1812 года:
а) на Царскосельских
б) на Петропавловских
в) на Нарвских
50. Какой характер имела война 1812 года со стороны
России:
а) Отечественная, освободительная
- Вопросы сложного уровня
- Организационный этап – 1 мин.
- Мотивация учебной деятельности учащихся – 4 мин.
- Актуализация знаний – 2 мин.
- Открытие новых знаний и способов действий – 20 мин.
- Первичная проверка понимания – 3 мин.
- Закрепление новых знаний и способов действий – 5 мин.
- Рефлексия – 4 мин.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин.
Вопросы сложного уровня
1. Какой полководец Отечественной войны 1812 года
сказал: “Если неприятель займёт Москву, то
расплывётся в ней, как губка в воде, а я буду
свободен действовать, как хочу”:
2. Кто это сказал: “Из 50 сражений, мною данных, в
битве при Бородино выказано французами наиболее
доблести и одержан наименьший успех”:
4. Определите, кем и по какому поводу были
произнесены следующие слова: “Я скорее отступлю
на Камчатку, но не подпишу в моей завоёванной
столице мира!”
а) Николай I
в) Павел I
5. Кто сказал: “С потерей Москвы не потеряна ещё
Россия”:
6. Кто был автором этого донесения: “25-го армия
французская находилась в виду нашей построила
пред своим фрунтом несколько укреплений, на
правом же её крыле замечены были разные движения,
скрытые от нас лесами, почему и можно было
предположить, что намерение Наполеона состояло в
том, чтоб напасть на левое наше крыло и потом,
продолжая движение по Старой Смоленской дороге,
совершенно отрезать нас от Можайска. Дабы
предупредить сие намерение, я приказал того же
дня генерал-лейтенанту Тучкову с 3-м корпусом
идти на левое наше крыло и прикрыть положением
своим Смоленскую дорогу”.
а) о генерал-губернаторе Москвы Ф.Ростопчине
б) о генерал-фельдмаршал М.Кутузов
в) об императоре Александре I
8. Пребывая в каком городе, Наполеон написал
Александру I эти слова: “Мне нужен мир, он мне
нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите
только честь”
9. Какой русский баснописец в своей басне “Волк
на псарне” высмеял попытки Наполеона начать
мирные переговоры:
“Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой”
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамов А., Бородина О. и др. История России. XIX
век. От Павла I до Александра III. Тесты. М.,1993. - Агеева И. Кто лучше всех знает Россию?
Методическое пособие. М.,2007. - Игры и занимательные задания по истории.
Авт.-сост. Субботина М., Горячева И. и др. М.,2003. - Кишенкова О. Сборник тестовых заданий для
тематического и итогового контроля. История
России. Основная школа. М.,2006.
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Форма организации урока – комбинированная (фронтальная, индивидуальная).
Технология: проблемно-диалогический урок.
Основные методы обучения: наглядные, словесные (проблемный диалог, эвристическая беседа), методы проблемного обучения, самостоятельная работа.
Цель урока – сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, как об одном из самых значимых событий отечественной истории — освободительной войне России против наполеоновской агрессии.
Задачи урока – способствовать усвоению причин, хода и результатов Отечественной войны 1812 года; способствовать формированию патриотических чувств, уважению к отечественному историческому наследию.
Обязательный минимум содержания: причины Отечественной войны 1812 года, соотношение сторон накануне и в ходе войны, ход войны, личность М.И. Кутузова, значение партизанского движения в войне 1812 года, причины победы русской армии, итоги войны.
Внутрипредметные связи: «Консульство и империя» (Всеобщая история, XIX век), «Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.» (История России, XIX век, предыдущий урок), «По страницам Отечественной войны 1812 года» (История России, XIX век, последующий урок), «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825гг.» (История России, XIX век, последующий урок).
Средства обучения: История России. 9 класс. Учеб. / П.А.Арсентьев, А.АДанилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева / под ред. А.В.Торкунова. — М.: Просвещение, 2019. Ч.1., проекционное оборудование (или другие технические устройства (нетбуки, смартфоны), тетрадь, карточки на столах учащихся; видеофрагмент фильма «1812. Нашествие», анимированная карта «Отечественная война 1812 года»: образовательный комплекс «1С: Школа. История России. Часть 3».
2.1. регулятивные УУД
2.2. познавательные УУД
2.3. коммуникативные УУД
Организационный этап – 1 мин.
Учащиеся: (предлагают различные версии)
Мотивация учебной деятельности учащихся – 4 мин.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, словосочетания со словом Отечество
Учащиеся: «Моё Отечество», «Славлю Отечество!», «Любовь к Отечеству» и др.
Учитель: какой смысл мы вкладываем в эти слова?
Учащиеся: (предлагают различные варианты ответа, обобщают) любовь к своей Родине
Учитель: какой же смысл вложил историк А.И.Михайловский-Данилевский в 1839 году, в название своего труда «Описание Отечественной войны в 1812 году», впервые используя термин «Отечественная война»?
Учащиеся: (предлагают различные варианты ответа, обобщают) он описал освободительный характер войны
Учитель: а какой характер, по совокупности стратегических черт, по-вашему мнению, имели «наполеоновские войны»?
Учащиеся: завоевать мир, «раздавить», захватить Россию.
Учитель: обратите внимание на следующие данные (на слайде, или карточках на столах учащихся):
Учащиеся: изучает соотношение сторон армий по состоянию до начала войны
Учитель: в чём сила армии Наполеона Бонапарта?
Учащиеся: в численности, хорошем материально-техническом оснащении, качественном составе войск, сосредоточении на боевых позициях
Учитель: в чём слабость армии Наполеона Бонапарта?
Учащиеся: в языковой и моральной разобщенности многонационального состава
Учитель: как вы считаете, моральное, духовное единство армии – это важная составляющая для военных действий?
Учащиеся: важная, не менее важная, чем хорошая подготовка и опыт
* https://www.youtube.com/watch?v=S9HkyWedQM8 : 10.44 – 11.44 (мин.)
Банальный случай. На какую мысль наводит реакция окружающих императора, да и самого императора?
Учащиеся: возможно, Наполеон и его окружение сомневались в правильности своего решения?
Учитель: и всё же, Наполеон, отличавшийся решительностью, упорством, стремительностью свои решений и непомерной амбициозностью, мог ли он отказаться от своего плана?
Учащиеся: нет, вряд ли.
Учитель: а был ли у Наполеона шанс выиграть войну с Россией?
Учащиеся: предлагают разные версии, исходя из слабых и сильных сторон армий
Учитель: кто считает, что возможность была, сделайте отметку на полях ваших тетрадей; кто считает, что ни малейшего шанса не было, сделайте отметку на полях ваших тетрадей тоже.
Учащиеся: (делает отметку в тетрадях в любой форме).
Учитель: нам предстоит открытие новых знаний. Как сформулировать тему наших открытий?
Учащиеся: (предлагают разные формулировки темы, приходят к мнению, что название темы «Отечественная война 1812 года» — обобщенный вариант, позволяющий объединить различные направления поиска знаний по теме).
Учитель: какие задачи предстоит решить тем учащимся, кто считает, что возможность выиграть войну у Наполеона Бонапарта была?
Учащиеся: привести доказательства своего мнения, и выяснить почему Наполеон Бонапарт проиграл войну
Учитель: а какие задачи предстоит решить тем учащимся, кто считает, что возможность выиграть войну у Наполеона Бонапарта не было?
Учитель: а как мы будем собирать доказательства?
Учащиеся: изучать каждый этап войны, каждое событие, анализировать возможности французской армии в ходе военных действий
Учитель: предлагаю оформить задачи, которые нам предстоит решить в ваших тетрадях
Учащиеся: оформляют поставленные задачи в тетради
Актуализация знаний – 2 мин.
Учитель: вспомните, пожалуйста, по какому алгоритму принято изучать войны (исторические события, процессы и явления)
Учащиеся: принято рассматривать (анализировать, изучать) причины, повод, ход и результаты (последствия) исторических событий, процессов и явлений, т.е. причины, ход и результаты войны
К 1809 году Европа почти полностью была покорена Наполеоном. Оставалась Великобритания, которая несмотря на объявленную блокаду сохраняла лидерские позиции в мире, в т. ч. и экономические. Поражение на море удерживали Наполеона от военных действий против Великобритании. О какой блокаде идёт речь?
Учащиеся: о «Континентальной блокаде» Великобритании. Наполеон решил подорвать торговлю Великобритании путём закрытия для неё всех европейских портов, нанести сокрушительный удар по торговле и экономике страны.
Учитель: когда к «Континентальной блокаде» Великобритании присоединилась Россия?
Учащиеся: в 1807 году, по условиям «Тильзитского мира»
Учитель: «Континентальная блокада» Великобритании была выгодна России?
Учащиеся: нет, т.к. Россия до Тильзитского мира вела значительную торговлю с Великобританией. Она ввозила из Англии колониальные товары, пряжу, хлопок и пр., а вывозила, главным образом, продукты сельского хозяйства
Учитель: так почему же Александр I пошёл на заключение такого невыгодного для России договора?
Учащиеся: в решающем сражении наполеоновской армии против армий третьей антифранцузской коалиции, в «битве трёх императоров», наполеоновская армия одержала решающую победу. Провал «четвёртой коалиции», в которой Россия помогала Пруссии. Влияние Наполеона в Европе резко усилилось.
Открытие новых знаний и способов действий – 20 мин.
Учитель: мы можем сформулировать причины войны 1812 года для обеих сторон?
Учащиеся: можем. Это амбициозное стремление Наполеона завоевать мир и «раздавить Россию», завладеть колониями Великобритании, стремление Франции принудить Россию к выполнению условия континентальной блокады
Учитель: которые Россия, кстати, активно нарушала, принимая в своих портах суда с английскими товарами под нейтральными флагами. Обратите внимание на причины, указанные в карточках на ваших столах.
Учитель: какая из сторон имела более веские причины для начала войны?
Учитель: (предлагает отработать алгоритм действия)оформите ваше мнение и обоснуйте его в столбце под заголовком «Силы сторон, значение»
Учащиеся: изучает содержание карточек (заполняет ячейку таблицы по предложенному алгоритму)
Учитель: Рассмотрите планы и задачи сторон. Оформите ваше мнение в столбце под заголовком «Силы сторон, значение»
Учащиеся: (заполняет следующую ячейку таблицы по предложенному алгоритму)
Учитель: что нам потребуется с целью дальнейшего анализа?
Учащиеся: рассмотреть (изучить) ход военных действий
Учитель: источник вашего знания – учебник, карты, анимированная карта** (предлагает просмотр на экране, или использовать технические устройства)
Учащиеся: (просматривает анимированную карту на экране, или используют технические устройства, заполняет предложенный вариант таблицы на карточках)***
*** Приложение 1
Первичная проверка понимания – 3 мин.
Учитель: (не останавливает самостоятельную работу учащихся, продолжает проблемный диалог с теми, кто закончил, оказывает помощь учащимся, продолжающим работать) мы можем выделить этапы войны, по схожим признакам?
Учащиеся: можем. Наступление армии Наполеона (июнь — сентябрь 1812 года), Отступление наполеоновской армии (октябрь — декабрь 1812 года)
Учитель: какое из событий разделяет два этапа войны?
Учащиеся: вступление французов в Москву.
Учитель: почему не Бородинское сражение?
Учащиеся: исход Бородинского сражения не решил исхода военных действий, Наполеон продолжил наступление на Москву.
Учитель: слова Наполеона «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце» оправдали его действия?
Учащиеся: нет.Захватив Москву, Наполеон оказался в ловушке, расставленной русским командованием: голод, деморализация армии, гибель французских солдат.
Учитель: Какие действия Наполеона доказывают, что коренном перелом в войне наступил?
Учащиеся: Наполеон трижды пытался начать переговоры о мире с Александром I и был вынужден оставить Москву.
Учитель: Одним из важных событий Отечественной войны является назначение Кутузова главнокомандующим русской армии, вследствие чего последовала отставка Барклая-де-Толли. М.И. Кутузов опроверг тактику своего предшественника, или продолжал ей следовать?
Учащиеся: продолжал следовать.
Учащиеся: тактика была верной. Наполеоновская армия несла потери.
Учитель: тем не менее, М.И. Кутузов решился на генеральное сражение. Как вы думаете, зачем?
Учащиеся: чтобы не подрывать боевой дух русской армии, избежать её деморализации, показать силу и мощь русских солдат, русского оружия, способствовать национальному подъёму
Учитель: генеральному сражению предшествовал бой за Шевардинский редут. Зачем понадобился бой?
Учащиеся: выиграть время, занять выгодные позиции, построить защитные укрепления.
Закрепление новых знаний и способов действий – 5 мин.
Учитель: вы проанализировали каждый этап, каждое событие войны, дали оценку каждому событию, пошагово оценили преимущества русской и французской армий
Учащиеся: (первично оценивают свой труд)
Учитель: у французской армии был шанс победы в июне 1812 года?
Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что благодаря тактике главнокомандующих русскими войсками и самой весомой причине войны для русского народа – защите Отечества, шанса не было).
Учитель: у французской армии был шанс победы в июне — июле 1812 года, под Минском и Могилевом?
Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что действия французских и русских войск в этот период не являются генеральными сражениями, соответственно, не решают исход войны)
Учитель: у французской армии был шанс победы в августе 1812 года, под Смоленском?
Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс был, но Александр I не пошёл на переговоры, придерживаясь тактики дальнейшего «отступления», кроме того основные силы русской армии небыли разбиты, а французская армия несла большие потери)
Учитель: у французской армии был шанс победы 24-26 августа 1812 года, в преддверии Бородинского сражения и в самом сражении под Бородино?
Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс был, но французская армия не одержала победу, её численные потери были велики и большие, чем в русских войсках, силы измотаны)
Учитель: у французской армии был шанс победы в сентябре 1812 года в период «московского сидения»?
Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс мог бы быть только в том случае, если бы Александр I подписал перемирие, или пораженческий акт о капитуляции, но тактика русского царя была единственно правильной)
Учитель: у французской армии был шанс победы в октябре 1812 года, в Тарутинском бою, или сражении под Малоярославцем?
Учащиеся: Нет. Шанса не было. Армия французов была слаба и потерпела поражения.
Учитель: у французской армии был шанс победы в ноябре-декабре 1812 года, в момент отступления?
Учащиеся: нет. Шанса не было. Французская армия, измотанная партизанами и ополченцами, голодом и суровым климатом представляла жалкое зрелище не способное к военным действиям.
Учащиеся: писатель говорит о том война имела народный общенациональный характер.
Учитель: а был ли у Наполеона шанс одержать победу в войне с народом?
Учащиеся: (предлагают различные версии, но приходят к выводу, что шанса не было).
Учитель: каковы причины победы России в войне против французской армии в 1812 году?
Учащиеся: общенациональный подъём на защиту Отечества, формирование народных ополчений, партизанская война; неготовность французской армии к затяжной войне, суровые климатические условия (называют и иные причины, полководческий гений Кутузова, например).
Рефлексия – 4 мин.
Учитель: Исход событий нам известен.Отечественная война 1812 года была проиграна армией Наполеона. Если шанс у Наполеона был, то он им не воспользовался. Ваши отметки на полях – ваше первоначальное мнение. Возможно, ваше мнение изменилось с открытием нового знания. Возможно, кто-то из вас мнение не изменил. Есть среди вас такие?
Учащиеся: (поднимают руки)
Учитель: в таком случае приведите доказательства своей точки зрения письменно (вступительные слова на доске, или экране)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин.
Учитель: любая война бесчеловечна, уродлива, ужасна, для француза в России и для русского человека война — ужас. Возможно ли описать чувства людей (французов, русских) – современников Отечественной войны 1812 года? Может, сохранились воспоминания участника событий? Война глазами современника. Ваши размышления, ваши поиски – целый проект по теме! Дерзайте, пробуйте, переживайте события далёкой войны вместе с её участниками!
Учитель: конечно. Каждый участник событий со своими переживаниями, своим взглядом – это история. Значит, любой проект имеет важное значение!