Отечественная война 1812 года практическая работа

Лабораторная работа по истории России.

Учитель истории Магомедова З.А.

Отечественная война 1812 г.

Сформировать
у школьников целостное представление о политической ситуации накануне войны;
при непосредственном знакомстве с документом подвести учащихся к
самостоятельным выводам о противоречивом характере договора 1807 года между
Францией и Россией; сформировать собственные представления о Бородинском
сражении.

Рекомендации к проведению:

Целенаправленная
работа с первоисточниками убедит учеников в том, что данные документы являются
богатыми источниками по истории Отечественной войны 1812 года и внесет свой
вклад в развитие интереса к самостоятельной исследовательской деятельности.

Непосредственной
работе школьников с документом предшествует введение, в котором учитель
напоминает о сложившейся ситуации в начале века для
России. Школьники принимают активное участие в разговоре, вспоминая направления
внешней политики России в начале века. Акцентируется внимание на усиливающуюся угрозу
со стороны Франции.

Ответы
учащихся позволяют логично перейти и кратко изложить историю создания
документа, объяснить его значение. Школьникам предлагается познакомиться со
следующим документом.

Школьники
делятся на небольшие группы (3-5 человек), получают документ.

Задача
учащихся: прокомментировать содержание документа, ответив на вопросы. Документ
цитируется по различным позициям. Учитель в это время выполняет функции
консультанта и координатора групповой работы.

На
этапе проверки и обобщения результатов лабораторной работы школьникам
предлагаются вопросы.

Ученики,
пассивно работающие на занятии, сдают на проверку свои тетради.

Документы, по которым работают группы:

. Тильзитский наступательный и оборонительный
союзный договор между Францией и Россией.

3.
Все общие военные операции будут производиться с общего согласия и ни та, ни
другая из договаривающихся сторон не могут ни в коем случае вступать в мирные
переговоры без участия или согласия другой стороны.

4.
В случае, если Англия не примет посредничества России или если, приняв оное, не
заявит к следующему первому ноября о своем согласии заключить мир, не признает
право флагов всех держав на равную и полную независимость на всех морях и не
вернет все завоевания, сделанные ею за счет Франции и её союзников с 1805 года,
когда Россия действовала в союзе с нею, в течение того же ноября будет вручена
нота Сен-Джемскому кабинету посланником его величества императора
всероссийского. В этой ноте будет выражено попечение его императорского
величества о всеобщем мире и намерение его величества приложить все силы его
империи, чтобы доставить человечеству блага мира, и затем будет сделана
положительная и ясная декларация, что, в случае отказа Англии от заключения
мира на сказанных условиях, его величество император всероссийский будет
действовать согласно с Францией, и, ежели Сен-Джемский кабинет не даст 1
будущего декабря категорического или удовлетворительного ответа, российский
посланник получит, приказ в тот же день потребовать свои паспорт и немедленно
покинуть Англию.

6.
Высокие договаривающиеся стороны, действуя также сообща, будут энергично
настаивать перед венским двором, чтобы он принял принципы, изложенные в п. 4,
закрыл свои порты англичанам, отозвал из Лондона своего посла и объявил Англии
войну.


Докажите или опровергните точку зрения, что в этом договоре Россия выступила в
роли зависимой от Франции стороны.


В преамбуле (вводной части) документа сказано, что договор скрепляет
наступательный и оборонительный союз между странами быть одновременно и
наступательным, и оборонительным?


Что для России было важнее в этом союзе – оборона или наступление?


Почему именно Россия была выбрана Наполеоном в качестве посредника в его
отношениях с Англией? Какие политические действия обязались предпринять Россия
для оказания давления на английское правительство?


Какая статья договора свидетельствует, что Франция организовала против Англии
именно континентальную блокаду? Почему договаривающиеся стороны заключили этот
договор тайно?

№2.
Донесение М.И.Кутузова Александру
о сражении при Бородино.

26-го
числа в 4 часа пополуночи первое стремление неприятеля было к селу Бородино,
которым овладеть искал он для того, дабы, утвердись в оном, обеспечить центр
своей армии и действие на левое наше крыло, в то же самое время атакованное.

Я,
заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного
сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на
высоту, близ Можайска лежащую.

По
первейшим известиям, к нам дошедшим, и по показанию пленных, неприятель потерял
убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаб- и обер-офицеров и за 40 тысяч
рядовых; с нашей стороны потеря состоит до 25 тысяч человек, в числе которых 13
генералов убитых и раненых.

Сей
день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских
воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дралась отчаянно. Желание
всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под
предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не
превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью
жизнью за отечество.


Найдите описание Бородинского сражения в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Прочитайте эти страницы. Отличается ли точка зрения писателя от позиции
М.И.Кутузова? В чью пользу закончилось Бородинское сражение?


Как император относился к М.И. Кутузову? М.Б.Барклай де Толли – прекрасный
полководец. Но он не сумел возглавить войска в данной кампании. Чем это можно
объяснить?

Цели и задачи:

Оборудование и материалы: учебник
Данилова А. А. , Косулиной Л. Г. “История
государства и народов России”, карта
“Отечественная война 1812 года, схема
“Бородинское сражение”, отрывки из источников:
Известия о военных действиях 1812-1814 гг. По
материалам периодической печати.

1) Орг. момент.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром –
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М. Ю. Лермонтов “Бородино”.)

Вопросы: Кто из вас, ребята, знает, о каком
знаменательном событии говорится в этом
стихотворении? Что вы об этом знаете? Как
называется эта война?

2) Изучение нового материала.

1. Начало войны.

Вопрос: скажите, каков характер этой войны со
стороны Франции, а какой со стороны России?

Задание 1: прочтите отрывок из док-та “ИЗВЛЕЧЕНИЕ
ИЗ ЗАПИСОК ГЕНЕРАЛА ПЕЛЕ О РУССКОЙ ВОЙНЕ 1812 г. ” и
ответьте на вопрос. (см.
Приложение 1)

Вопрос к док-ту: Кто входил в состав французской
армии? Чем можно объяснить участие в армии
Наполеона представителей многих народов?

Задание 2: рассмотрев карту “Нашествие
наполеоновской армии”, расскажите о
расположении русской армии в начале войны.

Основная часть военных советников считала, что
Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому
предполагалось дать генеральное сражение вблизи
границы силами 1-й армии при поддержке армии
Багратиона. Наполеон же двинулся на Москву. Он
стремился не допустить соединения русских армий
и разбить их уже вблизи границы. Общее
руководство русскими войсками осуществлял
Барклай-де-Толли. В условиях быстрого
продвижения неприятеля он избрал единственно
верную тактику – любой ценой сохранить войска.

2. Отступление русской армии.

В начале августа под Смоленском произошло
сражение, ставшее одной из героических страниц в
истории России. Несмотря на то, что французам
удалось взять город, они потеряли около 20 тыс.
солдат. После того как русские войска и мирное
население покинули Смоленск, противнику
достались лишь обугленные руины.

Вопросы: Почему в начале войны русские войска
вынуждены были отступать?- Сравните готовность к
войне Франции и России. Как вы думаете, почему
русские, отступая, сожгли город?

Задание 4: (по группам) 1 группа (по одному
документу каждому ученику): Проанализируйте
документы и ответьте на вопросы: По какому
принципу происходил набор в русскую армию в
начале войны? Из каких подразделений состояла
русская армия? Какие слои населения входили в
состав земского и временного ополчений? С какими
словами обращался император к своему народу для
набора в армию и создания ополчения? (см. Приложение 3)

(обсуждение работы в 1 и 2 группе)

3. Бородинское сражение.

К этому времени главнокомандующим русской
армией был назначен чрезвычайно популярный
генерал в то время, крупный полководец, Михаил
Илларионович Кутузов

Задание 5: пользуясь схемой в учебнике на стр. 29,
объясните, почему М. И. Кутузов выбрал место
сражения именно Бородинское поле?

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова

Вопрос к док-ту: Почему левый фланг Кутузов
назвал слабым местом позиции?

Крупнейшее сражение войны началось 26 августа
1812 года в 5. 30. утра.

И только небо засветилось,

Совместное обсуждение источников.

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 25
августа (6 сентября) 1812.

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 27
августа (8 сентября) 1812.

Вопросы к док -там: Чьей победой закончилось
Бородинское сражение? Как император Александр 1
отблагодарил Кутузова и все войско за эту победу?

Живые с мертвыми сравнялись,
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил;
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил. (М. Ю. Лермонтов “Бородино”)

Потери обеих армий на Бородинском поле были
велики, как никогда, — около 60 тыс. французов и их
союзников и 44 тыс. русских.

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 4 (16)
сентября 1812.

Вопрос к документу: Почему Кутузов настоял на
том, чтобы оставить Москву, столицу государства,
неприятелю и вывести войска?

Москва несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламенем истлевает
Несметное богатство в ней:
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов.
Еще двенадцать дней дымилась
Столица славы и отрад.
Пожара искра в пепле тлилась,
Курился нестерпимый смрад.
Повсюду ужасы встречались,
От гибели не исключались
Ни хижины, ни алтари;
От переулка до гульбища
Все претворилось в пепелища,
В развалины и пустыри.
Как грохот грома удаленна,
Несется горестна молва:
“Среди развалин погребена
Покрылась пепелом Москва!
Дымятся теремы, святыни;
До облак взорваны твердыни,
Ниспадши грудами, лежат,
И кровью обагрились реки.
Погиб, увы! погиб навеки
Первопрестольный россов град!”

Читайте также:  Валютные курсы курсовая

Капнист В. В. “Видение плачущего над Москвою
россиянина, 1812 года октября 28 дня”

Из воспоминаний А. Х. Бенкендорфа о компании 1812
г.

Вопрос: Какие последствия вызвал пожар для
французской армии?

4. Рассказ учителя о Тарутинском маневре.

Французы потеряли противника из виду, что
совершенно обескуражило Наполеона: он начал
всерьез сомневаться в успехе своего похода в
Россию.

Задание 6: (работа индивидуально) Прочтите
воспоминания Бенкендорфа и донесение Кутузова и
скажите, в каком состоянии находились
французские войска после того, как Кутузов
блокировал возможное продвижение французов к
тульским оружейным заводам и к калужским базам
продовольствия и оружия? (см.
Приложение 4)

Задание 7: Познакомьтесь с воспоминанием
Бенкендорфа и ответьте на вопрос.

(см. Приложение 5)

Вопросы к документу: О чем говорит этот случай?
Ставили ли в этот период крепостные крестьяне
России свои личные проблемы выше
государственных?

5. Партизанская война.

Выступление учащегося : “Герой партизанской
войны — Денис Давыдов”

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом —
И след простыл!. . То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель—земля, а лес дремучий—дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!. .

Из воспоминаний Д. В. Давыдова “О партизанской
войне”.

Огромна наша мать Россия! Изобилие средств ее
дорого уже стоит многим народам, посягавшим на ее
честь и существование; но не знают еще они всех
слоев лавы, покоящихся на дне ее. Один из сих
слоев состоит, без сомнения, из полудиких и
воинственных народов, населяющих всю часть
империи, лежащую между Днепра, Дона, Кубани,
Терека и верховьев Урала, и коих поголовное
ополчение может выставить в поле сто, полтораста,
двести тысяч природных наездников. Единое
мановение царя нашего — и застонут поля
неприятелей под копытами сей свирепой, неутомимо
подвижной конницы, предводимой просвещенными
чиновниками регулярной армии! Не разрушится ли,
не развеется ли, не снесется ли прахом с лица
земли все, что ни повстречается, живого и
неживого, на широком пути урагана, направленного
в тыл неприятельской армии, запятой в то же время
борьбою с миллионною нашею армией, первою в мире
по своей храбрости, дисциплине и устройству? Еще
Россия не подымалась во весь исполинский рост
свой, и горе ее неприятелям, если она когда-нибудь
подымется!

Вопрос к документу: О какой лаве говорит
Давыдов?

6. Гибель “великой армии”

Воспоминания А. Х. Бенкендорфа о компании 1812 г.

Наконец, небо, казалось, взяло на себя месть за
Россию. Поднялся ужасный ветер и принес
25-градусный мороз. Неприятельские лошади, не
подкованные на зимние шипы и выбившиеся из сил,
падали непрерывно и оставляли в наших руках
обозы, парки и артиллерию. Вся добыча, взятая в
Москве, досталась казакам. Несчастные Французы в
лохмотьях, голодные, застигнутые стужей, почти
более не сражались и гибли от лишений. Ненасытный
голод обратил их прежде смерти в скелеты, и эти
обезображенные тени тащились друг за другом,
высматривая, где бы поесть падали или отогреть
свои полузамерзшие тела. Длинный след трупов,
окоченевших от холода, обозначал путь и
страдания армии, выставленной Европой.

Задание: В чем состоит историческое значение
Отечественной войны 1812 года? Ответ запишите в
тетрадь.

4) Д/з. Напишите эссе на тему: “Самая
интересная страница Отечественной Войны 1812
года”.

Урок – практическое занятие посвящён теме:
“Отечественная война 1812 г.”. Урок
повторительно-обобщающий. Задания —
разноуровневые, предназначены для повторения
темы. Вопросы можно использовать в различных
комбинациях: устроить викторину, разбив класс на
3-5 групп и задавать вопросы каждой группе. Жюри
будет выставлять баллы за каждый правильный
ответ. В конце урока подвести итоги и определить
победителей. Поощрительные призы вручить всем
группам учащихся.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Осенью 1812 г. план М.Кутузова состоял в том,
чтобы вынудить Наполеона отступать из Москвы по
разорённой Смоленской дороге. Каковы были планы
Наполеона:

а) отступать по Владимирской дороге

б) отступать через Ярославль

в) совершить отход войск через Тулу и Калугу

2. Кому принадлежат эти слова: “Через 5 лет я
буду господином мира; остаётся одна Россия, но я
раздавлю её”:

а) Наполеону I

б) Наполеону II

в) Наполеону III

3. Кто был главнокомандующим русской армии в
первые дни войны:

а) Павел I

б) Александр I

4. Наполеон, при разработке плана нападения на
Россию, предполагал захватить в первую очередь:

5. Наполеон предполагал в ходе войны с Россией

а) завоевать всю страну

б) не хотел завоёвывать всю страну, а
предполагал сделать её зависимой от Франции

в) хотел завоевать столицы – Петербург и Москву

6. Цели Наполеона после окончания войны с
Россией были:

а) завоевать Китай

б) завоевать Индию

в) завоевать Японию

7. Александр I предполагал, что в начале войны с
Россией Наполеон будет наступать на город:

8. Какой план сражений был у Александра I в
начале войны:

а) дать генеральное сражение у границы

б) дать генеральное сражение вдали от границы

в) не давать генерального сражения, а
заманивать врага вглубь России

9. В каком из перечисленных родов войск
российской армии существовало звание “корнет”:

10. Какие войска в XIX веке в России назывались
“инфантерия”:

11. В какой из басен И.Крылова великий русский
полководец М.Кутузов узнал себя:

а) “Волк на псарне”

б) “Стрекоза и муравей”

в) “Ворона и лисица”

12. Смоленское сражение в ходе войны 1812 г.:

а) завершило разгром наполеоновских войск на
территории России

б) позволило соединиться 1-й и 2-й русским армиям

в) заставило Наполеона отступать по старой
Смоленской дороге

13. В XIX веке в высшем обществе в России довольно
часто встречались двойные фамилии. У Михаила
Илларионовича Кутузова тоже была двойная
фамилия. Какая:

14. Название какого русского города, в котором
проходило сражение в ходе Отечественной войны 1812
г., звучит в почётном княжеском титуле
фельдмаршала М.И.Кутузова:

а) князь Бородинский

б) князь Смоленский

в) князь Тарутинский

15. Кого сменил князь М.И.Кутузов на посту
главнокомандующего русской армией в августе
1812г.:

16. В фильмах о войне 1812 года М.И.Кутузова
изображают с чёрной повязкой на глазу. Но если мы
посмотрим на портреты маршала, написанные его
современниками, мы этой повязки там не увидим.
Почему?

а) Второй глаз не был полностью слепым.

б) У Кутузова был искусственный глаз.

в) Кутузов не разрешал художникам рисовать
повязку.

17. Назовите героя Отечественной войны 1812 г.,
военного губернатора Санкт-Петербурга,
смертельно раненого на Сенатской площади
декабристом Каховским:

18. Какого полководца А.В.Суворов назвал “своей
правой рукой”:

19. Какой русский генерал принадлежал к
династии, представители которой занимали
грузинский престол с IX по XIX век:

20. Кто из этих российских военачальников был
кавалером ордена Святого Георгия всех четырёх
степеней:

21. Кутузов был в немилости у Александра I, однако
император назначил его главнокомандующим
русской армией в 1812 году. В связи с чем было
принято такое решение:

а) разногласия в командовании русской армии

б) больше никто не мог возглавить русскую армию

в) по требованию народа и армии

22. Кто из русских генералов командовал
казачьими частями во время войны 1812 г.:

23. О каком русском историке поэт В.Жуковский
сказал, что он спас Россию от забвения, как
Кутузов в 1812 году спас Россию от нашествия
французов:

а) о В.Татищеве

б) о Н.Карамзине

в) о М.Погодине

24. Кто руководил партизанским отрядом во время
Отечественной войны 1812 года:

а) Михаил Сперанский

б) Герасим Курин

в) Пётр Багратион

25. Какое сражение произошло позже:

а) Бородинское сражение

б) Куликовская битва

в) Полтавская битва

26. Какую битву противник России в Отечественной
войне назвал Московской:

27. На Совете в каком подмосковном селе в 1812 году
Кутузов решил сдать Москву французам с целью
сохранения армии:

28. Чего “напрасно ждал Наполеон” от “Москвы
коленопреклоненной”:

29. Какое явление природы в 1812 г. помешало
Наполеону взорвать Кремль:

30. Мировая историография и зарубежные историки
говорят “Битва под Можайском”, а что говорим мы:

Читайте также:  Планирование хозяйственной деятельности организации курсовая работа

а) Бородинская битва

б) Московская битва

в) Смоленское сражение

31. О чём эта старая русская загадка: “Глазами не
увидишь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не
пойдёшь”:

в) “За царя!”

32. Главные памятники на этом поле были
установлены на народные деньги к 100-летию
разгрома Великой армии:

а) на Куликовом поле

б) на Бородинском поле

в) под Полтавой

33. Назовите приток Днепра, сыгравший в ноябре 1812
г. роковую роль в судьбе армии Наполеона:

34. Какую фразу произнёс Наполеон после
поражения в России:

а) “От великого до смешного один шаг”

б) “Рубикон пройден, жребий брошен”

в) “Дайте мне точку опоры, и я переверну весь
мир”

35. В каком году возникла поговорка “Пуганый
француз и от козы бежит”:

а) 1807 г.

б) 1813 г.

в) 1812 г.

36. По какой дороге отступала наполеоновская
армия в 1812 г.:

а) по Рязанской

б) по Смоленской

в) по Калужской

37. После какого сражения наполеоновской армии
пришлось отступать из Москвы по старой
Смоленской дороге:

а) под Малоярославцем

б) под Смоленском

в) под Тарутином

38. Где произошло крупное сражение русской и
наполеоновской армий в октябре 1812 г.:

а) под Смоленском

б) под Малоярославцем

в) под Можайском

39. В Отечественной войне 1812 г. участвовали 30
полков башкирских воинов. Как называли французы
башкирского воина, если он был вооружён луком и
стрелами:

40. Изображение какого сказочного существа
присутствовало на знамёнах драгунских полков:

41. Это слово первоначально существовало в
военном лексиконе как обозначение участника
“партии”, то есть отдельного отряда. В
Отечественной войне 1812 года оно приобрело
принципиально новый смысл и сохранило его до
наших дней в значении “народный мститель”:

42. Что было в руках у народа, вооружённого
против врагов дрекольем:

а) мечи, копья

б) дубины, палки, колья

в) пищали, аркебузы

43. Укажите одного из руководителей
крестьянского партизанского отряда во время
Отечественной войны 1812 г.:

а) Герасим Курин

б) Денис Давыдов

44. Как звали первую русскую женщину-офицера,
участвовавшую в Отечественной войне 1812 г. и
написавшую книгу “Записки кавалерист-девицы”:

а) Надежда Дурова

б) Василиса Кожина

в) Екатерина Дашкова

45. Название одной из государственных служб
впервые появилось как название народного
ополчения в войне с Наполеоном. Что это за служба:

46. В 1813 году Александр I дозволил жителям
Подольской и Волынской губерний вместо рекрутов
направлять в армию именно их. Во время войны их
стало намного меньше. Кто же они:

47. В комплект для гусарского мундира их входило:
30 круглых и 60 полукруглых. Комплект выдавался на
20 лет. Их приходилось беречь. О чём идёт речь:

а) о застёжках

б) о пуговицах

в) о запонках

48. Роман Джона Голсуорси “Сага о Форсайтах”
для англичан то же, что для русских:

а) “Евгений Онегин” А.С.Пушкина

б) “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского

в) “Война и мир” Л.Н.Толстого

49. На каких Триумфальных воротах Петербурга
были золотом нанесены названия гвардейских
полков, отличившихся в сражениях 1812 года:

а) на Царскосельских

б) на Петропавловских

в) на Нарвских

50. Какой характер имела война 1812 года со стороны
России:

а) Отечественная, освободительная

Вопросы сложного уровня

1. Какой полководец Отечественной войны 1812 года
сказал: “Если неприятель займёт Москву, то
расплывётся в ней, как губка в воде, а я буду
свободен действовать, как хочу”:

2. Кто это сказал: “Из 50 сражений, мною данных, в
битве при Бородино выказано французами наиболее
доблести и одержан наименьший успех”:

4. Определите, кем и по какому поводу были
произнесены следующие слова: “Я скорее отступлю
на Камчатку, но не подпишу в моей завоёванной
столице мира!”

а) Николай I

в) Павел I

5. Кто сказал: “С потерей Москвы не потеряна ещё
Россия”:

6. Кто был автором этого донесения: “25-го армия
французская находилась в виду нашей построила
пред своим фрунтом несколько укреплений, на
правом же её крыле замечены были разные движения,
скрытые от нас лесами, почему и можно было
предположить, что намерение Наполеона состояло в
том, чтоб напасть на левое наше крыло и потом,
продолжая движение по Старой Смоленской дороге,
совершенно отрезать нас от Можайска. Дабы
предупредить сие намерение, я приказал того же
дня генерал-лейтенанту Тучкову с 3-м корпусом
идти на левое наше крыло и прикрыть положением
своим Смоленскую дорогу”.

а) о генерал-губернаторе Москвы Ф.Ростопчине

б) о генерал-фельдмаршал М.Кутузов

в) об императоре Александре I

8. Пребывая в каком городе, Наполеон написал
Александру I эти слова: “Мне нужен мир, он мне
нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите
только честь”

9. Какой русский баснописец в своей басне “Волк
на псарне” высмеял попытки Наполеона начать
мирные переговоры:

“Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой”

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Абрамов А., Бородина О. и др. История России. XIX
    век. От Павла I до Александра III. Тесты. М.,1993.
  • Агеева И. Кто лучше всех знает Россию?
    Методическое пособие. М.,2007.
  • Игры и занимательные задания по истории.
    Авт.-сост. Субботина М., Горячева И. и др. М.,2003.
  • Кишенкова О. Сборник тестовых заданий для
    тематического и итогового контроля. История
    России. Основная школа. М.,2006.

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Форма организации урока – комбинированная (фронтальная, индивидуальная).

Технология: проблемно-диалогический урок.

Основные методы обучения: наглядные, словесные (проблемный диалог, эвристическая беседа), методы проблемного обучения, самостоятельная работа.

Цель урока – сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, как об одном из самых значимых событий отечественной истории — освободительной войне России против наполеоновской агрессии.

Задачи урока – способствовать усвоению причин, хода и результатов Отечественной войны 1812 года; способствовать формированию патриотических чувств, уважению к отечественному историческому наследию.

Обязательный минимум содержания: причины Отечественной войны 1812 года, соотношение сторон накануне и в ходе войны, ход войны, личность М.И. Кутузова, значение партизанского движения в войне 1812 года, причины победы русской армии, итоги войны.

Внутрипредметные связи: «Консульство и империя» (Всеобщая история, XIX век), «Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.» (История России, XIX век, предыдущий урок), «По страницам Отечественной войны 1812 года» (История России, XIX век, последующий урок), «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825гг.» (История России, XIX век, последующий урок).

Средства обучения: История России. 9 класс. Учеб. / П.А.Арсентьев, А.АДанилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева / под ред. А.В.Торкунова. — М.: Просвещение, 2019. Ч.1., проекционное оборудование (или другие технические устройства (нетбуки, смартфоны), тетрадь, карточки на столах учащихся; видеофрагмент фильма «1812. Нашествие», анимированная карта «Отечественная война 1812 года»: образовательный комплекс «1С: Школа. История России. Часть 3».

2.1. регулятивные УУД

2.2. познавательные УУД

2.3. коммуникативные УУД

Организационный этап – 1 мин.

Учащиеся: (предлагают различные версии)

Мотивация учебной деятельности учащихся – 4 мин.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, словосочетания со словом Отечество

Учащиеся: «Моё Отечество», «Славлю Отечество!», «Любовь к Отечеству» и др.

Учитель: какой смысл мы вкладываем в эти слова?

Учащиеся: (предлагают различные варианты ответа, обобщают) любовь к своей Родине

Учитель: какой же смысл вложил историк А.И.Михайловский-Данилевский в 1839 году, в название своего труда «Описание Отечественной войны в 1812 году», впервые используя термин «Отечественная война»?

Учащиеся: (предлагают различные варианты ответа, обобщают) он описал освободительный характер войны

Учитель: а какой характер, по совокупности стратегических черт, по-вашему мнению, имели «наполеоновские войны»?

Учащиеся: завоевать мир, «раздавить», захватить Россию.

Учитель: обратите внимание на следующие данные (на слайде, или карточках на столах учащихся):

Учащиеся: изучает соотношение сторон армий по состоянию до начала войны

Учитель: в чём сила армии Наполеона Бонапарта?

Учащиеся: в численности, хорошем материально-техническом оснащении, качественном составе войск, сосредоточении на боевых позициях

Учитель: в чём слабость армии Наполеона Бонапарта?

Учащиеся: в языковой и моральной разобщенности многонационального состава

Учитель: как вы считаете, моральное, духовное единство армии – это важная составляющая для военных действий?

Учащиеся: важная, не менее важная, чем хорошая подготовка и опыт

* https://www.youtube.com/watch?v=S9HkyWedQM8 : 10.44 – 11.44 (мин.)

Банальный случай. На какую мысль наводит реакция окружающих императора, да и самого императора?

Учащиеся: возможно, Наполеон и его окружение сомневались в правильности своего решения?

Учитель: и всё же, Наполеон, отличавшийся решительностью, упорством, стремительностью свои решений и непомерной амбициозностью, мог ли он отказаться от своего плана?

Учащиеся: нет, вряд ли.

Учитель: а был ли у Наполеона шанс выиграть войну с Россией?

Учащиеся: предлагают разные версии, исходя из слабых и сильных сторон армий

Учитель: кто считает, что возможность была, сделайте отметку на полях ваших тетрадей; кто считает, что ни малейшего шанса не было, сделайте отметку на полях ваших тетрадей тоже.

Читайте также:  Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Учащиеся: (делает отметку в тетрадях в любой форме).

Учитель: нам предстоит открытие новых знаний. Как сформулировать тему наших открытий?

Учащиеся: (предлагают разные формулировки темы, приходят к мнению, что название темы «Отечественная война 1812 года» — обобщенный вариант, позволяющий объединить различные направления поиска знаний по теме).

Учитель: какие задачи предстоит решить тем учащимся, кто считает, что возможность выиграть войну у Наполеона Бонапарта была?

Учащиеся: привести доказательства своего мнения, и выяснить почему Наполеон Бонапарт проиграл войну

Учитель: а какие задачи предстоит решить тем учащимся, кто считает, что возможность выиграть войну у Наполеона Бонапарта не было?

Учитель: а как мы будем собирать доказательства?

Учащиеся: изучать каждый этап войны, каждое событие, анализировать возможности французской армии в ходе военных действий

Учитель: предлагаю оформить задачи, которые нам предстоит решить в ваших тетрадях

Учащиеся: оформляют поставленные задачи в тетради

Актуализация знаний – 2 мин.

Учитель: вспомните, пожалуйста, по какому алгоритму принято изучать войны (исторические события, процессы и явления)

Учащиеся: принято рассматривать (анализировать, изучать) причины, повод, ход и результаты (последствия) исторических событий, процессов и явлений, т.е. причины, ход и результаты войны

К 1809 году Европа почти полностью была покорена Наполеоном. Оставалась Великобритания, которая несмотря на объявленную блокаду сохраняла лидерские позиции в мире, в т. ч. и экономические. Поражение на море удерживали Наполеона от военных действий против Великобритании. О какой блокаде идёт речь?

Учащиеся: о «Континентальной блокаде» Великобритании. Наполеон решил подорвать торговлю Великобритании путём закрытия для неё всех европейских портов, нанести сокрушительный удар по торговле и экономике страны.

Учитель: когда к «Континентальной блокаде» Великобритании присоединилась Россия?

Учащиеся: в 1807 году, по условиям «Тильзитского мира»

Учитель: «Континентальная блокада» Великобритании была выгодна России?

Учащиеся: нет, т.к. Россия до Тильзитского мира вела значительную торговлю с Великобританией. Она ввозила из Англии колониальные товары, пряжу, хлопок и пр., а вывозила, главным образом, продукты сельского хозяйства

Учитель: так почему же Александр I пошёл на заключение такого невыгодного для России договора?

Учащиеся: в решающем сражении наполеоновской армии против армий третьей антифранцузской коалиции, в «битве трёх императоров», наполеоновская армия одержала решающую победу. Провал «четвёртой коалиции», в которой Россия помогала Пруссии. Влияние Наполеона в Европе резко усилилось.

Открытие новых знаний и способов действий – 20 мин.

Учитель: мы можем сформулировать причины войны 1812 года для обеих сторон?

Учащиеся: можем. Это амбициозное стремление Наполеона завоевать мир и «раздавить Россию», завладеть колониями Великобритании, стремление Франции принудить Россию к выполнению условия континентальной блокады

Учитель: которые Россия, кстати, активно нарушала, принимая в своих портах суда с английскими товарами под нейтральными флагами. Обратите внимание на причины, указанные в карточках на ваших столах.

Учитель: какая из сторон имела более веские причины для начала войны?

Учитель: (предлагает отработать алгоритм действия)оформите ваше мнение и обоснуйте его в столбце под заголовком «Силы сторон, значение»

Учащиеся: изучает содержание карточек (заполняет ячейку таблицы по предложенному алгоритму)

Учитель: Рассмотрите планы и задачи сторон. Оформите ваше мнение в столбце под заголовком «Силы сторон, значение»

Учащиеся: (заполняет следующую ячейку таблицы по предложенному алгоритму)

Учитель: что нам потребуется с целью дальнейшего анализа?

Учащиеся: рассмотреть (изучить) ход военных действий

Учитель: источник вашего знания – учебник, карты, анимированная карта** (предлагает просмотр на экране, или использовать технические устройства)

Учащиеся: (просматривает анимированную карту на экране, или используют технические устройства, заполняет предложенный вариант таблицы на карточках)***

*** Приложение 1

Первичная проверка понимания – 3 мин.

Учитель: (не останавливает самостоятельную работу учащихся, продолжает проблемный диалог с теми, кто закончил, оказывает помощь учащимся, продолжающим работать) мы можем выделить этапы войны, по схожим признакам?

Учащиеся: можем. Наступление армии Наполеона (июнь — сентябрь 1812 года), Отступление наполеоновской армии (октябрь — декабрь 1812 года)

Учитель: какое из событий разделяет два этапа войны?

Учащиеся: вступление французов в Москву.

Учитель: почему не Бородинское сражение?

Учащиеся: исход Бородинского сражения не решил исхода военных действий, Наполеон продолжил наступление на Москву.

Учитель: слова Наполеона «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце» оправдали его действия?

Учащиеся: нет.Захватив Москву, Наполеон оказался в ловушке, расставленной русским командованием: голод, деморализация армии, гибель французских солдат.

Учитель: Какие действия Наполеона доказывают, что коренном перелом в войне наступил?

Учащиеся: Наполеон трижды пытался начать переговоры о мире с Александром I и был вынужден оставить Москву.

Учитель: Одним из важных событий Отечественной войны является назначение Кутузова главнокомандующим русской армии, вследствие чего последовала отставка Барклая-де-Толли. М.И. Кутузов опроверг тактику своего предшественника, или продолжал ей следовать?

Учащиеся: продолжал следовать.

Учащиеся: тактика была верной. Наполеоновская армия несла потери.

Учитель: тем не менее, М.И. Кутузов решился на генеральное сражение. Как вы думаете, зачем?

Учащиеся: чтобы не подрывать боевой дух русской армии, избежать её деморализации, показать силу и мощь русских солдат, русского оружия, способствовать национальному подъёму

Учитель: генеральному сражению предшествовал бой за Шевардинский редут. Зачем понадобился бой?

Учащиеся: выиграть время, занять выгодные позиции, построить защитные укрепления.

Закрепление новых знаний и способов действий – 5 мин.

Учитель: вы проанализировали каждый этап, каждое событие войны, дали оценку каждому событию, пошагово оценили преимущества русской и французской армий

Учащиеся: (первично оценивают свой труд)

Учитель: у французской армии был шанс победы в июне 1812 года?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что благодаря тактике главнокомандующих русскими войсками и самой весомой причине войны для русского народа – защите Отечества, шанса не было).

Учитель: у французской армии был шанс победы в июне — июле 1812 года, под Минском и Могилевом?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что действия французских и русских войск в этот период не являются генеральными сражениями, соответственно, не решают исход войны)

Учитель: у французской армии был шанс победы в августе 1812 года, под Смоленском?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс был, но Александр I не пошёл на переговоры, придерживаясь тактики дальнейшего «отступления», кроме того основные силы русской армии небыли разбиты, а французская армия несла большие потери)

Учитель: у французской армии был шанс победы 24-26 августа 1812 года, в преддверии Бородинского сражения и в самом сражении под Бородино?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс был, но французская армия не одержала победу, её численные потери были велики и большие, чем в русских войсках, силы измотаны)

Учитель: у французской армии был шанс победы в сентябре 1812 года в период «московского сидения»?

Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс мог бы быть только в том случае, если бы Александр I подписал перемирие, или пораженческий акт о капитуляции, но тактика русского царя была единственно правильной)

Учитель: у французской армии был шанс победы в октябре 1812 года, в Тарутинском бою, или сражении под Малоярославцем?

Учащиеся: Нет. Шанса не было. Армия французов была слаба и потерпела поражения.

Учитель: у французской армии был шанс победы в ноябре-декабре 1812 года, в момент отступления?

Учащиеся: нет. Шанса не было. Французская армия, измотанная партизанами и ополченцами, голодом и суровым климатом представляла жалкое зрелище не способное к военным действиям.

Учащиеся: писатель говорит о том война имела народный общенациональный характер.

Учитель: а был ли у Наполеона шанс одержать победу в войне с народом?

Учащиеся: (предлагают различные версии, но приходят к выводу, что шанса не было).

Учитель: каковы причины победы России в войне против французской армии в 1812 году?

Учащиеся: общенациональный подъём на защиту Отечества, формирование народных ополчений, партизанская война; неготовность французской армии к затяжной войне, суровые климатические условия (называют и иные причины, полководческий гений Кутузова, например).

Рефлексия – 4 мин.

Учитель: Исход событий нам известен.Отечественная война 1812 года была проиграна армией Наполеона. Если шанс у Наполеона был, то он им не воспользовался. Ваши отметки на полях – ваше первоначальное мнение. Возможно, ваше мнение изменилось с открытием нового знания. Возможно, кто-то из вас мнение не изменил. Есть среди вас такие?

Учащиеся: (поднимают руки)

Учитель: в таком случае приведите доказательства своей точки зрения письменно (вступительные слова на доске, или экране)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин.

Учитель: любая война бесчеловечна, уродлива, ужасна, для француза в России и для русского человека война — ужас. Возможно ли описать чувства людей (французов, русских) – современников Отечественной войны 1812 года? Может, сохранились воспоминания участника событий? Война глазами современника. Ваши размышления, ваши поиски – целый проект по теме! Дерзайте, пробуйте, переживайте события далёкой войны вместе с её участниками!

Учитель: конечно. Каждый участник событий со своими переживаниями, своим взглядом – это история. Значит, любой проект имеет важное значение!

Оцените статью
VIPdisser.ru