С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Можно назвать несколько её направлений:
1. Гражданская (лирико-публицистическая), обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю – одна из самых ярких черт. Твардовский, Смеляков, Евтушенко и другие авторы.
2. Романтическая поэзия. Отнюдь не прославляет идеалы революции, героику труда. В период «оттепели» романтическая поэзия поэтизирует прекрасное в самой жизни и в человеке. Её характерные фигуры – Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева.
3. Философская лирика, которая обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Пастернака, Тарковского, Заболоцкого.
В этот период в создании поэзии принимают участие несколько поколений авторов. Во-первых, поэты, к сегодняшнему дню воспринимающиеся как классики: Георгий Иванов, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий. Во-вторых, представители старшего поколения, которые не имели ранее возможности публиковаться: Арсений Тарковский, Мария Петровых, Семён Липкин. Некоторые писатели, до того бывшие в творческом кризисе, возвращаются в литературу: Александр Твардовский, Владимир Луговской, Михаил Светлов (книга стихов «Охотничий домик»). В годы «оттепели» впервые сумели опубликоваться так называемые «фронтовые поэты второго призыва» – авторы, которые стали писать стихи ещё накануне войны или в её годы, ровесники Кульчицкого, Когана, Майорова, по причинам непрохождения через цензуру не публиковавшие свои стихотворения: Юрий Левитанский, Булат Окуджава, Борис Слуцкий и некоторые другие. В литературу входит и новое поколение поэтов. В годы «оттепели» они казались примерно равными друг другу по таланту. Из тех, кто оставил свой след в поэзии, стоит назвать Бродского, Кушнера, Рубцова, Мориц, Матвееву, Чухонцева, Ахмадулину, Рождественского, Вознесенского.
Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Союза. Это поэты, граждански мужественные. Звучала шире всего четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина.
Евтушенко воспринимался как подлинный лидер всего шестидесятничества. Он возрождал в своём творчестве традицию позднего Маяковского, которую скрещивал с традицией позднего Есенина (предельная искренность и распахнутость лирического чувства, каким пронизаны политические произведения поэта). Евтушенко ставит задачу возродить гражданственность истинную, причём противопоставляет гражданственность истинную и гражданственность казённую. По его словам, гражданственность – это нравственность в действии. Недаром у Евтушенко есть несколько стихотворений под названием «Гражданственность». Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи. Современность – нерв его творчества. Только успевало событие совершиться, как Евтушенко уже успевал прореагировать на него.
Первоначальную известность молодому поэту приносит стихотворение «Наследники Сталина» (1956, опубликовано в «Правде»), напечатанное во время XX съезда КПСС, когда впервые прозвучал доклад о культе личности. Стихотворение как бы звучало в унисон с теми событиями, которые последовали в обществе. До того Сталин находился в Мавзолее вместе с Лениным, а после XX съезда было принято решение о выносе тела из Мавзолея. Евтушенко описывает этот конкретный факт, а потом переводит всё в метафорический план. Тело Сталина из Мавзолея вынесли, а теперь надо, чтобы Сталина вынесли из наших душ. («Идеологические гвозди забивались очень рано».) Ленин в Мавзолее – вот кому надо поклоняться. Ленин выступал для шестидесятников как знамя гуманизма и демократии.
Поэзия периода «оттепели»
Первые годы оттепели стали настоящим поэтическим бумом. Открытие памятника В. В. Маяковскому в Москве летом 1958г. превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. Другим поэтическим центром стал зал Политехнического музея. Зал не вмещал всех желающих, и поэтические вечера переместились в Лужники, на стадионы. В десятки, в сотни раз увеличились тиражи поэтических книг.
Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский
Белла Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 г. в семье с русскими, татарскими и итальянскими корнями. Школьницей была внештатным корреспондентом многотиражной газеты «Метростроевец», участвовала в работе литературного объединения при заводе имени Лихачева. Первые ее стихи появились в 1955 г. в журнале «Октябрь» и в газете «Комсомольская правда». После окончания школы поступила в Литературный институт.
В институте Ахмадулина сразу обратила на себя внимание и стала звездой. Во время учебы публиковала стихи в литературных журналах и рукописном журнале «Синтаксис», писала очерки. В 1959 г. Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 г. окончила институт с отличной оценкой дипломной работы. В 1962 г. выходит ее первый поэтический сборник «Струна»; он принес ей известность среди любителей поэзии. Следующей публикацией стала книга «Озноб», выпущенная в 1968 г. эмигрантским издательством «Посев». Несмотря на это «крамольное» событие, стихи Ахмадулиной продолжали издаваться в СССР.
В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт». В 1977 г. Ахмадулина избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 80-е гг. вышли сборники «Тайна» (1983), «Сад» (1987); в 1988 г. – «Избранное» и еще два сборника. В 1989 г. Ахмадулиной была присуждена Государственная премия СССР.
Ахмадулина считается одним из наиболее ярких поэтов, начавших творческий путь в период «оттепели». Ее произведения переведены на многие европейские языки. Белла Ахмадулина награждена орденами Дружбы народов (1984), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1997). Является лауреатом Государственной премии СССР (1989), премии Президента РФ (1998), премии «Триумф» (1994) и нескольких других премий – как отечественных, так и зарубежных.
Евгений Евтушенко Родился 18 июля 1933г. на станции Зима Красноярской области. Его отец был геологом, но всю жизнь писал стихи и научил сына любить поэзию. Когда семья переехала в Москву, будущий поэт во время учебы в школе занимался в поэтической студии Дворца пионеров Дзержинского района. Позднее посещал литературные консультации издательства «Молодая гвардия», где более трех лет поэт А.Досталь занимался с юным поэтом, который очень много писал, отличаясь фантастической работоспособностью. Регулярно начал печататься с шестнадцати лет, но началом серьезной работы Евтушенко считает стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», написанные в 1952.
Роберт Рождественский Родился 20 июня в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме — родители ушли на фронт. После окончания школы поступил в Петрозаводский университет, где начинает писать стихи (первые напечатаны в 1950). Оставляет университет ради Литературного института им. М.Горького (окончил в 1956)
За время учебы в институте выпустил в свет сборники стихов «Флаги весны» (1955) и «Испытание» (1956); напечатал поэму «Моя любовь» (1955). Затем последовали другие поэтические сборники: «Дрейфующий проспект»(1959);»Ровеснику» и «Необитаемые острова» (1962); «Радиус действия» (1965); «Посвящение» (1970); «За двадцать лет» (1973) и др. Высокая гражданственность поэзии Р.Рождественского привлекает внимание различных изданий и издательств. На его стихи пишутся популярные песни: «Стань таким», «Песня неуловимых мстителей», «Огромное небо» и многие другие. В 1971 выходит книга путевых очерков «И не кончается земля».
В 1980-е выходит ряд его поэтических сборников: «Голос города», «Семь поэм», «Выбор», «Стихи, баллады, песни», «Друзьям», «Возраст» и др. В 1990-е опубликовал сборники стихов «Бессонница» (1991), «Пересечение» (1992), стихи для детей — «Алешкины мысли» (1991). Умер Р.Рождественский 20 марта После смерти поэта вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского «.
Андрей Вознесенский Родился в Москве в семье гидроинженера. Начал писать стихи еще в школе. Большой поклонник творчества Бориса Пастернака. Андрюша Вознесенский, учась в 6-м классе, послал ему свои стихи. Поэт оценил творческое начинание подростка и пригласил его в гости. Это – определило дальнейшую судьбу Вознесенского. Они стали большими друзьями. Личность великого поэта, его творчество, общение – было значимо для начинающего поэта. В 1957 году А.Вознесенский окончил Московский архитектурный институт и отметил это событие стихами:«Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..» Его первая книга стихотворений и поэм «Мозаика» выходит во Владимире в 1960 году.
В том же году в Москве – книга«Порабола», но еще на два года раньше его первые публикации появляются в печати. Шаг в литературу был стремительным и внезапным, его ругают критики, и любит народ. В 1962 выходит сборник стихов «Треугольная груша», написанный после поездки поэта в Америку (1961). В 1960-е годы Вознесенский много ездит по Европе, читает свои стихи в Париже (1963), в Мюнхене (1967). В Нью-Йорке выступления были запрещены. В 1963 на одной из творческих встреч в Кремле Н. С.Хрущев не выдержал и резко высказал поэту: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!». Казалось это все, конец всему, но народ требовал стихи и книги продолжали печатать, их тираж достигал 200 тысяч.
В 1964 публикует сборник «Антимиры», инсценированный в Театре на Таганке. Спектакль стал явлением культурной жизни Москвы. В 1966 выходит сборник «Ахиллесово сердце», затем — «Тень звука» (19/0). В 1979 принимал участие в альманахе «Метрополь». Знакомство и дружба со многими поэтами, композиторами, художниками, актерами своей страны и зарубежных стран отражались в стихах и статьях, им посвященных. В 1982 Вознесенский обращается к прозе, написав повесть «О». Через два года была опубликована книга «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения». В последнее десятилетие увидели свет книги поэта «Ров. Стихи и проза» (1987), «Аксиома самоиска» (1990). А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил ее на сцене Ленкома. Лауреат Государственной премии СССР (1978).
К концу оттепели поэзия шестидесятников стала переживать кризис. Всё лучшее осталось на рубеже 60-х гг. Но эффект, произведённый ею, был очень силён. Поэты – шестидесятники учили, просвещали своих читателей, старались раскрыть им глаза, помочь разобраться с эпохой. Они расширили состав поэтической аудитории. Они сделали поэзию масштабным общественным мнением. К середине 60-х гг. надежды на обновление, на возрождение ленинских норм угасли. Стало ясно, что сама система не способна быть человечной. Это стало ударом для шестидесятников. Перестал верить громким словам и призывам и читатель. Громкая поэзия, сыграв свою роль, сошла со сцены.
Спасибо за внимание Учитель русского языка и литературы школы «Возможность» Рыбакова Г.П.
: Поэзия периода «оттепели».
Ахмадулиной (10 апреля 1937 – 29 ноября 2010)
знакомить учащихся с творчеством лучших поэтов 20 века.
: литературный материал, презентация.
2.Сообщение темы урока. Постановка целей. Работа с эпиграфом.
Тема нашего урока «Поэзия периода «оттепели». А далее предлагается выбор авторов: Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Бэла Ахмадулина, Булат Окуджава. Согласитесь, выбор сделать трудно. Но всё-таки я его сделала. Как вы думаете, кого из поэтов я выбрала?
Я выбрала Бэллу Ахатовну Ахмадулину.
Во-первых, по-настоящему талантливая женщина-поэт – явление в русской литературе нечастое.
В-третьих, через несколько дней, 10 апреля, Бэлле Ахатовне исполнилось бы 75 лет. А это юбилей, до которого она не дожила всего 2 года.
А ещё потому, что в нашем учебнике творчеству Евтушенко и Рождественского посвящена страница, творчеству Вознесенского полторы страницы, а об Ахмадулиной написано всего 6 строк (с.270).
Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твоё перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
всё чаще способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займёшься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.
—Каковы ключевые слова этого стихотворения?
—Поразмышляйте над этим словами. Как вы их понимаете?
3. Биографическая справка.
Бэлла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина -советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, член Союза российских писателей, почётный член Американской академии искусств и литературы.
Родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец занимал высокий государственный пост, он был заместителем министра, а мать работала переводчицей в КГБ. Бэлла Ахмадулина окончила литературный институт в Москве в 1960 году. Кстати, из института она была исключена, так как отказалась поддержать травлю, направленную против Бориса Пастернака, затем восстановлена.
В 70-е годы Ахмадулина посетила Грузию. С тех пор эта земля заняла в её творчестве особое место. Она писала стихотворения о Грузии, переводила известных грузинских поэтов.
Это была смелая женщина, с активной гражданской позицией. Она не раз высказывалась в защиту преследуемых властями диссидентов – Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Александра Солженицына и др.
Бэлла Ахмадулина была первой женой знаменитого поэта Евгения Евтушенко, позже – женой писателя Юрия Нагибина. В 1974 году она вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера. Её дочь Елизавета окончила Литературный институт, младшая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. В последние годы поэтесса жила вместе с мужем в Переделкино (посёлок под Москвой).
Всего издано более 20 сборников стихотворений Бэллы Ахмадулиной.
Вот лишь несколько из них (Слайды).
Труд поэтессы высоко отмечен государством и международной общественностью. Она награждена Орденами «За заслуги перед Отечеством» 2 и 3 степеней, Орденом Дружбы народов, лауреат Государственной премии СССР (1989), лауреат Государственной премии России (2004), лауреат премии фонда «Знамя» (1993), лауреат «Носсиде» (Италия, 1994), лауреат премии «Триумф» (1994), лауреат Пушкинской премии (1994), лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998), лауреат «Брианца» (Италия, 1998), лауреат журнала «Дружба народов» (2000), лауреат премии Булата Окуджавы («2003), Почётный член Российской академии художеств.
4.Обратимся к творчеству поэтессы.
Тема дружбы в творчестве Б.А.
Начнём, пожалуй, с самого важного для Ахмадулиной – с дружбы.
Для неё дружба – воплощение благородства и жертвенности, спасение от всех зол. Для неё дружба важнее, чем любовь. В её мире мужчину и женщину связывают в первую очередь простые дружеские чувства как самые таинственные и сильные, как самые высокие и бескорыстные из всех проявлений человеческого духа.
Да будем мы к своим друзьям пристрастны!
Да будем думать, что они прекрасны!
Терять их страшно, Бог не приведи!
Выразительное чтение стихотворения.
По улице моей который год
звучат шаги – мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Ты призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай встать на цыпочки в твоём лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и – мудрая – я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда – из слёз, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
—Как относится лирическая героиня к тем, кто забыл о былой дружбе?
Она искренне желает добра любимым ею людям, хотя видит, что их отуманила «к предательству таинственная страсть». Нет ни жалоб, ни осуждения. Она не противится уходу товарищей, а лишь пытается понять его причины.
—Какое чувство владеет душой лирической героини?
Но как ни парадоксально мир одиночества приносит и некую духовную благодать (тишь библиотек, концертов строгие мотивы, общение с природой и постижение её тайного смысла). И познав «мудрость и печаль» лирическая героиня уже по-другому, с более глубоким чувством видит «друзей своих прекрасные черты».
Прослушивание песни в исполнении Аллы Пугачёвой.
2) В 1999 году вышел сборник стихотворений «Друзей моих прекрасные черты».
В него вошли написанные в разные годы посвящения друзьям, ушедшим и оставшимся, в России и за рубежом.
Здесь и стихотворения, посвящённые Борису Пастернаку, жизнь которого Ахмадулина уподобляет горящей свече во тьме эпохи:
В том равновесье меж добром и злом
был он повинен. И земля летела
неосторожно, как она хотела,
пока свеча горела над столом.
3) На фоне этих стихотворений, написанных для «всесторонне развитого и интеллектуального читателя» поражает своей кажущейся простотой стихотворение, посвящённое поэту Андрею Вознесенскому.
Когда моих товарищей корят,
я понимаю слов закономерность,
но нежности моей закаменелость
мешает слушать мне, как их корят.
Я горестно упрёкам этим внемлю,
я головой киваю: слаб Андрей!
Он держится за рифму, как Антей
держался за спасительную землю.
За ним я знаю недостаток злой:
кощунственно венчать «гараж» с «геранью»,
и всё-таки о том судить Гераклу,
поднявшему Антея над землёй.
Оторопев, он свой автопортрет
сравнил с аэропортом, —
Гораздо больше в нём азарт и гулкость
напоминают мне автопробег.
И я его корю: зачем ты лих?
Зачем ты воздух детским лбом таранишь?
Всё это так. Но всё ж он мой товарищ.
А я люблю товарищей моих.
Люблю смотреть, как, прыгнув из дверей,
выходит мальчик с резвостью жонглёра.
По правилам московского жаргона
люблю ему сказать: «привет, Андрей!»
люблю, что слова чистого глоток,
как у скворца, поигрывает в горле.
Люблю и тот, неведомый и горький,
серебряный какой-то холодок.
И что-то в нём, хвали или кори,
Есть от пророка, есть от скомороха,
И мир ему – горяч, как сковородка,
Сжигающая руки до крови.
Всё остальное ждёт нас впереди.
Да будем мы к друзьям своим пристрастны!
—Как относится лирическая героиня к тому, когда при ней корят её друзей?
—Что же мешает ей искренне осуждать друзей?
—Что вменяют в вину другу лирической героини? Перечислите его «прегрешения». (Держится за рифму, как Антей; гараж рифмует с геранью, свой автопортрет сравнил с аэропортом)
Так и слышится этот «горестный» вздох лирической героини, и насколько иронично звучит её согласие с этими укорами. (Антея может осуждать лишь Геракл; а автопортрет надо было сравнить не с аэропортом, а с автопробегом).
Последние четыре строфы стихотворения – это сплошная вселенская нежность к другу, которая выливается в простые строки: «Всё это так. Но всё ж он мой товарищ. А я люблю товарищей моих».
4) И, наверное, именно этим чувством, чувством нежности навеяно стихотворение «Снегопад», посвящённое Булату Окуджаве.
Стихотворение совсем не о поэте Булате Окуджаве, оно о снегопаде. Но оно очень красивое. А другу хочется посвятить что-то очень красивое.
Снегопад своё действие начал
и ещё до свершения тьмы
в безымянную прелесть зимы.
Дома творчества дикую кличку
он отринул и вытер с доски
и возвысил в полях электричку
до всемирного звука тоски.
Обманувши сады, огороды,
их ничтожный размер одолев,
возымела значенье природы
невеликая сумма дерев.
На горе, в тишине совершенной,
голос древнего пенья возник,
и уже не села, а вселенной
ты участник и бедный должник.
Вдалеке, меж звездой и дорогой,
сам дивясь, что он здесь и таков,
пролетел лучезарно здоровый
и ликующий лыжник снегов.
Вездесущая сила движенья,
этот лыжник, земля и луна –
лишь причина для стихосложенья,
для мгновенной удачи ума.
Но, пока в снегопаданье строгом
Ясен разум и воля свежа,
В промежутке меж звуком и словом
Опрометчиво медлит душа.
5. Подведём итог нашего разговора о теме дружбы в творчестве Б.А.
—Какое значение для поэтессы имеет дружба?
—Как она относится к своим друзьям?
6. Ещё одна тема, которая волнует Б.А. – тема творчества.
Что представляет для поэтессы процесс художественного творчества? Что такое вдохновение? Почему иногда оно есть, а иногда нет? Почему, за что именно ей дарован этот талант?
Над этим вопросами вы поразмышляете самостоятельно, анализируя стихотворение «Другое». Ваши работы мы обсудим на следующем уроке.
Анализ стихотворения «Другое».
Прочитайте и осмыслите стихотворение Б.Ахмадулиной «Другое».
Напишите его собственную интерпретацию.
Что сделалось? Зачем я не могу
уж целый год не знаю, не умею
слагать стихи и только немоту
тяжёлую в губах моих имею?
Вы скажете – но вот уже строфа,
четыре строчки в ней, она готова.
Я не о том. Во мне уже стара
привычка ставить слово после слова.
Порядок этот ведает рука.
Я не о том. Как это прежде было?
Когда происходило – не строка –
другое что-то. Только что? – Забыла.
Да, да, другое, разве знало страх,
когда шалило голосом так смело,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?
Рекомендуемые материалы
Крупнейшим по объёму произведением Евтушенко, над которым он работал все годы оттепели, стала поэма «Братская ГЭС». Здесь скрестились идеи и мотивы, разбросанные по большому числу его стихотворений и поэм. История России раскрыта в этой поэме как история борьбы народа и его лучших представителей за свободу и лучшее будущее страны. Запечатлены основные этапы революционного движения в России, начиная со Степана Разина. Повествование доведено до современности. Во Введении поэт противопоставляет точки зрения исторического пессимизма и оптимизма. Символом первого взгляда становится египетская пирамида: символ рабства и подавления, неверия в возможность изменить мир. Она считает угнетение человека нормой, существовавшей во всех странах во все века, и полагает, что и сегодняшняя цивилизация – тот же древний Египет, только в новой упаковке. «Песня надсмотрщиков»: цивилизацию делает Древним Египтом подавление личности. Ритм носит отчётливо милитаризованный характер.
В спор с египетской пирамидой вступает новопостроенная Братская ГЭС. Не отрицая того, что в современном мире ещё немало от древнего Египта, Братская ГЭС в то же время утверждает, что в человечестве есть силы, которые дадут возможность перестроить мир на основе гуманизма. История России (основной текст поэмы) дана в лицах: Разин, Пушкин (декабристы), Чернышевский (революционные демократы и народники). Что характерно, каждое лицо поэмы показано в особенно тяжёлый и печальный для него момент. Основная концепция: искра свободы переходит из поколения в поколение. В главе «Ярмарка в Симбирске» появляется образ юного Ленина, что не случайно, так как у шестидесятников, осуждавших Сталина, идеалом был Ленин. Это ещё гимназист, мальчик, который во время праздника в Симбирске видит упавшую в грязь пьяную женщину, помогает ей подняться и доводит до дома. Этот эпизод тоже переведён в метафорический план: большевики хотели привести к нормальной жизни нищую и несчастную, валяющуюся в грязи Россию. Мотив веры в лучшее будущее России. Далее следуют главы об эпохе революции и основных этапах советского времени. В главе «Идут ходоки к Ленину» показан вождь в его зрелом возрасте. Шестидесятники всегда подчёркивали демократизм и гуманизм Ленина в противовес деспотизму и антигуманизму Сталина. Ходоки идут к Ленину за правдой, а Ленин внимательно прислушивается к каждому народному голосу, чтобы осуществить на практике то, чего требуют люди.
Евтушенко оказался первым в советской литературе выразителем тех негативных изменений, которые принёс с собой культ личности. В поэме говорится о том, что во времена Сталина было как бы две жизни СССР. В главе «Большевик» предоставляется слово большевику Карцеву. Рассказывается и о начале больших перемен, происходящих в советском обществе. Глава «Эшелон»: эшелоны бывших заключённых возвращаются обратно в европейскую Россию, а в противоположном направлении на строительство ГЭС направляются добровольцы. Из-за того, что негде спать, в качестве убежищ используются бывшие лагеря, где снята колючая проволока, на столах стоят букетики цветов, слышатся смех и песни.
Наибольшую известность из числа историй о строителях Братской ГЭС получила глава «Нюшка» – исповедь девушки, которая по комсомольской путёвке приехала трудиться на стройку, но не лучшим образом у неё сложилась жизнь: подлец её обманул, и она попала в роддом. Встречает её с ребёнком целая комсомольская бригада. Героиня больше всего хочет чистоты в человеческих отношениях, а также «чтоб у нас коммунизм получился». Автор выражает надежду, что всё страшное позади, а впереди советского человека ждёт прекрасная и светлая жизнь. Главная проблема поэмы – свобода, политическая и душевная, освобождение от тоталитарных стереотипов.
Как страстный защитник коммунистических идеалов, освобождённых от напластований сталинизма, выступает Роберт Рождественский. Рождественский – прямой продолжатель агитпоэзии Маяковского Характерные черты его творчества – открытая публицистичность, плакатность, ораторский стиль. В поэме «Письмо в тридцатый век», обращаясь к потомкам, Рождественский повествует о том, как мешали движению вперёд негативные явления сталинской эпохи. Поэт не сомневается в том, что поставленная цель будет достигнута, если советские люди пойдут по пути не Сталина, а Ленина.
Все перекосы не отменяют, по Рождественскому, героического пути советского народа в будущее. В его поэмах и стихотворениях очень сильны мотивы советского патриотизма. В поэме «Реквием» прославляется подвиг тех, кто защитил Родину от фашизма. Поэт призывает к тому, чтобы трудовые подвиги советского человека осуществлялись на такой же высоте. В то же время Рождественский против обезличивания («Винтики»: перестать относиться к человеку как к винтику).
Время опровергло многие прогнозы Евтушенко и Рождественского, особенно касающиеся политических и исторических перспектив. Но и сегодня сохраняет своё значение «Поэма о различных точках зрения» Рождественского. Поэтически осваивая мир, поэт стремится понять, в чём же смысл жизни. Автор сталкивает различные взгляды на данный вопрос и при этом гневно обрушивается на современное мещанство, на обывателей, для которых не существует общечеловеческих идеалов и нормой является астительное существование. Автор даёт слово этим обывателям, этим людям без идеалов и приводит в поэме огромный монолог:
Ораторское заострение – средство обличения подобной жизненной философии. Такого рода безразличие, согласно поэту, может быть поводом грядущей атомной войны. Рождественский цитирует «Слово о погибели Русской Земли» с целью показать результаты бесхозяйственности, безразличия. Критический заряд в поэме весьма силён и не устарел до нашего времени.
То, что у Евтушенко дано метафорически, символически, то у Рождественского преподносится обыкновенно агитационно, плакатно, что и вынуждает квалифицировать его творчество как разновидность агитмассовой поэзии 60-х годов.
Далеко не так однозначен Андрей Вознесенский, возрождающий традицию раннего Маяковского и выступающий как представитель социалистического авангардизма. Он впитал в себя бунтарский дух раннего Маяковского. Нормой существования он считает жизнь на пределе её возможностей, выступает как нравственный максималист, отстаивает приоритет духовного начала. Стиль Вознесенского критика определяет как экспрессивно-метафорический. Он активно идёт по пути обновления: использует нетрадиционные стихотворные размеры, вводит новую лексику, в том числе научно-техническую, политическую, опирается на живой разговорный язык.
Информация в лекции «3.8 Вопросы, задания и тесты» поможет Вам.
Творчество Вознесенского неоднозначно потому, что у него есть второстепенная политическая линия (включающая поэму «Лонжюмо») – эти произведения к сегодняшнему дню устарели, утратили живое значение, осталось только историко-литературное. Но в то же время Вознесенский создал значительный пласт произведений общечеловеческого характера, в которых на первое место выходит тема гуманизма. Лучшая реализация этой темы у Вознесенского – «Оза». По структуре – поэма в поэме, вещь сложного устройства, отражающая сложность сознания современного интеллигента. Повествование ведётся от лица поэта, в руки которого попал дневник аспиранта Борисова, забытый в тумбочке в Дубне. Автор постоянно прерывает «цитирование» фрагментов дневника собственным, от первого лица, комментированием, выражающим его личное отношение к вопросам, о которых идёт речь в дневнике. Время от времени он вспоминает, как беседовал о тех же вопросах с знакомым зарубежным поэтом.
В центре дневника аспиранта – история любви, размышления о научно-технической революции, а также о социальных и нравственных процессах в мире. Поэтизируется способность человека к высоким, чистым и сильным чувствам. Обращение к любимой по форме напоминает молитву о её благополучии.
Из поэмы становится ясно, что любовь аспиранта Борисова безответна. То главное, что «разводит» Борисова и Озу, – это разница в их отношении к жизни. С ходом времени Оза всё больше поддаётся влиянию обывательской морали. К гротеску прибегает поэт, описывая празднование дня рождения Озы в ресторане «Берлин». Приём зеркальности: описывается не само празднование, а его отражение в зеркальном потолке, «лиц не было видно». Люди пришли на день рождения, но они отчуждены друг от друга, не переживают за Озу и друг за друга. Все их интересы лежат в сфере материально-денежной. Лирическому герою, который проник сюда, чтобы спасти Озу, становится жутко, у него есть ощущение, что он попал в мир роботов без истинно человеческих чувств.
Автор даёт понять, что обезличенные люди не способны на истинно человеческие чувства, им «некогда» иметь идеалы, зачастую они исповедуют нигилизм и грязный цинизм. Шестая глава воспроизводит своеобразный спор поэта с вороном (аллюзия на По), отрицающим буквально всё, что ему ни предложат.
Под занавес лекционного часа кратко охарактеризовано раннее творчество Беллы Ахмадулиной на примере её поэмы «Сказка о Дожде». Ахмадулина в литературе 1960-х годов – представитель чистого романтизма. Подчёркнута исключительность лирической героини, которую избирает себе в подруги Дождь. Персонифицированный дождь у Ахмадулиной – способ нового, более чистого и более яркого мировидения.}
Поэзия «оттепели»
Годы «оттепели» стали для русской поэзии
не только временем возрождения, но и
временем расцвета. С появлением блестящих
поэтических дарований интерес к стихам
многократно возрос. Громадные залы
Лужников, концертного зала им.
П.И.Чайковского, Политехнического музея
в Москве, театральные и концертные залы
Ленинграда и других городов страны
заполнялись до отказа, когда объявлялся
вечер поэзии. Долгие часы благодарные
слушатели внимали голосам любимых
поэтов. С книжных прилавков буквально
сметались поэтические сборники. Заметно
увеличилась площадь, какую отдавали
стихам «толстые» журналы и альманахи.
Был основан и в течение ряда лет
выходил пользовавшийся колоссальной
популярностью альманах «День поэзии».
Пафосом поэзии тех лет было утверждение
ценности неповторимой человеческой
личности, человеческого достоинства:
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.
Один поэт негодовал по поводу общества,
где человеком распоряжаются как
винтиком, другой был убежден: «Людей
неинтересных в мире нет», третий
провозглашал: «Вес прогрессы реакционны,
если рушится человек».
Поэзия 1960-х годов решительно уходила
от идеологических штампов, обретала
полемичность, совершала художественные
открытия.
Выдающиеся успехи науки и техники:
запуск первых спутников, выход
человека в космическое пространство и
т. п. — оказали влияние на общественное
сознание:
В загоне, — писал Б.Слуцкий.
Некоторые поэты попытались осмыслить
эту ситуацию по-другому:
И пусть электронному зренью
Доверено многое, но
Вес грани любого явленья
Искусству лишь видеть дано.
И где-то в работе бессрочной.
Что к легким успехам глуха,
С наукой смыкается точной
Точеная точность стиха.
Благоприятная обстановка сотворила
истинное чудо. Известные поэты 1920—1930-х
годов, давно уже либо замолчавшие, либо
забывшие вкус настоящих творческих
побед, вновь обрели голос: М.Светлов —
сборник «Охотничий домик» (1961), Н.Асеев
— сборник «Лад» (1961), Л.Мартынов — сборник
«Первородство» (1965) и др.
Но главная роль в поэтическом буме
1960-х годов, конечно же, принадлежала
молодым. Вот когда сбылась мечта В.
Маяковского: «Чтоб больше поэтов, хороших
и разных».
Современники выделяли в поэзии 1960-х две
ветви. Одни поэты, продолжая традиции
В.Маяковского, нашли себя на эстраде,
служа так называемой громкой поэзии
(Р. Рождественский, Б.Ахмадулина, Евг.
Евтушенко, А.Вознесенский и др.). Наследуя
русской философской и пейзажной лирике,
их оппоненты исповедовали «тихую»
поэзию (А.Жигулин, Н.Рубцов, Вл.Соколов,
Я. Смеляков и др.). Время заставило
отказаться от этой искусственной
классификации, основанной на упрощенном
понимании творческой манеры многих
поэтов.
В 1950-е годы возник и в дальнейшем приобрел
широкую популярность жанр авторской
песни — Б.Окуджава, А.Галич, Ю. Визбор,
В.Высоцкий и др.
Если говорить о поэтической технике
мастеров того времени, то в основном
они оставались и русле традиций
классической русской поэзии. С этой
точки зрения интересна «Молитва перед
поэмой», вступление к «Братской ГЭС»
Евг. Евтушенко, где он обращается за
вдохновением к великим русским поэтам
от Пушкина до Пастернака. Но в 1960-е
годы возрождается и авангардистская
поэзия (И.Бродский, А.Вознесенский, Г.
Сапгир и др.), хотя в печать прорваться,
за немногими исключениями, ей не
удавалось.
Ведущим жанром в поэзии 1960-х была лирика
— гражданская, философская, любовная,
пейзажная и тд. Актуальность содержания,
многообразие творческих индивидуальностей,
высокий уровень стихотворного мастерства
— отличительные черты русской поэзии
периода «оттепели».
М. А. Светлов (1903—1964). Михаил
Аркадьевич Светлов — один из представителей
советской героико-романтической поэзии,
зародившейся в 1920-е годы. Как и
Э.Багрицкий, Н.Тихонов и другие поэты.
Светлов был участником гражданской
войны. Мечты о всемирном счастье, которое
будто бы несет с собой русская революция,
способствовали рождению знаменитой
светловской «Гренады»
(1926). В 1930-е годы был создан другой
шедевр поэта — «Каховка». Оба
произведения стали песнями и приобрели
популярность.
Светлову принадлежат сборники «Книги
стихов» (1929), «Избранные стихи» (1935).
Обращался он также и к драматургии —
«Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя»
(1940).
В годы Великой Отечественной войны
Светлов был корреспондентом на
Ленинградском фронте, писан стихи о
героях-панфиловцах, о партизанке
Лизе Чайкиной. Самое значительное его
произведение этих лет — стихотворение
«Итальянец» (1943).
После многолетнего молчания в 1959 году
с выходом книги стихов «Горизонт»,
состоялось как бы второе рождение поэта:
вышел еще один сборник — «Охотничий
домик» (1964), а за книгу «Стихи последних
лет» (1966) Светлову была присуждена
Ленинская премия.
«Новый» Светлов тоже был романтиком.
Но если в молодости он любил монолог-песню,
то теперь ему стало важно еще и услышать
отклик на свои слова, отреагировать на
этот отклик. Поэт предпочитал
внутренний диалог-размышление: «Я за
то, чтоб искусство стало беседой». Таковы
его «Советские старики», «Разговор»,
«Павлу Антокольскому» и др.
Пафос и простота, благородство и
естественность, ироничность и скромность
органично сливаются в поэзии Светлова.
Я.В.Смеляков (1913—1972). Ярослав
Васильевич Смеляков окончил в 1931 г.
школу фабрично-заводского обучения,
работал шахтером, землекопом, лесорубом.
Поэтический талант Смелякова был замечен
Багрицким и Светловым, когда молодой
поэт занимался в литературных кружках
при «Комсомольской правде» и «Огоньке».
Первая книга его стихов «Работа и любовь»
(1932) печаталась в типографии, где
работал Смеляков, и он набирал ее сам.
Поэт говорил впоследствии, что свою
Музу он встретил «с лопатой», взятой на
плечо, и «Политграмотой» под мышкой».
Я.Смеляков — участник Великой Отечественной
войны.
Первый большой успех поэта —
автобиографическая повесть в стихах
«Строгая любовь» (1956) о жизни молодежи
1920— 1930-х годов. Рабочей теме Смеляков
остался верен до конца жизни. Другая
тема Смелякова — Россия, История. В
первой строфе стихотворения «Пряха»
дается бытовая картинка:
Раскрашена розовым малка,
Дощечка сухая темпа.
Стучит деревянная прялка.
Старуха сидит у окна.
Мир поэта одновременно предельно
конкретен, реален, осязаем и символичен,
сказочен, мифологичен. Многие стихотворения
Смелякова — итог его размышлений о
прошлом, о величавых и трагических
страницах отечественной истории, о
вечных духовных ценностях. Дважды, в
1930-е и в 1950-е годы, ему довелось узнать,
что такое ГУЛАГ.
Простота и естественность интонации,
лиризм и едва ощутимая ирония поэзии
Смелякова заслужили всеобщее признание.
Лучшие стихотворения поэта собраны в
книгах «Молодые люди» (1968) и «Декабрь»
(1970).
Е.М. Винокуров (1925—1993). Евгений
Михайлович Винокуров, окончив девятый
класс, добровольцем ушел на войну,
участвовал в военных действиях.
После окончания войны, в 1946 г., Винокуров,
поступил в Литературный институт, а в
1951-м, когда окончил его, опубликовал
первую книгу «Стихи о долге». Впоследствии
таких поэтических сборников набралось
более пятнадцати.
Его сборник статей о А. Пушкине, Ф.
Тютчеве, А. Фете и других поэтах так и
называется — «Поэзия и мысль» (1966).
Винокуров — поэт 1960-х, поэт ярко
выраженного гуманистического
звучания. Соединение тонкой художнической
наблюдательности с острым интеллектом
рождает оригинальный винокуровский
образ. Даже в старых как мир традиционных
темах поэт открывает неожиданные грани.
Вот любовное стихотворение Винокурова
«Она».
Присядет есть, кусочек половиня.
Прикрикнет: «Ешь!» Я сдался. Произвол!
Она гремит кастрюлями, богиня.
Читает книжку. Подметает пол.
Бредет босая, в мой пиджак одета,
Она поет на кухне поутру.
Любовь? Да нет! Откуда?! Вряд ли это!
А просто так:
уйдет — и я умру.
Испокон веку поэты окружали любимую
ореолом неземного. Не жалели эпитетов
и метафор для своего «гения чистой
красоты». И читатель соглашался с ними,
разделяя их восторг и обожание. Но разве
любимая Винокурова, гремящая на кухне
кастрюлями, менее дорога? Разве не нашел
он тех единственных слов, что проникают
в сердце?
Винокурова интересуют каждодневный
быт и взлет фантазии, «древний грек и
современный немец», Урал и Африка. Но
везде и всегда его волнует поединок
добра и зла, прекрасного и безобразного.
Художественный мир Винокурова сотворен
человеком талантливым, глубоко
серьезным, мыслящим и совестливым.
«Поэзия не может быть без личности, без
углубления в себя»,— говорил он. Поэт
не любил публичности, не касался
злободневных политических тем, редко
выступал с чтением своих стихов.
Характерно название одной из последних
его книг — «Благоговение» (1981).
В.Н.Соколов (1928—1997). Владимир
Николаевич Соколов родился в городе
Лихославле Тверской области. В 1952 г. он
окончил Литературный институт, а в
1953-м — опубликовал первую книгу «Утро
в пути». Она прошла незамеченной. Лишь
через десять лет поэт добился широкого
общественного признания. Но эти годы
не пропали зря. Соколов создал в это
время многие из лучших своих стихотворений,
вошедшие позднее в пять его книг.
Характерной чертой творческой
индивидуальности поэта является
принципиально провозглашенная им связь
с предшественниками — А.Пушкиным,
М.Лермонтовым, Н.Некрасовым, А.Фетом и
другими русскими поэтами XIX в. В их
традициях создает Соколов свои лучшие
пейзажные стихи, их трепетное отношение
к слову, тонкий лиризм являются для него
высоким образном:
Но ради двух-трех слов восторга и суда
Как мается душа, как мается душа.
Поэзия Соколова, в который уже раз,
подтверждает ту истину, что повинный
талант от общения с великими не только
не утрачивает своей оригинальности,
а напротив, обогащается и расцветает.
Ориентируясь в первую очередь на традиции
А.Фета, Соколов редко отзывается на
злобу дня прямо. Современность присутствует
в его стихах подспудно. Поэт обращается
к темам, которые принято считать
вечными, — любовь, верность, природа.
Он избегает громогласной декларативности
и лобовых решений. Богатство душевного
мира, тонкость чувств, сдерживаемый и
внутренне напряженный лиризм,
требовательный самоанализ и живой
интерес к окружающему — таковы черты
поэзии Соколова.
Наиболее полное представление о его
творчестве может дать книга «Четверть
века» (1976).
А. А. Вознесенский (р. 1933). Один
из ранних поэтических сборников
Андрея Андреевича Вознесенского
назывался «Ахиллесово сердце» (1966). На
его внутренней обложке была изображена
кардиограмма. Трудно представить себе
лучший образ, чтобы понять поэта.
Ахиллесово, т.е. незащищенное, уязвимое,
легко ранимое, сердце остро реагирует
на жестокость и несправедливость, обиды
и оскорбления, откликается на все горести
и боли.
Вознесенский — поэт второй половины
XX в. Это ясно из его стихов. Москва и
Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды
над Михайловским, «Я в Шушенском» и
«Когда написал он Вяземскому» —
такая свобода перемещения во времени
и пространстве характерна именно для
нашего современника.
Время «стрессов и страстей» — и в его
языке, и в его стихе. Прежде всего,
Вознесенский — поэт острой и напряженной
мысли. Вместе с тем профессиональное
знание архитектуры и живописи
способствовало его интересу к
поэтической форме. Отсюда — стройная
архитектоника его стихотворений,
точность эпитетов, музыкальность
звукописи:
О чем кричит надсадно
пластинка — как мишень,
пробитая в «десятку»?
Читать Вознесенского — искусство.
Простое разгадывание метафор поэта
не даст желаемого результата. Надо
принять как свою его боль за человека,
его ненависть к подлости, мещанству,
пошлости, его гневное предостережение
о возможности духовной Хиросимы. Но
Вознесенский не только негодует и
ненавидит — он провозглашает и утверждает:
«Все прогрессы реакционны, если рушится
человек».
Что еще для него необыкновенно важно?
с этим не шутят.
Все боли твои — меня болью пронзили.
я — твой капиллярный
Мне больно, когда —
тебе больно, Россия.
Чувство глубокого сострадания, желание
помочь вдохновило поэта на создание
стихотворения «Из ташкентского
репортажа», написанного как отклик на
известное землетрясение 1966 г. Необычные
образы, с помощью которых он воссоздает
эту трагедию, уже не кажутся ни странными,
ни парадоксальными.
Вознесенский ратует за высокие духовные
ценности, за человека благородного,
самоотверженного, цельного. Он — автор
поэтических сборников «Треугольная
груша» (1962). «Антимиры» (1964), «Тень звука»
(1970). «Дубовый лист виолончельный»
(1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Ров»
(1987). «Аксиома самоиска» (1990) и др.
Вознесенский — создатель жанра видеом,
возникшего на стыке поэзии и живописи.
Е. А. Евтушенко (р. 1933). Евгений
Александрович Евтушенко — поэт-публицист.
Острые политические, социальные,
нравственные проблемы сегодняшнего
дня — всегда в центре его внимания:
Моя поэзия, как Золушка,
забыв про самое свое.
стирает каждый день,
чуть зорюшка, эпохи грязное белье.
В поле зрения Евтушенко весь мир: Америка
и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба за мир
и путешествие по Лене, — весь пестрый
калейдоскоп шумной, суетной и трагической
жизни XX в. Но поэт всегда предельно
конкретен. Он, как правило, идет от
живописной, запоминающейся, броской
детали, от яркого слухового, зрительного,
даже осязаемого образа:
Проклятье века — это спешка,
и человек, стирая пот,
по жизни мечется, как пешка,
попав затравленно в цейтнот.
Рваный ритм в стихах Евтушенко хорошо
передает темпы мчащейся жизни, нервные
интонации в речи людей. Оригинальна
рифма поэта, которая чаще всего
приближается к корневой: «Скрябина
— скрягою».
Публицистика в поэзии Евтушенко уживается
с лирикой. Именно мастерское чтение
лирических стихов обеспечило ему
небывалую популярность в 1960-е годы.
Впрочем, отношение к поэту всегда было
неровным. Восхищаясь его оригинальными,
образными, запоминающимися строчками,
читатель не прощал ему неоправданных
длиннот, банальностей, поверхностности.
Подчас вызывала недоумение его
общественная позиция: от стихов
демократического звучания он,
случалось, переходил к выступлениям
конформистского содержания.
Евтушенко — автор поэтических сборников
«Шоссе энтузиастов» (1956), «Нежность»
(1962), «Катер связи» (1966) и др.
В 1970—1980-е годы в творчестве поэта
обнаружилась склонность к крупным
жанрам: к поэмам «Мама и нейтронная
бомба» (1982), «Фуку» (1985), роману «Ягодные
места» (1982) и т.п.
Евтушенко характеризуют многосторонность
и разнообразие интересов. Он известен
как мастер художественной фотографии,
как киноактер и кинорежиссер, как
критик.В особую заслугу Евтушенко
следует поставить создание уникальной
антологии русской поэзии.
Б.А.Ахмадулина (р. 1937). Поэту
И.Сельвинскому принадлежит мысль:
«Читатель стиха — артист». Для чтения
стихов вообще, может быть, и не нужно
быть артистом, но есть поэты, создающие
произведения, читать которые без
артистизма, без проникновения в их
сложные метафорические образы,
действительно, нельзя. Белла Ахатовна
Ахмадулина — такой поэт.
Изящество, грация, особая точность и
музыкальность слова, изысканность
метафор, легкий налет архаичности,
тонкая стилизация — характерные
черты поэзии Ахмадулиной:
Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
И современнее и резче.
При всей своей эстетичности поэзия
Ахмадулиной отнюдь не камерная, она
соприкасается с окружающим миром, ощущая
«любви и печали порыв центробежный».
В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании
знаменитого альманаха «Метрополь»,
где попробовала свои силы в прозе. Ее
стихи собраны в книгах «Струна» (1962),
«Уроки музыки» (1969), «Свеча» (1977), «Тайна»
(1983). «Сад» (1987) и др.
Ахмадулина — талантливая переводчица.
Следуя за Б.Пастернаком, она с особенным
успехом переводила грузинских поэтов.
Образцы этих переводов — в сборнике
«Сны о Грузии» (1977). Ее литературоведческие
интересы традиционны и связаны главным
образом с творчеством А.Пушкина и
М.Лермонтова.