Распад СССР и образование СНГ
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Похожие работы
2. Россия – СНГ
В декабре 1991 года Союз Советских
Социалистических Республик прекратил
свое существование. Несколько республик,
входивших ранее в советскую федерацию,
объявили о создании на территории
бывшего СССР нового межгосударственного
образования – Содружества Независимых
Государств.
Дезинтеграционные процессы начались
в Советском Союзе уже в середине 1980?х
гг. В этот период в условиях ослабления
идеологического диктата и всевластия
КПСС, проявился кризис
национально-государственного устройства
страны. Оказалось, что в стране имеется
немало этнических конфликтов, которые
в обстановке гласности всплыли на
поверхность (например, грузино-абхазский,
армяно-азербайджанский). В республиках
набирали силу националистические
движения, которые отчасти поддерживались
республиканским руководством, опасавшимся
за свою судьбу в свете неопределенных
перспектив КПСС. В ряде республик
обострились отношения между титульными
нациями и русскими. Руководство Советского
Союза попыталось взять националистические
движения под контроль, поощряя «рост
национального самосознания всех наций».
Но, как оказалось, у руководства страны
не было программы решения национальных
проблем, умения своевременно и эффективно
реагировать на обострение этнических
конфликтов. В результате вооруженные
столкновения переросли в межнациональные
войны. Попытки решить проблему национализма
с помощью войск не привели к положительным
результатам, а еще больше подтолкнули
национальные движения к борьбе за выход
из СССР.
Ослаблению союза способствовал
нараставший экономический кризис. М.
Горбачев и центральное правительство,
явно не справлявшиеся с задачей
преодоления экономического спада и
реформирования экономики, с каждым
годом теряли авторитет как у народа,
так и у руководства союзных республик.
Центр не смог выработать новую объединяющую
идеологию взамен устаревшей
коммунистической. В результате всего
этого национальный центр, оставшись
без наднациональной идеи, объективно
работал против единого государства.
В данной работе мы попытаемся проследить
основные этапы распада СССР и установления
новых взаимоотношений между бывшими
советскими республиками в рамках СНГ.
В конце 80-х — начале 90-х годов XX века в СССР произошла переоценка марксистко-ленинской идеологии и административно-командных методов управления экономикой и обществом. На смену этой идеологии пришло признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества.
Эти и многие другие факторы привели к тому, что в декабре 1991 года руководители РСФСР, Украины и Белоруссии подписали Беловежское соглашение о распаде СССР и образования СНГ.
Актуальность исследования обусловлена социально-политическими преобразованиями российской государственности — ликвидацией советской системы государственного управления, распадом Советского Союза и, как следствие, созданием новых органов власти в РФ, то есть историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом.
В ходе выполнения данной работы рассмотрены основные направления внешней политики СССР 1985-1991 гг., кризис социалистического лагеря, распад СССР и создание СНГ.
политика мышление перестройка независимый
1. Основные направления внешней политики СССР 1985-1991 г. ХХ в. и концепция нового политического мышления
Ухудшение отношений с США и их союзниками в начале 1980-х годов поставило лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращивания военной мощи либо искать новые подходы к отношениям с Западом. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений и большие сложности для советской экономики. Кроме того, руководство СССР болезненно реагировало на критику по адресу политики обеих сверхдержав, отказавшихся от разрядки, со стороны неприсоединившихся стран, общественности Западной и Восточной Европы.
Во-первых, эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих предложений о сокращении вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 году.
Во-вторых, высшей ценностью новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества.
В-третьих, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало нахождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм.
Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращения «холодной войны». Первоначально она была воспринята в странах Запада как тактический ход, призванный предоставить СССР и его союзникам выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако односторонние шаги СССР вскоре показали, что речь идет о реальных переменах в советской политике. В 1987 — 1990 годы СССР пошел на крупные односторонние сокращения численности советских вооруженных сил.
Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной мощи, отказ от прежних приоритетов, таких как помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально — освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. После того, как с января 1991 года Советский Союз установил торгово-экономические отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно-долларовой основе, экономические, а затем и политические связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование военная организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи.
Таким образом, в это период произошли важнейшие политические изменения которые привели к потеплению отношений между СССР и западом, а также с КНР. СССР пересматривает свои внешне политические отношения что приводит к самому главному это прекращение «холодной войны» и разоружению ядерного потенциала двух сверх держав.
. Кризис социалистического лагеря
К началу 80-хгодов ХХ в. стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы. Для решения этих проблемв первую очередь необходимо было радикально усовершенствовать административно-управленческую систему.
В виду того, что М.С. Горбачеву «досталась» экономически и политически слабая страна, требующая кардинальных реформ, то главной задачей новой правящей элиты было остановить распад системы «государственного социализма» и обеспечить интересы его номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувшей их наверх (причем первая часть задачи подчинялась второй, и довольно скоро она была отброшена). Средством избирается осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако целостная и заранее проработанная концепция того, как это сделать, отсутствовала.
На апрельском (1985г.) пленуме ЦК КПСС был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения хозяйственного развития страны. Первоначально политика перестройки была направлена на ускорение социально-экономического развития при сохранении существующей системы управления. Первые два года перестройки — 1985-1986гг.- не внесли существенных перемен в положение местных Советов народных депутатов. Но наметились определенные сдвиги в теоретическом осмыслении проблемы статуса местных органов власти.
Первые робкие попытки реформы Советов относятся к 1987г. К этому времени стали уже очевидны основные направления изменений: реформа избирательной системы, расширение гласности в работе Советов, их хозяйственной и финансовой самостоятельности.
Эксперимент по реформе избирательной системы был приурочен к выборам в местные советы в июне 1987г. в нем участвовал 2341 Совет. Сущность эксперимента состояла во введении многокомандатной системы, при том, что число кандидатов могло превышать число мандатов. Этот эксперимент не дал каких-либо определенных результатов. Более чем скромные результаты принесло и расширение гласности в работе местных Советов. Дальнейшая трансформация местных Советов вызвана прежде всего резкими переменами в политической жизни страны.
Начинает осуществляться политика гласности (ограниченной свободы слова), направленная, прежде всего, на критику ряда аспектов функционирования КПСС и ее лидеров. Политика гласности подготовила конституционную реформу (1988гг.).
Смысл ее состоял в создании новых высших органов власти — Съезда народных депутатов, избираемого всенародным голосованием на альтернативной основе, и Верховного Совета, избираемого депутатами Съезда и действовавшего в промежутках между Съездами. Но у него это не выходит, предлагается ввести новый пост главы государства, и в марте 1989г. Горбачев был избран первым Президентом СССР.
Уже первые альтернативные выборы 1989г. принесли перемены — потерпели неудачи партийные руководители ряда крупных городов, в том числе Москвы и Ленинграда. Советы были плохо приспособлены для работы в условиях плюрализма и становящейся многопартийности. Депутаты хотели одновременно и принимать законы, и исполнять их. Председатель Совета должен был разрываться между работой на сессии и руководством городским хозяйством. Участились конфликты между различными уровнями власти.
Назревала муниципальная реформа. Первыми необходимость закона о муниципальном самоуправлении осознали союзные власти. Разработка подобного закона началась еще в 1988г. Отдавая дань прошлому, местное самоуправление определялось как часть социалистического самоуправления народа. Но закон содержал и ряд важнейших новаций. Местное самоуправление стало пониматься только как территориальное. Радикальной мерой послужила ликвидация «двойного подчинения» исполнительных органов местного самоуправления, однако от этой меры очень быстро пришлось отказаться. В качестве основы местного хозяйства закон утверждал коммунальную собственность.
Так же происходили существенные изменения в союзных республиках. В 1988 — 1989 гг. республики Эстонии, Литвы и Латвии предпринимали попытки ограничить власть советов на своей территории, а так же ратовали за свою независимость. В 1989 г. с подобными лозунгами к ним присоединилась Грузия. В результате сформировавшейся в СССР многопартийности коммунистическая партия теряла свой вес и на выборах в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказалась в меньшинстве. В этих республиках сторонники национальной независимости получили большинство, которые стали предпринимать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, где коммунисты получили большинство голосов на выборах, Верховные Советы один за другим стали принимать Декларации о национальном суверенитете, провозглашавшие верховенство республиканских законов над союзными.
Суверенизация происходила не только в союзных, но и в автономных республиках. В РСФСР о своем государственном суверенитете объявили Татарская, Башкирская, Калмыкская, Чувашская автономные республики. В Молдавии были провозглашены Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика и Гагаузская Республика в составе обновленного СССР.
Весной 1990 года Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации о независимости. Советский Союз оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пытались остановить процессы суверенизации. Однако, все попытки предпринимались силовыми методами и заканчивались лишь людскими жертвами.
М. Горбачев стремился сохранить Союз в качестве Федерации, оставить за центром максимально большие полномочия, подписать Союзный Договор как можно быстрее. В середине ноября 1990 г. президент СССР на заседании руководителей союзных республик предложил программу из 8 пунктов по выводу СССР из экономического и политического кризиса. Большинство предложений было направлено на укрепление, расширение и концентрацию верховной исполнительной власти в СССР. Предполагалось превратить Совет Федерации в постоянный орган, состоящий из руководителей республик, реорганизовать всю исполнительную власть, подчинив ее непосредственно президенту. Кроме того, принять экстренные меры по укреплению правопорядка, социальной защите некоторых категорий граждан и т. д. Лидеры республик этот план не одобрили.
Результаты референдума подтолкнули Горбачева активизировать переговорный процесс по поводу реформирования союзного государства. Однако время уже было упущено. Некоторые республики, твердо ориентировавшиеся на выход из Союза, не приняли в переговорах участия.
К лету 1991 года большинство спорных проблем удалось решить. Подписание союзного договора было намечено на 20 августа.
Подписанию договора помешали события 19-21 августа. В СССР несколькими высшими руководителями был создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению. Президент М. Горбачев был отстранен от власти и изолирован в своей резиденции в Крыму. Целями ГКЧП были восстановление Советского Союза в прежнем виде и сворачивание процесса перемен в стране. Августовские события радикально повлияли на дальнейшее развитие событий, на судьбу Советского Союза.
. Распад СССР
августа Президент СССР М.С. Горбачев во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.И. Янаев, председатель правительства В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, председатель КГБ В.А. Крючков, зам. председателя Совета обороны О.Д. Бакланов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель крестьянского Союза СССР В.А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А.И. Тизяков. ГКЧП объявил о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над средствами информации, ввел войска в Москву.
Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП оценивались как правый, реакционный, антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого Дома. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день в Крым отбыли уполномоченные ею руководители во главе с вице-президентом РСФСР А.В. Руцким и председателем Совета министров И.С. Силаевым, которые освободили М.С. Горбачева.
Дальнейшие события развивались стремительно. Члены ГКЧП были арестованы как государственные преступники. Президент СССР М.С. Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников. А 24 августа М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и объявил о самороспуске партии. В этот же день он подписал указ о ликвидации политических органов и партийных организаций в Вооруженных Силах.
После августовских событий Союз советских республик стал быстро распадаться. 26 августа Украина провозгласила свою независимость и подчинила себе три военных округа: Киевский, Одесский и Прикарпатский и Черноморский флот. 2 сентября начал свою работу V внеочередной съезд народных депутатов СССР, который предложил всем желающим республикам подписать договор о Союзе суверенных государств на основе конфедерации.
На Внеочередном съезде народных депутатов СССР, состоявшемся 2 — 5 сентября, руководители 10 союзных республик предложили съезду самораспуститься и сформировать межреспубликанские структуры власти на переходный период до заключения нового союзного договора. Съезд эти предложения принял. Высшим представительным органом власти стал Верховный Совет. Вместо кабинета министров создавался Межреспубликанский экономический комитет. Большинство союзных министерств ликвидировалось. Кроме того, создавался Совет глав государств (Госсовет), в который входили президент СССР и лидеры республик.
Договор предусматривал единые Вооруженные Силы с централизованным управлением, но государства, входящие в Союз, имели право создавать собственные вооруженные формирования, функции и численность которых определялись специальным соглашением.
О разграничении полномочий и предметов ведения центральных и республиканских властей в проекте говорилось в самом общем виде. Констатировалось, что государства-участники образуют единое экономическое и политическое пространство. Устанавливались сферы совместного ведения, по которым должны были заключаться соответствующие многосторонние договоры и соглашения: об экономическом сообществе; о совместной обороне и коллективной безопасности; о координации внешней политики; о координации общих научно-технических, экологических программ; о защите прав человека и национальных меньшинств; в области энергетики, транспорта, связи, космоса; о сотрудничестве в области образования и культуры; о борьбе с преступностью. Полномочия союзных органов определялись республиканскими. В дальнейшем предусматривалась выработка процедур согласования решений и их исполнения. Союзный бюджет также разрабатывался путем особого соглашения.
Анализ данного проекта союзного договора позволяет сделать вывод, что республики наделялись широкими полномочиями, имели возможность путем специальных договоров с центром получить дополнительные права и полномочия. При этом республики имели перед Союзом минимум обязательств. Очевидно, что стремление республиканских лидеров обрести всю полноту государственной власти сыграло в их нежелании подписывать договор решающую роль.
Окончательно вопрос о Союзе решил референдум на Украине. Большинство принявших участие в голосовании жителей республики высказались за независимость. Провозгласив свою независимость Украина подчинила себе три военных округа: Киевский, Одесский и Прикарпатский и Черноморский флот. Одновременно Л. Кравчук был избран президентом, и, опираясь на итоги референдума, отказался подписывать союзный договор. Б. Ельцын сразу же декларировал признание Россией независимости Украины.
После чего 2 сентября начал свою работу V внеочередной съезд народных депутатов СССР, который предложил всем желающим республикам подписать договор о Союзе суверенных государств на основе конфедерации. И 6 сентября была признана независимость Литвы, Латвии и Эстонии, а 9 сентября провозгласила независимость Чеченская республика. В течение сентября-октября о независимости объявили остальные союзные республики.
Распад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением). В период 1989 — 1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов. С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью). Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году. В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса (9 декабря 1990 года), в Чехословакии — бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989 года). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент-диктатор Чаушеску вместе с женой расстрелян по приговору трибунала.
Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния. На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов. Первым проявлением напряжённости в период Перестройки стали события в Казахстане. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялась демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого секретаря ЦК КП КазССР своего ставленника В.Г. Колбина, работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и не имевшего к Казахстану никакого отношения. Эта демонстрация была подавлена внутренними войсками. Некоторые её участники «пропали без вести», либо попали в тюремное заключение. Эти события известны под названием «Желтоксан». Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт. Происходят взаимные этнические чистки, причем в Азербайджане это сопровождалось массовыми погромами. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается война.
Таким образом, кризис социалистического лагеря, а так же политические расчеты и амбиции руководителей республик не позволили прийти к согласованию общих интересов в рамках ослабленного Союза. Все это не обратимо привило к распаду СССР и дробление сверх державы на не зависимые государства.
3. Становление содружества независимых государств
В начале 1990-х годов в России у значительной части политической элиты появилось убеждение, что другие союзные республики жили за счет РСФСР, являлись и являются тормозом для ее развития. Поэтому оптимальным для России признавалось политика дистанцирования от них и одновременно сближение с более западными партнерами.
Интеграция в рамках постсоветского пространства рассматривалась как инструмент повышения значимости внешнеполитического потенциала России на международной арене.
Россия продолжает предоставлять безвозмездные субсидии странам СНГ. Размер этой помощи измеряется миллиардами и десятками миллиардов долларов США. Расчеты министерства экономики и Госкомстата показывают, что соотношение цен на ввозимые в Россию сельскохозяйственные сырье и продукты питания и вывозимые из России энергоносители крайне невыгодно для нее.
В качестве социокультурного фактора объединения стран СНГ выступает «цивилизованное единство» населения, схожесть социальной структуры, степень образования, общий исторический опыт и традиции. В СНГ после распада СССР осталось 25 млн. русских. Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в этих странах приводит к эмиграции значительной части русских на историческую родину.
Как видим, у стран СНГ и, в частности, у Российской Федерации было достаточно причин для объединения. Не случайно со времени создания содружества странами-участницами было подписано множество договоров и соглашений, направленных на поддержание единства.
Особенно активная и эффективная политика в этой области стала проводиться Россией, которая является ядром интеграционных процессов, и другими странами СНГ с середины 90-х годов.
В результате проделанной работы были выявлены основные события и направления внешней политики СССР в период с 1985 — 1991 годы.
Развитие советского общества во второй половине 80-х годов прочно увязывается с понятием «перестройка». Этим понятием обозначался переворот вначале в сознании граждан, а затем — в экономической и, в конечном счете, во всей внутренней и внешней политике СССР. В итоге «перестройка» превратилась в символ глубинного обновления и одновременно изменения всей социалистической системы и ее положения в мире.
Ключевым и наиболее решающим шагом внешней политики СССР являлась концепция нового политического мышления, позволившая завершить «холодную войну».
Эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических целей. Высшей ценностью новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества. Кроме того, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало на-хождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм.
Список использованных источников
1.Амелина В.В. История отечественного государства и права: Учебное пособие / В.В. Амелина, Р.В. Кутернина. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. — 180 с. —
2.Лигачев Е.К. Кто предал СССР? / Е.К. Лигачев. — Москва: Алгоритм: Эксмо, 2011. — 285 с. — ISBN 978-5-699-37495-3.
3.Лобанов Д.В. Семь самураев СССР. Они сражались за родину! / Д.В. Лобанов. — Москва: Книжный мир, 2012. — 240 с. — ISBN 978-5-8041-0504-5.
4.Шинявкин А.П. Как убили СССР. Величайшая геополитическая катастрофа / А.П. Шинявкин. — Москва: Издательство «Яуза», Эксмо, 2011. — 480 с. — ISBN 987-5-699-46222-3.
5.Мунчаев Ш.М. Политическая история России. От образования русского централизованного государства до начала ХХI: Учебник / Ш.М. Мунчаев. — 3-е изд., пересмотр. — Москва: Юр.Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 384 с. — ISBN 987-5-91768-686-8.
6.История государственного управления в России: учебник для бакалавров / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 319с. — ISBN 978-5-238-01218-6.
7.Вдовин А.И. Причины распада Советского Союза в российской научной и публицистической литературе // электронный журнал RUSSKIE.ORG, ноябрь 2011.
Глава I. Дезинтеграционные процессы в ссср
1. Противостояние центра и республик
2. Национализм и сепаратизм. Парад
суверенитетов
3. Попытки укрепления союзной власти.
Новоогаревский процесс
Национализм и сепаратизм проявились в
первые же годы перестройки. 17–19 декабря
1986 г. в Алма-Ате под предлогом того,
что на пост первого секретаря ЦК КП
Казахстана вместо Кунаева был назначен
Колбин, тысячи молодых казахов устроили
беспорядок. Погибли двое русских
дружинников, свыше тысячи человек
обратились за помощью в медицинские
учреждения. Для восстановления порядка
были применены войска. Армяно-азербайджанский
конфликт в Нагорно-Карабахской автономной
области перерос в войну. Все попытки
остановить этот конфликт ни к чему не
привели.
Наряду со стихийными проявлениями
национализма создавались националистические
организации, так называемые Народные
фронты. Наибольший размах движение за
национальную независимость получило
в прибалтийских республиках.
Одной из форм этой борьбы стала критика
советской истории. В августе 1987 г.
в связи с годовщиной заключения
советско-германского пакта о ненападении
в Прибалтике прошли демонстрации с
требованием опубликовать секретные
протоколы, рассказать общественности
о массовых депортациях в сталинские
времена. 16 ноября 1988 г. Верховный
Совет Эстонии утвердил изменения и
дополнения к Конституции республики,
позволяющие ее высшим органам власти
приостанавливать действие законодательных
актов СССР. Одновременно была принята
декларация о суверенитете республики.
17–18 ноября Верховный Совет Литвы внес
в Конституцию дополнение о придании
литовскому языку статуса государственного.
Аналогичные дополнения были внесены в
Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.)
и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные
фронты Прибалтики объявили противозаконным
пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно,
противоправным включение Литвы, Латвии
и Эстонии в состав СССР. Лидер литовского
Народного фронта «Саюдис» В. Ландсбергис
в «Манифесте литовской свободы» объявил,
что его организация ставит целью
завоевание власти в республике и
провозглашение ее полной независимости.
Такие же цели провозгласили и Народные
фронты Эстонии и Латвии.
В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся
митинг под лозунгами «Независимость
Грузии» и «Долой Российскую империю».
Руководство Грузии растерялось. Бюро
ЦК компартии республики обратилось в
ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное
положение. Было решено направить в
Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля
митинг был разогнан войсками. Погибли
16 человек. Эти события дали мощный толчок
развитию национального движения в
Грузии.
В мае-июне 1989 г. прошел I съезд народных
депутатов СССР. На нем наиболее радикально
настроенные депутаты потребовали
демонтажа «унитарного имперского
государства» и образования новой
добровольной федерации. Но на этом
съезде представители национальных
движений не добились поддержки своих
требований.
Потерпев поражение на съезде, националисты
попытались решить вопрос о независимости
в Верховных Советах своих республик.
Политическая борьба в республиках
достигла небывалой остроты. Республиканские
компартии пытались противостоять
набиравшим силу национальным движениям,
но они утратили былое влияние и
монолитность, а компартия Литвы
раскололась на две самостоятельные
партии. Стремление руководства некоторых
республиканских компартий опереться
на поддержку центра подорвало их
авторитет и сыграло на руку националистам.
Результаты выборов в Верховные Советы
Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении
оказались неудачными для коммунистов.
В Верховных Советах этих республик
большинство получили сторонники
национальной независимости, которые
стали предпринимать шаги по выходу из
СССР. Но даже в республиках, в которых
коммунисты получили большинство голосов
на выборах, Верховные Советы один за
другим стали принимать Декларации о
национальном суверенитете, провозглашавшие,
в первую очередь, верховенство
республиканских законов над союзными.
В стране начались так называемые «парад
суверенитетов» и «война законов». 12
июня 1990 г. была принята декларация о
государственном суверенитете РСФСР
(«за» – 907 депутатов, «против» – 13,
«воздержалось» – 9), 16 июля декларация
о суверенитете Украины, 27 июля –
декларация о суверенитете Белоруссии.
В августе решение об объявлении
суверенитета принял Верховный Совет
Армении, в октябре – Верховные Советы
Казахстана и Киргизии. В июне того же
года на сессии Верховного Совета
Эстонской ССР было принято решение о
прекращении финансирования из
республиканского бюджета деятельности
КГБ и военкомата ЭССР. В августе сессия
Верховного Совета Армянской ССР
постановила приостановить на территории
республики действие Указа Президента
Советского Союза «О запрещении создания
вооруженных формирований, не предусмотренных
законодательством СССР, и изъятии оружия
в случаях его незаконного хранения».
В сентябре Президиум Верховного Совета
Украины специальным указом запретил
продажу за пределы республики продукции
агропромышленного комплекса сверх
установленных объемов ее вывоза. В конце
1990 г. Россия решила в пять раз сократить
отчисления в союзный бюджет. 21 июля 1990
года в день 50?летия провозглашения
Советской власти в Литве и Латвии
Президиум Верховного Совета Литвы
опубликовал заявление, в котором 21 июля
оценивалось как «день обиды, позора и
несчастья». Верховный Совет Латвии
объявил декларацию сейма от 21 июля 1940
года «О вступлении Латвии в состав
СССР», не имеющей силы с момента ее
принятия.
Суверенизация происходила не только в
союзных, но и в автономных республиках.
В РСФСР о своем государственном
суверенитете объявили Татарская,
Башкирская, Калмыкская, Чувашская
автономные республики. В Молдавии были
провозглашены Приднестровская Молдавская
Советская Социалистическая Республика
и Гагаузская Республика в составе
обновленного СССР.
Весной 1990 года Верховные Советы
прибалтийских республик приняли
декларации о независимости. Советский
Союз оказался на пороге распада. Союзные
власти, не желавшие расширения прав и
самостоятельности республик пытались
остановить процессы суверенизации.
Весной 1991 г. союзные власти попытались
оказать силовое давление на руководство
России. В день открытия III съезда народных
депутатов РСФСР в Москву были введены
войска, призванные поддержать готовившееся
на съезде депутатами — коммунистами
снятие Б. Ельцина с поста председателя
Верховного Совета. Но это вызвало прямо
противоположный эффект. Снятие Ельцина
не состоялось. Более того, было принято
решение о введении в РСФСР поста
президента. М. Горбачев был вынужден
признать свою ошибку. Войска из столицы
вывели.
Противостояние российских и союзных
властей сыграло важнейшую роль в судьбе
СССР. Многие республики не предпринимали
радикальных шагов, ожидая, чем закончится
борьба в Москве. Отношения руководства
России и Союза начали обостряться после
принятия Россией декларации о суверенитете.
Усилению противостояния между ними
способствовало и разное видение
дальнейших экономических и политических
преобразований в стране. Российское
руководство не скрывало своего стремления
трансформировать экономику на рыночных
началах, покончить с единовластием
КПСС. Консерваторы, преобладавшие в
союзных властных структурах, противились
этому. Специфика этого противостояния
заключалась в том, что и либералы, как
называли Б. Ельцина и российские власти,
и консерваторы, исходили из посылки,
что перестройка зашла в тупик и нужно
срочно менять курс реформ. Консерваторы
призывали вернуться к социалистическим,
классовым ценностям, а либералы – к
буржуазным. И те, и другие подвергали
жесткой критике М. Горбачева.
М. Горбачев был вынужден маневрировать
между двумя этими крайними точками
зрения, не решаясь прибегнуть к жестким
мерам по восстановлению прежнего СССР
или порвать с КПСС и приступить к
радикальным рыночным реформам. С целью
укрепить центральную власть и упрочить
свое собственное положение Горбачев
выступил с инициативой введения поста
Президента СССР. Выборы президента
состоялись 15 марта 1990 г. на III съезде
народных депутатов СССР. Президентом,
как и предполагалось, стал М. Горбачев.
Однако повышение властного статуса не
смогло спасти его от потери авторитета
среди людей. Кроме того, выборы Горбачева
президентом на съезде, а не всенародным
голосованием лишили его пост необходимой
легитимности, что в серьезной степени
обрекало на неудачу его президентскую
деятельность.
В качестве президента М. Горбачев
направил свои усилия в первую очередь
на сохранение Союза, соглашаясь на
некоторые уступки республикам, на
подписание нового союзного договора.
Пожалуй, у него не было другого выхода.
По некоторым оценкам, у Горбачева был
один шанс сохранить себя в качестве
влиятельного политического деятеля –
завершить успешно процесс реформирования
СССР и заключить новое соглашение о
союзе.
По мнению Б. Ельцина, «Горбачев, только
будучи „зажатым в угол“ различными
политическими силами, выдвинул идею
нового союзного договора».
Так или иначе, но М. Горбачев стремился
сохранить Союз в качестве Федерации,
оставить за центром максимально большие
полномочия, подписать Союзный Договор
как можно быстрее. В середине ноября
1990 г. президент СССР на заседании
руководителей союзных республик
предложил программу из 8 пунктов по
выводу СССР из экономического и
политического кризиса. Большинство
предложений было направлено на укрепление,
расширение и концентрацию верховной
исполнительной власти в СССР. Предполагалось
превратить Совет Федерации в постоянный
орган, состоящий из руководителей
республик, реорганизовать всю
исполнительную власть, подчинив ее
непосредственно президенту. Кроме того,
принять экстренные меры по укреплению
правопорядка, социальной защите некоторых
категорий граждан и т. д. Лидеры
республик этот план не одобрили.
Еще одну попытку укрепить центральную
власть М. Горбачев предпринял на IV съезде
народных депутатов СССР. Съезд наделил
Президента дополнительными полномочиями.
В частности, он получил право непосредственно
руководить правительством, возглавил
Совет Федерации и Совет Безопасности
СССР. Была введена должность вице-президента,
на которую был назначен Г. Янаев.
Однако реально центральная власть не
только не укреплялась, а день ото дня
слабела. В обнародованных в апреле
1991 г. данных о положении в стране
указано, что в союзный бюджет попадало
не более 40 % запланированных финансовых
поступлений от республик. В сложившейся
ситуации М. Горбачев решил апеллировать
к народу. 17 марта 1991 г. состоялся
референдум о сохранении Советского
Союза. В нем приняло участие население
9 союзных республик. Большинство
проголосовало за сохранение обновленного
Союза.
Результаты референдума подтолкнули
Горбачева активизировать переговорный
процесс по поводу реформирования
союзного государства. Однако время уже
было упущено. Некоторые республики,
твердо ориентировавшиеся на выход из
Союза, не приняли в переговорах участия.
Эти переговоры, начавшиеся в апреле
1991 г., получили название Новоогаревского
процесса, по названию подмосковной
резиденции Президента СССР, где они
проходили. В Новоогаревском процессе
приняли участие 9 союзных республик
(РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан,
Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан,
Кыргызстан, Туркменистан) и союзный
центр в качестве самостоятельного
участника дискуссий.
Для многих решение Горбачева начать
переговоры стало неожиданностью. Б.
Ельцин говорит об этом так: «Совещание
в Ново-Огарево было для меня сюрпризом.
То, что сказал на встрече Горбачев,
превзошло все мои ожидания».
В ходе дальнейших переговоров были
выработаны проекты новых документов о
Союзе Суверенных Советских Республик,
предполагавшие создание фактически
конфедеративного государства. Права
республик существенно расширялись. В
частности, были достигнуты договоренности
об установлении такой системы отчислений
налогов, чтобы республики передавали
в центр фиксированный процент от своих
доходов. Лидером в переговорах со стороны
республик была Россия, Б. Ельцин. По его
словам, «как правило, приходилось брать
инициативу на себя, если речь шла о
принципиальном вопросе. И спорить. Это
всех устраивало. При существовании двух
полюсов всем остальным было удобно
выбирать свою позицию, маневрировать.
Мы с Горбачевым брали всю моральную
тяжесть выяснения спорных проблем на
себя».
К лету 1991 года большинство спорных
проблем удалось решить. Подписание
союзного договора было намечено на 20
августа.
Подписанию договора помешали события
19–21 августа. В СССР несколькими высшими
руководителями был создан Государственный
Комитет по чрезвычайному положению.
Президент М. Горбачев был отстранен от
власти и изолирован в своей резиденции
в Крыму. Целями ГКЧП были восстановление
Советского Союза в прежнем виде и
сворачивание процесса перемен в стране.
Августовские события радикально повлияли
на дальнейшее развитие событий, на
судьбу Советского Союза.
Глава II. Распад ссср
2. Проект договора ОССГ