Задание на дипломную работу
Срок выполнения ________________________________________________
Студентам ______________________________ группы _________________
Дипломная работа на тему: Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Технология швейного производства»
Содержание пояснительной записки.
1. Теоретическая часть работы.
1.1. Психолого-педагогические проблемы по обозначенной теме.
2. Практическая часть.
2.1. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков по развитию творческих способностей.
3. Технологическая часть.
3.1. Разработка и изготовление изделия.
Экономическое обоснование темы.
Список используемой литературы.
Руководитель работы: ___________________________________________
Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства
Проблемное обучение как основа развития творческих способностей у учащихся на уроках технологии. 2
Глава 1 4
Психолого-педагогические проблемы по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии швейного производства. 4
1.1. История исследуемой проблемы. 5
1.2. Общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования. 8
Глава 2 22
Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков по развитию творческих способностей. 22
2.1. Разработка различных способов решения выделенной проблемы 23
2.2 Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента. 28
2.3. Анализ проведенного эксперимента. 63
Глава 3. 67
Технологическая часть. 67
3.1. Разработка и изготовление изделия. 71
3.2. Экономическое обоснование темы. 85
Анализ проведенного эксперимента.
Объектом экспериментального исследования являлась учебно-творческая деятельность учащихся.
Предметом экспериментального исследования была оценка динамики развития технического творчества учащихся в учебно-творческой деятельности.
Цель эксперимента состояла в проверке истинности выдвинутой основной гипотезы исследования.
(Гипотеза исследования состояла в следующем: используя активный метод обучения (проблемная ситуация), преподаватель может одновременно повторить изученный ранее материал и развивать у учащихся творческое мышление, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся к урокам технологии.)
Исследуемые классы были выбраны таким образом, чтобы они не отличались по возрасту (13-15 лет), полу учащихся (все девушки), количественному составу учащихся. Оба класса имели одинаковую профессиональную подготовку. Уровень академической успеваемости исследуемых классах тоже был одинаковым.
Результативность технической творческой деятельности оценивалась двумя оценками. Первая оценка выставлялась за соответствующий уровень овладения отдельными элементами технического творчества, за решение учебных задач и выполнение творческих заданий, вторая – за вклад, который был сделан учащимися в разработку реального рационализаторского предложения.
С помощью анкетирования, тестирования обоих классов и выставленных оценок за успеваемость были вычислены средние значения каждого из показателей, приведенных в таблице. Было проведено 2 контрольных среза этих показателей: в начале эксперимента и по его завершению (через 1,5 месяца).
Тенденции развития способностей к техническому творчеству учащихся экспериментальной и контрольной групп, выявление обработки данных, приведены в таблице. В этой таблице способности разделены на блоки. Положительные тенденции обозначены символом «+», отрицательные – символом «–», отсутствие положительных или отрицательных сдвигов в развитии тех или иных способностей обозначено символом «0».
Как видно из таблицы, в экспериментальном классе учащихся зарегистрированы положительные тенденции в развитии всех исследуемых способностей по всем уровням значимости. Это свидетельствует об эффективности использования проблемной ситуации на уроках технологии швейного производства.
Что касается контрольного класса учащихся, то в некоторых из блоков способностей зафиксированы отрицательные тенденции. Корень отрицательной реакции учащихся на традиционную, устоявшуюся организацию технического творчества усматривается, прежде всего, в её негативном влиянии на мотивацию учащихся к технической творческой деятельности.
Полученные начальные знания будят фантазию учащегося в направлении не столько создания изобретений, сколько формирование образа себя – изобретателя. И это, безусловно, оказывает положительное влияние на творческое становление учащихся, но лишь в том случае, если учебно-творческая деятельность даёт им возможность достижения реального творческого результата – разработки технического решения, претендующего на новизну или общественную значимость. В случае, когда деятельность по достижению творческого результата подменяется обычной, рутинной учебной деятельностью по решению известных задач известными способами, когда отсутствует ситуация выбора и нет необходимости собирать недостающую для комбинирования информацию, сформированная на первых уроках поверхностная мотивация оказывает обратное, отрицательное воздействие! Следует реакция на неуспех, на несбывшуюся мечту о себе – изобретателе, творце. Отсюда отрицательные тенденции в развитии у учащихся контрольном классе любознательности, увлечённости, стремления к новым творческим подходам, решениям. Характерно, что в стремлении к получению высокой оценки отрицательных тенденций не обнаружено.
Зафиксированные в контрольном классе отрицательные тенденции в мотивационной сфере, несомненно, повлияли на развитие таких способностей учащихся, как целеустремленность, гуманистическая направленность творческой деятельности, коммуникативно-творческие способности.
Итак, анализ полученных результатов эксперимента подтвердил возможность и необходимость развития технического творчества у учащихся.
Консультант по методической части
Консультант по технологической части: ____________________________
Консультант по экономической части: _____________________________
Задание к исполнению получил «____» ____________________________
Министерство общего профессионального образования
Нижнетагильский государственный профессиональный колледж
На дипломную работу
Тема: Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Технология швейного производства»
1. Оценка качества по основным критериям:
2. Общая оценка качества работы и замечания:
3. Сведения о рецензенте:
Место работы: __________________________________________________________
История исследуемой проблемы.
Анализ психолого-педагогических и философских исследований творчества, технического творчества и технического творчества учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.
В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII в. Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н.А. Бердяев (начало XX в.) считал носителем творчества личность, понятую как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. Марксистское понимание творчества исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью.
В ходе нашего исследования мы рассматриваем творчество как деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающую сознательную и бессознательную составляющие, целью которой является создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды.
Понятие «техническое творчество» является зависимым от понятия «творчество», как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности. Этот объект определяется понятием «техническое решение».
Техническое решение — это практическое средство удовлетворение определённых потребностей. Существуют следующие виды технических решений: способ, устройство, вещество, применение технического решения по другому назначению. Признаками способа являются действия с материальными объектами (операции), чередование операций, технические параметры, сопутствующие выполнению операций. Признаками устройства являются узлы и детали, их взаимосвязь. Признаками вещества являются его ингредиенты. И, наконец, признаком применения по другому назначению является удовлетворение определённой потребности с помощью известного способа, устройства или вещества, которые ранее не использовались для удовлетворения этой потребности.
Итак, техническое творчество – это вид творчества, целью которого является создание технических решений, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью.
Техническое решение, обладающее мировой новизной и общественной значимостью, есть изобретение (используемые для определения изобретения в нормативных документах термины «наличие существенных отличий» или «неочевидность», а также «наличие положительного эффекта» мы включаем в понятия «объективная новизна» и «общественная значимость»). Поэтому понятие «изобретательство» правомерно использовать как эквивалентное понятию «техническое творчество». Являясь одним из видов творчества, техническое творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами творчества, в первую очередь, с научным и художественным. Например, результатом взаимодействия технического и художественного творчества являются промышленные образцы художественно-конструкторские решения внешнего вида известных технических решении, что сейчас принято называть дизайном. Как элементы одной системы, все виды творчества во взаимосвязи и взаимодействии развиваются и подчиняются основным законам диалектики. Понятно поэтому, что, имея общие черты с другими видами творчества, каждый вид в отдельности как самостоятельный процесс имеет свои, присущие только ему, особенности, проявляющиеся в разнообразии форм, содержания и структур творческого процесса.
Уже в первых исследованиях начала XX в. (Т. Рибо, П.К. Энгельмейер, Д. Росман), посвящённых творческому процессу, разработке путей овладения изобретательством, развитию технического творческого мышления, важное место отводилось психолого-дидактическому поэтапному анализу процесса технического творчества, проблемам структуры изобретательства и процесса овладения изобретательством. Схемы технического творчества Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, опубликованные соответственно в 1901г. и 1910г., отражают сходство взглядов этих исследователей на структуру процесса изобретательства. Главное место в изобретательской деятельности они отводят интуиции, бессознательному мыслительному процессу, который заканчивается вдохновением, проблеском идеи и её уяснением изобретателем. Таким образом, идея нового технического решения – это нечто, прошедшее первичный период развития вне мысленного контроля и превратившееся затем в факт сознания. Завершение осознанного развития идеи, её ремесленная стадия, по мнению этих авторов, могут быть вынесены за рамки творчества.
Разработка и изготовление изделия.
Описание общего направления.
Всё в искусстве моды, несмотря на кажущуюся случайность, закономерно. Закономерно, что мы носим классический костюм, закономерно мини сменяет макси, миди, пастельная гамма периодически меняется на яркие краски. Закономерно, что на смену строгому, даже аскетическому, однотонному минимализму, господствующему в моде несколько лет, и теперь ставшему историей, идет красочный декоративный стиль, где важное место занимает этнографическое направление.
Интерес моды ко всему национальному в ХХ веке был всегда очень велик. Народное творчество оставалось настоящей кладовой идей для модельеров и дизайнеров. И сегодня внимание художников снова приковано к народному костюму. Художник обрабатывает не только его декоративные детали, но и саму структуру национальной одежды, и результат налицо – перед нами силуэт прекрасных чистых линий и гармонии цветосочетаний.
Девиз нашего направления – СУДАРУШКА.
1) при выборе направления мы ориентировались на русские народные сказки.
Сегодня мы вынуждены признать, что предки были во многом мудрее нас. Мы стали искать и больше ценить свои корни.
В нашем направлении мы не копируем в точности национальный костюм. В нашем творчестве происходит как бы процесс врастания особенностей народной одежды и одновременно слияние с современным костюмом.
В этом направлении ориентир и выбор только тех тканей, образы и дополнение которых акцентируется и созвучны с современной модой. И поэтому сигнал к этническому направлению – вышивка, кружева, апликации, яркая цветовая гамма.
Технологическое описание модели.
Изделие: вечернее платье.
Вид материала: креп-сатин, отделка из перьев.
Вечернее платье прилегающего силуэта. Прилегание достигается за счет выточек по спинке и полочке. Полочка с отрезной кокеткой (подрезом) выше линии груди выполнена из отделочной ткани – шифона. Прилегание на полочке образуется за счет рельефов переходящих в выточки.
Спинка с застежкой на тесьму молнию в среднем шве. Оформлена подрезом в виде хвоста с притачными клиньями. Подрез отделан вышивкой из сказочных перьев.
Платье имеет заужение по боковым швам от линии бедер до низа изделия.
Воротник стойка и манжеты с двумя параллельными складками. В нижнюю складку воротника и манжет вставлена отделка из перьев.
Шифоновый легкий шарф по низу имеет отделку из перьев. Шарф соединяет между собой платье и манжеты.
Контурные и отделочные элементы модели создают образ «птицы — лебедь» из сказки А.С. Пушкина.
«Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво». (А.С. Пушкин, Сказка о царе Салтане)
Выбор и обоснование материала.
Для данной модели рекомендуется ткань креп-сатин, шифон.
Креп, креп-сатин. Собирательное название всех тканей с зернистой узлистой поверхностью, приобретенное благодаря креповой крутки пряжи, переплетению нитей, теснению ткани.
Креп-сатин: атласного переплетения, сминаемость средняя, хорошая драпируемость, обладает воздухопроницаемостью, низкая гигроскопичность, теплозащитные свойства средние. Средняя осыпаемость оказывает сопротивление, так как обладает сильным скольжением, высокой раздвигаемости нити в швах. При ВТО необходимо учитывать тепловой режим, так как ткань изготовлена из синтетических и искусственных волокон, а также имеет блестящую гладкую поверхность, на которой после увлажнения остаются пятна.
Обладает хорошей колористической расцветкой ткани, имеет выраженный блеск, прочную окраску.
Шифон: очень тонкая, нежная струящаяся ткань из пряжи креповой крутки из шелковых или химических волокон с неровной поверхностью, на ощупь напоминающую песчаную. Шифон обладает высокой осыпаемостью и раздвижкой нитей в швах, сильным скольжением, что выявляет особые трудности в обработке изделий.
К гигиеническим свойствам относятся: воздухопроницаемость, гигроскопичность, теплозащитность. Воздухопроницаемость и гигроскопичность шифона высокие, а теплозащитность малая.
Выбор исходных данных
От типа телосложения и типа осанки зависит оформление контурных линий базовой основы, а также учитывается движение лекал.
При измерении фигуры и сравнении ее с типовой выяснилось, что фигура относится к II-ой полнотной группе, так как разница между Сб и CгIII составляет 2 см. Из-за разницы меду ДтпII и ДтсII равной 2,1см. видно, что фигура имеет перегибистую осанку. Так как обхват бедра больше обхвата грудиIII фигура относится нижнему тонкому типу.
Расчет базовой конструкции
Спецификация деталей кроя.
Технические условия на раскрой изделия.
С целью улучшения качества кроя, экономии расхода ткани и уменьшения затрат времени на раскрой изделий по индивидуальным заказам закройщики пользуются лекалами основ современных силуэтов мужской и женской верхней одежды, разрабатываемыми швейными лабораториями и домами моделей.
На лекалах деталей показывают места измерений основных конструктивных участков с указанием соответствующей прибавки на свободное облегание, что дает закройщику возможность изменить тот или иной участок конструкции в соответствии с меркой заказчика.
У многих материалов хорошо различается лицевая и изнаночная сторона. На тканях с ворсом типа вельвета или бархата, ворс, как правило, имеет определенное направление, поэтому их необходимо кроить так, чтобы ворс на готовом лежал в одном направлении. При раскрое в два слоя материал складывают лицевой стороной внутрь.
Существуют различные способы определения лицевой и изнаночной сторон. Иногда это можно узнать по тому, каким образом ткань сложена или смотана в рулон. Льняные и хлопчатобумажные ткани чаще всего заматывают в рулоны лицевой стороной наружу, а шелковые и шерстяные – лицевой стороной внутрь. Если рулон длинный, ткань обычно сматывают лицевой стороной внутрь. Обычно лицевая сторона более глянцевая, чем изнаночная, за исключением блестящих материалов типа парчи, где блестящий узор выткан на матовом фоне. На тканях саржевого типа переплетения диагональные рубчики располагаются с изнаночной стороны справа налево и снизу вверх. У тканей с выпуклой фактурой лицевая сторона рельефнее. Кромка с лицевой стороны мягче и выглядит аккуратнее. Печатный рисунок с лицевой стороны всегда ярче. Если трудно определить, какая сторона лицевая, выберите ту, где меньше дефектов. А бывают материалы, на которых лицевая и изнаночная стороны не различаются вовсе.
Все детали из тканей с крупным рисунком раскраивают так, чтобы правая и левая стороны изделия по рисунку были симметричны: при этом необходимо сохранить целостность рисунка на видных участках. В изделиях из тканей с очень крупным и резким рисунком спинку и перед раскраивают так, чтобы их середины совпали с центром основного рисунка:
в изделиях из тканей в крупным «горох» середина спинки и переда должна проходить через центр «гороха», в изделиях из тканей в полоску линия середины должна совпадать с серединой центральной полосы.
Раскрой деталей из тканей в полоску и клетку должен производиться с припусками для последующей подгонки рисунка:
• на полочках — по краю бортов,
• на подбортах — по внешнему краю лацканов,
• на спинке — по среднему срезу,
• на клапанах — по верхнему и нижнему срезам,
• на кокетках спинки и полочек — до складок или вытачек.
Величина припусков должна быть в размере 1/2, 3/4 или полного шага рисунка.
Если в изделии фасоном предусмотрено расположение полосок «в ёлочку», то на лекалах деталей следует нанести контрольную линию требуемого наклона и располагают детали так, чтобы линия совпала с полоской на ткани. При этом детали могут быть размещены вдоль или поперек ткани в зависимости от модели и ширины рисунка ткани.
При раскрое изделий из ткани в полоску следует соблюдать следующие требования:
На всех тканых материалах при раскрое различают три направления:
по долевой, или долевое, по поперечной и по косой. Направление по долевой параллельно нитям основы и кромкам, по поперечной — под прямым углом к долевой, а направление по косой отклоняется от поперечного и долевого. Если сложить отрез ткани по диагонали, совмещая кромки, то будет направление по точной косой, где растяжимость ткани максимальная.
Чтобы не ошибиться при раскрое, необходимо булавками закрепить ткань. Прежде чем начать кроить, уточняют модель. Подготавливают выкройки лекала к раскрою. Рассматривают план раскладки деталей и выбирают тот, который соответствует выбранной модели, размеру и ширине материала.
План раскладки – ваш «архитектурный проект».
Ткань необходимо предварительно продекотировать, выравнивая направление по долевой. Если кромка неровная и не ложится плоско, надсеките ее ножницами через каждые 30 см. Изучив план раскладки, определите как следует сложить отрез — вдоль или поперек. Одни детали кроят в долевом, другие в поперечном направлении, иногда отрез складывают так, чтобы одна кромка легла посередине или на середине отреза совместились обе кромки. Края скалывают булавками по всем сторонам.
Лекала на ткани укладывают точно направлению долевой нити, уравняв с нитями основы, а затем по всем срезам.
Если план раскладки предполагает раскрой ткани в два слоя вдоль поперечного сгиба, уравняйте поперечные срезы и сколите их, затем сколите кромки. Если план раскладки предполагает раскрой ткани в один слой, всегда кроите с лицевой стороны.
Подготовка и проведение примерки.
К примерке должны быть выполнены следующие операции:
Подготовленное изделие примеряют на фигуре. Во время примерки закройщик уточняет баланс изделия, расположение линий, швов и отделочных деталей в соответствии с выбранным фасоном, добиваясь правильной посадки изделия по фигуре. Уточняют длину изделия, длину рукавов и т.п., что трудно окончательно устранить без примерки.
Последовательность проведения примерки:
Внесение уточнений после примерки.
При построении конструкции мы учли все особенности индивидуальной фигуры, и при проведении примерки изменений почти не было. Уточнили длину изделия и оформление среднего шва спинки.
Технологическая последовательность изготовления вечернего платья.