Исследовательский проект не требует финансовых вложений.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
Кафедра методики преподавания иностранных языков
Министерство образования Республики Марий Эл
Отдел образования администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район»
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование речевых компетенций
на уроках иностранного языка»
- Содержание
- Информационная характеристика научно – исследовательского проекта
- Обоснованность значимости исследовательской инициативы
- Основные этапы эксперимента и прогнозируемые результаты
- Средства контроля и обеспечение достоверности результата
- Риски, затрудняющие эффективную реализацию проекта
- Мониторинг реализации проекта
- Перспективы развития проекта
- Обоснованность значимости исследовательской инициативы
- Перспективы развития проекта
- Информационная характеристика научно – исследовательского проекта
- Риски, затрудняющие эффективную реализацию проекта
- Мониторинг реализации проекта
- Прогнозируемые результаты проекта
- Средства контроля и обеспечение достоверности результата
- Основные этапы эксперимента и прогнозируемые результаты
Информационная характеристика научно – исследовательского проекта
Обоснованность значимости исследовательской инициативы
Основные этапы эксперимента и прогнозируемые результаты
- Комплекс мероприятий для решения поставленных задач
- Прогнозируемые результаты проекта
Средства контроля и обеспечение достоверности результата
Риски, затрудняющие эффективную реализацию проекта
Мониторинг реализации проекта
Перспективы развития проекта
- Примеры экспериментального тестирования на трёх этапах обучения.
- Анкетирование участников эксперимента.
14. Литература и Интернет сайты:
1.Иностранные языки в школе,№1-6,1989г,М.Просвещение
2.Иностранные языки в школе,№1-6,1991г,М.Просвещение
3.Мильруд Р. П. Обучение школьников речевому взаимодействию. ИЯ в школе, № 6,1991г, М. Просвещение.
4.Борзова Е.В. Углубленное обучение английскому языку в специальных классах, ИЯ в школе,№2,1991г, М. Просвещение
5.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам,2006, М. Просвещение.
6.Ермолаева И. А. Обучение говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения. М.,https://www.pedm.ru/categories/10/articles/1096
7.М.А. Бим, член — корреспондент РАО, А.А. Миролюбов, академик РАО, Методика навыка говорения на английском языке (Материал из Letopisi.Ru «Время вернуться домой») http://letopisi.org/index.php/%D0%9C
- Ваше имя (ФИО)
- Название УМК по предмету в вашей школе
- Приемы и методы обучения говорению по вашим УМК
- Приемы и методы обучения говорению, часто используемые вами
Анкета №1(заполняет организатор исследования)
1.Есть ли такие приемы и методы в ваших УМК?
Б) не повсеместно, выборочно (уточните)
2.Как часто они встречаются?
А) в каждом модуле УМК
Б) выборочно (уточните)
3.Приёмы и методы показались Вам:
4.Используемые приёмы и методы вашим ученикам:
А) показались интересными
Б) наскучили им
В) оставили равнодушными
5. Рекомендуете ли Вы использование данных приёмов и методов своим коллегам:
Б) не повсеместно, выборочно(уточните)
В )не рекомендую(укажите причину)
6.Есть ли другие приемы и методы в ваших УМК? Назовите какие?
7.Ваше впечатление о проведённом исследовании.
Тестирование для 3-4 классов
Общим признаком этой группы приемов является задача опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для проведения этой работы каждый ученик получает карточку с вопросом, задает этот вопрос всем ученикам класса по очереди, получает ответы и подводит количественные итоги своего опроса. Одновременно ученик отвечает, на адресованные ему вопросы. Этот прием является средством интенсивной речевой тренировки, т. к. если в группе 10 человек, каждый из них 9 раз формулирует свой вопрос и дает 9 ответов. На продвинутых этапах обучения используются самые разнообразные анкеты (здесь могут быть и проблемные вопросы). Каждая анкета строится по тематическому принципу, т.е. вопросы, распределяемые между учениками, соответствуют определенной теме, избранной для обсуждения. Интервью проводится, чтобы они узнали друг о друге. Тестирование тоже можно провести в виде интервью.
Тестирование №1 (0ктябрь 2018)
Задание базового уровня
How many students like apples?
Prenez l’ interview sur la nourriture préférée dans votre classe. Puis remplissez la table et répondez à la question combien d’élèves aiment les pommes (le poisson etc.).
Combien d’élèves aiment les pommes?
После проведенного тестирования учитель заполняет следующую таблицу №1
«5» ставится, если ученик задал вопросы без ошибок и после того как, таблица заполнена, ученик может прокомментировать сколько одноклассников любят ту или иную еду.
«4» ставиться, если вопросы заданы с небольшими ошибками (10-20%), таблица заполнена.
«3» ставится, если вопросы заданы (допускается 50% ошибок), но таблица не заполнена.«2» ставится, если ученик не умеет задавать вопросы, таблица не заполнена.
Тестирование №2 (0ктябрь- Декабрь 2018)
Тестирование проводится учителем согласно тематическому плану своих УМК с использованием новых или традиционных методов, приёмов и технологий по обучению говорению.
После проведенного тестирования учитель заполняет таблицу №2
Тестирование для 5-6 классов.
Общая особенность этой группы приемов заключается в том, что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний. Большой популярностью у школьников пользуется игра в «детективов»
Игра в “детективов”.
Тестирование №1 (февраль 2018)
Задание базового уровня
Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение полиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.
I can`t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall. Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.
ГДЕ НАХОДИТСЯ ПОТЕРЯННАЯ ВЕЩЬ?
Нужно найти спрятанную вещь. Каждый ученик получает карточку с указанием места, где этой вещи нет. Собрав всю информацию, школьники делают вывод о том, где спрятана вещь.
Детективную игру начинает учитель. Он говорит, что Шерлок Холмс и Доктор Ватсон хотят найти потерянный шарф. Но так как они плохо знают нашу местность, просят помощи у нас.
Hello! Sherlock Holms and Dr. Watson wanted to find a scarf. Let’s help them.
: Ich kann meine Schwester nicht finden. Sie ist zehn. Sie ist eine Schülerin. Sie ist nicht groß. Ihre Haare sind dunkel. Ihre Augen sind blau. Sie hat einen roten Mantel und einen weißen Hut an.
ГДЕ НАХОДИТСЯ ПОТЕРЯННАЯ ВЕЩЬ?
Нужно найти спрятанную вещь. Каждый ученик получает карточку с указанием места, где этой вещи нет. Собрав всю информацию, школьники делают вывод о том, где спрятана вещь.
Детективную игру начинает учитель. Он говорит, что Шерлок Холмс и Доктор Ватсон хотят найти потерянный шарф. Но так как они плохо знают нашу местность, просят помощи у нас.
Hallo! Sherlock Holmes und Doktor Watson möchten den Schal finden. Helfenwirihnen!
: Je ne trouve pas ma soeur. Elle a dix ans. Elle est une écolière. Elle n’est pas grande. Elle ades cheveux bruns et des yeux bleus. Elle a un manteau rouge et un chapeau blanc.
ГДЕ НАХОДИТСЯ ПОТЕРЯННАЯ ВЕЩЬ?
Нужно найти спрятанную вещь. Каждый ученик получает карточку с указанием места, где этой вещи нет. Собрав всю информацию, школьники делают вывод о том, где спрятана вещь.
Детективную игру начинает учитель. Он говорит, что Шерлок Холмс и Доктор Ватсон хотят найти потерянный шарф. Но так как они плохо знают нашу местность, просят помощи у нас.
Bonjour! Sherlock Holmes et le Dr Watson veulent trouver une écharpe. Aide-les!
После проведенного тестирования учитель заполняет следующую таблицу №1
«5» ставится, если ученик задание выполнено без ошибок: ученик может описать пропавшего друга, фоторобот готов.
«4» ставиться, если вопросы заданы с небольшими ошибками(10-20%), рисунки нарисованы частично.
«3» ставится, если задание выполнено на 50% .
«2» ставится, если задание не выполнено.
Тестирование №2 (март-апрель 2019)
Тестирование проводится учителем согласно тематическому плану своих УМК с использованием новых или традиционных методов, приёмов и технологий по обучению говорению.
После проведенного тестирования учитель заполняет таблицу №2
Тестирование для 7-8 классов
Ролевая игра представляет собой воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.
Виды ролевой игры:
-контролируемая ролевая игра. Участники получают необходимые реплики.
— умеренно-контролируемая ролевая игра.
Тестирование №1 (март 2019)
Задание базового уровня
Выберите одно из событий в стране и сыграйте роль представителя — организатора события, репортера или участника мероприятия.
Choose one of the events and take the roles of the presenter, reporter and participant of the event, and act your dialogue.
Wählen Sie eines der Ereignisse und nehmen Sie die Rolle des Moderators, Reporters und Teilnehmers des Ereignisses ein und führen Sie Ihren Dialog.
Choisissez un des événements, le rôle du présentateur, du journaliste ou du participant de l’événement et composez le dialogue.
Тестирование №1(март 2019)
Задание базового уровня
После проведенного тестирования учитель заполняет следующую таблицу №1
«5» ставится, если ученик умеет задавать вопросы без ошибок и реагировать на поставленные вопросы, комментировать в зависимости от роли, вести программу или передачу.
«4» ставиться, если вопросы заданы с небольшими ошибками(10-20%), может ответить на вопросы собеседника.
«3» ставится, если ученик затрудняется ставить вопросы, но речь его можно понять (учебная задача выполнена на 50%).
«2» ставится, если ученик не выполнил задание.
Тестирование №2(сентябрь- декабрь 2019)
Тестирование проводится учителем согласно тематическому плану ваших УМК с использованием новых или традиционных методов, приёмов и технологий по обучению говорению.
После проведенного тестирования учитель заполняет следующую таблицу №2
Тестирование для 9-11 классов
Ролевая игра представляет собой воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.
Обучающимся предлагают поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни. Учащимся необходимо адаптироваться в определенной роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, а в других- воображаемую роль.
Тестирование №1(ноябрь 2019)
Покупая продукты, вещи в магазине, вам предлагают разные виды упаковок. Что вам больше всего нравиться — целлофановые пакеты или бумажные?
Your partner uses plastic bags. Using the diagram, try to persuade them to switch the reusable ones.
Ihr Partner verwendet Plastiktüten. Versuchen Sie, das Diagramm verwendend, ihn zu überzeugen, die wiederverwendbaren Tüten zu gebrauchen.
Votre partenaire utilise des sacs en plastique. En exploitant le diagramme, essayez de le persuader d’employer des sacs réutilisables.
Тестирование №1 (ноябрь2019)
Задание базового уровня
После проведенного тестирования учитель заполняет следующую таблицу №1
«5» ставится, если ученик умеет задавать вопросы без ошибок, рекомендовать или соглашаться, реагировать на реплики в зависимости от роли.
«4» ставиться, если вопросы заданы с небольшими ошибками(10-20%), может вести беседу с собеседником.
«3» ставится, если ученик затрудняется вести беседу, но речь его можно понять (учебная задача выполнена на 50%).
«2» ставится, если ученик не выполнил задание.
Тестирование №2 (ноябрь- декабрь 2019)
Тестирование проводится учителем согласно тематическому плану по своим УМК с использованием новых или традиционных методов, приёмов и технологий по обучению говорению.
После проведенного тестирования учитель заполняет таблицу №2
Пробное тестирование №3(март — апрель 2019)
Тестирование проводится на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Педагогический институт.
(Тестирование в формате ЕГЭ — 15-20 марта, ОГЭ — 18-22 апреля.)
Обоснованность значимости исследовательской инициативы
Когда-то в России интеллигенция могла свободно говорить и писать на нескольких иностранных языках, и это считалось правилом, а не исключением. Во многих семьях жили гувернёры и гувернантки, были приходящие учителя, в большинстве своём носители языка. В гимназиях изучали 3современных иностранных языка, помимо латыни и греческого. В годы советской власти, хотя иностранные языки и были включены в школьную программу, как обязательные, не играли столь значимой роли, и на первое место выходило чтение. В настоящее время значение обучения устной речи, где говорение играет первостепенную роль, трудно переоценить.
Речевое взаимодействие- это объединение, координация и взаимодополнение усилий участников общения для определения, приближения и достижения коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Речевое взаимодействие является важным условием организации учебной работы школьников на уроке иностранного языка, с помощью которого можно рационально использовать учебное время, активизировать речемыслительную деятельность учащихся, повышать развивающий эффект обучения. (Г.А. Китайгородская)
Речевое взаимодействие не может быть представлено в виде готового и заранее заданного текста, поскольку любой текст есть итог монологической, диалогической или групповой речемыслительной деятельности. Один из аргументов в защиту текстового сообщения заключается в том, что школьникам необходимо вначале усвоить текст, после чего они могут его самостоятельно варьировать. Однако практика показывает, текстовое репродуктивное начало учебной работы мало способствует дальнейшей разговорной деятельности учащихся и даже затрудняет её, побуждая снова и снова воспроизводить заученные последовательности фраз. В этом заключается ограниченность репродуктивного обучения, при котором вместо речемыслительной задачи учащимся предъявляется способ её решения.
Наилучшее условие для решения речемыслительной задачи создаются в процессе речевого взаимодействия. Можно сказать, что речевое взаимодействие является ключом к организации общения на иностранном языке. Обучение речевому взаимодействию предусматривается в некоторых современных пособиях, направленных на овладение устной речевой деятельностью.
Для того, чтобы организовать речевое взаимодействие учащихся, недостаточно предъявить им речевую задачу, образцы речевых действий и скомандовать: «Общайтесь!» Нужны такие методические приемы, которые обеспечивали бы необходимое речевое взаимодействие школьников на иностранном языке.
Изучение иностранного языка в целом и английском в частности в основной школе направлено на достижение целей, одна из которых – развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной:
развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
Из 4 видов деятельности на уроках иностранного языка главное место занимает Это является результатом всех остальных видов речевой деятельности. Речевые умения в виде диалогической и монологической речи должны развиваться на каждом уроке, чтобы учащиеся не только смогли сдать ЕГЭ, но и после окончания средней общеобразовательной школы выпускник мог говорить, рассказывать, обсуждать, вести диалог, т.е. общаться, что является самым необходимым для большинства людей современного мира.
Говорение продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения говорения является одним из важнейших направлений преподавания. По большей или меньшей роли программирования высказывания различают:
- инициативную (активную) речь,
- реактивную (ответную) речь,
- репродуктивную (стохастическую) речь.
Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы:
, при которой проявляется потребность человека в общении под влиянием определенного мотива и при наличии определенной цели высказывания;
представленную в виде свернутых умственных действий по программированию и формулированию мыслей (здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов и грамматическое прогнозирование);
исполнительную звуковое и интонационное оформление мысли (на начальном этапе обучения переход программы высказывания к ее исполнению происходит через родной язык;
задача, которой сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению; контроль предполагает наличие у говорящего эталона, формирующегося в результате языковой практики и сличения собственной речи с эталоном.
, предназначены специальные упражнения, подразделяющиеся на подготовительные и речевые. Навыки и умения неподготовленной речи, ее реактивность, спонтанность, тема вырабатывается в диалоге; умения и навыки подготовленной речи с ее инициативностью, логичностью, последовательность в монологе. Диалогическая речь форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений. Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство (микродиалог) несколько реплик, связанных по содержание и по форме. Обучение диалогической речи строится на основе образца, данного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение.
Основными этапами обучения диалогической речи на уроке являются:
1) презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения;
2) презентация диалога в звуковой и графической форме;
3) усвоение языкового материала диалога;
4) усвоение способов связи реплик в диалоге;
5) воспроизведение диалога;
6) расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации.
При обучении диалогической речи рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая. Основным средством обучения диалогической речи являются упражнения. В процессе их выполнения формируются умения: запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалогической речи, комбинировать реплики при построении диалога и др.
Монологическая речь форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. Методика обучения языку должна обеспечить обучение всем видам монологической речи.
Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:
1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ;
2) логически последовательно раскрыть заданную тему;
3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.
Эти обстоятельства и легли в основу темы эксперимента: «Формирование речевых компетенций на уроках иностранного языка».
3. Программа исследования
Целью работы является определение научных основ и методики проведения формирования навыка говорения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе с использованием анализа отечественной и зарубежной методической литературы по данной теме, сбор необходимых научных и экспериментальных данных, имеющих прямое или косвенное отношение к исследуемому вопросу.
Помимо этого важно:
1) описать и проанализировать ранние достижения в области обучения говорению и развитию навыка;
2) определить степень применяемости диалогов-образцов как один из видов тренировочных упражнений в процессе изучения иностранных языков на конкретном этапе;
3) раскрыть основные понятия терминологии навыка говорения и его критерий автоматизированности.
Предметом исследования является процесс развития навыка говорения, осуществляемый в условиях коммуникативно — направленного обучения.
Исходя из этого, объектом исследования было избрано диалогическое общение и монологическая речь, а именно диалог-образец, обеспечивающий наивысшую эффективность развития навыка говорения.
выпускники школы, умеющие использовать приобретенные предметные знания и общеучебные умения для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам.
Цель экспериментальной деятельности: поиск наиболее эффективных приёмов и методов для формирования навыков и умений говорения на примере разных УМК по английскому языку и опыта педагогических работников школ района и республики.
В результате эксперимента мы планируем получить перечень приёмов, методов и технологий обучения говорению, которые помогут обучающимся успешно сдать ЕГЭ, повысить уровень знания иностранного языка и подготовят учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического (полилогического) общения очень важны.
Цель, предмет и гипотеза исследования определяют его основные
1) проанализировать имеющуюся методическую литературу по проблеме развития навыка говорения и использования диалога образца в виде тренировочного упражнения.
2) определить научные основы и методы процесса обучения устной речи, умений и навыков, а также проанализировать наиболее оптимальные пути проведения тренировочных упражнений в изучении иностранного языка посредством диалогов.
3) составить и опытно-экспериментальным путем проверить наиболее эффективную систему речевых упражнений для проверки уровня навыков и умений учащихся.
4) провести мониторинг уровня развития умений и навыков говорения в общеобразовательных школах района.
Процесс обучения говорению на иностранном языке.
Непрерывный образовательный процесс.
Методы достижения поставленных целей:
В ходе работы используются следующие методы исследования:
1) критический анализ научной и методической литературы по проблеме;
2) изучение и обобщение положительного опыта преподавателей;
3) наблюдение за контролирующей деятельностью учителя;
4) экспериментальная проверка составных речевых заданий.
Концептуальная основа эксперимента:
В своей практической опытно-экспериментальной деятельности мы опираемся на традиционную методику обучения иностранным языкам, современные образовательные технологии, принципы развивающего образования, сформулированные и реализованные в трудах А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева, П.Я. Гальперина. В каждом из них на первом плане стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе индивидуальной и коллективной деятельности ребенка в предметном мире.
- Закон «Об образовании»;
- Стандарты по иностранным языкам;
- Примерные программы по английскому языку(начальная, базовая, основная школа);
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы
- Методическое письмо о преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
- ФГОС II, III поколения
Новизна и теоретическая значимость проекта:
В методической литературе по иностранным языкам проблема обучения говорению обсуждалась неоднократно, но слабо. В связи с введением ОГЭ и ЕГЭ как основных, а будущем обязательных, форм аттестации по иностранным языкам для выпускников основной и средней школы необходимо пересмотреть реализацию процесса обучения говорению с учётом требований, предъявляемых к выпускникам на экзамене и олимпиадах разного уровня. Теоретической основой настоящей работы являются методические исследования по данной проблеме передовых преподавателей иностранного языка.
Практическая значимость проекта:
В результате реализации данного проекта обучающиеся приобретут необходимые навыки и умения для успешного выполнения заданий по говорению, а учителя — участники проекта будут вооружены базой приёмов, методов и технологий для эффективного обучения говорению на иностранном языке.
Практическая ценность заключается в следующем:
1) применение накопленного материала на практике, в работе с учащимися любого возраста и на всех уровнях обучения;
2) детальное знакомство с данным видом предмета;
3) определение специфики развития навыка говорения и обучения устной речи в целом как обязательного момента на любом этапе.
Перспективы развития проекта
1.Использование базы накопленных эффективных приёмов, методов и технологий обучения говорению на иностранном языке на всех этапах обучения другими учителями;
2.Распространение методического опыта на различных семинарах и конференциях;
3.Публикация опыта исследовательской деятельности.
Информационная характеристика научно – исследовательского проекта
- Анисимова Валентина Николаевна, учитель английского языка МОУ «Мочалищенская СОШ», руководитель РМО учителей иностранных языков Звениговского муниципального района.
- Колесова Татьяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной речевой коммуникации факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Педагогический институт, сертифицированный эксперт ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку (устная и письменная часть).
- Морозова Екатерина Николаевна, преподаватель ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».
- Леухина Надежда Ивановна, учитель английского языка МОУ «Красногорская СОШ №1»
- Митрофанова Татьяна Александровна, доцент кафедры иноязычной речевой коммуникации факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Педагогический институт.
- Русинова Наталия Владимировна, доцент кафедры романо-германской филологии факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Педагогический институт.
- Коляго Анна Леонидовна, доцент кафедры иноязычной речевой коммуникации факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Педагогический институт.
Организаторы экспериментальной площадки:
- Анисимова Валентина Николаевна, учитель английского языка МОУ «Мочалищенская СОШ»
- Лукьянова Олеся Валерьевна, учитель английского языка МОУ «Кужмарская СОШ».
- Удальцова Алина Николаевна, руководитель РМК Отдела образования администрации муниципального образования «Звениговский муниципальныйрайон»
- Лукьянова Олеся Валерьевна, учитель английского языка МОУ «Кужмарская СОШ».
- учителя английского языка Звениговского муниципального района
База экспериментальной работы:
- районное методическое объединение учителей иностранных языков Звениговского муниципального района
Основная идея проекта:
Основная задача учителя научить говорить обучающихся. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку обучающимся необходимо научиться владеть навыками речевого взаимодействия на уроках английского языка. Требуется проследить формирование речевых навыков и умений на начальном, среднем и старшем этапах обучения и обеспечить преемственность методов, приёмов и технологий.
Основная идея практической реализации проекта:
В процессе эксперимента планируется изыскать эффективные приёмы, методы и технологии обучения говорению. Поделиться опытом подготовки и проведения уроков, ориентированных на формирование навыков общения. Сравнить УМК по английскому языку, по которым ведётся обучение в районе для выявления, где наилучшим образом организовано речевое взаимодействие. Повысить уровень владения учащимися иностранным языком.
Этапы проведения эксперимента:
1 этап. Вхождение в эксперимент: апрель 2018- сентябрь 2018 г.
2 этап. Основная фаза эксперимента: октябрь 2018-май 2019 г,
сентябрь 2019-февраль 2020 г.
3 этап. Завершение эксперимента: март-май 2020 г.
Риски, затрудняющие эффективную реализацию проекта
Разный уровень обученности школьников по говорению на иностранном языке.
Мониторинг реализации проекта
Порядок организации и проведения мониторинга
Контроль за реализацией проекта будет проводиться на заседаниях РМО учителей иностранных языков Звениговского района РМЭ 1 раз в 3 месяца.
Прогнозируемые результаты проекта
1. Создание базы эффективных приёмов, методов и технологий обучения говорению на иностранном языке на всех этапах обучения.
2. Освоение участниками экспериментальной работы комплекса инновационных образовательных технологии, способных обеспечить получение нового образовательного результата.
3. Повышение уровня развития навыков говорения у обучающихся всех ступеней.
4.Определение УМК с наиболее продуманной системой обучения говорению.
5. Размещение программы эксперимента и результатов работы по ней на сайте РМО учителей иностранных языков Звениговского района РМЭ
Учебного центра по подготовке учащихся речевым взаимодействиям на уроках иностранного языка, в частности английского языка, подготовки одного из видов речевой деятельности к сдаче ОГЭ, ЕГЭ по английскому, немецкому и французскому языкам.
(на базе МОУ «Красногорская СОШ №1»)
Средства контроля и обеспечение достоверности результата
Мониторинг прохождения эксперимента осуществляется в ходе анализа результатов тестирований, предъявляемых в виде диагностических таблиц на уроках по английскому языку в школе; анализа результатов тестирования учащихся 8-9 и 10-11 классов в формате ОГЭ и ЕГЭ сертифицированными экспертами ОГЭ и ЕГЭ (на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»); обмена полученными данными между участниками эксперимента, на конференциях различного уровня, в научных публикациях.
Основные этапы эксперимента и прогнозируемые результаты
апрель 2018- октябрь 2018 г.)
Создание условий для проведения эксперимента
(сентябрь 2018 — май 2020 г.)
Начальное звено (3-4 классы)
Среднее звено(5-8 классы)
Старшее звено (9-11 классы)
(март-май 2020 г.)
Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования
5.Комплекс мероприятий для решения поставленных задач
Интегрированный календарный план по каждому этапу исследования