- Что такое «речевой этикет»?
- Работа над ошибками
- Домострой (полное название — Книга, называемая «Домострой»)
- Обсуждение ошибок
- Правила разговора по телефону
- Тест «Умеете ли вы слушать?»
- Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого
- Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен
- А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда
- Пословицы и поговорки об этикете
- Способы, которые помогают избежать негативного слова.
- Речевые формулы телефонного разговора
- Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.
- Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.
- Этикет разговора по телефону.
- Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных
- «почти всегда»-2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» -6 баллов «редко»-8 баллов «никогда»-10 баллов 55 баллов —
- Знание этих правил может не привести к успешному общению.
- Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом
- Правила речевого этикета
- Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык
- МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ
- Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы.
- Комплимент — любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент
Что такое «речевой этикет»?
Речевой этикет — это система специфических языковых знаков
(слов, устойчивых словесных формул) и правил их
употребления, принятых в данном обществе в данное время с
целью установления речевого контакта между собеседниками
и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или
официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
« Толковый словарь русского речевого этикета»
Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации,
имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику
(правила пристойного речевого поведения в обществе.
«Толковый словарь русского речевого этикета»
Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых
средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
«Русский язык. Энциклопедия»
Капитанам каждой команды задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда
получает 1 балл.
1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
2.При входе и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? (
Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот)
3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен
4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?
5.Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим
6.Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Вопервых,
Конкурс №6: «Инсценировка
Сейчас каждой команде предстоит инсценировать неприятную ситуациюв которой
оказались два человека. Ваша задача – разыграть эту сценку так, чтобы и
пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.
Максимальный балл за конкурс –
1.официант опрокинул поднос с едой на посетителя.
2.мальчик попал мячом в старушку, сидящую на скамейке.
Пока каждая команда продумывает своё выступление, я предлагаю ответить на
несколько вопросов болельщикам. Тот, кто отвечает правильно, приносит 1 балл
для команды, за которую болеет.
1.В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции,
используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы.
2.Попробуйте сформулировать значения распространённых жестов.
(проявляет нетерпение, ему скучно, он нервничает).
пытается контролировать свой гнев).
Конкурс №7: «Комплименты любят все
Каждый член жюри получает табличку с названием сказочного персонажа. Это
могут быть как добрыетак и злые персонажи (например, Золушка, Кощей
Бессмертный, БабаЯга и др.). Задача команд по очереди сделать как можно больше
Что включает в себя этикет устного общения?
A) правила ведения переписки
C) вежливые отношения между людьми
D) правила ведения разговора
Что входит в этикет письменного общения?
B) правила ведения разговора
D) вежливые отношения между людьми
Что такое речевой этикет?
A) это формулы вежливости и правила ведения разговора
B) это формулы вежливости и правила ведения переписки
C) это совокупность правил речевого поведения людей
D) это усечённые формы ответных приветствий
Основой этикета является:
Что составляет ядро этикета
A) сдержанность в одежде
B) сдержанность в поведении
C) сдержанность в общении
D) умеренная громкость речи
Отметьте группы этикетных речевых формул
A) речевые формулы, относящиеся ко всему процессу общения
B) речевые формулы, относящиеся к началу общения
C) речевые формулы, используемые в конце общения
D) речевые формулы, характерные для основной части общения
Выберите усечённые формы ответных приветствий
A) правила речевого поведения людей
B) любезные, приятные слова, лестный отзыв
C) основа сдержанной манеры общения
D) правила ведения переписки
Выберите, что входит в основу сдержанной манеры общения
A) умеренная громкость речи
B) умеренный темп речи
D) очень интенсивная артикуляция
Если Вам сделали комплимент, чтобы не показать свою невоспитанность и неумение
принимать комплименты, чего не следует делать по мнению И.А.Стернина:
A) спорить, говорить, что это не так
C) указывать на то, что комплимент это преувеличение
D) произносить ответные комплименты
Правильные ответы, решения к тесту:
Правильный ответ —
Правильный ответ — A, B, C
Правильный ответ — B, C, D
2) Когдато, в глубокой древности, люди верили, что слово может иметь магическую силу, и, если,
к примеру, пожелать кому-то здоровья, то это непременно сбудется. А если сказать Доброе утро,
Добрый день, то они обязательно будут добрыми.
Должен помнить ты везде,
Чтоб культурным быть:
КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ
3) А что такое ЗДРАВСТВУЙТЕ?
Это пожелание здоровья (здравия). Не случайно и сегодня в качестве приветствия военные
говорят: «Здравия желаю!»
Кстати, древние римляне при встрече произносили слово САЛЬВЕ, что означало: «Здравствуй,
будь здоров!», ведь в латинском языке САЛЮС – здоровье, благо, спасенье, привет.
КАКОЕ НАШЕ ПРИВЕТСТВИЕ ПРОИЗОШЛО ОТСАЛЮС?
4) Прочитайте текст, запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»
Текст на листе №1
Что значит здороваться? Это прежде всего пожелать здоровья, долгих лет жизни. Это значит
проявить доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся, иногда
В России в деревнях существует старая традиция: здороваться со всеми, кто идёт навстречу, даже
с незнакомыми. Это знак уважения и расположения к людям.
Вот как рассказывает об этом писатель А. Крон.
тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я
добрый. Вот и будь здоров».
Что значит здороваться? Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку. Фраза:
«Он перестал со мной здороваться» означает: «Он прервал со мной добрые отношения,
Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось
верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, коротких словах привета
заключён большой смысл: «Я вижу тебя, человек, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю. Я
желаю тебе самого доброго: мира, веселья и счастья».
Вот что значит простое, обыкновенное слово ЗДРАВСТВУЙ!»
5) Рассмотрим материал на листе №2 ( на листе изображены иллюстрации разных речевых
ситуаций: встречи одноклассников, пожилых мужчин и спортсменов. Нужно сформулировать
правила приветствия в зависимости от ситуации)
6) Очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будет говорить.
Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия,
постарайтесь решить речевые задачи:
(на экране заданные ситуации, дети после обсуждения в группах предлагают свой вариант
ответа, группы могут спорить, доказывать свою точку зрения.)
1. Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама или бабушка, повидимому, чемто огорчённая.
Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие
добрые слова помогут в данной ситуации?
2. Ты входишь в класс. Учителя нет. Как поздороваешься?
3. Ситуация изменилась. В классе дети и учитель. Что скажешь?
4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Лариса Ивановна. Проходя мимо, ученик
сказал: «Здравствуйте, Лариса Ивановна!» всё в порядке?
Слово — не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли. Гюстав Флобер
Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации.
Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)
Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
Формула речевой этикета
Как было: из истории речевого этикета
Русская пословица гласит: «Безобычному человеку с людьми не жить»
Завет Владимира Мономаха
Вспомните и напишите пословицы и поговорки, так или иначе связанные с темой речевого этикета (слово, язык, речь)
Современное состояние речевого этикета
Национальная специфика и уровень культуры Феня и ненормативная лексика
Уровень культуры человека
Сленг (от англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных групп).
Феня — язык, сформировавшийся на Руси в эпоху Средневековья и первоначально использовавшийся бродячими торговцами офенями. Офени создали новый язык, придумав новые корни и оставив традиционную русскую морфологию и использовали язык для общения «не для чужих ушей». Впоследствии язык был перенят уголовной средой, и в настоящее время феней называется воровской жаргон (разговаривать на таком языке — ботать по фене).
Отрывок №1 «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит»
Качества речевого этикета
Тактичность Предупредительность Терпимость Доброжелательность Выдержанность Использование обращений
Каждая группа получает по 2 карточки, на которых написаны качества. В течение 5 минут подготовить объяснение каждого качества.
это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
самый массовый и самый яркий этикетный признак.
Составьте правила речевого этикета в форме таблицы, используя раздаточный материал.
Диалог «Почему обиделась мама?» Маша: Алло, Катя, это ты? Мама: Нет, это не Катя. А кто её спрашивает? Маша: Да так, знакомая. А где Катя? Мама: Её нет дома. Что ей передать? Маша: Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла. Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.
Работа над ошибками
Мама: Алло. Слушаю вас. Маша: Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница, Маша. Мама: Здравствуйте, я вас слушаю. Маша: Можно пригласить вашу дочь к телефону? Мама: К сожалению, её сейчас нет дома. Что ей передать? Маша: Не беспокойтесь, срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Скажите, в какое время мне удобнее позвонить, чтобы застать её дома? Мама: Позвоните часа через два. Я передам ей, что вы звонили. Маша: Спасибо. Я обязательно перезвоню.
Правила разговора по телефону
Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой. Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить. Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу. На работе говорите по телефону коротко. Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут. Окончить разговор должен тот человек, который позвонил. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика. По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.
Составить в парах диалог телефонного разговора, учитывая правила речевого этикета. Записать диалог в тетрадь.
Меньше говори, больше слушай
“Нам дан во владение самый богатый, самый
меткий, могучий и поистине волшебный русский
язык”
1. Сообщение целей урока.
Сегодня мы познакомимся с очередным разрядом
местоимений и продолжим изучать речевой этикет:
вспомним некоторые правила вежливого обращения.
2. Проверка домашнего задания.
— Какие местоимения называются личными?
— Почему они называются личными?
— Каковы особенности личных местоимений?
Давайте поговорим о местоимениях второго лица.
Назовите их.
Только ли для множественного числа
употребляется местоимение “вы”?
Действительно, местоимение “вы” – это
вежливая форма обращения к человеку. В речевом
этикете, ребята, существуют понятия: ты-общение и
вы-общение, т.е. с одними людьми мы можем общаться,
используя местоимение “ты”, а с другими можем
говорить только “вы”.
Отчего это зависит?
Ты – или вы – общение зависит от того, к кому вы
обращаетесь? Или от ситуации общения? А может
быть так, что в одной ситуации вы говорите
человеку “ты”, а в другой “вы”?
(Ученики приводят примеры).
Молодцы, привели удачные примеры. Не забывайте
о вежливости никогда, общаетесь ли вы с человеком
на “ты” или на “вы”.
Послушайте сообщение о том, как употреблялись
личные местоимения в XIX веке.
4. Сообщение подготовленного ученика.
Доклад о правилах употребления ты и вы
в царской России.
В царской России к барину нужно было
обращаться на “вы”, а он к своим крестьянам,
независимо от возраста, обращался на “ты”. В
армии офицерам говорили “вы”, а солдатам –
“ты”.
Известны даже трагические последствия грубого
обращения на “ты”. Об этом рассказывает
писатель В. Н. Иванов в книге “Александр Пушкин и
его время”:
“30 октября 1830 года в “Литературной газете”
появилось такое сообщение:
Вот четыре строчки Казимира де Виня для
памятника, который предполагается воздвигнуть в
Париже жертвам Июльской революции:
— Ответь мне, Франция, как звали тех героев?
Имен их здесь на памятнике нет!
“Свободной ставшей вмиг – спросить их не успела!
— Вот мой ответ!”
Это упоминание о революции подымает бурю.
Бенкендорф потребовал к себе А. Дельвига и в
присутствии жандармов самым грубым образом
обратился к нему с вопросом: “Что ты опять
печатаешь недозволенное?”
Выражение “ты” вместо общеупотребительного
“вы” не могло с самого начала этой сцены не
подействовать весьма неприятно на Дельвига.
На возражения Дельвига Бенкендорф раскричался
и выгнал его со словами: “Вон, вон, я упрячу тебя с
твоими друзьями в Сибирь”.
5. Наблюдение над материалом, записанным
на доске:
Спишите, вставляя пропущенные буквы и
раскройте скобки. Найдите местоимения.
— Какое из них указывает на принадлежность?
— На какой вопрос оно отвечает?
— Как называется прилагательное, отвечающее на
вопросы: чей? чья? чьё? чьи?
— Сможет ли вы ответить, какие местоимения
называются притяжательными?
6. Чтение правила по учебнику.
— Как вы думаете, почему на одном уроке
встретились притяжательные местоимения и
этикет? (Внешнее проявление внутренней
культуры, умение вежливо общаться связано с
умением правильно употреблять местоимения).
7. Работа с таблицей. (Распечатана на
каждого ученика).
— Когда мы используем местоимение ты, твой –
Вы, Ваш? Обратимся к таблице.
Обратимся к записанному нами четверостишью.
Вежливым ли было обращение к кассиру?
8. Разыгрывание по ролям в парах ситуации
общения “У кассы” (в кинотеатре, театре,
на стадионе, вокзале, в аэропорту).
— Какую форму обращения вы используете? Какие
местоимения вам понадобятся?
— Какие выражения просьбы (пожалуйста, будьте
добры, разрешите попросить, будьте любезны) и
благодарности (спасибо, благодарю) вы
используете? (Записать на доске).
Две-три пары учеников представляют (в ролях)
коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с
классом анализирует её, обращая внимание на
средства речевого воздействия.
9. Лингвистическая задача.
— Прослушай отрывки из стихотворений.
— Определи, к кому обращаются поэты? В каком
значении употреблено местоимение ты
Некрасовым и в каком – Исаковским?
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
(Н А Некрасов)
10. Самостоятельная работа. (Текст у
каждого ученика)
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите
притяжательные местоимения, подчеркните их.
— Выделите окончания притяжательных местоимений.
Что они обозначают?
— Как изменяются притяжательные местоимения?
— Просклоняйте (устно): ваша большая корзина,
твой голубой шарф.
11. Будь внимательным. (Устно. Текст
у каждого ученика).
Найдите ошибки в предложении. Прочитайте в
исправленном виде.
12. Чтение образцов поздравлений.
(Даны каждому ученику, в виде образца красиво
оформлены на доске).
Дорогой Боря!
Поздравляем тебя с Новым годом!
Желаем здоровья, счастья, успехов в учёбе.
Твои друзья Петя и Ваня.
Уважаемая Анна Ивановна!
С Днем 8 Марта Вас поздравляет 6 класс!
Ваши ученики.
Дорогая бабушка!
Поздравляем тебя с днем рождения!
Желаем многих лет жизни, счастья, здоровья!
Крепко целуем.
Твои внуки Миша и Вася.
13. Беседа о правильном оформлении
поздравления.
Ребята, при оформлении поздравления очень
важно обратиться к человеку, которого
поздравляете. Если это взрослый человек, ваш
учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович,
уважаемая Марья Ивановна. Если это ваш
родственник, можно обратиться: дорогой дедушка,
дорогая мама. Дальше следует само поздравление:
поздравляю с днем рождения, поздравляю с Новым
годом. Далее обязательно пожелания: традиционно
желают хорошего здоровья, успехов в работе или
учебе, счастья, всего самого наилучшего.
Местоимение Вы, Вам в знак уважения пишется с
большой буквы. Поздравление обязательно
подписывается, ставится дата.
14. Подведение итогов.
— Что вы узнали о притяжательных местоимениях?
— Об особенностях употребления местоимений Ты
(твой) – Вы (Ваш)?
15. Домашнее задание.
Предлагается написать поздравление
официальному лицу (руководителю кружка,
библиотекарю, учителю) или неофициальному лицу
(маме, сестре, другу) с использованием личных и
притяжательных местоимений.
Работа над ошибками
Мама: «Алло. Слушаю вас.»
Маша: «Здравствуйте, вас беспокоит Катина
одноклассница, Маша.»
Мама: «Здравствуйте, я вас слушаю.»
Маша: «Можно пригласить вашу дочь к телефону?»
Мама: «К сожалению, её сейчас нет дома. Что ей
передать?»
Маша: «Не беспокойтесь, срочного ничего нет,
просто мы с ней должны договориться о встрече.
Скажите, в какое время мне удобнее позвонить,
чтобы застать её дома?»
Мама: «Позвоните часа через два. Я передам ей, что
вы звонили.»
Маша: «Спасибо. Я обязательно перезвоню.»
Домострой (полное название — Книга, называемая «Домострой»)
Это анонимный памятник
русской литературы XV века,
являющийся сборником правил,
советов и наставлений по всем
направлениям жизни человека и
семьи, включая общественные,
семейные,
хозяйственные
и
религиозные вопросы.
Наиболее известен в редакции
середины XVIв. на
старославянском языке,
приписываемой протопопу
Сильвестру. Написан живым
языком, с частым использованием
пословиц и поговорок.
ЗАДАНИЕ
Напишите письмо англичанину,
изучающему русский язык, о формах
приветствия и ответах на них,
существующих в русском языке.
Как вы будете себя вести в подобных речевых
ситуациях?
Ты снимаешь трубку и выясняешь, что
произошла ошибка.
Ты звонишь другу и попадаешь в другую
квартиру.
Человек, которому ты позвонил, не может
сейчас с тобой разговаривать.
Ты позвонил заболевшему другу, к
телефону подошла его мама и сказала,
что он спит.
Ты едешь в другой город, и друг просит
тебя позвонить его родственникам,
проживающим там и передать привет.
Речевому этикету человек учится не только
в школе, но и в повседневной жизни.
Обращайте внимание на то, как общаются
люди. Отмечайте то, что вам нравится в их
речи, и старайтесь говорить так же.
Желаем вам успехов!
Правила разговора по телефону
Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу.
На работе говорите по телефону коротко.
Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут.
Окончить разговор должен тот человек, который позвонил.
Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто
бывает, что виноват не человек, а автоматика.
По правилам русского речевого этикета абонент, которому
звонят, может себя не называть.
Не забывайте, что особенно полезны при телефонных
разговорах три чудодейственных слова, которых часто не
хватает в нашей речи: «извините», «пожалуйста»,
«спасибо».
И последнее. Даже если вы обижены или разгневаны,
воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя
корректно!!!
Аналогичные примеры не только из
литературы, но из жизни каждый
вспомнит великое множество.
Но дело не в количестве примеров, а в том,
что за ними стоит.
Меняются времена и нравы, но люди
разных поколений, принадлежащие к
разным социальным слоям общества, с
неизменным вниманием относятся к
речевому этикету, уважительному
обхождению, доброму слову.
Внеклассное мероприятие для
учащихся 6-8 классов
Обсуждение ошибок
Маша начала разговор с вопроса, не зная, кто
взял трубку, стала общаться на «ты», а к
телефону подошёл взрослый человек, к
которому следует обращаться на «вы».
После
того,
как
Машу
попросили
представиться, она не назвала своего имени.
Маша эмоционально и бесцеремонно начала
высказываться по поводу отсутствия Кати.
Если у Маши было срочное дело, то ей нужно
было коротко передать просьбу через маму.
Если у Маши дело было не срочное, она должна
была сказать, что она обязательно перезвонит.
Правила разговора по телефону
Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом
обращайтесь с просьбой.
Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его
правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме
случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что
вашего звонка будут ждать и не легли спать).
Если во время разговора телефон случайно отключился,
перезванивает тот, кто звонил.
Частные разговоры неудобно вести в присутствии других
лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале
поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.
При разговоре по телефону нужно учитывать,
позвонили вы сами или кто-то звонит вам.
Если звоните вы:
Начните разговор с приветствия.
Назовите себя, объясните, кто вы.
Извинитесь за беспокойство.
Пригласите к телефону того, кому вы звоните.
Если разговор прервался, то именно вы должны
перезвонить.
Не звоните людям в очень раннее или позднее время.
Если звонят вам:
Поздоровайтесь, даже если вы не знаете того, кто звонит.
Если просят кого-то из ваших родных, а их нет,
спросите, что передать.
Не заканчивайте разговор, пока его не закончит тот, кто
звонит.
Уклониться от приветствия или не ответить
на него во все времена у всех народов
считалось верхом невоспитанности.
Ведь в поклоне, коротких словах привета
заключен большой смысл:
«Я вижу тебя, Человек, ты мне симпатичен.
Знай, что я тебя уважаю, не имею дурных
намерений и желаю тебе самого доброго!»
Тест «Умеете ли вы слушать?»
1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема
или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас
манеры собеседника?
2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас
раздражение или грубость?
3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или
незнакомыми людьми?
4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?
5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в
это время думаете о чем- либо другом?
6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в
зависимости от того, кто является вашим собеседником?
7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся
неприятной для вас темы?
8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи
встречается неправильное произношение отдельных
слов?
9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к
собеседнику?
Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого
делать не стоит.
Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от
него невозможно. Из него можно только
вырасти. К 11 классу частота употребления
сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают
больше, общаются с большим кругом людей,
читают больше и для них на первый план
выходит задача: достичь в жизни определенных
высот, прежде всего, в профессиональном
плане.
Значит, говорить надо по — русски. Чаще
употребляют сленг учащиеся 8 классов,
показывая, таким образом, свою взрослость и
принадлежность
к
определенному
кругу
избранных.
«КАК ПОЖИВАЕТЕ?»
Вежливый человек непременно ответит
на
приветствие.
При
этом
он
использует для каждой отдельной
ситуации свою речевую форму ответа.
Рад тебя видеть!
Какие новости?
Как дома?
Как жизнь?
Как дела?
Давненько мы
не видались!
Как хорошо, что
мы встретились!
Как здоровье?
Какие успехи?
Вот как можно ответить на выражение
благодарности:
Пожалуйста!
Не за что!
Не стоит благодарности!
Ну что Вы, мне это было приятно.
Я рад, что Вы довольны.
Придумайте еще несколько возможных
ответов.
А вот так отвечать нельзя:
Теперь ты мой должник!
Ты понимаешь, скольким мне обязан?
За «спасибо» ничего не купишь!
Помни мою доброту!
!
2. Как поступить, если с тобой поздоровался
человек, которого ты не знаешь? Что произнести
в этом случае?
Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь
свой ответ с нашим.
Нужно ответить на приветствие. Можно
сказать, что он ошибся. Но невежливо,
пожимая плечами, выражать свое недоумение.
3. Как поступить, если ты встречаешься со
знакомым несколько раз в день?
Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь
свой ответ с нашим.
Каждый раз поздороваться. Можно прибавить
«еще раз» или пошутить, если встреча
случайна и это уместно.
Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен
занять высокое положение в обществе.
В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик,
хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке,
чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только
однажды старик взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь ,
Насмешишь ты целое царство».
Давайте говорить
друг другу
комплименты!
С кем я говорю?
Когда
происходит
разговор?
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
Где происходит С какой целью
разговор?
я говорю?
Как я говорю?
Выбор слов приветствия определяется
речевой ситуацией и речевым этикетом, то
есть зависит от того, моложе или старше тот,
кого вы приветствуете, каково его положение
по отношению к вам, знакомы вы или нет и от
многих других причин.
С давних пор в России существовал обычай:
желая видеть кого-либо своим гостем, хозяин
посылал ему приглашение. Эти приглашения
были
самыми
разнообразными,
но
их
объединяло
одно:
доброжелательность,
почтение, уважение к приглашаемому.
А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко
поклонилась;
Закрасневшись,
извинилась,
Что-де в гости к ним
зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.
Владение речевым этикетом способствует
приобретению авторитета, порождает доверие и
уважение. Знание правил речевого этикета, их
соблюдение позволяет человеку чувствовать себя
уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и
затруднений в общении.
«БЛАГОДАРЮ ВАС!»
Вежливые слова являются приобретением
цивилизации. Невозможно представить себе
дикаря, обращающегося к соплеменнику со словами: «Будьте так любезны, передайте, пожалуйста, вон ту кость. Благодарю Вас, извините за
беспокойство».
Но если современный
человек не употребляет в своей речи
вежливых слов, он
становится настоящим
пещерным человеком!
Прокомментируйте эти речевые ситуации:
Кто, с кем, когда и где может так
поздороваться?
В какой ситуации такие приветствия
неуместны?
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? С каким
приветствием ты обратишься?
Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь
свой ответ с нашим.
Если твой спутник здоровается со своим
знакомым, нужно и тебе поздороваться с ним,
даже если вы не знакомы. Если человек
совсем не знаком тебе, то поздороваться
можно молча: поклоном или вежливым
кивком головы.
Пословицы и поговорки об этикете
Умный не говорит, невежда не дает говорить.
Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай.
Дед говорит про курицу, а бабка — про утку.
Вы слушайте, а мы будем молчать.
Глухой слушает, как немой речь говорит.
Все беды человека от его языка.
Корову ловят за рога, людей за язык.
Слово — стрела, выпустишь — не вернешь.
Невысказанное высказать можно, высказанное
возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем
пересказать.
Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.
Способы, которые помогают избежать негативного слова.
Чего не следует говорить
Меня
не
интересует
ваше предложение
Я ничего об этом не
знаю.
Я с вами не согласен, это
совсем не так.
Сколько можно звонить!
Я ещё не получил такой
информации.
Сейчас я не хочу об этом
говорить.
Вы неправильно сделали
этот отчет.
Что следует говорить
В данный момент мы не
рассматриваем
подобные
предложения,
но
мы
обязательно свяжемся с вами
позднее.
К сожалению, в данный
момент я пока не располагаю
этой информацией.
А как вы смотрите на другую
точку зрения?
Возможно,
имеет
смысл
немного
подождать:
информация будет получена
позже.
Я предпочел бы обсудить
этот вопрос в другое время.
Будет
лучше,
если
вы
посмотрите этот отчет ещё
раз.
Ответьте на приглашения:
Петя болеет. Давай его навестим.
Не хочешь поиграть со
мной в шахматы?
Разрешите мне от имени
класса пригласить Вас на
чаепитие.
Не согласитесь ли Вы принять
участие в жюри конкурса?
Проходи пожалуйста,
садись, угощайся
тортом.
«ИЗВИНИТЕ»
Какие из этих слов и выражений вы используете,
когда вам нужно попросить прощения?
Простите.
Прошу извинить меня.
Извините.
Не сердитесь на меня.
Прошу прощения.Примите мои извинения.
Виноват!
Приношу свои извинения.
Придумайте ситуации, в которых вы могли бы
произнести эти слова.
!
Чаще всего следует объяснить, за что вы
просите прощения:
Простите за опоздание.
Извините за беспокойство.
Иногда
нам
по
разным
причинам
приходится отвечать на просьбу отказом. И
это тоже надо делать вежливо. Желательно
объяснить причину отказа и извиниться за
то, что не смог помочь.
ЗАДАНИЕ:
Ответьте вежливым отказом на просьбу:
Позвонить товарищу.
Одолжить учебник.
Дать списать.
Сходить в магазин.
Выступить на школьном концерте.
Речевые формулы телефонного разговора
Почему обиделась мама?
Маша: « Алло, Катя, это ты?»
Мама: « Нет, это не Катя. А кто её
спрашивает?»
Маша: « Да так, знакомая. А где Катя?»
Мама: « Её нет дома. Что ей передать?»
Маша: « Вот коза, обещала меня
подождать, а сама куда-то слиняла.»
Мама: « Простите, я с вами в таком духе не
могу дальше разговаривать.»
ЗАДАНИЕ:
1. Расскажите, с какой интонацией произносятся слова, которыми вы просите прощения. Что может произойти, если интонация не будет соответствовать смыслу
сказанного?
2. Составьте диалоги на данные ситуации:
Вы опоздали на урок.
Вы забыли дома вещь, которую должны
были вернуть товарищу.
В транспорте вы нечаянно наступили
на ногу соседу.
Взрослые разговаривают, а вам надо
прервать их по срочному делу.
Доброжелательность,
доброта
и
приветливость, радушие, гостеприимство по
отношению к знакомым и в особенности к
незнакомым, вежливость, скромность, учтивость
наряду
с
другими
христианскими
добродетелями почитались в народе как ценные
моральные качества, обладать которыми
должен стараться каждый человек. Об этом
постоянно и настойчиво напоминала церковь,
этому старшие
разными способами учили
младших.
Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.
1.Внимание и приветливость по отношению к
собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Учёт ответной реакции собеседника.
4.Разговор на тему, предложенную собеседником,
преимущественное выслушивание собеседника,
а не говорение.
5.Для создания более доверительной обстановки
разговора употребление имени — отчества
собеседника.
Какие из этих слов благодарности вы используете?
Спасибо.
Очень Вам признателен.
Большое спасибо.
Разрешите поблагодарить Вас.
Благодарю Вас.
Спасибочки.
Я тебе очень благодарен!
Примите мою благодарность.
Придумайте ситуации, в которых вы могли бы
произнести эти слова.
!
Очень
важно
не
только
уметь
поблагодарить, но и уметь ответить на
слова благодарности! Ведь нельзя просто
промолчать, услышав «Спасибо».
Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.
Комплимент:
не должен быть двусмысленным;
должен быть «без гипербол», содержать лишь
небольшое преувеличение качеств человека;
должен
учитывать собственное мнение
человека о себе, касаться тех качеств, которыми
человек гордиться. Если же человек не
стремиться
совершенствовать
какое-то
качество, не надо касаться его в комплименте;
должен быть без дидактики, не надо учить в
комплименте;
должен быть «без приправ» — «без ложки
дёгтя».
4. Ты часто во дворе и подъезде своего дома
встречаешься с одними и теми же людьми.
Полагается ли в таких случаях здороваться?
Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь
свой ответ с нашим.
Непременно!
5. Ты не сразу заметил знакомого, не успел с
ним поздороваться или ответить на его
приветствие. Как поступить?
Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь
свой ответ с нашим.
При первой же возможности надо
извиниться перед ним.
«ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
Что значит здороваться?
Это значит пожелать человеку здоровья,
долгих лет жизни.
Это значит проявить доброжелательность
и уважение.
Это значит подтвердить, что ты хорошо
относишься к человеку.
!
Фраза «Он перестал со мной здороваться»
означает: он прервал со мной добрые
отношения, перестал меня уважать.
Правильность
речи,
её
точность,
логичность,
чистота,
богатство
и
выразительность — критерии хорошей речи.
Ещё одним немаловажным критерием хорошей
речи является уместность.
Бывает,
что
и образованные
люди,
прекрасно владеющие языком, речью, не
понимают друг друга, не могут договориться,
слушают, но не слышат или недостаточно
тактичны или деликатны.
Речевой этикет — это
правила о том, как
говорить,
о
чем
говорить, где говорить
и с кем говорить.
«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ
ТЕЛЕФОН»
Прочитайте диалог из рассказа Н.Носова «Телефон».
Знаете ли вы, что такое
этикет?
Этикет – это правила о том, как
вести себя среди людей, чтобы им
было приятно и хотелось с тобой
общаться.
Речевой этикет – это правила о том,
как вести себя во время разговора,
как обращаться к разным людям с
приветствием, просьбой, вопросом,
поздравлением или замечанием.
Этикет разговора по телефону.
Частью общего речевого этикета является
этикет телефонного разговора.
Многие учащиеся зачастую не продумывают,
что и как сказать, а попусту тратят время на
разговоры, которые можно обсудить при
встрече.
Специалисты — психологи утверждают, что
появилась
современная
болезнь
«телефономания», которая даже сокращает
жизнь человека на 3-4 года.
Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных
бедных, монахов или священников,- то
хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную
честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека.
Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них
почитать, со всяким поговорить и добрым словом
приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать
из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то
выделить и всякого порадовать».
«почти всегда»-2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» -6 баллов «редко»-8 баллов «никогда»-10 баллов 55 баллов —
Тест
«Умеете ли вы слушать?»
«почти всегда»-2 балла
«в большинстве случаев» -4 балла
«иногда» -6 баллов
«редко»-8 баллов
«никогда»-10 баллов
55 баллов — вы слушатель «среднего уровня»
62 балла — «выше среднего уровня»
более 62 баллов — «вы отлично умеете слушать
людей»
Поздравляем! Вы отлично умеете
слушать людей, потому что вы настоящие профессионалы!
“Этикет (от франц.etiquette –
ярлык,этикетка)-совокупность правил
поведения, касающихся внешнего
проявления отношения к людям
(обхождение с окружающими, формы
общения, манеры и одежда) ”
Знание этих правил может не привести к успешному общению.
Одной из причин называют
злоупотребление
категоричным
словом «нет», которое, по мнению
психологов, почти всегда вызывает
негативные эмоции.
ЗАДАНИЕ:
1. Расскажите, что вам понравилось в
прочитанных приглашениях?
2.
Напишите
несколько
вариантов
приглашения (другу, подруге, учителю,
родителям
друга)
на
какое-либо
торжество (день рождения, праздничный
концерт, чаепитие и т.д.).
Обсудите
свои
приглашения
с
одноклассниками.
«Что надо сказать?» — с этого вопроса —
напоминания каждый из нас осваивал
жизненно
—
необходимые
правила
поведения, общественные обычаи.
«Безобычному человеку с людьми не жить»,
— гласит русская пословица.
Тот,
кто
пренебрегает
общественно
принятыми нормами поведения, в том
числе и нормами речевого поведения, не
может
рассчитывать
на
уважение
окружающих, а, следовательно, и на личный
успех в жизни.
?
Знаете ли вы, что слово «Спасибо»
возникло в результате сращения
устойчивого сочетания «спаси Бог»?
ЗАДАНИЕ:
1.Попробуйте объяснить, как это словосочетание стало формой выражения благодарности.
2. Поблагодарите кого-либо
За приглашение на день рождения
За помощь
За подарок
Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом
патриархальной Руси.
В течение почти четырёхсот лет в домашнем
обиходе многих русских дворян, купцов, горожан
среднего достатка и служилых людей «Домострой»
оставался традиционным путеводителем по домоводству,
«обрядником всего, что делать и как жить».
Правила речевого этикета
Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего
понимать собеседника, избегать неуместных вопросов,
обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть
возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность
подробно проинформировать его по всем существенным для
разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к
возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики
взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей,
стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка
зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно
связана выдержанность — умение спокойно реагировать на
неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания
собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к
собеседнику, так и во всем построении разговора: в его
содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык
входит огромное количество компьютерных слов
— терминов, спрятанных в сленговых словах.
МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ
МЕНЬШЕ ГОВОРИ,
БОЛЬШЕ СЛУШАЙ
УЧЕБНОЕ
ПОСОБИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
5-6 КЛАССОВ
Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы.
Без языка и колокол нем.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Говорить не устать, было бы что сказать.
Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
На грубое слово не сердись, на ласковое не
сдавайся.
Комплимент — любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент
одобряет и ободряет!
Как вы хорошо выглядите!
Вы так прекрасны!
У вас замечательные глаза!
А вы такой интересный собеседник!
Вы так увлекательно рассказываете!
Вы прекрасный человек (ученик)!