Темы магистерских диссертаций по политологии, магистерские темы политология

Темы магистерских диссертаций по политологии, магистерские темы политология Диссертации

1 Политически значимые общественные проекты

В российском нормативном правовом поле, научных трудах и
аналитических исследованиях термин «политически значимый общественный проект»не
содержится. Вместе с тем, в условиях низких темпов роста российской экономики,
высокой доли государства в экономике и насущных потребностей в решении
значительных социально-экономических задач[2] разработка
данного термина представляется важной как с теоретической, так и с практической
точек зрения.

Формирование любого научного термина происходит на основе
представления, понятия и определения[3]:

 1. Представление является первым этапом по созданию
определения и включает в себя набор существенных и несущественных признаков,
которые отличают объект среди других предметов окружающего мира.

2. Понятие формируется на основе представления выделением
существенных и необходимых признаков.

3. Определение (дефиниция) представляет собой
лингвистическую формулу, наиболее точно и кратко отражающую существенные и
необходимые признаки объекта исследования. Определение формулируется, как
правило через родовое и видовое отличие.

Рассмотрим элементы, входящие в состав термина
«политически значимый общественный проект».

Термин «проект» определен в международных методических
стандартах и работах, посвященных проектному менеджменту.

Согласно руководствам и стандартам Института управления
проектами (PMI),проектом
является«временное предприятие, направленное на создание уникального продукта,
услуги или результата»[4].В качестве
примера продуктов проекта можно привести построенное здание, созданный
программный комплекс; услугой может являтьсясоздание нового подразделения
предприятия, устранение дефектов в производственном процессе и т.д.

Результатами
могут выступать, к примеру, документ, новые знания, решение изобретательской
задачи и т.д.– главное, чтобы результат был измеримым. Уникальность означает,
что созданный продукт, услуга или результат существенно отличаются от
когда-либо создававшихся.

Авторитетные западные специалисты в сфере управления
проектами К.Ф.Грей, Э.У. Ларсон дают следующую дефиницию: «Проект – это
комплексное, не повторяющееся, одномоментное мероприятие, ограниченное по
времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению,
разработанными под потребности заказчика»[6].

А.Т. Зуб определяет проект как «комплекс действий (обычно
длительностью менее трех лет), состоящий из взаимосвязанных задач, с четко
определенными целями, календарным планом и бюджетом»[7]. Автор
отмечает, что портфель однотипных проектов составляет «программу».

Как правило,
программы формируются на долгосрочной основе и направлены на достижение
стратегических целей отдельных отраслей. Достоинством предлагаемого А.Т. Зубом
определения является выделение цели как неотъемлемого признака проекта,
поскольку в процессе повседневного выполнения должностных обязанностей
государственными служащими и работниками организаций цель может отсутствовать.

Прикладной подход к определению проекта используютВ.И.Малюк,
А. М.Немчин, по мнению которых проект представляет «совокупность, комплексзадач
и действий, имеющих следующие отличительные признаки: четкие конечные цели,
взаимосвязи задач и ресурсов, определенные сроки начала и окончания проекта,
известная степень новизны целей иусловий реализации, неизбежность различных
конфликтных ситуаций вокруг и внутри проекта»[8].

Таким образом, на основе рассмотренных определений можно
перечислить следующие отличительные черты проектов:

— наличие цели, планируемых результатов и критериев
оценки успешности проекта;

— строго установленные временные границы (начало,
промежуточные этапы, дата завершения проекта);

— ограниченность финансовых и человеческих ресурсов
(бюджет проекта, команда проекта);

— уникальность продуктов, услуг или результатов;

— наличие риска, т.е. вероятности наступления
неблагоприятных или благоприятных событий, которые оказывают влияние на
успешность проекта.

Классификация проектов может быть произведена в
зависимости от выбора классификационного признака: цель проекта
(инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские и т.д.),масштабность
(объем работ), сроки, стоимость, сложность,отрасль (транспорт, связь,
строительство и т.д.), степень рискованности, направленность (внутриорганизационные
и внешние проекты).

В зависимости от состава и структуры А.Т. Зуб выделяет
следующие классы проектов[9]:

— монопроект – это отдельный, не связанный с другими
проект, который может быть различного типа, вида и масштаба;

— мультипроект– это комплексный проект, состоящий из ряда
монопроектов и требующий применения особых приемов проектного управления,
прежде всего, связанных со «сквозным» планированием и контролем выполнения ряда
взаимосвязанных проектов;

— мегапроект, который чаще всего представляет собой
программу, включающую в свой состав ряд моно- и мультипроектов.

Стоит отметить, в публичном пространстве определение
«мегапроект» применяется к различными по масштабу, стоимости и назначению
проектам. Как правило, термин «мегапроект» применяются к крупным
инфраструктурным проектам в сфере строительства,энергетики, производства и
транспорта.

Зарубежные исследователи в качестве примеров мегапроектов
приводяттуннель через пролив Ла-Манш, Эресундский мост между Данией и Швецией,
мост Васко да Гама в Португалии, немецкий поезд MAGLEV, курсирующий между
Берлином и Гамбургом, самый длинный в мире автомобильный туннель, расположенный
в Норвегии,новые и расширяющиеся телекоммуникационные сети, системы
международных трубопроводов для транспортировки нефти и газа, межнациональные
электрические сети для удовлетворения растущей потребности развивающегося европейского
энергетического рынка[10].Авторы
отмечают, что большинство упомянутыхмегапроектов характеризуются:

— наличиемкомбинированной поддержки национальных и
наднациональных правительств, банков развития и частного капитала, что
обусловлено сложностью проектов и их влиянием на окружающую среду, в результате
чего их реализация невозможна без участия государственного сектора во многих
вопросах;

— влиянием результатов даже одного мегапроекта нацелые
города, нации и страны в долгосрочном периоде;

— высокими и трудно оцениваемыми рисками, включая
экономические, экологические, политические и т.д.

— сложностью прогнозирования последствий и размытой
ответственностью за их наступление.

Мер Москвы С. Собянин назвал мегапроектомпроект
комплексной застройки территории ЗИЛа[11], опираясь,
очевидно, на высокие объемы финансирования и высокое значение этого
строительного проекта для целого района мегаполиса. Некоторыми авторами[12]термин
используется по отношению к государственным программам развития регионов,
отраслей и т.д.

На сегодняшний день не существует единого подхода к
определению критериев отнесения проектов к данному виду.

В.Ф. Ершов предлагает несколько подходов к классификации
проектов. Первый подход – по признаку масштаба – позволяет относить к
мегапроектам те, которые отвечают следующим условиям[13]:

— совокупный объем затраченных финансовых ресурсов –
более 1 млрд. долларов;

— трудозатраты на проектирование составляют более 2 млн.
человеко-часов, а на реализацию – более 15-20 млн. человеко-часов;

— сроки реализации проекта – более 5 лет;

— сложная система менеджмента с координацией на
государственном и региональном уровнях;

— как правило, требуют привлечения иностранных
инвестиций;

— оказывают ощутимое влияние на социальную среду региона,
государства или нескольких государств.

Второй подход к классификации – по признаку отнесения
проекта к определенному классу (монопроекты, мультипроекты, мегапроекты) – обуславливает
следующее определение мегапроекта: «целевая программа, содержащая множество
факторов, взаимосвязанных одной целью, выделенными ресурсами и ограниченные
временем (бюджетом страны)»[14].

В зарубежных публикациях мегапроекты представляются как масштабные
инфраструктурные проекты, обычно осуществляемые с использованием
государственного финансирования. Мега-события могут быть хорошим способом
мобилизации капитала для инвестиций в инфраструктуру; исследования прошлого
опыта мега-событий показывают, что в зависимости от того, как проекты
организованы, выгодоприобретателями от из реализации могут быть и корпоративные
структуры[15]

Подробный перечень признаков мегапроектов был перечислен
в публикации А.Ю. Волошиной, по мнению которой мегапроекты характеризуются[16]:

— наличием системных свойств;

— особо крупными размерами, высокой стоимостью и
трудоемкостью, длительным сроком реализации;

— интеграцией проектов, объединенных общей целью,
ресурсами и планируемым временем завершения;

— публичностью, наличием широкого общественного резонанса
как на этапе разработки, так и на этапе реализации;

— долгосрочным положительным влиянием на затрагиваемое
проектом экономическое пространство и смежные отрасли в соответствии со
стратегическими целями.

В работе А.М. Королёва предпринята попытка
классифицировать мегапроектыпо конечному активу, по целям, по уровню апробации (см
рис. 1)[17].

Рис. 1.
Структурная классификация мегапроектов

Диссертации и авторефераты по политическим наукам

1 Реализация политически значимых общественных проектов: планы и итоги

За последние 15 лет на территории Российской Федерации было
реализовано несколько мегапроектов, получивших мировую известность и ставших
причинами многочисленных дискуссий и научных исследований.

Наиболее известные и масштабные мегапроекты, инициированные
и осуществленные благодаря поддержке государства, и несомненно имеющие
политические мотивы – Реконструкция Владивостока к саммиту АТЭС (2007-2022), XXII
Зимние Олимпийские игры в Сочи (2007-2022)

, Летняя универсиада в Казани
(2008-2022), Чемпионат мира по футболу (2022-2022), Крымский мост (2022-2022) и
некоторые другие проекты, относящиеся в большей степени к инвестиционным
(Ямал-СПГ, морской газопровод «Северный поток», «Космодром Восточный» и др.).

Одним из самых известных и обсуждаемых политически значимых
общественных проектов стали XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи.Рассматривая
сумму и структуру затрат на Олимпиаду, нельзя не отметить существенные различия
в оценках её стоимости. Официальный и подробный отчет о совокупных затратах,
возведенных сооружениях инфраструктуры, внутренних социально-экономических
целях и эффектах от проведения олимпийских игр опубликован не был.

Рис. 5. Сравнительный анализ расходов на организацию зимних
олимпийских игр, млрд. долл.[33]

Упомянутые показатели российской
Олимпиады, цитируемые большинством авторов, впервые были опубликованы в газете
«Ведомости» со ссылкой на данные ГК «ОЛИМПСТРОЙ»[34].
Сама структура затрат на олимпиаду согласно предоставленным данным приведена на
рис. 6.

Изначально, в 2007 году, расходы
на подготовку Сочи к Олимпийским играм оценивались в 314 млрд руб. (или 12
млрд. долл.[35]) Вместе с тем, некоторыми
чиновниками подчеркивается, что эти цифры являлись лишь прогнозируемой
величиной расходов, а проектная документация, утвержденная в 2022 году с учетом
выкупа земли и строительства транспортной инфраструктуры, содержала 1,1 трлн.
руб. расходов[36].

Рис. 6. Структура источников
финансирования Олимпиады в Сочи, млрд. руб.[37]

Несмотря на то, что на рис. 6
приведены компании, что вроде бы свидетельствует о негосударственном
происхождении инвестиций, основные расходы были понесены государством, т.к. ГК
«ОЛИМПСТРОЙ» и федеральные ведомства получали финансирование из федерального
бюджета в виде взносов в основной капитал, а ОАО «РЖД» и ПАО «ФСК ЕАС» были
дополнительно капитализированы в объеме затрат на строительство олимпийских
объектов.

Крупнейшие частные компании
(«Роза-Хутор», «Красная поляна», «Топ-проджект»), принадлежащие богатейшим
российским олигархам из списка Forbes, были кредитованы Внешэкономбанком, причем доля собственных
средств этих компаний могла быть и менее 10%.Всего для финансирования объектов
стоимостью 321 млрд руб. было выдано кредитов на сумму 248,6 млрд руб.

Большая
часть предоставленных средств (183 млрд руб.) в начале 2022 года была признана
проблемной задолженностью (фактически, средства являлись отложенными убытками),
а в 2022 эти проблемные кредиты былиреструктуризированы на 25 лет под сниженный
процент[39].

Иная сумма фактически понесенных
расходов была озвучена В.В. Путиным, который в преддверии саммита «Большой
двадцатки» в сентябре 2022 года оценил затраты на подготовку к Олимпийским
играм в 214 млрд. руб. (100 млрд. руб. – финансирование за счет государства,
114 млрд. руб. – за счет частных инвесторов)

[40].Экс-президент оргкомитета
«Сочи-2022» Д. Чернышенко заявлял, что затраты на инфраструктуру составили 205
млрд. руб., которые наполовину были предоставлены частными инвесторами; расходы
на организацию составили 2,3 млрд. руб.[41] Однако многие расходы Д.

Согласно данным, которые по итогам
проверки были приведены Счетной Палатойв апреле 2022 года, всего на подготовку
и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр(строительство
основной и вспомогательной инфраструктуры) израсходовано 324,9 млрд. руб. (из
них: 221 млрд. руб. составили частные инвестиции; 103,3 млрд. руб. – средства
федерального бюджета Российской Федерации; 0,6 млрд. руб. были получены из
бюджетов Краснодарского края и г. Сочи)[42].

Подобные расхождения
свидетельствуют, что реальная структура финансовых источников строительства и организации
олимпиады не соответствует декларируемой в средствах массовой информации и
официальными лицами, которые в числе основных ресурсов называют средства
частных инвесторов.

Таким образом, финансирование XXII Зимних
Олимпийских игр в Сочи было осуществлено главным образом за счет средств
федерального бюджета и кредитов Внешэкономбанка.Исходя
из перечисленного выше, можно сделать вывод о том, что непрозрачность
финансовых потоков, отсутствие публичнойи подробной отчетности о расходах на
проведение Олимпийских игр и её эффектах затрудняют проведение реальной экономической
оценки и возможность осуществления общественного и парламентского контроля.

Отличные от озвученных вышеданные
о расходах на подготовку и проведение Олимпийских игр в Сочи были получены независимыми
исследователями. М. Мюллер[43] усомнился в достоверности
официальных данных о расходах и составил собственную смету, взяв за основу
данные из открытых источников.Итоговая сумма, полученная в его расчетах, схожа
с той, которая была предоставлена прессе ГК «ОЛИМПСТРОЙ» (см. табл. 1).

Таблица 1

Оцените статью
VIPdisser.ru