В чем сходства и отличия диссертации кандидата наук, доктора наук и доктора философии PHD *

В чем сходства и отличия диссертации кандидата наук, доктора наук и доктора философии PHD * Диссертации

Если кандидатская диссертация «тянет» на докторскую

Некоторым соискателям учёной степени кандидата наук всякие безответственные личности говорят, что их диссертация «тянет на докторскую». Некоторые «кандидаты в кандидаты наук» внезапно самостоятельно приходят к сногшибательному умозаключению, что их кандидатская диссертация соответствует уровню докторской.

9. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

36. В случае если диссертация на соискание ученой степени кандидата наук, представленная к защите в диссертационный совет, имеющий право рассматривать диссертации на соискание ученой степени доктора наук, по отзывам 2 оппонентов, а также комиссии диссертационного совета отвечает требованиям, предъявляемым к диссертации на соискание ученой степени доктора наук, после защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на этом же заседании диссертационный совет выносит раздельным тайным голосованием 2 решения — о присуждении соискателю ученой степени кандидата наук и о возбуждении перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации ходатайства о разрешении представить ту же диссертацию к соисканию ученой степени доктора наук. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2022 N 1168)

Ходатайство диссертационного совета и диссертация на соискание ученой степени кандидата наук рассматриваются в соответствии с пунктами 40, 44 и 49 настоящего Положения.

Источник: Положение о присуждении ученых степеней

Бытует мнение, что кандидатские диссертации выполняются на уровне темы, а докторские — на уровне значимой научной проблемы или научно-исследовательского направления. Соответственно, отличие докторской диссертации от кандидатской в том, что первая должна представлять собой крупное научное открытие или открывать новое научное направление.

Иногда действительно исследования, проведённые в кандидатской диссертации, настолько объёмны и существенны, а полученные выводы настолько значимы, что диссертационный совет может рекомендовать эту диссертацию на степень доктора наук. Однако, учитывая научно-квалификационные требования к кандидатским работам (например, объём диссертации и количество глав, количество задач и совокупность положений, выносимых на защиту), такая гипотетическая ситуация возможна, преимущественно, в естественных или технических науках.

VIII. Порядок проведения заседания диссертационного совета в случае, если диссертация на соискание ученой степени кандидата наук отвечает требованиям, предъявляемым к диссертации на соискание ученой степени доктора наук

52. При наличии разрешения Минобрнауки России о проведении заседания диссертационного совета по вопросу присуждения ученой степени доктора наук соискателю ученой степени, представившему диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, диссертационный совет в течение одного месяца назначает заседание диссертационного совета и информирует о дате заседания всех участников защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, рекомендованной к защите на соискание ученой степени доктора наук. При этом повторная защита не проводится.
В заседании диссертационного совета по вопросу присуждения соискателю ученой степени доктора наук участвуют не менее пяти докторов наук по каждой научной специальности, соответствующей профилю рассматриваемой диссертации.

53. Председательствующий на заседании диссертационного совета оглашает разрешение Минобрнауки России на проведение заседания по вопросу присуждения соискателю ученой степени доктора наук, указывает фамилию, имя и отчество (последнее — при наличии) соискателя, название диссертации, фамилии официальных оппонентов и ведущую организацию, излагает существо и основные положения диссертации.
Далее слово предоставляется соискателю ученой степени.
В последующей дискуссии могут принимать участие все присутствующие на заседании.

54. После окончания дискуссии диссертационный совет проводит тайное голосование по вопросу присуждения ученой степени доктора наук.
Решение диссертационного совета по вопросу присуждения ученой степени доктора наук считается положительным, если за него проголосовало не менее двух третей членов диссертационного совета, участвовавших в заседании диссертационного совета.

55. При положительном результате голосования по вопросу присуждения ученой степени доктора наук диссертационным советом принимается заключение по диссертации.
При отрицательном решении по результатам защиты диссертации диссертационный совет в течение 30 дней со дня защиты высылает в Минобрнауки России уведомительное письмо на бланке организации, на базе которой создан диссертационный совет, подписанное председателем диссертационного совета, с приложением к нему решения диссертационного совета об отказе в присуждении ученой степени доктора наук, стенограммы заседания диссертационного совета, подписанной председателем и ученым секретарем диссертационного совета и заверенной печатью организации, на базе которой создан диссертационный совет (при наличии печати), а также полный текст диссертации в электронном виде.
В заключении диссертационного совета по вопросу присуждения ученой степени доктора наук отражаются наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем ученой степени, оценка их достоверности и новизны, их значение для теории и практики, рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования, а также указывается, в соответствии с какими требованиями пункта 9 Положения о присуждении ученых степеней оценивалась диссертация.
Решение по диссертации принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов диссертационного совета, участвовавших в заседании диссертационного совета. На этом заседание диссертационного совета считается законченным.
В течение трех дней заключение диссертационного совета подписывается председателем или по его поручению (или по поручению руководителя организации) заместителем председателя диссертационного совета и ученым секретарем диссертационного совета. Подписи указанных лиц на заключении диссертационного совета заверяются печатью организации, на базе которой создан данный диссертационный совет (при наличии печати), после чего решение объявляется соискателю ученой степени.

56. При положительном решении по вопросу присуждения соискателю ученой степени доктора наук диссертационный совет в течение 30 дней со дня заседания направляет в Минобрнауки России документы и материалы, предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения.
При отрицательном решении по вопросу присуждения соискателю ученой степени доктора наук диссертационный совет в течение 30 дней возвращает соискателю ученой степени лично или по почте с уведомлением о вручении представленные им ранее документы.

Источник: Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук

И в заключение — анекдот в тему:

Кандидат защищает докторскую диссертацию.
Выступил с докладом, ответил на вопросы. Комиссия подсчитала результаты, посовещалась и, несмотря на несколько шаров черных шаров, признала защиту состоявшейся. К новоиспеченному доктору наук подходит, сидевший в стороне и не принимавший в этом участия, пожилой профессор:
― «А что это у вас такое на шее?»
— «Это амулет. Он приносит удачу. Не верите?»
― «Верю, как не верить. Ведь ваша диссертация и на студенческую дипломную работу не тянет!»

Кандидатская и докторская диссертации

Диссертация (от лат. dissertatio – рассуждение, исследование) – квалификационный научный труд, подготовленный для публичной защиты и получения ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация может представлять собой специально подготовленную рукопись, может быть выполнена в виде научного доклада, опубликованных монографии или учебника. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально – культурное, народно-хозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач. Диссертация должна быть написана единолично, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые автором для публичной защиты, которые свидетельствуют о личном вкладе автора в науку. В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, рекомендации по использованию научных выводов.

Автореферат диссертации

Автореферат по существу представляет собой реферирование автором своей же диссертации. Объем автореферата кандидатской диссертации – 1 авторский лист (40 тыс. печатных знаков), докторской – 2 листа (80 тыс. печатных знаков). Для авторефератов диссертаций по гуманитарным наукам допускается увеличение объема на 0,5 авторского листа (1,5 и 2,5). Автореферат выполняет следующие функции: информационную (информирует читателя о содержании диссертации; о разработанных автором методиках); сигнальную (извещение о поступлении автореферата в библиотеку по месту защиты); ознакомительную (источник справочных данных о проведенном исследовании); познавательную. Автореферат состоит из двух основных частей. Первая – «Общая характеристика работы»: актуальность проблемы, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования; методологическая база исследования и методы, которые в нем применялись; новизна и практическая значимость работы; положения, выносимые на защиту; структура диссертации. Вторая – «Основное содержание работы»: представление материала, обосновывающего достоверность полученных данных, ответы на поставленные задачи, выводы и практические рекомендации. В конце представляются публикации автора диссертации, в которых отражаются основные положения диссертационного исследования.

Научная статья – это законченное и логически цельное исследование какой-либо проблемы, осуществленное посредством применения научного метода.

В зависимости от предмета и метода исследования выделяют несколько видов опубликованных научных статей. Это теоретические,практическиеи обзорные работы.

  • Научно-теоретические статьи — это изложенные в доступной форме теоретические разработки в определенной области. Ценность таких НР неоспорима – в них автор может проанализировать закономерности и объяснить их причины.
  • Научно-практические статьи – это публикации экспериментальных исследований, в таких работах приводятся результаты полученных опытов, раскрывается их практическая значимость.
  • Обзорныеисследования – это, прежде всего, обозрение, в котором приводится мнение различных ученых по исследуемому вопросу и, как правило, излагается мнение автора.

Тезисы

Их главное предназначение состоит в кратком изложении какой-либо идеи, основных мыслей лекции, доклада, научного сочинения. При извлечении информации тезисы очень напоминают план-конспект, когда необходимо проследить и зафиксировать последовательность и доказательность изложения заслушиваемого или читаемого материала. Аналогичная операция может проводиться и с собственным сочинением в том случае, если на его озвучивание отводится ограниченное время или для публикации дается незначительное количество страниц. Очень часто тезисная форма используется участниками научных конференций, материалы которых в дальнейшем издаются.

Монография

Название происходит от греч. monos — один, еди­ный, единственный греч. grapho пишу. Это научный труд, углуб­ленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Монография представляет собой книгу, в которой самими авто­рами излагаются данные собственных научных исследований. Мо­нография может быть написана одним автором или коллективом авторов. Объем монографии — от 4—5 до 10—15 авторских листов и выше. В монографии детально раскрываются методы и организа­ция исследования, доказательный фактический материал, осо­бенно экспериментальной части исследования, теоретические обобщения и новые положения, выдвигаемые автором (автора­ми) на основании полученных результатов. В структуре моногра­фии выделяют введение, в котором раскрывается актуальность ис­следования и дается характеристика исследуемой проблемы, ос­новную часть, состоящую из нескольких глав (разделов), в кото­рых излагается основное содержание результатов исследования, заключение, в котором подводятся итоги монографического ис­следования, приводится список литературы; приложение, в котором помещаются материалы, дополняющие основной текст мо­нографии.

Формы научной работы.

Научная работа имеет две стабильные формы – письменную и устную. Для полновесного овладения исследовательским ремеслом требуется в равной степени развивать свои способности в написании различного вида работ и в овладении ораторским искусством.

§

Учебная программа– краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Среди видов научно-методических работ большое место занимают учебные программы. Более десяти федеральных рекомендательных программ разработано для образовательных учреждений, десятки программ только по олимпийским видам спорта – для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, комплексных целевых программ – для сборных олимпийских команд страны. Как правило, эти программы основываются на многолетних исследованиях и проверены в процессе практической работы в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, высших и средних специальных учебных заведениях, в системе подготовки спортивных резервов и высококвалифицированных спортсменов. Авторами программ являются академики, доктора наук и профессора, кандидаты наук, доценты. Все они, как правило, имеют научные труды и большой опыт профессиональной деятельности в вузах. В системе академий физической культуры разработаны циклы программ по подготовке бакалавров и магистров по физической культуре. Программа разрабатывается в соответствии с учебным планом, который в вузе, например, отражает требования государственного образовательного стандарта по конкретной специальности. В настоящее время разрабатываются учебные программы по учебным планам государственных образовательных стандартов нового поколения. Требования к оформлению программ для авторских коллективов: 1 – пояснительная записка (цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения ее содержания); 2 – объем дисциплины в часах и виды учебной работы: общая трудоемкость (по госстандарту), аудиторные занятия, лекции, практические занятия (семинары), лабораторные занятия, самостоятельная работа (в часах), другие виды работы (если есть в том числе курсовые проекты, рефераты), вид итогового контроля (зачет, экзамен); 3 – содержание дисциплин и виды учебных занятий (могут быть в виде тематического плана) с распределением часов; 4 – содержание разделов дисциплин; 5 – учебно-методическое обеспечение дисциплины (литература, средства обеспечения дисциплины: лаборатории, классы, спортивные сооружения и т. п., перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, примерная тематика рефератов, курсовых работ, примерный перечень вопросов к зачету (экзамену, по всему курсу).

Учебник

Учебник – книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал по определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. В учебнике могут быть использованы результаты научного исследования, кандидатской или докторской диссертации, проверенные в ходе учебного процесса, тренировочной и соревновательной деятельности, в оздоровительной физической культуре и т. д. Учебник служит основным источником знаний по конкретной учебной дисциплине и предназначен для самостоятельного усвоения этих знаний студентами, ему принадлежит ведущая роль среди других средств, используемых студентами при самостоятельной работе. Очень важно обеспечить мотивацию, интерес к предмету, стимулирующие студента к активной творческой работе. Интересна мысль о том, что знания нельзя передавать, их можно предложить, но овладеть ими студент должен самостоятельно. В учебнике надо раскрыть перспективы развития конкретной науки. Особое значение придается иллюстрациям, как важному средству учебного познания, успешного овладения наукой. Они должны помочь глубже усвоить основные положения учебной дисциплины, повысить интерес к ней. В учебнике следует учесть тенденции использования в учебном процессе и в самостоятельной работе студентов компьютерной техники, в том числе электронного учебника.

Учебное пособие

Этот вид учебной литературы посвящается отдельным разделам программы, это могут быть также сборники упражнений, задач, лабораторных практикумов, хрестоматии, учебные словари, альбомы, атласы и т. п. Учебные пособия призваны содействовать закреплению полученных знаний и формированию умений и навыков в их применении, умений решать конкретные задачи. Учебное пособие может выполнять функции учебника. Это бывает в тех случаях, когда в учебный план вводится новая дисциплина и для ее изучения вначале разрабатывается учебное пособие, а после анализа опыта работы по этому учебному пособию и в случае положительного заключения оно может быть переведено в ранг учебника.

Электронное издание

Представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, представленной на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD и др.), а также опубликованной в электронной компьютерной сети. К учебным электронным изданиям относятся издания, разработанные по заказу Министерства образования РФ, заказам региональных органов управления образованием, а также в инициативном порядке с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и др.). Под учебным курсом в данном случае понимаются дисциплины вуза, включенные в утвержденный Минобразованием России Госстандарт, и примерный учебный план. Выделяют следующие виды электронных изданий:

1) электронный учебник – основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Госстандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

2) электронное учебное пособие – издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. К электронным учебным пособиям также относятся издания по отдельным, наиболее важным разделам дисциплин Госстандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного планов, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, описание тренажеров и др.

Методическая разработка (методика изучения отдельной темы, разделов или учебной дисциплины в целом) – небольшая по объему методическая работа, раскрывающая методику и организацию обучения студентов.

Методические рекомендации – составляются обычно в помощь преподавателю, как самостоятельная целостная работа или составная часть методической разработки.

Методические указания – разрабатываются чаще всего в помощь студентам по выполнению лабораторных и практических работ, курсовому и дипломному проектированию, прохождению различных видов производственной практики.

Дидактические материалы – сборники задач, упражнений, тестов, деловых игр и пр. для студентов и преподавателей. Эти материалы особенно ценны, если к ним даны методические рекомендации по их применению (в том числе и для индивидуального обучения студентов).

Педагогическая энциклопедия

Справочное издание, имеющее целью представить по возможности полный в современных условиях свод обобщённой и систематизированной информации в области теории и практики образования. Это издание предназначено педагогам-практикам всех специальностей, научным работникам и студентам, испытывающим потребность в достоверных и объективных сведениях по теории, истории, методологии…

Педагогический словарь (глоссарий)(лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс (иноязычных или непонятных слов в тексте книги с толкованием) и собственно глоссарии стали предшественниками словаря.

Перечисленные виды научных и методических работ позволяют, с одной стороны, обеспечить необходимой информацией все сферы деятельности в области физической культуры, спорта, физического воспитания; с другой — каждый желающий имеет возможность сделать достоянием других результаты своих научных исследований, опыта профессиональной деятельности в области физической культуры, спорта, физического воспитания в образовательных учреждениях и т. д.

§

“Ашмаринские чтения»

Дата проведения 20.04.2022г.

Время проведения 13.10. – 18.00

Место проведения конференц-зал

Руководители заседания Смирнова Ю.В., к.п.н., доцент, Солодянников В.А., д.п.н., профессор

Вступительное слово Смирнова Ю.В., к.п.н., доцент

Пленарное заседание проходило с 13.10ч. до 15.30ч. На нем выступили 9 докладчиков.

1-й доклад

Манжула Александр. Тема «Актуальные проблемы спортивной подготовки студентов». Доклад без презентации. Были рассмотрены все основные проблемы по теме доклада и предложены пути их решения. Вопросов по докладу не было.

2-й доклад Сергеева Елизавета. Тема «Роль подвижных игр в развитии внимания детей младшего школьного возраста». Интересный доклад с хорошей презентацией. Докладчиком был проведен анализ литературных источников и педагогическое наблюдение, в результате которых был сделан вывод о необходимости игровой деятельности на уроках физической культуры, а так же о том, что именно правильная и хорошо организованная игра содействует развитию психических процессов, а именно вниманию детей, обучающихся в начальной школе. Были вопросы по докладу, но один остался без ответа.

3-й доклад Сафина Милана. Тема «Развитие психомоторных качеств фехтовальщиков-шпажистов как основа успешной спортивной деятельности». Полный, сложный доклад с хорошей презентацией. В докладе представлено много интересных данных, научных трудов ученых, хорошо рассмотрена взаимосвязь психомоторных качеств на спортивную деятельность фехтовальщиков-шпажистов. Доклад вызвал много вопросов, на все были получены ответы.

4-й доклад Хренов Руслан. Тема «Роль психодинамических качеств в подготовке боксеров среднего возраста». Доклад с хорошей презентацией. Тема раскрыта не полностью. В своих выводах докладчик указывает на то, что данное направление требует более глубокого изучения и предлагает разработать методику подготовки боксеров, уделяя внимание сенситивному периоду развития. Был вопрос по докладу, но ответ поступил не верный.

5-й доклад Кузьменков Алексей. Тема «Методы исследования гибкости человека». Доклад с презентацией и проведением исследования. Показана актуальность работы и необходимость проведения данного исследования. Интересный и познавательный доклад, в результате которого были сделаны следующие выводы о том, что измерение развития гибкости в сантиметрах является не объективным и предложено измерение с помощью фото (видео) регистрации с последующим использованием компьютерных технологий и представлением результатов в градусах. Были вопросы по докладу, докладчик на все ответил.

6-й доклад Булыгина АсияТагировна, Ломоносова Ольга Станиславовна. Тема «Развитие речи у дошкольников с функциональными нарушениями речи на занятиях фитбол-гимнастикой». Полный, с хорошей презентацией и проведением педагогического эксперимента доклад. В докладе представлены результаты эксперимента и сделаны выводы о положительном влиянии занятий фитбол-гимнастикой на развитие речи дошкольников. Вопросов по докладу не было.

7-й доклад Кузьмина Алена. Тема «Пути повышения эффективности подготовки школьников к выполнению нормативов ГТО». Актуальный, интересный, доступный доклад с презентацией. В докладе представлено влияние фитнес-технологий на повышение эффективности подготовки школьников к выполнению нормативов ГТО. Доклад вызвал множество вопросов, на которые были получены полные и четкие ответы.

8-й доклад Афиногенова Юлия. Тема «Оптимизация жировой и мышечной ткани у женщин 2 половины зрелого возраста при занятиях фитнесом». Докладчиком было проведено исследование, в котором приняло участие 14 женщин в возрасте 30-50лет, длительностью 3 месяца. Целью исследования была разработка программы посещения определенных видов фитнеса женщинами второй половины зрелого возраста, направленная на оптимизацию мышечного и жирового компонента с учетом соматотипа. Можно отметить актуальность доклада, но есть и свои минусы, к которым я бы отнесла маленькую выборку и недостаточную длительность эксперимента. На все вопросы по докладу были получены ответы.

9-й доклад Цыганкова А.В. Тема «Оценка двигательной активности студентов 1 и 4 курсов института физической культуры и спорта». Докладчиком была представлена презентация, проведен литературный анализ, а так же эксперимент, в ходе которого был сделан вывод, что двигательная активность у студентов 1 курса выше, чем у студентов 4 курса на 35%. Были выявлены причины этого, а именно отсутствие у студентов 4 курсов занятий по практическим дисциплинам в утреннее время меньшее количество времени, отводимое на дополнительные занятия физической культурой и участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях в свободное время и выходные дни. На сегодняшний день проблема дефицита двигательной активности студентов является одной из наиболее актуальных во всем мире, однако я считаю, что эксперимент было бы целесообразнее проводить не на базе студентов института физической культуры и спорта, у которых достаточно высокая физическая активность, а на базе студентов иных вузов.

Секция 1.

Современные проблемы физической культуры и спорта, в том числе студенческой молодежи.

Руководитель Смирнова Ю.В., к.п.н., доцент.

Конференция проходила с 15.45ч. до 17.40ч. Выступило 13 докладчиков.

1-й доклад Любченко Ася. Тема «Комплексный контроль в процессе учебных занятий по настольному теннису со студентами института физической культуры и спорта». Докладчик провел анкетирование, исследование с шагомером, пульсометрию в процессе учебных занятий по настольному теннису со студентами института физической культуры и спорта. Интересный доклад с хорошей презентацией. Был один вопрос к докладчику и на него получен ответ.

2-й доклад Ивачев Сергей. Тема «Мониторинг физической подготовленности юношей 16-17 лет». Докладчик провел исследование, целью которого было проведение сравнительного анализа уровня физической подготовленности школьников 16-17 лет с требованиями к физической подготовленности призывников. В результате исследования был выявлен низкий уровень физической подготовки школьников и предложен ряд упражнений для его повышения, что можно отнести к плюсам доклада. Однако исследование было представлено не в полном объеме, о чем сообщил докладчик, а так же предложение использовать только силовые упражнения, без скоростно-силовых и упражнений на координацию, можно отнести к минусам доклада.

3-й доклад Котегова Светлана, Билевич Ирина. Тема «Мотивация посещения фитнес-клубов». Актуальный, хороший доклад с презентацией. Вызвал много интересных вопросов, была оживленная дискуссия, в результате которой был сделан вывод, что главное это личность инструктора и результат.

4-й доклад Шилина Алиса. Тема «Ветеранский спорт». Докладчик рассмотрел актуальную проблему на данный момент и выдвинул предложения по развитию. А именно внести изменения в ФЗ №329 от 04.12.2007г. с целью нормативного регулирования официального статуса ветеранского спорта, включая определение понятий ветеран спорта, ветеранский спорт и др. предоставлять целевые гранты ветеранским спортивным организациям на конкурсной основе закрепить за спортивными организациями полномочия по развитию ветеранского спорта по соответствующим видам.

5-й доклад Фролова Алевтина. Тема «Спортивный отбор на этапе начальной подготовки ( на примере волейболистов). Интересный доклад с хорошей презентацией с кадрами видео съемки. Докладчиком было проведено тестирование и представлены различные методики, сделан вывод о ключевой роли базовой подготовки. Доклад вызвал много спорных вопросов, от слушателей было внесено предложение провести тест на прыжок в высоту.

6-й доклад Альшевская Виктория. Тема «Питание спортсменов». Доклад на основе исследования литературных источников с презентацией. Было предложение ведения дневника, как эффективного средства самоконтроля и сделан вывод о необходимости разработки правильного рациона. В докладе нет новизны, вопросы слушателей остались без ответов.

7-й доклад Лапин Александр. Тема «Особенности содержания круговой тренировки у спортсменов-борцов». Доклад на основе исследования литературных источников с презентацией. В докладе показано на сколько большую сферу применения имеет круговая тренировка. Вопросов по докладу не было.

8-й доклад Минко Полина Тема «Правильное питание спортсмена». Доклад на основе исследования литературных источников с презентацией. В докладе приведены данные по калорийности по А.А. Минху и другие. Были вопросы по докладу, но не на все получены ответы.

9-й доклад Генч Мелиса Тема «Проблемы организации и проведения ВФСК ГТО среди обучающихся». Доклад с презентацией на основе исследования литературных источников, в результате которого были представлены проблемы организации и проведения ГТО, а так же сделаны выводы о том, что методика подготовки ГТО отражена не полностью и необоснованно занижены планки нормативов. Актуальный доклад на сегодняшний день.

10-й доклад Морозова Вероника. Тема «Руководство спортивной командой и ее роль в спортивной деятельности». Интересный, актуальный доклад с презентацией. В ходе которого был сделан вывод о вреде излишней эмоциональности тренера и выбран демократический стиль управления, как наиболее оптимальный. Доклад вызвал бурную дискуссию, в ходе которой пришли к общему мнению, что авторитарный демократический стиль управления наиболее подходящий.

11-й доклад Захарова Е.А., Маймистова А.Ю. Тема «Отношение современной молодежи к занятиям по физической культуре и спорту». Доклад на основе исследования литературных источников и проведения анкетирования. В ходе исследования было выявлено отсутствие мотивации у молодежи и предложены методы ее повышения, такие как игровой и соревновательный. Хороший доклад, вопросов у слушателей не вызвал.

12-й доклад Фокин Илья. Тема «Увлекательный теннис». Доклад на основе исследования литературных источников с презентацией. В докладе нет новизны, вопросы слушателей остались без ответов.

13-й доклад Карабутова А.А., Плахтий М.А. Тема «Повышение интереса молодежи к занятиям физической культурой и спортом». Интересный доклад, актуальная тема. Докладчики провели опрос 95 респондентов и выявили, что баскетбол один из самых популярных видов спорта среди студентов, приоритетным для молодежи является возможность выбора вида спорта, а так же необходимость разработки системы поощрений за занятия спортом.

14-й доклад Филиппенко Никита. Тема «Баскетбол в физическом воспитании студентов.Доклад на основе исследования литературных источников с презентацией. В докладе нет новизны, на вопросы слушателей были даны полные и исчерпывающие ответы.

ПРОТОКОЛ 1-2

педагогического наблюдения и анализ 2-х занятий у студентов 3 курса факультета физической культуры

проведенногоМалышевым Алексеем Ивановичем «28» апреля 2022 г. в 09:00-12:10

(фамилия, имя, отчество)           (дата проведения)             (время)

Тема наблюдения: Организация внеурочной деятельности школьников

Задачи занятия:

1. Рассмотреть виды образования РФ, выявить задачи, которые позволяет решить внеурочная деятельность.

2. Познакомиться с формами внеурочной деятельности.

3. Сформулировать на какие результаты направлена внеурочная деятельность.

4. Научиться разрабатывать рабочую программу внеурочной деятельности.

1. Изложение и анализ фактов: Занятие началось вовремя. Тема занятия сообщена преподавателем в начале первой лекции, цель занятий полностью достигнута. Преподаватель активно использует дифференцированный подход к обучающимся на занятии. Преподаватель научным языком, логично и доступно объяснял материал по теме. Информация легко воспринимается на слух и усваивается. Тема занятия актуальна, так как педагог по физической культуре должен уметь разрабатывать рабочие программы по преподаваемым дисциплинам внеурочной деятельности. Внешний вид преподавателя соответствует требованиям педагогической этики, он тактичен, доброжелателен. На протяжении двух занятий преподаватель поддерживал интерес к предмету, осуществлял хороший контакт со студентами. По ходу занятия задавалось множество интересных вопросов, разбирались спорные ситуации, преподаватель приводил множество примеров, делал замечания и исправления. В данной группе студентов благоприятный психологический климат, студенты приучены к дисциплине и организованности, используют навыки культурного поведения, взаимопомощи и коллективизма. В ходе занятия использовались такие современные инновационные технологии, как средства мультимедиа, мозговой штурм и

В конце занятий каждому студенту выдано индивидуальное задание по разработке рабочей программы по какому-либо виду внеурочной деятельности в целях закрепления и лучшего усвоения пройденного материала. Занятие закончилось своевременно.

2. Оценка, выводы и предложения: Оба занятия проведены на высоком профессиональном уровне с использованием средств мультимедиа. Все задачи двух занятий выполнены в полном объеме. На занятиях студенты развили свои коммуникативные умения и получили навыки самостоятельной работы. Преподаватель активно использовал дифференцированный подход к обучающимся во время занятий.

ПРОТОКОЛ 3

педагогического наблюдения и анализ занятия у студентов 2 курса факультета физической культуры

проведенного Смирновой Юлией Владимировной «02» апреля 2022 г. в 10:40-12:10

                                             (фамилия, имя, отчество)         (дата проведения)                  (время)

Тема наблюдения: Планирование физического воспитания в образовательном учреждении

Задачи занятия:

1.Ознакомиться с функциями педагога.

2.Рассмотреть систему образования в РФ.

3.Сформулировать на что направлены общеобразовательные программы.

4.Изучить структуру рабочих программ.

1. Изложение и анализ фактов: Занятие началось вовремя. Тема занятия сообщена преподавателем в начале лекции, цель занятия полностью достигнута. Преподаватель научным языком, логично и доступно объясняла материал по теме. Информация легко воспринимается на слух и усваивается. Тема занятия актуальна, так как педагог по физической культуре должен уметь разрабатывать рабочие программы по преподаваемым дисциплинам. Внешний вид преподавателя соответствует требованиям педагогической этики, она тактична, доброжелательна. На протяжении занятия преподаватель поддерживал интерес к предмету, осуществлял хороший контакт со студентами. В данной группе студентов благоприятный психологический климат, студенты приучены к дисциплине и организованности, используют навыки культурного поведения, взаимопомощи и коллективизма. В ходе занятия использовались такие современные инновационные технологии, как средства мультимедиа, мозговой штурм и метод проблемного обучения. Занятие закончилось своевременно.

2. Оценка, выводы и предложения: Занятие проведено на высоком профессиональном уровне с использованием средств мультимедиа. Все задачи занятия выполнены в полном объеме. Преподавателем была предложена четкая структура лекции, материал излагался логично. Преподаватель ясно и точно излагал мысли и активизировал внимание студентов. В ходе лекции присутствовала обратная связь со студентами. Преподаватель задавала вопросы, студенты активно давали ответы. Изложение материала сопровождалось обсуждением со студентами, активным общением с аудиторией. Также были разобраны небольшие задачи с аудиторией.

ПРОТОКОЛ 4

педагогического наблюдения и анализ занятия у студентов 2 курса факультета физической культуры

проведенногоСмирновой Юлией Владимировной «03» апреля 2022 г. в 10:40-12:10

(фамилия, имя, отчество)           (дата проведения)             (время)

Тема наблюдения: Психологические основы отбора

Задачи занятия:

1.Изучить психические качества, играющие основную роль в циклических, скоростно-силовых и сложно-координационных видах спорта.

2.Выявить типичные компенсации.

3.Рассмотреть основные виды психических качеств в зависимости от степени чувствительности к тренировочным нагрузкам.

4.Изучить содержание психспортограммы.

1. Изложение и анализ фактов: Занятие началось вовремя. Тема занятия сообщена преподавателем в начале лекции, цель занятия полностью достигнута. Преподаватель научным языком, логично и доступно объясняла материал по теме. Темп, повторы материала и объяснение способствовали удобному конспектированию студентов.

Были использованы следующие методы обучения:

1. Монологические (объяснение, устное изложение). Преподаватель объясняла материал, приводя интересные и запоминающиеся примеры.

2. Диалогические (беседа, дискуссия). Приводя свои примеры, преподаватель так же предлагала студентам подумать и предложить свои варианты. В один момент между преподавателем и студентами завязалась дискуссия. Студенты активно доказывали свою точку зрения, преподаватель свою. В итоге, студенты поняли материал лучше и развили свои навыки конструктивной дискуссии. В ходе занятия преподаватель спрашивала о наличии вопросов у студентов. С легкостью, доступным языком разъясняла неясные моменты. В ходе занятия использовались такие современные инновационные технологии, как средства мультимедиа, мозговой штурм и метод проблемного обучения.Занятие закончилось своевременно.

2. Оценка, выводы и предложения: Построение занятия соответствовало его содержанию и поставленной цели. С самого начала и до последней минуты лекции был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком. Лекция принесла студентам большую информационную ценность. Занятие проведено на высоком профессиональном уровне с использованием средств мультимедиа.

ПРОТОКОЛ 5

педагогического наблюдения и анализ занятия у студентов 2 курса факультета физической культуры

проведенногоСолодянниковым Владимиром Андриановичем «12» апреля 2022 г. в

                                                                              (фамилия, имя, отчество)                                             (дата проведения)

10:40-12:10

(время)

Тема наблюдения: Искусство спортивного арбитража

Задачи занятия:

1.Ознакомиться с основами объективного судейства.

2.Рассмотреть фазы опорного прыжка.

3.Ознакомиться с технологией выставления оценки.

4.Рассмотреть виды сбавки за ошибки.

1. Изложение и анализ фактов: Занятие началось вовремя. Тема занятия сообщена преподавателем в начале лекции, цель занятия полностью достигнута. Преподаватель научным языком, логично и доступно объяснял материал по теме. Были использованы следующие принципы обучения:

Научности (терминология научная, достоверность научного знания, ссылка на известных психологов, занимавшихся проблемой);

Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану лекции);

Доступности (материал был доступным, понятным, все новые термины были разъяснены);

Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателя на студентов);

Информационной избыточности (предоставленные примеры, как из научной литературы, так и из собственного опыта). Так же были заметны приемы поддержания внимания: риторические вопросы, шутки, «голосовые улыбки». Занятие закончилось своевременно.

2. Оценка, выводы и предложения: Лекция характеризуется четкостью и логичностью изложения материала. Объяснены новые термины и понятия. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Занятие проведено на высоком профессиональном уровне с использованием средств мультимедиа. Лекция принесла студентам большую информационную ценность. В конце лекции, благодаря краткому опросу, было доказано, что студенты усвоили материал.

ПРОТОКОЛ 6

педагогического наблюдения и анализ занятия у студентов 2 курса факультета иностранных языков

проведенногоКоротковой Екатериной Вячеславовной «27» марта 2022 г. в 10:40-12:10

(фамилия, имя, отчество)           (дата проведения)             (время)

Тема наблюдения: Прыжки со скакалкой с изменением темпа прыжков и скорости вращения скакалки

Задачи занятия:

1.Разучить технику прыжков со скакалкой с изменением темпа прыжков и скорости вращения скакалки.

2.Укреплять здоровье через физические упражнения.

3.Развивать ловкость, выносливость и координацию движений.

4.Формировать правильную осанку, развивать интерес к спорту, пропагандировать здоровый образ жизни.

1. Занятие началось вовремя. Перед студентами правильно поставлены задачи, они рационально размещены, оригинально и правильно подобраны упражнения в комплексе ОРУ. В подготовительной части занятия проведена разминка на разогревание всех групп мышц. Также были даны оздоровительные упражнения на укрепление и формирование правильной осанки. Применялись фронтальный, групповой, круговой и индивидуальный методы. В основной части занятия решалась главная задача – разучить технику прыжков со скакалкой с изменением темпа прыжков и скорости вращения скакалки. Преподаватель использовала разнообразные упражнения, которые обеспечили повышение специальной физической, технической подготовленности. На протяжении всего времени преподаватель поддерживала интерес к занятию, четко давал инструкции к выполнению заданий, по ходу выполнения упражнений высказывал оценочные суждения, делал исправления. Преподаватель придерживалась дидактических принципов обучения. Методы воздействия были достаточно разнообразными и соответствовали задачам занятия. В заключительной части занятия были подведены итоги. Занятие окончено вовремя. Обеспечено правильное постепенное восстановление организма занимающихся.

2. Оценка, выводы и предложения: Содержание занятия соответствует поставленной цели, все подобранные упражнения направлены на решение поставленных задач. В процессе занятия выполнены оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Учебный процесс рационально организован. В целом поставленные задачи достигнуты.

ПРОТОКОЛ 7

педагогического наблюдения и анализ занятия у студентов 2 курса факультета физической культуры

проведенногоЕлисеевой Татьяной Петровной «04» апреля 2022 г.  в 10:40-12:10

(фамилия, имя, отчество)           (дата проведения)             (время)

Тема наблюдения: Передача мяча сверху в разделе программы «волейбол»

Задачи занятия:

1.Обучать передаче мяча сверху двумя руками.

2.Закрепить знание расположений линий и зон волейбольной площадки

3.Способствовать развитию координации и скоростных качеств.

4.Способствовать воспитанию морально-волевых качеств.

1. Занятие началось своевременно. Содержание занятия соответствует поставленной цели, все подобранные упражнения направлены на решение поставленных задач. Подготовительная часть включала в себя: построение в шеренгу, сообщение задач занятия, комплекс упражнений, направленный на подготовку организма к предстоящей нагрузке (бег с заданиями, общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц, подвижность суставов, развитие эластичности связок). В основной части занятия решалась главная задача – обучение передаче мяча сверху двумя руками. Преподаватель использовала разнообразные упражнения, которые обеспечили повышение специальной физической, технической подготовленности. На протяжении всего времени преподаватель поддерживала интерес к занятию, четко давал инструкции к выполнению того или иного задания, использовала метод показа и объяснения. В заключительной части преподаватель постепенно снизила интенсивность работы, тем самым создав благоприятные условия для протекания восстановительных процессов. В конце занятия были подведены итоги, сделаны замечания. В целом поставленные задачи достигнуты.

2. Оценка, выводы и предложения: Занятие проведено на высоком профессиональном уровне. Содержание занятия соответствует поставленной цели, все подобранные упражнения направлены на решение поставленных задач. В процессе занятия выполнены оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Учебный процесс рационально организован. Преподаватель и студенты на занятии использовали специальную терминологию, студенты выполняли задания с интересом и с уважением относились кдруг другу.

ПРОТОКОЛ 8

педагогического наблюдения и анализ занятия у студентов 2 курса факультета физической культуры

проведенногоВасилевским Дмитрием Константиновичем «05» апреля 2022 г. в 09:00-10:30

(фамилия, имя, отчество)           (дата проведения)             (время)

Тема наблюдения: Техника ловли, передач и ведения мяча в разделе программы «Баскетбол»

Задачи занятия:

1.Совершенствовать технику ловли, передач и ведения мяча.

2.Закрепить знания правил ведения мяча.

3.Способствовать развитию координации и скоростных качеств.

4.Способствовать воспитанию настойчивости, самоконтроля и интереса к двигательной деятельности.

1. Занятие началось вовремя. Перед студентами правильно поставлены задачи, они рационально размещены, оригинально и правильно подобраны упражнения в комплексе ОРУ, средства подготовительной части занятия соответствуют задачам, виду занятия, условиям проведения. Использовались наглядные методы обучения (обычный показ упражнения, имитационный показ, метод направленного прочувствования движений). В основной части занятия решалась главная задача – отработка и совершенствование техники ловли, передач и ведения мяча. Преподаватель использовал разнообразные упражнения, которые обеспечили повышение специальной физической, технической подготовленности. На протяжении всего времени преподаватель поддерживал интерес к занятию, четко давал инструкции к выполнению заданий, по ходу выполнения упражнений высказывал оценочные суждения, делал исправления. Преподаватель придерживался дидактических принципов обучения. Методы воздействия были достаточно разнообразными и соответствовали задачам занятия.

2. Оценка, выводы и предложения: Занятие проведено на высоком профессиональном уровне. Содержание занятия соответствует поставленной цели, все подобранные упражнения направлены на решение поставленных задач. В процессе занятия выполнены оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Учебный процесс рационально организован. В целом поставленные задачи достигнуты.

ПРОТОКОЛ 9

педагогического наблюдения и анализ занятия у студентов 2 курса факультета иностранных языков

проведенногоКоротковой Екатериной Вячеславовной «23» апреля 2022 г. в 09:00-10:30

(фамилия, имя, отчество)           (дата проведения)             (время)

Тема наблюдения: Эстафеты

Задачи занятия:

1.Разучить эстафеты.

2.Укреплять здоровье через физические упражнения.

3.Развивать ловкость, выносливость, быстроту и координацию движений.

4.Воспитывать умения управлять эмоциями, чувством соперничества, развивать интерес к спорту, пропагандировать здоровый образ жизни.

1. Занятие началось вовремя. Перед студентами правильно поставлены задачи, они рационально размещены, оригинально и правильно подобраны упражнения в комплексе ОРУ. В подготовительной части занятия проведена разминка на разогревание всех групп мышц. Также были даны оздоровительные упражнения на укрепление и формирование правильной осанки. Применялись фронтальный, групповой, круговой и индивидуальный методы. В основной части занятия решалась главная задача – разучить эстафеты,развивать ловкость, выносливость, быстроту и координацию движений. Преподаватель использовала разнообразные упражнения, которые обеспечили повышение специальной физической, технической подготовленности. На протяжении всего времени преподаватель поддерживала интерес к занятию, четко давал инструкции к выполнению заданий, по ходу выполнения упражнений высказывал оценочные суждения, делал исправления. Преподаватель придерживалась дидактических принципов обучения. Методы воздействия были достаточно разнообразными и соответствовали задачам занятия. В заключительной части занятия были подведены итоги. Занятие окончено вовремя. Обеспечено правильное постепенное восстановление организма занимающихся.

2. Оценка, выводы и предложения: Содержание занятия соответствует поставленной цели, все подобранные упражнения направлены на решение поставленных задач. В процессе занятия выполнены оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Учебный процесс рационально организован. В целом поставленные задачи достигнуты.

ПРОТОКОЛ 10

педагогического наблюдения и анализ занятия у студентов 2 курса факультета физической культуры

проведенногоВасилевским Дмитрием Константиновичем «19» апреля 2022 г. в 09:00-10:30

(фамилия, имя, отчество)           (дата проведения)             (время)

Тема наблюдения: Совершенствование основ техники броска в движении в разделе программы «Баскетбол»

Задачи занятия:

1.Совершенствовать основы техники ведения и передачи мяча с сопротивлением соперника.

2.Учиться броску мяча после финта и обманного движения.

3.Развивать скоростную выносливость и координацию движений.

4.Способствовать воспитанию воли, настойчивости, самоконтроля и интереса к двигательной деятельности.

1. Занятие началось вовремя. Перед студентами правильно поставлены задачи, они рационально размещены, оригинально и правильно подобраны упражнения в комплексе ОРУ, средства подготовительной части занятия соответствуют задачам, виду занятия, условиям проведения. Использовались наглядные методы обучения (обычный показ упражнения, имитационный показ, метод направленного прочувствования движений). В основной части занятия решалась главная задача – отработка и совершенствование техники ведения и передачи мяча с сопротивлением соперника. Преподаватель использовал разнообразные упражнения, которые обеспечили повышение специальной физической, технической подготовленности. На протяжении всего времени преподаватель поддерживал интерес к занятию, четко давал инструкции к выполнению заданий, по ходу выполнения упражнений высказывал оценочные суждения, делал исправления. Преподаватель придерживался дидактических принципов обучения. Методы воздействия были достаточно разнообразными и соответствовали задачам занятия.

2. Оценка, выводы и предложения: Занятие проведено на высоком профессиональном уровне. Содержание занятия соответствует поставленной цели, все подобранные упражнения направлены на решение поставленных задач. В процессе занятия выполнены оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Учебный процесс рационально организован. В целом поставленные задачи достигнуты.

§

проведенногоВасилевским Дмитрием Константиновичем «05» апреля 2022 г. в 09:00-10:30

(фамилия, имя, отчество)           (дата проведения)             (время)

Задачи урока:

1.Совершенствовать технику ловли, передач и ведения мяча.

2.Закрепить знания правил ведения мяча.

3.Способствовать развитию координации и скоростных качеств.

4.Способствовать воспитанию настойчивости, самоконтроля и интереса к двигательной деятельности.

1. В классе по списку11 занималось 10 объект наблюденияГригорьева Анна

Действия занимающихся

Время окончания действия

Умственная деятельность

Двигательная деятельность

Отдых

Примечания

« » «-» « »

«-»

« » «-»  

Подготовительная часть

 
Построение 0.40 0.40

   
Проверка присутствую-щих на занятии 1.10

   
Ходьба без задания 1.25 0.15

   
Медленный бег 3.00 1.35

   
Бег в среднем темпе 4.30 1.30

   
Ходьба без задания 4.45 0.15

   
Ходьба на носках 5.00 0.15

   
Ходьба на пятках 5.15 0.15

   
Ходьба  с высоким подниманием бедра 5.30 0.15

   
Ходьба с захлестом голени 5.45 0.15

   
Ходьба без задания 6.00 0.15

   
Бег в медленном темпе 6.30 0.30

   
Бег приставными шагами правое плечо вперед 6.45 0.15

   
Бег приставными шагами левое плечо вперед 7.00 0.15

   
Бег приставными шагами со сменой плеч на два шага 7.20 0.20

   
Бег с круговым вращением руками вперед 7.40 0.20

   
Бег с круговым вращением руками назад 8.00 0.20

   
Ходьба 8.20 0.20

   
Круговые вращения головой влево-вправо в движении 8.40 0.20

   
Ходьба с поворотами туловища на каждый шаг руки перед грудью 9.00 0.20

   
Ходьба с выпадами на каждый шаг 9.25 0.25

   
Медленный бег 9.40 0.15

   
Бег с высоким подниманием бедра 10.00 0.20

   
Бег с захлестом голени 10.20 0.20

   
Бег скрестным шагом правое плечо вперед 10.40 0.20

   
Бег скрестным шагом левое плечо вперед 11.00 0.20

   
Бег с прямыми ногами вперед 11.20 0.20

   
Медленный бег 11.50 0.30

   
Ходьба 12.10 0.30

   
Перестроение в две шеренги 12.40 0.30

   
ОРУ: 1-е упр. 13.00 0.20

   
2-е упр. 13.20 0.20

   
3-е упр. 13.35 0.15

   
4-е упр. 13.55 0.20

   
5-е упр. 14.15 0.20

   
6-е упр. 14.35 0.20

   
7-е упр. 14.50 0.15

   
8-е упр. 15.15 0.25

   
9-е упр. 15.30 0.15

   
10-е упр. 15.45 0.15

   
11-е упр. 16.05 0.20

   
12-е упр. 16.25 0.20

   
Итого 16.25 16.25

   

Основная часть

 
Разбивание на две команды 17.10 0.45

   
Объяснение задания 17.45 0.35

   
Броски мяча в кольцо 23.00 5.15

   
Объяснение задания 23.35 0.35

   
Ведение мяча с броском в кольцо 29.05 5.30

   
Объяснение задания 29.40 0.35

   
Ведение мяча в парах с броском в кольцо 35.15 5.35

   
Подготовка инвентаря для эстафеты 36.05 0.50

   
Объяснение правил эстафеты 36.30 0.25

   
Эстафета 44.15 7.45

   
Отдых 47.00

2.45

   
Напоминание правил игры в баскетбол 48.00 1.00

   
Игра в баскетбол 58.00 10.00

   
Разбор ошибок 63.00 5.00

   
Игра в баскетбол 73.00 10.00

   
Разбор ошибок, подведение итогов игры 75.15 2.15

   
Сгибания-разгибания рук в упоре лежа (2 подхода с отдыхом 1 мин.) 77.15   1

1.00

   
Отдых 78.15

1.00

   
Итого 61.50 10.25 46.40

4.45

   

Заключительная часть

 
Занятия с мячом в свободном режиме 85.30 7.15

   
Сдача инвентаря 87.45 2.15

   
Построение 89.15 1.30

   
Подведение итогов урока 90.00 0.45

   
Итого 11.45 0.45 11.00

   
            

Вычисление общей плотности осуществляется по формуле:

    Т р.

Р (об.) = ——— х 100 = (%), где

    Т об.

Р (об.) – общая (педагогическая) плотность урока,

Т (р.) – педагогически оправданное, рационально затраченное время,

Т (об.) – общая продолжительность урока.

Вводная часть:

            985

Р (об.) = ——— х 100 = 100%

             985

Основная часть:

            3545

Р (об.) = ——— х 100 = 95.55%

3710

Заключительная часть:

              705

Р (об.) = ——— х 100 = 100%

          705

Общая плотность урока:

               5280

Р (об.) = ——— х 100 = 98%

           5400

Вычисление двигательной (моторной) плотности осуществляется по формуле:

    Т дв.

Р (мот.) = ——- х 100 = (%), где

    Т об.

Р (мот.) – моторная плотность урока,

Т (дв.) – время, затраченное на двигательную деятельность,

Т (об). – общая продолжительность урока.

Вводная часть:

               985

Р (мот.) = ——- х 100 = 100%

              985

Основная часть:

2800

Р (мот.) = ——- х 100 = 75.5%

              3710

Заключительная часть:

               660

Р (мот.) = ——- х 100 = 94%

               705

Общая моторная плотность урока:

              4445

Р (мот.) = ——- х 100 = 82.3%

              5400

Сводная таблица плотности урока и его частей

Вид плотности урока

Части урока

Плотность

урока

1 2 3
Общая
плотность
100 95.55 100 98
Моторная
плотность
100 75.5 94 82.3

Выводы и рекомендации (необходимо обоснованно изложить причины, которые обусловили полученные показатели плотности, при необходимости дать рекомендации о путях ее повышения)

В первую часть урока были включены простые и хорошо знакомые обучающимся упражнения, которые не требовали предварительного объяснения и показа, поэтому в подготовительной части урока общая и моторная плотность максимальные за счёт применения безостановочного метода выполнения. Соответственно обучающиеся оказались хорошо подготовленными к предстоящей деятельности в основной части урока.

По ходу выполнения упражнений вместо непрерывного подсчёта, который периодически давался преподавателем, можно было использовать постукивание палочками или использовать задание на самостоятельное удерживание заданного темпа, а также можно было назначить одного из обучающихся для самостоятельного проведения разминки.

В основной части урока общая и моторная плотность упали за счёт объяснения выполняемых заданий и пауз для отдыха. 2 мин.45сек. в основной части урока были использованы нецелесообразно, так как отдых можно было совместить с напоминанием правил игры в баскетбол.

В заключительной части урока несмотря на свободный режим занятия моторная плотность очень высокая, так как обучающиеся с удовольствием и большим желанием занимались.

Вывод:Анализируя хронометраж занятия можно сделать вывод, что общая плотность составила 98%. По методическим требованиям данное занятие считается хорошим (ОП не ниже 90%).Моторная плотность занятия составила 82,7%. Это высокий, соответствующий норме показатель продуктивности занятия. 

Протокол наблюдения

за динамикой изменения частоты пульса студентки2 курса Романовой Яны

в процессе занятия проведенногоВасилевским Дмитрием Константиновичем «19» апреля 2022 г. в 09:00-10:30(фамилия, имя, отчество)

(дата проведения) (время)

Задачи занятия:

1.Совершенствовать основы техники ведения и передачи мяча с сопротивлением соперника.

2.Учиться броску мяча после финта и обманного движения.

3.Развивать скоростную выносливость и координацию движений.

4.Способствовать воспитанию воли, настойчивости, самоконтроля и интереса к двигательной деятельности.

Наименование действий, предшествующих подсчету

Время

подсчета

Частота пульса

Примечание

за 15 сек. за 1 мин.
До начала урока -3 17 68  
Построение 0 21 84  
Медленный бег 3 27 108  
Ходьба без задания 6 24 96 переговари-вается
Ходьба с поворотами туловища на каждый шаг руки перед грудью 9 26 104  
Ходьба 12 25 100  
ОРУ, 8-е упр. 15 29 116  
Броски мяча в кольцо 18 32 128 старается
Броски мяча в кольцо 21 35 140 старается
Ведение мяча с броском в кольцо 24 36 144 старается
Ведение мяча с броском в кольцо 27 37 148 старается
Ведение мяча в парах с броском в кольцо 30 36 144 проявляет активность
Ведение мяча в парах с броском в кольцо 33 38 152 проявляет активность
Подготовка инвентаря для эстафеты 36 33 132  
Эстафета 39 36 144 выполняет в полную силу
Эстафета 42 39 156 выполняет в полную силу
Отдых 45 31 124  
Напоминание правил игры в баскетбол 48 26 104  
Игра в баскетбол 51 35 140 играет с увлечением
Игра в баскетбол 54 37 152 играет с увлечением
 Игра в баскетбол 57 40 160 играет с увлечением
Разбор ошибок 60 35 140  
Разбор ошибок 63 26 104  
Игра в баскетбол 66 31 124 играет с увлечением
Игра в баскетбол 69 36 144 играет с увлечением
Игра в баскетбол 72 38 152 играет с увлечением
Разбор ошибок, подведение итогов игры 75 29 116  
Отдых 78 25 100  
Занятия с мячом в свободном режиме 81 31 124 отвлекается
Занятия с мячом в свободном режиме 84 33 132 отвлекается
Сдача инвентаря 87 28 112 отвлекается
Подведение итогов урока 90 23 92  
Через 3 мин. после окончания урока 93 18 72 дыхание восстановле-но, ЧСС в норме

§

ЧСС
уд/мин

Время измерения пульса

200                                                                  
190                                                                  
180                                                                  
170                                                                  
160 .
150 . . . .
140 . . . . . . . .
130 . .
120 . . . .
110 . . . .
100 . . . . .
90 . .
80 .
70 .
60 .
50 -3 0 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 33 36 39 42 45 48 51 54 57 60 63 66 69 72 75 78 81 84 87 90 93

Оценка объема и интенсивности нагрузки на уроке

Для определения эффективности нагрузки необходимо рассчитать максимальную ЧСС для данного возраста по формуле:

220 – возраст. Испытуемому 20 лет, соответственно максимальная ЧСС равна 200 ударов в минуту. Максимальный резерв ЧСС определяется по формуле: ЧСС(максимальная) минус ЧСС(покоя), соответственно максимальный резерв ЧСС равен

136 ударов в минуту (200 – 64). Тренировочная зона ЧСС находится в пределах от 50% до 85% от максимального резерва ЧСС ЧСС покоя, получаем (136 64 =200, от этого значения вычисляем 50% и 80%) от 100 до 160 ударов в минуту.

У испытуемого в основной части урока ЧСС находилась в диапазоне от 104 до 160 ударов в минуту, что соответствует тренировочной нагрузке, эффективной для повышения функциональных возможностей организма. Из этого можно сделать вывод, что физическая нагрузка была достаточно интенсивной и эффективной. К окончанию урока ЧСС составила 72 удара в минуту, что совсем ненамного превысило ЧСС покоя. Из этого можно сделать вывод о том, что заключительная часть урока была организована правильно.

Рекомендации проводящему урок

— Разработать новые общеразвивающие упражнения для подготовительной части урока;

— Изменить организационные моменты в проведении восстановительного отдыха

Список прикрепленной группы

Факультет иностранных языков 2 курс

Старший преподаватель: Короткова Екатерина Вячеславовна

1. Бушина Юлия

2. Григорьева Анна

3. Иванова Екатерина

4. Калашникова Ксения

5. Лебедева Татьяна

6. Мустакимова Юлия

7. НиязметоваМадина

8. Поздеева Мария

9. Романова Яна

10. Тумилович Ирина

11. Часовникова Людмила

Общая численность группы 11 человек, 7 человек из которых входят в основную группу здоровья, 1 человек в подготовительную группу (без сдачи кросс нормативов): Мустакимова Юлия, 4 человека в специальную медицинскую группу (ЛФК): Иванова Екатерина, НиязметоваМадина, Поздеева Мария, Тумилович Ирина.

Контрольные нормативы по общей физической подготовке

п/п

Тест

Муж.

Жен.

«5» «4» «3» «5»

«4»

«3»
1. 100 м 13.2 13.8 14.0

15.7

16.0 17.0
2. 2 км

10.15

10.50 11.15
3. 3 км 12.00 12.35 13.10

4. Челночный бег «Елочка» 24.5 25.5 26.5

26.5

27.0 27.5
5. Прыжок в длину с места (см) 230 220 210

190

180 165
6. Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) 15/13 12/10 9/7

7. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

18

16 14
8. Поднимание ног до касания перекладины 10 7 5

9. Поднимание туловища из и.п. лежа (кол-во раз за 1 мин.)

50

40 30
10. Прыжки на скакалке (кол-во раз за 1 мин.) 140 110 80

140

110 80
11. Бросок набивного мяча (2 кг) из-за головы из. и.п. сед(м) 7.00 6.50 6.00

5.50

5.00 4.50
12. Наклон изи.п. стоя на гимн. Скамейке (см) 15 10 2

20

15 10
         

Результаты контрольных нормативов студентов 2 курса факультета иностранных языков

 

п/п
 
Фамилии
скакалка 1мин. отжимания пресс «елочка» прыжок в длину с места наклон
1 Бушина Юлия 128 18 34 30.0 205 20
2 Григорьева Анна 160 22 38 30.7 190 16
3 Калашникова Ксения 177 18 35 24.7 210 2
4 Лебедева Татьяна 139 10 22 35.01 120 12
5 Мустакимова Юлия 125 4 24 36.8 140 10
6 Романова Яна 100 18 30 32.0 160 9
7 Часовникова Людмила 78 1 29 38.8 140 11
Оцените статью
VIPdisser.ru