- Пример готовой дипломной работы по предмету
- Выдержка из текста
- Список использованной литературы
- Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.
- Пример готовой курсовой работы по предмету
- Тревожность в подростковом возрасте
- 1) Проективная методика «Кактус» (Автор
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Институт специальной педагогики и психологии
- Введение
Пример готовой дипломной работы по предмету
Глава I. Психологические аспекты проявления агрессивности и
тревожности подростков 6
1.1. Сущность и психологические механизмы агрессивности 6
1.2. Типология агрессивного поведения современных подростков 21
1.3. Тревожность как форма проявления агрессивного поведения
Выводы по главе 32
Глава II. Исследование особенностей поведения подростков 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Методики исследования 36
2.3. Описание методов статистической обработки 40
Глава III. Анализ результатов исследования 43
3.2. Анализ результатов исследования тревожности 43
3.2. Анализ результатов исследования психических состояний 46
3.3. Анализ результатов исследования агрессивности 50
3.4. Анализ результатов исследования самооценки 55
3.5. Установление взаимосвязи между агрессивностью и тревожностью подростков 57
3.6. Практические рекомендации по коррекции тревожности и агрессии у подростков 62
Список литературы 69
Выдержка из текста
Проблема агрессии традиционно являлась одной из самых популярных в мировой психологии. Ей посвящено огромное количество статей и книг. Регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Агрессивное поведение не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.
В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут дети, оставшиеся без попечения семьи, зачастую ведут к искажению процесса социализации, социальной адаптации личности. Трудно обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям-сиротам, результат не всегда соответствует ожиданиям. Существуют причины, которые трудно преодолеть в системе общественного воспитания. Материнская, социальная депривация, дефицит общения со взрослыми, коллективные методы воспитания и другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой.
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), снижении самоорганизованности, целеустремленности, неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.
Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д.
Недостаточная теоретическая и практическая изученность проблемы высокой агрессивности и тревожности у воспитанников детского дома обусловливает актуальность темы исследования. Высокая тревожность и агрессивность – это, прежде всего, результат нарушения детско-родительских отношений, которые прослеживаются у детей с раннего возраста.
Такие дети оказываются неспособными защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Все это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, а также к нарушениям адаптации.
Цель работы: выявить взаимосвязь агрессивности и тревожности у подростков.
3. подростков в возрасте 15 –
1. лет, из них:
15 подростков воспитывающихся в условиях детского дома;
15 подростков воспитывающихся в семьях.
Предметом исследования: является агрессивность и тревожность воспитанников детского дома.
1. Выявить уровни ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера у подростков;
2. Провести исследование самооценки психических состояний;
3. Выявить преобладающие формы агрессивного поведения у подростков;
4. Исследовать уровень самооценки у подростков;
5. Выявить взаимосвязи между изучаемыми показателями.
Гипотеза: у подростков находящихся в условиях государственного воспитания, обида проявляется гораздо выше, чем у подростков, воспитывающихся в семьях и поэтому готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить, а также стремление обзывать, оскорбить окружающих повышает у подростков уверенность в себе.
Методикой изучения уровня ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера;
Тест «Самооценка психических состояний Айзенка;
Методика «Исследование самооценки личности» (автор С.А. Будасси);
Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки);
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Список использованной литературы
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2005. – 256 с.
3. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., ПЕРСЭ, 2001. – 342 с.
4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния
тревоги // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 111 — 117.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
6. Благинин А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учеб пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило. – СПб им. А.С. Пушкина, 2006. – 84 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.; Воронеж, 1997. – с. 374.
8. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
9. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. К.М.Гуревича – М.: Издательский центр « Академия «, 1997. – 314 с.
10. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского – М: Изд-во центр «Академия «, 1997. – 294 с.
11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш.учеб заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
12. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-сост. Н.П.Иванова. М.: АПО, 1996.– 104с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991. – 401 с.
14. Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. № 1. – С. 78 – 81.
15. Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М., 1998. – с. 193.
16. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессии у подростков. /Автореферат диссертации канд.наук. Психология наук. М., 2002.
17. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. – 1998. — № 5. – С.121-128.
18. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. /Автореф. Канд. дисс. СПб. 1996.
20. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999. – 204 с.
21. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996.– С. 7– 11.
22. Немов Р.С. Психология: Словарь – справочник: в 2 ч.. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – ч.1. – 304 с.
23. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: словарь-справочник / Урал. гос. пед. Ун-т; Авторы сост. А.Н.Нигаев, О.Л.Алексеев и др. – Екатеринбург, 1997. – 167 с.
Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.
25. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений./Авт. – сост. Е.Е.Данилова; под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр « Академия «, 1998. – 357 с.
26. Психологический словарь. /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика-Пресс,1997. – 405 с.
27. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. Под. Ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
28. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга) / Под ред. Л.М.Шипициной. СПб., 1996
29. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского и юношеского возраста. М., 1987. – с. 254.
30. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал. 1996. – № 5. – С.3-18.
31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: в 2 кн. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004. – 384 с.
32. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии.// Вопросы психологии. — № 1. – 1991. — С. 81-88.
33. Рычкова Н.А. Поведение: расстройства у детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М., 1998. – с. 284.
34. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.
35. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.: Литера., 1996. – 364 с.
36. Шустер В.А. Влияние семьи на социальную сферу ребенка /Профилактика, раннее распознавание и коррекция развития у детей — М. 1993.
37. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, межличностные аспекты. – М.:Издательство АСТ., – 1997. – 179 с.
Пример готовой курсовой работы по предмету
Глава I Теоретические основы изучения конфликтности и тревожности подростка
1.1. Понятия конфликтность и тревожность в современной психологической науке
1.2. Особенности конфликтности и тревожности личности в подростковом возрасте
1.3. Взаимосвязь конфликтности и тревожности подростка
Глава II Экспериментальное исследование взаимосвязи конфликтности и тревожности личности подросткового возраста
2.1. Процедура и методы исследования
2.2. Описание и анализ результатов исследования
Список использованной литературы
Исследование взаимосвязи агрессивности, конфликтности и тревожности
Гипотеза: наличие оптимизма, как индивидуальной особенности личности, способствует развитию неконфликтности, что в совокупности способствует повышению продуктивности в профессиональной деятельности у зрелой личности.
Трансформация ребёнка в зрелого человека сопровождается кризисом, подразумевающим кардинальные преобразования в структуре личности и сопряжённые с ними изменения поведения.Предмет исследования – особенности проявления агрессии и тревожности в подростковом возрасте.Целью данной работы является изучение феномена тревожности и агрессивности в подростковом возрасте.
Тревожность в подростковом возрасте
Гипотеза исследования: психологические особенности личностного развития, уровень сформированности агрессивности и враждебности негативно влияют на все компоненты самоотношения: когнитивного, эмоционального, конативного направления в студенческой аудитории.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между показателями тревожности и самооценки в подростковом возрасте, а именно: чем выше показатели тревожности, тем ниже уровень самооценки и наоборот.
Методологической основой исследования служат: концепция К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитиче-ские теории (З. Фрейда, К. Хорни); теория Ч. Д. Спилбергера; концепции отечественных психологов (Захаров, И. В, Дуброви-на, В. Р. Кисловская, Л. И. Божовия, К. С. Лебединская, В.В. Су-ворова, А. М. Прихожан, Н. Д. Левитов, Давыдов).
данной работы определяется тем, что подростковый возраст, является очень сложным, противоречивым, но одновременно и важным периодом становление личности ребёнка, в этот период возникает масса вопросов, на которые до сих пор ищут ответ родители и учителя. Бурные физиологические изменения, происходящие в организме подростков, а так же перестройка ценностно-смысловой сферы обуславливают достаточно сильную порой рассогласованность как отдельных внутриличностных образований, так и повышенную чувствительность подростка к тем или иным воздействиям извне, что в свою очередь обеспечивает повышенную конфликтность и агрессивность подростков, за что данный возраст часто характеризуют как «трудный».Целью нашей работы является изучение взаимосвязи самооценки и агрессивности в подростковом возрасте.
1.Аракелов Н.Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал — 1997 — № 2, с. 34-38.
2.Аракелов Н.Е., Шмикова Н. Тревожность: методы её диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология — 1998 — № 1, с. 18.
3.Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001.
4.Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. № 5.
5.Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. –№ 2. – C. 5 – 15.
6.Вербицкий Е.В. Психофизиология тревожности. Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2003.
7.Волков Г.И. Поле школьной тревожности. Тобольск: ТГПИ, 2005.
8.Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.
9.Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2002.
10.Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.
11.Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб : Речь, 2008.
12.Кирюшин И.А. Роль тревожности в типах личности. Хабаровск: Хабаровское УПП ВОС, 2005.
13.Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. СПб.: Речь, 2002.
14.Марищин Т.А. Сущность конфликтной позиции личности и ее особенности у учащихся старших классов // Непрерывное педагогическое образование: сб. научных статей. — Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2005. — С. 99 – 101.
15.Озерова С.А. Структурные компоненты личности тревожного подростка // В мире науки, культуры, образования. 2055. № 10-11.
16.Подростковый возраст — все ли в норме? Комплекс диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы / сост. В. И. Екимова А. Г. Демидова. М.: АРКТИ, 2007.
17.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
18.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. М.: Воронеж, 2000.
19.Прихожан А.М. Тревожность: явление, причины, диагностика // Школьный психолог. — 2004. — № 8.
20.Хван А.А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте: диагностика. Кемерово: КРИПКиПРО, 2006.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Определение понятий тревожности и агрессивности. Характеристика эмоциональных состояний 6
1.1.1 Понятие тревожности 6
1.1.2 Понятие агрессии 12
1.1.3 Связь тревожности и агрессивности 16
1.2 Особенности проявления тревожности и агрессии у детей младшего школьного возраста 17
1.3 Пути преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста 24
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования 41
2.3 Методические рекомендации по результатам исследования 43
Психологи отмечают, что в наше время все больше становится детей, которые отличаются повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, агрессивностью.
Проявления тревожности и агрессивности у детей, в отличии от взрослых, имеют ярко выраженную возрастную специфику, которая проявляется в ее причинах, в содержании, в формах проявления механизмов компенсации и защиты.
Агрессивность и тревожность рассматриваются в психологии как адаптивные механизмы, возникшие в ходе эволюции. Проявление агрессии в поведении направлена на повышение приспособляемости к реальной среде, а тревожность дает возможность защититься от угроз. Однако при излишней акцентированности, эти качества могут иметь для личности негативные последствия.
Актуальность избранной темы исследования определяется задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка.
По данной проблеме работали ряд зарубежных и отечественных исследователей. В зарубежной психологии проблема тревожности разработана достаточно полно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме не так популярны, и, как правило, носят узконаправленный характер. Вопросам тревожности посвящены работы В. Р. Кисловской, А. М. Прихожан Ю. Л. Ханина, И. А. Мусиной, В. М. Астапова. Вопросами страхов и тревожности у детей занимались также И.В. Дубровина, А. И. Захаров, В.И. Гарбузов, Е.Б. Ковалёва.
Тревожность, как врожденную психодинамическую характеристику рассматривают А.И. Захаров, Н.Д. Левитов.
Проблемы школьной тревожности и агрессии изучают такие авторы, как Е. В. Новикова, Т. А. Нежнова, А. М. Прихожан. В рамках учебной тревожности рассматривают более узкое ее проявление — экзаменационную тревожность В. С. Ротенберг и С. М. Бондаренко.
Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве одного из основных ее источников рассматриваются детско-родительские и внутрисемейные отношения, нарушение которых приводит к постоянным микротравмам детей (А. И. Захаров, А. М. Прихожан).
Кроме того, как уже указывалось выше, тревожность и агрессивность у ребенка могут вызывать факторы адаптации ребенка к новым условиям, особенности межличностных отношений детей в группе, разнообразные стрессы и страхи.
Такое широкое количество причин, а также возможность фиксации свойства тревожности в детском возрасте и его влияние на психосоматическое состояние ребенка требует своевременного проведения профилактических и коррекционных мер.
Таким образом, целью нашей работы является изучение взаимосвязи проявлений тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста, а также изучение возможностей их психологической коррекции.
Исходя из цели, мы можем выделить объект исследования: тревожность и агрессивность как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и проявлений агрессивности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза работы: существует взаимосвязь между уровнем тревожности у детей младшего школьного возраста и проявлением ими агрессивного поведения.
Цель, гипотеза, предмет и объект работы позволяют нам определить круг рассматриваемых задач.
В качестве методов работы выбран анализ теоретической литературы, анализ и обобщение психологического опыта, а также конкретными методиками исследование выступили:
1) Проективная методика «Кактус» (Автор
3) Методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан.
1. Абрамова Г.С., Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
2. Байярд Р. Т. Ваш беспокойный подросток / Р. Т. Байярд. – М. : Просвещение, 1991. -320 с.;
3.Божович Л.Н., Личность и ее формирование в детском возрасте. / Божович Л.Н. – СПБ.: Питер. -2011. – 450 с.;
4.Бреслав Г. М., Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. М.: Смысл, 2012. -544 с.;
5. Вилюнас В.К., Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. – с. 41-46.
6.Власова А. М., Методы психотерапии в возрасте от.2 до 5. -М.:Знание, 2010.;
8. Долгова .Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис , 2009. – 216 с.;
9.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. СПб.: Питер, 2011. — 592 с. ;
10. Изард К., Эмоции человека, М.: Директ-Медиа, 2015.- 954 с;
11.Головин С. Ю.,«Словарь психолога — практика». – Минск. 2012.
12.Захаров А. И., Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 1997. – 234 с..
13.Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника – М.: Сфера, 2008. -80С.;
14.Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника – 2010 — № 6, -34-41 с.;
15. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. — СПб. : Речь,. 2014.;
16.Левко А.И., Детство как социально — педагогическая проблема. Феномен детства: социально — педагогические и медико — психологические проблемы: Материалы международной конференции. / Левко А.И.- Брест,2012. — с. 121-125;
17.Лютова Е.К. и Монина Г.Б Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми -М.:Сфера, 2013г.
18.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. / Психология младших школьников. – М.: Академия, 2006. – 208 с.;
19.Обухова Я.Л., «Психотерапия детей и подростков. Символдрама» .М.:Эйдос., 2011г.;
20.Овчарова Р.В., Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 240с.;
21.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2010. , -с. 43-46.;
22. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2012. С.47-60..;
23.Смирнова Е. О., Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. за-ведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология»/ Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр Владос — 2006. — 366 с. ;
24.Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от ро-ждения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Теплюк С. Н. — М.: Мозаика-Синтез. -2010. -144 с.;
25.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2012.- 224 с.
26. Хухлаева О.В., Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, М.: Генезис, 2015. — 176 с.;
27.Шибутани Т. Социальная психология Т. Шибутани; пер. с англ. В.Б. Ольшанского. –СПб.: Питер -2011. – 384 с.;
28. Эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие./ Крюкова С.В., Слободяник Н.П.— М.: Генезис, 2012. — 208 с.;
29.Э. Фромм, Здоровое общество / Эрих Фромм ; пер. с англ. Т.В. Банкетовой, С.В. Карпушиной. – М. : АСТ : Астрель, 2011. – 446 с.;
30.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 416 с.;
31. Экман П. Психология лжи / Пол Экман. – Спб : Питер, 2012. – 285 с.;
32. Юридическая психология : учебник / И.И. Аминов и др. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 415 с.
Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
В настоящее
время уровень тревожности и агрессивности
в современных стрессовых и экологически
неблагоприятных внешних условиях
становится одним из определяющих
факторов в становлении личности ребенка.
Многие основные
его свойства и личностные качества
формируются в подростковый период
жизни. От того, как они будут заложены,
зависит все его последующее развитие.
В настоящее время увеличилось количество
тревожных детей, отличающихся повышенным
беспокойством, неуверенностью,
эмоциональной неустойчивостью.
Поэтому проблема
детской тревожности и агрессивности,
и ее своевременной коррекции на раннем
этапе является весьма актуальной. Многие
психологи, такие как В.К. Вилюнас, К.Э.
Изард, Н.Д. Левитов, Ч.Д. Спилбергер и
другие, занимались проблемой тревожности.
В работах Е.Л. Калиниа, Ю.Л. Ханина и
других показано, что тревога как состояние
адекватной угрозы оказывает оптимизирующее
влияние на человека.
Таким образом,
требуется целенаправленная коррекционная
работа с подростками с повышенным
уровнем тревожности и агрессии, что
предполагает развитие рефлексии, т. е.
самопознание внутренних психических
актов и состояний и формирование
устойчивой положительной самооценки.
Психолог вынужден
решать сложнейшие задачи: ему необходимо
специально организовать ведущую для
подросткового возраста деятельность,
создать в ходе выполнения этой деятельности
атмосферу сотрудничества, взаимного
доверия между детьми, между взрослым и
детьми, оказать помощь подростку в его
саморазвитии.
Однако только в
XX веке проблема агрессии стала предметом
систематического научного исследования,
поэтому не удивительно, что не на все
вопросы, возникающие в связи с данной
проблемой, имеются ответы. Так, недостаточно
изученной является проблема взаимосвязи
агрессивности и тревожности.
Таким образом,
выбранная нами проблема является в
настоящее время достаточно актуальной,
но мало разработанной. Поэтому данное
исследование поможет более детально
изучить взаимосвязь агрессии и
тревожности, изучить психологические
причины агрессивного поведения и
тревожности в подростковом возрасте и
разработать практические рекомендаций,
которые будут являться эффективным
практическим средством профилактики
агрессивного поведения и тревожности
в подростковом возрасте.
- Абрамова
Г.С. Возрастная психология. М.: 2000. - Козлова
Е.В. Тревога как одна из основных проблем,
возникающих у ребенка в процессе
социализации // Теоретические и прикладные
проблемы психологии. Сборник статей.
Ставрополь, 1997 - Степанов
В.Г.-“Психология трудного школьника”
Москва, 1998
Научный
руководитель – кандидат психологических
наук,
старший
преподаватель Н.В. Губская-Борисова
Институт специальной педагогики и психологии
Международный
университет семьи и ребенка
Кафедра психологии
развития личности
Особенности
агрессивного поведения подростков
с различным
уровнем тревожности
1.1.1. Основные
теоретические подходы к пониманию
агрессии
1.1.2. Возрастные и
гендерные особенности агрессивного
1.1.4. Причины и
специфика проявления агрессивности на
разных
1.2.1. Основные
теоретические подходы к пониманию
1.2.2. Причины и
особенности проявления тревожности в
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ
АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ
Введение
Актуальность.
Проблема
исследования агрессивности является
одной из наиболее актуальных проблем
современного мира. Так как, агрессивность
формируется преимущественно в процессе
ранней социализации в детском и
подростковом возрасте, то именно этот
возраст наиболее благоприятен для
профилактики и коррекции. Этим и
объясняется актуальность изучения
особенностей агрессивных проявлений
подростков. В
последнее время появились публикации
по агрессивности детей и подростков,
но многие аспекты проблемы остаются до
сих пор мало изученными, например, в
доступных нам источниках не было найдено
исследований, посвященных изучению
особенностей агрессивных проявлений
подростков с различным уровнем
тревожности. Понимание механизмов
формирования агрессии позволит оказать
полноценную психологическую помощь в
социализации подростков, гармонизации
их отношений с окружающей средой,
позволит снизить риск дезадаптации и
риск агрессивного поведения.
Цель работы:
изучение
особенностей агрессивных проявлений
подростков с различным уровнем
тревожности.
Предмет: особенности
агрессивного поведения подростков
14-15 лет с различным уровнем тревожности.
Объект исследования:
подростки
14-15 лет, обучающиеся в 9 «б» классе МОУ
СОШ № 48 г. Оренбурга (11 девочек, 11
мальчиков).
Гипотеза
исследования: возможно,
что существует взаимосвязь между уровнем
агрессивности подростков и уровнем их
тревожности.
Методы исследования:
наблюдение,
метод экспертных оценок, опросник
Басса-Дарки; методика Ч.Д.Спилбергера.