Я погасил костер и пошел вниз по реке диктант

Контрольный диктант с заданием в рамках ГИА в 9 классе. Сложносочинённые предложения. Задания А4, В1 – В4, В12 Ответы.Запишите текст под диктовку, нумеруя каждое предложение.1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке.2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее.3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами.5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.7) На закате я вышел к просёлочной дороге.8) Она шла вдоль берега.9) Снова на реке появились заросшие травой плоты.10) Издали они казались островами.11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо.13) Я вытащил его, но прочесть не смог.14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались.15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.(По К. Паустовскому)Задание к тексту контрольного диктанта по ССП.1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).а) написанная живописцемб) созданная с помощью красокв) красивая, достойная кисти художникаг) образная, выразительная

Грамматическое задание

1. Сформулируйте основную мысль данного текста.

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 11 классе

по итогам 2 четверти

В неоглядно знойных облаках пыли, задыхаясь, потонули станичные сады, улицы, хаты, плетни, и лишь остро выглядывают верхушки пирамидальных тополей.

Отовсюду многоголосо несется говор, гул, собачий лай, лошадиное ржание. Как будто невиданный улей, разноголосо-растерянно гудит нестройным больным гудом.

Только пенисто-клокочущую реку холодной горной воды, что кипуче несется за станицей, не в силах покрыть удушливые облака. Вдали за рекой синеющими громадами загораживают полнеба горы.

Удивленно плавают в сверкающем зное, прислушиваясь, рыжие степные разбойники-коршуны, поворачивая кривые носы, и ничего не могут разобрать.

Вокруг ветряков с возрастающим гомоном все шире растекается людское море: седобородые мужики, бабы с измученными лицами; ребятишки шныряют между ногами. И все это тонет в громадной, все заливающей массе солдат. В рваных гимнастерках, в вылинявших ситцевых и холщовых рубахах, в черкесках, иные до пояса голые, и по бронзово-мускулистому телу накрест пулеметные ленты. Нестройно, как попало, глядят во все стороны над головами темно-вороненые штыки, а потемнелые от старости ветряки с удивлением смотрят: никогда еще не было такого.

(По А. А. Серафимовичу)

1. Озаглавьте текст;

2. Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 наречия (1 вариант – из 1, 2 абзаца, 2 вариант – из 3 абзаца);

3. Подберите синоним, антоним к словам: 1 вариант – низкие, приходит; 2 вариант – теплый, падают;

4. Выпишите из текста примеры различных средств художественной выразительности языка

(диктант) в 10 классе

по итогам 3 четверти

Был утренний час, и туман еще не рассеялся. В нем едва были видны очертания огромного корабля. Береговой ветер лениво теребил паруса, но, наконец, он усилился и развернул их. Все на корабле было белым, кроме парусов из яркого алого шелка.

Ассоль сидела у окна и читала, но вдруг она заметила на синей небесной глади белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, замерла, потом резко вскочила и побежала к морю. Сердце ее билось сильно-сильно. Временами то крыша, то забор скрывали от нее алые паруса. Тогда Ассоль торопилась миновать препятствие и снова увидеть корабль, боясь, чтобы он не исчез, как призрак. Мужчины, женщины и дети деревни – все мчались к берегу кто в чем был. Скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Все смолкли, со страхом отошли от нее, и она осталась одна, растерянная, счастливая, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

От корабля отделилась лодка, полная загорелых гребцов. Среди них стоял тот, кого, как ей казалось, она знала с детства.

(По А. Грину)

по итогам года

Оттуда, из-за реки, шла страшная, долгая ночь; в ней можно умереть, не увидев более отца с матерью, не наигравшись с ребятами на улице около колодца, не наглядевшись на все, что Антошка видел у отцовского двора. И печка, на которой Антошка спал в зимнее время, будет стоять пустой. Ему будет жалко сейчас смирную корову, приходящую каждый вечер домой с молоком, невидимых сверчков, кличущих кого-то перед сном, тараканов, живущих себе в темных щелях, лопухов на их дворе и старого пня, которые, наверно, скучали по нем и ожидали его. И вот он живет среди них, чтоб все они были рады, и не хочет помереть, чтоб они опять не скучали.

Антошка прижался к сестре и заплакал от страха. Он боялся, что горит кузница, идет туча и снова сверкает гроза, которая ищет землю, чтоб убить дерево и зажечь их старую избу в колхозе. Приникнув к сестре, Антошка почувствовал, что она пахнет так же, как пахло все в их избе – и хлеб, и деревянные ложки, и подол матери.

А. Платонов «Июльская гроза»

по итогам 1 четверти

Я думал о тебе, и мне пришла вдруг на память поздняя осень на Севере и одинокие мои скитания. Однажды я возвращался с охоты вечером, и была такая же тьма, как и сегодня, вдобавок еще дождь моросил, и я заблудился. Отшагал за день я не меньше сорока километров, ружье и рюкзак казались мне до того тяжелыми, что готов был бросить их.

Я уже потерял всякую надежду выйти к жилью, но не это меня угнетало, – хоть кругом на сотни километров были глухие места! – а угнетало то, что все было мокро, под ногами чвакало, и не было никакой возможности развести костер, отдохнуть и освежиться.

И, вспомнив этот давний случай и думая о тебе, я почувствовал вдруг, как мне стало весело, недавнюю тоску мою как рукой сняло, и снова захотелось жить.

Ю. Казаков «Свечечка»

1.  Определите стиль данного текста;

2.  Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 наречия, 1 деепричастия (1 вариант – из 1- 3 абзацев, 2 вариант – из 4,5 абзацев);

3.  Выпишите из текста примеры различных средств художественной выразительности языка

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи, голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди – большие, взрослые люди – не переставали обманывать себя и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, – красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

(По Л. Н.Толстому)

Занятый мною дом стоял на вершине возвышенного берега, по которому раскинулся сбегавший вниз уступами, принадлежащий к даче садик. Перед моими окнами внизу раскидывалось широкое пространство залива, по которому то быстро проносились пароходы, то медленно двигались под парусами суда, то сновали рыбачьи лодки. Противоположный финский берег тянулся против моего окна, едва заметной, как смутный призрак, полоской, иногда темневшей, иногда совершенно расплывавшейся в воздухе. Слева виднелся Кронштадт с его заводами и фортами, а там еще дальше, за ними, уходило в безбрежную даль открытое море. У подножия высокого, заостренного дачами берега тянулась проезжая дорога, а за нею лепились бок о бок соединенные с берегом мостками и стоявшие в воде маленькие купальни, отгороженные друг от друга то легкими заборчиками, то просто небольшими изгородями из елок, рогож, плетня. Едва оправлявшийся то тяжелой болезни, я был доволен и нанятою мною дачею, и чудесною весною, полною тепла и света, и всею грудью вдыхал доносившийся со взморья чистый воздух, пропитанный ароматом только что распустившихся черемух.

А. Шеллер – Михайлов

для СКК – VII вида

(диктант) в 5 классе (СКК-VII вида)

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки.

(По И. Соколову-Микитову)

1.  Озаглавьте текст

2.  Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»

3.  В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово

5.  Произведите морфемный разбор слова «маленьких»

Жара заставила зайти нас в рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки. Иван сел на толстый конец упавшей березы, а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по телу Ивана, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далеком светлом небе.

Читайте также:  Кандидатская диссертация на заказ в Уфе, заказать написание кандидатской диссертации

1.  Выполните синтаксический разбор 2 предложения;

2.  Составьте схему 4 предложения;

3.  Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;

4.  Выполните морфемный разбор слов: мирной, орешника.

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

1.  Выполните морфемный разбор слова «туманная»

3.  В предложении «Набежала мрачная туча» укажите все части речи, определите род всех существительных

Грабеж среди белого дня

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В нее хозяйка бросает корки хлеба для кур.

Щенок Фунтик подошел к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабеж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил ее. Ему не нравился запах корки.

1.Выполнить морфемный разбор слов: выпускает (1 вариант), просидела (2 вариант)

2. Выделите грамматическую основу 1 вариант в 1 предложении 2 абзаца, 2 вариант в 6 предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи

3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему

(диктант) в 6 классе (СКК-VII вида)

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет.

Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела.

Прощай, осенний лес!

2.  В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания

3.  Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы

Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи.

Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться.

Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом.

Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы.

Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом.

(По В. Бурлаку)

2.  Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;

3.  Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь)

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

(По Г. Скребицкому)

2.  Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм

3.  Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом.

Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками.

Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь.

2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца

3. Разберите по составу слова: масляными, набежали

4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему

(диктант) в 7 классе (СКК-VII вида)

Сомнения прервал голос Алеши, закричавшего во весь голос. Бим радостно подбежал и вошел за ним в сени. Алеша уложил собаку на место, подоткнул сено с боков, приласкал Бима и ушел спать. Все затихло. Не слышно ни трамвая, ни троллейбуса, ни гудков. Началась новая жизнь.

(По Г. Троепольскому)

2.  Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему

Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом.

Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного.

А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.

2.  Выполните синтаксический разбор 5 предложения из 3 абзаца

3.  Произведите морфемный разбор слов: 1 вариант – поставленной, осторожно; 2 вариант – поломанные, немного

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места.

Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке.

Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами, просыпанными чьей – то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые мхи, пружинистую почту болотной колыбели.

(По Ю. Лощицу)

Правописание подчеркнутого слова в тексте сообщается.

2. Выписать из текста 2 словосочетания, в состав которых входят наречия, разобрать эти наречия по составу.

3. Произведите морфологический разбор любого 1 наречия

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди Гриценко.

Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.

Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он растолкал крепко спавших ребят.

Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера.

Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь.

У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.

(По Л. Кассилю и М. Полянскому)

1.  Выполните синтаксический разбор 1 предложения из 6 абзаца

2.  Выполните морфемный разбор одного причастия и деепричастия

(диктант) в 8 классе (СКК-VII вида)

С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные строительные материалы, вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.

На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.

1.  Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи ( 1 вариант из 1 абзаца, 2 вариант из 2 абзаца), выполните их разбор;

2.  Выполните морфемный разбор слов: 1 вариант – вылечивает, создавая, лавровый; 2 вариант – дающая, сохраняется, долго

Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло, что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.

Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.

Читайте также:  Богданова диктанты 7 класс по русскому языку

Поразительно и то, что бани не исчезли, когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.

2.  Объясните орфограммы в подчеркнутых словах

3.  Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)

4.  Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца

На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.

Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.

Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.

1.  Произведите синтаксический разбор 5 предложения из 1 абзаца

2.  Выпишите два односоставных предложения, укажите их вид

3.  Выполните морфемный разбор любого наречия, глагола, деепричастия

В то утро я впервые услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. Я смотрел в открытое окно, лежа в постели.

Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей рубахе, в сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах звенело. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, стали понемногу подходить ближе. А пастух все играл, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса, славившие его игру.

1.  Озаглавьте текст;

2.  Обозначьте в тексте одно обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и одно определение, выраженное причастным оборотом. Составьте схемы.

(диктант) в 9 классе (СКК-VII вида)

Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался.

Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой.

Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли.

С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

2.  Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения;

3.  Выполните синтаксический разбор предложения (1 вариант – 2 предложение 3 абзаца; 2 вариант – 3 предложение 3 абзаца;

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.

5.  Определите стиль и тип речи данного текста;

6.  Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.

7.  Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.

Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее.

Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха.

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

1.  Определите стиль и тип речи данного текста

2.  Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы

3.  Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия

по итогам года.

Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, кА ни оригинальна его форма, но почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии.

Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни кипарис, ни даже сама роза.

Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов.

В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.

2.  Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите вид подчинения придаточных.

2.  Выпишите из текста словосочетания с разными видами связи, выполните их разбор (1 вариант – из 2 абзаца, 2 вариант – из 4 абзаца);

3.  Найдите в тексте предложения с причастным и деепричастным оборотами, графически их обозначьте (1 вариант – из 2 абзаца, 2 вариант – из 4 абзаца). Составьте схемы;

4.  Выполните морфемный разбор 1 причастия, 1 деепричастия, 1 наречия (1 вариант – из 2 абзаца, 2 вариант – из 4 абзаца).

(диктант) в 8 классе по итогам 2 четверти

Петр Ершов – автор превосходной русской сказки «Конек – горбунок».

Он родился в сибирской деревне и рано начал бродить с отцом по таежному краю. Путешествия оставили у мальчика незатухающую любовь к родному краю, к тайге с ее лесами, болотами, многочисленными реками.

Долгими вечерами на почтовых станциях, в селениях на Оби прислушивался Ершов к сказкам и бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей. Видел мальчик бывалых людей, водивших караваны за Байкал в восточные земли.

Хороши бывали долгие зимние вечера, когда в доме собирались люди и рассказывали о таинственных «китаях», о горах, подпирающих небо, о диковинных народах. Не спеша текла затейливая речь, одна сказка сменялась другой.

Сказки эти запомнились впечатлительному мальчику, отложились в его памяти, а потом чудесно были воплощены в сцены «Конька – горбунка».

«Конек – горбунок» – произведение, обессмертившее имя его автора. Достоинства сказки в реалистических картинах, в интересном сюжете, в прекрасном легком стихе, в образном языке.

(По В. Утлову)

2.  Выпишите из текста разные виды сказуемого.

3.  Выполните графический разбор предложения ( 1 вариант – 3 абзац 2 предложение; 2 вариант – 6 абзац 1 предложение)

4.  Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 наречия

Стемнело. На западе погасли просветы между деревьями. Морозная надвигающаяся мгла обступила низину. Тут было тихо, но ночной ветер гулял по вершинам сосен, лес шумел то убаюкивающее, то порывисто, то тревожно. По низинам пошел снежок, тихо шуршащий, покалывающий лицо.

Неопытный в лесных делах, Алексей не позаботился заблаговременно ни о ночлеге, ни о костре. Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль в разбитых натруженных ногах, он не нашел в себе сил идти за топливом, забрался в густую хвойную поросль молодого сосняка и замер, жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью.

Он спал как каменный, не слыша ни ровного шума сосен, ни уханье филина, стонавшего где-то у дороги, ни далекого воя волков – ничего из тех лесных звуков, которыми была полна густая и непроницаемая плотно обступившая его тьма.

2.  Выделите основу в односоставных предложениях, укажите их тип.

3.  Определите вид союзов и сформулируйте значение, которой они выражают (1 вариант – 1 абзац, 2 вариант – 2 абзац);

4.  Объясните графически пунктуацию в последнем предложении, составьте схему.

(диктант) в 8 классе (возрастной нормы)

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражен собором святого Петра и, конечно, решил его нарисовать.

Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, разумеется, все так и изобразил.

Читайте также:  Подача документов в диссертационный совет — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Лондонцы, увидевши на выставке картину, были раздражены. Туман на полотне, к их изумлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущенные посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.

Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.

5.  Озаглавьте текст;

6.  Выпишите из текста в столбик все вводные слова и определите их смысловые группы;

7.  Графически объясните постановку знаков препинания в предложении (1 вариант – 1 предложение 2 абзаца, 2 вариант – 1 предложение 5 абзаца);

8.  Сформулируйте основную мысль данного текста.

Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу. Бреду под ветром среди холодного тумана, и безнадежно, но покорно идет за мной усталая лошадь, звякая пустыми стременами.

Отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот пустынный подъем, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Еще можно было различить огоньки в темнеющей долине внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, расширялся и обнимал полнеба, поднимаясь туманно-голубой стеной. Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро. Я приближался к лесам, и горы вырастали все мрачнее и величавее, а в пролеты между ними с бурной стремительностью валился длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с нелюдимым гулом сосен. Повеяло свежестью, понесло снегом и ветром.

1.  Определите стиль речи

2.  Определите типы односоставных предложений

3.  Перестройте, где это возможно, односоставные предложения в двусоставные и определите, как изменилась окраска и оттенки значений предложения

Я погасил костер и пошел вниз по реке. С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. По крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, а дуплистая ива лежала поперек реки. Река уходила торжественным поворотом в леса.

У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне мореные дубы.

В одном месте открылся косогор, а в зарослях кленов виднелась старенькая часовня с заржавленным куполом.

На закате я вышел к проселочной дороге. Она шла около берега. Снова на реке появились заросшие травой плоты. Издали они казались островами. Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.

Я осторожно перешел на плот и увидел обыкновенную бутылку, внутри которой было сложенное письмо. Я вытащил его, но прочесть не смог. Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. Мне надо было торопиться. Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.

2.  Выпишите из текста ССП, выполните его графический разбор, составьте схему. Определите смысловые отношения между его частями;

3. Сосчитайте количество ССП в тексте.

в 9 классе (возрастной нормы)

Сенокос еще не прошел, мы вдоволь не наездились еще в порожних телегах за сеном, не накувыркались еще в стогах нового сена, как в саду начинают созревать вишни. Уже давно прохаживаешься около них, забираешься в высокий бурьян, что растет всегда у плетня, и высматриваешь оттуда, не найдется ли, на счастье, хоть одна красненькая.

И вот наконец уже все красные, темно-красные, почти черные, налитые соком, висят на веточках, как дождь кроваво-красных рубинов. Заберешься на гнущееся деревце, сядешь на развилку и, держась одной рукой, чтобы не слететь в бурьян, рвешь висящие над головой, и с боков, и внизу сочные и сладкие вишни и давишь языком до усталости.

Благодатное солнце жжет, и одна за другими поспевают долгожданные ягоды. Там, таинственно краснея матовым боком под листьями, висят сливы, желтеют на макушке, где их достать нельзя, первые груши.

( По П. Романову)

1. Озаглавьте текст.

2. Выпишите из текста сложноподчиненное предложение, определите вид придаточного, укажите средства связи главной части с придаточной. Составьте горизонтальные и вертикальные схемы. (1 вариант из 1 абзаца; 2 вариант из 2 абзаца)

Именно Савельич мне понравился больше всех, именно появления его я ждал с наибольшей радостью.

Что же в нем было прекрасного, заставлявшего любить его вопреки ненавистному нам рабству и холопству?

В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. Тут преданность выступает во всех обличьях. Преданность – готовность отдать жизнь за жизнь барчука. Преданность – готовность каждую его вещь беречь, как собственную вещь и даже сильнее.

Преданность, творящая с робким человеком чудеса храбрости. И преданность, доходящая в своем ослеплении до того, что Савельич затевает с Пугачевым разговор о зипуне, когда его жизнь находится на волосок от виселицы.

Но Пушкину мало и этого. Комендант Белогорской крепости предан царице так, как Савельич своему барчуку. Жена коменданта, такая же ворчливая, как Савельич, сама предана своему мужу до последнего часа, как предан своему барину Савельич. То же самое можно сказать о Маше и юном Гриневе. Одним словом, здесь торжество преданности.

(По Ф. Искандеру)

1.  Выпишите из текста 1 СПП с придаточным определительным (1 вариант – из 3 абзаца, 2 вариант – из 4 абзаца)

2.  Выполните синтаксический разбор предложения ( 1 вариант – 3 предложение из 4 абзаца, 2 вариант – 4 предложение из 6 абзаца)

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно* и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь час-другой. Попадается на пути молчаливый старик-курган,** бесшумно пролетит над землей ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, *** во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни, душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей.

(По А. П.Чехову)

Примечание. На месте, обозначенном *, постановку запятой не следует считать за ошибку, ** – отсутствие дефиса не следует считать за ошибку, *** – допустима постановка тире.

4.  Подчеркните грамматические основы односоставных предложений

Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему притронуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи и бездорожию туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.

Несколько дней Аксинья провела в ожидании, что вот-вот появится Григорий. Потом узнала от заходивших к хозяину соседей, что война не кончилась, что многие казаки из Новороссийска уехали морем в Крым, а те, которые остались, пошли на рудники.

К концу недели Аксинья твердо решила идти домой, а тут вскоре нашелся ей и попутчик. Как-то вечером в хату, не постучавшись, вошел маленький сутулый старичок. Он молча поклонился, стал расстегивать мешковато сидевшую на нем грязную, распоротую по швам английскую шинель.

«Ты что же это, добрый человек, «здравствуйте» не сказал, на жительство располагаешься?» – спросил хозяин, с изумлением разглядывая гостя.

А тот проворно снял шинель, встряхнул ее у порога, бережно повесил на крюк и, поглаживая коротко остриженную седую бородку, улыбнулся

(По М. Шолохову)

Серенькое, тусклое осеннее утро. Низкие облака затянули небо. Природа притихла. Здесь и там срываются с веток листья, беспомощно крутятся в воздухе и падают на землю. На лесной опушке высокие рябины склонили свои ветви под грузом тяжелых оранжевых гроздьев. Многих птиц привлекают прекрасные ягоды.

Сверхинтересное зрелище представляет собой расположившаяся на рябинах стая дубоносов. Этих птиц причисляют к певчим. У них большая голова и преогромный толстый клюв. Таким клювом птица может раскусить даже самую твердую косточку и съесть ядро.

А вот пролетела в небе стая дроздов. Самые голодные из них увидели корм, опустились на рябины, проглотили по ягодке и поспешили дальше. Стая не прервала полета. Перелетные птицы чуют скорый приход холодов и торопятся в теплые края.

Но когда приходит весна, лес вновь наполняется птичьим криком и гомоном. Яркое ласковое солнце принимается согревать озябшую землю. Под теплыми солнечными лучами снег превращается в воду, которая обильно увлажняет землю. Солнце продолжает греть, вот уже на пригорке совсем сухо. Снег сошел здесь несколько дней назад, и солнце успело высушить прошлогоднюю траву. Его лучи оживили верхний слой земли, пробудили слабые побеги растений.

Залюбуешься на первую зелень весны и невольно припомнишь жесткие вьюги и метели, которые преследуют одинокого путника зимой.

Оцените статью
VIPdisser.ru