Традиции российской армии складывались на протяжении долгих четырех веков, ведь первые регулярные полки были сформированы еще при царе Алексее Михайловиче в XVII веке, хотя родоначальником военного порядка в России считают Петра Первого. Если для первых профессиональных военных самой главной традицией считалось принятие присяги, то сегодня у армейцев уже сформировался целый перечень обычаев, по которым живут те, кто защищает Родину.
Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма
Память поколений – дни воинской славы России
Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности войск
Боевые традиции российских Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.
Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.
Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.
Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.
Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.
В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость.
Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:
– преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;
– верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;
– верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;
– неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.
Что такое патриотизм?
Патриотизм (от греческого patris– родина, отечество) – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.
Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.
Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.
Что ж, и смертной тревогой опутан,
Не мечтая о лучшей судьбе.
Я до самой последней минуты,
Буду верен, Отчизна, тебе.
Вооруженных Сил Российской Федерации
На протяжении веков русские воины считали
борьбу за независимость своей Родины
делом чести, и всякий раз, когда над Россией
нависала опасность иноземного порабощения,
проявляли изумительные образцы храбрости
и героизма. Носителем подлинного патриотизма
русской армии и флота всегда был народ.
Именно воля народа была той решающей
силой, о которую разбивались все попытки
иностранных завоевателей поработить
русскую землю.
Воспитание личного состава Вооруженных
Сил на боевых традициях способствует
идейной закалке воинов, дисциплинирует
части и подразделения, поднимает моральный
дух личного состава армии и — 3 флота. Однако
особое воспитательное значение имеет
пропаганда героического прошлого нашего
великого народа нашей великой страны.
Традиции же, как и другие социально-психологические
явления, возникают и проявляются в различных
масштабах, на всех уровнях общественной
жизни. Традиции для коллектива являются
тем социальным элементом, который скрепляет
его в единое целое, и вместе с тем придает
ему своеобразие и неповторимость. Совокупность
традиций представляет собой важнейший
элемент внутри коллективной социально-психологической
атмосферы, в которой постоянно пребывает
личность.
На современном этапе развития и реформирования
Вооруженных Сил Российской Федерации
трудно переоценить значение традиций,
так как лишь через сохранение и приумножение
традиций ВС РФ непременно придут к более
качественному своему состоянию.
Исследование данной темы очень важно
и преследует определенные цели:
— совершенствование воспитания личности
в коллективе; воспитание коллектива,
как такового;
— сохранение и приумножение традиций,
как элемента социально-психологической
атмосферы в армейской среде.
Забота о формировании положительных
настроений, о накоплении разнообразных
положительных традиций является заботой
о формировании коллектива, усилении эффективности
его боевой и воспитательной функций,
заботой о морально-психологической подготовке
подразделения (части) к успешным действиям
в условиях боя.
1.Истоки военной культуры.
У военного дела на Руси богатейшая история.
И всегда русские ратники были любимы
и уважаемы соотечественниками. Одна из
причин тому высокий уровень духовности
российского военного. Столетиями вырабатывался
в русской армии кодекс нравственности.
Его непреходящие ценности — верность
долгу, воинская честь, достоинство, гордость
за принадлежность к профессии защитника
Отечества — сохранились как святыни и
передавались из поколения в поколение,
проверялись на прочность в сражениях
и воспитывались ратным трудом в мирное
время. Государственные деятели, полководцы
и военачальники, офицеры и генералы русской
армии неустанно заботились о приумножении
славы и традиций войск, повышении культуры,
соблюдении правил этикета. Особенно велики
заслуги в этой области Петра I, П. А. Румянцева,
Г. А. Потемкина, А. В. Суворова, М. И. Кутузова,
Ф. Ф. Ушакова, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова,
М. И. Драгомирова, С. О. Макарова, Н. Д. Скобелева
К весне 1922 года неграмотность в РККА
удалось ликвидировать полностью. Это
была большая победа на культурном фронте.
Огромный удар по культуре армии и флота
был нанесен в предвоенные годы, когда
Красная Армия потеряла более 40 тысяч
командиров и политработников нового
поколения военных кадров. Репрессиям
подверглось наиболее квалифицированное
звено офицерского корпуса. Сталин и его
окружение чувствовали опасность, исходящую
от грамотных, смело мыслящих, отстаивающих
своё мнение, эрудированных, высококультурных
офицеров и генералов. В их травле участвовали
и учреждения культуры. Сталинскому режиму
удалось разорвать естественную культурную
связь и преемственность поколений, уничтожить
морально — этические ценности, которые
складывались столетиями О Великой Отечественной
войне, о героизме советского народа, отстоявшего
независимость нашей Родины сказано и
написано немало. Этика и патриотизм этих
лет неразделимы.
И сейчас, нынешнее молодое поколение
солдат и офицеров воспитывается на культурных
традициях, ритуалах, неумолимых идеалах,
возникших в те трудные для нашего народа
и страны годы.
2.. Воинские ритуалы и традиции этикета.
В летописи боевой славы нашей армии
немало страниц посвящено воинским ритуалам.
На полях сражений гражданской и Великой
Отечественной войн они были испытанным
средством формирования и закалки боевого
духа, укрепления братского единства и
нерушимой сплоченности бойцов и командиров.
В воинских ритуалах ярко воплощались
героизм, мужество и отвага, проявленные
защитниками Родины в боях против врагов
России. Нельзя, конечно же, умолчать о
влиянии» советского периода» в истории
России на формирование и создание идеологии
в Вооруженных Силах бывшего Советского
Союза. Советские воинские ритуалы, сложившиеся
при активном участии В. И. Ленина, стали
традиционными, приобрели яркую эмоциональную
форму, наполнились социалистическим
содержанием. Многие из них стали всенародными,
общегосударственными.
Любовь к оружию, искусное применение
его в бою — славная традиция Российских
воинов, которая корнями уходит в глубокую
старину. Выражением этой традиции стал
торжественный ритуал вручения оружия
молодым воинам. Он символизирует передачу
дела защиты Родины одного поколения другому.
Получая личное оружие, молодой воин, уже
изучивший его и хорошо владеющий им, клянется
быть в постоянной готовности с честью
выполнить свой долг перед Родиной. В последние
годы в Вооруженных Силах установилась
традиция — молодые воины дают торжественную
клятву верности Родине у памятников боевой
славы, в местах героических битв за свободу
и независимость. Эта традиция не нова.
Ее корни можно проследить еще с времен
великих освободительных воинских походов
Александра Невского, Дмитрия Донского,
Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за
свободу земли Русской, за честь народа,
за правое дело. Позже в первом русском
«Уставе ратных пушечных и других дел,
касающихся до воинской науки» был закреплен
ритуал принятия клятвы на верность царю.
В петровских воинских уставах отмечалось,
что победу приносят «добрые порядки,
храбрые сердца, справное оружие» (Раш
К. Б. «Во славу Отечества» М. 90 г., стр.
13) , обращалось внимание на выработку
таких качеств, как смелость, неустрашимость,
мужество. Старые воинские ритуалы, воплотившие
национальные патриотические традиции
не были забыты. Большое место в воинском
воспитании отводилось ритуалу принятия
военной присяги. Этот ритуал занимал
особое место в системе воинских ритуалов
и в 19 веке. Присяга, или торжественный
обет, давалась каждым военнослужащим
при вступлении на престол нового государя.
Ритуал проходил в торжественной обстановке
— в церкви или на сборном месте в присутствии
как высокого военного начальника, так
и высшего духовенства. Войска прибывали
строем со знаменами и священники делали
им краткое увещевание. Присягая солдаты
клялись в верности монарху и отечеству,
беспрекословном повиновении начальству.
Дав присягу новому монарху, армия становилась
послушным орудием его внешней и внутренней
политики. Первые красноармейские отряды,
идя в бой за Советскую власть, клялись
народу, партии, Родине бесстрашно и беззаветно
сражаться за рабоче-крестьянскую Республику,
за «Светлые идеалы коммунизма» .
И пускай идеалы у воинов предыдущих поколений
различны, зато цель и раньше и сейчас
одна: верой и правдой служить отечеству,
охранять как государственность, так и
рубежи своей Родины, защищать свой народ,
бороться за свободу, верить в счастливое
и мирное «завтра» своих детей. День
принятия присяги — это начало воинского
пути, памятный день в жизни воина. Всегда
и везде быть верным своей Священной клятве
— это требование Матери-Родины, народа.
(Раш К. Б.» Во славу Отечества» , М.
90г., стр. 15) Военная музыка, солдатская
труба обладают каким-то магическим воздействием.
Музыка зовет в бой, как Боевое знамя, как
призыв полководца — так говорят ветераны
войны, военные музыканты, сами воины.
Хорошо понимал роль и значение музыки
для воспитания высокого морального и
боевого духа армии А. В. Суворов. Он проявлял
постоянную заботу о повышении ее действенности,
настойчиво добивался увеличения числа
военных музыкантов даже за счет фронтовых
солдат. Суворов говорил:» Музыка в бою
нужна и полезна. Музыка удваивает армию.
С распущенными знаменами и громогласной
музыкой я взял Измаил» . (О. В. Золотарев»
Армия и культура» . М. 91 г., стр. 18) . Музыка
на войне помогает бойцам выстоять, вселяет
силу и бодрость духа, не дает ожесточиться,
омертветь душой. Велико значение музыки
и строевых песен в воинских ритуалах.
Музыка включается в воинские ритуалы
с момента их возникновения. Из всех элементов
образной формы ритуалов музыка является
наиболее устойчивым.
Наполняются новым содержанием старые
ритуалы, изменяются порядок и формы их
проведения, но музыкальная основа сохраняется
в течении веков. Музыка — один из самых
действительных компонентов художественного
оформления воинских ритуалов. Можно с
уверенностью сказать, что восприятие
идейного содержания воинских ритуалов,
тех героических идей, которые они несут,
во многом зависят от яркого и искусного
музыкального оформления. Музыка в исполнении
военных духовных оркестров придает воинскому
ритуалу именно ту форму, через которую
ярче всего выражается его сущность. Она
вносит в ритуалы особую торжественность,
создает приподнятое, праздничное настроение,
вдохновляет, воодушевляет, сплачивает
военнослужащих. Музыка способна выполнять
организующую и дисциплинирующую роль,
синхронизируя и ритмизируя движение
воинов, помогая вырабатывать точные,
четкие и согласованные действия. Особое
место в системе воинских ритуалов принадлежит
маршевой музыке. В строевом и походном
марше особо акцентируется упругая ритмика,
бодрое настроение. Ритуальная музыка
проста и выразительна, она органически
сливается с элементами воинских ритуалов
и легко запоминается, ее идейное содержание
осознается воинами легко и быстро. Строевые
смотры, прохождения в строю и другие воинские
ритуалы сопровождаются песнями.» Солдат
без песни, что без ружья», — говорил
А. В. Суворов. Это меткое замечание не
потеряло своего значения и в наши дни.
А. М. Горький видел в солдатской песне
источник бодрости и боевого духа. (Серых
В. Д.» Воинские ритуалы». М., 86 г., стр.
22-23) . Музыка звучит при принятии присяги,
выносе Боевого знамени, вручении наград
и боевых реликвий, при проведении строевых
смотров, парадов, при разводах караулов,
при проведении других ритуалов. Наряду
с использованием символов, искусным выполнением
строевых приемов, четко и образно звучащей
командирской речью музыка, песня помогает
сделать ритуал настоящим явлением искусства.
Многие из воинских ритуалов, традиций
русского военного этикета закреплены
в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях.
Воспитательное воздействие воинских
ритуалов заключается в том, что они всегда
олицетворяют красоту воинской деятельности,
самоотверженности при выполнении воинского
долга. Оказывая влияние на духовный мир
воина, обращаясь к его идеалам и вкусам,
интересам и переживаниям, воинские ритуалы
формируют личность во всей ее полноте,
способствуют в процессе воспитания достижению
таких целей, которых трудно достичь, используя
другие формы воспитания. Велика роль
воинских ритуалов в формировании художественного
вкуса воина. Ритуал как бы дает норму
прекрасного. Капризы эстетического вкуса
отдельного человека заметно слабеют
в силу» эмоционального заряжания»
, подчинения индивидуальных чувств общему
эмоциональному тону. Для российских воинских
ритуалов характерно их постоянное развитие
и совершенствование.
Официальные традиции
Армия – это всегда порядок. Здесь живут по уставу и четко следуют приказам, при этом все в воинской работе подчинено не только тому, что написано на бумаге, но и традициям, которые сложились у каждого вида войск. В российской армии безоговорочно соблюдаются принципы:
Одной из главных традиций армии России считается принятие присяги. Это торжественное обещание, которое дает гражданин, вступающий в ряды Вооруженных Сил. Текст его утвержден Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.). Принимают присягу перед Государственным флагом и Боевым знаменем воинской части.
По военной традиции российской армии к принятию присяги допускаются граждане, прибывшие к месту прохождения службы после первичной подготовки, которая длится до 2 месяцев после призыва. До этого дня человек не может быть привлечен к выполнению боевых задач, в том числе в режиме чрезвычайного положения, ему не может быть выдано оружие, на такого военнослужащего не накладывается дисциплинарное взыскание.
Традицию принятия присяги в армии России заложил Петр Первый, до этого же было принято поручительство за новобранца от его старших товарищей. Смысл текста не меняется уже примерно 300 лет, а вот сама процедура претерпела с тех пор немало изменений. Раньше она была на Евангелие, при Павле I уже стали присягать под знаменем роты, перед фронтом орудий или на крепостном валу. Если на службу поступал мусульманин, то на присяге обязательно присутствовал мулла. Евреи присягали на верность Родине в синагоге при свидетелях-единоверцах. Язычников посвящали в солдаты командиры части. Текст клятвы Отечеству отличался в зависимости от вероисповедания.
Во время Октябрьской революции текст поменяли, убрав из него все религиозные моменты. Также изменили и сроки принятия клятвы — времени на курс молодой бойца в условиях гражданской войны не было, поэтому новобранцы присягали Родине сразу же после поступления на службу. В наше время текст стал еще проще — в нем есть обещание соблюдать Конституцию, воинские уставы и выполнять приказы командиров. Присягают Отечеству перед боевыми товарищами с оружием в руках.
Боевые традиции Вооруженных сил России
Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности войск
Из блокнота, найденного в фашистском концлагере Заксенхаузен.
Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.
И ты, великодушная на диво,
казни меня забвеньем, коль солгу.
И без меня ты можешь быть счастливой –
я без тебя, Россия, не могу.
Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.
Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.
Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.
Долг – это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.
Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.
Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно – с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.
Каждому важно понять, что воинский долг – не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.
Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.
Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.
Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, – отмечается в Законе, – составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
– быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
– строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
– дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
– совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
– быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
– соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».
Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.
Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.
История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, – это история воинской доблести и солдатской славы.
В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.
Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все – и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.
Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.
За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.
В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978–1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995–1996 гг. и в конце 90-х.
Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».
Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.
Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».
А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые викториальные дни, в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.
Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№32-ФЗ), в список которых вошли часть викториальных дней и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периодов.
В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России:
18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).
21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).
7 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.);
10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).
9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).
24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).
8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.).
1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).
23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) – День защитника Отечества.
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 г.).
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).
27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.).
9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 г.).
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск
В далекие времена славянские воины, следуя решениям, которые принимались по военным вопросам на собрании племени – вече, давали клятву. В клятве обещалось: в бою стоять насмерть за отца, мать, брата и сына, а также за жизнь своих сородичей. Попадание воина в плен считалось величайшим позором. Уже тогда слово чести ценилось очень высоко. Воин в любых условиях обязан был быть верным ратному сообществу. Этот древний обычай взаимовыручки и взаимопомощи в бою стал одним из основных в ратных делах славянских дружин.
Русская армия всегда отличалась внутренней спаянностью, крепким, единым военным организмом. Солдат видел и сознавал свою силу в военном коллективе, в котором он был одним из членов большой и дружной семьи
Солдат всегда дорожит войсковым товариществом и знает, что если он, не щадя своей жизни, выручит товарища, то в опасной ситуации сам получит помощь.
Воинский коллектив – объединенная группа людей, занятых несением военной службы, выполнением задач, вытекающих из функций Вооруженных сил Российской Федерации.
Как правило, это различные по предназначению и численности воинские формирования. Их состав обычно определяется организационной структурой поиск. Воинские коллективы бывают первичные (воинские подразделения) и вторичные (воинские части, военно-учебные заведения).
В первичных воинских коллективах происходит постоянное межличностное общение и взаимодействие.
Коллектив обладает как официальной (формальной), так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Характер отношении между формальной и неформальной структурами существенно влияет на жизнь и деятельность воинского коллектива, на выполнение его членами своего воинского долга.
Через первичный воинский коллектив воин входит в коллектив части, ощущает свою принадлежность к соответствующему соединению, объединению, роду войск и виду Вооруженных сил. Всем укладом армейской жизни воины подразделения поставлены в такие условия, когда на занятиях, в походах, на боевом дежурстве, в казарме и на отдыхе они действуют сообща, чувствуют локоть друг друга, пульс своего коллектива.
Служебная деятельность и поведение военнослужащих, их взаимоотношения регулируются законами, воинскими уставами, инструкциями, наставлениями, приказами и распоряжениями начальников.
Юноша, призванный в Вооруженные силы Российской Федерации, находясь в составе воинского коллектива (отделения, экипажа, взвода, роты, боевой части), обязан выполнять свой конституционный долг. Он должен быть верен Военной присяге, умело, мужественно, не щадя своей жизни защищать Родину.
Во многом этому способствует воинский коллектив, где взаимоотношения строятся на высокой нравственности и взаимном уважении. Гласность, социальная справедливость, взаимное доверие, дружба между воинами различных национальностей, уважение их чувств, религий, традиций (обычаев) – вот норма его жизни и деятельности.
Руководителем воинского коллектива является командир-единоначальник. Он отвечает за сплочение подразделений, воинское воспитание подчиненных, за создание в коллективе товарищеской обстановки и боевого настроения. Командир выступает перед воинами не только как воспитатель, но и как товарищ, член единого воинского коллектива, которому дороги его честь, успехи в учении и бою. Воинский коллектив обладает большими воспитательными возможностями, влияет во многом на поступки воинов, их поведение. Воспитательная роль коллектива определяется силой его воздействия, целенаправленностью практической деятельности, взаимной требовательностью, характером отношений между воинами, сложившимися традициями и т.д.
Сила воинского коллектива – в его моральном воздействии, выраженном в форме общественного мнения. Оценка коллектива – сильный моральный стимул деловой и общественной активности воина, побуждающий к постоянному самосовершенствованию, равнению на передовых, развитию коллективизма. Каждый военнослужащий проникается чувством ответственности не только за свое дело, но и за работу всего воинского коллектива. Важное средство воспитания военнослужащих в коллективе – положительный пример.
Дух товарищества, красота человеческих взаимоотношений всегда способствовали победе.
Возвращавшиеся в строй после лечения в медсанбатах бойцы и командиры стремились попасть в родную часть. Прекрасно об этом сказал в поэме «Василий Теркин» А. Твардовский:
В современных условиях роль дружбы, коллективизма и войскового товарищества еще более возрастает.
Это связано с тем, что выполнение возложенных на войсковые коллективы задач сопряжено с риском, опасностью, особенно при ведении боевых действии и при несении боевого дежурства. В этих условиях чувство коллективизма и взаимная выручка зачастую имеют решающее значение.
Современный бой происходит скоротечно, в высоком темпе. В войсках велико насыщение огневыми средствами, поэтому требуется четкое взаимодействие между всеми частями и подразделениями, ведущими бой.
Воинский коллектив на все время службы по существу становится второй семьей, а корабль – вторым домом. А в хорошем доме всегда складываются добрые и дружеские отношения, царит атмосфера взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
Хорошо известно, что успех любого подразделения, части (корабля) складывается из достижений каждого воина. Если воин служит небрежно, ленится, отстает в учебе, слабо изучает боевое оружие, то и в бою он может подвести товарищей и сам окажется в сложной ситуации.
1. «Вопросы воинского воспитания», Сборник статей, Москва, Воениздат – 1985 г., – 178 с.
2. «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва – 1990 г.
3. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке», издательство «Советская школа», Киев – 1983 г. – 346 с.
4. «Проблемы воинского воспитания», Воениздат, Москва-
1979 г. – 273 с.
5. «Основы безопасности жизнедеятельности», изд-во АСТ, М, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, 2006 г.
6. Корсновский А.А. «История русской армии» М. 92 г.
7. Мессюр Вакар «Российские офицеры» М. 95 г.
8. Нравственные основы воинской дисциплины. М. 87 г.
9. Серых В.Д. «Воинские ритуалы» М. 86 г.
10. Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. М: Воениздат, 1974
11. «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва – 1990 г.
12. Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 года №53-ФЗ, Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года
Тезисы
Об армии сложилось немало небылиц и анекдотов. У многих, даже не служивших, на слуху такие слова, как «дух», «дед», «дембель», «100 дней до приказа». И с каждым из них связаны свои традиции.
Иерархия
Армия – своеобразная община, в которой сложились особые взаимоотношения между ее членами. Военнослужащие-срочники по армейскому обычаю делятся на группы в зависимости от срока службы. Новобранцев называют «запах». В таком шуточном звании они прибывают всю учебку вплоть до принятия присяги. Вчерашних призывников еще нельзя назвать полноценными солдатами, они еще стоят одной ногой на «гражданке», поэтому их сравнивают лишь с «запахом» солдат.
После принятия присяги неуставной ранг повышается до «духа». Это время познания всех тонкостей военной службы. Новое звание дается на срок 100 дней, на протяжении которых с человека очень многое требуют. Это и постоянные дежурства в казарме, и наряды, и регулярный контроль знания устава, который зазубривают наизусть. «Духи» стараются держаться вместе, чтобы не попасть под тяжелую руку и начальства, и старших товарищей.
Когда будут пройдены самые сложные 100 дней службы, солдат получает негласное звание «слон». По армейской традиции это уже какой-никакой, но начальник: «слоны» смотрят за новенькими и дают им различные поручения, хотя и сами еще остаются на тяжелых работах. Присвоение нового неофициального звания проходит в шуточной форме — «дембель», как самый старший по званию, 3 раза ударяет посвящаемого по мягкому месту ремнем, что символизирует завершение трёх самых трудных первых месяцев службы. Срок нового звания зависит от того, когда будет увольнение старослужащих (100-160 дней).
Через полгода от начала службы можно получить звание «деда». Это солдаты прошлого призыва, которые для новобранцев считаются авторитетом. В «деды» обычно переводят негласно, но есть и целый обычай для этого — бывшего «слона» 3 раза бьют табуреткой по мягкому месту. По традиции в армии в этом звании солдат ходит до того времени, пока не придет приказ о его увольнении, а происходит это за 100 дней до окончания службы.
Дембельские традиции в армии
100 дней до приказа – особое время. Военнослужащий получает высшее звание солдатской иерархии «дембель», которое имеет ряд привилегий. Несмотря на устав, наступает самое свободное время на протяжении всей службы. Дембеля могут бриться налысо, не есть мясо, делиться сигаретами с «духами», что в звании «деда» считалось недопустимым. Но не все так гладко — в армии у дембелей есть традиция при переходе в новый статус дважды устраивать своеобразные вечеринки за счет «духов». Происходит это за 100 и за 50 дней до увольнения. Существует также обычай посвящения в дембеля: битье ниткой через слой матрасов.
Популярная традиция – заводить себе собственного младшего по званию, который будет отсчитывать дни до окончания службы в армии. Особенно уважают ее курящие дембеля, которым каждый день «дух» приносит сигарету с обратным отсчетом до выхода в запас.
По армейской традиции перед дембелем у служивого много хлопот. К моменту выпуска он должен приготовить альбом и форму. Занимаются этим, конечно, младшие по званию. Альбом – это настоящее произведение искусства.
Обычно это коллаж из фотографий, дополненный рисунками и контактами сослуживцев. Не менее красочно выглядит и форма. На нее нашивают канты, пуговицы, петлицы, навешивают значки. Показывать выпускной наряд начальству нельзя, так как его могут изъять за неуставной вид. Назначение формы чисто декоративное: в ней дембель едет домой и по традиции щеголяет там еще пару дней на встречинах из армии.
Каждый род войск имеет свои традиции, но в общем они схожи, так как отражают специфику жизни в условиях соблюдения устава. Сочетание шуточных и официальных традиций и обычаев в армии – это определенный уклад существования в общине солдат, который формирует чувство преданности большой семье сослуживцев.