Психолого-педагогические условия изобразительной деятельности детей. Виды и техники нетрадиционного рисования. Экспериментальное подтверждения эффективности использования нетрадиционных техник рисования в организованной образовательной деятельности.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
2.2 Формирующий эксперимент
Цель: используя нетрадиционные материалы, поощрять стремление детей комбинировать разные материалы, дорисовывать новые элементы, получая предметное или сюжетное изображение.
Для осуществления этой цели были подобраны занятия занимательного характера, так как несли в себе интересное содержание, нетрадиционный материал. Формирующий эксперимент состоял из цикла занятий, на которых использовались нитки, пищевые трубочки, вилка. Из большого арсенала видов нетрадиционных техник мы остановили свой выбор на следующих: кляксография с трубочкой (раздувание краски), рисование нитками, рисование вилкой. Выбор этих техник не случаен:
— во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;
— во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста;
— в-третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.
При подборе и организации занятий мы опирались на следующие принципы:
1) свобода выбора ребенком изобразительного материала;
2) неограниченность временными рамками;
3) положительное принятие результата работы.
Задачи: Продолжить учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом; развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания; учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой; научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движения, мелкую моторику кистей рук.
Материалы и оборудование: альбомный лист с готовым фоном; флакончик клея ПВА с дозированным носиком; разноцветные отрезки ниток;
Организация и методика проведения:
5.Самостоятельная деятельность детей;
6.Анализ детских работ;
«Рисование цветными нитками». Данная техника рисования вызвала у детей положительные эмоции, желание работать в этой технике. Дать название своей работе и дорисовать до целостного образа смог лишь один ребенок. Несмотря на это, данная техника полезна в работе с детьми как психотерапевтическое средство.
Задачи: Познакомить детей с одной из нетрадиционных техник рисования раздувание краски (кляксография с трубочкой), показать её выразительные возможности; показать детям возможность получения изображения с помощью воздуха и трубочки; учить дорисовывать детали объектов (клякс, для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном; развивать образное мышление, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Материалы: Краски гуашевые, кисти для рисования, альбомные листы, салфетки, баночки с водой, одноразовые ложечки; магнитофон, аудиозапись «Весна» (Времена года) А. Вивальди.
2.Объяснение и показ создания;
3.Самостоятельная деятельность детей;
4.Анализ детских работ;
— образовательная. Обучение детей методам и приёмам нестандартной технике рисования.
— развивающая. Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом.
— воспитательная. Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с гуашью и вилкой.
Материал и оборудование: листы бумаги А4; листы бумаги Ѕ А4; гуашь; фломастеры; одноразовые пластиковые вилки; салфетки; стаканчики — непроливайки.
1.Дыхательная гимнастика «Бабочка»;
2.Объяснение и показ раздувания краски;
3.Помощь детям в работе;
4.Оформление коллективных работ;
5.Анализ детских работ
В процессе формирующего эксперимента изменили подход к методике проведения занятий. Чтобы не привязывать детей к образцу, исключили показ образца. Во время рассматривания выяснили с детьми художественные достоинства материала, побуждали к определению способов создания таких работ, показывалась технология изображения, показ не был полным, а демонстрировался только принцип создания. Перед началом детской деятельности, в процессе работы и во время анализа детской деятельности подчеркивали творческие проявления, выделяя выразительные средства. Использование такой технологии позволило занятиям рисованием стать более интересными, результативными. У детей были скудные знания об интересных техниках, применяемых в рисовании. Они занимались традиционными видами рисования, а подобранные и проведенные занятия позволили развивать у детей интерес к рисованию, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва.
Детям очень понравилось работать с нетрадиционными материалами. Работы были более успешными, выразительными.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и очень напоминают игру.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
— способствует снятию детских страхов;
— развивает уверенность в своих силах;
— развивает пространственное мышление;
— учит детей свободно выражать свой замысел;
— побуждает детей к творческим поискам и решениям;
— учит детей работать с разнообразным материалом;
— развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
— чувство фактурности и объемности;
— развивает мелкую моторику рук;
— развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;
— во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Таким образом, все предложенные нетрадиционные техники вызвали у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание трудиться, положительное отношение к ним, однако на первых занятиях чувствовали себя неуверенно, образы создавались однотипные. На последующих занятиях дети быстрее включались в деятельность, проявляли больше самостоятельности, при рассматривании заданных форм предлагали варианты образов. Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. Дети научились взаимодействию друг с другом.
Дети с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, дошкольников не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Рисование развивает у детей мелкую моторику, а именно мелкие и точные движение кистей и пальцев рук. Быстрая и развитая моторика положительно влияет на внимательность и память, зрение и речь, состояние нервных клеток. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал ребенок и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх.
В начале нашего опыта в детских работах была одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка — радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удается взрослым. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями.
Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте во время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга. Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изо деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. У детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.
2.3 Контрольный эксперимент
Итоговый эксперимент проведен с целью: выяснить уровень развития творческого воображения; умение использовать различные техники нетрадиционного рисования. Эксперимент провели в 3 этапа: диагностика творческого развития по методике Т.Г. Казаковой, в форме повторного ООД на тему: «Подарим маме вазу» и итогового ООД на тему: «Заснеженное дерево».
По методике Т.Г. Казаковой:
Задание: детям дается стандартный лист бумаги с нарисованными на нем 6 кругов одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво. Анализ результатов выполнения задания.
Высокий уровень — наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа.
Средний уровень — наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.)
Низкий уровень — не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.
Задачи: выяснить уровень повышения качества работ, произошло ли повышение развития творческого воображения.
3.Игровая мотивация, объяснение, задания;
4.Выяснить последовательность работы, поощрять умения планировать свои действия;
5.Анализ детских работ;
Развивающие: Развивать творческую индивидуальность, творческое воображение, выяснить самостоятельность выбора цветовых сочетаний; определить уровень владения техническими навыками: дорисовывать подходящие детали к предмету, передавать в рисунке характерные особенности предмета. Развивать творчество и фантазию.
Воспитательные: воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм. Воспитывать интерес к рисованию.
Определив критерии, выделили три уровня:
— низкий — используют все положенные им заготовки, не соотнося с задуманным образом. Затрудняются в выборе форм, нарушают пропорции, не понимают использование ритма в композиции;
— средний — дети, умеют создавать образ, привязываясь к образцу воспитателя, вносят изменения в использовании цвета, пропорции и формы передают узнаваемо;
— высокий — дети, умеющие создавать образ, передавать форму предмета или частей, добавлять в характеристику образа мелкие детали, вносить новые оригинальные.
Результаты контрольного эксперимента
По результатам эксперимента было выявлено (таблица 2): 1 ребёнок имеет низкий уровень, что составляет 8%; 3 ребёнка имеют средний уровень, что составляет 25 %; 8 детей имеют высокий уровень, что составляет 67 %.
Использование нетрадиционных материалов создавало огромную мотивацию, ожидание новизны стойкого интереса к рисованию. Несложные, доступные детям манипуляции с материалом, усиливала эффект ожидания конечного результата, способствовала развитию творческого воображения и более быстрому освоению выразительных свойств материалов для передачи образов. Проделанная работа убедительно доказывает эффективность использования нетрадиционных средств и техник рисования в освоение их выразительных возможностей и послужит потенциалом к развитию творческого воображения старших дошкольников.
Вывод по главе 2
Использование нетрадиционных техник рисования в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста — это овладение выразительными возможностями изобразительного материала при создании образа, это овладение гармонией цветовых сочетаний, постижение красоты созданных путем собственного творчества, т.е. усвоение условности языка изобразительного искусства.
Изучение состояния и отношения воспитателей к рисованию, как виду художественной деятельности в практике дошкольных учреждений позволяет нам утверждать, что рисование при правильной организации, способствует развитию творческого воображения дошкольников.
Проведенная нами экспериментально-опытная работа подтвердила выводы ученых о доступности дошкольникам творческой деятельности.
Наблюдения за детьми во время организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в учебное время, помогли нам выяснить, что они вызывают у детей интерес и служат высоким эмоциональным всплеском, надолго запоминаются, способствуют более близкому общению с воспитателями, создают комфорт общения.
На фоне эмоционального подъема, дети чаще проявляют свою индивидуальность и художественное творчество.
Использование в работе с дошкольниками нетрадиционных материалов и техник рисования является мощным стимулом деятельности, к поиску способа создания образа, к подбору материалов, соответствующих характеристике изображаемого предмета. В детских работах применяемый материал, его разнообразие и сочетания помогали детям достигать выразительности образов.
Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У детей развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы воспитателю, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.
Нетрадиционные техники рисования требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования. Я обратила внимание как у детей «загораются глазки». У них появляется радостное настроение, и нет никакого страха перед тем, что у них не получиться. Рисуя, дошкольник не утомляется, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, развивается мелкая моторика рук, появляется усидчивость.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование мелками по мокрой бумаге). Коррекция мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника рисования, как рисование пальцами. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движений (нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть).
Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, даёт возможность использовать хорошо знакомые детям предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что:
— подобраны конспекты организованной образовательной деятельности по занимательному рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования.
1.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. М.: «Лист», 1998. 144 с. (Через игру к совершенству).
2.Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. Новосибирск: Изд-во НГПИ,1993.63 с.
3.Бембель Т.О. Ваш ребёнок хочет рисовать: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Беларусь, 2000.111 с.: ил.
4.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с детьми дошкольниками по изобразительному искусству. М.: ТЦ «Сфера», 1999.80 с. Серия «Вместе с детьми».
5.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: 2009.344 с.
6.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. 80 с.
7.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. 72 с.
9.Казакова Р.Г., Сагайнова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Под ред. Р.Г. Казаковой. М.: ТЦ Сфера,2006.128 с. (Серия «Вместе с детьми»).
10.Казакова Р.Г., Сагайнова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Занятия по рисованию с дошкольниками /Под ред. Р.Г. Казаковой. М.: ТЦ Сфера,2008.128 с. (Серия «Вместе с детьми»).
11.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», Педагогика и методика дошк. бразования» Т.Г. Казакова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.255 с.:16 с. ил.(Педагогика и воспитание).
12.Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М.: ВАКО, 2007. 208 с. (Мастерская учителя).
13.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности -М.: ТЦ Сфера, 2002. 192 с.
14.Комарова Т.С. Как научить ребёнка рисовать. В помощь учителю. Изд.3-е перераб. и доп. М.: АО «Столетие»,1998.
15.Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.128 с. (Библиотека воспитателя).
16.Майорова Ю.А. Необычное рисование для детей. Рисование ладошками. Специальный выпуск газеты «Солнечный зайчик».2009. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.03.08 «Дошк.воспитание» /Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой.3-е изд., дораб. М.: Просвещение,1991.256 с.: ил.
17.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Посоьие для воспитателей и заинтересованных родителей/ А,В. Никитина. Санкт-Петербург: САКО,2016.96 с.+16 с. цв. вкл.
18.Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров/авт.сост. М.В.Кудейко.2-е изд. Мозырь: Содействие, 2007.52 с.
19.Новикова И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Ярославль: Академия развития,2012.
20.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.368 с.
21.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение,1982. 208 с., ил., 16 л. вкл.
22.Силивон В.А. Когда ребёнок рисует: Кн. для воспитателей дет. садов. Мн.: Нар.асвета, 1990. 71 с.: ил.
23.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки/А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития,2007.96 с.: ил.(Детский сад: день за днём. Практическое приложение).
24.Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. Москва: Учпедгиз, 1956.
25.Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 160 с. (Учебное пособие).
26.Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. М.: ТЦ Сфера, 2016.
Размещено на Allbest.ru