Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 . ЙошкарОлы» РМЭ
По теме «Обособленные члены предложения»
А.В. Пряженникова,
учитель русского языка и литературы
Что значит понятие «обособленные
члены предложения»? Какие члены
предложения могут быть
Что значит термин
члены предложения? Как на письме
выражается обособление? В речи?
Что такое определяемое слово? Чем
может быть выражено определяемое
слово, чтобы всегда можно было
приложения? Привести примеры.
В каких случаях не выделяются
Что такое уточняющие
Какое значение могут иметь? На
какой вопрос отвечает? С какими
предлогами могут сочетаться и
выделяться на письме знаками?
По нормам русского литературного языка
деепричастный оборот относится к тому
лицу, которое выполняет основное
действие. Объяснить, в чем ошибка
Находясь в пути, всегда вспоминается
Уходя со смены, рабочими проверяется
оборудование фабрики. 3.
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа
наша протекала безмятежно.
Что такое обособленные
обстоятельства? Чем выражены?
Когда выделяются на письме
знаками? Привести примеры.
определения? Чем выражены? Когда
выделяются на письме знаками?
приложения? Чем выражены? Когда
Могут ли обособленные приложения
выделяться с помощью знака тире?
Привести примеры, объяснить
Какую роль выполняют
обособленные приложения при
определяемых словах? С помощью
каких слов это значение может быть
выражено? Привести примеры.
Что значит несогласованные определения?
Чем они могут быть выражены?
Объяснить, какой из примеров имеет
внимательно читал книгу. 2. Николай со
спокойным лицом внимательно читал
книгу. 3. Николай с лицом спокойным
причастный оборот может находиться
только до или после определяемого слова.
парк в Павловске своей красотой давно
привлекает внимание туристов.
колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие
Вспомнить об особенностях
употребления союза КАК. В каком
случае приложение будет
обособляться в предложении:
Горьким как писателем я познакомился
уже давно. 2. Мне хочется сохранить эти
от созревших зёрен, когда появятся в поле
письма как память.Ему как капитану
корабля предстояло принять сложное
решениеЕму как доктору виднее, какое
лечение будет более эффективным
Счастливый билет. Расскажи любую
тему об обособленных членах
предложения. Приведи примеры.
Какова функция уточняющих
обстоятельствНа какой вопрос
отвечает? Объясни, в каких
примерах они есть, почему?
дерева за домом есть скамейка. 2. На
огороде под яблоней сидел котенок. 3.
Завтра в восемь вечера мы должны быть
на станцииВ гости мы пойдем сегодня
в восемь часов вечера.
Обособление определений
Всего получено оценок: 3132.
Обособление определений в русском языке – это процесс, который учитывает условия обособления, из-за которых одни члены предложения обособляются в обязательном порядке, обособление же других факультативно. Существуют правила, согласно которым эти члены предложения обособляются, то есть отделяются от остальной его части интонационно и знаками препинания. Знание этих правил и понимание принципов обособления поможет писать и говорить грамотно.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Условия обособления определений
Существует несколько условий, которые предполагают обособление определений в предложении. Лучше всего понять и запомнить их поможет таблица с примерами.
Обособляться могут как согласованные, так и несогласованные определения, одиночные и распространенные – все зависит не от их типа. а от условий, в которых они оказались.
Так, если несогласованное определение выражено существительным с предлогом (оно также может быть распространено другими словами), то оно может обособляться в еще нескольких случаях. Когда оно стоит после другого обособленного определения, выделение такого члена предложения запятыми обязательно: Ваня, вымытый и подстриженный, в новой блузе, не узнавал себя. Также они могут выделяться, если стоят перед согласованными определениями и связаны с ними сочинительным союзом: Бедный малый, в оборванной одежде и избитый до крови, добрался до безопасного угла.
При любых условиях необходимо различать обособленные определения, которые выражаются причастиями и прилагательными, от тех же прилагательных и причастий, но являющихся частью составного именного сказуемого.
Например, в предложении “Он пришел необыкновенно веселый и оживленный” прилагательные “веселый” и “оживленный” не обособляются как раз потому. что являются частью такого сказуемого. В то же время в предложении “Он пришел к ней за советом, усталый и грустный” прилагательные выступают в роли определения и поэтому выделяются запятой.
Определения, стоящие в середине предложения, обособляются с двух сторон, а если они стоят в начале или в конце, то только с одной.
Что мы узнали?
В русском языке определения могут быть обособленными, то есть такие, которые находятся в особых условиях в предложении (в определенной позиции по отношению к определяемому слову, например) и выделяются интонацией в устной речи, а на письме – запятыми. Есть несколько правил, согласно которым они отделяются от остальной части синтаксической единицы, причем обособляться могут определения разных типов. Важно отличать их от именной части составного сказуемого, которая от предложения запятыми не отделяется. При этом обособленные определения не обязательно должны выражаться прилагательным или причастием, они также могут быть выражены существительным с предлогом, распространенным или нераспространенным.
Тест по теме
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
Проверочная работа по теме «Обособленные обстоятельства»
1. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все обособленные обстоятельства и определите, чем они выражены.
1) Павел нехотя направился к двери, но вернулся к столу вспомнив что-то.
2) Работая3 он старался заглушить свою тоску.
3) Проходив до самых сумерек и ничего не найдя я пошел по берегу реки.
4) Несмотря на холодный ветер все моряки вышли на палубу.
5) Солдаты бежали на врага сломя голову.
6) Он постоял вглядываясь в темноту и зашагал быстрее.
2. Выполните морфологический разбор(3) слова из предложения 2.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я без особого труда дотянулся до перил (1) покрытых слоем пыли (2) и (3) убедившись в их надёжности (4) стал медленно подниматься по лестнице. Ответ: _________________________.
1) Уходя гасите свет.
2) Бабушка много хлопотала по дому и никогда не сидела сложа руки.
3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь.
4) Не испортив дела мастером не станешь.
5) Туманы клубясь и извиваясь3 сползали по морщинам соседних скал.
6) Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.
2. Выполните морфологический разбор(3) слова из предложения 5.
Взяв большую морскую раковину (1) и (2) приложив её к уху (3) можно без труда услышать далёкие волны (4) и гул (5) напоминающий шум прибоя. Ответ: _________________________.
1. Выберите предложения, где присутствует неправильно обособленный деепричастный оборот.
1) Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь. +
2) Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
3) В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч. +
4) Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.
2. Отметьте предложение, в котором не надо обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).
1) Прощаясь молодые люди раскланивались.
2) Отец не оборачиваясь кивнул головой.
3) Смотрел на бабушку прищурясь. +
4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.
3. Где должны стоять запятые в данном предложении?
Пожизненный найм (1) не обязывая владельцев предприятий заботиться о каждом сотруднике (2) ставил рабочих в крайне зависимое положение (3) и (4) прочно укрепившись в японском обществе (5) обрёл силу юридического закона.
1) 1, 2, 3
2) 2, 3, 4
3) 3, 4, 5
4) 1, 2, 4, 5+
4. Выберите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены).
1) С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей.+
2) Увалы холмы долины уходили вдаль.
3) Смышлёные звери бобры зимуют разумно.
4) Измученный и продрогший я едва добрался домой.
5. На месте каких цифр должны стоять запятые?
Коммерческие банки вынуждены анализировать ситуацию (1) вникая во все детали (2) и (3) найдя выход (4) преодолевать (5) и политические трудности
1) 1, 2, 4
2) 1, 2, 5
3) 1, 2, 3, 5
4) 1, 2, 3, 4+
6. Выберите предложение, где нужно обособить обстоятельство.
1) Выполняли они свою работу спустя рукава.
2) Он постоял несколько минут молча.
3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь. +
4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.
7. На месте каких цифр должны стоять запятые?
Вступая в спор (1) и отстаивая свою позицию (2) мы начинаем горячиться (3) и (4) сами того не замечая (5) допускаем досадную грубость.
1) 1, 2, 3
2) 2, 4, 5 +
3) 1, 2, 3, 4
4) 2, 3, 4, 5
8. Выберите номера предложений, в которых есть обособленное обстоятельство.
(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку.(3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)
Ответ:1,2
9. В каком из предложений нет пунктуационных ошибок.
1) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах.+
2) Воробьи обсыпав придорожные ветлы, кричали громко.
3) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы.
4) Оглянувшись по сторонам, и, никого не обнаружив он осторожно стал пробираться к дому.
10. Выберите предложение, в которых есть обособленное обстоятельство.
(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)
Ответ: 7
11. Какое предложение не имеет грамматической ошибки (верно построено предложение с деепричастным оборотом)?
1) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение.
2) Подъезжая к городу, нашу машину остановили.
3) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
4) Находясь в открытом море, пароход попал в жестокий шторм.+
12. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Внешторгбанк размещает валютные резервы государства за рубежом, а в итоге (1) завоевав доверие (2) сможет выступать и как представитель по операциям с драгоценными металлами. Стоявшие у истоков нового бизнеса специалисты возглавили различные биржи, а (3) развернув деятельность (4) и добившись успеха (5) встали во главе других организаций: акционерных обществ, банков, и т. д.
1) 1, 3, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 2, 3, 5 +
4) 3, 4, 5
13.Под какими номерами в предложении должны стоять запятые.
Успех и положительные результаты обязательно будут, если работать (1) засучив рукава. Судя по всему (2) экономические реформы идут медленно. Сегодня (3) несмотря на новизну этого термина (4) никто уже не сомневается в необходимости изучения маркетинга.
1) 1, 2
2) 2, 3
3) 1, 2, 3
4) 2, 3, 4+
14. В каком предложении обособленное обстоятельство выражено деепричастным оборотом?
(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Р.Фраерман)
Ответ: 2
15. На месте каких цифр должны стоять запятые?
Студенты учатся, знакомятся с новейшими достижениями науки и (1) закончив университет (2) хотят применить знания на практике.
Самыми работоспособными и организованными оказываются коллективы (3) создавая которые (4) психологи учитывали совместимость персонала.
1) 1, 3, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 2, 4
4) 1, 2, 3+
Списать, расставить знаки препинания.
1. Отважен был пловец решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние до двадцати вёрст и важная должна быть причина его к этому побудившая.
2. Дорога вся изрытая колеями шла тёмным лесом пестревшим с обеих сторон яркой и песочной желтизной не облетевших ещё листьев берёзы и лиственницы.
3. Они видели мирный огонь горевший в окнах домов приветливый дым шедший из труб и хоронились в безлюдье лесных оврагов.
4. Электрическая лампа подвешенная над столом покачивалась белые сыроватые доски обшивавшие стены и потолок блиндажа страдальчески вздыхали и скрипели.
5. Огромный пятиэтажный дом был охвачен дымом и пламенем вырывавшимся из-под крыши уже частью разбросанной и из окон.
6. Ветер сырой холодный пронизывающий с неистовой злобой стучит в окна и кровли.
7. Туман белый густой тихо подплывает к сирени и хочет закрыть её.
8. Вдали за озером тянется высокий берег Иртыша бурый и угрюмый.
9. Звуки рояля и скрипок весёлые удалые путались в воздухе в каком-то хаосе.
10. Его лицо обветрившееся утомлённое и сосредоточенное кажется старее от бессонной ночи.
11. Огарков молодой и робкий не участвовал в разговоре.
12. Облака дымчатые лёгкие неслись высоко в ярком небе.
13. Отгремели грозы, и лето знойное и дождливое пролетело быстро и незаметно.
14. Решительная бледная она ходила и громко разговаривала, распоряжалась.
15. Сергей уже и не вспоминал про своё единоборство с ротой немцев, когда однажды сразу после боя его измученного грязного вызвали в штаб.
16. Солнце давно уже золотило верхушки леса, а я бессонный сидел на верхней палубе и любовался всё новыми и новыми уголками.
17. Возмущённый до глубины души Фома стиснул зубы и ушёл от Мякина.
18. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба.
19. Увлечённая рассказом Лиза не замечала, какой бледностью покрылось лицо Тумановой.
20. Отрезанные от всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду.
21. Шпаковский в шляпе и коротком пальто в шерстяном шарфе и кожаных перчатках смотрел неодобрительно, как Марченко одетый в гидрокостюм бултыхается в грязной воде.
22. Анна Васильевна в чёрном платье в кружевной чёрной шали замотанной на шее смотрела прямо перед собой с непроницаемым жёстким выражением.
23. Слепил он как раз куклу с носом с руками с ногами и в татарской рубахе и поставил куклу на крышу.
24. Начитанный и образованный он знал несколько иностранных языков.
25. В это время Катя с Соней весёлые и мокрые с громким говором вышли на террасу.
26. Голодный с избитыми ногами я добрался до родного городка, до отцовского дома.
27.Над горизонтом низко-низко повис месяц такой узенький и такой бледный, что его можно было принять за серп слепленный из воска.
28.В белёсом небе серебряными светящимися полосами вздрагивало прозрачное белое пламя северного сияния величественное прекрасное таинственное дивное.
29.Сейчас, наверное, подует ветер резкий холодный и размечет в клочья этот туман.
30. На крылечке сидел низенький старичок заросший до глаз бородой и молодая женщина в дождевом плаще.
31. Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь слабо освещённый затемнёнными лампочками коридор.
32. Позади кабинета находился большой стол накрытый красивым сукном весь заложенный книгами.
1. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние до двадцати вёрст, и важная должна быть причина, его к этому побудившая.
2. Дорога, вся изрытая колеями , шла тёмным лесом, пестревшим с обеих сторон яркой и песочной желтизной не облетевших ещё листьев берёзы и лиственницы.
3. Они видели мирный огонь, горевший в окнах домов, приветливый дым, шедший из труб, и хоронились в безлюдье лесных оврагов.
4. Электрическая лампа, подвешенная над столом, покачивалась, белые сыроватые доски, обшивавшие стены и потолок блиндажа, страдальчески вздыхали и скрипели.
5. Огромный пятиэтажный дом был охвачен дымом и пламенем, вырывавшимся из-под крыши, уже частью разбросанной, и из окон.
6. Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, с неистовой злобой стучит в окна и кровли.
7. Туман, белый, густой ,тихо подплывает к сирени и хочет закрыть её.
8. Вдали за озером тянется высокий берег Иртыша, бурый и угрюмый.
9. Звуки рояля и скрипок, весёлые, удалые, путались в воздухе в каком-то хаосе.
10.Его лицо, обветрившееся, утомлённое и сосредоточенное, кажется старее от бессонной ночи.
11. Огарков, молодой и робкий, не участвовал в разговоре.
12. Облака, дымчатые, лёгкие, неслись высоко в ярком небе.
13. Отгремели грозы, и лето, знойное и дождливое, пролетело быстро и незаметно.
14.Решительная, бледная, она ходила и громко разговаривала, распоряжалась.
15. Сергей уже и не вспоминал про своё единоборство с ротой немцев, когда однажды сразу после боя его, измученного грязного, вызвали в штаб.
16. Солнце давно уже золотило верхушки леса, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался всё новыми и новыми уголками.
17. Возмущённый до глубины души, Фома стиснул зубы и ушёл от Мякина.
19. Увлечённая рассказом, Лиза не замечала, какой бледностью покрылось лицо Тумановой.
20. Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду. 21.Шпаковский, в шляпе и коротком пальто, в шерстяном шарфе и кожаных перчатках, смотрел неодобрительно, как Марченко, одетый в гидрокостюм, бултыхается в грязной воде.
22. Анна Васильевна, в чёрном платье, в кружевной чёрной шали, замотанной на шее, смотрела прямо перед собой с непроницаемым жёстким выражением.
23. Слепил он как раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу.
24. Начитанный и образованный, он знал несколько иностранных языков.
25. В это время Катя с Соней, весёлые и мокрые, с громким говором вышли на террасу.
26. Голодный, с избитыми ногами, я добрался до родного городка, до отцовского дома.
27. Над горизонтом низко-низко повис месяц, такой узенький и такой бледный, что его можно было принять за серп, слепленный из воска.
28. В белёсом небе серебряными светящимися полосами вздрагивало прозрачное белое пламя северного сияния, величественное, прекрасное, таинственное, дивное.
29. Сейчас, наверное, подует ветер, резкий, холодный, и размечет в клочья этот туман.
30. На крылечке сидел низенький старичок, заросший до глаз бородой, и молодая женщина в дождевом плаще.
Упражнения по теме «Обособленные члены предложения»
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных членов, выраженных причастными и деепричастными оборотами.
1) По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скр_пучие арбы, наполненные черным виноградом. (Л.Толстой) 2) Хаджи-Мурат остановился, бросив поводья, и, пр_вычным движением левой руки отстегнув чехол в_нтовки, правой рукой вынул ее. (Л. Толстой) 3) В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий при дыхании горло. (И. Куприн) 4) Щурясь от ветра, я гл_жу в эту темную даль. (И. Бунин)
Составьте и запишите предложения с данными причастными оборотами, употребляя их сначала перед определяемым словом, а затем после него. Объясните, в каких случаях определения, выраженные причастными оборотами, являются обособленными. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных определений.
Освещающий дорожку; одетая в джинсовый костюм; обгоревшие на солнце; освещенная мягким лунным светом; поросшие темным мхом, очищенные от снега.
Разберите по составу причастия.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Графически покажите, какими конструкциями осложнены предложения.
Спишите, графически показывая интонацию данных предложений по образцу. Сравните интонацию предложений с обособленными и необособленными членами. Сделайте вывод об особенностях интонации обособления (паузах, повышении/понижении голоса).
1) Деревья, // покрытые инеем, // грустно стояли в саду. Покрытые инеем деревья / грустно стояли в саду.2) Буря, // затихшая ненадолго, // разбушевалась с новой силою. Затихшая ненадолго буря / разбушевалась с новой силою.
1) Осыпающиеся с деревьев листья ложатся на землю. — Листья, осыпающиеся с деревьев, ложатся на землю. 2) Привлечённые светом бабочки безмолвно кружились вокруг фонарей. — Бабочки, привлечённые светом, безмолвно кружились вокруг фонарей.
Кто лучше? Придумайте и запишите предложения с данными причастными оборотами, употребляя их сначала перед определяемым словом, а затем после него. Объясните, в каких случаях определения, выраженные причастными оборотами, будут обособленными. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных определений. Причастия записывайте поморфемно.
Восхищё(н, нн)ые талантом кинорежиссёра, изда(н, нн)ая в прошлом году, мороже(н, нн)ый в холодильнике, освещё(н, нн)ая мягким лу(н, нн)ым светом.
Составьте и запишите предложения с данными деепричастными оборотами. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных обстоятельств.
Слегка покачиваясь на ветру; сверкая на солнце; покачиваясь в лодке; задумчиво поглядев на меня; получив письмо от друга; пробыв в деревне целый месяц.
Разберите по составу деепричастия.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и обозначая основы предложений. Проведите пунктуационный анализ текста, объясняя постановку каждого знака препинания. Установите, какими обособленными членами осложнены предложения.
Поэтична наша русская берёза, выр_сшая где(нибудь) на м_же между рж_ным и клев_рным полем. Р_мантичен с_бирский кедр, подн_мающ_йся, как из ск_лы, а кроной впут_вш_йся в облака. Уд_вителен эвклипт, ф_нтастичен бобаб, экз_тична пальма.Но (не, ни)одно из земных деревьев (не, ни)может ср_вниться с замчательной славой оливы. Ей вып_ла доля служить симв_лом земной тиш_ны и бл_гополучия, симв_лом мира на земле. Оливковую ветвь несёт голубь в своём клюв_, и уродливые железные птицы, начинённые смертью и (не, ни)навистью, бе(с, сс)ильны против него. На к_менистой земле, раск_лё(н, нн)ой (пол)дневным солнцем, мы пон_ли, за что вып_ла оливам такая честь. Пожалуй, (не, ни) в одно дерево (не, ни)вклад_вается столько чел_веческого труда, как в оливу. Оливковую ветвь в клюве голубя мог бы зам_нить разве только т_жёлый хлебный колос.(По В. Солоухину)
Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.
1) Бормочет, остывая самовар. 2) Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом. 3) Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам пошёл дальше. 4) Данко бросился вперёд высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. 5) Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее. 6) Привлечённые светом бабочки прилетали и кружились возле фонаря. 7) Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. 8) Батальон, не замеченный противником зашёл в тыл и ворвался на вокзал. 9) Тимирязев замечательный ботаник открыл законы жизни растений. 10) Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.
Прочитайте. Найдите обособленные члены предложения. Определите, чем они выражены. Перепишите, соблюдая правила правописания.
По бирюзовому небосклону бесконечно высокому и прозрачно-нежному местами подернутому словно белоснежным кружевом маленькими перистыми облаками быстро поднимается золотистый шар солнца жгучий и ослепительный заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Как-то торжественно безмолвно кругом.Только могучие светло-синие волны блестят на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна другую плавно переливаются с тем ласковым почти нежным ропотом который точно нашептывает что в этих широтах под тропиками вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа.(К. М. Станюкович.)
Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений Валерия Брюсова. Какие изобразительные языковые средства в них использует поэт?
Спишите фрагменты стихотворений и проведите пунктуационный разбор, комментируя каждый знак препинания. Графически обозначьте определяемые слова и обособленные члены. Какие общие условия обособления объединяют все примеры?
Разберите по составу все причастия и деепричастия.Проведите синтаксический разбор последнего примера.Составьте схемы сложных предложений.
1) И, шипя под хрупким шаром,И в стекле согнут в дугу,Он теперь, покорный чарам, Светит хитрому врагу.2) Ho часто, радостью измученИль тихой упоён тоской,Я тщетно ждал, чтоб был созвучен С душой дрожащей — отзвуктвой!3) Твои богатства, по наследству,Я, дерзкий, требую себе.Призыв бросаю, — ты ответствуй,Иду, — ты будь готов к борьбе!4) Меня, искавшего безумий, Меня, просившего тревог, Меня, вверявшегося думе, Под гул колёс в столичном шуме На тихий берег бросил рок.(В. Брюсов)
Тест по теме «Обособленные члены предложения»
1. Какое утверждение является неверным?
1) Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно.2) Обособленные определения могут быть выражены деепричастным оборотом.3) Обособленные обстоятельства могут быть выражены существительными с предлогами несмотря на, вопреки, благодаря.4) Обособленные дополнения могут быть выражены существительными с предлогами кроме, помимо, сверх.
2. Одно из утверждений неверно. Найдите его.
1) Обособленными членами называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонацией.2) Обособленным членом может быть любой член предложения.3) Обособленным членом может быть любой второстепенный член предложения.4) Обособляются определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
3. С чем нельзя согласиться?
1) Не обособляются и не отделяются на письме запятыми одиночные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.2) Обособляются и отделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.3) Не обособляются и не отделяются на письме запятыми два или несколько одиночных согласованных определения, если они стоят после определяемого существительного.4) Обособляются и отделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого существительного.
4. С чем можно согласиться?
1) Одиночные и распространенные согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются только тогда, когда имеют добавочное обстоятельственное значение причины, уступки, условия, времени.2) Несогласованные определения, относящиеся к личному местоимению, не обособляются.3) Приложение не обособляется, если относится к личному местоимению.4) Приложение обособляется, если оно распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова.
5. Какая характеристика соответствует предложению?
Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.
1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом
6. Какая характеристика соответствует предложению?
Там и тут на широкой полосе реки криво торчат сосновые стволы и ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду.
7. Какая характеристика соответствует предложению?
Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе.
1) в предложении есть два обособленных определения2) в предложении есть два обособленных обстоятельства3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение
8. Какая характеристика соответствует предложению?
Я испытал чувство радости, острой и яркой, и, бросившись на траву, заплакал от счастья.
9. Какая характеристика соответствует предложению?
Несмотря на холодный, пронзительный ветер, все моряки, за исключением кока, стояли на палубе и смотрели вдаль.
1) в предложении есть два обособленных определения 2) в предложении есть два обособленных обстоятельства3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение
10. В каком предложении есть обособленное приложение?
1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.
11. В каком предложении есть обособленное приложение?
1) В 1886 году от Антона Павловича я получил его книжку «Пестрые рассказы».2) Вам, как близкому родственнику, нельзя будет выступить в суде свидетелем.3) Петр Петрович, как же долго мы с вами не виделись!4) Путешественника, впервые отправляющегося в центральные районы Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги, проложенные в горах.
12. В каком предложении есть уточняющие члены?
1) Она говорила скучновато или устало, очень медленно и внятно.2) Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик.3) Мы приближались к старинному русскому городу — Рязани.4) Горный поток, стремительный и бурный, то подмывает дорогу, то теряется в глубоком каменном русле.
13. В каком предложении есть уточняющие члены?
1) И, утомленный своим счастьем, он тотчас же уснул.2) Вместо голых утесов, я увидел около себя зеленые горы и плодоносные деревья.3) Мы гуляли по приморскому парку довольно долго, до самого вечера.4) Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.
Тестовая работа состоит из двух частей, включающих в себя 10 заданий. С 1 по 8 задания предназначены для основного уровня, а 9 -12 – для продвинутого.
На выполнение теста по русскому языку отводится 25 минут.
Ответ к заданиям 1 — 8 запишите в бланк ответов в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответами к заданиям 9 и 10 является номер предложения из отрывка текста. В 11 и 12 заданиях нужно выписать цифру или несколько цифр в ответе.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов.
Внимательно прочитайте задания и выполните их.
1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке,
Но тут автор обидных строк, вскочив с потели, подбежал к другу.
Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.
– Тебя можно слушать вечно, Пушкин.
(По Ю. Олеше)
2. Найдите предложение с обособленным определением.
Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.
К счастью, случай не заставил долго ждать.
И никто из них никогда не вспоминал того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу.
(По Р. Госман)
3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Впереди я вижу длинную сосну, треугольной аркой перекинувшуюся над потоком.
Я вижу одну, две, три, ещё сколько-то елей, рухнувших в воду.
Катамаран обходит одну «расчёску», потом, чиркнув бортом, другую.
Сучья скребут по затылкам, по спинам, рвут тент, прикрывающий наше барахло.
(По А. Иванову)
4. Найдите предложение с обособленным определением.
С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки.
И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.
Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости.
(По Л. Андрееву)
5. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы.
Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла.
И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу.
(По А. Лиханову)
6. Найдите предложение с обособленными однородными определениями.
Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел.
У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет.
Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску.
— Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
(По К. Шахназарову)
7. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее.
Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки.
Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
(По В. Осеевой)
8. Найдите предложение с обособленным определением.
Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
Они здорово летали, плавными широкими кругами.
Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим.
9. Выпишите номер предложения, в котором есть обособленное согласованное определение.
(20)Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке: «(21)Летопись. (22)Древняя, средняя и новая история деревни Тыжи, сочинённая Н.И. Березиным».
(По Н. Дубову)
10. Выпишите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство.
(6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
11. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Прочитайте предложение, выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) определении(-ях).
Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте,(1) посверкивал завидными пуговицами,(2) был тих и аккуратен,(3) тянул руку,(4) если хотел сказать или спросить,(5) в общем,(6) был образцовым пай-мальчиком,(7) совершенно непохожим на нашу шумливую братию.
(По А. А. Лиханову)
12. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Прочитайте предложение, выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
Венька пришёл домой из школы,(1) немного посидел в кухне,(2) выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного морса,(3) посмотрел,(4) как смешно,(5) вытянув прозрачные лапки,(6) спит в аквариуме белая крыска Марфуша,(7) и всё же пошёл звонить маме на работу.
(По С. А. Лубенец)
Тест по теме: «Обособленные определения и обстоятельства»
Фамилия, имя_______________________________________ Класс_______________
За правильные ответы к заданиям с 1 по 8 выставляется по 1 баллу, за задания 9 – 12 – по 2 балла. Максимальное количество баллов – 16.
Оценка «5» — 16 – 14 баллов;
«4» — 13 — 10 баллов;
«3» — 9 – 7 баллов;
«2» — 6 – 0 баллов.
Тест повышенной сложности для промежуточного контроля в 8 классе.
1. Укажите способ выражения определения в предложении:
На воде всплескивали фонтаны, ПОХОЖИЕ НА САХАРНЫЕ ГОЛОВЫ.
1) Обособленное нераспространённое определение; 2) Обособленное определение, выраженное прилагательным; 3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами; 4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
2. Укажите способ выражения определения в предложении:
Из репродуктора, УСТАНОВЛЕННОГО НАД КАПИТАНСКИМ МОСТИКОМ, доносились прощальные звуки вальса.
3. Укажите предложение с обособленным определением:
1) Птицы не то спят, не то дремлют. 2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.
4. Укажите тип определения в предложении:
К ребятам подошёл квартирант со второго этажа инженер Гусев – ЗАЯДЛЫЙ ОХОТНИК и РЫБОЛОВ.
1) Необособленные приложения; 2) Обособленное определение; 3) Обособленные определения, выраженные прилагательными; 4) Обособленные приложения.
5. Объясните постановку запятой в предложении:
Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.
1) определение относится к личному местоимению; 2) определение стоит перед определяемым словом.
6. Объясните постановку запятых в предложении:
Кругом было поле, безжизненное, унылое.
1) определение стоит после определяемого слова; 2) определение обособляется всегда.
7. Объясните постановку запятой в предложении:
Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
1) определение стоит перед определяемым словом; 2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.
8. В каких предложениях приложение нужно обособлять:
1) Его знают как командира строительного отряда. 2) Это был матрос Жухрай. 3) Пришел январь месяц крепких морозов. 4) Одинокий юноша бродил вдоль реки Яузы. 5) Летчик простой белобрысый парень кивнул головой и улыбнулся.
9. В каком предложении обособлено приложение.
1) ПОРАЖЁННЫЙ, Уваров не мог оторвать удивлённого взгляда от Акима. 2) Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, ПРОТЯНУВШИХСЯ ВДОЛЬ ДОЛИНЫ СВЕТЛОЙ РЕЧКИ. 3) В Берёзовке один лукавый цыган продавал редкого, ЗНАМЕНИТЫХ КРОВЕЙ, жеребца. 4) Академик Ферсман, ВЫДАЮЩИЙСЯ МИНЕРОЛОГ, написавший интересные книги.
10. Укажите, где нужно поставить запятые:
Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.
1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.
11. Укажите предложение с обособленным приложением:
1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала. 2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом
12. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:
1) перед местоимением; 2) в любом месте предложения; 3) после местоимения.
13. Укажите тип определения в предложении:
Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати.
1) Обособленное распространённое определение; 2) Обособленное распространённое приложение; 3) Обособленное определение, выраженное прилагательным; 4) Необособленное нераспространённое приложение
14. Укажите способ выражения определения в предложении:
15. Укажите тип определения в предложении:
К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов.
1) Обособленные приложения; 2) Обособленное определение; 3) Обособленные определения, выраженные прилагательными; 4) Необособленные приложения.
16. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.
1) Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой. 2) Из-за угла вышел Федька, наш молодой режиссер. 3) Капитан артиллерии, Максимов кладет телефонную трубку. 4) Юрию, как уроженцу юга, было трудно привыкать к климату Арктики. 5) Все знают Александра Блока, как гениального поэта.
17. Укажите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
1) На лестнице показался заспанный и опухший, парень в красной рубашке, выпущенной из-под жилета. 2) От природы робкая и застенчивая девушка все же не испугалась. 3) Мы вышли на террасу и, усталые, сели на каменные лавки. 4) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге. 5. Насыщенные холодом тучи ползли над городом.
18. Чем выражено определение.
Молодой ивняк, с зелеными кудрявыми ветвями, вздрагивал от ударов зыби.
1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом; 2) Обособленное согласованное определение, выраженное причастием; 3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами; 4) Обособленное несогласованное определение.
19. Укажите способ выражения определений в предложении:
1) Необособленное приложение; 2) обособленное определение; 3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами; 4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами.
20. В каком предложении не нужно обособлять одиночное приложение.
1) Незримый ты мне был уж мил. 2) За синими морями забытый он угасал один.3) Облетевший тополь серебрист и светел. 4) Плачет бедная без устали она.
21. Сколько запятых в предложении: Разморенные жарой люди двигаются медленно вяло.
22. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
1.Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о лицее. 2. Но тут автор обидных строк, вскочив с потели, подбежал к другу. 3. Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз. 4. Тебя можно слушать вечно, Пушкин.
23. Найдите предложение с обособленным определением.
24. Найдите предложение с обособленными однородными определениями.
1) Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. 2) У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. 3) Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. 4) Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.