Муниципальное казенное образовательное учреждение
по обществознанию в 8 классе
Подготовила: учитель истории и обществознания
Ламзина Любовь Михайловна
2021-2022 уч. год
Технологическая карта урока.
Рабочий лист по теме «Ассирийская держава»_5 класс_к учебнику История Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
Методическая разработка по проверке домашнего задания «Страна Индия»
Рабочий лист «Искусство и письменность Древнего Египта»_5 класс_к учебнику История Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
Рабочий лист по теме «Жизнь египетского вельможи и Военные походы фараонов»_5 класс_к учебнику История Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
конспект урока по теме «Первый властелин единого Китая»_5 класс_к учебнику История Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая (открытый урок)
технологическая карта по теме «Первый властелин единого Китая»_5 класс_к учебнику История Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая_(открытый урок)
рабочий лист по теме «Первый властелин единого Китая»_5 класс_к учебнику История Древнего мира, авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая_(открытый урок)
рабочий лист по теме «Индийский касты»_5 класс_к учебнику История Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
Рабочий лист по теме «Рабство в Древнем Риме»_5 класс_к учебнику История Древнего мира, авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
Рабочий лист по теме «Ранняя Римская республика»_5 класс_к учебнику История Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
Цель: показать сущность и значимость
гражданского общества.
образовательные: дать понятие гражданского
общества как основного института политической
системы; познакомить с его особенностями,
признаками и функциями; выяснить взаимосвязь
государства и гражданского общества;
развивающие: развивать критическое
историческое мышление, формировать навыки
работы с различными видами источников (учебник,
раздаточный материал), умения находить,
критически оценивать и систематизировать
полученную информацию, видеть
причинно-следственные связи, развивать
коммуникативные навыки;
воспитательные: воспитывать правовую
культуру учащихся, активную жизненную позицию,
самостоятельность суждения.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: технология развития
критического мышления, ИКТ.
Задача: создание положительной мотивации,
включение учащихся в деятельность.
Результаты: побуждение учащихся к
активности. Организация деятельности
обучающихся по постановке и принятию целей
изучения темы урока.
Задача: изучить документы для выявления
признаков и типов подсистем гражданского
обществ; формировать умения: выделять главное,
самостоятельно планировать работу, подводить
итог.
Результат: восприятие и усвоение
полученной информации.
Задача: проверка усвоения материала
Задача: сформулировать собственное
определение понятия “гражданское общество”.
5. Домашнее задание
Задача: дать установку на отработку
определенных умений. Творческие задания по
группам.
Результат: Определение степени
соответствия целей, поставленных перед
учениками, и достигнутых результатов. Выявление
текущих затруднений ученика и класса. Создание
психологически комфортной образовательной
среды для дальнейшей мотивации ученика к
успешной учебной деятельности.
Проверочная работа по истории Внешняя политика Екатерины II 8 класс с ответами. Работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 8 заданий.
1 вариант
1. 1768-1774 гг. Россия воевала с
1) Финляндией
2) Польшей
3) Турцией
4) Персией
2. Отметьте основные сражения Русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
1) у р. Ларги и р. Кагуле
2) у Очакова и Измаила
3) у Кунерсдорфа и Цорндорфа
4) У Туртукая и в Чесменской бухте
3. О каком государственном деятеле XVIII в. А. С. Пушкин сказал: «Ему мы обязаны Чёрным морем»?
1) Г. А. Потёмкине
2) А. В. Суворове
3) И. И. Шувалове
4) А. Г. Разумовском
4. Укажите одно из условий Ясского мирного договора.
1) граница между Османской империей и Россией была установлена по реке Днестр
2) Россия присоединила Кинбурн, Керчь, Кубань
3) Крым получил независимость
4) Россия получила право строить флот на Чёрном море
5. Какое событие произошло позже остальных?
1) подписание Ясского мирного договора
2) третий раздел Польши
3) освобождение Ионических островов Ф. Ушаковым
4) Чесменское сражение
6. Укажите результат первой Русско-турецкой войны в правление Екатерины II.
1) в состав России вошла территория между Южным Бугом и Днепром
2) перестало существовать Крымское ханство
3) часть польских земель вошла в состав России
4) установлен протекторат над Восточной Грузией
7. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
A) Г. Спиридов
Б) Г. Потёмкин
B) Ф. Ушаков
1) сражение под Очаковом
2) сражение в Керченском проливе
3) участник Чесменского сражения
4) захват крепости Измаил
8. Прочтите текст и укажите полководца, о котором идёт речь.
2 вариант
1. В 1774 г. был заключён мир с Турцией
1) Кючук-Кайнарджийрский
2) Ясский
3) Бахчисарайский
4) Нерчинский
2. Переход через Чёртов мост русские войска совершили под командованием А. В. Суворова в ходе
1) Русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
2) итальянского похода 1799 г.
3) швейцарского похода 1799 г.
4) подавления польского восстания
3. Русским полководцем, автором книги «Наука побеждать» был
1) Г. А. Потёмкин
2) А. В. Суворов
3) А. Г. Орлов
4) Ф. Ф. Ушаков
4. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора
1) в подданство России перешёл Крым
2) Турция получила Бессарабию, Молдавию и Валахию
3) русский флот получил право беспрепятственного прохода через черноморские проливы
4) Россия выплачивала Турции компенсацию за присоединённые в Причерноморье земли
5. Какое событие произошло раньше других?
1) сражение под Очаковом
2) переход русской армии через Альпы
3) заключение Ясского мирного договора
4) Выборгское морское сражение в ходе войны со Швецией
6. Что из названного ниже относится к итогам внешней политики Екатерины II?
1) началось освоение Восточной Сибири
2) в состав России вошёл Крым
3) на службу России приняты вольные казаки
4) в состав России вошла Ингерманландия
A) П. Румянцев
Б) А. Орлов
B) А. Суворов
1) участник сражения при Фокшанах
2) участник подписания мирного договора в Кючук-Кайнарджи
3) участник восстания поляков
4) участник Чесменского сражения
8. Прочтите текст и укажите фамилию полководца, о котором идёт речь.
Ответы на проверочную работу по истории Внешняя политика Екатерины II 8 класс
1 вариант
1-3
2-2
3-1
4-1
5-3
6-1
7-312
8. А.В. Суворов
2 вариант
1-1
2-3
3-2
4-3
5-1
6-2
7-241
8. П.А. Румянцев
Задание 1. Запишите, какими делами и свершениями вошли в историю России нижеперечисленные деятели?
Г. А. Потемкин-Таврический – фаворит и ближайший помощник Екатерины II. Способствовал освоению Новороссии и Крыма.
П. А. Румянцев-Задунайский – российский полководец, участник Семилетней и русско-турецкой 1768—1774 войны. Одержал победы при Ларге и Кагуле.
А. Г. Орлов-Чесменский – фаворит Екатерины II. Официально командовал русским флотом в Чесменском сражении.
А. В. Суворов-Рымникский – выдающийся русский полководец, генералиссимус. В русско-турецких войнах 1768—1774 и 1787—1791 одержал победы при Козлудже, Кинбурне, Фокшанах, Рымнике и Измаиле.
Ф. Ф, Ушаков – выдающийся русский флотоводец, адмирал. Один из создателей Черноморского флота. В русско-турецкую войну 1787—1791 одержал победы в Керченском сражении, у Тендры, Фидониси и Калиакрии.
Кто еще, на ваш взгляд, достоин быть в числе перечисленных военных деятелей того времени? Почему?
Г.А.Спиридонов – российский полный адмирал (1769 год), прославился разгромом турецкого флота в ходе Чесменского сражения.
М.И.Кутузов — русский полководец, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.
Задание 2. Соотнесите событие и его дату.
1 – Б;
2 – В;
3 – Г;
4 – Д;
5 – Е;
6 – А.
Какие события не вошли в данный перечень? Дополните его, используя справочную литературу и интернет-ресурсы.
1774 – Кючук-Кайнарджийский договор, присоединение территории между Южным Бугом и Днепром.
1788 – взятие Потемкиным крепости Очаков.
Лето 1789 – сражение при Фокшанах и Рымнике.
1791 – Ясский мирный договор.
Задание 3. Используя текст учебника, раскройте значение понятий.
Коалиция – политический или военный союз государств, договорившихся о совместных действиях в тех или иных вопросах международных отношений для достижения определенной цели.
Вооруженный нейтралитет – союз России, Дании и Швеции в 1780—1783 гг. с целью охраны торгового мореплавания нейтральных стран.
Буферное государство – приграничное государство, создаваемое другим государством для защиты собственных границ от внешних врагов.
Эскадра – крупное соединение военных кораблей под командованием одного начальника.
Задание 4. На контурной карте отметьте разными цветами границы России в начале и в конце правления Екатерины II.
Задание 5.Запишите в таблицу главные итоги нижеперечисленных событий.
Задание 7. Самостоятельно составьте таблицу по основным направлениям внешней политики Екатерины II и её результатам. Обсудите таблицу в классе.
Задание 8. Адмирал Ф.Ф.Ушаков в 2000 г. был канонизирован Русской православной церковью как общероссийский святой. Найдите информацию, объясняющую причины канонизации одного из выдающихся военных деятелей России. Почему, по-вашему, не канонизированы другие выдающиеся русские полководцы и флотоводцы того времени?
Ф.Ф. Ушаков был канонизирован по ряду причин:
Флотоводец берег жизнь каждого своего солдата. Своим примером и талантом он воспитал и оставил после себя целое поколение русских моряков, которые стали образом доблестного российского флота. Известно, что из 43-х морских сражений не проиграл ни одного, ни один российский корабль под его командованием не был потерян, ни один матрос не попал в плен к врагу. Один из создателей Черноморского флота и с 1790 года — его командир, Ушаков одержал ряд крупнейших побед над турецким флотом, что позволило России установить прочный мир в Крыму и др.
Также известно, что он вел праведную жизнь. Знаменитый флотоводец был глубоко верующим человеком. Каждое дело, каждую битву он всегда начинал с молитвы и завершал ею же. После окончания службы он регулярно посещал Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, много времени уделял участию в богослужениях, молитве, в Великий пост жил в монастыре в отдельной келии.
Федор Ушаков активно помогал бедным и нищим, а также устроил госпиталь для солдат войны 1812 года и моряков. Пожертвовал Соборной церкви монастыря богослужебные сосуды, Евангелие, украшения на престол и на жертвенник.
Таким образом, церковь канонизировала Федора Ушакова не столько за его ратные заслуги, сколько за праведную христианскую жизнь, следование в каждом деле евангельским истинам. В то время как другие полководцы и флотоводцы, несмотря на их достижения в военной искусстве, не отличались такой набожностью и благочестием.
Тест по истории Внешняя политика Екатерины II 8 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 15 заданий.
1. Выберите из списка три основные задачи внешней политики, которые стояли перед правительством Екатерины II. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выход России к Чёрному морю
2) выход России к Каспийскому морю
3) присоединение территории Поволжья
4) возвращение в состав России Левобережной Украины
5) возвращение в состав России Правобережной Украины
6) обеспечение безопасности завоеваний в Прибалтике
2. Кто возглавил русские войска в битве у реки Ларги в июне 1770 г.?
1) П.А. Румянцев
2) М.И. Кутузов
3) Б.П. Шереметев
4) А.М. Курбский
3. В каком году произошло сражение в Чесменской бухте, когда эскадра Балтийского флота под командованием А.Г. Орлова и Г.А. Спиридова уничтожила турецкую эскадру?
1) 1762 г.
2) 1767 г.
3) 1770 г.
4) 1785 г.
4. Где был заключён мир после первой Русско-турецкой войны?
1) Стамбуле
2) Париже
3) Кючук-Кайнарджи
4) Хотине
5. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) указ Александра I о принятии Грузии в вечное подданство России
2) обращение Ираклия II к Екатерине II с просьбой принять Грузию под покровительство России
3) заключение Георгиевского трактата между Россией и Картли-Кахетией
4) указ Павла I о принятии Грузии в подданство России
6. О присоединении к России какой территории Екатерина II издала манифест в 1783 г.?
1) Северного Кавказа
2) Крыма
3) Восточного Средиземноморья
4) Южного побережья Чёрного моря
7. После какого сражения выдающийся полководец А.В. Суворов получил титул графа по месту этого сражения?
1) взятия крепости Измаил
2) сражения при Фокшанах
3) сражения при Рымнике
4) сражения при Кинбурне
8. В каком году началась вторая Русско-турецкая война в правление Екатерины II?
1) 1762 г.
2) 1768 г.
3) 1785 г.
4) 1787 г.
9. Одним из условий Ясского мира было(-а)
1) признание Турцией всех завоеваний России
2) передача Турции территории Северного Причерноморья
3) разоружение турецкой и российской армий
4) передача территорий, завоёванных Россией, под контроль Австрии
10. Назовите флотоводца России, который командовал русской эскадрой в битвах в Керченском проливе и у мыса Калиакрия.
1) Г.А. Потёмкин
2) А.В. Суворов
3) Ф.Ф. Ушаков
4) Б.П. Шереметев
11. Какие государства принимали участие в разделах Речи Посполитой наряду с Российской империей во второй половине XVIII в.?
1) Австрия и Англия
2) Австрия и Пруссия
3) Англия и Германия
4) Италия и Пруссия
12. Согласно Греческому проекту Екатерины II, предполагалось создание Греческой империи, зависимой от России, со столицей в городе
1) Афинах
2) Константинополе
3) Херсонесе
4) Будапеште
13. Какую позицию заняла Россия во время войны английских колоний в Северной Америке за независимость?
1) Россия выставила войска для поддержки Англии
2) Россия признала независимость Соединённых Штатов Америки
3) Россия признавала любое восстание незаконным
4) Россия отправила флот для подавления восстания
14. Установите соответствие между событиями и датами.
А) подписание Ясского мира
Б) сражение у реки Кагул
В) начало первой Русско-турецкой войны в годы правления Екатерины II
Г) первый раздел Речи Посполитой
1) 1768 г.
2) 1770 г.
3) 1772 г.
4) 1791 г.
15. Отметьте один из итогов внешней политики Екатерины II.
1) увеличение населения Российской империи
2) присоединение Левобережной Украины
3) сокращение территории России
4) заключение союза с революционной Францией
1. Отметьте три цели внешней политики Российской империи во второй половине XVIII в. Запишите цифры под которыми они указаны.
1) выход к Балтийскому морю
2) выход к Чёрному морю
3) выход к Северному Ледовитому океану
4) присоединение Крыма
5) возвращение в состав России Правобережной Украины
6) возвращение в состав России Левобережной Украины
2. В каком году началась первая Русско-турецкая война в правление Екатерины II?
1) 1762 г.
2) 1768 г.
3) 1775 г.
4) 1785 г.
3. Кто возглавил русскую эскадру Балтийского флота в сражении в Чесменской бухте?
1) Б. Шереметев и А. Меншиков
2) А. Орлов и Г. Спиридов
3) К Минин и Д. Пожарский
4) А. Суворов и М. Кутузов
4. Что послужило главной причиной, по которой был заключён мир в первой Русско-турецкой войне в годы правления Екатерины II?
1) русская армия утратила боевую готовность
2) Османская империя заключила союзнические договоры практически со всеми странами Европы
3) Россия вынуждена была задействовать войска в борьбе с крестьянскими волнениями
4) русской армии не хватало орудий и боеприпасов
5. Назовите три условия принятия Георгиевского трактата 1783 г. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Грузия сохраняла право ведения собственной внешней политики
2) Грузия сохраняла внутреннюю самостоятельность
3) Грузия принимала покровительство России
4) внутренняя политика Грузии полностью определялась правительством России
5) Грузия отказывалась от собственной армии
6) Россия выступала гарантом независимости Грузии
6. В каком году произошло присоединение Крыма к России?
1) 1701 г.
2) 1765 г.
3) 1783 г.
4) 1792 г.
7. Как называется книга выдающегося русского полководца А.В. Суворова?
1) Наука побеждать
2) Искусство войны
3) Великие победы
4) Воспоминания и размышления
8. В каком году произошло взятие неприступной крепости Измаил войсками под командованием А.В. Суворова?
1) 1762 г.
2) 1768 г.
3) 1783 г.
4) 1790 г.
9. Где был заключён мир после второй Русско-турецкой войны в правление Екатерины II?
1) в Яссах
2) в Каменец-Подольском
3) в Херсоне
4) в Кременчуге
10. Инициатором присоединения Крыма и человеком, который реализовал это направление внешней политики России, был
1) А.В. Суворов
2) Ф.Ф. Ушаков
3) Б.П. Шереметев
4) Г.А. Потёмкин
11. Кто возглавил восстание в Польше, направленное против разделов земель Речи Посполитой соседними государствами во второй половине XVIII в.?
1) С. Понятовский
2) А. Орлов
3) Т. Костюшко
4) Владислав IV
12. Как складывались отношения России и Швеции в годы правления Екатерины II?
1) Швеция была постоянным союзником России в борьбе с Турцией
2) Швеция воевала с Россией и пыталась возвратить Балтийское побережье, но после поражения признала итоги Северной войны
3) Швеция вернула земли Балтийского побережья, потерянные в ходе Северной войны
4) Швеция не вела самостоятельной внешней политики
13. Как отнеслась Екатерина II к революционным событиям во Франции в конце XVIII в.?
1) Екатерина II поддержала революционеров и их преобразования
2) Екатерина II выступала за смещение королевской французской династии
3) Екатерина II поручила подготовить побег французского короля Людовика XVI, разорвала торговые и дипломатические отношения с революционной Францией
4) Екатерина II приказала подготовить русскую армию для поддержания завоеваний революционной Франции
А) подписание Кючук-Кайнарджикского мира
Б) второй раздел Речи Посполитой
В) битва у реки Ларги
Г) сражение при Фокшанах
1) 1770 г.
2) 1774 г.
3) 1789 г.
4) 1793 г.
15. К итогам правления Екатерины II можно отнести
1) значительный рост территории России, присоединение к ней множества новых территорий
2) сокращение населения России
3) уменьшение влияния морского флота России
4) улучшение отношений с Англией вследствие поддержки политики Англии в борьбе с её североамериканскими колониями
Ответы на тест по истории Внешняя политика Екатерины II 8 класс
1 вариант
1-156
2-1
3-3
4-3
5-2341
6-2
7-3
8-4
9-1
10-3
11-2
12-2
13-2
14-4213
15-1
2 вариант
1-245
2-2
3-2
4-3
5-236
6-3
7-1
8-4
9-1
10-4
11-3
12-2
13-3
14-2413
15-1
Привет! Я совсем ничего не помню!
Привет! Я совсем ничего не помню! Помоги мне вспомнить, как меня зовут и, что со мной произошло!
Говорят, что я сказочный персонаж. А как меня зовут? А из какой я сказки?______________________________________А кто меня придумал? __________________
Я ведь должен был где-то жить?____________________________
А что случилось дальше? Никак не получается вспомнить.«Спал Чебурашка крепко, он, конечно, не слышал, _________________________________________________________________________________________.
Помоги Чебурашке вспомнить путь:А) Остров-сад-моря-океаны-магазин;Б) Сад-остров-океаны-моря-магазин;В) Океаны-остров-сад-магазин-моря;
А почему я не мог сидеть на столе? ___________________________________________________________________.
А почему меня не взяли в зоопарк?1)______________________________________________.2)_______________________________________________________________________________________________________________.
Выходит, что я никому не нужен? Меня даже назвали «бракованной игрушкой», хоть я и не понимаю, что это значит. _________________________________________________________.
Может быть Вы поможете найти мне друзей?Сделайте про меня рекламу. Синквейн Существительное__________________________Два прилагательных______________________________Три глагола _______________________________________Фраза (ассоциация)__________________________________Синоним_____________________________
Спасибо Вам большое! Надеюсь, что совсем скоро я найду здесь самых настоящих и самых верных друзей! До встречи! Встретимся на страницах книги!