Развитие воображения дошкольников курсовая работа

Развитие воображения дошкольников курсовая работа Диссертации
Содержание
  1. Введение
  2. Подобные документы
  3. По окончании развивающего этапа (через 60 дней) нами был проведен контрольный эксперимент по определению влияния развивающих занятий на динамику развития воображения дошкольников в экспериментальной группе.
  4. Игра воображение дошкольный психологический
  5. Приложение 1
  6. Итак, воображение — это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.
  7. Таблица 1. Список детей экспериментальной группы

Введение

Актуальность темы.Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.Объектом исследования является развитие воображения у детей дошкольного возраста.Особенности развития творческого воображения у детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.Развитие творческого воображения происходит в процессе изодеятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности являются художественно-дидактические упражнения.- раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;- определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;- разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;- определить возможные пути развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе изодеятельности;- провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста;- разработать рекомендации по развитию творческого воображения у детей.Исследования проводятся на базе МДОУ «Детский сад № 1», общеразвивающего вида. Село Измалково, Измалковский район, Липецкая область. Продолжительность исследования 2 месяца. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
1.1. Понятие о воображении

Цель: определить, насколько высок уровень развития творческого воображения у детей исследуемой группы.Оборудование: бланк №1 (см. приложение №1)Ход занятия: Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.Обработка результатов (см. приложение №1): Все работы детей можно поделить на 4 группы:1 группа — оригинальные изображения во всех 3х случаях.2 группа — оригинальные изображения в 2х случаях.3 группа — оригинальные изображения в одном случае.4 группа — нет оригинальных изображений.Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.Констатирующий эксперимент.Вывод: Полученные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы: Круг — солнце, шарик;Квадрат — телевизор, портфель, дом;Треугольник — елка, дом, человек.2.2. Формирующие экспериментыДалее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была развитие творческого воображения в процессе изодеятельности. Для этого использовались следующие методики:
1) упражнение «Три краски»2) модифицированный тест Роршаха3) упражнение «Волшебники» (Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»)Упражнение «Три краски».Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и воображения у детей.Оборудование: краски и бумага.Ход занятия: Ребенку предлагали взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. Потом ответить на вопросы: На что похож рисунок? Какое название вы дали бы своей картине?Обработка результатов (см. приложение №2):1 человек — 4 названия 7%3 человека — по 3 названия 20%5 человек — по 2 названия 33% 6 человек — по 1 названию 40%Модифицированный тест Роршаха.Цель: развить у детей творческое воображение; научить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами. Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.Ход занятия: Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.Обработка результатов (см. приложение №2):Саша Зима — 4 названия.Илюша Л. и Влад Г. — по 3 названия.Уровни развития.Цель: развитие воображения на базе чувств и эмоций.Оборудование: краски, бумага, фигурки волшебников.Ход занятия: Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».Обработка результатов (см. приложение №2): дети попытались передать свои чувства переживания добра и зла в образах, у многих получились очень интересные рисунки. В этих образах достаточно просто отличить доброго волшебника от злого.Вывод: в результате формирующего эксперимента была сделана попытка развития воображения через фантазию («Три краски»), образное мышление (тест Роршаха) и эмоции («Волшебники») посредством изодеятельности.2.3. Контрольный эксперимент
Цель: На основе проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов. Снова использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры».Тест креативности.Цель: определить, насколько сильно изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующих экспериментов.Оборудование: бланк №1 (см. приложение №1)Ход занятия: Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры как и в констатирующем эксперименте.Обработка результатов (см. приложение №3): Оригинальных изображений 24.Контрольный экспериментВывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ показали, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели — оригинальных изображений 24, а, следовательно, уровень развития творческого воображения у детей повысился.Заключение.Универсальные творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо-собностей в дошкольном возрасте являются: Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе-ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направлен-ность.Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышле-ния.Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических упражнений; рисование на темы; выразительные средства живописи. Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.Процесс изобразительной деятельности создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.Для исправления сущест-вующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффек-тивное развитие творческих способностей дошкольников: Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да-вать детям задания творческого характера.Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. Использование специальных игр, развивающих творческие способ-ности детей.Работа с родителями.Литература1. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 — 319/2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. — М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. — 112с.3. Веккер Л. М. Психические процессы. — Т.1 — л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 — 271. Представление / воображение/: 278 — 295.4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. — Т. 2 — М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 — 455/.5. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 — 123.6. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 — 59.7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 — 51.8. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.9. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 — 7. Воображение и практическая деятельность: 8 — 30. Воображение как отражение действительности: 31 — 85. Воображение и научное познание мира: 86 — 131/.10. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. — № 2. с. 41 — 46.11. Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 — 87/.12. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 — 39. Воображение и игровая деятельность: 83 — 97. Чувственное отображение и воображение: 113 — 122. Воображение и мышление: 122 — 138/.13. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 — 108.14. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. — Тбилиси, 1972.15. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. — 4е. издание — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. — Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 — 271.16. Найссер У. Познание и реальность. — М. 1981. /Воображение и память: 141 — 165/.17. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. — М. 1990. /Представление и воображение: 80 — 100/.18. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. — Т. 1 — М., 1989. /Воображение 344 — 360/.19. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. — Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 — 24. Теоретические концепции фантазии: 25 -78. Психологические механизмы фантазии: 169 — 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 — 270/.20. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240с., ил. — /Серия: «Вместе учимся, играем»/.Приложение № 1. Констатирующий эксперимент
Таблица № 1. Результаты проведения методики Е. Торренса «Неполные фигуры»(+) — оригинальное изображениеПолучено 7 оригинальных изображений.Бланк № 1 (Для методики Е. Торренса)Приложение № 2. Формирующий экспериментТаблица № 2.Результаты проведения методики «Три краски»Таблица № 3.Результаты проведения модифицированного теста Роршаха.Таблица № 4.Приложение № 3. Контрольный эксперимент
Таблица № 5.Результаты проведения методики Е. Торренса «Неполные фигуры»

Читайте также:  Концепция идеального государства реферат

Подобные документы

Развитие воображения дошкольников курсовая работа

По окончании развивающего этапа (через 60 дней) нами был проведен контрольный эксперимент по определению влияния развивающих занятий на динамику развития воображения дошкольников в экспериментальной группе.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

по дисциплине «Общая психология»

на тему: «Развитие воображения у детей старшего

Выполнила: студентка заочной формы обучения

ведрова елена ивановна

Улан — Уд 2014

Игра воображение дошкольный психологический

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Елецкий Государственный Университет им. И. А. Бунина

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Выполнил: студент 3 курса

Зубарев Д. М.

Приложение 1

В контрольной группе при повторном обследовании положительная динамика в развитии воображения не отмечается.

Таблица 7. Результаты повторного исследования в контрольной группе

Таблица 8. Сравнительный анализ результатов развития воображения в экспериментальной и контрольной группах

Анализ диагностического исследования показал, что уровень воображения в экспериментальной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с контрольной группой, стал значительно выше что свидетельствует о положительном влиянии данной программы на развитие воображения и познавательных процессов в целом (таблица 8).

Вывод: Таким образом, мы видим, что предложенная программа положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники старшей группы А научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.

Следует отметить, что сроки проведения эксперимента в силу обстоятельств были сокращены до 2-х месяцев, из чего следует предположение о том, что более продолжительное реализация данной программы в целях дальнейшего развития воображения даст более значительную динамику.

Читайте также:  Строение и эволюция вселенной реферат

Для обработки результатов эмпирического исследования использовался метод ранговой корреляции Спирмена. В данном случае коэффициент ранговой корреляции применялся, чтобы проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у испытуемых и насколько варьируют ранговые показатели у группы в ситуации «до» и «после».

Таким образом, наша гипотеза о влиянии данной развивающей программы на формирование воображения дошкольников подтвердилась.

Проведенное изучение и интерпретация полученных результатов полностью подтвердили выдвинутую в курсовой работе гипотезу: использование развивающей программы игр и упражнений (адаптированной автором) в работе с детьми дает положительную динамику в развитии воображения.

Итак, воображение — это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Таблица 4. Результаты исследования в контрольной группе

В таблице 5. отображены средние показатели, полученные в результате суммирования индивидуальных результатов контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 5. Таблица средних показателей

Выводы: В воспитательном процессе данного дошкольного общеобразовательного учреждения проблеме развития воображения уделялось недостаточное внимание. В связи с этим работы воспитанников не отличались эмоциональностью и красочностью, правда, в некоторых работах можно было выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако, они все же отличались непроработанностью деталей.

Читайте также:  Дано служебное слово языка паскаль procedure значение служебного слова

Таблица 1. Список детей экспериментальной группы

В экспериментальной группе 5 девочек и 5 мальчиков.

Таблица 2. Список детей контрольной группы

В контрольной группе 4 девочек и 6 мальчиков.

Оцените статью
VIPdisser.ru